Сколько растворителя добавлять в краску для покраски металла

Обновлено: 04.07.2024

Кузовная окраска автомобиля выполняет несколько основных функций, не все из которых очевидны для неискушенного любителя. Кроме придания авто эффектного и эстетичного внешнего вида, использованная для окрашивания автоэмаль должна обеспечивать надежную многолетнюю защиту металла кузова от коррозии. Машины эксплуатируются круглый год под открытым небом, подвергаясь множеству агрессивных внешних воздействий. На их кузова попадает дождь и снег, оседает влага из сырого воздуха. Во время движения по дороге из-под колес едущего мимо транспорта вылетают мелкие камни, песок и пыль, обладающие выраженным абразивным эффектом. Угрожают металлу и активные химические вещества: антигололедные реагенты, которыми щедро покрывают дорогу зимой; частицы сажи из выхлопной трубы едущего рядом грузовика; едкие органические отложения, остающиеся от налипших на машину насекомых. Поэтому в качестве автомобильных выбирают самые лучшие и стойкие материалы.

Выбор того, какой растворитель лучше, требует знаний

Из чего состоят краски

Любой лакокрасочный материал (ЛКМ) принципиально можно представить состоящим из четырех базовых компонентов, в соответствии с которыми принято классифицировать продукцию по видам. Это:

  • связующее (другой термин – пленкообразующее). Как следует из названия, образует на поверхности сплошную пленку, которая плотно сцепляется с основанием и удерживает в себе все другие составляющие краски;
  • пигмент и наполнитель. Придает краске укрывистость, то есть свойство быть непрозрачной в тонком слое, а также отвечает за насыщенность и оттенок цвета покрытия;
  • растворитель. Необходим для придания материалу требуемой вязкости и текучести;
  • функциональные добавки. Обеспечивают технологические параметры материала, его стабильность, структуру высохшего покрытия, стойкость к внешним факторам и множество иных характеристик.

Под эту обобщенную формулу попадает состав любой краски – от художественной для детского рисунка до специальных покрытий в авиации и космонавтике.

Использовать подходящий растворитель, чтобы сохранить цвет

Особенности автомобильных эмалей

Промышленность производит несколько десятков типов лакокраски, различающихся химическим составом базового компонента, задающего ее свойства и область применения пленкообразующей основы. На полках магазинов можно увидеть сотни разновидностей красок: водно-дисперсионные, латексные, акриловые, пентафталевые и глифталевые, нитроцеллюлозные, эпоксидные, полиуретановые, кремнийорганические, битумные и множество других. Однако особые требования к ЛКМ для кузовной окраски авто таковы, что для этих работ подойдет весьма ограниченный круг материалов. Соответственно, ограниченным окажется и возможность использования растворителей для них.

Меламиноалкидные (МЛ). Эти эмали относят к конвейерным, поскольку для их отверждения необходима высокая температура. Краски на основе МЛ смол высыхают по полимеризационному, а не конденсационному механизму, то есть в процессе сушки протекает химическая реакция. Для этого требуется нагрев окрашиваемой детали до 105…120 о С, что достигается в заводских условиях особыми сушильными камерами. В результате получается высокопрочная устойчивая к механическим повреждениям пленка, обладающая идеальным глянцем. Чтобы иметь возможность наносить эмали МЛ в домашних условиях, используют специальные добавки – ускорители сушки, инициирующие принудительную полимеризацию. Однако надо знать, что при этом показатели адгезии (прочность сцепления с основанием), а также стойкости к изгибу на тонких кузовных деталях окажутся существенно хуже заводских.

Алкидные (ПФ или ГФ). В их основе те же смолы, из которых состоят привычные строительные краски. Требования к сушке также более демократичны. Большинство алкидных эмалей допускают сушку даже при комнатной температуре +20 о С конденсационным способом, то есть за счет испарения летучих паров растворителя. Поэтому такие материалы используют в качестве авторемонтных для подкраски отдельных деталей или небольших участков кузова. Нередко их расфасовывают в аэрозольные баллоны для самостоятельного нанесения без использования сжатого воздуха. Однако простота работы оборачивается рядом недостатков, в числе которых значительно меньшая стойкость к влаге и коррозии, уязвимость к механическим повреждениям, низкий уровень глянца. Даже визуально подкрашенные алкидами элементы кузова отличаются от соседних, сохранивших заводскую краску. Отчасти компенсировать эти минусы можно, нанеся поверх несколько тонких слоев разбавленного лака.

Акриловые (АК). Современный тип лакокрасочного материала, появившийся относительно недавно с развитием химии. Эмали на акриловых смолах так же, как и МЛ, высыхают полимеризационным способом. Поэтому полностью высохшую акриловую краску не удастся вернуть в пригодное к использованию состояние, добавляя в нее растворитель и перемешивая сколь угодно долго. При этом скорость высыхания может быть достаточно высока, а глянец и стойкость к повреждениям выше, чем у алкидов.

На заметку. Важно не путать два похожих названия совершенно разных по составу и применению веществ. Существуют водорастворимые краски на основе водной дисперсии акрилового полимера и авторемонтные акрилы на органическом растворителе. Первый тип красок хорош для стройки, им красят стены и потолки в домах. Вторая разновидность – для окрашивания металлов, в том числе кузовных деталей авто. Несведущий человек может подумать, что все акриловые краски одинаковы, и воспользуется советами из интернета по разведению их водой. Органорастворимый материал в этом случае окажется безнадежно испорчен.

Требования к автомобильному растворителю

Основное условием при определении того, каким растворителем можно разбавить краску для кузова авто, станет отсутствие химических реакций с другими ее компонентами. Вещество, которое используют как растворитель, должно обладать следующими свойствами:

  • полная совместимость с лаком основы в отношении основных потребительских характеристик – уровня глянца покрытия, его оптических показателей, прозрачности;
  • материал должен сам быть бесцветным и не изменять оттенка краски при добавлении;
  • не проявлять эффекта коагулянта, то есть не приводить к расслоению ЛКМ на составляющие, выпадению твердого осадка или появлению межфазных границ;
  • испаряться полностью, не образуя на покрытии следов.

Кроме перечисленных технологических, очень важны санитарные, экологические и противопожарные требования. Пары большинства летучих органических веществ токсичны для человека, поэтому для работ в быту лучше использовать растворитель с наибольшим показателем ПДК в воздухе.

Какой растворитель нужен для кузовного ремонта авто

Виды растворителей для автоэмали

Среди материалов, которые можно встретить в продаже, выделяются две основные группы:

  • однокомпонентные растворители, состоящие из единственного химического вещества с собственной формулой;
  • многокомпонентные смеси, в составе которых несколько разных веществ, соединенных в определенной пропорции.

Если материалы первой группы маркируются уникальным химическим наименованием, то составные смеси могут обозначаться разными названиями, торговыми марками или цифровым шифром. Перечислим подробнее наиболее популярные из них вместе с возможными областями применения.

Однокомпонентные материалы

К ним относятся органические и неорганические соединения, проявляющие сольватирующую активность в отношении лаков и смол, из которых состоит краска. Неорганические (вода, кислоты и растворы солей) в окрашивании автомобилей практически не встречаются. Отдельные органические вещества, которые поставляются для растворения красок:

Ацетон. Вещество группы насыщенных кетонов, химическая формула CH3—CO—CH3. Является высокоактивным апротонным полярным растворителем. Нужен для работы с такими материалами, как нитроцеллюлозные, полиуретановые, поликарбонатные, эпоксидные смолы. Для автоэмалей эти виды лаков практически не используют, поэтому в чистом виде ацетон при их разбавлении не применим. Однако он может входить в состав некоторых сложных многокомпонентных рецептур, а также использоваться как обезжириватель поверхностей.

Ксилол. Ароматический углеводород с формулой (СН3)2С6Н4. Бесцветная жидкость с резким специфическим запахом, получаемая из угля в процессе сухой перегонки. Проявляет высокую растворяющую активность в отношении синтетических смол, из которых производят краски, в том числе автомобильные. В чистом виде применяется нечасто, но встречается во многих составных рецептурах. Причина ограничения в способности накапливаться внутри организма человека (главным образом в печени), приводя к хроническим заболеваниям. При разовом вдыхании паров в высокой концентрации воздействует на психику, вызывая возбуждение или опьянение, поэтому допускается для работ только в хорошо вентилируемых пространствах с использованием защитных средств.

Толуол. Еще одно распространенное вещество ароматического ряда с формулой C6H5—CH3. В большом количестве применяется в лакокрасочной промышленности как растворитель большинства смол и лаков, в том числе группы автоэмалей. Можно встретить толуол в рецептуре самых популярных смесевых растворителей: Р-4, 646–649. Использование в чистом виде ограничено наличием токсических и слабых наркотических свойств.

Бутилацетат. Популярный органический растворитель группы сложных эфиров с химической формулой C6H12O2. Отличается невысокой токсичностью в сравнении с другими органическими жидкостями, имеет приятный аромат грушевой эссенции. Активен при растворении многих распространенных ЛКМ: алкидов (глифталевых и пентафталевых красок), нитроцеллюлозы и множества иных. Используется самостоятельно, а также входит в рецептуры самых известных смесей (646, 648).

Многокомпонентные составы

Многие популярные в промышленности и быту растворители состоят не из одного химического соединения, а из группы нескольких родственных по структуре, из-за чего не могут быть описаны определенной формулой. Чаще всего это материалы, включающие семейство углеводородов.

Нефрас. Сокращенное название от «нефтяной растворитель» – общее наименование жидких продуктов, выделяющихся при перегонке нефти. Включает углеводороды алифатического (предельного и непредельного), а также ароматического рядов. Производство и классификация нефрасов в РФ регламентировано отдельным стандартом ГОСТ 26377-84. В их число входят такие распространенные названия, как уайт-спирит (нефрас-С4 155/200), бензин-растворитель БР-2 и «калоша», очищенный керосин и другие. Все они – прозрачные жидкости без цвета с выраженным маслянистым эффектом и узнаваемым запахом. Для качественных автомобильных эмалей применять не рекомендовано из-за возможного ухудшения свойств пленки, но могут с успехом использоваться при подготовке поверхностей к окрашиванию, очистки инструментов и инвентаря.

Сольвент. Хотя английское слово «solvent» обозначает вообще все растворители, в узком значении это название используют для группы жидких продуктов, получаемых при перегонке каменного угля. В отличие от нефрасов, основу сольвента составляют циклические (ароматические) углеводороды – производные бензола, которых в сольвенте более 50%. Сольвент активен как растворитель для масляных, битумных, полиэфирных, карбамидных и ряда других синтетических смол, включая меламиноакриловую, из которой делается автоэмаль. Однако его использование при кузовном окрашивании не рекомендовано ввиду переменного состава и присутствия ряда компонентов, которые нежелательны при работах с повышенными требованиями к результату (парафины, нафтены и т.д.)

Скипидар. Смесь эфирных масел и сложных эфиров, получаемая в процессе перегонки древесины хвойных пород (главным образом – сосны, отчего также может называться сосновым маслом или пиненом). Является широко распространенным растворителем благодаря своей доступности, сравнительно низкой цене и отсутствию выраженных токсических свойств для человека и природы. Химический состав – сложная смесь терпенов (непредельных углеводородов) и их производных в нерегулярной пропорции. Хотя скипидар часто продается в торговле как растворитель, его использование при разведении автоэмалей в принципе не допустимо.

«Номерные» рецептуры

Включают несколько растворителей различных групп, что позволяет добиться большей универсальности состава относительно разных областей применения. Известные под особыми номерами растворители были разработаны еще во времена СССР, пропорции их состава регламентированы технической документацией и не могут меняться произвольно. Для разведения автомобильных эмалей возможно использовать следующие виды номерных растворителей.

646. Состоит из толуола, этилового и бутилового спиртов, бутилацетата, ацетона, этилцеллозольва. Применим для большинства алкидных и маламиноалкидных автоэмалей.

647. Включает около половины толуола или других производных бензола, а также сложные эфиры (бутил- и этилацетат) с небольшим содержанием бутилового спирта. Более активен, чем 646 и применяется в основном для вязких нитроэмалей или очистки распылителей.

648. Смесь из 50% бутилацетата с этиловым и бутиловым спиртами, а также 20% толуола. Считается особо агрессивным, поскольку способен разъедать ранее нанесенные слои грунтовки либо пластмассу. Маляры используют его для решения особых задач при переходах, устранении дефектов окрашивания и т.д.

649 и 650. Состоят из ксилола с добавлением бутанола и этилцеллозольва в разных пропорциях. Наряду с 646 часто рекомендуются для большинства автоэмалей.

Автомобильная эмаль требует точного соответствия растворителя

Какой растворитель автоэмали лучше?

Ответ на этот вопрос очень прост – тот, который рекомендован самим производителем краски. Рекомендации обычно содержатся на этикетке продукта и в технической документации. Большинство заводов-изготовителей автомобильных эмалей выпускают линейки продукции, в которую включены фирменные растворители и разбавители, наилучшим образом соответствующие лаковой основе. Если они отсутствуют либо есть желание сэкономить бюджет, допустимо применять более универсальные составы, ориентируясь уже на рекомендации их производителя.

На заметку. Покупая растворитель для автоэмали не того же бренда, что сама краска – очень важно проявить осторожность в отношении его изготовителя. Доверять можно лишь проверенным заводам с подтвержденной репутацией, поскольку даже небольшое отступление от установленной рецептуры способно вызвать серьезную утрату качества покрытия на кузове. Исправление таких дефектов обойдется в крупную сумму, что во много раз превысит эффект сомнительной экономии от приобретения того же самого, только дешевле.

Дмитриевский химический завод — это ведущий производитель растворителей в России. Производство многокомпонентных растворителей, бутилацетата и уксусной кислоты реализуется уже более чем 100 лет. Поставляем растворители на ведущие автоконцерны России. Есть опция изготовления растворителя по рецептуре заказчика. Растворитель 646 от Дмитриевского химического завода - это продукт эталонного качества по доступной цене.

Определяем расход растворителя для разбавления лаков, грунтовок и эмалей.

Правильно выбранный растворитель для краски – это один из факторов, которые оказывает существенное влияние на конечный результат лакокрасочных работ. Эффективное использование данных составов значительно улучшает надежность и качество отделки, а наличие ошибок может привести к тому, что на рабочей поверхности появятся трещины и пузыри, следовательно, работу нужно будет переделывать.

Назначение и требования к растворителям.

Растворитель для ЛКМ представляет собой химическое вещество, которое в ходе смешивания с компонентами декоративного средства активно вступает в реакцию, а после этого испаряется. Следует отметить, что предпочтение зачастую отдается быстроиспаряющимся составам, так как за счет этого значительно уменьшается время полного высыхания обрабатываемой поверхности.

Кроме своего основного назначения, а именно достижения нужной концентрации лакокрасочного материала, эти составы также применяются для отмывки окрашенных инструментов, поверхностей, а также случайно загрязненных объектов. Например, растворитель для обычной порошковой краски зачастую используется именно для этих целей, так как технология нанесения пигмента в сухом виде предусматривает последующее его нагревание.

Расход растворителя для разбавления лакокрасочных материалов.

Основные требования, которым обязательно должен соответствовать растворитель:

  • Во-первых, растворитель должен без особого труда смешиваться с лакокрасочным материалом и образовывать однородную массу. Это позволяет повысить качество окрашивания поверхности, а также сократить расходы на большое количество краски.
  • Во-вторых, по окончанию работ, вещество должно за очень короткий срок полностью улетучиваться.
  • В-третьих, реагирование растворителя с связующим и пигментов не допускается. В ином случае может произойти полное и незначительно свертывание краски. А использовать материал после этого невозможно.

Все растворители, которые используются в современной промышленности, делятся на две основные группы – неорганические и органические. Однако в ходе работ с большинством лакокрасочных материалов используются именно органические растворители: уайт-спирит, сольвент, бензин, скипидар, керосин, а также различные многокомпонентные растворители.

Расход растворителя в ходе окраски металлических изделий.

Существует огромное количество различных растворителей и все они обладают своими индивидуальными физико-химическими характеристиками. Поэтому очень важно знать какой расход растворителя на 1 кг краски того или иного типа пойдет, как добавлять растворитель, насколько быстро он улетучивается. Чтобы упростить процесс разбавления растворителя с лакокрасочных составов были созданы специальные нормативы по расходу лакокрасочных и вспомогательных материалов в ходе окраски конструкций из металла.

Такие нормативы распространяются на ЛКМ, которые применяются для антикоррозионной защиты металлических строительных сооружений и зданий на монтажной площадке. Главное назначение нормативов – это расчет контроля и потребности расходования ЛКМ при проведении различных окрасочных работ на монтажной площадке.

За основу расчетов норм расхода ЛКМ принимают норматив расхода ЛКМ. Норматив расхода – это максимально допустимое количество ЛКМ, которое нужно для получения покрытия толщиной в 1 мкм за один слой на поверхности общей площадью 1 м2. Норма расхода – это количество ЛКМ, устанавливаемое на единицу состава с учетом факторов, которые влияют на его величину. Во всех нормативных документах, за единицу расчета продукции принимают 1 тонну металлоконструкций.

К вспомогательным материалам относят растворители, а также вещества, которые входят в состав ЛКМ и являются их неотъемлемой частью в ходе нанесения на окрашиваемую поверхность. Нормы расхода отражают организационные, технологические и конструкторские особенности производства и способствуют максимальному использования материалов. Также они способствуют использованию и выявлению внутренних резервов.

Нормативы и нормы расхода растворителей.

Сколько нужно растворителя для разбавления краски?

Рассмотрим нормативы расхода растворителя для смешивания наиболее популярных видов лаков, грунтовок и эмалей.

Для лаков марки БТ-577 рекомендуется использовать уайт-спирит, скипидар или сольвент. Для пневматического распыления нужно к основному лакокрасочному материалу добавлять 15% растворителя. В случае безвоздушного распыления – 15% растворителя, а при окрашивании кистью – 10%. Такой лак как ХВ-784 разбавляется Р-4 растворителем. В этом случае для пневматического распыления понадобиться 50% растворителя, для воздушного – 25%, кистью этот лак не наносят.

Для грунтовки марки ВЛ-02 нужно купить растворитель 648, РФГ-1, толуол и Р-4. В случае пневматического и безвоздушного нанесения, степень разбавления должна составлять 20%. Кистью эта грунтовка не наносятся. Грунтовка ГФ-021 разбавляется сольвентом и ксилолом. Для пневматического распыления процентная доля растворителя в грунтовке должна составлять 15%, для безвоздушного распыления 10% и в случае нанесения кистью также 10%. Грунтовка ПФ-0142 разбавляется ксилолом. Для пневматического распыления нужно добавлять 25% растворителя, для безвоздушного 15%, а для покраски кистью – 12%. Грунтовка марки ХС-010 разбавляется только растворителем Р-4. Для пневматического способа распыления нужно добавить 40% растворителя, для безвоздушного 30%, кистью этот состав не наносится. Грунтовка ЭП-057 разбавляется растворителем РП, процентная доля должна составлять 20% для пневматического распыления и 10% для безвоздушного.

Для разбавления эмалей ПФ-115 и ПФ-133 процентная доля растворителя в составе одинаковая. Она составляет 15% для пневматического распыления, 12% для безвоздушного и 12% в случае нанесения кисточкой. Однако растворители для этих эмалей нужно использовать разные. Разбавление эмали ПФ-115 осуществляется сольвентом или скипидаром, для ПФ-133 сольвентом или ксилолом. Эмаль УРФ-1128 разбавляется сольвентом, ксилолом или уайт-спиритом. Процентная доля растворителя в веществе должна составлять 25% для пневматического распыления, 18% для безвоздушного распыления и 18% в случае нанесения кистью. Эмали ХВ-110 и ХВ-113 разбавляются растворителями Р-24. Для пневматического распыления эмалей нужно добавлять 40% растворителя, для безвоздушного 35. Кистью данные эмали не наносятся. Эмали ХВ-124 и ХВ-125 разбавляются растворителями Р4 и Р-5. Чтобы разбавить эмаль для покраски поверхности методом пневматического распыления нужно добавить 50% растворителя, в случае безвоздушного распыления – 35%.

Таким образом, знача нужную степень разбавления растворителя можно легко вычислить его расход для определенного количества краски. Например, нужно окрасить какую-либо металлическую поверхность. Для этого понадобиться 5 литр эмали ХВ-124. Для разбавления эмали этого типа нужно использовать растворитель Р-4 или Р-5. Степень разбавления эмали растворителем должна составлять 50% для пневматического распыления и 35% для безвоздушного. Таким образом, путем простых вычислений можно определить, что для окрашивания поверхности методом пневматического распыления понадобиться 2,5 л растворителя, а для безвоздушного распыления – 1,75 л.

Эмаль ПФ-115 – чем ее разбавить

Эмаль ПФ-115 – чем ее разбавить

Пентафталевая эмаль представляет собой суспензию с разбавленным диоксидом титана (TiO2), требования к которой регламентируются в соответствии с ГОСТ 6465-76. Такие ЛКМ пользуются чрезвычайной популярностью и это вполне заслужено, так как покрытие не теряют своих качеств при температуре воздуха от -50° до +60°C и при этом не боится ультрафиолетового излучения (солнечных лучей). Но при длительном хранении даже в самых благоприятных условиях, субстанция густеет, теряя укрывистость, и тогда встает вполне резонный вопрос о том, чем разбавить краску ПФ, чтобы при этом сохранить ее первоначальные свойства.

Компоненты ПФ-115

Чтобы разобраться, чем лучше разбавить краску ПФ, нужно узнать из чего она состоит и об ее особенностях, тогда будет легче представить сам принцип разбавления подобных лакокрасочных материалов. По своей сути, это пентафталевая алкидная эмаль, которая подходит для покрытия для металлических, деревянных, керамических и бетонных поверхностей, причем такой широкий диапазон возможностей предлагается за достаточно скромную цену по сравнению с другими ЛКМ.

В составе ПФ-115 имеются:

  • алкидные и пентафталиевые лаки с содержанием (TiO2);
  • растворители;
  • красящие пигменты.

В большинстве случаев на этикетке банки с пентафталиевым ЛКМ распечатана информация от завода-изготовителя, которая может несколько отличаться, в зависимости от торговой марки.

В основном разные марки ПФ отличаются по виду растворителей, и это может быть:

  • скипидар (Turpentine);
  • уайт-спирит (White Spirit);
  • сольвент (Solvent).

Видео описание

Эмаль ПФ-115. Что необходимо знать, при выборе эмали?

Возможные изменения при разбавлении ПФ

Не следует забывать о том, что некоторые виды растворителей могут влиять на свойства пентафталиевой краски и будет очень хорошо, если это скажется только на скорости высыхания, а не на адгезии или блеске просохшего покрытия. Например, такой растворитель, как White Spirit полностью сохраняет свойства ПФ-115, но высыхать разбавленная краска уже будет несколько медленнее, так как это зависит от скорости испарения разбавителя. Но самый лучший вариант для того, чтобы сделать консистенцию загустевшего ЛКМ реже, это посмотреть на информацию от производителя, распечатанную на емкости и использовать именно тот растворитель, который уже есть в составе эмали.

Иногда, в виду отсутствия нужного растворителя, такую краску разводят бензином или керосином. Да, консистенция получится реже, и сохнуть она будет не дольше, чем с уайт-спиритом, только вот пленочное покрытие очень быстро выгорает и, естественно, меняет цвет. Поэтому следует выяснить, какой растворитель лучше применить в том или ином случае, посмотрев информацию на банке или посоветовавшись с кем-либо, кто уже имеет опыт в малярных работах.

Отличия ПФ-115 от обычных алкидных ЛКМ

Чтобы оценить разницу между ПФ-115 и алкидными лакокрасочными материалами, рассмотрим их преимущества и недостатки.

К положительным сторонам эмалей ПФ-115 относится:

  • пленочное покрытие защищает поверхности от негативного воздействия;
  • полное затвердевание ЛКМ наступает через 24 часа;
  • приемлемая и даже лучшая стоимость;
  • хороший выбор по цветовой гамме;
  • для качественного покрытия хватает одного или двух слоев;
  • устойчивость пленки к перепадам температуры от -50° до +60°C и отсутствие реакции на влажный воздух.

К негативной стороне можно отнести:

  • до окончательного высыхания эмали ПФ-115 являются токсичными и пожароопасными, поэтому не рекомендуется в течении суток находиться поблизости, а, тем более, отдыхать в комнате, где были проведены малярные работы;
  • эксплуатационный ресурс пентафталиевых красок несколько ниже, нежели у акриловых.


Теперь сравним пентафталиевые с алкидными красками и вот положительные качества последних:

  • длительный эксплуатационный ресурс по сравнению с ПФ;
  • при высыхании не выделяют токсичных паров;
  • больший выбор в гамме цветов:
  • устойчивы к УФ (солнечным лучам).

А вот недостатки алкидных ЛКМ:

  • слишком высокие цены;
  • необходим длительный период для полного высыхания (до недели);
  • сложно выбрать подходящий состав.

Примечание: для того чтобы сделать консистенцию алкидной краски более редкой, нужен не растворитель а обычная вода – этим и объясняется длительность высыхания данного ЛКМ.

Классификация растворителей

Слово «растворитель» достаточно универсально – ним можно охарактеризовать множество жидкостей, но это вовсе не означает, что такие жидкости тоже универсальны – таких растворителей не существует.

Растворители можно классифицировать по их основе:

  • производные нефти такие, как бензин, уайт-спирит, сольвент больше подходят ЛКМ, имеющих масляную основу;
  • растворители на органической основе типа ацетона или ксилола используют очень часто для разных ЛКМ, так как органика относится к щадящим веществам;
  • химические составы, которые маркируются цифрами 4, 12, 646, 647, 650 – чем больше число, тем выше жирность состава, и он дольше испаряется.

Чем разбавить краску? Обзор на растворители.

Растворители для ПФ-115

Существует ошибочное мнение, что растворители эмалей ПФ-115 предназначены исключительно для изменения консистенции состава ЛКМ (делает их более редкими). На самом деле такие агрессивные добавки способны изменять молекулярный состав краски, что порой приводит к нежелательным последствиям.

Могут возникнуть следующие проблемы:

  • у эмали снизится укрывистость, а это одно из наиболее важных свойств любых ЛКМ;
  • при выполнении малярных работ могут появляться пузырьки и разводы, которые невозможно разогнать щеткой или валиком;
  • изменение молекулярной структуры может спровоцировать появление нерастворимого осадка.

Важно! Все вышеперечисленные изъяны, образовавшиеся вследствие молекулярной структуры эмали, не подлежат исправлению, поэтому следует быть внимательным при выборе нужного растворителя.

Изменять консистенцию краски необходимо в следующих случаях:

  • консистенция эмали стала такой, что ее проблемно наносить на обрабатываемую поверхность малярным валиком, щеткой, кистью или пульверизатором;
  • при использовании краскопульта, когда устройство не может распылять ЛКМ;
  • когда возникает необходимость изменить свойства ПФ-115;
  • если нет адгезии с обрабатываемой поверхностью (в данном случае растворитель используют, как обезжириватель).

Рекомендация: при смешивании какого-либо растворителя с эмалью ее желательно герметично закрыть и оставить на сутки, а перед малярными работами обязательно нужно обезжирить поверхность.


Чаще всего для изменения консистенции эмалей ПФ-115 используют такие растворители, как уайт-спирит и сольвент – оба состава являются производным от перегонки (дистилляции) нефти, реже применяют ксилол. Английское название растворителя «White Spirit» буквально переводится, как «белый дух» – это как нельзя лучше подходит для такого состава, который прозрачен и очень активно распространяет свой запах (дух) в окружающей атмосфере. Безусловно, нельзя сказать, что уайт-спирит является высокопроизводительным агрессивным средством, но на нем чаще всего останавливают свой выбор, так как по равнению с P-645, 646 или 647 он гораздо менее токсичен и имеет меньшую стоимость. White Spirit не меняет молекулярный состав ПФ-115 и у эмали сохраняется укрывистость и блеск.

Нефтяной сольвент относят к группе легколетучих жидкостей, кроме того он имеет высокую способность растворять разные лакокрасочные материалы Источник flagma.ua

Нефтяной сольвент имеет способность быстро улетучиваться, что значительно ускоряет высыхание обработанной поверхности при малярных работах, по сути, разведенная ним эмаль сохнет быстрее, нежели с уайт-спиритом или ксилолом. Жидкость имеет слегка желтоватый либо полностью прозрачный цвет. Сольвент также используется для очистки поверхностей от жира перед налом малярных работ.

Еще для изменения консистенции эмалей ПФ-115 используют ксилол и одна из наиболее востребованных модификаций разработана компанией «Менделеев». Тем не менее, следует отметить, что ксилол от любого производителя не особо устойчив к воздействию ультрафиолета (солнечных лучей) и это сказывается на разведенной эмали – она быстро теряет блеск и насыщенность цвета (блекнет).

Разбавляем ПФ-115 для краскопульта

Чтобы разбавить эмаль ПФ-15 для краскопульта используют тот же уайт-спирит или сольвент, как и для обычных ситуаций. Безусловно, если имеется достаточный опыт в малярных работах, то разводить краску можно «на глаз», но наиболее оптимальной консистенции можно достигнуть при использовании специального прибора – вискозиметра. В том случае, когда отсутствует должный опыт и вискозиметр, приходится идти методом проб – в результате краскопульт должен выбрасывать облако в виде тумана, без брызг – это наилучшая консистенция для пульверизатора.


Заключение

Можно сказать, что для получения оптимальной консистенции пентафталиевых эмалей не нужно прилагать особых усилий – главное, правильно выбрать вид растворителя. Поэтому обратите внимание на состав ПФ-115, который распечатан производителем на этикетке емкости и используйте именно тот растворитель, который там указан.

Варианты разбавления грунта-эмали по ржавчине 3 в 1

Варианты разбавления грунта-эмали по ржавчине 3 в 1

Грунт-эмаль по ржавчине 3 в 1 представляет собой декоративное покрытие для металлических изделий, которое можно наносить на поверхность, пораженную точечной или сплошной коррозией. Настоящий лакокрасочный материал чрезвычайно востребован для стальных конструкций, которые затруднительно очистить от продукта окисления. Как правило, это заборы, ворота, различные ограждения, металлические кровли, трубы, автомобильные кузова и т.п.

Особенности грунта-эмали

Те, кто никогда не пользовался данным лакокрасочным материалом, иногда думают, что ним можно красить все ржавые поверхности вне зависимости от толщины слоя, но это ошибочное представление. Несмотря на то, что ЛКМ состоит из преобразователя коррозии и самой краски, для эффективности покрытия пораженных поверхностей существуют строгие ограничения – слой ржавчины не должен превышать 100 мкм, а это только десятая часть миллиметра. Это означает, что перед тем, как наносить грунтовку, слой ржавчины нужно очистить металлической щеткой. После такой обработки в любом случае остаются небольшие участки, которые крайне сложно очистить до блеска – это внутренние углы, места сварки, различные углубления и т.д. Именно на такие труднодоступные места и рассчитан грунт-эмаль 3 в 1.


Технические характеристики

Как вы уже поняли, настоящий лакокрасочный материал состоит из грунта, эмали и антикора, то есть модифицированная алкидная смола с красящим пигментом и преобразователем ржавчины, покрывающие любую поверхность, защищают её от внутренних и наружных агрессивных сред. Это означает, что такая краска подходит не только для ржавых стальных конструкций – ней покрывают изделия из цветного или оцинкованного металла, чугуна, кирпича, бетона, цельной древесины и композиционных пиломатериалов (ДВП, ОСП, МДФ, фанеры).

В зависимости от обрабатываемой поверхности расход грунта-эмали 3 в 1 варьируется в пределах 0,050-0,100 кг/м2. Такая краска относится к тиксотропным элементам и наносится при помощи краскопульта, малярного валика или щетки (кисть, маклавица). При комнатной температуре однослойное покрытие высыхает за 7-8 часов, но окончательное затвердевание наступает через 7 суток. После этого периода грунтовочная эмаль свободно противостоит жаре и морозу, механическим воздействиям (трение, удары, царапины), сырости, агрессивным средам (щелочи, кислоты) и ультрафиолету (прямое попадание солнечных лучей).

Грунт-эмаль 3 в 1: вся правда о долговечности.

По колеру лакокрасочный материал производят по основной линейке RAL таблицы, хотя это, конечно, не все её оттенки, а только основные. Разные производители заявляют эксплуатационный ресурс краски без изменения внешнего вида: в помещении – от 7-ми до 10-ти лет, снаружи – от 5-ти до 7-ми лет.

Примечание: не лишним будет упомянуть, что грунт-эмаль 3 в 1 морозоустойчив не только в затвердевшем, но и в жидком состоянии, следовательно, краску можно хранить при отрицательных температурах.

Как сделать правильный выбор

На банке с краской такого типа могут быть некоторые непонятные дописки в виде определений из нескольких слов. Ориентируясь на них, можно подобрать наиболее оптимальный грунт-эмаль 3 в 1 для вашей ситуации:

  • Преобразователь. Если в характеристиках упоминается такое слово, это означает, что данный состав способен предотвратить окисление металла, возникновение ржавчины и при этом восстанавливает поврежденную этими процессами основу. В состав входит H₃PO₄ - это бесцветная ортофосфорная кислота.
  • Пассивирующая. Защищает металл от окисления и ржавчины. Благодаря антикору, конструкции, обработанные такой краской, длительное время могут находиться под водой.
  • Фосфатирующая двухкомпонентная. В данном случае происходит объединение компонентов с пассивирующими и преобразовательными свойствами. Хорошо подходит для покрытия оцинкованных поверхностей.
  • Изолирующая. Содействует термической и химической устойчивости, хорошо ведет себя в агрессивной среде.
  • Протекторная. Это декоративное свойство, получаемое при добавлении металлической пыли. При окрашивании поверхность приобретает характерную структуру стали.

Наиболее популярные производители

Компания DALI производит эффективный грунт-эмаль с преобразователем ржавчины. Примечательно, что многие утверждают, что такой состав не имеет запаха, но это, мягко говоря, преувеличение. Все лакокрасочные материалы такого рода выделяют характерный запах растворителя (в данном случае, это сольвент), поэтому, работать таким ЛКМ в непроветриваемом помещении не рекомендуется. Благодаря укрывисточти материала, на обрабатываемой поверхности образуется прочная пленка, способная противостоять воздействию агрессивной среды, ультрафиолетовому облучению и механическим воздействиям. Эмаль DALI превосходно вступает в адгезию с глифталиевыми и пентаглифталиевыми покрытиями (ГФ, ПФ).

Краска по ржавчине 3 в 1. Миф или реальность?

ЛАКРА – достаточно крупный производитель и дистрибьютор на российском рынке. Грунт-эмаль 3 в 1 от ЛАКРА одновременно является не только антикоррозийным, но и декоративным покрытием, где все оттенки предоставлены по линейке (требованиям) RAL таблицы. Очень важно, что после окончательного затвердевания данный лакокрасочный материал образует глянцевое покрытие, устойчивое к ультрафиолетовому облучению, воде и механическим нагрузкам в виде ударов и трения. Как и другой защитный грунт-эмаль такого типа, состав можно наносить на поверхности с коррозийным слоем до 100 мкм.


Отдельно можно отметить питерских производителей ЛКМ НОВБЫТХИМ – у них несколько видов грунт-эмалей 3 в 1. Рассмотрим для примера состав под брендом «Главный технолог», который вы видите на верхней фотографии. Такая краска при высыхании отличается ярким глянцем, а при нанесении у неё довольно-таки слабый запах, несмотря на присутствие преобразователя ржавчины. Образующуюся пленку можно назвать нейтральной к кислотному, солевому и щелочному воздействию, которая сохраняет свои свойства при температуре от -45°C до +65°C. Примечательно, что «Главный технолог» разбавляется водой.

Какие нужны разбавители для грунт-эмали 3 в 1

Начнем с того, что разбавители и растворители служат разным целям. Если разбавитель используют для того, чтобы сделать консистенцию более редкой (увеличивается текучесть), то растворитель меняет молекулярную структуру вещества. Тем не менее, любой из растворителей может выступать в роли разбавителя, если его объем не превышает указанную производителем норму. Например, грунт-эмаль 3 в 1 DALI, которая разводится сольвентом, может содержать не более 10% этого растворителя от общего объема.

Итак, каждый производитель лакокрасочных изделий такого характера указывает на этикетке коробки, банки, ведра и другой тары: какой именно разбавитель следует использовать и сколько можно его добавить в процентном соотношении. В таком качестве может выступать любой агрессивный растворитель типа сольвента или уайт-спирита или же это может быть обыкновенная вода. Конечно, латексные эмали, которые разводятся водой, лучше использовать в помещении, но их также применяют и для улицы, хотя это исключение из правил.


Грунт-эмаль 3 в 1 на сегодняшний день широко используется не только в промышленности, но и для бытовых потребностей. Такая краска очень удобна в домашнем хозяйстве, ведь нею можно обновить гаражные ворота или забор, покрасить крышу или оградку на кладбище, а также использовать для днища автомобиля.

Как разбавить краску для краскопульта: виды растворителей, пропорции

Как разбавить краску для краскопульта: виды растворителей, пропорции

Если нужно покрасить большую площадь, изделие с тонкими деталями или выпуклым рельефом, удобнее и быстрее всего сделать это с помощью краскопульта. Качество готовой поверхности при его использовании всегда получается отличным – без разводов, потеков и следов от кисти. Но только в том случае, если знать, как разбавить краску для краскопульта, чтобы она была не слишком густой, но и не жидкой. В первом случае аппарат будет часто забиваться, а во втором краска с поверхности будет стекать.

Выбор растворителя

Разбавив краску не тем растворителем, её можно просто испортить. Как правило, все производители в инструкции на банке указывают способ её применения: чем наносить, подходит ли данная краска для краскопульта, каков её расход и главное – чем её можно разбавить и в какой пропорции. Эта информация иногда бывает недоступна из-за стертости текста, попадания на него краски либо если продукт импортный, и на банке нет перевода инструкции на русский язык.

В таких случаях необходимо выяснить тип краски и её состав, так как для каждого нужен определенный вид растворителя.

Обратите внимание! Некоторые производители дорогих красок рекомендуют специально созданные для них растворители той же марки, которые тоже весьма недешевы.

  • Акриловую краску разбавляют обычной отфильтрованной или дистиллированной водой, а также специальными составами Р-12 и Р-651.
  • Водоэмульсионные краски, представляющие собой эмульсию красящих веществ в воде, тоже разбавляют очищенной водой либо спиртом, эфиром.
  • Алкидную эмаль можно довести до нужной консистенции скипидаром, уайт-спиритом, ксилолом, растворителем Нефрас-С 50/170.
  • Разводить нитрокраску для краскопульта можно уайт-спиритом, очищенным бензином, ксилолом, сольвентом, специальными составами Р-645 и Р-646.
  • Масляная краска, состоящая из красящих пигментов и олифы, доводится до требуемой вязкости той же олифой, скипидаром, уайт-спиритом.
  • Резиновая краска не потерпит никаких растворителей, разбавляют её только водой, и часто перемешивают.


Правила разведения красок

Определившись с типом растворителя, нужно решить ещё пару вопросов: как правильно разбавить краску для краскопульта и сколько в неё можно добавить разжижающего вещества.

Подготовка к разбавлению

При долгом хранении пигменты оседают на дно банки, а на поверхности скапливается жидкая фаза краски. Поэтому перед применением её нужно очень тщательно перемешать. Даже если вам потребуется малая часть краски, перемешивают всегда весь её объем. Делают это вручную с помощью деревянной или пластиковой лопатки с длинной ручкой. Лопатка должна доставать до самого дна, чтобы поднять с него всю осевшую и спрессовавшуюся гущу. Состав после перемешивания должен получиться однородным, без комков и разводов.

Если для работы требуется несколько банок краски, их перемешивают каждую по отдельности, а затем сливают в общую емкость.

Перед тем как разбавлять краску для краскопульта, желательно влить в пустые банки немного выбранного растворителя, ополоснуть им дно и стенки, чтобы не оставлять на них растекшийся состав, и вылить жидкость в общую емкость. При этом нужно запомнить объем уже использованного растворителя, чтобы не переборщить с ним при разбавлении.

Отмеренный объем вещества вливают в краску постепенно, тонкой струйкой, при непрерывном размешивании. При этом необходимо контролировать вязкость ЛКМ, чтобы не сделать его слишком жидким. Для этого лопатку или миксер периодически поднимают и наблюдают за тем, как ведет себя краска. Если она спадает с инструмента отрывочно, крупными каплями, значит, она ещё слишком густая. Нормальный состав стекает сплошной и ровной струйкой.


Определение вязкости

Чтобы правильно разбавить краску для краскопульта, пропорции растворителя необходимо строго соблюдать. Если с рекомендациями производителя ознакомиться не удалось, старайтесь не превышать 10% от объема краски.

Есть и другой способ, с помощью которого определяют оптимальную вязкость разбавленного состава, для которого потребуется вискозиметр. Это пластиковая или металлическая емкость объемом 100 мл с отверстием в донной части и с держателем. К вискозиметру прилагается инструкция с таблицей, в которой указано, за сколько секунд краска должна полностью вытечь из емкости. Это время зависит от диаметра выходного отверстия.

Разбавив краску для краскопульта «на глаз», её вязкость проверяют следующим образом:

  • надевают резиновые перчатки;
  • зажимают отверстие пальцем и вливают в вискозиметр краску до краев или до метки – в зависимости от модели;
  • одновременно с включением секундомера открывают отверстие и дают краске свободно стекать;
  • секундомер останавливают в тот момент, когда струйка прервется, и из отверстия начнут падать капли.

Нужно помнить, что эти испытания проводятся при температуре воздуха около 20 градусов, так как вязкость меняется при её изменении.

Пример использования вискозиметра показан в видео:

Приведем для примера нормы вязкости для разных красок, испытываемых на вискозиметре с отверстием в 4 мм.

Если краска для краскопульта по металлу, дереву и другим поверхностям стекает медленнее положенного, её необходимо ещё разбавить. А если быстрее, предпринять меры для загущения. Сделать это можно разными способами, самый простой из которых – дать краске постоять открытой, чтобы часть растворителя испарилась. Когда нет времени ждать, можно:

  • добавить краску из новой неразбавленной банки, предварительно перемешав её;
  • охладить емкость с жидким составом, убрав её в прохладное место;
  • всыпать в емкость хорошо измельченный мел и перемешать (способ подходит только для белых красок и эмалей).

Альтернативным способом применения слишком жидкого состава станет использования сопла на краскопульт с меньшим сечением выходного отверстия, чем предполагалось.


Работа с краскопультом

Для качественной работы мало знать, как правильно развести краску для краскопульта, нужно ещё подготовить сам агрегат, особенно если он уже использовался ранее. Его необходимо очистить от остатков старой краски, которая может быть несовместима с вашей. Для этого в него наливают немного растворителя и выдувают его через сопло.

Затем разбавленный состав ещё раз хорошо размешивают и вливают в бачок. Аппарат включают и испытывают на малозаметном участке поверхности или на образце. Выход краски из сопла должен быть равномерным и представлять собой мелкодисперсный туман. Если вместо него появляются капли и брызги, нужно поменять сопло на большее либо ещё немного разбавить краску.

Как настроить краскопульт, смотрите в видеоролике:

Перемешивать краску необходимо перед каждой заправкой бачка. Если на улице жарко или работа продолжается очень долго, она может загустеть, поэтому после длительного перерыва нужно проводить тестирования и при необходимости снова разбавлять краску для краскопульта.


Коротко о главном

Краскопульт довольно чувствителен к однородности и вязкости заливаемой в него жидкости. Если краска густая, он будет часто забиваться и работа пойдет медленно и трудно. Но дело не только в этом. От правильного разведения краски и придания ей нужной вязкости зависит качество покрытия. Вылетая брызгами, густой красящий состав ложится неровно, образуя шершавую поверхность, а слишком жидкий стекает вниз. Поэтому так важно подобрать правильный разбавитель для конкретной краски и определить нужные пропорции.

Читайте также: