Применение кости и драгоценных металлов в деревообработке называется

Обновлено: 05.05.2024

Научные основы заготовки, сушки, механической обработки и деформации древесины. Выбор древесины для художественной обработки. Оборудование и инструмент, применяемые для художественной обработки древесины. Основы технологий художественной обработки древесины. Художественная обработка бересты, капов и свили. Корнепластика.

Формирование эстетических характеристик древесных материалов связано прежде всего с характером отделки их лицевой поверхности.

а) Прозрачная отделка поверхности древесных материалов позволяет сохранить или еще более проявить текстуру древесины. Основные этапы такой отделки включают подготовку поверхности древесины, создание покрытия и его облагораживание.

В ходе столярной подготовки поверхности устраняют ряд дефектов - заделывают трещины, высверливают и заделывают сучки, выравнивают и зачищают поверхность, циклюют и шлифуют. Затем материал проходит цикл отделочной подготовки поверхности, который может состоять из следующих операций: удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, крашение, грунтование, по- розаполнение.

В производственных условиях нанесение основного отделочного слоя производится на конвейерных, автоматических и полуавтоматических линиях, в составе которых имеются станки для нанесения отделочных покрытий, установки для сушки и стабилизации покрытий, механизмы загрузки и выгрузки изделий, транспортные средства. При ремонтных работах можно применять ручные методы отделки.

Облагораживание основного отделочного покрытия производят шлифованием или разравниванием (разглаживание тампоном, смоченным растворителем), а также полированием. Шлифуют поверхность шкурками на бумажной или стек- лолаковой основе. Политуры наносят вручную тампоном или на полировальных станках. Эти составы позволяют получить равномерный зеркальный блеск поверхности и сгладить неровности лакового покрытия.

б) При непрозрачной отделке учитывают, что цвет и текстура древесины скрываются. Такую отделку применяют, как правило, для материалов и изделий из некоторых хвойных и недорогих лиственных пород, для древесностружечных и древесноволокнистых плит и других материалов, не отличающихся выразительными эстетическими характеристиками. Вместе с тем непрозрачные отделочные покрытия хорошо защищают поверхность древесины от физико-механических воздействий.

Основные этапы технологии непрозрачной отделки в основном те же, что и при прозрачной отделке, однако процесс отделочной подготовки в данном случае включает операции обессмоливания, подмазывания, грунтования, сплошного и местного шпатлевания поверхности.

Отделочное покрытие состоит, как правило, из нескольких слоев краски. После нанесения каждого слоя поверхность сушат и шлифуют. Окраску производят вручную кистями, обливом, пневматическим распылением.


Характерное строение покрытия древесины при непрозрачной отделке:

а - лакокрасочное покрытие; б, в - пленочное; г – комбинированное;

1 – слой грунтовки; 2 - краска; 3 сплошная шпатлевка; 4 – местная шпатлевка; 5 – древесина; 6 – непрозрачная пленка; 7 - клей

Известен метод раздела слоя масляной краски для имитации текстуры твердолиственных и ценных пород древесины или создания оригинального рисунка. При этом верхний слой масляной краски (сразу после нанесения) частично снимают гребешками или кистями, создавая определенный рисунок. Например, для разделки под дуб вначале наносят два слоя краски из светлой охры с небольшим количеством белил, а затем слой масляной краски на основе жженой умбры. Поверхность разравнивают кистью, гребешками и кисточками, наносят рисунок, подкрашивают отдельные участки.

Облагораживание поверхности основного отделочного покрытия производят путем его разравнивания, шлифования и полирования. Остатки полировочного материала удаляют. При непрозрачной отделке древесины для оконных блоков, контейнеров и других конструкций облагораживание не производят.

Непрозрачную отделку древесины производят также с помощью пленочных и листовых материалов. Пленочные материалы на основе бумаги, пропитанной фенолформалвдегидной, мочевиномеламиноформальдегидной, меламиновой, карбамидной, диаллилфталатной смолами, напрессовываются на поверхность древесины. При этом материалы, не обладающие адгезией к древесине,, напрессовываются с использованием клея. Из пленок на основе полимеров чаще применяют поливинилхло- ридные, которые могут дублироваться с бумагой, тканями, фольгой, готовым клеевым слоем.

К листовым материалам для непрозрачной отделки относятся декоративный бумажно-слоистый пластик (ДБСП) и декоративная фанера (ДФ). ДБСП получают горячим прессованием нескольких слоев бумаги, пропитанных смолами. Бумага для лицевого слоя ДБСП может иметь разнообразные эстетические характеристики (цвет, рисунок). ДФ изготовляют горячим прессованием шпона, текстурной и кроющей бумаги, отделочной прозрачной пленки на основе бумаги. Лицевая поверхность ДФ может быть блестящей или матовой.


Характерное строение покрытия древесины при имитационной отделке

а – покрытие по фоновому грунту; б – пленочное;

1 - слой лака; 2 – рисунок; 3 – фоновая краска (грунт); 4 – шпатлевка; 5 – древесина; 6 – текстурированная бумага; 7 - клей

в) При имитационной отделке материалам из древесины обычных пород, не отличающимся выразительными эстетическими характеристиками, придается внешний вид древесины более ценных и редких пород (красное дерево, орех, полисандр, лимонное дерево, ясень и др.) или других материалов. Имитационной отделке подвергают древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанеру, лущеный шпон, строганый шпон из древесины ольхи, бука, лиственницы. Основные виды имитационной отделки – крашение, нанесение рисунка текстуры ценных пород непосредственно на поверхность древесных материалов и изделий, облицовка древесных материалов текстурированной бумагой.

Крашение древесины производят различными способами. При поверхностном крашении, когда древесина окрашивается на глубину до 0,5 мм, водные растворы красителей наносят вручную, окунанием, обливом, пневматическим распылением; вальцеванием. При глубоком крашении раствор красителя проникает внутрь древесины на значительную глубину, обеспечивая более равномерное окрашивание. При этом древесину намачивают в горяче-холодных ваннах или при повышенных давлении и температуре в автоклаве. Процесс глубокого крашения проходит более эффективно при использовании пород с крупными и проницаемыми для жидкостей полостями клеток: березы, бука, липы, клена, ольхи. Для глубокого крашения обычно используют смесь красителей и протравы. Применяя смесь красителей различной дисперсности, можно окрасить толщу древесины в один цвет, а внутренние полости сосудов в другой.

При имитационной отделке путем нанесения рисунка непосредственно на поверхность древесных материалов и изделий применяют, в частности, аэрографию – нанесение краски распылением с помощью сжатого воздуха. Перед нанесением рисунка краскораспылителем проводят фоновое крашение – создают цвет поверхности, соответствующий цвету имитируемой породы.

Текстура имитируемой породы может также создаваться с помощью печатных форм – фотошаблонов или печатных форм – клише. Печатание – наиболее совершенный, производительный метод, он позволяет получать одноцветные и многоцветные рисунки сравнительно высокого качества. Для создания рисунка используют специальные фоновые грунты и печатные краски.

г) К оригинальным, но трудоемким видам отделки из древесины следует отнести мозаику (орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц) и резьбу.

Наиболее распространенные виды мозаики по древесине – инкрустация, интарсия, маркетри, блочная мозаика.

1 – При инкрустации на одном уровне с поверхностью изделия врезаются пластинки определенной формы из материалов, отличающихся по структуре и цвету от древесины (металл, слоновая кость, перламутр и др.). Процесс инкрустации сложен и трудоемок.

2 – Инкрустация древесиной по древесине называется интарсией. При этом на поверхности отделываемого изделия режущим инструментом устраивают углубление, куда вкладывают пластинки из древесины, плотно склеенные друг с другом. Лицевую сторону пластинок шлифуют и полируют.

3 – Мозаичный набор из кусочков шпона различных пород древесины называется маркетри. Выполняя работы в технике маркетри, выбирают шпон, который служит фоном, врезают элементы мозаики, закрепляют их бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

4 – Основы технологии блочной мозаики сводятся к склеиванию блоков по заданному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины. Затем блоки разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Пластинки вставляют в соответствующие углубления или наклеивают на поверхность материалов из древесины.



Маркетри. Примеры мозаичных узоров

д) Для придания декоративного вида на древесные материалы наносят пленочные покрытия, изготовленные на основе бумаг или полимеров. Режимы напрессовывания пленок зависят от материала, на который наклеивают пленку, а также от смол, которыми пропитаны бумаги. Эти пленки наклеивают за счет расплавления в них смолы, и не требуется предварительного нанесения клея на элементы. Для изготовления пленок применяют специальную бумагу: текстурную рулонную, декоративную с печатным рисунком, бумагу - основу синтетического шпона.

е) Весьма разнообразны виды резьбы по дереву. При углубленной резьбе фоном является плоская поверхность изделия, а рисунок образует углубления различной формы; верхние точки рельефного рисунка находятся на уровне поверхности изделия. Плоскорельефная резьба отличается невысоким условный рельефом, расположенным в одной плоскости. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности, ее выполняют путем подрезки орнамента, который оставляют на углубленном фоне. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. При прорезной резьбе фон удаляется. Скульптурная, или объемная, резьба отличается рельефным изображением, которое частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. Крупномасштабная домовая резьба выполняется с помощью топора, пилы, долот и применяется для украшения деревянных построек. Современная технология получения резьбы – это автоматизированный процесс на станках с компьютерным управлением.


Рельефная накладная резьба по дереву

ж) Пирография;

з) корнепластика;

и) точение.

Для украшения бытовых предметов народные мастера наиболее часто применяли геометрическую резьбу: трехгранно-выемчатую и скобчатую, сочетая их иногда с контурными порезками.

Единственный инструмент, с помощью которого она выполнялась, обычный нож, был всегда под рукой. Лучшим материалом для трехгранно-выемчатой резьбы считается мягкая древесина лиственных пород – липы, ольхи и осины. Элементы, составляющие композицию трехгранно-выемчатой резьбы,– треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. В некоторых случаях резьбу можно тонировать и подкрашивать. Придать изделию цвет старого дерева можно с помощью протравы, приготовленной из уксуса.

Скобчатая резьба появилась намного позже ножа и не имела такого широкого распространения. В основном ее можно было встретить только в доме профессионального мастера. Для выполнения скобчатой резьбы потребуются полукруглые стамески различных размеров с шириной лезвия от 5 до 25 мм. Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего этой резьбой украшались ковши, солонки, вальки для выколачивания и рубели для глаженья белья, игрушки, шкатулки, прялки, детали ткацких станков. Скобчатая резьба нередко служит декором объемной резьбы. Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из дерева: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно. Нужно иметь в виду, что, какой бы однородной ни была древесина, все же наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется не поперек, а вдоль волокон. Таким же чистым срез получается, если подрезка ведется под углом к волокнам.

Во все времена народные мастера применяли объемную резьбу для украшения жилищ, мебели, посуды, хозяйственной утвари и орудий труда. При работе над объемной игрушкой резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. Среди них семь-девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор. Некоторые резчики применяют дополнительные инструменты: клюкарзы для обработки сложных криволинейных поверхностей, нож-косяк для нанесения на поверхность скульптуры геометрического орнамента, угловые стамески для контурной резьбы. Основной материал для объемной резьбы – липа. Если ее нет, можно использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным.

Ислими. Так узбекские мастера называют вид резьбы, широко развитый в Средней Азии (Самарканде, Бухаре, Коканде, Ташкенте и других городах Узбекистана) – украшали двери, колонны, карнизы, шестигранные и восьмигранные столики, табуреты, шкатулки, рамки, портсигары и другие изделия из дерева. Для резных работ в основном древесину бука, платана (чинары), карагача, грецкого ореха. Такой выбор пал на эти деревья благодаря их высоким физико-механическим свойствам, красивому цвету, выразительной текстуре. Вполне подойдут для ислими береза, груша, яблоня. Древесина для резных работ должна быть хорошо высушенной. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при легком постукивании по ней костяшкой пальца, давали опытному мастеру точную информацию о готовности заготовки к дальнейшей обработке. Инструмент: небольшие долотца, желобчатые резцы, долотца-клюкарзы, отличающиеся от прямых и желобчатых резцов плавным крючкообразным изгибом, специальные канфарники. Готовый рельеф узбекские мастера несколько раз пропитывают горячим хлопковым маслом. После этого резьба становится не только намного прочнее, но и не растрескивается от воздействия влаги или солнечных лучей. Кроме того, рельеф приобретает благородный темный цвет, который с годами становится более интенсивным. Вместо хлопкового масла можно использовать натуральную олифу или льняное масло

Суть инкрустации заключается во вделывании, врезании в поверхность изделия вставок из различных материалов. В качестве основы для инкрустирования применяют изделия из дерева, металла, камня, кости и других материалов. Для вставок используют древесину ценных пород, кость, рог, металлы, перламутр, стекло и смальту, драгоценные и поделочные камни, пластмассы. Инструмент – резак-плужок (для нарезки кости, пластмассы и металла).

Мастичную инкрустацию охотно применяли в XVII веке мастера Оружейной палаты Московского Кремля, сочетая мастику с перламутром и слоновой костью. Прочность слоновой кости позволяла вырезать очень сложные вставки, изображавшие оленей, львов, грифонов и даже целые сказочные сценки. Мягкая и податливая мастика легко и надежно заполняла мельчайшие прорези в костяной пластинке. Обычно более темная, чем древесина ружейных прикладов, мастика контрастно выделяла светлые элементы вставок. Крупные костяные вставки сочетали с мелкими, выточенными из хрупкого перламутра силуэтами, напоминающими колокольчики, ромашки, васильки. Переливчатое перламутровое разнотравье служило нарядным фоном для сказочных сценок из слоновой кости. Мастера Оружейной палаты создали свой неповторимый, так называемый московский стиль инкрустации, отличающийся неповторимым своеобразием.

Мастика состоит из клея, наполнителя, пигмента и пластификатора.

Клей может быть глютиновым, казеиновым или полимерным. Глютиновый клей (мездровый, костный и рыбий) поступает в продажу в виде плиток или гранул, казеиновый клей — в виде порошка. Полимерный клей иначе называют эпоксидной смолой или эпоксидным клеем.

Наполнителями могут служить печная сажа, глина, мел, цемент, толченый кирпич. По желанию мастику можно окрасить в любой цвет пигментами — сухими порошковыми красителями. Можно использовать и готовые краски — масляные, гуашевые, темперные и другие.

Печная сажа одновременно служит наполнителем и пигментом. Ее широко применяли мастера Средней Азии. Полученная из нее мастика глубокого черного цвета прекрасно сочетается с темно-коричневой древесиной южных деревьев, подчеркивая красоту вставок из перламутра и верблюжьей кости. При желании черный цвет можно сделать более мягким, добавив в мастику мел, гашеную известь или зубной порошок. Кусковой мел тщательно растолките в ступке и просейте через ситечко. Зубной порошок хорош тем, что его без предварительной подготовки можно пустить в дело.

Добавив в белую мастику красную краску, легко получить розовый цвет, добавив синюю, — голубой и т.д. Для приготовления коричневой, палевой, серой и оливковой мастики можно применять обычную глину. Хорошо просохшие комки глины растолките в ступке и просейте. Этим же способом можно получить красно-оранжевый порошок из красного кирпича.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распространилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники маркетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое. Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — однослойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм. В маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубокому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.

Наиболее простой мозаичного набора в технике маркетри — выкладывание орнамента из заранее нарезанных одинаковых элементов. Этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами

Оглавление

История добычи драгоценных металлов, разновидности, свойства, применение, распространение в природе, сплавы драгоценных металлов, проба, инвестиции в драгоценные металлы, рынок драгоценных металлов, банковские операции с драгоценными металлами 2

Глава 3. Классификация драгоценных металлов 10

По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы: 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Драгоценные металлы играют очень большую роль в экономике России и всех ведущих стран. Перемещение драгоценных металлов через таможенную границу лица, допустившие нарушения порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-участника ТС, на территории которого совершено нарушение.

В качестве дополнения, стоит упомянуть, что согласно действующему в настоящее время российскому законодательству, Президент РФ определяет особенности порядка ввоза в РФ из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из РФ в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней.

Предмет исследования – товарная номенклатура ТС в нетарифном регулирование внешнеэкономической деятельности ТС.

Цель курсовой работы заключается в товароведной характеристике и описании экспертизы товаров на примере драгоценных металлов.

определить понятия внешнеэкономической деятельности;

определить общие положения товарной номенклатуры;

определить особенности ТН ВЭД ТС;

изучить товароведную характеристику драгоценных металлов

Глава 1. Характеристика драгоценных металлов

Драгоценные металлы - это редко встречающиеся металлы, которые отличаются блеском, красотой и стойкостью к коррозии

История добычи драгоценных металлов, разновидности, свойства, применение, распространение в природе, сплавы драгоценных металлов, проба, инвестиции в драгоценные металлы, рынок драгоценных металлов, банковские операции с драгоценными металлами

Все встречающиеся в природе металлы обладают некоторым набором физических и химических характеристик, которые определяют их свойства (теплопроводность, плотность, твердость, химическую активность и др.)- По совокупности (общности) свойств металлы делят на группы (черные, цветные, благородные и др.) и применяют в различных областях промышленности.

К группе благородных драгоценных металлов относят восемь - золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (платиноиды) - палладий, родий, иридий, рутений и осмий. Они достаточно устойчивы на воздухе (не окисляются), обладают высокой сопротивляемостью агрессивной среде (кислотам, щелочам и т.д.), мягкостью, пластичностью, хорошо сочетаются с цветными драгоценными камнями и эмалями, легко комбинируются между собой и с другими материалами. Благодаря перечисленным свойствам металлы данной группы широко используются в ювелирном деле. При этом основным материалом для изготовления ювелирных изделий служат собственно четыре металла - золото, серебро, платина и палладий. Остальные металлы (например, родий) используются в качестве защитно-декоративных покрытий или добавок в сплавы. Это объясняется тем, что использование чистых металлов в ювелирном производстве нерационально вследствие их недостаточной износостойкости, твердости, а также высокой стоимости. При изготовлении ювелирных изделий различного назначения к драгоценным металлам добавляют в определенных соотношениях другие металлы, которые называют легирующими, или лигатурой (легирующими могут быть как драгоценные, так и недрагоценные металлы). Таким способом металлам придают необходимые для дальнейшего использования в производстве свойства. Это может быть изменение цвета, понижение или повышение пластичности, увеличение или уменьшение твердости, изменение температуры плавления. Полученные смеси называют сплавами драгоценных металлов.

Сплавы драгоценных металлов принято различать по составу и технологическому признаку. По составу сплавы называют в зависимости от основного компонента (сплавы золота, сплавы серебра и т.д.). По технологическому признаку, или по применению, сплавы предназначаются для ручной работы, штамповки, литья или припоев.

Количество драгоценного металла в сплаве называется пробой.

Проба - это цифровое значение, указывающее на содержание чистого драгоценного металла в граммах в 1 килограмме (1000 г) ювелирного сплава (пример: золото (750°) - в 1 килограмме ювелирного сплава 750 пробы содержится 750 граммов чистого золота, остальное - легирующие компоненты, например, серебро, медь и т.д.).


Рис. 1.1 пробы Советского Союза Рис. 1.2 пробы Российской Федерации

Проба присваивается каждому ювелирному сплаву. Содержание чистого металла в сплавах, предназначенных для товарного производства, устанавливается государством. В России для ювелирных изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы:

- золотые - 999, 958, 750, 585, 500 и 375;

- серебряные - 999, 960, 925, 875, 830, 800;

- платиновые - 950, 900 и 850;

- палладиевые - 850 и 500.

Число ювелирных сплавов постоянно растет по мере развития новых технологий в производстве ювелирных изделий. Сплавы, получившие наибольшее распространение на территории России, предусмотрены ГОСТ Р 30649-99.

Чем покорили христианский и мусульманский мир средневековые шедевры из словоной кости «Белым золотом»



Испокон веков люди создавали настоящие произведения искусства из сподручных материалов, будь это камень, металл, дерево и другие. Но самым востребованным, а ещё редкостным, а потому ценным считался такой материал, как слоновая кость. А о том, какое значение имели средневековые предметы искусства из слоновой кости и почему они были популярны не только в Европе, но и в исламской культуре – далее в статье.

Создание скульптур и других предметов из слонового бивня или его имитации было достаточно распространенной формой искусства, которая процветала во многих культурах мира, от Ближнего Востока до Африки и даже Японии. Слоновий бивень был особенно ценен и любим в римском мире, а потому не удивительно, что он нашел свое место и в Византийской империи, а затем перекочевал в христианскую Европу и в мусульманский Ближний Восток. Мода на производство изделий из слоновой кости только росла и очень сильно зависела от взаимоотношений между государствами, а ещё – от торговли между ними.

Слоновая кость как основной материал в средневековых произведениях искусства

Слева направо: Диптих Барберини (ок.500-550), деталь центральной панели, изображающая торжествующего императора. \ Крупный план статуэтки королевы XII века, известной как Шахматные фигуры Льюиса.

Слева направо: Диптих Барберини (ок.500-550), деталь центральной панели, изображающая торжествующего императора. \ Крупный план статуэтки королевы XII века, известной как Шахматные фигуры Льюиса.

Бивень слона имел гладкую, плотную и достаточно прочную текстуру, что делало его идеальным материалом для резьбы, ведь в нем можно было вырезать абсолютно любые детали. Наиболее ценным материалом считались кости слонов из Африки, у которых были более длинные бивни, что лучше подходили для детализированных и крупных фигур, в отличие от костей индийских слонов. Поскольку в Европе эти животные не водились, им пришлось полагаться на импорт слоновой кости, а потому не удивительно, что развитие торговых путей и геополитика играли решающую роль в создании средневековых предметов искусства из слоновьих костей.

Шахматные фигуры Льюиса. \ Фото: i.pinimg.com.

Государства, которые контролировали основные торговые пути на Ближнем Востоке, имели наибольший доступ ко всем слоновьим бивням, что транспортировались из Африки. Этим преимуществом охотно пользовалась Римская и Византийская империи, а также страны исламского мира. Поставки бивней в Европу зачастую зависели непосредственно от взаимоотношений христианских государств с изменчивыми исламскими странами на севере африканского континента. А потому слоновая кость была достаточно редким и ценным материалом для европейцев, исключая готический век, когда она стала более доступной.

Слева направо: Богородица во славе со святыми. \ Распятие, XIV век, Франция.

Поэтому европейцы часто пускались на поиски аналогов. Например, в северной части Европы охотно использовали моржовую кость, которая стала распространенным заменителем слоновьей. Несмотря на внешнюю схожесть со своим слоновьим собратом, моржовая кость обладала более желтым, насыщенным цветом в отличие от белого у слонов. При этом отличается она и текстурой, из-за чего вырезать на ней тонкие, четкие и сверхдетализированные фрагменты было невозможно. Поэтому моржовую кость использовали для предметов, которые не имели высокой стоимости или исторической ценности, были менее престижными. А вот редкие запасы слоновьих бивней использовали в основном для работ на религиозную тематику. Ярким примером такого распределения материала служат шахматы с острова Льюис, которые были созданы из кости моржа.

Венера Брассемпуйская, или «Дама с капюшоном», около 25 000 лет до н.э.

Однако на этом выбор материалов не заканчивался: зачастую применяли кости и зубы других животных. Примечательно, что некоторые династии, например, Каролинги и Оттоны, которые не имели доступа к большому обилию слоновой кости, занимались повторным производством предметов искусства. Для этого брались слоновьи кости или участки из них, которые уже были обработаны и представлены в виде каких-то скульптур и предметов, а затем верхнюю часть кости срезали, удаляя нанесенный узор, после чего вырезали фрагменты, имеющие иную структуру и рельеф.

Англосаксонский крест из слоновой кости XI века (реликварий из моржовой кости).

Широкое распространение слоновьи бивни получили в 1230-1330 годах нашей эры, когда их стали массово привозить в страны Северной Европы. В те периоды времени традиция резьбы по слоновьей кости не только в религиозных, но и бытовых целях процветала, и особенно популярной была в Париже. Византийская империя в свою очередь занималась производством как священных фигур, так и бытовых изделий из кости, часто наследуя римские работы, в то время как мусульманские страны считали слоновью кость престижным материалом исключительно для светского применения.

Средневековые скульптуры из слоновьей кости

Слева направо: Табличка из слоновой кости с изображением Богоматери на троне (Строгановская слоновая кость), Византия, 950-1025 годы. \ Трон Максимиана, VI век.

Слева направо: Табличка из слоновой кости с изображением Богоматери на троне (Строгановская слоновая кость), Византия, 950-1025 годы. \ Трон Максимиана, VI век.

Большая часть фигур и скульптур, созданных из кости слона в Средневековье, разрабатывалась на плоских кусочках, однако встречались и округлые предметы. Примечательно, что такие фигуры могли иметь как высокий, так и низкий рельеф, а также периодически в них встречались элементы, пробивающие материал насквозь. В отличие от других предметов искусства этого периода, например, из камня, которые широко применялись для церковных нужд, предметы из слоновьей кости практически никогда не окрашивались полностью или могли не иметь окраски вовсе.

Слева направо: Резная фигурка ангела. \ Резное рельефное панно из слоновой кости из Византийской империи (фрагмент).

Слева направо: Резная фигурка ангела. \ Резное рельефное панно из слоновой кости из Византийской империи (фрагмент).

Например, на территории Европы слоновий бивень был редким и очень дорогим материалом, а потому высоко ценился его естественный, белоснежный оттенок. При этом только некоторые, небольшие фрагменты могли покрываться с помощью краски или чаще – позолоты. Были найдены и предметы из кости слона, которые имели инкрустацию при помощи цветного стекла, а ещё обладали вставками из полудрагоценных камней. Последние охотно применялись в качестве глаз на фигурках, а ещё дополняли драгоценные камни и эмаль в случае, если скульптура представляла собой составной объект из множества видов декора. Некоторые предметы, если это было действительно уместно, имели роспись золотом, однако такой материал плохо сохранился, а потому золоченных находок времен Средневековья практически нет.

Слева направо: Мемориальная доска с изображением Христа, Оттониан, ок. 962-8 годов. \ Дева с младенцем, Франция, XIV век.

Слева направо: Мемориальная доска с изображением Христа, Оттониан, ок. 962-8 годов. \ Дева с младенцем, Франция, XIV век.

Создаваемые предметы имели, как правило, довольно маленький размер. И не удивительно, ведь слоновьи бивни, несмотря на свою довольно большую длину, имели изогнутую форму, что значительно ограничивало возможности для создания скульптур и предметов искусства. Стоит отметить также, что внутренняя часть кости бивня – полая, а потому не подходила для создания чего-либо. Более крупные предметы создавались из нескольких бивней поменьше, имели рельефный орнамент и затем скреплялись вместе. Сегодня они в основном представлены в виде табличек, которые можно найти в коллекциях музеев по всему миру. Однако не существует точных данных, частью чего они были в Средневековье.

Шкатулка из слоновой кости и серебра, мусульманская Испания, 966 год. \ Фото: wikimedia.org.

Например, трон Максимилиана представляет собой предмет искусства, который создан из отдельных пластин из слоновой кости. Считается, что он был произведен примерно в VI веке в Византии, и предназначался эпископу из города Равенна, что в Италии. Также было найдено несколько табличек и пластин, которые, по мнению ученых, были частью более крупного произведения искусства, созданного на территории немецкого города Магдебург. По некоторым версиям, таблички могли быть частью церковного панно. Пластины широко применялись для изготовления диптихов и триптихов на религиозную тематику, а также для создания крышек и стенок у резных шкатулок.

Многофункциональные пластины из слоновьей кости

Реликварий в форме книги, около 1000 года.

Пластины из слоновьей кости зачастую применялись именно для создания диптихов в римском стиле. Таблички также могли скрепляться вместе, формируя книжную обложку, и применялись в таком случае для ведения записей на светскую или религиозную тему. Снаружи такая записная книжка была украшена с помощью вырезанного скульптурного барельефа, а внутри находились таблички из воска, на которых можно было писать.
Названные консульскими, диптихи представляли собой дорогостоящий и даже элитный подарок. Императоры и правители государств преподносили такой щедрый дар своим сторонникам, когда те достигали ранга консула. Многие византийцы достаточно долго продолжали традицию таких консульских диптихов, однако в скором времени о них забыли, и панели, которые использовались для их производства, соскабливались и вырезались на другой лад и с другими мотивами.

Китайский шар-головоломка с ажурным рисунком и серией из двенадцати шариков поменьше, слоновая кость, XIX век. \ Фото: wikipedia.org.

Таблички, созданные в классическом стиле, часто получали вторую жизнь в виде книжных обложек, которые назвали драгоценными переплетами. Такие панели вырезались по новой или использовали в том виде, в котором они были, но уже с иными целями. Диптихи и триптихи могли иметь разные формы, но схожие функции. Они часто появлялись в западноевропейской и византийской культуре как украшения для молитвенников. Двух- или трёхпанельная форма, которая соответствовала религиозным алтарям, имела уменьшенные размеры и использовалась для домашней молитвы. Эта традиция зародилась в Европе в готический период, и была примерно так же популярна, как применение для этих же целей икон в Византии. В то время слоновьей кости было достаточно много, а значит не только состоятельные граждане могли заказывать диптихи и триптихи для украшения своего дома.

Как правило, на панелях изображались сцены с распятием, с Девой Марией и младенцем Христом. Они также имели формы, близкие к готическим традициям, и даже несмотря на свои маленькие размеры обладали высоким уровнем детализации и обработки изображения.

Трехмерные скульптуры

Задняя панель зеркала, Париж, 1325-1350 годы. \ google.com.

Слоновьи бивни также применялись для изготовления небольших скульптур и статуэток на религиозную тему. Особенно популярным было изображение Девы Марии с младенцем Христом. Отдельно создавались фигурки Христа из слоновой кости, который был изображен на распятии, что могло быть сделано как из кости, так и из другого материала.

Популярность слоновьих бивней в создании фигур на религиозную тему объяснялась их белым цветом, который ассоциировался с чистотой и невинностью, что делало кости идеальным материалом для изображения Христа и Девы Марии.

Слева направо: Пиксида аль-Мугиры из исламской Испании, 968 год. \ Пиксида из Саморы.

Не удивительно так же, что фигуры зачастую были слегка изогнуты, принимая естественную форму бивня. Особенно это заметно на традиционных скульптурах Девы Марии. Такой стиль резьбы по кости назывался готическим, и частично объяснялся необходимостью приспособить изогнутую форму исходного материала к созданию предметов искусства среднего и малого размера. Поскольку скульпторы работали в основном с костью или деревом, можно проследить влияние готического стиля и их мастерства на конечный результат работы.

Слоновая кость для светских нужд

Слева направо: Статуэтка Лакшми из слоновой кости. \ Статуэтка Клеопатры из слоновой кости.

Другие произведения искусства времен Средневековья, созданные из слоновой кости и имевшие популярность и в Европе, и в Византии, представляли собой светские предметы, которыми можно было пользоваться каждый день. Среди них особенно выделялись гребни, основы для зеркал, шкатулки, рукоятки ножей, игрушки и многое другое.

В средневековом мире такой предмет, как шкатулка, который создавался из благородных материалов и имел удобную, откидную крышку, был чрезвычайно популярным и рассматривался как объект роскоши. Шкатулки создавались из отдельных табличек, которые крепились на специальных деревянных стержнях и пазах. В Византийской империи мастера-резчики по слоновьей кости производили шкатулки почти что серийно, создавая таблички стандартных форм и размеров, предлагая их на выбор своим постоянным клиентам.

Готический диптих в полном цвете. \ Фото: wikipedia.org.

Вторым, но не менее популярным предметом из слоновьей кости, была пиксида. Это небольшая коробочка в форме цилиндра, которая закрывалась на маленькую крышку. В отличие от шкатулки, стенки пиксиды были цельными, округлой формы, вытесанными из кости слона, и имели дополнительное основание и отдельно разработанную крышку. Подобно шкатулкам, пиксиды также снаружи украшались резьбой и имели рельефную поверхность.

И шкатулки, и пиксиды были предметами роскоши, которые применялись для хранения драгоценностей, украшений, косметических средств или парфюмерии. Поэтому не удивительно, что они были украшены не религиозными, а светскими мотивами. Особой популярностью пользовалась тематика любви и отношений, поскольку эти маленькие вместилища в основном преподносили в качестве любовных подарков как мужчинам, так и женщинам в период ухаживаний. Западноевропейские сохранившиеся примеры зачастую изображают на табличках пиксид и шкатулок изображения из рыцарской, романтической литературы, где наиболее часто использовались фигуры из легенды о короле Артуре. В Византии же всё было совсем иначе: пользовались спросом изображения из классической литературы и мифологии. Мусульманские образцы пиксид и шкатулок, в том числе и найденные в Аль-Андалусе и на Сицилии, которые тогда находились под влиянием ислама, имели на себе сцены из царского досуга, к примеру, картинки из охоты, музицирования в саду, а ещё – животных, которые вырезались с глубоким рельефом.

Средневековые гребни из слоновой кости. \ Фото: i.pinimg.com.

Поскольку такие предметы не относились к религиозным, в исламских вариантах шкатулок зачастую использовались различные фигуры и детали. В большинстве своем, средневековая манера создания изделий из слоновой кости применяла такие же мотивы и стилистики, которые были характерны для того периода и места производства. А потому не удивительно, что и шкатулки, и скульптуры из камня, фрески, мозаики и картины часто имели один и тот же стиль исполнения.

Поздние средневековые работы из слоновой кости

Стариная шкатулка из слоновой кости, XIX век, Франция. \ Фото: antik-france.fr.

Несмотря на то, что и шкатулки, и пиксиды первоначально использовались как предметы светского обихода, чуть позже они приобрели религиозное значение. Поскольку предметы, изготовленные в Византии и на территории исламских государств в Средневековье, считались верхом роскоши, христиане из Западной Европы, которые их приобретали, использовали их в основном как реликварии для хранения хлеба и вина для обряда евхаристии. Даже наличие куфического письма на предметах с исламскими корнями не мешало людям считать их истинно христианскими реликвиями.

Шкатулка из слоновой кости с перламутром. \ Фото: antiqon.com.

Подобно золоту и драгоценностям, слоновья кость была невероятно желанным и ценным материалом в средние века, иногда роскошным, а иногда даже священным. Поэтому многие предметы искусства, выполненные в Византии и в странах исламского мира, сегодня находятся в европейских соборах и частных коллекциях. Их также часто модифицировали и сочетали с другими предметами и драгоценностями, имевшими различный возраст и страну происхождения.

Пиксида из слоновой кости. \ Фото: google.com.

А в продолжение темы, читайте также о том, какие произведения искусства создавались в Средневековье и почему многие из них до сих пор имеют особую ценность.

Читайте также: