Профиль для вагонки металл
Обновлено: 02.07.2024
Монтаж вагонки должен проводиться на предварительно выровненное основание из фанеры или листов ДВП. Не всегда есть возможность использовать подобные материалы в качестве базовой поверхности, поэтому многие строители используют для крепления панелей выровненную обрешётку из дерева, металлического профиля или пластика. В нашей статье ознакомимся с предназначением каркаса и нюансами его монтажа.
Зачем нужна обрешётка под вагонку? Использовать листы ДВП или фанеру для выравнивания основания не всегда экономически выгодно. Кроме этого подобные изделия не смогут сгладить все неровности. Прикрепить вагонку даже к идеально выровненным бетонным или кирпичным стенам тоже невозможно. В данном случае для закрепления панелей нужно использовать дюбеля, что только усложнит работу.
Выходом из сложившейся ситуации станет предварительная установка каркаса из деревянных реек или металлического профиля. Обрешётка представляет собой сетку с определённым расстоянием между направляющими. С её помощью можно не только уменьшить расход материала, но и идеально выровнять поверхность.
Деревянный или металлический профиль выбрать?
В современном строительстве используют несколько типов материала для изготовления обрешётки, но мы ознакомимся с самыми распространёнными изделиями. Первое место по популярности занимает известное всем дерево.
Для изготовления каркаса под вагонку применяются бруски квадратного сечения с размером стороны от 2,5 до 5 сантиметров. При выборе подобного материала следует помнить, что рейки должны выдерживать нагрузку от покрытия и не забирать полезного пространства комнаты. Поэтому для фиксации лёгких планок подбирайте рейки небольшого сечения.
Несмотря на распространённость деревянных направляющих у таких изделий есть свои недостатки:
- воспламеняемость;
- недостаточная устойчивость к воздействию влаги;
- возможность повреждения поверхности грибком и плесенью.
Улучшить технические характеристики дерева можно путём пропитки изделий антисептиками и антипиренами.
Улучшенными свойствами обладает металлический профиль. Он выполнен в виде оцинкованного уголка, не боится влаги и резких перепадов температур, не гниёт и не коробится. Единственным недостатком таких изделий следует назвать высокую стоимость.
Необходимые инструменты
Для упрощения монтажа деревянной или стальной обрешётки нужно подготовить соответствующий инструмент и материалы:
- деревянные рейки определённого сечения или металлический оцинкованный брус;
- саморезы (дюбеля);
- ножовка или лобзик для обрезки вагонки;
- болгарка, используется для подрезки металлического профиля;
- топор;
- электродрель для сверления отверстий под дюбеля;
- рулетка и карандаш;
- шнур;
- строительный уровень;
- отвёртка или шурупровёрт на аккумуляторе;
- антисептики и антипирены для обработки дерева от гниения, появления грибка и плесени.
При использовании деревянного бруса для устройства обрешётки под вагонку выбирайте только качественные изделия. На их поверхности не должно быть сколов, сучков и трещин. От качества материала каркаса будет зависеть долговечность всего покрытия. Решающим фактором здесь считается влажность. Этот показатель для древесины не должен превышать 16% иначе материал будет деформироваться во время эксплуатации, что приведёт к появлению неровностей на обшивке.
Направляющие каркаса закрепляются на кирпичной или бетонной стене при помощи дюбелей. Для фиксации на деревянное основание будет достаточно саморезов. Для упрощения работы по монтажу обрешётки под вагонку необходимо использовать шурупы нужной длины, а также подкладывать деревянные клинышки под рейки в местах провисания.
Разметка поверхности под каркас
На начальной стадии установки каркаса необходимо провести разметку стен для установки металлического профиля или деревянных реек. Для этого обычно используется карандаш (мел) и строительный уровень. Сначала определяются с расположением вагонки, оно может быть горизонтальным или вертикальным. В соответствии с выбранным способом крепления планок подбирают метод фиксации каркаса. В любом случае направляющие монтируются перпендикулярно к фиксации отделки.
Теперь нужно обработать деревянные рейки и стены противогрибковыми препаратами и провести разметку базовой поверхности. Шаг направляющих каркаса подбирают кратным 40…60 сантиметрам. Чем больше будет элементов в обрешётке, тем прочнее конструкция.
Для получения качественного идеально выровненного каркаса используется строительный уровень. Этот прибор позволяет точно выставить рейки по линиям разметки. Для выравнивания направляющих в одной плоскости в нижней и верхней части стены натягивают леску по показаниям строительного уровня. В дальнейшем бруски подгоняют под шнур, в местах провисания изделий устанавливают деревянные клинья, которые прикрепляются к основанию саморезами.
Монтаж деревянной обрешетки для вагонки
Процесс установки деревянной обрешетки под вагонку проходит по следующему алгоритму:
- Обрабатываем деревянные изделия антисептиком.
- Наносим разметочные линии на стене.
- Для создания ровной плоскости закрепляем профиля в верхней и нижней части стены, затем по углам помещения.
- Когда все элементы будут зафиксированы приступаем к монтажу горизонтальных или вертикальных реек.
Каждый из элементов устанавливаем по показаниям строительного уровня. При необходимости под направляющие в местах значительных зазоров со стеной подкладываем кусочки пластика. Можно использовать для этого и деревянную щепу, но она не выдержит продолжительной эксплуатации. Для надёжности крепления каркаса рекомендовано использовать саморезы разной длины.
Вся электропроводка под каркасом укладывается в гофру, что предотвратит возможное возгорание материала.
Чтоб придать деревянной обрешётке устойчивость к воздействию влаги все профили пропитывают водоотталкивающим раствором.
Монтаж металлического каркаса для вагонки
Технология установки металлической обрешетки под вагонку похожа с монтажом деревянного каркаса.
- Сначала в верхней и нижней части стены натягиваем шнур, который будет служить ориентиром для направляющих.
- Наносим на стене разметочные линии через каждые 40-60 сантиметров и устанавливаем по их направлению металлические подвесы.
- Эти детали закрепляются на базовой поверхности при помощи дюбелей или саморезов.
- Теперь можно переходить к установке металлического профиля для каркаса. Верхнюю и нижнюю сторону каждого элемента подгоняют под шнур и закрепляют на обхватах шурупами.
- Теперь необходимо проверить положение направляющего строительным уровнем и провести фиксацию в местах установки подвесов.
Для упрощения работ по выравниванию каркаса обрешетки рекомендовано использовать лазерный нивелир. Лучи этого прибора будут служить ориентиром для установки профилей.
Крепление вагонки к обрешётке
Закрепление вагонки на каркасе зависит от типа материала и вида направляющих. Так фиксация отделки на металлическом профиле происходит при помощи саморезов.
Пластиковые изделия к деревянным деталям закрепляют скобами степлера, а деревянные материалы фиксируют гвоздями.
Для получения идеальной поверхности используются кляймеры. Такие детали фиксируются в деревянных или стальных направляющих шурупами. Выступающая часть кляймера надёжно удерживает паз вагонки. Чем больше фиксаторов удерживают конкретное изделие, тем прочнее будет покрытие.
Montazh vagonki
Варианты крепления вагонки к обрешетке – раскрываем все секреты монтажа
Самое надежное современное крепление вагонки
Если вам нужно установить вагонку, но вы еще не знаете, как это правильно нужно сделать, то вы зашли по адресу. Данная статья будет посвящена теме различных крепежей и способов монтажа вагонки. Вы найдете для себя оптимальные способы на разные случаи жизни.
Также мы расскажем про инструмент, который вам понадобится, и немного поговорим про обрешетку, так как ее вид тоже будет влиять на выбор способа монтажа деревянных ламелей.
Теоретическая подготовка к монтажу
Итак, прежде чем описывать способы монтажа, давайте пробежимся по сопутствующей подготовке к работе, так как это является неотъемлемой частью всего процесса.
Инструменты для крепления
Вагонку можно закрепить разными способами, и для этого вам потребуется, соответственно, разный инструмент:
Совет! Желательно иметь инструмент с круглым бойком, та как прямоугольным выше риск оставить вмятины на древесине.
В принципе, перед вами классический набор, который должен быть в полном составе у любого монтажника или просто хозяйственного человека, так что проблем с поиском инструмента ни у кого возникнуть не должно.
Инструмент для монтажа вагонки
Однако было бы все совсем уж очень просто, если бы вагонку требовалось просто крепить. С материалом нужно работать, подрезая его, вырезая отверстия, да и про обрешетку не забывайте, поэтому полный список инструмента будет чуть шире.
В него также нужно включить:
Что касается приспособлений, которые нужны для крепления обрешетки, то их не так уж и много. Давайте их тоже перечислим, чтобы наш список был полным: перфоратор (сверление бетонных стен); рулетка, карандаш, столярный угольник (разметка); плюс то, что мы уже называли.
Обрешетка и способы крепления вагонки к ней
Обрешетка или каркас для вагонки могут делаться из двух материалов – деревянная рейка или брус и металлический оцинкованный профиль для гипсокартона. В первом случае вариантов крепления у вас будет очень много, подойдет любой способ из тех, что мы назовем далее, а вот с металлом выбора не останется, но это вовсе не означает, что этот каркас хуже. Как раз-таки, наоборот.
Монтаж разных каркасов
По большому счету, что деревянный, что металлический каркас в плане монтажа практически ничем отличаться не будут. Разница будет лишь при использовании рейки. Давайте, сильно не углубляясь в процессы, опишем их основные этапы, чтобы вы понимали всю картину происходящего.
Каркас на неровной стене из деревянного бруса
Итак, в каком случае, какой каркас предпочесть:
- Если основание изначально ровное или имеет небольшие перепады поверхности (до 2-х сантиметров), то для работы вам лучше всего приобрести рейку толщиной от 20 мм. Ширина ее должна быть достаточной для соединения двух ламелей в торцах, то есть не менее 40 мм.
- Когда перепады слишком высоки или вам нужно разместить под обшивкой коммуникации или слои теплоизоляции, то берем либо брус (40*40), либо металлический профиль.
Многие спрашивают, а можно ли прикрепить вагонку прямо на деревянные стены, без обрешетки?
Кто-то делает так, но это совершенно неправильно и вот почему:
- Во-первых, если стены имеют хоть какие-то перепады в плоскости, все это передастся на вагонку, создавая в ней внутреннее напряжение, которое будет сильнее, если материал не очень хорошо просушен. Ваша вагонка не будет смотреться красиво и все это ценой экономии сущих копеек за рейку.
- Во-вторых, и стене и обратной стороне вагонки нужно обеспечить нормальную вентиляцию, что без обрешетки практически недостижимо.
Итак, начнем с каркаса из рейки:
- Давайте представим себе виртуальную стену с окном, чтобы попутно разобрать, как крепить вагонку на откосах. Стена наша будет слегка неровной, и мы решили, что для исправления ситуации будет достаточно рейки.
- Начинаем с того, что определяемся с направлением нашей вагонки, так как обрешетка будет ей перпендикулярна. Допустим, нам хочется горизонтальных линий в интерьере, а значит, пояса каркаса будут вертикальными.
- С чего лучше начать? Так как стена у нас практически ровная, то можно сразу приступать к выставлению поясов.
- Обрежьте две рейки по высоте помещения так, чтобы они где-то на 5-7 мм не доставали до потолка.
- Берем длинный строительный уровень или короткий в сочетании с правилом и смотрим, куда у нас наклоняется стена, чтобы увидеть самую выступающую точку. Делаем это с двух сторон, по углам.
- Монтируем рейки, просверливая их перфоратором вместе со стеной и вставляя в отверстия дюбель-шурупы с потаем.
- Выставляем положение этих поясов строго по вертикали. Для выравнивания в нужные места, в районе установки дюбелей делаем подкладки. Не спешите все крепить капитально, на данном этапе нужно лишь временно зафиксировать пояса, так как, возможно, их положение придется еще откорректировать.
- Сделайте между этими поясами разметку, как у вас будут установлены центральные элементы. Обычно шаг между поясами не превышает 50 сантиметров с учетом расположения основных вертикалей.
- Данными вертикалями являются пояса, которые сформируют границы откосов, так что определите сначала их положение, а уже потом разбейте равномерно остальное пространство.
- Расстояние между поясами стоит также скорректировать по длине используемой вагонки, если ее не хватает, чтобы перекрыть всю длину стены разом, то есть будут поперечные стыки. Тут варианта два, либо подрезать вагонку под пояс, либо точно рассчитать положение последнего.
- Итак, натяните между установленными рейками сверху и снизу нить.
- Возьмите еще одну рейку, отрезанную по высоте комнаты, и проверьте по всем меткам, проходит ли она. Если все в порядке, то капитально крепим крайние пояса и выставляем остальные. Если нет, то внесите коррективы в их положение. Только так получится сделать ровную плоскость.
- Первыми крепятся основные вертикали. Их положение целиком будет задавать окно. Ваша задача сделать так, чтобы будущий откос вставал точно под углом 90 градусов.
- Если откосы очень широкие, то вам понадобится сделать обрешетку и на них, так что тоже держите этот момент в голове.
- Далее крепятся основные горизонтали. Кто-то обходится и без этих элементов, но они существенно облегчают формирование будущего откоса, поэтому не станем ими пренебрегать.
- Расставляем и крепим остальные пояса, ориентируясь по нити.
Интересно знать! Огромное преимущество вертикальной обрешетки в том, что не нужно дополнительно предусматривать вентиляцию. Воздух и так будет свободно циркулировать позади обшивки.
- Вариант каркаса из бруса выставляется точно также, с той разницей, что крепление поясов происходит через прямые подвесы, как на фото выше. Эти крепежные элементы позволяют делать отступ от основания до 10 сантиметров.
- Сборка конструкции из металла чуть отличается. Такой каркас собрать проще, плюс сам материал обладает кучей положительных свойств. Давайте обо всем по порядку.
- Установка начинается с разметки – нам нужно начертить линии, по которым будет прикручиваться направляющий профиль.
- Давайте теперь представим, что стена у нас далека от идеала и также имеет окно.
- Сориентируем мы наш каркас по окну, чтобы откосы получились одного размера. По его краям замеряем расстояние до края подоконника. Если его нет, то временно ставим поперечную рейку, чтобы было жесткое основание. Допустим, у нас слева вышло 12 см, а справа – 13.
- При помощи уровня опускаем эти точки на пол. К меньшему значению добавляем сантиметр, для паритета.
- Берем капроновую нить, можно сразу красящую, натягиваем ее по меткам и ставим в углах точки.
- Проверяем, хватит ли нам отступа, чтобы установить профиль. Если нет, то отступаем от стены столько, сколько нужно и ставим новые метки.
- Далее можем работать либо с лазерным осепостроителем, либо с отвесом. Брать пузырьковый уровень не стоит, так как он может обмануть.
- Переносим метки на верхние углы, после чего соединяем все отбивочным шнуром. Все, идеально ровная плоскость размечена.
- Крепим по линиям направляющие профили ППН 27*28 или ПН 50*40.
- Расставляем по уже описанному принципу все вертикали из основного профиля, связываем их саморезами с направляющими и крепим к стене на подвесы. То есть дальнейшая работа ничем практически не отличается.
В чем же преимущество металла над деревом в данном случае?
- Он не боится влаги и не ржавеет, так как имеет цинковое покрытие;
- Метал не испытывает сколь-нибудь значимых деформаций при изменении температуры и влажности воздуха;
- Материал имеет ровную геометрию, что существенно облегчает установку;
- Он не горит, не боится вредителей, то есть не нуждается ни в какой дополнительной обработке.
Крепление вагонки
Махать молотком нужно осторожно, чтобы не повредить лицевую сторону вагонки
Итак, с обрешеткой разобрались, что же мы вам расскажем по креплению? Расскажем все, что знаем.
Прямое крепление на гвозди
Первыми в нашем списке будут гвозди – классический крепеж, который никогда не выйдет из моды. С их помощью вагонку можно закрепить двумя способами. Оба они имеют свои особенности, преимущества и недостатки.
- Первый метод можно условно назвать «колхозным», так как крепление в нем происходит напрямую, прямо через лицевую поверхность материала. Шляпки остаются на виду, что как понимаете, и является основным недостатком.
- Вторым недочетом данного способа будет высокая вероятность повреждения поверхности вагонки.
- Из плюсов можно назвать только один – быстрый монтаж.
Совет! Крепить вагонку таким манером стоит лишь в помещениях, к эстетике которых не предъявляется высоких требований – хозпостройки, дачные домики, навесы и прочее, или для низкосортной вагонки, чей вид испортить чем-либо уже сложно.
- При втором способе гвоздь забивается в нижнюю кромку паза. После сборки полотна крепеж останется невидимым, что хорошо, однако времени на данную процедуру уйдет намного больше.
- При работе с гвоздями в обязательном порядке используем бородок.
- Используйте только оцинкованные гвозди, так как они не ржавеют и не покрываются с завода смазкой, которая быстро наставит на дереве неопрятных пятен.
Далее рассмотрим вариант крепления на саморезы.
- Технически саморез располагается точно также как и гвоздь, но нюансы имеются, и они весьма существенные.
- Основная сложность связана с тем, что саморез куда толще гвоздя, плюс имеет резьбу. Это может привести к тому, что вагонка растрескается, что будет особенно заметно при том же «колхозном» креплении, что показано на фото выше.
- Чтобы такого не происходило, перед установкой самореза материал предварительно просверливается, что отнимает у монтажника много лишнего времени.
- Однако существует несколько хитростей, которые помогут вам ускориться.
- Если вы купили бесшовную вагонку, то крепить ее можно в обратной последовательности, вкручивая шурупы не в нижнюю кромку паза, а в шип. Соединение также останется незаметным при том, что вы получаете удобный доступ к точке крепления.
- Чтобы ничего не сверлить, приобретите саморезы 2,5*20, со шляпкой на 5 мм. Если вагонка не пересушена, то расколоть ее они не смогут.
Интересно знать! Способ прямого крепления на саморезы с последующим закрыванием отверстия шкантом считаем самым неудобным. Существуют более быстрые и не менее надежные альтернативы.
Монтажные скобы – кляймеры
Несомненно, лучшим способом крепления вагонки будет применение кляймеров – специальных монтажных скоб. Они и надежность необходимую обеспечат, и скрытость, и скорость.
- Форма данного элемента такова, что выступающая часть цепляется за нижнюю кромку. При этом снаружи остается монтажная площадка с отверстиями, в которые можно загнать гвозди, саморезы и даже скобы от степлера.
- Кстати, помните, мы писали, что степлер плох для вагонки. Все потому, что скобы очень тонкие и короткие, и не смогут выдержать нормально деформаций дерева. С высокой долей вероятности их вырвет, спустя какое-то время.
- Если же хотите все-таки монтировать именно на них, то купите мощный пистолет, который будет хорошо забивать толстые скобы длиной от 10 мм.
- Плюс учтите, что придется немного потренироваться, чтобы попадать в отверстия, иначе результат как на фото будет частым явлением. Такие скобы нельзя оставлять ни в коем случае. Удаляйте их и заменяйте новыми.
- Идеальный крепеж для кляймеров – это саморезы. Такая установка проходит быстрее всего, плюс это единственный вариант крепления вагонки на металлический каркас, о чем мы уже упоминали.
Крепление вагонки на откосах
Откосы тоже обшиваются вагонкой
Как и чем закрепить вагонку на откосах.
Варианты у нас два:
- Если вагонка тонкая (до 12 мм), то проще всего ее подвести к окну при помощи L-образного стартового профиля из пластика.
- Этот элемент прикручивается прямо к оконной раме на 16 миллиметровые саморезы. Далее вагонка торцом вставляется прямо в него, за счет чего и происходит фиксация.
- Внешний край прибивается на гвозди к основным вертикалям и горизонталям, после чего закрывается накладкой.
- Такой подход актуален лишь при наличии пластиковых окон.
- Когда вагонка толстая или она направленна параллельно окну, так поступить не получится.
- Вам понадобится установить дополнительную обрешетку. Этот момент вы должны учитывать еще при строительстве каркаса, чтобы точно выставить углы.
- Крепление выполняется точно также как и для основной обшивки.
На этом закончим наш обзор. Теперь вы знаете все, ну или почти все про установку вагонки и способы ее крепления. В завершение можете просмотреть прилагаемое к статье видео, для визуального закрепления материала.
Обшивка балкона вагонкой по металлическому каркасу – как добиться наилучшего результата
Если вы думаете, что технология обшивки балкона вагонкой слишком сложна, то это не так. Я расскажу, как провести работы без посторонней помощи быстро и качественно. Мы рассмотрим вариант с использованием металлического каркаса – он более прочен и долговечен, чем традиционный деревянный брусок.
На фото: крепление на металлический каркас особенно хорошо подходит для обшивки открытых балконов
Технология работ
Металлический каркас сохраняет идеальную геометрию на протяжении всего периода эксплуатации
Что необходимо для работы
В первую очередь вы должны рассчитать количество материалов и приобрести их. Перечень всего необходимого указан в таблице ниже.