Оксиды и гидроксиды металлов 11 класс конспект урока

Обновлено: 19.09.2024

Обучающая цель : обобщить и систематизировать материал о важнейших оксидах и гидроксидах металлов.

Развивающая цель: развитие внимания, мышления, логики, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательная цель : воспитывать интерес к химии.

Принципы обучения: научность, связь теории с практикой, доступность, индивидуальный подход к учащемуся, активизация учебного процесса.

Методы опрос, рассказ, беседа.

Тип урока : Изучение нового материала

Средства обучения : доска, таблицы.

І. Организация работы группы ( оглашение темы, цели, плана работы на уроке, заполнение журнала).

ІІ. Проверка домашнего задания.

Опрос по предыдущей теме.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Металлический элемент:

1. Переходный элемент:

2. Металл, способный вытеснить водород:

из раствора кислоты:

3. Из раствора соли сульфата меди (II)

медь могут вытеснить:

медь не вытесняют:

a) Zn; б) Са; в) Fe; г) Na; д) Ag.

4. Растворится ли образец смеси металлов

Al, Мn, Сu в растворе:

Fe, Ag, Zn в растворе:

Составить уравнения реакций.

Ответы на вопросы теста

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1000.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1001.jpg

4) a)

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1002.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1003.jpg

І V. Изучение нового материала.

1. Оксиды, образованные металлами, особенности их свойств в зависимости от С.О. элемента и радиуса иона; изменение свойств оксидов элементов в периодах и в группах, главных подгруппах.

2. Гидроксиды, образованные оксидами металлов; изменение характера гидроксида в зависимости от С.О. элемента и радиуса его иона.

3. Характер оксидов и гидроксидов, образованных металлами побочных подгрупп. ПСХЭ длиннопериодная и укороченная.

Все металлы образуют солеобразующие оксиды. Однако одни оксиды проявляют свойства основных оксидов, а другие проявляют кислотно-основные, то есть амфотерные свойства. От чего это зависит? Следует знать следующее — металл, проявляющий С.О. +1, +2 образует оксиды основного характера, т. к. это типичные металлы, которые расположены в I и II группах, главных подгруппах.

Пример: 1 группа, главная подгруппа представлена элементами Li, Na, К, Rb, Cs, Fe. К концу группы главной подгруппы у элементов возрастает атомный радиус. При отдаче электрона с внешнего уровня образуются катионы. С.О. у всех элементов к концу группы не изменяется, а вот характер оксидов — основной, будет усиливаться,

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1012.jpg

Усиливается основной характер

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1013.jpg

Возрастает радиус нового элемента

Если рассмотреть изменение свойств оксидов элементов по периоду на примере элементов III периода, то следует отметить, что в атомах этих элементов количество энергетических уровней одинаково, однако изменяется С.О. К концу периода она возрастает, что вызывает уменьшение радиуса иона. Вследствие чего характер оксида изменяется от основного через амфотерный к кислотному.

Радиус иона уменьшается, характер оксида изменяется от основного к амфотерному

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1017.jpg

Оксидам металлов соответствуют гидроксиды. Если С.О. металлов +1, +2, +3, +4, то они образуют оксиды: и гидроксиды:

Характер гидроксида зависит также от С.О. элемента и радиуса иона. Чем больше С.О., тем меньше радиус иона, характер гидроксида в большей степени кислотно-основной, то есть проявляет амфотерность:

Пример: III период.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1018.jpg

Гидроксиды:

Ослабление свойства основания, усиление кислотного свойства

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1019.jpg

Возрастает С.О.: уменьшается радиус иона; щелочь, основание, амфотерное основание.

в группах, главных подгруппах:

Пример: I группа, главная подгруппа.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1020.jpg

С.О. не изменяется

Возрастает радиус иона, усиливаются свойства гидроксидов как оснований

Переходные элементы, расположенные в малых периодах — это Ве (II период), Аl (IIIпериод), образуют оксиды BeO, Аl2O3 и гидроксиды Ве(ОН)2 и Аl(ОН)3 — проявляющие амфотерные кислотно-основные свойства. Что это означает?

Al(OH)3: а) получение, б) кислотно-основные свойства.

Основные свойства: взаимодействие с кислотами, оксидами и гидроксидами.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1021.jpg

Кислотные свойства: взаимодействие с щелочами и оксидов, и гидроксидов.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1022.jpg

и если раствор щелочи, то образуется комплекс

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1023.jpg

Итак, с увеличением С.О. металла происходит уменьшение радиуса иона металла, свойства оксидов и гидроксидов металлов изменяются от основного к кислотно-основному, а далее проявляют кислотный характер.

У элементов побочных подгрупп изменение С.О. можно рассмотреть на примере одного металла.

Пример: металл хром может проявлять С.О. +2, +3, +6.

— основной оксид, гидроксид Сr(ОН)2 — основание;

— амфотерный оксид, гидроксид Сr(ОН)3 — амфотерное основание;

— кислотный оксид, гидроксид Н2СrO4, Н2Сr2O7 — кислота.

Нам известно, что С.О. максимальная определяется по номеру группы. Элемент хром расположен в VI группе, побочной подгруппе. Элемент сера также расположен в VI группе, только главной подгруппе. В высшей степени окисления они образуют кислотные оксиды которым соответствуют кислоты Н2СrO4 и H2SO4. Знание такого сходства многих элементов позволило Д. И. Менделееву построить укороченную таблицу химических элементов, где в отличие от длиннопериодной кроме групп появились подгруппы главная и побочная. Все элементы одной группы проявляют максимальную валентность, С.О. соответственно равна номеру группы.

Вернемся к примеру с хромом.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1028.jpg

— оксиды

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1029.jpg

— гидроксиды

1) Что происходит со С.О.?

Ответ: С.О. возрастает.

2) Как вы думаете, а радиус иона как изменяется?

Ответ: радиус иона хрома с увеличением С.О. уменьшается.

3) Как эти изменения сказываются на свойствах соединения?

Ответ: происходит изменение свойств оксидов и гидроксидов от основного, через амфотерный к кислотным.

V. Закрепление изученного на уроке.

Составить формулу оксида и гидроксида хрома (III). Уравнениями реакций подтвердить их амфотерность.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1030.jpg

— основной оксид взаимодействия с кислотой.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1031.jpg

— кислотный оксид взаимодействия с щелочью.

— гидроксил хрома (III).

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1033.jpg

— осадок исчезает.

Гидроксид хрома — основание, взаимодействует с кислотой.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1034.jpg

Гидроксид хрома проявляет кислотные свойства, т. к. взаимодействует с растворами щелочи.

Конспект урока «Оксиды и гидроксиды металлов»

Тип урока: урок систематизации и развития знаний, умений и навыков.

Цель урока: систематизация знаний учащихся по характеру оксидов и гидроксидов металлов, формирование знаний и умений по определению характера оксида в зависимости от степени окисления металла, его положения в ПСХЭ и радиуса атома и иона.

Девиз урока: "Зажечь, увлечь и повести”.

Задачи урока:

Обучающие:

  • восстановить в памяти понятия об оксидах, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации оксидов;
  • сформировать знания о закономерности изменения свойств оксидов и гидроксидов металлов зависимости от степени окисления (СО) и положения металла в ПСХЭ.

Развивающие:

  • развитие образовательных компетенций:
  • учебно-познавательных: развить умение применять теоретические знания; умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
  • коммуникативных: развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность;
  • развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;

Воспитательные :

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности за полученные знания и интерес к знаниям;
  • закрепить навыки безопасного обращения с реактивами;
  • продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать: понятие оксид, классификацию оксидов.

Уметь: характеризовать оксид металла по положению металла в ПСХЭ, применять полученные знания для решения практических задач

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Осознанное построение речевых высказываний.

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении содержания материала.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Рефлексия собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1000.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1001.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1002.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1003.jpg

ІV.Изучение нового материала.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1012.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1013.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1017.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1018.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1019.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1020.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1021.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1022.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1023.jpg

Нам известно, что С.О. максимальная определяется по номеру группы. Элемент хром расположен в VI группе, побочной подгруппе. Элемент сера также расположен в VI группе, только главной подгруппе. В высшей степени окисления они образуют кислотные оксиды которым соответствуют кислоты

Н2СrO4 и H2SO4. Знание такого сходства многих элементов позволило Д. И. Менделееву построить укороченную таблицу химических элементов, где в отличие от длиннопериодной кроме групп появились подгруппы главная и побочная. Все элементы одной группы проявляют максимальную валентность, С.О. соответственно равна номеру группы.

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1028.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1029.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1030.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1031.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1033.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1034.jpg

Оксиды и гидроксиды металлов. Химия 11 класс

Воспитательные :

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1000.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1001.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1002.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1003.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1012.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1013.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1017.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1018.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1019.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1020.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1021.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1022.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1023.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1028.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1029.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1030.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1031.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1033.jpg

https://www.compendium.su/chemistry/11klas/11klas.files/image1034.jpg

Конспект урока по химии по теме" Оксиды и гидроксиды металлов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обобщить и систематизировать материал о важнейших оксидах и гидроксидах металлов.

Планируемые результаты урока:

Знать: понятие оксид, гидроксид, классификацию оксидов и гидроксидов.

Уметь: характеризовать оксид металла по положению металла в ПСХЭ, свойства оксидов и гидроксидов, применять полученные знания для решения практических задач

Уметь работать в группах

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по химии 11 класс Г.Е. Рудзитис,Ф.Г. Фельдман; ПСХЭ Д.И. Менделеева, ИУП «Наглядная химия», компьютер, раздаточный материал(приложение №1)

2.Проверка д\з с взаимопроверкой (Зачетная тетрадь «металлические элементы Б-групп) приложение№1

3.Постановка темы и целей урока

О чем идет речь….

Эти вещества широко применяются человеком в жизни, например одни из таких соединений применяется в медицине для нейтрализации соляной кислоты в желудке. Другие применяются в строительной индустрии, входят в состав цемента, применяются для получения известковой воды и гашенной извести.

Озвучивание учащимися темы и постановка целей урока.

4.Актуализация знаний.

Дать определение понятиям: оксид и гидроксид

Вспомнить классификацию оксидов и гидроксидов.

«Наглядная химия 10-11класс»


5.Изучение нового материала

Следует знать следующее металлы IA и IIA главных групп проявляющие СО +1 +2 образуют только основные оксиды. Подробно остановимся на них. Назовите их?

Какова закономерность изменения радиуса атома в группе сверху вниз?( увеличивается)

Задание1Запишем формулы оксидов этих металлов, определим Степень Окисления металла, и запишем формулы соответствующих гидроксидов.

Вывод: При движение в подгруппе сверху вниз радиус атома и иона увеличивается СО не меняется основной характер оксидов усиливается и оснований тоже, т.е. каждое последующее основание более сильное, чем предыдущее.

Теперь рассмотрим изменение характера оксидов и гидроксидов металлов на примере элементов 3 периода. Например: натрий, магний алюминий. Как изменяется радиус атомов в периоде? (уменьшается).

Задание2 Запишем формулы соответствующих гидроксидов. Определим степень окисления металлов.

Вывод При движении в периоде слева направо радиус атома и иона уменьшается, степень окисления элемента увеличивается характер оксида меняется от основного к кислотному, значит оксид натрия и магния основной, а оксид алюминия амфотерный. Чем больше степень окисления тем меньше радиус иона.

Объяснение характера оксидов переходных элементов на примере хрома:

Вывод для переходных элементов с увеличением степени окисления радиус иона уменьшается и характер оксидов меняется от основного к кислотному.

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

Работа в группах.

1.Изучает химических свойства металлов бериллия, магния и характеристику их оксидов и гидроксидов(стр.156)

1.Изучает химических свойства металлов кальция, стронция, бария и характеристику их оксидов и гидроксидов (стр.156)

1.Изучает химических свойства оксидов и гидроксидов хрома в зависимости от его степени окисления(стр.157)

Отчет групп («Наглядная химия, свойства оксидов металлов II А-групп»)

6.Подведение итогов, выставление оценок

Представлены четыре рисунка это домик Лермонтова в Пятигорске, это песочный пляж и море, раковина покрывшаяся ржавчиной, а также капли воды, как это можно связать с темой сегодняшнего урока.





Домик Лермонтова побелен известью, а это взаимодействие основного оксида с водой и получение основания.

Песок это кислотный оксид, оксид кремния, который с водой не взаимодействует и не образует кислоту, что дает нам возможность купаться в море не боясь получить ожог от кислоты.

И ржавчина это амфотерный оксид железа (Ш), что можно удалить обыкновенной кислотой или уксусной или лимонной, или пищевой содой. И на последнем рисунке это вода почему она, потому что вода это оксид, не относящийся и к перечисленным классам, это нейтральное вещество по отношению к которому рассматривают всё выше сказанное.

7.Домашнее задание

Выполнить тесты (стр.160)-на отметку «3»

Задание №2 (стр.159)-на отметку «4»

Напишите формулы высших оксидов селена и хлора. Определите их характер. Запишите уравнения реакций этих оксидов с водой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читайте также: