Одм 218 металлические гофрированные трубы

Обновлено: 25.04.2024

1 Разработан: Обществом с ограниченной ответственностью "Центр Дорпроект" совместно с ФГУП "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии" (НИИ мостов), при участии ООО "Мегатех инжиниринг", ООО "МГК проект".

2 Внесен: Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ.

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на дорожные водопропускные трубы из спиральновитых металлических гофрированных секций, скрепляемых в единую конструкцию при помощи бандажных соединений.

1.2 Настоящий документ содержит рекомендации по применяемым материалам и изделиям, рекомендации по расчетам и проектированию спиральновитых металлических гофрированных труб, правила производства и приемки работ, мероприятия по обеспечению безопасности производства работ и охраны окружающей среды.

2 Нормативные ссылки

ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза Безопасность автомобильных дорог. Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82) Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 9.304-87 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89) Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.315-91 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия алюминиевые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 9.407-2015 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида

ГОСТ 12.3.005-75 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 1050-2013 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1577-93 Прокат толстолистовой и широкополосный из конструкционной качественной стали. Технические условия

ГОСТ ISO 4032-2014 Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В (Введен в действие с 01.01.2017)

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14637-89 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 16523-97 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

Одм 218 металлические гофрированные трубы


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ СТРУКТУР НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН)

1 РАЗРАБОТАН: Центральным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ОАО ЦНИИС) с учетом замечаний и предложений Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС", Союздорпроект, ЗАО "Институт "Стройпроекта" (С.-Петербург), ОАО "Трансмост" (С.-Петербург).

2 ВНЕСЕН: Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВЗАМЕН ВСН-176-78

Методические рекомендации распространяются на проектирование и постройку водопропускных сооружений с использованием металлических гофрированных структур комплектной поставки на автомобильных дорогах всех категорий для различных дорожно-климатических зон.

ГОСТ 19007-73* Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания

ГОСТ 9.407-84* Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида

ГОСТ 15140-78* Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 12.3.005-75 ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 17066-94* Прокат тонколистовой из конструкционной низколегированной стали. Технические условия

ГОСТ 1050-88* Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 19281-89* Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 4543-71* Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия

ГОСТ 5915-70* Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 24705-2004 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая

ГОСТ 11371-78* Шайбы. Технические условия

ГОСТ 22245-90* Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 6617-76* Битумы нефтяные строительные. Технические условия

ГОСТ 8736-93* Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 3640-94 Цинк. Технические условия

ГОСТ 15902.3-79* Полотна нетканые. Методы определения прочности

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 27772-88 Прокат для стальных конструкций

ГОСТ Р 51285-99* Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия

ГОСТ 9.304-87 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 25129-82 Грунтовка ГФ-021. Технические условия

ГОСТ 7313-75 Эмали ХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия

СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений

СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения

СНиП II-23-81* Стальные конструкции

СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии

СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования.

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства

СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства

СП 11-103-97 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства

СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик

СП 32-101-95 Проектирование и устройство фундаментов опор мостов в районах распространения вечномерзлых грунтов

ВСН 176-78 и дополнение к нему N 1 и N 2 от 1984 и 1985 г. Инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб

Методические рекомендации по проектированию и строительству водопропускных труб из металлических гофрированных элементов. М., Росавтодор, 2003 г.

ПМП-91 Пособие к СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки

Методические рекомендации по гидравлическому расчету металлических гофрированных труб. М., ЦНИИС, 1979 г.

Методические рекомендации по применению габионных конструкций в дорожно-мостовом строительстве*. М., 2000 г.

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

ОДМ 218.1.001-2005 Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

3 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Металлические гофрированные структуры (МГС) - металлические (стальные) гофрированные листы расчетной толщины, подготовленные к сборке - изогнутые по форме соответствующей части контура будущего сооружения (металлической гофрированной трубы), покрытые слоем расчетной толщины коррозионной изоляции, имеющие заранее просверленные отверстия для сборки требуемого контура сооружения крепежными элементами.

Металлические гофрированные трубы (МГТ) - сооружение из гофрированных металлических структурных элементов, имеющее замкнутый или открытый снизу контур, размещаемое под грунтовой насыпью, предназначенное для пропуска постоянного или временного водотока, либо для пропуска пешеходов или наземного транспорта. МГТ могут служить также основным элементом противообвальных и лавинозащитных галерей.

Грунтовая (армогрунтовая) обойма - массив грунта, окружающий МГТ, отсыпанный из дренирующего, тщательно уплотненного грунта, ограниченный размерами, определенными для конкретного сооружения, предназначенный для восприятия сжимающих напряжений при работе под полезной нагрузкой совместно с МГТ, что достигается в ряде расчетных случаев не только уплотнением, но и дополнительным усилением объема обоймы армированием геотекстильной арматурой, включением в конструкцию обоймы геомембраны, бетонных упоров и других конструктивных элементов.

Армирование грунта - выполняется полотнищами геотекстильной арматуры, укладываемой при послойной отсыпке грунта, для усиления несущей способности при сопротивлении на сжатие и срез грунтовых массивов и восприятия части растягивающих напряжений в грунтовой обойме МГТ и в теле насыпи при недостаточной ее устойчивости. Армирование выполняется по расчету.

Армогрунтовая мембрана (геомембрана) - конструкция, состоящая из грунтового слоя в замкнутой оболочке из армирующих полотнищ, предназначенная для восприятия растягивающих напряжений и равномерного распределения давления на МГТ от вышележащих слоев грунта и полезной нагрузки.

Геотекстильная арматура - тканые и нетканые полотнища из синтетических материалов, плоские и объемные решетки из синтетических лент, пластины из вспененных пластиков, используемые для армирования грунтовых массивов.

Безнапорный режим работы МГТ - ламинарное течение воды при пропуске водного потока через МГТ в водопропускном сооружении с гарантированным обеспечением исключения возникновения турбулентности при расчетном и максимальном расходах.

Защитное покрытие МГС - изолирующий антикоррозионный слой цинка или алюминия, нанесенный на МГС, может быть дополнительно усилено обмазкой полимерными составами перед засыпкой МГТ.

Крепеж МГС - элементы болтового объединения МГС в конструкцию МГТ в виде болтов, гаек и шайб, имеющих форму поверхностей, прилегающих к конструкции, соответствующих кривизне гофра, и защитное антикоррозийное покрытие.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Обеспечение потребительских свойств водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур (МГС)

4.1.1 Водопропускные сооружения с использованием гофрированных структур являются важнейшими конструктивными элементами автомобильных дорог. От их работы зависит общее состояние дороги и обеспечение безопасности движения по ней автотранспорта и охраны окружающей среды. Металлические гофрированные трубы (МГТ) применяются на автомобильных дорогах всех категорий.

4.1.2 Водопропускные МГТ следует использовать как для пропуска периодически действующих водотоков, так и для пропуска постоянных водотоков. Допускается применение МГС для удлинения существующих бетонных, железобетонных и каменных труб при уширении проезжей части и реконструкции дорог, а также для замены мостов и путепроводов.

4.1.3 Конструкции водопропускных сооружений из МГС работают только совместно с грунтом засыпки (система "МГТ - грунтовая обойма"), что достигается конструктивным решением грунтовой обоймы с требуемым уровнем плотности грунта, с армированием обоймы в необходимых случаях и строгим соблюдением технологии.

4.1.4 Проекты водопропускных сооружений с применением МГС должны строго соответствовать положениям Федерального закона "О техническом регулировании" N 184-ФЗ, обладать обязательным набором потребительских свойств и удовлетворять требованиям, предъявляемым к этим потребительским свойствам:

Рекомендации по капитальному ремонту водопропускных труб методом гильзования металлическими гофрированными спиральновитыми трубами

Предисловие

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН: Обществом с ограниченной ответственностью "ТУБОРУС" группой компаний "ТОЧИНВЕСТ"

2 ВНЕСЕН: Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на водопропускные трубы автомобильных дорог и содержит рекомендации по капитальному ремонту труб методом гильзования с использованием металлических гофрированных спиральновитых труб.

1.2 Настоящий документ содержит рекомендации по производству и контролю работ, а также применяемым материалам.

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8269.1-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Метод определения плотности

ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 17623-87 Бетоны. Радиоизотопный метод определения средней плотности

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ.

ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к провидению промежуточной приемки выполненных работ.

ГОСТ 32867-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования.

ГОСТ 34180-2017 Прокат стальной тонколистовой холоднокатаный и холоднокатаный горячеоцинкованный с полимерным покрытием с непрерывных линий. Технические условия

ГОСТ Р 52246-2016 Прокат листовой горячеоцинкованный. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 капитальный ремонт: Ремонт сооружения с возможной заменой конструктивных элементов для устранения физического износа, поддержания и улучшения эксплуатационных свойств без изменения функционального назначения и основных параметров.

3.2 гильзование: Восстановление несущей способности дефектной трубы путем установки внутри нее дополнительной трубы максимально возможного диаметра и заполнения образовавшихся пустот между трубами бетонной смесью.

3.3 спиральновитая металлическая гофрированная труба (СВМГТ): Труба, определенной длины и размера отверстия, собранная из отдельных секций СВМГТ, скрепленных между собой бандажным соединением.

3.4 секция спиральновитой металлической гофрированной трубы: Изделие из оцинкованной или покрытой полимером листовой стали расчетной толщины, изготовленное методом гофрирования и спиральной навивки.

3.5 бандажное соединение: Соединение секций спиральновитой металлической гофрированной трубы путем стягивания при помощи болтового или шпилечного соединения концов одного или двух сформированных по форме трубы гофрированных или гладких листов (по принципу хомута).

3.6 прочностные характеристики спиральновитой металлической гофрированной трубы: Физико-механические показатели, характеризующие способность трубы при допустимых деформациях выдерживать постоянные и временные проектные нагрузки в течение периода эксплуатации.

3.7 несущая способность: Характеристика трубы, определяемая максимальным действием постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок, воздействие которых является безопасным для ее элементов при расчете по первому предельному состоянию.

3.8 гидравлические характеристики водопропускной трубы: Геометрические показатели, характеризующие способность водопропускной трубы обеспечивать пропускание водных потоков с проектной производительностью.

3.9 элементы конструкции бетонной и железобетонной водопропускной трубы: Звено, оголовок, фундамент (если он предусмотрен), гидроизоляция, лоток.

3.10 технологическая карта: Технологический документ, содержащий описание операций технологического процесса, применяемого оборудования и инструмента.

4.1 Капитальный ремонт водопропускных труб автомобильных дорог должен проводиться в соответствии с проектом, требованиями технических регламентов и нормативных документов 10*, для обеспечения долговременной защиты земляного полотна от негативного влияния пропускаемых через трубы расходов воды. Ремонту методом гильзовая подвергаются трубы, сужение отверстия которых не повлияет на пропуск необходимого водного потока, не утратившие несущей способности имеющие следующие дефекты:

* Поз.[1], [2] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

- отклонение геометрического положения элементов трубы более чем на 3,0% от диаметра трубы;

- нецелесообразность мелкого ремонта.

4.2 Гильзование с использованием СВМГТ позволяет:

- проведение ремонтных работ без остановки движения по автомобильной дороге, (без устройства временных объездов);

- решить задачу ремонта водопропускных труб в "стесненных условиях";

- сократить сроки ремонта (до 2-х рабочих дней);

- снизить стоимость ремонта;

- увеличить прочностные и эксплуатационные характеристики;

- гарантировать срок эксплуатации до 50 лет (по [3] п.7.6);

- восстановить водопропускную способность трубы.

4.3 При подборе диаметра гильзы необходимо обеспечить минимальное сужение внутреннего диаметра аварийного сооружения.

5 Требования к материалам и изделиям

5.1 Для капитального ремонта водопропускных труб под автодорогами методом гильзования рекомендуется применять СВМГТ имеющие, как правило, следующие параметры:

- внутренние диаметры СВМГТ (по впадинам волны гофра - наименьший диаметр) составляют от 0,5 до 3,4 м;

- основные типы гофра 68х13 мм, 125х26 мм, толщина листового проката от 2,0 до 3,5 мм;

- длина секций СВМГТ составляет, как правило, до 13,5 м и ограничена возможностями транспортного средства при перевозке и условиями монтажа;

- рекомендуется применять секции СВМГТ и бандажные соединения изготовленные из углеродистой и низкоуглеродистой горячеоцинкованной стали с классом покрытия не ниже Ц600 (Z600) и класса прочности не ниже 245 по ГОСТ Р 52246-2016 или соответствующим зарубежным стандартам, например 2, аналогичного проката с дополнительным полимерным покрытием HDPE, нанесенным поверх слоя цинка, толщиной не менее 300 мкм по ГОСТ 34180-2017 или соответствующим зарубежным стандартам, например 2;

5.2 Металлические гофрированные спиральновитые трубы должны удовлетворять требованиям [3] п.6.1.

Примечание - Подбор конкретных типов труб выполняется в процессе проектирования капитального ремонта, с учетом внешних нагрузок, состояния дефектной трубы и других факторов.

5.3 Секции СВМГТ должны стыковаться друг с другом при помощи бандажных соединений, выступающих за наружный диаметр трубы не более чем на 200 мм.

5.4 Бандажи могут быть изготовлены по [3] п.6.1.4 из гофрированного металла со спиральным или кольцевым расположением гофров. Для труб диаметром менее 1 м допускается применение гладких бандажей. Допускается применение бандажей конструкцией отличной от указанной выше.

5.5 Бетон для межтрубного пространства должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-2015. Класс прочности на сжатие должен быть не ниже В25. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости должны соответствовать требованиям [4].

Для омоноличивания сборных конструкций следует применять бетон класса по прочности на сжатие не ниже принятого для стыкуемых элементов

5.6 Бетонная смесь при укладке должна обладать подвижностью и иметь марку не ниже П4 по ГОСТ 7473-2010.

5.7 В качестве крупного заполнителя рекомендуется применять щебень из естественного камня или из гравия, который должен отвечать требованиям ГОСТ 8267-93. Применение крупных заполнителей из осадочных горных пород не допускается. Для приготовления бетонной смеси допускается применение щебня и гравия с размерами фракции не более 10 мм. Зерновой состав каждой фракции должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-2015.

5.8 Для бетонной смеси должны применяться пески, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-2014. Зерновой состав песка должен соответствовать кривой просеивания, приведенной в ГОСТ 26633-2015. Модуль крупности песка должен быть равен величине от 2 до 3. Содержание в песке пылевидных, илистых и глинистых частиц не должно превышать 0,5%.

5.9 Вода для затворения бетонной смеси и приготовления химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011.

5.10 Для бетона, используемого для заполнения пазух следует применять следующие химические добавки:

ОДМ 218.4.4.001-2020 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ СПИРАЛЬНОВИТЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ТРУБ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1 Разработан: Обществом с ограниченной ответственностью "ГЕОПРОЕКТ" совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Мегатех инжиниринг" в соответствии с государственным контрактом от 18.02.2019 N ФДА 47/11.

3 Издан распоряжением Федерального дорожного агентства от "02" февраля 2020 г. N 355-р

1.1 Настоящий ОДМ предназначен для органов управления автомобильных дорог и организаций, выполняющих работы по проектированию и строительству дорожных искусственных сооружений, а также производителей спиральновитых металлических гофрированных труб.

1.2 ОДМ устанавливает рекомендации по методике оценки долговечности спиральновитых металлических гофрированных труб, используемых в дорожном строительстве.

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Технический регламент таможенного союза TP ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. N 827)

ГОСТ 9.040-74 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Металлы и сплавы. Расчетно-экспериментальный метод ускоренного определения коррозионных потерь в атмосферных условиях

ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89, СТ СЭВ 4663-84). Государственный стандарт Союза ССР. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013). Межгосударственный стандарт. Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ Р ИСО 16809-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль неразрушающий. Контроль ультразвуковой. Измерение толщины

ГОСТ 21964-76 (СТ СЭВ 2603-80) Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики (с Изменениями N 1, 2, 3)

ГОСТ 22733-2016 Межгосударственный стандарт. Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 23732-2011 Межгосударственный стандарт. Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 26883-86 Межгосударственный стандарт. Внешние воздействующие факторы. Термины и определения

ГОСТ 30693-2000 Межгосударственный стандарт. Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

ГОСТ 30630.0.0-99 Межгосударственный стандарт. Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования

ГОСТ 30630.2.5-2013 Межгосударственный стандарт. Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие соляного тумана

ГОСТ 32871-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования

ГОСТ 33146-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Методы контроля

ГОСТ Р 55614-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль неразрушающий. Толщиномеры ультразвуковые. Общие технические требования

ГОСТ Р 58654-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Трубы металлические гофрированные спиральновитые. Технические условия

ГОСТ Р 55877-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение износостойкости внутренней поверхности

ГОСТ 8736-2014. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9.311-87. Государственный стандарт Союза ССР. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Метод оценки коррозионных поражений

СП 28.13330.2017. Свод правил. Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85

СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*

3.1 аварийное (предельное) состояние искусственного дорожного сооружения из спиральновитой металлической гофрированной трубы (СВМГТ): Категория технического состояния сооружения, характеризующаяся повреждениями и деформациями, ведущими к разрушению сооружения и прекращению или ограничению движения транспортных средств.

3.2 агрессивная среда: Среда, вызывающая разрушение материалов и изделий из них или ухудшение их свойств.

3.3 биопереход трубного типа: Искусственное дорожное сооружение, обеспечивающее пропуск мелких животных, пресмыкающихся и земноводных под полотном дороги.

3.4 внешние воздействующие факторы (ВВФ): Явление, процесс или среда, внешние по отношению к изделию или его составным частям, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия в процессе эксплуатации.

3.5 водопропускная труба: Искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска малых расходов воды под насыпью автомобильной дороги, имеющее грунтовую засыпку над сооружением и лоток в уровне дна водотока.

3.6 водосброс: Водопропускное сооружение, предназначенное для сброса воды из верхнего бьефа для предотвращения его переполнения.

3.7 гидроабразивное изнашивание: Процесс отделения материала с поверхности твердого тела в результате воздействия твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости, проявляющийся в постепенном изменении размеров тела.

3.8 допустимый износ: Значение износа, при котором изделие сохраняет работоспособность.

3.9 долговечность искусственных дорожных сооружений из СВМГТ: Свойство сооружений сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

3.10 дюкер: Водопропускная труба, имеющая лоток ниже уровня дна водотока и работающая в напорном режиме.

3.11 защитное покрытие СВМГТ: слой из цинка или алюминия, или сплава цинка с алюминием (или иного металлизированного покрытия), изолирующий с двух сторон основной металл трубы от воздействия коррозии, который может быть дополнительно усилен нанесением в заводских условиях полимерной пленки, а также других составов, в том числе вне заводских условий, как с одной, так и с двух сторон трубы.

3.12 износ: Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах (значение износа может выражаться в единицах длины, объема, массы и др.).

3.13 износостойкость: Свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания.

3.14 капитальный ремонт искусственного дорожного сооружения: Ремонт, связанный с восстановлением или доведением основных технико-экономических показателей и потребительских свойств сооружения до значений, показателей и потребительских свойств, соответствующих присвоенной категории автомобильной дороги или ее участка, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей и при котором не требуется изменение границ полосы отвода автомобильной дороги.

3.15 коррозия: Разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с агрессивной средой.

3.16 коррозионный очаг: Участок поверхности металла, на котором сосредоточен коррозионный процесс.

3.17 коррозионная стойкость: Способность металла сопротивляться коррозионному воздействию агрессивной среды.

3.18 критерий отказа: Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния сооружения, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.19 частично работоспособное состояние искусственных дорожных сооружений из СВМГТ: Состояние сооружения, при котором значения основных параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. При этом имеются деформации и дефекты, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения или потери устойчивости. Функционирование сооружения возможно либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

3.20 отказ искусственного дорожного сооружения из СВМГТ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния сооружения.

3.21 пешеходный тоннель: Подземное инженерное сооружение для прохода пешеходов под автомобильной дорогой.

3.22 предельный износ: Износ, соответствующий предельному состоянию изнашиваемого изделия или его составной части.

3.23 работоспособное состояние искусственных дорожных сооружений из СВМГТ: Состояние сооружения, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.24 расчетный (межремонтный) срок службы искусственного дорожного сооружения из СВМГТ: Установленный в стандартах, строительных нормах, действующих нормативно-правовых документах или в задании на проектирование период использования сооружения по назначению до капитального ремонта и (или) реконструкции с предусмотренным техническим обслуживанием. Расчетный (межремонтный) срок службы отсчитывается от начала эксплуатации сооружения или возобновления его эксплуатации после капитального ремонта или реконструкции.

3.25 спиральновитая металлическая гофрированная труба (СВМГТ): Изделие пустотелое круглого полого поперечного сечения, состоящее из одной секции или собранное из отдельных секций, скрепленных между собой бандажным соединением.

3.26 стойкость изделия к внешним воздействующим факторам (ВВФ): Свойство изделия сохранять работоспособное состояние во время и после воздействия на изделие определенного ВВФ в течение всего срока службы в пределах заданных значений.

3.27 секция СВМГТ: Изделие из листовой стали, изготовленное методом спиральной навивки гофрированного листового металла с образованием замкового соединения.

3.28 сквозная коррозия: Местная коррозия, вызвавшая разрушение металла насквозь.

4 Основные положения

Настоящая методика предназначена для оценки долговечности искусственных дорожных сооружений, изготовленных из СВМГТ.

Данные, полученные в результате применения настоящей методики, могут использоваться для:

- прогнозирования изменения свойств с течением времени и сравнительного анализа свойств различных типов СВМГТ;

- проведения сертификации и оценке качества защитных покрытий (в том числе инновационных);

- рационального выбора и применения материалов для их ремонта;

- обоснования периодичности и состава регламентов обследования дорожных искусственных сооружений из СВМГТ;

- назначения межремонтных сроков при их эксплуатации.

При подготовке настоящего методического документа учтены основные положения отечественных и зарубежных нормативно-технических документов, регламентирующих применение СВМГТ.

5 Конструкции искусственные дорожных сооружений из СВМГТ

Конструкции искусственных дорожных сооружений из СВМГТ должны быть изготовлены в соответствии с требованиями TP ТС 014/2011, ГОСТ Р 58654, ГОСТ 32871, рекомендациями ОДМ 218.2.087-2017 [1], ОДМ 218.2.001-2009 [2] и обоснованы соответствующими расчетами, подтверждающими их надежную и безопасную работу, в соответствии с СП 35.13330.2011, СП 34.13330.2012.

С учетом положений ГОСТ 33161, из СВМГТ могут быть изготовлены следующие искусственные дорожные сооружения:

- искусственные сооружения в теле насыпи (водопропускная труба, дюкер, биопереход трубного типа, водосброс или труба иного назначения);

- тоннельные сооружения (тоннель пешеходный).

6 Основные внешние воздействующие факторы, влияющие на долговечность искусственных дорожных сооружений из СВМГТ

Основные ВВФ агрессивной среды, по ГОСТ 26883 и ГОСТ 21964, вызывающей разрушение искусственных дорожных сооружений из СВМГТ и влияющие на их долговечность, разделяются на климатические и природные.

На все виды искусственных дорожных сооружений из СВМГТ оказывают существенное влияние следующие ВВФ:

- коррозионная активность атмосферного воздуха (воздействует на внутреннюю поверхность);

- коррозионная активность водно-грунтовой среды (воздействует на внутреннюю и внешнюю поверхность).

Наиболее существенным фактором, оказывающим влияние на водопропускные трубы из СВМГТ, является водный поток с частицами грунта, протекающий внутри трубы. За счет этого происходит гидроабразивное изнашивание защитного покрытия, а после его предельного износа - изнашивание и коррозия металла трубы.

Влияние других механических факторов в настоящем документе не рассматривается.

Степень агрессивного воздействия на поверхности искусственных дорожных сооружений из СВМГТ, рекомендуется принимать по таблице Х.3 СП 28.13330.2017.

Жидким стоком, протекающим внутри искусственных дорожных водопропускных сооружений из СВМГТ и вызывающим их гидроабразивное изнашивание, является постоянный сток малых рек, ручьев, а также стоки периодических водотоков.

С целью прогнозирования долговечности водопропускных сооружений из СВМГТ рекомендуется рассматривать воздействие на них постоянных водотоков, как имеющих наибольшее влияние (из-за того, что они воздействуют в течении всего года).

Поэтому для определения объема стоков, пропускаемых через водопропускные сооружения из СВМГТ, рекомендуется применять данные по расчетам стоков малых равнинных рек Российской Федерации, являющихся наиболее характерными и расположенными в границах возможного применения СВМГТ с учетом климатических особенностей.

Для определения объема ежегодного стока реки, необходимо определить ежемесячный максимальный расчетный расход воды, так как среднегодовой объем распределяется неравномерно по месяцам. В качестве расчетных рекомендуется принимать данные для равнинных рек с весенним половодьем.

Наибольший максимальный расчетный расход воды согласно [3] наблюдается в период весеннего снеготаяния и половодья в период с апреля по май, наименьший - в период межени с января по март, с июня по сентябрь и с октября по декабрь, с некоторым повышением расхода в период осеннего паводка в октябре.

Максимальный расчетный расход воды Q i мес для каждого месяца определяется по формуле (1):

Читайте также: