Повелитель огня и металла

Обновлено: 03.07.2024

«ПОВЕЛИТЕЛЬ ОГНЯ И МЕТАЛЛА» - так авторы очерков о героях труда Башкирии назвали газоэлектросварщика из треста «Ишимбайгаз» Мидхата Мусиевича Файзуллина. А ведь за внешней красотой сварки –нелёгкий труд, работа на открытых пространствах в любое время года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся производственные успехи в выполнении заданий пятилетнего плана в 1971 году М.М.Файзуллину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В Стерлитамакском районе простились с погибшим бойцом батальона имени Минигали Шаймуратова Сегодня в деревне Алга Стерлитамакского района простились младшим сержантом контрактной службы Эльмиром Ариткуловым, который погиб при исполнении воинского долга во время специальной военной операции России на территории Украины.

Сегодня в деревне Алга Стерлитамакского района простились младшим сержантом контрактной службы Эльмиром Ариткуловым, который погиб при исполнении воинского долга.

ЙӨГЕР БАЛАМ, ЙӨГЕЕР 1 бүлек Бәхет, бәхетле..Уйлап карасаң, биш хәрефтән торган гади генә сүз.Бәхет!.Ә менә шул энҗе бөртегедәй хәрефләр артына күпме кешенең язмышы яшеренгән.Яңа туган бала, якты дөньяларга аваз салгач та, әни кешенең иң беренче теләгән теләге дә шул бит әле.Бәхетле бул, балам!Бәхетле бул! Ләкин,менә бәхет дигәннәре генә кемнеңдер тормышына колачын җәеп, көлә-көлә килеп керсә, кемдер гомере буе интегеп, ай нурларына карап моң зарын түгә.

1 бүлек Бәхет, бәхетле..Уйлап карасаң, биш хәрефтән торган гади генә сүз.Бәхет!.Ә менә шул энҗе бөртегедәй хәрефләр артына күпме кешенең язмышы яшеренгән.Яңа туган бала, якты дөньяларга аваз салгач та, әни кешенең иң беренче теләгән .

В Стерлитамакском районе в ДТП по вине пьяного водителя пострадал несовершеннолетний пассажир Накануне около трёх часов ночи в Стерлитамакском районе по улице Центральной в селе Тюрюшля 31-летний местный житель, не имеющий водительского удостоверения, управляя ВАЗ-2109, допустил съезд в кювет с последующим опрокидыванием.

Накануне около трёх часов ночи в Стерлитамакском районе по улице Центральной в селе Тюрюшля 31-летний местный житель, не имеющий водительского удостоверения, у.

На Международном конгрессе «Транспорт и строительство» предложили механизмы реализации проектов комплексного развития территорий В Уфе в рамках Международного конгресса «Транспорт и строительство» прошла дискуссионная сессия «Комплексное развитие территорий как эффективный инструмент развития регионов».

В Уфе в рамках Международного конгресса «Транспорт и строительство» прошла дискуссионная сессия «Комплексное развитие террит.

Башкортостан внедрил ESG-модель в ОЭЗ "Алга" и индустриальном парке "Уфимский" Цели устойчивого развития обсудили на Международном конгрессе «Транспорт и строительство». Башкортостан стал первым субъектом в Российской Федерации, где, по решению Главы региона Радия Хабирова, была создана рабочая группа для разработки показателей, характеризующих достижения целей устойчивого развития на территориях с преференциальном режимом.

Цели устойчивого развития обсудили на Международном конгрессе «Транспорт и строительство». Башкортостан стал первым субъектом в Российской Федерации, где, по решению Главы ре.

Главное правило информационной безопасности в эти дни: доверяй, но проверяй!
Чтобы не попасться на очередной фейк и не поддаться панике, вспоминаем основные принципы фактчекинга
Сохраняем

Повелитель огня и металла

Спецпроект «Тонкости дела»: повелители огня и металла

В «Газпром трансгаз Ставрополь» каждая профессия по-своему сложна, специфична и, конечно, интересна. Познать секреты мастерства представителей газовой отрасли позволит новый спецпроект службы по связям с общественностью и СМИ «Тонкости дела». В нем мы расскажем о многообразии рабочих профессий и особенностях того или иного ремесла. Что ж, начнем, и, первым делом, погрузимся в «искрометный» мир профессии сварщика.

Рубрика «Тонкости дела» в газете «Газовый форпост»

Инфографика «Профессия сварщика в цифрах и фактах»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Основателем профессии сварщика заслуженно считается русский физик, электротехник, а впоследствии академик Василий Петров , открывший в 1802 году электрическую дугу. Он обратил внимание на то, что при пропускании электрического тока через два стержня из угля или металла между их концами возникает ослепительно горящая дуга (электрический разряд), имеющая очень высокую температуру. Ученый изучил и описал это явление, а также указал на возможность использования тепла электрической дуги для расплавления металлов.

Всегда при деле

Солнечная улыбка и искрящийся взгляд — сварщик Невинномысского ЛПУМГ Алексей Никулин само воплощение профессии. Два десятилетия в газовой отрасли, неоднократные победы в конкурсах профмастерства Общества, почетное место в тройке лучших сварщиков «Газпрома» . Послужной список яркое — свидетельство профессионализма. Колоритного представителя ремесла застаем в «сверкающей» обстановке — за сваркой тренировочного стыка на сварочном полигоне филиала.

— Небольшая передышка между огневыми, — отмечает Алексей Никулин. — Но речи об отдыхе и быть не может. Это время тренировок и подготовки оборудования к очередному выезду на газовую магистраль. Рука сварщика всегда должна быть при деле.

На рабочем стеллаже все как в условиях огневых — полный набор инструментов. Электроды, молоток, зубило, щетка. Экипировка тоже абсолютная: защитный костюм с пропиткой, маска, подшлемник, перчатки. В руках главный атрибут профессии — электрододержатель. С первыми искрами природная веселость и легкий нрав сварщика сменяются решительной серьезностью и сосредоточенностью.

ЭТО ВАЖНО

Сварщику необходимы различные профессиональные знания: электротехники, технологии плавления металлов, методов и принципов действия используемых агрегатов и оборудования, а также инструкций по охране труда и технике безопасности.

Чтоб сварка не насмарку

— Для каждого слоя швов — свой диаметр электродов, — объясняет Алексей Никулин. — Сварка процесс поэтапный: сначала корневой слой, потом заполняющий, затем облицовочный. А для больших труб с неодинаковой толщиной стенок еще и внутренняя подварка — для надежности. Разные диаметры трубы требуют разных режимов сварки. Все они прописаны в специальных технологических картах. Поэтому каждый раз процесс сварочных работ сугубо индивидуален и неповторим.

А еще непредсказуем. На огневых часто правят балом капризы природы. Осадки — главные недоброжелатели сварочного стыка. Уберечь шов от влаги — важнейшая задача. Иначе поры — и вся сварка насмарку.

— Брак для сварщика как самый страшный сон, — делится Алексей Никулин. — Диагностика стыка — особенно волнительный момент. Результат долгих часов сварочной работы оценивают дефектоскописты. Только после их вердикта можно быть уверенным в том, что всё сделал правильно.

СПРАВКА

Сварщик — специалист по металлу, который соединяет металлические детали в сложные конструкции при помощи электрической сварки.

Идеальный сплав

Умение управлять потоком расплавленного металла — особый дар. В этом деле на пользу целый сплав качеств: физическая выносливость, острое зрение, ловкость, гибкость, трудолюбие, упорство. А еще хорошее расположение духа.

Ремонт и переизоляция магистрального газопровода

— На огневые лучше выходить со светлыми мыслями, — говорит сварщик. — Тогда и работа будет спориться, и все тяготы профессии легче переноситься. Работать приходится во всех пространственных положениях: стоя, на коленях, лежа и даже вниз головой! К тому же трудимся порой в сложных условиях: и в жару, и в мороз, и в снег, и в дождь. Мы не выбираем погоду — варить надо при любых обстоятельствах!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Главный механик — начальник одела главного механика Общества Александр ОСИПОВ:

В ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» трудятся 178 сварщиков. Представители этой профессии работают в службах ЛЭС, ГРС, энерготепловодоснабжения, а также на компрессорных станциях. Больше всего сварщиков числится в УАВР — почти четыре десятка человек. Один раз в два года сварщики Общества проходят аттестацию. Она проводится для установления достаточности их теоретической и практической подготовки, проверки их знаний и навыков, а также предоставления права выполнять сварочные работы на опасных производственных объектах.

Слева направо, снизу вверх, по спирали — у каждого сварщика, как у художника, свой почерк, свой стиль работы. Чем больше стенка трубы, тем больше колебаний. Главное, основательно заполнить металлом всю сварочную «ванну». Финальный штрих — клеймо на стыке. На трубе на долгие годы — личный шифр в виде набора букв и цифр из несмываемой краски. Важное свидетельство личной ответственности сварщика за качество проделанной работы.

Всегда до конца, всегда до упора

— Мой многолетний труд — это тысячи стыков, в каждом из которых я абсолютно уверен, — утверждает сварщик. Трубы самого разного диаметра: от 14 до 1420 миллиметров с толщиной стенок от 2-х до 32-х миллиметров. Как сейчас помню жаркие огневые на КС «Замьяны». Врезка огромных кранов весом в 32 тонны. Август, жара необычайная. Вот тогда пришлось варить самую толстую стенку. Восемь слоев — почти сутки непрерывного труда. Такова наша работа — на полпути не бросишь. Всегда до конца, всегда до упора.

А в конкурсах профмастерства — до самой победы. В профессиональных состязаниях Алексей Никулин — как рыба в воде. Теория, практика — все это дает возможность и проверить себя, и показать на что способен. Обрести новые знания, отточить навыки, поделиться опытом.

— Подумываю тряхнуть стариной перед пенсией, — смеется Алексей Никулин. — Планирую поучаствовать в конкурсе в этом году. Попробую потягаться с молодыми — надеюсь, что запал еще есть!

«Повелитель огня и металла» — работа сварщика всегда будет нести печать особой ответственности. Ведь именно на конце электрода, которым мастерски владеют представители этой профессии, долговечность и надежность газовых магистралей.

На учебном полигоне


Справка

ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» — 100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром». Линейная часть магистральных газопроводов, обслуживаемых предприятием, проходит через территорию 10 субъектов Российской Федерации. В состав ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» входит 18 филиалов, в том числе 10 линейных производственных управлений магистральных газопроводов.

Ежегодные объемы транспортировки и поставки газа составляют от 50 до 70 млрд кубометров. Общая протяженность газопроводов превышает 8 000 км. В Обществе эксплуатируются 12 компрессорных станций, 19 цехов и 11 типов ГПА (113 шт.), общая установленная мощность которых составляет 1035,9 МВт, 361 газораспределительная станция. Головной офис предприятия расположен в г. Ставрополе. В компании работают более 7,5 тысяч человек.

Система экологического менеджмента ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001.

«ПОВЕЛИТЕЛЬ ОГНЯ И МЕТАЛЛА»

- так авторы очерков о героях труда Башкирии назвали газоэлектросварщика из треста «Ишимбайгаз» Мидхата Мусиевича Файзуллина. А ведь за внешней красотой сварки –нелёгкий труд, работа на открытых пространствах в любое время года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся производственные успехи в выполнении заданий пятилетнего плана в 1971 году М.М.Файзуллину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».


- так авторы очерков о героях труда Башкирии назвали газоэлектросварщика из треста «Ишимбайгаз» Мидхата Мусиевича Файзуллина. А ведь за внешней красотой сварки –нелёгкий труд, работа на открытых пространствах в любое время года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся производственные успехи в выполнении заданий пятилетнего плана в 1971 году М.М.Файзуллину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Рассказать о нём мы решили потому, что он уроженец нашего района и своими трудовыми победами прославлял свою малую родину на протяжении всей своей жизни.

Родился М.М.Файзуллин в январе 1925 года в деревне Аллагуват. После окончания сельской семилетки поступил в Ишимбайское ремесленное училище, где получил специальность слесаря по ремонту газового оборудования и газокомпрессорного хозяйства, а чуть позже – квалификацию газосварщика.

Вся трудовая деятельность Мидхата Мусиевича связана с этой «огненной» работой. В ней он стал настоящим профессионалом, примером высочайшей ответственности и мастерства. Трудился на реконструкции газовых сетей города Ишимбай, все знания и опыт отдавал делу газификации Ишимбайского, Гафурийского районов, города Салават. Активно участвуя в социалистическом соревновании, из года в год добивался высоких показателей, выполнял норму выработки на 120-130 процентов.

Думающий и инициативный, М.М.Файзуллин внедрил более 100 рационализаторских предложений, направленных на улучшение технической эксплуатации газового хозяйства, способствующих бесперебойной подаче газа потребителям Ишимбая, Ишимбайского района и деревень близлежащих районов.

– Я начал работать в тресте «Ишимбайгоргаз», что называется, с первого колышка, – вспоминал бывший начальник предприятия А.Н.Долинин, – и могу утверждать, что благодаря труду таких специалистов, как М.М.Файзуллин, мы смогли совершить настоящую газовую революцию. Сварщик – профессия ответственная, почти виртуозная, от качества его работы зависит многое – долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники. И то, что простой газоэлектросварщик удостоен звания Героя Социалистического Труда, – это большая личная заслуга человека.
М.М.Файзуллин работал газоэлектросварщиком до ухода на пенсию в 1987 году. Кроме ордена Ленина, награждён также орденами Дружбы народов, «Знак Почёта», медалями. По мнению близких, он любил своё дело – за непростые условия труда, возможность проявлять смекалку, самостоятельно принимать решения и творчески подходить к поставленной задаче. Считал, что сварщик в своей работе ошибаться в принципе не должен: любая оплошность может привести к катастрофическим последствиям.

Скончался М.М.Файзуллин в возрасте 73 лет, похоронен в городе, в котором жил и трудился долгие годы. В память о Герое труда в городе Ишимбай на административном здании треста «Ишимбайгаз» установлена мемориальная табличка. Она – словно напутствие молодым, ищущим себя в жизни: герои рождаются в труде.

Повелитель огня и металла: интервью с мастером-кузнецом

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 1

Недавно у меня взяла интервью Ангелина Бржевская — о тайнах профессии и не только. Надеюсь, и вам этот рассказ будет интересен.

Повелитель огня и металла

Люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начинал обрабатывать железо. Мне удалось задать несколько вопросов настоящему кузнецу и узнать удивительные подробности этой профессии. «Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное — пробовать» — это девиз по жизни мастера кузнечных дел Зелимхана Евлоева.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 2

Профессия кузнеца очень древняя. Я знаю, что во все времена она была магической, а работу с металлом приравнивали к волшебству. Кузнеца считали чуть ли не шаманом. Что поменялось за это время и где сейчас обучают кузнечному делу?

Древняя, да. Считается, что профессия кузнеца возникла в 9-7 веках до н.э. в эпоху «железного века». Но с течением времени люди перестали быть доверчивыми и верить в волшебство, поэтому сейчас «шаманство» кузнеца под вопросом (улыбается).

Раньше без кузнеца не обходилась ни одна большая деревня, а сейчас художественная ковка — это больше искусство, чем необходимость.

Поэтому мест, где учат кузнечному делу, не так много. Это либо колледж, либо художественный ВУЗ, где есть специальность «художественная обработка металлов».

Для того, чтобы стать кузнецом, есть три пути:

1. Пойти учиться в училище или институт;

2. Найти опытного кузнеца и уговорить его взять себя в подмастерья.

3. Или научиться всему самому. Я изучал кузнечное дело именно так — пошел по третьему пути.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 3

Из мифологии я знаю только Гефеста, как изготовителя молний для Зевса, а какие еще есть боги-кузнецы?

Профессия эта всегда была «божественной». Вы верно вспомнили про древнегреческого Гефеста. Но он не один кует молнии доя богов.

У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.

На Руси считалось, что кузнец может извести нечистую силу: в эпосе именно он побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Ну а у викингов есть Вёлунд. С ним связана очень интересное путешествие «через века». Этот кузнец в скандинавской мифологии — персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. Именно Вёлунд, после принятия древними германцами христианства, со временем превратился в Сатану, в немецком произношении «Воланд». Вспомним «Фауст» Гете. А уж оттуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста и Вёлунда. Но эти изыскания уже оставим для филологов.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 4

Почему кузнечное дело? С вашей внешностью надо было идти в модельный бизнес. Как вы вообще выбрали профессию кузнечных дел мастера и как долго ей учились? Не было ли искуса все бросить и заняться чем-то другим? Или вы успели попробовать себя в иных сферах деятельности?

Если бы все кузнецы уходили в модели, то наша профессия умерла бы (смеется).

Профессия затягивает, в ней и правда есть определенный шаманизм. Магия металла, когда кусок железа превращается в новое изделие, и все это делаешь ты, — сильная штука. Представьте: твердый металл в горне раскаляется и становится мягким, из него можно лепить то, что хочешь. И лично я от этого не могу отказаться. Так что искуса поменять профессию нет и быть не может.

Вы спрашивали, почему кузнеца считали колдуном. Это понятно, когда думаешь о самом процессе работы в кузне. Только представьте, что должны были думать люди прошлых веков, когда кузни стояли на отшибе. Это делалось совершенно по прозаическим причинам, чтобы избежать опасности пожаров. А многим казалось, что там творятся чудеса. Люди видели, как кузнец в всполохах пламени тюкает по наковальне, а в результате рождается новая вещь. Пусть это будет даже простая подкова. Но как она получилась из куска железа, понять непросто непосвященному.

Сам я долго шел к тому, чтобы называться кузнецом.

И профессий много перепробовал — и в цехе работал, и риэлтором был.

Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты к—ак говорится, «бери больше — кидай̆ дальше». Потом была сварка, затем «холодная ковка», а уже затем — магия горячего металла.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 5

Какие основные инструменты кузнеца? Сколько в среднем весит молот/кувалда? Наковальня — важная «часть» кузницы. Как выглядит самая удобная?

Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.

Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить по разному — от 100 граммов до 10 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Чем меньше вещь, тем меньше нужно металла и тем легче молот.

Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу. Сейчас молотобойца заменил пневматический кузнечный молот.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, - продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Нет удобных и неудобных инструментов. Каждый вид той же наковальни существует для определенного вида работ и «специализации» кузнеца.

Так, деревенский кузнец ковал тяпки, грабли и подковы. Городской кузнец больше занимается художественной ковкой.

А есть еще кузнецы, которые делают ножи. И это особое искусство.

Это как один художник пишет маслом, другой — рисует пастелью, а третий — акварелью.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 6

С каким металлом работать легче всего? Какова температура металла, и только ли с железом работает кузнец?

Легче всего работать с мягким, как пластилин, металлом (смеется). А если серьёзно, любой металл кузнец должен разогреть. Температура от 300 до 1000 градусов и выше.

Все зависит от марки стали, с которой сейчас, в основном, я и работаю. Чаше всего это сталь СТ3. Именно она применяется для художественной ковки.

Ножеделы используют другие сорта, они больше «заточены» на технологические моменты.

Сталь — это сплав металлов. Раньше кузнецы работали с чистым железом, но оно мягкое, легко гнется. Поэтому у стали перед «чистым» железом есть множество преимуществ.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 7

Три главных качества кузнеца.

Как и во всех ремеслах, я думаю, это любовь к своему делу, терпение и постоянная наработка мастерства.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 8

Как и в любой сфере, в кузнечном деле есть конкуренция. Какая она? Я знаю, что вы делаете авторские вещи, сами создаете свои эскизы. Как заказчик выбирает именно вас? И как рождаются идеи, например, для Вашей работы «Хозяйка Медной Горы»?

Конкуренция есть, как и в любом деле. Но она честная, потому что человек видит твои вещи и сам принимает решение, у кого сделать заказ. Хотя кто-то берет ценой, а кто-то — качеством.

Мои изделия, даже сделанные для себя, — образчик для заказчика. Хотя я стараюсь не повторяться и всегда делаю не точную копию, а ее вариацию.

Я люблю штучные вещи и делаю именно их.

Если фантазия есть и у заказчика, это легче и сложнее одновременно, потому что у каждого из нас свое видение. И тогда эскиз не всегда просто согласовать. Но с эскизами работать легче, особенно если их присылает сам человек.

Кстати, я не создаю детальные эскизы, что тоже своего рода проблема. Мои работы рождаются в процессе работы, потому что металл ложится по своему.

В случае с петлями «Медной горы Хозяйка» именно заказчица хотела кованых ящериц. Но простых. А я доработал идею, добавил корону - и одной деталью превратил ящериц в Медной горы Хозяйку.

Приблизительно тоже самое получилось недавно и с кованой полкой. Я покрутил в голове ее туда-сюда и получилось два варианта подвеса — ее можно крепить на стене по разному.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 9

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 10

У Вас есть свой стиль? Какой он?

Я люблю функциональные вещи, а не просто красивые. Мой стиль и принцип работы — «декор плюс полезность».

Большинство моих работ выполнены в классическом стиле, хотя сам я больше люблю брутальную ковку. Сейчас я строю свою усадьбу, там и буду «отрываться» в этом стиле.

Что в основном заказывают у Вас?

Практически все кованые предметы интерьера и экстерьера —от подсвечников до ворот. Плюс ковка в историческом, скажем так, стиле для реконструкторов, и из этой категории мне больше всего нравятся щиты викингов. Я вообще люблю эпоху раннего Средневековья и с удовольствием работаю с такими вещами. Тут уж мне приходится быть не только кузнецом, но и столяром — я сам делаю деревянную основу щита, а потом ее обковываю. Хотя и при изготовлении кованых столов я работаю с деревом — делаю дубовые столешницы и, бывает, выжигаю их молниями Лихтенберга. Получается очень красивый узор.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 11

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 12

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 13

Умеет ли кузнец реставрировать металл и как?

Реставрация металлических изделий и была основной задачей деревенского кузнеца. Замена зубьев в бороне, вилах, граблях, ремонт лезвия косы и ножей и топоров — вот что он делал чаще всего. Замена зубьев, если коротко, производится так: удаляется старый зуб и ставится новый — заклепывается, то есть заклепка стягивает металл.

Сам я люблю реставрировать старые вещи — это, например, и замена ручек у винтажных ножей, и возвращение идеального «лука» старому подсвечнику. В первом случае я выковываю новую ручку, а во втором — зачищаю металл, крашу его и восстанавливаю какие-то детали.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 14

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 15

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 16

Самый необычный заказ из всех, что вы делали. Сколько времени проводите в мастерской? И как долго вообще делается авторская вещь?

Самым необычным заказом в последнее время, пожалуй, стала медная вытяжка в стимпанковском стиле, причем в его «викторианском» ответвлении.

До этого я особо в стимпанке не работал, а тут это было пожелание заказчицы, и мне понравился результат.

Я сейчас и для себя сделал костровую чашу — уличный очаг, только уже не викторианский стимпанк, а почти викингский, но с брутальными цепями и заклепками.

В стимпанке в ход идут старые детали от отработавших механизмов. Они приводятся в идеальный порядок и становятся частью арт-объекта, так сказать. Вот сейчас я делаю стол на пересечении стилей стимпанка и лофта из дерева и четырех колёс. Два — от старых промышленных тележек, а два побольше — от какой то советской сельхозтехники.

Когда интересный заказ, то хочется побыстрее увидеть результат, но проводить сутки в мастерской — не вариант.

Повелитель огня и металла интервью с мастером-кузнецом, фото № 17

О том, что Вам нравится в профессии, мы уже говорили, а что вас в ней бесит?

Скажу честно — чудоковатые заказчики. Они попадаются не часто, но отнимают много нервов. Общение с людьми — одна из самых больших проблем, как и в любой профессии, связанной с работой с заказчиками или покупателями.

На десяток адекватных попадется один чудак.

Поэтому я перешел на изготовление готовых работ и не занимаюсь их монтажом.

Как Вы находите заказчиков или как они находят вас?

Сейчас все сидят в интернете. Первым делом все смотрят в сети контакты и изделия, которые хотят купить. У меня самого нет времени участвовать в выставках, и я развиваю свое присутствие в интернете.

У меня есть аккаунты в соцсетях, но главное — есть страница «Старая кузня» на сайте «Ярмарке мастеров». Вот там меня и видят заказчики и дизайнеры.

Плюс в последнее время я развиваю неожиданный для многих моих знакомых проект с викингами.

Повелитель огня и металла: интервью с мастером-кузнецом Романом Синайко


Роман Кузнец (настоящая фамилия Синайко)-молодой ювелир из Воронежа, обучающийся в ВГУ на факультете прикладной математики. Его работы концептуальны, неповторимы, а число заказчиков уже не помещается в четырёхзначное число.


Многие из нас приобретают ювелирные украшения в магазинах, лавках, но не все знакомы с теми, кто эти украшения создаёт. А особенно интересно познать тех, кто творит нечто своё, необычное и самобытное. Роман в свои 20 лет он без чьей-либо поддержки смог «сваять» свой собственный бренд. Он рассказал нам о своей деятельности и немного о себе.




— Ром, ты создаёшь украшения уже больше четырёх лет: как ты пришёл к тому, чем сейчас занимаешься? Помнишь свою первую работу?

— Моей первой работой был маленький металлический бубен-подвеска. Дело в том, что пришёл я в это дело достаточно странным образом- через сон: мне приснилось, что мы с дедушкой (а он в реальности работал гидом в Мексике, и каждое лето я летал к нему) ехали с родника, а на встречу нам спешил грузовик с индейцами, в него внезапно попал снаряд. Индейцы, кровь, перья, оторванные конечности: меня все это впечатлило и в реальности я ощутил, что в меня вселилась душа одного из этих умерших индейцев, скорее всего, он был кузнецом. Вот я и решил смешать металл, Мексику, жару в одно и сковал бубен.

— Как ты опишешь процесс создания самого произведения?

— Это похоже на деторождение, процесс протекает крайне похожим образом: я, абсолютно голый, в бешенстве от боли физической и ментальной, сижу несколько часов, периодически покрикивая. Подобно чату, которое извергается из матери, мое детище должно из меня выйти и посмотреть на меня настоящего, естественного, природного.

— Мы знаем, что сначала ты «ковал» только для друзей и знакомых, что стало толчком к расширению круга тех, для кого ты создаёшь?

— Изначально я и впрямь создавал изделия исключительно для своих друзей, но когда эти два человека закончились, а дело все ещё требовало выхода, потому как мой внутренний индеец не мог угомониться, я все таки решил расширять этот круг: больше людей- больше новых, неповторимых концептов, а это-развитие. Да и к тому же деньги с друзей брать паршиво, а деньги необходимы творческому человеку для того, чтобы полностью посвятить себя искусству, не работая при этом на четырёх работах одновременно.

— В изделиях столько маленьких, крохотных элементов, так много всего «зашифровано»- есть ли у кузнеца побочки от такой «тонкой» работы?

— Да, побочные есть! Ну во-первых у меня на руках нет живого места, потому что, ну представляете: сумасшедший сидит орет и параллельно работает с инструментами повышенной опасности. Я режу себе руки лобзиком, обжигаю воском, стачиваю напильником… Все мое искусство и есть побочка, потому что зрение хреновое у меня с детства, а если добавить к этому всему и мой тремор рук, получится стильное, неповторимое изделие.

— Все изделия персональны, ты их не повторяешь. Выходит, для каждого ты создаёшь нечто новое: сколько нужно мастеру секунд/минут/слов, чтобы понять пришедшего к нему?
— Пришедшим ко мне я всегда задаю один и тот же вопрос: какую эмоцию они хотят ощутить от будущего изделия (кто-то говорит-власть, кто-то–умиротворение), далее я задаю уже персональные вопросы, смотрю на то, как человек говорит, строить предложения. Обычно на то, чтобы понять человека, мне требуется от минуты до месяца. Далее разрабатываю концепт, на это уходит достаточно много времени.

— Ты творческий человек, почему пошёл учиться именно на факультет пмм?

— Мне было интересно изучить именно точные науки, и я не пошёл ни в какой вуз, связанный с художественным образованием, потому как мне это не надо, я лучше разовью какую-то самобытную систему знаний, ну фому своего искусства, а начинка у этого должна быть точная, она должна отражать реальность, а для этого мне нужно понимать мир, а для этого нужно хоть сколь-нибудь изучать естественные, фундаментальные науки.

— А как проходит технической процесс создания изделий?

— Могу сказать, что каждое изделие требует к себе особенного внимания, какой-то своей уникальной стратегии производства и своих инструментов, потому что одни элементы можно исполнить одной технологией, другие элементы этой же технологией исполнить не представляется возможным. Чаще всего я, так как исполняю в основном художественные фигуры, использую технологию литья по выплавляемым моделям. Т.е мне нужно вырезать для начала что-то из воска, чтобы это что-то залить «форммассой» и после того, как она застынет, воск вылить и залить туда металл. Но вот, допустим, какие-то идеальные кружочки, звенья для цепей, петельки-литьем это сделать нереально. Так же я иногда придумываю свои собственные технологии, например вот тот же воск, чтобы придать ему определенную фактуру или добиться сложных форм, которых рукой вырезать не получится, можно использовать вообще неожиданные предметы, не предназначенные вообще для этого. А ещё, так как я все-таки сумасшедший, очень важным элементом моего творческого процесса является как раз-таки и использование очень странных инструментов, которые вообще не созданы для ювелирки, например я купил когда-то в антикварной лавке серебряный нож для рыбы и использую его для разных штук, там же купил набор всяких «резцов», вообщем, набор для препарирования бабочек, использую их для резьбы по воску.

— Расскажи о своём опыте работы с медийным людьми, что чувствуешь, когда работаешь с таким же творческим человеком, как и ты?

— Процесс работы с медийным товарищами и в самом деле проходит несколько иначе, и не могу сказать, что он мне не симпатичнее, потому что во-первых, мне нравится чувствовать, что я могу что-то им дать, что им со мной интересно работать, развивать какие-то идеи, беседовать. Со многими мы впоследствии становимся друзьями. Во-вторых, у таких людей в голове всегда есть уже разработанные идеи, концепции, с которыми можно работать, я же в своих произведениях стремлюсь не просто изобразить какую-нибудь кошечку, собачку и прочую херню, а передать, запечатлеть идею или состояние, которое занимает в душе и разуме человека особенное место. И когда этим состоянием или идеей является нечто великое (а о великом обычно и рассуждают такие вот люди), работать гораздо интереснее, гораздо более глубокие получатся концепции, мне это очень близко. Да, с творцами работать крайне интересно.

— Самое главное: кем ты себя чувствуешь в процессе создания произведения?

— Определенно, волшебником. Меня очень в детстве возбуждали всякие книжки со сказками: там звездочеты, в мантиях, с бородой. Вот я всегда хотел таким быть. Более того, я волшебник-знаменосец, ведь знаменосец показывает, напоминает войску о том, за что оно воюет. Хоть мои концепты в большинстве своём мрачноваты, в каждом из них есть путь к свету.

Читайте также: