Практическая работа 2 экспериментальные задачи по теме металлы

Обновлено: 20.09.2024

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Основная роль практической работе заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску и т.д. Практические работы должны проводиться с учетом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку. Такой деятельностный подход в обучении химии делает успешной практическую работу, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом. В данной практической работе используются элементы проблемного обучении, коллективный способ обучения, игровая технология, а также технология развивающего обучения.

ВложениеРазмер
9_klass_prakticheskaja_rabota_no2.doc 421.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Практическая работа №2 «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «Металлы».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Создать условия для активизации у учащихся личностных и регулятивных УУД:

-самостоятельную коррекцию знаний;

Создать условия для формирования:

- навыков работы с лабораторным оборудованием, выполнения правил техники безопасности;

- умения включать в процесс деятельности знания, полученные на предыдущих уроках,

- умения обобщать и систематизировать знания о свойствах металлов и их соединений.

Создать условия для развития у учащихся познавательных и коммуникативных УУД:

-умения определять способы действия,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-организовывать сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками;

-работать в группах;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- исследовательские умения (анализ, синтез, выбор методов, постановка эксперимента по составленному плану, выводы на основе полученных результатов).

Оборудование и реактивы: образцы магния, цинка и меди, оксида кальция и оксида цинка, пробирки, соляная кислота, вода в колбе, гидроксид алюминия, пластинка меди, спиртовка, тигельные щипцы, спички, держатель для пробирок, штатив для пробирок, инструкционные карты, ряд активности металлов, знаки безопасности .

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку. Просит разделиться на группы. Сообщает, что за урок можно получить две оценки (за правильно оформленную работу и за активную работу на уроке).

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Рабочие места учащихся организованы, учащиеся готовы к уроку, разделены на группы, выбрали старшего по группе Установление эмоционально-психологического контакта.

Столы сдвинуты по два, на которых установлены таблички с разными цветами. Каждый учащийся выбирает карточку определенного цвета и занимает место за столом в соответствии с цветовой гаммой.

Старший по группе выполняет следующие функции: распределяет обязанностей (выполнение эксперимента, выбирает, кто отвечает на вопросы), отвечает за порядок на рабочем месте, проверяет правильность заполнения тетрадей у учащихся группы

Сообщает эпиграф к уроку «Суха теория, мой друг, А древо жизни пышно зеленеет» «Фауст» Гете

«И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…»А.С. Пушкин. Предлагает учащимся, вспомнить какую тему они изучали в течение месяца и в эпиграфах найти слова, которые связаны с наукой химией, а затем самим определить цель урока. После формулирования цели легко перейти к теме урока.

Работают в группе, находят слова «теория» и «опыт» в эпиграфах, на основании которых формулируют цель урока: опытным путем доказать химические свойства металлов и их соединений. Записывают тему урока.

Принимают правила организации урока. Формулируют цель и тему урока.

За правильный ответ команда получает «эрудитик»

Предлагает, предварительно посмотрев на предложенные реактивы и оборудование, выбрать по слайду «Знаки безопасности» правила безопасности ,которые относятся к данной работе.

Предлагает ознакомиться с инструкционными картами, оформить таблицу

Учащиеся выполняют задание в группе. Формулируют правила инструктажа по технике безопасности. Делают запись в тетради о прохождении инструктажа по технике безопасности.

Знакомятся с инструкционными картами, оформляют таблицу.

Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

Выполнение работы (опыты, эксперимент);

Направляет работу, принимает решение задачи, контролирует и оценивает процесс деятельности; стимулирует познавательную деятельность.

Работают по инструкционным картам в группе.

Находят рациональный путь решения задачи.

Решение задач экспериментальным путем

По ходу работы учитель проверяет решение задачи у каждой группы, дает разрешение на продолжение работы. Команда, которая первой справилась с заданием, получает «эрудитик».

Осознание и осмысление учебного материала.

Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах.

Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Обсуждают и отвечают на вопросы.

Характеризуют полученные результаты исследования. Формулируют выводы к каждой экспериментальной задачи.

Подведение итогов урока.

Определить сформировано ли умение по обобщению изученного и умение выделять главное, навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

Что мы узнали сегодня на уроке? Помогает самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Вспомнили и сформулировали правила взаимодействия металлов с кислотами, взаимодействие оксидов металлов с водой, характерные свойства амфотерных гидроксидов, понятие генетического ряда металла.

Сформировали умения обобщать изученное и выделять главное.

Формируют навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

Выяснить эмоциональное состояние учащихся при изучении учебного материала и выполнения деятельности на уроке.

Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы и оценке работы в группе

Оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно оценивают свою индивидуальную деятельность и работу в группе на уроке.

Тетради и листочки с баллами заполнены и сданы учителю.

Сообщить и разъяснить методику выполнения домашнего задания.

Объясняет особенности домашнего задания.

Подготовиться к контрольной работе. Задание будет опубликовано в электронном журнале.

Подготовить эссе на тему «Металлы в моей жизни»

Записывают домашнее задание.

Задание записано в рабочие тетради.

Выставляет оценки. Благодарит за активную работу и сотрудничество.

Каждая команда подсчитывает «эрудитики»

Практическая работа №2 «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»

Вам выданы образцы трех металлов - магния, цинка и меди. Опытным путем определите каждый образец (используйте рациональное решение).

Сформулируйте правило, которое позволило вам решить задачу.

Вам выданы образцы двух оксидов металлов - оксида кальция и оксида цинка. Опытным путем определите каждый образец (используйте рациональное решение).

Определите характер оксидов. Сформулируйте правило, которое позволило вам решить задачу.

Докажите амфотерный характер гидроксида алюминия

В пробирке №6 находится амфотерное соединение, т. к. оно реагирует…

Cu  CuO  CuCl 2

Ответьте на вопросы.

Какие условия требуются для проведения данных реакций? Почему?

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Основная роль практической работе заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску и т.д. Практические работы должны проводиться с учетом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку.

Такой деятельностный подход в обучении химии делает успешной практическую работу, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом.

В данной практической работе используются элементы проблемного обучении, коллективный способ обучения, игровая технология, а также технология развивающего обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа "РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ "МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ""

Практическая работа для 9-го класса4 варианта45 минут.


Презентация к лабораторной работе "Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы. Неметаллы"

Презентация к лабораторной работе "Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы. Неметаллы".


11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

Материал разработан для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой.

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы".


Практическая работа №4 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода"

Представлен материал для проведения практической работы №4 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода" в условиях дистанционного обучения.

Практическая работа №5 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппы азота и углерода"

Представлен материал для проведения практической работы №5"Экспериментальные задачи по теме "Подгруппы азота и углерода" в условиях дистанционного обучения.

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс.

Практическая работа 2 экспериментальные задачи по теме металлы

Автор: Белоус Вера Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №1 им. В.Н. Березуцкого п. Мостовского

Населенный пункт: Краснодарский край, п. Мостовской

Цель: на основе знаний о металлах, полученных на теоретических занятиях, научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции, соблюдать правила ТБ.

Задачи:

- углубить и систематизировать знания обучающихся о металлах и их кислородных соединений; закрепление практических навыков при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.

- развитие навыков практической работы и развивать познавательный интерес, используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные опыты.

- воспитание аккуратности при выполнении практических работ и соблюдении правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.

Мысленно закройте глаза. Выполните

10 шагов вперед вверх

5 шагов вправо

5 шагов вниз

Какая фигура получилась?

1.Ребята, попробуйте закончить предложения, используя названия металлов, преобразуя их в прилагательные:

1.Человек обладает…. здоровьем (?)

2.Над городом нависли … тучи (?)

3.Певец обладает уникальным…. голосом (?)

4.Каникулы – это….пора детства (?)

Эпиграф урока:

«СУХА ТЕОРИЯ, МОЙ ДРУГ, А ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕЕТ»

«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ, И ГЕНИЙ, ПАРДОКСОВ ДРУГ…»

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата никеля (II), нитрата серебра. хлорида железа (III), роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка.

Ход работы:

Ребята, несмотря на то, что мы сегодня выполняем работу вне химической лаборатории вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента. Эти знания пригодятся Вам для выполнения задания 26 ЕГЭ по химии.

1) В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

2)Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

3)Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

4)Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

5)Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

6)Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

7)Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!

8)Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

9)Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

10)Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

11)Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

12)Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

13)После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

Можно посмотреть видеоопыты по ссылкам:

Что делали

Признаки реакции

Уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3.

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций

Практическая работа. Решение экспериментальныз эадач по теме Металлы

Цель урока: научиться решать экспериментальные задачи по теме «Металлы». Определять наличие ионов с помощью качественных реакций.

Задачи урока:

Образовательные : научиться использовать полученные знания в решении экспериментальных задач.

Развивающие: развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к само- и взаимоконтролю.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

оборудование: ( для класса из 4 учеников)

штатив для пробирок, пробирки, раствор соляной кислоты, гидроксида натрия,

хлорида железа (III),

для большого класса : еще в дополнение хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди ( II ), хлорида железа ( II ) сульфата никеля ( II ), нитрата серебра.

I . Организационный этап.

Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

II .Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы проведем практическую работу, в результате которой выясним, как хорошо вы поняли изученную тему.

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Ø В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

Ø Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

Ø Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

Ø Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

Ø Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

Ø Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

Ø Роданиды являются соединениями повышен­ной физиологической активности. При работе с ними следует приме­нять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!

Ø Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

Ø Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

Ø Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

Ø Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

Ø Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

Ø После работы приведи порядок на рабочем месте.

III .Проведение практической работы.

Практическая работа №5: Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы».( в тетрадях)

задание 1

Получение гидроксидов железа и изучение их свойств по инструкции учебника Н.Е.Кузнецовой, стр. 252 - 253

опыт1.

Получите гидроксиды железа ( II ) и ( III ) из растворов соответсвующих солей. Для этого к растворам солей Fe 2+ и Fe 3+ прилейте раствор щелочи. Сравните полученные осадки по внешнему виду.

Запишите уравнения реакций.

опыт2.

Исследуйте свойства полученных соединений в соответствии со схемой учебника рис.79 и см. ниже.

Практическая работа "Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

Цель: на основе знаний о металлах и их кислородных соединений научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции. соблюдать правила ТБ.

- углубить и систематизировать знания учащихся о металлах и их кислородных соединений; закрепление практических навыков при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.

Мысленно закройте глаза. Выполните

10 шагов вперед вверх

5 шагов вправо

5 шагов вниз

5 шагов влево

Какая фигура получилась.

( флажок).

1.На интер. доске предложения( используя названия металлов в переносном смысле образуем предложения)

1. Человек обладает…. здоровьем (железным)

2.Над городом нависли … тучи (свинцовые)

3.Певец обладает уникальным…. голосом (серебряным)

4.Каникулы – это….пора детства (золотая)

2.В эпиграфах найти слова, которые связаны с наукой химией, а затем самим определить цель урока. После формулирования цели легко перейти к теме урока.

Металлы, теория, опыт.

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата никеля ( II ), нитрата серебра. хлорида железа (III), роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка.

Ход работы:

Ø Роданиды являются соединениями повышен­ной физиологической активности. При работе с ними следует приме­нять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены.Не допускать попадания препаратов внутрь организма!

I вариант

Уравнения реакций

1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl 3 + 3 NaOH Fe ( OH )3↓ + 3 NaCl

Fe 3+ + 3 OH - Fe ( OH )3

2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH) 3 + 3 H + → Fe 3 + + 3 H2O

3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe 3+ + 3CNS - ↔ Fe(CNS)3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2. Приготовьте гидроксид никеля ( II ) и исследуйте его свойства.

1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Ni ( OH )2 + 2 HCl NiCl 2 + 2 H 2 O

Ni ( OH )2 + 2 H + Ni 2+ + 2 H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля ( II ) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na 3 PO 4 , FeCl3, ZnS O4, Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.

11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"
презентация к уроку по химии (11 класс)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Практическая работа №2. Решение экспериментальных по теме «Металлы»

Оформление отчета Цель: Реактивы и оборудование: Ход работы: Общий вывод: № опыта Что делали Уравнения реакций Наблюдения и вывод (почему вы это наблюдали)


Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

Урок 43Тема урока: Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»Цели урока: Уметь доказывать опытным путем.


Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс.


8 класс, химия, урок №40 :Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Практическая работа по химии.


9 класс. Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов.

Инструктивная карта к практической работе для 9 класса Практическая работа "Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов.".


Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ»

Конспект урока поможет провести Практическую работу в 9 классе. Здесь представлена методика проведения качественного анализа неорганических соединений.

Дистанционный урок. Практическая работа №1 "Решение экспериментальных задач по теме Теория электролитической диссоциации" 9 класс по программе Габриеляна О.С.

Важной составной частью химического образования является практикум – реальная работа с веществами. Поэтому дистанционное обучение химии как единственная форма химического образования не может бы.

Читайте также: