Сколько весит опора лэп металлическая

Обновлено: 02.07.2024

В настоящий момент, помимо решетчатых опор из стального уголка, в России и в странах СНГ все большее применение получают стальные многогранные и гнутые опоры ВЛ.

История применения и эксплуатации металлических опор ЛЭП на территории постсоветского пространства насчитывает более половины века. Впервые 2-цепная ВЛ напряжением 110кВ с применением решетчатых опор из стального уголка появилась в России в 1925 году. В последующие годы, в связи с развитием электроэнергетики, потребовались опоры, способные максимально противостоять негативному влиянию окружающей среды, простые в монтаже и транспортировке, долговечные и легкие в обслуживании. Именно такими характеристиками обладают, внедряемые в последнее десятилетие, улучшенные многогранные стальные конструкции и опоры ЛЭП из гнутого профиля.

Классификация стальных опор

По назначению

  • Промежуточные опоры удерживают вес проводов и тросов и не рассчитаны на горизонтальные нагрузки. Используются внутри прямых участков ВЛ.
  • Анкерные опоры компенсируют разность тяжения проводов смежных пролетов в местах установки переходных опор, местах изменения сечений провода. Используются на прямых участках ВЛ.
  • Угловые опоры компенсируют боковые суммарные нагрузки от тяжения проводов при повороте трассы. Устанавливаются в местах поворота трассы ВЛ. Для угла поворота до 30° применяют промежуточные угловые опоры, для угла более 30° - анкерно-угловые опоры с соответствующим креплением проводов.
  • Концевые опоры компенсируют одностороннее тяжение проводов и тросов в конце линии. Устанавливаются на концах трассы ВЛ.
  • Переходные опоры используют для перехода ВЛ через естественные преграды и инженерные сооружения.
  • Транспозиционные опоры используют для смены расположения проводов на опорах ВЛ.
  • Ответвительные опоры используют для организации ответвлений от ВЛ.
  • Перекрестные опоры используют для реализации пересечения двух ВЛ.

По конструкции

  • Опоры ВЛ с оттяжками
  • Свободностоящие опоры
  • Повышенные и пониженные опоры

По количеству цепей

  • Одноцепные
  • Двухцепные
  • Многоцепные

Номенклатура поставляемых стальных опор ЛЭП

Наша компания поставляет стальные опоры, имеющие самые разные конструктивные особенности. Для размещения заказа на изготовление и поставку металлических опор ВЛ достаточно указать маркировку типовой опоры или передать чертежи КМ (КМД) для изготовления нетиповых опор. Все опоры производятся в заводских условиях согласно проектам, разработанными ведущими научными институтами страны. Цена на опоры ЛЭП будет зависеть от ее назначения, модификации, прочности и долговечности.

Стальные решетчатые опоры ЛЭП

Стальные решетчатые опоры ЛЭП

Металлические решетчатые опоры ЛЭП представляют собой пространственные решетчатые конструкции из стального проката и используются для строительства ВЛ напряжением 35-1150 кВ. Соединения таких элементов могут быть двух типов: болтовые или сварные. Тип соединения во многом определяется условиями последующей эксплуатации, и влияет на способ транспортировки на место строительства линии ВЛ. Так, сварные конструкции считаются более надежными и простыми в установке, но при этом, из-за габаритов, существенно затруднена их доставка на объект. Унифицированные опоры ЛЭП на болтовых соединениях – удобны для транспортировки и для горячего оцинкования, но более трудоемки в монтаже.

Решетчатые стальные опоры ВЛ производятся из низколегированного стального проката марки 09Г2С или углеродистой стали марки Ст3 в соответствии с требованиями ГОСТ 27772-88. Все поставляемые опоры ЛЭП, обрабатываются от коррозии горячей оцинковкой или покрываются специальным цинконаполненным композитом.

Стальные многогранные опоры ЛЭП

Стальные многогранные опоры ЛЭП

Многогранные опоры ЛЭП устанавливаются при прокладке линий электропередач напряжением 10-500 кВ. Могут эксплуатироваться в I-V гололедно-ветровых районах, а также в населенных пунктах и за их пределами при условии, что температура воздуха в этих районах опускается до 65 градусов.

Многогранные опоры ВЛ полые внутри, состоят из одной или нескольких стоек многогранного сечения в виде усеченных пирамид. Элементы стоек крепятся друг с другом при помощи фланцевого или телескопического соединения. Многогранные опоры проектируются и изготавливаются с различными траверсами. Конструкции траверс могут быть многогранными, решётчатыми или изолирующими. Опоры и траверсы производятся из металлопроката марки С345 в соответствии с ГОСТ 27772-88. Обработка от коррозии осуществляется путем горячего оцинкования или покрытия цинкосодержащим композитом.

Стальные опоры ЛЭП из гнутого профиля

Стальные опоры ЛЭП из гнутого профиля

Металлические опоры ВЛ из гнутого профиля применяются при прокладке линий с напряжением 6/10/35 кВ. Монтаж опор ЛЭП такого типа разрешается в I-VII гололедно-ветровых районах с давлением ветра до 1000 Па и толщиной обледенения до 25мм.

Изготовление опор ЛЭП из гнутого профиля для районов с расчетной температурой до -40°С осуществляется из углеродистой стали С245 или низколегированного металлопроката марки С345 для районов до -65°С. Все выпускаемые опоры из гнутого профиля одностоечные. Все конструкции стальных стоек, траверс, подкосов, подставок выполнены цельносварными для уменьшения сборочных единиц при монтаже. Крепление опор к трубным фундаментам производится с помощью фланцевого или цангового соединения.

Защита от коррозии проводится горячим оцинкованием или покрытием цинкосодержащим композитом.

Металлические опоры ЛЭП

В электросетевом строительстве в России и странах СНГ широкое распространение получили металлические опоры ЛЭП из стального уголка. Это объясняется, прежде всего, повсеместным внедрением проектными организациями унифицированных нормальных металлических опор ВЛ, которые представляют собой пространственный каркас из стального проката, собираемый на болтовых соединениях или при помощи сварки. Металлические опоры ЛЭП на болтовых соединениях экономичны при транспортировке за счет компактности пакетов деталей, а также пригодны для горячего оцинкования, что повышает их эксплуатационные характеристики, и расширяет область применения. Главный недостаток металлических высоковольтных опор ЛЭП из уголкового проката – большое количество сборочных единиц, и как следствие, увеличенные трудозатраты при монтаже. Сроки монтажа решетчатых стальных опор ВЛ в 10 раз больше, чем у аналогичных железобетонных или стальных многогранных. Этого недостатка лишены сварные опоры разработанные для районов крайнего Севера, монтаж которых производится при помощи авиации. Высокая стоимость такого монтажа оправдана труднодоступностью районов строительства.

Металлические опоры ЛЭП решетчатого типа применяются для строительства воздушных линий электропередачи и эксплуатируются в районах с температурой воздуха до -65˚С. Опоры изготавливаются из стали марки 09Г2С, С345 по ГОСТ 27772-88. Антикоррозионная защита выполняется при помощи горячего оцинкования, цинконаполненного композитного покрытия, или грунтовки. Закрепление стальных опор в грунте производится путем их установки на предложенный проектировщиком фундамент.

Классификация унифицированных металлических опор ЛЭП

  • Промежуточные опоры ЛЭП оцинкованные устанавливаются на прямых участках ЛЭП, предназначены только для поддержания проводов и тросов, и не рассчитаны на нагрузки направленные вдоль трассы. Обычно количество промежуточных опор составляют 80 — 90 % от всех опор линии электропередачи.
  • Анкерные опоры применяются на прямых участках ЛЭП в местах перехода через инженерные сооружения или естественные преграды для ограничения анкерного пролета, а также в местах изменения числа, марок и сечений проводов. Анкерная опора воспринимает нагрузку от разности тяжения проводов и тросов, направленную вдоль линии электропередачи. Конструкция анкерных опор ЛЭП отличается повышенной прочностью.
  • Угловые опоры рассчитаны на эксплуатацию в местах изменения направления трассы ВЛ, воспринимают результирующую нагрузку от тяжения проводов и тросов смежных пролетов трассы. При небольших нагрузках - на углах поворота до 30°, применяют угловые промежуточные опоры. При углах поворота более 30° используют угловые анкерные опоры, которые имеют более прочную конструкцию и анкерное крепление проводов.
  • Концевые опоры являются разновидностью анкерных и устанавливаются в конце и начале линии электропередачи, рассчитаны на нагрузку от одностороннего тяжения всех проводов и тросов.
  • Специальные опоры: транспозиционные — для изменения порядка расположения проводов на опорах ВЛ; переходные — для перехода линии электропередачи через инженерные сооружения или естественные преграды; ответвительные — для устройства ответвлений от магистральной линии электропередачи; противоветровые — для усиления механической прочности участка ЛЭП; перекрестные — при пересечении ЛЭП двух направлений.

Номенклатура поставляемых типовых опор ЛЭП из стального уголка

В нашей компании Вы можете заказать и приобрести унифицированные нормальные стальные опоры ВЛ. Металлические опоры ЛЭП решетчатого типа изготавливаются в соответствии типовыми проектами, и могут быть укомплектованы линейной арматурой, изоляторами. Также мы продаем и доставляем на место монтажа грибовидные и свайные железобетонные фундаменты, конструкции поверхностных фундаментов, винтовые сваи и ростверки.

Анкерно-угловые металлические опоры ЛЭП 35 кВ типа У 35

Унифицированные анкерно-угловые металлические опоры У35-1, У35-2 производятся согласно типового проекта № 5736тм-т3, опоры У35-1, У35-1+5, У35-1Т, У35-1Т+5, У35-2, У35-2+5, У35-2Т, У35-2Т+5 производятся согласно типового проекта № 3078тм-т8, опоры У35-2, У35-2+5, У35-2+10, У35-2Т, У35-2Т+5, У35-2Т+10 производятся согласно типового проекта 3.407.2-170, опоры У35-3, У35-3+5, У35-3+9, У35-4, У35-4+5, У35-4+9 производятся согласно типового проекта № 7227тм-т2, и используются для строительства линий электропередачи напряжением 35 кВ.

Стальные многогранные опоры ЛЭП

Стальные многогранные опоры ЛЭП предназначены для установки на высоковольтных линиях электропередачи. Опоры ЛЭП эксплуатируются в I-V ветровых и гололедных районах в населенной и ненаселенной местности в соответствии с ПУЭ-7 в районах с расчётной температурой воздуха до -65˚С и выше. Многогранные металлические опоры выполнены из стоек в виде полых усечённых пирамид из стального листа с поперечным сечением в форме правильного многогранника. Секции стоек соединены между собой телескопическим или фланцевым соединениями. Траверсы таких опор выполнены многогранными, решётчатыми или изолирующими.
Опоры изготавливаются из стали марки С345 по ГОСТ 27772-88. Антикоррозионная защита выполняется при помощи горячего оцинкования и цинконаполненного композитного покрытия.

Классификация стальных многогранных опор ЛЭП

Классификация стальных многогранных опор аналогична классификации металлических решётчатых опор ЛЭП в соответствии с ПУЭ.

Преимущества многогранных опор ЛЭП

  • Сроки строительства. Сроки строительства ВЛ на многогранных опорах имеют двух- четырехкратное преимущество перед ВЛ на железобетонных и решетчатых опорах. Это обусловлено снижением трудозатрат за счет увеличенных пролетных расстояний, простоты установки многогранных опор, а также малого количества сборочных элементов. Сборка опоры исключительно проста. Сначала, с помощью лебедок, стыкуются секции стойки – нижняя со второй, вторая с третьей и т.д. Обычно, бригада из 7 – 8 человек тратит на это около 1 часа. Затем к стойке крепятся траверсы. На это уходит менее часа. Установка опоры на фундамент производится обычным краном так как опоры компактны и имеют небольшой вес. Крепится к фундаменту с помощью болтов.
  • Экономическая эффективность. С использованием дисконтированного денежного дохода, экономический эффект при строительстве ЛЭП на многогранных опорах составляет 12-15% по сравнению с бетонными и 40 – 45% по сравнению с решетчатыми. Это обусловлено увеличением пролетных расстояний, снижением затрат на транспортировку и строительно-монтажные работы, а также более низкими затратами на эксплуатацию, более длительным сроком службы, низкими затратами на ликвидацию и утилизацию. Преимущества СМО возрастают при строительстве ЛЭП в северных и отдаленных районах.
  • Транспортабельность. Многогранные опоры отличает низкая стоимость транспортировки: в 1,5-2 раза дешевле решетчатых, и в 3-4 раза дешевле железобетонных опор. Длина секций 12 м позволяет использовать для перевозок стандартный габаритный транспорт. Телескопическая конструкция опор позволяет при транспортировке размещать одни секции внутри других.
  • Малый землеотвод. При применении многогранных опор затраты на постоянный землеотвод снижаются примерно в 2 раза. По сравнению с железобетонными опорами выигрыш обеспечивается за счет меньшего количества опор при равном отводе на одну опору, а по сравнению с решетчатыми, за счет меньшего отвода под одну опору при примерно равном количестве опор. Сокращаются затраты и на временный землеотвод.
  • Адаптивность многогранных опор. Каждая линия должна строиться с учетом всех особенностей рельефа, климата, социальной значимости и т.п. Проектирование и производство СМО автоматизировано. На стадии проектирования, можно рассматривать множество альтернативных вариантов строительства и закладывать в окончательный проект оптимальные решения. Завод-изготовитель в короткий срок организует производство оптимальной опоры для конкретной линии электропередачи.
  • Надёжность многогранных опор. Надежность является комплексным свойством, которое включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. По всем этим характеристикам многогранные опоры лучше традиционных. Долговечность, в среднем составляет для бетонных опор 30 лет, для решетчатых – 40 лет, а для многогранных - 50 лет. Безотказность (По статистике, повреждения ЛЭП на многогранных стойках значительно реже, чем у традиционных опор, На линиях отсутствуют катастрофические разрушения, типичные для железобетонных и металлических решётчатых опор). Ремонтопригодность (Практически не нуждаются в ремонте, который при необходимости осуществляется в кратчайшие сроки). Сохраняемость (Способность сохранять в заданных пределах функциональной работоспособности изделия, в течении и после хранения, транспортирования и погрузочно-разгрузочных работ).
  • Вандалоустойчивость.
  • Качественная однородность.
  • Простота демонтажа, утилизации при ликвидации.

Стальные многогранные опоры ЛЭП 6-10 кВ (проект 28.0006 ОАО «НТЦ электроэнергетики»)

Стальные многогранные одноцепные опоры повышенной надежности для применения в вечномерзлых грунтах с учетом сезонного оттаивания до двух метров: Пс10-11, Пс10-13, Пс10-15, УПс10-10, УПс10-12, Ас10-5, Кс10-5, УАс10-5, ОАс10-5, ППс10-11, ПАс10-5, ПУАс10-5; и для обычных (минеральных) грунтов: Пс10-12, Пс10-14, Пс10-16, УПс10-11, УПс10-13, Ас10-6, Кс10-6, УАс10-6, ОАс10-6, ППс10-12, ПАс10-6, ПУАс10-6 изготавливаются по типовому проекту шифр 28.0006 ОАО «НТЦ электроэнергетики» и предназначены для ЛЭП 6(10) кВ.

Опоры разработаны для подвески защищенных проводов типа СИП-3 с номинальным сечением токопроводящей жилы 50, 70, 95 и 120 мм2. Опоры рассчитаны на применение моноблока типа ИЛМ, стержневых изоляторов ИЛОК, ЛОСК, штыревых изоляторов ИШП-20, подвесных изоляторов ПСП70, КСП 70/10, изолирующей подвески типа ЛДИ.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ОПОРЫ ВЛ

Заводами выпускаются железобетонные одно-, двух– и трех-стоечные опоры вл, применяемые как свободностоящие, так и с закреплением в грунте и усилением в необходимых случаях оттяжками с внутренними связями. Железобетонная анкерно-угловые опора вл, как правило, в качестве концевой опоры вл применяться не может. Для этого разработаны специальные типы концевой железобетонной опоры вл.

Все промежуточные и промежуточно-угловые опоры вл рассчитаны на подвеску проводов в глухих зажимах. Наибольшей прочностью и долговечностью отличаются опора вл из центрифугированных стоек.

Основным элементом железобетонной опоры вл является стойка. По способу изготовления стойки бывают центрифугированные и вибрированные. По конструктивному исполнению железобетонные опоры вл делятся на одностоечные свободностоящие и на оттяжках и портальные свободностоящие и на оттяжках.

* - Применяется только в I и II районах по гололеду.

** - Относится к опоре с применением оттяжек.

Промежуточные опоры ВЛ от 6 до 220 кВ – одностоечные и представляют собой свободностоящие железобетонные стойки с закрепленными на них стальными траверсами. На некоторых типах опор дополнительно устанавливается тросостойка для крепления грозозащитного троса. Закрепление опор в грунте осуществляется путем установки их в цилиндрический котлован глубиной 2,5 м (иногда 3,5 м) с последующим заполнением пазух гравийно-песчаной смесью. Для обеспечения требуемой прочности заделки опор в слабых грунтах устанавливаются ригели, закрепленные на стойках с помощью полухомутов. Опоры состоят из стоек, траверс, тросостойки и нижней бетонной крышки.

В целях предотвращения контакта стойки с грунтовыми водами производится гидроизоляция нижней части наружной поверхности стойки на высоту 3,2 м; для предупреждения попадания воды внутрь стойки устанавливается крышка, которая, кроме того, увеличивает площадь торца стойки.

Крепление траверс к стойке осуществляется с помощью сквозных болтов или хомутов. Тросостойки имеют сварную конструкцию и крепятся к стойке хомутами. На тросостойках опор ВЛ 35 и 110 кВ предусмотрена возможность установки специальной конструкции для подвески грозозащитного троса через изолятор.

Для присоединения заземления выше гидроизоляционного слоя на стойке выпускается стальной пруток диаметром 12 мм , приваренный к каркасу арматуры.

На ВЛ 220–330 кВ широкое распространение получили портальные свободностоящие опоры со стальной траверсой. Для закрепления опор такого типа в слабых грунтах требуется установка либо большого числа ригелей, либо внутренних крестовых металлических связей. Устройство крестовых связей экономичнее установки ригелей, они значительно уменьшают изгибающие моменты на уровне заделки опоры в грунт. Траверсы таких опор состоят из двух стальных консолей и средней балочной части.

Типы и основные технические данные железобетонных опор приведены в табл.

Цены на опоры линий электропередач, железобетонных изделий, а так же сроках их поставки в Казахстан, Украину, Беларусь, Литву, Армению, Туркменистан и в другие страны, всегда можно уточнить, звоните:

Опоры ЛЭП


Статьи

Воздушная линия является одним из способов передачи электрической энергии на расстояния при помощи опоры ЛЭП. Электрический ток передается по проводам, закрепленным на определенной, безопасной высоте над поверхностью земли. Провода при помощи изоляторов крепятся к надежным опорам, изготовленным из различных материалов.

Существует два типа опор ЛЭП, определяемых характером работы и способом подвески проводов:

  • промежуточные – крепления только поддерживают провода, сила на тяжения отсутствует или воздействует на опору частично;
  • анкерные – провода закреплены в зажимах натяжения, на опоры в смежных пролетах действует продольная сила на
  • тяжения проводов в полном объеме.

По месту расположения на линии электропередачи анкерные и промежуточные опоры могут быть прямыми или угловыми.

На прямых зонах электрической линии промежуточная конструкция принимает:

  • ветровые нагрузки, действующие на провода и саму опору параллельно поверхности земли;
  • нагрузки, направленные перпендикулярно земле: собственный вес опоры и вес закрепленных и подвешенных на ней элементов.

В аварийной ситуации на промежуточную опору действует нагрузка от тяжения оборванных проводов, а также скручивающие и изгибающие усилия. При расчетах таких конструкций учитывают аварийные моменты и применяют соответствующий коэффициент увеличения прочности. Процент использования промежуточных опор в линиях электропередач достигает 90%.

Опоры ЛЭП

Рис. 1. Промежуточная опора.

Угловые промежуточные и анкерные опоры дополнительно к вышеперечисленным нагрузкам воспринимают действие поперечных сил на тяжения проводов. С увеличением угла поворота растет нагрузка и масса промежуточной угловой опоры. На углах поворота более 30 градусов устанавливаются угловые анкерные опоры, обладающие большей жесткостью и прочностью.

Опоры ЛЭП

Рис. 2. Анкерная опора

Анкерная опора в прямом отсеке электролинии при одинаковой силе натяжения проводов со стороны обеих смежных пролетов работает также как и промежуточная опора, воспринимая горизонтальные поперечные и вертикальные силы. Горизонтальные продольные усилия от проводов с двух сторон уравновешивают друг друга. В противном случае при разных силах на тяжения с двух сторон на опору действует горизонтальное продольное усилие.

Анкерные опоры ставятся при изменении количества проводов, их марок, сечения, в местах обхода различных строений.

Анкерная угловая опора

На последних и начальных пролетах воздушной цепи на основе анкерных опор устанавливаются концевые стойки. На них воздействует усилие от одностороннего натяжения проводов. Провода, отходящие от концевых опор, крепятся на конструктивных элементах электрических подстанций.

При прокладке электросетей может возникнуть потребность в изменении расположения проводов, для этого применяются транспозиционные анкерные опоры.

Ответвительные анкерные опоры позволяют делать разветвления проводов от центральной линии.

Анкерная ответвительная опора

Перекрестные анкерные опоры помогают пройти участки встречи двух воздушных линий.

Для преодоления различных инженерных сооружений и естественных препятствий на трассе электрической линии возводят переходные опоры.

угловая опора
ответвительная опора
абв

Рисунок. Анкерные опоры: а – угловая; б – ответвительная; в — транспозиционная.

По количеству линий (цепей) электропередач, прикрепленных к опорам, различают одноцепные , двухцепные , техцепные и так далее опоры воздушных линий.

В большинстве случаев применяются массовые, типовые опоры, называемые нормальными, в особых, уникальных случаях применяются специальные конструкции.

В качестве материалов при производстве опор ЛЭП применяются дерево, сталь, железобетон. При изготовлении отдельных образцов применяются сплавы на основе алюминия, многокомпонентные материалы.

Классификация опор по применяемым материалам

Деревянные опоры изготавливаются из бревен, полученных из стволов хвойных деревьев: чаще — сосны, реже -ели, лиственницы. Древесина этих деревьев содержит смолу, защищающую опоры от воздействия воды. Для защиты от гниения дерево, идущее на изготовление опор ЛЭП, пропитывают антисептическими составами. Для снижения вымывания в процессе эксплуатации септических растворов из массива древесины торцы опор защищаются от соприкосновения с внешней средой.


Деревянные опоры

Рисунок. Деревянные опоры ВЛ 110 кВ.

Деревянные стойки имеют целый ряд достоинств:

  • сравнительно невысокая стоимость, обеспеченная низкими трудозатратами на изготовление;
  • небольшой вес;
  • транспортировка и установка опорных элементов не требует больших трудовых ресурсов и мощной техники;
  • не проводят электрический ток, что помогает снизить утечки тока и экономить электроэнергию.

Опоры из дерева хорошо противостоят изгибающим ветровым и гололедным нагрузкам, по этим показателям они примерно в 1,5-2 раза превосходят столбы из железобетона.

Гост 20022.0-93 определяет высокий срок эксплуатации деревянных опор при условии сушки, пропитки от воздействия вредителей и гниения. При несоблюдении защитных мероприятий срок эксплуатации деревянных стоек снижается во много раз.

К существенным недостаткам деревянных конструкций относится их низкая огнестойкость. Они могут легко воспламениться под воздействием ударов молнии, электрических разрядов и т.п. При возведении современных линий электропередач опоры из древесины практически не применяются.

Для металлических опор используются специальные стали. Отдельные части конструкции стыкуются с помощью сварки или болтовых соединений. Металлические профили опор покрываются снаружи антикоррозионными красками, защищающими сталь от окисления и разрушения в виде ржавчины.

  • Стальные опоры решетчатого типа собираются из металлических профилей в виде ажурной конструкции.

Сборку многогранных опор из стали осуществляют отдельными секциями из гнутого стального листа в виде усеченной пирамиды, полой внутри. В сечении такой пирамиды просматривается правильный многоугольник. Все части многогранной пирамиды соединяются с помощью фланцев или телескопически.

Поперечные перекладины для крепления оборудования могут быть в виде сплошной гнутой пирамиды из стального листа, решетчатой металлической конструкции или полимерной изолирующей консоли.

Применение многогранных опор позволяет:

  • значительно сократить сроки прокладки воздушных ЛЭП по сравнению с решетчатыми стальными или железобетонными конструкциями;
  • уменьшить трудовые затраты за счет увеличения отдельных пролетов и уменьшения числа опор;
  • снизить расходы на транспортировку конструкций, разный диаметр секций позволяет перевозить одни части внутри других и использовать стандартный транспорт для перевозки изделий до 12м.

Для размещения опоры многогранного сечения требуется меньшая земельная площадь, чем для решетчатой структуры. Экономия на земельном отводе обеспечивается увеличением длины пролетов, уменьшением числа стоек.

Экономический эффект от применения многогранных опор при строительстве высоковольтных линий электропередач достигает 10 % по сравнению с установкой железобетонных конструкций и 40 % по сравнению со стальными решетчатыми элементами.

Во второй половине двадцатого века на смену дорогостоящим металлическим конструкциям пришли опоры из железобетона. Основная стойка изготавливается из бетона, усиленного металлической арматурой. Кроме стойки в ж/бетонной опоре присутствуют траверсы, оттяжки и другие элементы. Металлическая сердцевина увеличивает сопротивление бетона при растяжении.

Железобетонная опора

Опоры ЛЭП

Металл и бетон примерно одинаково реагируют на изменение температурного режима, что позволяет снять внутренне напряжение бетона при температурных скачках.

Железобетонные опоры наиболее востребованная конструкция при возведении линий электропередач. Их доля в общей протяженности вновь возводимых электросетей достигает 80 процентов.

Промышленное производство железобетонных опор на основе максимальной унификации по типам и размерам обеспечило им широкую область применения и относительно невысокую стоимость. Эти конструкции долговечны, имеют большой запас прочности, просты в эксплуатации, требуют меньших трудовых затрат по сравнению с металлическими и деревянными опорами.

Металлическая арматура бетонной конструкции надежно защищена от коррозии слоем бетона, который дополнительно покрывается гидроизоляционным материалом.

Минусы железобетонных опор:

  • большой вес и размеры;
  • увеличение расходов на погрузку и транспортировку;
  • потребность подъемных машин с высокой грузоподъемностью;
  • меньшая прочность по сравнению с металлическими опорами, как следствие, потребность в большем числе опорных конструкций.

Для увеличения прочности бетона при растяжении железную арматуру подвергают предварительному натяжению, что приводит к дополнительному сжатию бетона и препятствует образованию трещин.

Железобетонные стойки бывают конической и цилиндрической форм с сечением в виде кольца. Их делают на специальных центрифугах, где за счет центробежной силы создается плотная бетонная стенка опоры.

Опоры ЛЭП

Для линий 35 — 110 кВ и выше всегда используются опоры, приготовленные на центробежных машинах.

Для уплотнения бетонной смеси в опорах с сечением прямоугольного вида используются вибраторы.

При строительстве воздушных ЛЭП мощностью до 35 кВ можно применять как кольцевые опоры, так и стойки прямоугольного сечения.

Траверсы ж/бетонных стоек делают из металла. Существуют варианты траверс из бетона, армированного фиброй из стекловолокна.

Для продления периода эксплуатации конструкций из дерева, зачастую приходящих в негодность из-за гниения заглубленных в землю участков, применяют комбинированные опоры линий электропередач. В землю опускают короткий элемент опоры из железобетона (пасынок), к которому с помощью проволочного бандажа крепят основную длинную опору из дерева.

В настоящее время в зарубежных странах широко применяются опоры из композитных материалов, в частности, с применением армирования стекловолокном. В России пока накоплен недостаточный опыт использования новых материалов на основе пластика и стекловолокна.

У композитных опор большое будущее – они обладают целым рядом преимуществ:

  • малым весом;
  • несложными условиями хранения и перевозки;
  • простотой монтажных работ;
  • огнестойкостью;
  • хорошими диэлектрическими характеристиками.

К минусам можно отнести высокую цену и малый масштаб применения.

Способ классификации опор ВЛ по методу крепления:

  • заглубленные в землю;
  • с фундаментным основанием.

Стальная опора, опирающаяся на фундамент

Опоры ЛЭП

Опоры подразделяют по типу конструкции, которая зависит от напряжения в проводах, их количества, расположения, природных условий.

Простейшей конструкцией опоры является свободностоящий столб («свеча»). Более сложные опоры: в виде буквы А, треноги, портальные (в виде буквы П), АП-образные.

Опоры ВЛ по внешнему виду :

  • 1- V – образная;
  • 2 – Y-образная;
  • 3 – тренога.

По методам установки опоры для проводов воздушных линий делятся на отдельностоящие и опоры на оттяжках. Первые передают нагрузки на основание непосредственно через себя. В опорах на оттяжках стойки передают на грунт только вертикальные нагрузки. Усилия от поперечных и продольных сил относительно оси ВЛ передаются на фундамент оттяжками с анкерными креплениями на специальных плитах.

Единичные стойки или портальные опоры могут быть как свободными, так и с оттяжками.

Читайте также: