Практическая работа свойства металлов

Обновлено: 04.10.2024

Практикум для учителя и ученика по химии. По теме " Металлы".

Содержимое разработки

Практическая работа №2

По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».

Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.

Задачи работы:

Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Экспериментальным путем убедиться в различной химической активности металлов, доказать, что более активные металлы восстанавливают менее химически активные из водных растворов их солей.

Изучить общие свойства амфотерных гидроксидов.

Изучить общие свойства нерастворимых оснований.

Отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.

Краткие теоретические сведения.

Металлы в периодической системе находятся в I, II, III группах, в побочных подгруппах всех групп. Кроме того, металлами являются наиболее тяжелые элементы IV, V, VI и VII групп.

Особенностью строения атомов металлов является небольшое число электронов во внешнем электронном уровне, как правило, не превышающее трёх. Атомы металлов легко отдают электроны и являются хорошими восстановителями.

Металлы по их активности расположены в ряд, называемый электрохимическим рядом напряжений металлов.

Li Rb K Cs Ba Sr Ca Na Mg Be Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Au

Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, могут вытеснять его из растворов кислот, а всякий металл, стоящий ближе к началу ряда, может вытеснять (восстанавливать) последующие из растворов их солей.

1.Металлы, расположенные в начале ряда - от лития до магния –восстанавливают водород из воды с образованием щелочи:

2Na + 2HOH  2NaOH + H2↑.

2. Металлы менее активные (от марганца до железа), восстанавливая из воды водород, образуют оксиды:

3Fe + 4H2O  Fe3O4 + 4H2↑.

3.Металлы реагируют с кислотами. Взаимодействие металлов зависит от их активности (см. электрохимическим рядом напряжений металлов) и от концентрации кислоты:

а) кислоты HCl , H 3 PO 4, H 2 SO 4(разб.) реагируют со всеми металлами (кроме Pb ), которые стоят в ряду напряжений до водорода, при этом выделяется водород;

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2↑.

б) концентрированная H 2 SO 4 при нагревании реагирует со всеми металлами (кроме Pt и Au ), при этом водород не выделяется; с тяжелыми (плотность 5 г/ см 3 ) металлами образует газ SO 2 (оксид серы ( IV )); с более активными легкими (плотность 3 ) металлами выделяется H 2 S (сероводород):

Cu +2H 2 SO 4 ( конц )  CuSO 4 + 2H 2 O + SO 2 ↑.

в) концентрированная Н NO 3 c щелочными и щелочноземельными металлами образует газ N 2 O – оксид азота ( IV ), с другими тяжелыми металлами – оксид азота ( IV ) NO 2:

Ca + 10HNO 3( конц .) → Ca(NO 3 ) 2 + N 2 O + 5 H 2 O

Cu + 4HNO 3( конц .) → Cu(NO 3 ) 2 + NO 2 + 2 H 2 O

г) разбавленная Н NO 3 взаимодействует c щелочными и щелоч-ноземельными металлами, а также с Zn , Fe , Sn , при этом выделяется газ NH 3 (аммиак) или образуется соль аммония ( NH 3 + Н NO 3 = NH 4 NO 3), при реакции с остальными металлами (плотность 5 г/ см 3 ) образуется оксид азота ( II ) NO :

Ca + 10HNO 3( разб .) → 4Ca(NO 3 ) 2 + NH 4 NO 3 + 3 H 2 O

Cu + 4HNO 3( разб .) → 3Cu(NO 3 ) 2 + 2NO + 4H 2 O

д) кислоты H 2 CO 3, H 2 SO 3, CH 3 COOH – слабые, взаимодействуют с активными металлами:

2 CH 3 COOH + 2 Na → 2 CH 3 COONa + H 2

4. Каждый последующий металл может быть восстановлен из раствора соли предыдущим металлом: Fe + CuSO4  FeSO4 + Cu.

Переходные металлы расположены в Периодической системе с 4 по 7 период. Переходные металлы, символы которых расположены в самой таблице, называют d-элементами, а те элементы, символы которых расположены в нижней части Периодической системы, называют лантаноидами и актиноидами или f-элементами.

Амфотерные оксиды - оксиды переходных металлов.

Свойства.

1. Амфотерные оксиды не растворяются в воде.

2. Амфотерные оксиды, реагируя с основными и с кислотными оксидами, дают соли:

Al 2 O 3 + K 2 O 2KAlO 2 ,

Al 2 O 3 + 3SO 3  Al 2 (SO 4 ) 3 .

3. Амфотерные оксиды, реагируя с основными или кислотными гидроксидами, дают соли:

ZnO + 2KOH  K 2 ZnO 2 + H 2 O,

ZnO + H 2 SO 4  ZnSO 4 + H 2 O

4. Соответствующие амфотерным оксидам гидроксиды обладают амфотерными свойствами:

Zn ( OH )2  Zn 2+ + 2 OH - - как основание

H 2 ZnO 2  2 H + + ZnO 2 2- - как кислота

Амфотерные гидроксиды - это такие гидроксиды, где растворенная в воде часть, диссоциирует на катионы водорода, металла и анионы гидроксида и кислотного остатка.

Zn(OH)2 ⇆ Zn 2+ + 2OH - , H2ZnO2 ⇆ 2H + + ZnO2 2-

Получение:

1.Взаимодействием переходных металлов (после удаления оксидной пленки) с водой:

2 Al + 6 H 2 O = 2 Al ( OH )3+ 3 H 2

2.Взаимодействие солей со щелочами:

ZnCl 2 + 2 KOH  Zn ( OH )2 + 2 KCl

3. Взаимодействием солей с кислотами:

Na[Al(OH) 4 ] + HCl  Al(OH) 3  + NaCl + H 2 O

Свойства:

1. Диссоциирует на ионы растворенная в воде часть амфотерного гидроксида: Zn ( OH )2 ⇆ Zn ( OH ) + + OH - ⇆ Zn 2+ + 2 OH -

H2ZnO2 ⇆ HZnO 2- + H + ⇆ZnO2 2- + 2H +

2. Взаимодействие с кислотными оксидами, кислотами и кислыми солями:

2Cr(OH) 3 + 3SO 3  Cr 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O

Al(OH) 3 + 3HBr  AlBr 3 + 3H 2 O

Zn(OH) 2 + 2NaHSO 4  ZnSO 4 + Na 2 SO 4 + 2H 2 O

3. Взаимодействуют с основными оксидами, основаниями и основными солями:

Zn ( OH )2 + Li 2 O  Li 2 ZnO 2 + H 2 O

Zn ( OH )2 + Ba ( OH )2  BaZnO 2 + 2 H 2 O

4. Подвергаются разложению при нагревании:

2Al(OH)3  Al2O3 + 3H2O

Приборы и реактивы:

- штатив с пробирками, пипетка, держатель для пробирок, спиртовки, спички, стеклянная палочка.

- растворы: серной кислоты, гидроксида натрия; растворы солей: сульфат меди ( II ),хлорид цинка, сульфат алюминия, сульфат натрия; кусочки: цинка, меди.

Порядок выполнения работы.

Опыт № 1. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

Ход работы: В три пробирки положить: в первую кусочек магния, во вторую – гранулу цинка, в третью – медь (кусочек проволоки). Прилить во все пробирки 1 мл раствора серной кислоты.

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Сравнить скорость происходящих реакций. Почему в одной из пробирок реакция не идёт? Дать объяснение. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Опыт № 2. Взаимодействие металлов с солями.

Ход работы: В одну пробирку положить одну гранулу цинка и прилить раствор медного купороса, во вторую – кусочек медной проволоки и прилить раствор сульфата натрия.

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Составить схему электронного баланса в окислительно–восстановительных реакциях.

Опыт № 3. Получение гидроксида цинка и испытание его амфотерных свойств.

Ход работы: В две пробирки налить по 5-6 капель раствора соли цинка и очень аккуратно по каплям добавить в них раствор щелочи до появления осадка.

Затем в одну пробирку добавить 2-3 капли раствора серной кислоты.

В другую пробирку добавить избыточное количество щелочи (до растворения осадка).

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Опыт № 4. Получение гидроксида меди и изучение его свойств

Ход работы: Из имеющихся реактивов получить гидроксид меди (II). Указать цвет осадка. Нагреть полученное вещество.

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Что произойдет с осадком при нагревании?

Методическая разработка урока по теме "Строение металлов и их физические свойства"

Оборудование: таблицы: “ Периодическая система химических элементов”, “Классификация неорганических веществ”, “Металлическая химическая связь”, коллекции металлов, макет кристаллической решётки, справочники.

Реактивы для учителя: Al(гран.), Zn(гран.), Sn(гран.), Cu (гран.), банки с Zn(пыль), Fe(порошок), Mg(порошок), медная и железная проволоки, парафин, спички, спиртовка, штатив, щипцы, нихромовая проволока, растворы солей натрия, меди, сальция, стронция;

для учащихся: поднос, Al(гран.), Zn(гран.), Sn(гран.), Cu(гран.), Zn(пыль), Fe( порошок), магнит.

План урока

I этап. Ориентировочно – мотивационный

Мы приступаем к изучению новой темы “ Металлы”. На этом и последующих уроках мы поведём разговор о простых веществах - металлах. В глубокой древности люди обратили внимание на металлы, обладающие привлекательными свойствами: их можно было расплавить на костре и придать любую форму, сплющить, заострить края, проделать в них отверстие. Твёрдые наконечники для стрел и копий были несгибаемы даже в самом жарком бою. Преимущество металлов перед обработанным камнем, в качестве материала для орудий труда, оружия, предметов быта, не могли не заметить древние земледельцы, скотоводы и охотники. Поэтому вполне естественно, что век каменный уступил своё место векам медному, бронзовому, железному. Без металлов современная цивилизация немыслима.

Металлы это не просто материалы для машин и механизмов, мостов и железных дорог. Металлы – это часть нашей духовной культуры. Кто не знает такие замечательные творения скульпторов, как памятник Минину и Пожарскому, Медный всадник, Эйфелевую башню, Статую свободу. Вспомним великолепные произведения мастеров литейного искусства – Царь – пушку Московского Кремля, отлитую из бронзы А.Чоховым, Царь – колокол, отлитый отцом и сыном Моториными, знаменитый узор решётки Летнего сада Санкт – Петербурга. Металлам мы обязаны волшебным звоном колоколов. Церкви в России строились на самом видном месте. Венчал строение позолоченный купол. (Презентация. Можно взять у автора).

Поэты довольно часто использовали знания о металлах, чтобы сделать свои поэтические образы более яркими и выразительными.

Ночевала тучка золотая
На груди утёса великана…
М.Лермонтов

Торговали мы булатом
Чистым серебром и златом.
А.Пушкин

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.
А.Блок

На рукомойнике моём
Позеленела медь…
А.Ахматова

А за окошком в первом инее
Лежат поля из алюминия.
А.Вознесенский

В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол,
То ль возрадовался,
То ли осерчал…
Купола в России –
Кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
В.Высоцкий.

Почему металлы заняли такое важное место в нашей жизни, в нашей истории, в нашей культуре? Какими удивительными свойствами они обладают? Почему они нашли такое широкое применение? В чём заключаются особенности строения металлов?

На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке. Тема урока “Cтроение металлов и их физические свойства”.

Девизом нашего урока будут слова У.Рамзая, известного химика:” Природа окружает нас загадками, и попытка их решения, принадлежит к величайшим радостям жизни”.

II этап. Информационно – исполнительский

  1. Беседа "Положение металлов в Периодической системе и особенности их строения".
  • Что значит проявлять металлические свойства?
  • Как изменяются свойства химических элементов в периодах?
  • Как изменяются свойства химических элементов в группах?
  • Где в Периодической системе располагаются элементы – металлы?
  1. Рассмотрим особенности строения металлов в кристаллическом состоянии.
  • металлическая кристаллическая решётка
  • металлическая химическая связь – связь за счёт свободно движущихся электронов.
  1. Как же выглядят металлы? Приступаем к практическому изучению физических свойств металлов.
  • инструктаж;
  • выполнение работы;
  • обсуждение результатов работы, выводы.

Инструктивная карточка

Металл Физическое состояние Цвет, прозрачность Блеск Магнитные свойства t пл,С Плотность,кг/cм 3
Al
Sn
Zn
Cu
Fe
  1. Рассмотрите выданные вещества. В каком физическом состоянии они находятся?
  2. Определите цвет веществ, прозрачность.
  3. Как выражена способность вещества отражать свет?
  4. Поднесите магнит к образцам металлов. Какое вещество притягивается магнитом?
  5. Найдите по справочным таблицам значения температур плавления и плотности выданных образцов.
  6. Почему кастрюли делают из металлов? Почему металлической ложкой можно обжечься, а деревянной нет?
  7. Сделайте вывод: какими общими физическими свойствами обладают предложенные металлы?
  • твёрдые вещества (исключение Hg)
  • металлический блеск (из-за отражения света от их поверхности).

Как это свойство применяется на практике?

  • температура плавления – легкоплавкие t
  • тугоплавкие t >350 С – Fe, Cr, W.
  • электропроводность, теплопроводность (Ag, Cu, Au, Al)

Демонстрационный опыт “Сравнение электропроводности алюминия и железа”.

Вывод: алюминий электропроводней железа.

Металлы используются для производства проводов, кабелей, в качестве теплообменников.

  • пластичность – это свойство металлов деформироваться без трещин под воздействием определённой нагрузки.
  • ковкость – это свойство металлов деформироваться без трещин под влиянием сжатия.
  • тягучесть – способность металлов вытягиваться в нити.

Металлы хорошо поддаются механической обработке. Они ковки, тягучи, их можно прокатывать, вытягивать, штамповать, прессовать, придавать любую форму. Это качество используется пи производстве проводов, деталей, труб, посуды, машин.

  • Na – жёлтый
  • Cu – зелёный
  • Ca – кирпично – красный
  • Sr – малиновый

Это свойство металлов используется в пиротехнике.

Вывод: металлы – твёрдые вещества, с металлическим блеском, электропроводны, теплопроводны, пластичны.

  1. Экспресс-опрос (с помощью сигнальных карточек)”: да “– зелёная, “нет” – красная, “сомневаюсь” – жёлтая.
  • …самый пластичный металл – серебро
  • …самый тугоплавкий металл – вольфрам
  • …самый тяжёлый металл – осьмий
  • …самый электро- и теплопроводный металл – свинец
  • …самый блестящий металл – медь
  • …самый лёгкий металл – калий
  1. Домашнее задание: проведете повторный анализ физических свойств металлов по учебнику, исследовательское задание – напишите досье на любой металл, используя научную, справочную литературу по плану:
  • история открытия
  • происхождение названия
  • строение атома
  • физические свойства
  • роль в природе и жизни человека
  1. Подведение итогов, комментирование оценок.

Возвращаясь к девизу нашего урока, я думаю, нам сегодня удалось открыть одну из загадок металлов.

Практическая работа "Химические свойства металлов"

Тема урока: Химические свойства металлов.

Тип урока: практическая работа.

  • закрепить на практике знания химических свойств металлов;
  • продолжить формирование умений наблюдать за явлениями и делать выводы;
  • продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения эксперимента.

Методы и методические приемы: репродуктивный (повторение), наглядный, поисковый.

  • лоток, пробирки, штатив для пробирок, щипцы, спиртовка, соляная кислота, серная кислота, цинк, сульфат меди(II), железо;
  • методичка для выполнения опытов;
  • творческое задание.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний (вводная часть)

Учитель: Мы изучаем тему «Металлы», познакомились с нахождением металлов в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева, их физическими и химическими свойствами. Вспомните, какие химические свойства металлов нам известны?

Ученик: Взаимодействие с простыми веществами (кислородом, хлором, серой, азотом) и сложными веществами (водой, кислотами, солями).

Учитель: При изучении химических свойств металлов мы рассмотрели реакцию их взаимодействия с водой, а теперь вам предстоит познакомиться на практике еще с некоторыми свойствами металлов.

III. Практическая работа

Учитель: Итак, откройте тетради, запишите дату и приступайте к оформлению работы по заданному образцу.

На доске образец оформления работы (продублирован в рабочих картах):

Практическая работа № 1. Химические свойства металлов

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы: (заполняется учащимися самостоятельно, исходя из предложенных материалов, согласно варианту).

Ход работы:

Общий вывод:

Учитель: Перед выполнением опытов, давайте повторим основные правила проведения эксперимента и техники безопасности.
Ученик: Действия производятся над лотком, на расстоянии вытянутой руки, на уровне глаз. Банки с реактивами берутся в руку этикеткой внутрь, реактив наливается 1–2 мл, но если перелили, то обратно в банку не возвращается.
Учитель: Приступаем к проведению опытов.

Учащиеся выполняют опыты по вариантам (1, 2) группами по 4 человека.

IV. Закрепление материала

Учитель: для проверки полученных вами знаний поработайте над творческим заданием – отгадайте по описанным свойствам о каком металле идет речь и ответьте на вопросы.

Конечно, мы металлы – дружная семья,
Но все же всех прекрасней – я.
Я красная, блестящая и очень работящая.
Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,
Все тут же вспоминают про меня.
И если колокол звенит, под куполом паря,
Так это я звеню, всем музыку даря.
Доспехи в древности для рыцаря, коня
Ведь тоже делали при помощи меня.
А вот теперь в карман залезьте
И монетами звеня, вы дружно угадайте
Кто же я?
А заодно ответьте, правды не тая,
Вот почему же люди, красоту мою ценя
Посуду-то не делают, скажите из меня?

Ученик: Этот металл – медь. Медь не применяют для производства посуды, потому что изделия из меди в присутствии влаги покрываются темно-зеленой пленкой.

Прославился я твердостью и прочностью своей,
И потому-то мною исписал стекло злодей,
Но нет полезней нас с танталом для людей.
Когда хирург не смог собрать костей,
То обратился к помощи моей.
Так вот ответьте, почему же?
И имя постарайтесь отгадать к тому же.

Ученик: Этот металл – титан. Он применяется в хирургии для восполнения утраченных фрагментов костей, так как является устойчивым к окислительным процессам, происходящим в организме человека.

V. Рефлексия

Учитель: Что мы закрепили сегодня на уроке? Какие вопросы у вас остались неразрешенными?

Ученик: Мы повторили и закрепили на практике химические свойства металлов.

Учитель: Запишите в дневниках домашнее задание – стр. 34– 37, в. 1 , з.7 (стр. 37).

Рабочая карта

1. Оформление работы

Практическая работа № 1. Химические свойства металлов.

2. Описание проведения опытов

Опыт 1. Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1–2 мл раствора серной кислоты.

Опыт 2. Зажмите щипцами медную проволоку и прокалите в пламени спиртовки до образования черного налета.

3. Творческое задание

Рабочая карта.

Лабораторная работа "Общие свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

Предлагаем студентам экспериментально изучить химические свойства ме-таллов разной активности и сделать вывод о связи между положением метал-ла в ряду и его реакционной способностью. По ходу выполнения опытов уча щиеся заполняют таблицу в тетрадях для практических работ.

ВложениеРазмер
lab_rab_no6resh.eksp_.zad_._po_teme_metally_variant1svoystva_me.docx 31.06 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6

Тема: Общие свойства металлов.

Дидактическая цель: создать условия для применения студентами знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.

Образовательные цели : на практике познакомить учащихся с химическими свойствами металлов разной активности; установить связь между положени-ем металла в ряду активности и его химическими свойствами; повторить типы химических реакций.

Развивающие цели : развивать общеучебные умения и навыки (заполнение таблицы, грамотное проведение эксперимента, моделирование процесса, вы-деление главного), внимание, мышление (прогнозирование продуктов реак-ции); продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций.

Воспитательные : развивать навыки общения в группе

Основные правила безопасности при выполнении эксперимента

  1. Содержите свое рабочее место в чистоте и порядке, работайте внимательно и аккуратно.
  2. Соблюдайте тишину, не отвлекайте товарищей.
  3. Не пейте и не принимайте пищу в лаборатории.
  4. Приступайте к выполнению задания только тогда, когда четко уяснили цели, задачи и ход проведения эксперимента, строго следуйте всем ука-заниям преподавателя.
  5. Осмыслите основные этапы проведения опыта. Проверьте наличие не-обходимого оборудования и реактивов на рабочем месте перед началом работы.
  6. Сухие вещества берите шпатылем, жидкие реактивы набирайте пипет-кой; наливая жидкость из склянки, держите емкость этикеткой к ладони. Категорически запрещается брать реактивы руками.
  7. НЕ сливайте инее ссыпайте ошибочно взятый избыток какого-либо ре-актива в ту емкость, из которой он был взят.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При попадании на кожу кислот смойте их большим количеством воды и обработайте пораженное место нейтрализующим веществом (5%-10%

-ным раствором соды).

10. При попадании реактивов на одежду смойте их большим количеством воды и используйте нейтрализующее средство по указанию учителя для каждого конкретного случая.

11.После окончания работы сдайте рабочее место преподавателю или дежур- ному студенту.

Предлагаем студентам вопросы:

1.Что такое ряд активности?

2.По какому принципу металлы расположены в этом ряду?

3.Какие химические свойства характерны для металлов, стоящих в этом ряду активности до водорода и после него?

4.Какие признаки металлов вам известны?

5.Где находятся металлы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

6.Что такое химическая реакция?

7.Какие типы химических реакций вам известны?

Предлагаем студентам экспериментально изучить химические свойства ме-таллов разной активности и сделать вывод о связи между положением метал-ла в ряду и его реакционной способностью. По ходу выполнения опытов уча щиеся заполняют таблицу в тетрадях для практических работ.

Результаты изучения некоторых химических свойств металлов разной активности

Организуем в группах выполнение химического эксперимента. Предлагаем инструкцию.

Инструкция по выполнению работы

  1. В пробирку с порошкообразным железом аккуратно добавьте несколь-ко капель соляной кислоты. Наблюдайте происходящее явление и за-полните табдицу. Какой газ при этом выделился? О чем это свидетель-ствует?
  2. В пробирку аккуратно налейте несколько миллилитров раствора суль-фата меди (||), добавьте гранулу цинка, наблюдайте появление красного налета на поверхности цинка. Заполните таблицу.
  3. К медным стружкам аккуратно прилейте несколько капель соляной кислоты. Если признаки протекания реакции? Заполните таблицу.
  4. Наблюдайте опыт, демонстрируемый преподавателем: взаимодействие кусочка лития с водой. Обратите внимание на выделение газа. Заполните таблицу.
  5. Сделайте общий вывод.

Студенты в группах проводят опыты, иллюстрирующие свойства металлов: взаимодействие с кислотами и солями. При этом они применяют знания в знакомой ситуации (пункты 1,2 инструкции), в измененной (пункт3) и в новой (пункт 4,5). Заполняют таблицу и формулируют выводы.

Информация о домашнем задании и рефлексия

Закончить уравнения реакций, написать их в ионном виде:

Вопрос : как связано положение металла в ряду активности с его природой и химическими свойствами?

Оценка лабораторных работ производится по следующим критериям:

Оценка 5 ставится, если учащийся самостоятельно выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведе-ния опытов, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и акку-ратно выполняет все записи, оформляет таблицу, делает выводы, отвечает на вопросы.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но были допущены два-три ошибки в написании уравнений реакций.

Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению материала. Работа выполнена не полностью.

Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил много ошибок. Работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащимся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения химичес-ких знаков, физических величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для написания уравнений реакций, решения задач и объяснения физических и химических явлений решения.

5. Неумение провести опыт, написать уравнения химических реакций. необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

1. Неточности формулировок, определении, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Практическая работа №2 По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».
методическая разработка по химии по теме

Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.

  1. Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
  2. Экспериментальным путем убедиться в различной химической активности металлов, доказать, что более активные металлы восстанавливают менее химически активные из водных растворов их солей.
  3. Изучить общие свойства амфотерных гидроксидов.
  4. Изучить общие свойства нерастворимых оснований.
  5. Отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.

2Na + 2HOH  2NaOH + H 2 ↑.

3Fe + 4H 2 O  Fe 3 O 4 + 4H 2 ↑.

а) кислоты HCl, H 3 PO 4 , H 2 SO 4(разб.) реагируют со всеми металлами (кроме Pb), которые стоят в ряду напряжений до водорода, при этом выделяется водород;

Zn + 2HCl  ZnCl 2 + H 2 ↑.

б) концентрированная H 2 SO 4 при нагревании реагирует со всеми металлами (кроме Pt и Au), при этом водород не выделяется; с тяжелыми (плотность > 5 г/ см 3 ) металлами образует газ SO 2 (оксид серы (IV)); с более активными легкими (плотность 3 ) металлами выделяется H 2 S (сероводород):

Cu +2H 2 SO 4 (конц)  CuSO 4 + 2H 2 O + SO 2 ↑.

в) концентрированная НNO 3 c щелочными и щелочноземельными металлами образует газ N 2 O – оксид азота (IV), с другими тяжелыми металлами – оксид азота (IV) NO 2 :

Ca + 10HNO 3(конц.) → Ca(NO 3 ) 2 + N 2 O + 5 H 2 O

Cu + 4HNO 3(конц.) → Cu(NO 3 ) 2 + NO 2 + 2 H 2 O

г) разбавленная НNO 3 взаимодействует c щелочными и щелоч-ноземельными металлами, а также с Zn, Fe, Sn, при этом выделяется газ NH 3 (аммиак) или образуется соль аммония (NH 3 + НNO 3 =NH 4 NO 3 ), при реакции с остальными металлами (плотность > 5 г/ см 3 ) образуется оксид азота (II) NO:

Ca + 10HNO 3(разб.) → 4Ca(NO 3 ) 2 + NH 4 NO 3 + 3 H 2 O

Cu + 4HNO 3(разб.) → 3Cu(NO 3 ) 2 + 2NO + 4H 2 O

д) кислоты H 2 CO 3 ,H 2 SO 3 , CH 3 COOH – слабые, взаимодействуют с активными металлами:

2 CH 3 COOH + 2Na → 2CH 3 COONa + H 2

4. Каждый последующий металл может быть восстановлен из раствора соли предыдущим металлом: Fe + CuSO 4  FeSO 4 + Cu.

Амфотерные оксиды - оксиды переходных металлов.

Al 2 O 3 + K 2 O  2KAlO 2 ,

Al 2 O 3 + 3SO 3  Al 2 (SO 4 ) 3 .

ZnO + 2KOH  K 2 ZnO 2 + H 2 O,

ZnO + H 2 SO 4  ZnSO 4 + H 2 O

Zn(OH) 2  Zn 2+ + 2OH - - как основание

H 2 ZnO 2  2H + + ZnO 2 2- - как кислота

Zn(OH) 2 ⇆ Zn 2+ + 2OH - , H 2 ZnO 2 ⇆ 2H + + ZnO 2 2-

2Al + 6H2O = 2Al(OH) 3  + 3H 2 ↑

ZnCl 2 + 2KOH  Zn(OH) 2  + 2KCl

Na[Al(OH) 4 ] + HCl  Al(OH) 3  + NaCl + H 2 O

1. Диссоциирует на ионы растворенная в воде часть амфотерного гидроксида: Zn(OH) 2 ⇆ Zn(OH) + + OH - ⇆ Zn 2+ + 2OH -

H 2 ZnO 2 ⇆ HZnO 2- + H + ⇆ZnO 2 2- + 2H +

2Cr(OH) 3 + 3SO 3  Cr 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O

Al(OH) 3 + 3HBr  AlBr 3 + 3H 2 O

Zn(OH) 2 + 2NaHSO 4  ZnSO 4 + Na 2 SO 4 + 2H 2 O

Zn(OH) 2 + Li 2 O  Li 2 ZnO 2 + H 2 O

Zn(OH) 2 + Ba(OH) 2  BaZnO 2 + 2H 2 O

2Al(OH) 3  Al 2 O 3 + 3H 2 O

Приборы и реактивы:

- растворы: серной кислоты, гидроксида натрия; растворы солей: сульфат меди (II),хлорид цинка, сульфат алюминия, сульфат натрия; кусочки: цинка, меди.

Опыт № 1. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

Опыт № 2. Взаимодействие металлов с солями.

Опыт № 3. Получение гидроксида цинка и испытание его амфотерных свойств.

Опыт № 4. Получение гидроксида меди и изучение его свойств

Читайте также: