Слесарная операция которая помогает согнуть заготовки из тонколистового металла и проволоки

Обновлено: 25.04.2024

§ 14. Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами

Посмотрите вокруг. Найдите предметы, сделанные из металла. Подумайте, почему для изготовления этих предметов был выбран этот материал. Можно ли его заменить на пластмассу?

Металлы и их сплавы являются, пожалуй, одними из самых главных конструкционных материалов современного мира. Они применяются как в различных отраслях народного хозяйства (рис. 4. 20), так и в быту. Это объясняется замечательными свойствами металлов и сплавов: высокой прочностью, однородностью, электро- и теплопроводностью, ковкостью, блеском и другими. Металлы и их сплавы разделяют на чёрные и цветные.

К чёрным относятся железо и сплавы на его основе — сталъ и чугун. На их долю приходится около 95% производимых в мире изделий из металла.

Листовой металл получают давлением, путём обжатия между вращающимися валками (рис. 4.21) прокатного стана. Таким образом ему придают необходимые формы и размеры. Существует два вида прокатки металлана листовых прокатных станах: горячая прокатка и холодная прокатка. Горячую прокатку используют для выпуска толсто- и тонколистовых металлов; холодную прокатку — для листовых, лентопрокатных и фольгопрокатных металлов.

Рис. 4.21. Валки прокатные листовые:
1 — бочка; 2 — шейки; 3 — приводной конец; 4 — прокатываемый лист

Тонколистовыми называют стальные и цветные металлы толщиной до 2 мм. Они обладают хорошими пластичными свойствами, хорошо сохраняют форму после прекращения действия внешних сил (рис. 4.22). При изготовлении металлической тары (консервных банок) применяют различные виды жести. Жесть — холоднокатаная низкоуглеродистая сталь, выпускаемая в виде тонкой ленты или листов толщиной 0,2 — 0,5 мм. Кроме того, производится особо тонкая жесть толщиной 0,08 - 0,1 мм. Для защиты от коррозии жесть покрывают специальными лаками, эмалями, пластмассовыми плёнками. Жесть без защитного покрытия называется чёрной (нелужёной), покрытая оловом — лужёной (белой).

Особое место среди тонколистовых металлов отводится листовой стали толщиной 0,5 - 0,8 мм, которая называется кровельной сталью. Она выпускается оцинкованной — покрытой слоем цинка — или чёрной — без покрытия.

В настоящее время, помимо металлов, широко используются пластические массы (пластмассы) — искусственные материалы, получаемые на предприятиях химической промышленности. Пластмассы обладают как положительными, так и отрицательными свойствами.

Положительными свойствами пластмасс являются прочность, малый вес, низкая электрическая и тепловая проводимость, устойчивость к коррозии и действию химикатов. Пластические массы могут быть не только твёрдыми, но и эластичными, как каучук. Из пластмассы легко сделать изделия самых разных форм. Это связано с тем, что пластмасса легко прессуется, отливается, шлифуется, полируется, сваривается, окрашивается, вытягивается в нити и плёнки. Именно поэтому пластические массы широко используются в технике, медицине, сельском хозяйстве и в быту (рис. 4.23).

К отрицательным свойствам пластмасс можно отнести выделение ядовитых газов при их горении, изменение размеров и формы изделий из пластмасс в процессе использования, низкую теплостойкость, малую прочность, проблемы, связанные с утилизацией и переработкой.

Полезная информация

Пенопласт — лёгкий пластический пористый материал. Пенопласт широко применяется в качестве теплоизоляционного и звукоизоляционного материала в строительстве зданий, на транспорте, в самолёто- и судостроении, при изготовлении спасательных средств (рис. 4.24), в производстве бытовой техники.

Приёмы работы с тонколистовыми металлами и пластмассами сходны. Мы будем их рассматривать на примере работы с металлами.

Основными инструментами для разрезания стальных листов толщиной 0,5 — 1 мм или листов из цветных металлов толщиной до 1,5 мм являются ручные слесарные ножницы (табл. 4.2). Слесарные ножницы состоят из двух половинок. Половинки соединены между собой осью (винтом), C помощью которого регулируется зазор между ними. Каждая половинка состоит из ножа и ручки.

Таблица 4.2

Слесарные ножницы
Изображение слесарных ножниц различных видов Название и назначение слесарных ножниц
Прямые — с прямыми режущими кромками. Предназначены для разрезания листового металла по прямой линии или по окружности большого радиуса
Левые изогнутые — скос режущей части находится с левой стороны. Режут листовой металл прямо и влево, их держат в правой руке
Правые изогнутые — скос режущей части находится с правой стороны. Режут листовой металл прямо и направо, их держатся в левой руке
Стуловые применяют для разрезания листового металла толщиной до 2 мм

Для повышения производительности труда, улучшения качества продукции и облегчения труда слесаря при резке листового металла применяют электрифицированные инструменты, приспособления и гильотинные станки (ножницы).

Электрифицированные ножницы (рис. 4.25) применяют для резки листовой стали и цветных металлов толщиной до 2 мм.

Рычажные ножницы (рис. 4.26) (настольные, напольные) применяют для резки листовой стали и цветных металлов толщиной до 5 мм.

Рис. 4.26. Рычажные ножницы:
а — настольные: 1 — корпус; 2 — нож неподвижный; 3 — нож подвижный; 4 — ось; 5— рычаг; б — напольные

Гильотинные ножницы (рис. 4.27) применяют при резке листовых металлов толщиной от 0,8 до 12 мм способом прямолинейного раскроя.

При изготовлении изделий из тонколистовых металлов применяют следующие слесарные операции: разметку, правку, гибку, резание, опиливание, сборку и отделку.

Первой операцией при изготовлении изделия является разметка заготовки, с ней вы познакомились в § 12.

Следующей операцией является правка заготовок из тонколистового металла — слесарная операция по устранению таких дефектов, как выпуклости, вогнутости, коробления (рис. 4.28).

Гибка заготовок из тонколистового металла — слесарная операция, с помощью которой заготовке или её части придаётся необходимая форма. Ручную гибку небольших заготовок из тонколистового металла проводят в слесарных тисках (рис. 4.29) с помощью киянок, брусков, оправок и других приспособлений. Заготовку во время гибки закрепляют в накладных губках слесарных тисков (рис. 4.29, б) так, чтобы разметочная линия была на уровне губок (рис. 4.29, в). Если гнут тонколистовой металл под прямым углом (90°), припуск на изгиб должен составлять 0,6 - 0,8 от толщины металла.

Рис. 4.29. Приспособления и приёмы гибки заготовки из тонколистового металла в слесарных тисках:
а — оправки; б — накладные губки на слесарных тисках; в — приём гибки заготовки на уголковой оправке; г — приём гибки заготовки на квадратной оправке

Резание тонколистового металла слесарными ножницами выполняется на весу (рис. 4.30, а, б, в) или в слесарных тисках по уровню губок (рис. 4.30, г). Выбор способа резания зависит от размеров заготовки.

Рис. 4.30. Приёмы резания слесарными ножницами:
а — резание заготовки на весу по прямой линии; б, в — вырезание заготовок сложных форм; г — резание заготовки в слесарных тисках

После резки заготовок из тонколистового металла необходимо их опилить и зачистить от заусенцев, неровностей, царапин, рисок и ржавчины. Это делают напильниками с мелкой насечкой, надфилями или шлифовальной шкуркой.

Правила безопасной работы со слесарными ножницами

1. Работу необходимо выполнять хорошо подготовленным инструментом.

2. Слесарные ножницы нужно надёжно закреплять в тисках.

3. Руки следует оберегать от порезов и заусенцев. На нерабочую руку необходимо надевать брезентовую рукавицу.

4. Во время работы и по её окончании следует убирать отходы, обрезки металла в специальный яшик.

Практическая работа № 14

«Разметка заготовки таблички из тонколистового металла»

Цель работы: разметить заготовку таблички из тонколистового металла.

Оборудование и материалы: слесарный верстак, ростовая подставка, слесарные тиски, заготовка 210 × 110 × 0,8 мм, слесарная линейка и угольник, чертилка, кернер, слесарный молоток, киянка, разметочная плита, ветошь, напильники, надфили, шлифовальная шкурка.

Порядок выполнения работы

1. Спланируйте технологическую последовательность разметки заготовки таблички, прочитайте чертёж (рис. 4.31), определите габаритные размеры будущего изделия.

2. Подготовьте заготовку. Протрите её ветошью и опилите заусенцы напильником с мелкой насечкой. При необходимости выправите заготовку. Проверьте, соответствует ли заготовка габаритным размерам изделия с учётом припуска на обработку.

3. Определите базовую сторону и разметьте её с помощью слесарного угольника, линейки и чертилки.

4. Выполните разметку по чертежу, накерните центры отверстий.

5. По окончании разметки проверьте размеры

Практическая работа № 15

«Изготовление металлической таблички из тонколистового металла»

(Продолжение практической работы «Разметка заготовки таблички из тонколистового металла»)

Цель работы: освоить приёмы резания слесарными ножницами и опиливания заготовки из тонколистового металла.

Оборудование и материалы: слесарный верстак, ростовая подставка, слесарные тиски, металлические губки, слесарные ножницы, слесарная линейка, киянка, разметочная плита, ветошь, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, размеченная заготовка 210 × 110 × 0,8 мм (для таблички).

1. Подготовьте рабочее место. Закрепите слесарные ножницы в тисках по уровню губок. Проверьте правильность и надёжность их закрепления.

2. Осмотрите заготовку. При необходимости протрите ветошью, снимите заусенцы и выправите киянкой.

3. Слесарными ножницами выполните резание заготовки по размеченным линиям с припуском на обработку.

4. Осторожно снимите слесарные ножницы из тисков.

5. Выполните опиливание и чистовую обработку заготовки таблички. Проверьте по чертежу точность изготовления.

6. Выполните чистовую обработку.

Слоистые пластмассы — искусственные материалы, состоящие из чередующихся слоёв листового наполнителя (бумаги или ткани) и связующего компонента (эпоксидной смолы). Слоистыми электроизоляционными пластмассами являются гетинакс, текстолит и стеклотекстолит. В электротехнике листовой текстолит применяется для изготовления печатных плат (рис. 4.32, а), в автомобилестроении — для прокладок к карбюраторам (рис. 4.32, б)

Основные понятия и термины:

чёрные и цветные металлы, сталь, чугун, листовой металл, жесть, пластмасса, текстолит, пенопласт, резание металла, слесарные ножницы.

Вопросы и задания:

1. В чём отличие чёрной жести от кровельного железа?

2. Зачем чёрную жесть покрывают оловом, эмалями, пластмассовыми плёнками?

3. Перечислите положительные и отрицательные свойства пластмасс.

4. На даче рядом с домом установлен ручной пластмассовый рукомойник без крышки. Из чего лучше изготовить крышку — из фанеры толщиной 6 мм или из листового текстолита толщиной 2 мм? Обоснуйте свой выбор.

Задание

Найдите в Интернете информацию и иллюстрации о приёмах гибки тонколистового металла с помощью гибочных прессов на промышленных предприятиях. Подготовьте рассказ и презентацию.

§ 27. Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки

Чтобы согнуть заготовки из тонколистового металла и проволоки, прибегают к такой слесарной операции, как гибка. В школьных мастерских учащиеся выполняют гибку в тисках, используя оправки — прямоугольные и круглые металлические бруски — и уголки (рис. 125).


Рис. 125. Металлические элементы для гибки заготовок в тисках: 1 — оправки; 2 — уголок

Рассмотрим технологию гибки на примере изделия «корпус хозяйственного совка» (см. рис. 98).

Перед гибкой заготовку правят, размечают и вырезают. Начинают гибку с отгибания на 90° бортика стенки: сначала края бортика, а затем его средней части. Для этого заготовку укладывают на оправку, закреплённую в тисках, и, удерживая её одной рукой, другой наносят удары киянкой по заготовке, отгибая бортик по разметочной линии на 90° (рис. 126, а).


Рис. 126. Гибка тонколистовой заготовки: а — на оправке киянкой: 1 — тиски; 2 — заготовка; 3 — оправка; 4 — отгибаемый бортик; 5 — киянка; б — в тисках молотком: 1 — тиски; 2 — заготовка; 3 — отгибаемая задняя стенка; 4 — деревянный брусок; 5 — молоток

После этого отгибают в противоположном направлении заднюю стенку корпуса совка. Для этого заднюю стенку зажимают в тисках по линии разметки и отгибают весь корпус совка относительно стенки. Эту работу можно выполнять с помощью слесарного молотка и деревянного бруска (рис. 126, б). Деревянный брусок применяют для того, чтобы на заготовке не оставалось вмятин от ударов.

Затем заготовку кладут на металлическую оправку, закреплённую в тиски, под углом 90° сгибают киянкой две боковые стенки по размеченным линиям (рис. 127, а). После этого отгибают к задней стенке заплечики (рис. 127, б) и фиксируют их, пригибая к ним бортик. На рисунке 127, в показано положение бортика до и после гибки.


Рис. 127. Гибка на оправке без закрепления заготовки: а — отгибание боковых стенок совка: 1 — тиски; 2 — оправка; 3 — заготовка; 4 — киянка; б — гибка заплечиков: 1 — тиски; 2 — оправка; 3 — киянка; 4 — заплечики; 5 — бортик; 6 — заготовка; в — отгибание фиксирующего бортика: 1 — боковая стенка совка; 2 — заплечики; 3 — задняя стенка; 4 — бортик

Для гибки криволинейной детали, например кольца, используют цилиндрическую оправку (рис. 128).


Рис. 128. Гибка криволинейной детали на цилиндрической оправке

Для того чтобы изделию из проволоки придать форму, также применяют операцию гибки. Проволоку диаметром до 3 мм гнут с помощью плоскогубцев (рис. 129, а) и круглогубцев (рис. 129, б).


Рис. 129. Гибка проволоки плоскогубцами (а) и круглогубцами (б)

Плоскогубцы позволяют сгибать проволоку под определённым углом, а круглогубцы — детали, имеющие криволинейную форму.

Для гибки толстой проволоки применяют тиски (рис. 130). Чтобы согнуть проволоку под прямым углом, на губки тисков надевают стальные уголки. Заготовку закрепляют между уголками таким образом, чтобы линия разметки совпадала с ребром уголка. Удары молотком наносят по участку проволоки вблизи уголков.


Рис. 130. Гибка толстой проволоки в тисках: 1 — губки тисков; 2 — уголки; 3 — заготовка

Согнуть проволочное кольцо (например, кольцо для штор) из толстой проволоки можно с помощью цилиндрической оправки в три приёма, как показано на рисунке 131.


Рис. 131. Гибка проволочного кольца с помощью цилиндрической оправки: 1 — тиски; 2 — цилиндрическая оправка; 3 — заготовка; 4 — уголки

На промышленных предприятиях гибку листового металла выполняют на листогибочных и профилегибочных машинах, листогибочных прессах и др. Для гибки часто используют гибочные штампы различной конструкции, один из которых показан на рисунке 132. Штамп состоит из неподвижной части — матрицы и подвижной — пуансона.


Рис. 132. Гибка заготовки в гибочном штампе: 1 — матрица; 2 — пуансон; у _ загоховка; 4 — готовая деталь

Форма рабочей части матрицы и пуансона такая же, как у готовой детали. Листовую заготовку укладывают на матрицу, пуансон под действием пресса движется вниз и сгибает (формует, штампует) заготовку, придавая ей нужную форму. Для деталей различной формы необходим свой штамп.

  1. Перед гибкой заготовку следует правильно и надёжно закрепить в тисках.
  2. Работать киянкой и молотком только с прочно насаженными ручками.
  3. На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица; не следует держать эту руку близко к месту сгиба.
  4. Нельзя стоять за спиной работающего.

Знакомимся с профессиями

Штамповщик — специалист, который на предприятии занимается изготовлением заготовок нужной формы из листового металла и сортового проката. Он работает на различных механических штамповочных молотах и прессах, а также на другом кузнечно-прессовом оборудовании. Хорошо разбирается в свойствах металлов и сплавов, знает, какие металлические заготовки можно обрабатывать в холодном состоянии, а какие следует нагревать в специальной печи.

Гибка тонколистового металла и проволоки

· Ознакомить со способами и приёмами гибки тонколистового металла, инструментом и приспособлениями применяемыми для гибки металла.

· Обобщить знания о свойствах металлов.

· Формировать умения по гибке заготовок из тонколистового металла.

· Развивать умения организовать свою деятельность.

· Вырабатывать привычку качественно и безопасно выполнять работу, бережно обращаться с инструментом и оборудованием.

Тип урока : комбинированный.

Инструмент и оборудование : тиски слесарные, киянки, оправки.

Наглядные пособия : образцы изделий, чертежи изготовляемых деталей.

Ход занятия:

1.Организационная часть :

· проверить готовность к уроку;

· сообщить тему урока.

2. Повторение пройденного материала :

· Устройство ручных слесарных ножниц.

· Листовой металл какой толщины (чёрный, цветной) можно резать ручными слесарными ножницы?

· Чем отличаются ручные слесарные ножницы от бытовых ножниц?

· Как классифицируются слесарные ножницы в зависимости от формы режущих ножей?

· Способы резания тонколистового металла ручными слесарными ножницами.

· Перечислить правила безопасности при резании листового металла ручными слесарными ножницами.

3.Объяснение нового материала :

Гибка - это слесарная операция, с помощью которой заготовке или ее части придаётся необходимая форма. Сущность её заключается в том, что одна часть заготовки перегибается по отношению к другой на заданный угол. Напряжения изгиба должны превышать предел упругости, а деформация заготовки- быть пластической. Только в этом случае заготовка сохранит приданную ей форму после снятия нагрузки.

Сгибанием из листов металла изготавливают самые различные объёмные предметы. Вручную эту операцию осуществляют в тисках и на оправках или с помощью специальных приспособлений.

Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников, установленных на губки тисков.

Учитель демонстрирует несколько изделий, выполненных гибкой.

Давайте, рассмотрим несколько приёмов гибки:

1) Гибка в тисках может осуществляться:

- с помощью киянки;

-с помощью слесарного молотка и деревянного бруска (см. приложения рис. 62)

Учитель демонстрирует приёмы гибки в тисках, обратив внимание на закрепление заготовки (риска расположения на уровне нагубников)

2) Гибка заготовок осуществляется также с помощью оправок различно формы (см. приложения рис.63)

3) Кроме того, гибку делают с помощью приспособлений (при массовом производстве) (см. приложения рис.64)

Учитель показывает приёмы гибки с помощью приспособлений.

1) При гибки заготовок большой длины ( например, при производстве кровельных работ) используется металлическая полоса или деревянный брусок. (см. приложения рис.65)

4) Гибка в гибочном штампе применяется на предприятиях при массовом

Для выполнения гибки проволоки небольшого диаметра (до 3 мм) применяются плоскогубцы или круглогубцы.

Учитель выполняет гибку концов проводов под винты для розетки, выключателя и др. с помощью круглогубцев. Затем предлагает выполнить эту операцию нескольким учащимся.

Гибка толстой проволоки производится в тисках с применением брусков металла слесарным молотком.

Выполняя гибку, необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

Инструктаж по технике безопасности:

· Работать только исправным инструментом (киянкой и молотком).

· Надежно закреплять заготовку в тисках.

· Не стоять за спиной работающего.

· Чтобы не поранить руку, поддерживающую лист металла при его сгибании, на неё нужно надеть рукавицу.

· Не класть оправки и инструмент на край верстака.

4. Закрепление полученных знаний :

· Перечислить инструменты и приспособления, необходимые для гибки тонколистового металла.

· Для какой цели применяют нагубники?

· Как правильно закрепить заготовку при гибке?

· Можно ли при гибке тонколистового металла применять слесарный молоток?

· Перечислить правила безопасности при гибке заготовок.

· Тест «Разметка тонколистового металла и проволоки»

1.Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке заготовок из металла?

а) столярный угольник;

в) разметочный циркуль;

2.Как называется линия, нанесенная на поверхность заготовки при разметке?

3.Какой инструмент представляет собой остро заточенный металлический стержень для нанесения рисок?

4.Для чего применяют кернер?

а) для нанесения точки при разметке;

б) проведение линии разметки;

в) проверки прямых углов;

г) нанесение дуг окружности.

5.При разметке большого количества одинаковых деталей применяют:

а) линейку и чертилку;

в) разметочный циркуль и кернер;

г) слесарный угольник.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – а; 5 – б.

5. Практическая работа :

Изготовления коробки из тонколистового металла .

· Размеченную заготовку коробки закрепить в тисках таким образом, чтобы линия сгиба была на уровне накладных уголков (нагубников).

· При помощи киянки согнуть заготовку по намеченным линиям. При необходимости использовать оправки или имеющиеся приспособления.

· Сравнить полученный результат с чертежом.

6. Заключительная часть :

· Сообщить о достижении цели урока.

· Проанализировать допущенные ошибки.

· Оценить результаты труда учащихся.

· Отметить отличившихся на уроке.

· Выставить оценки в классный журнал и в дневники учащихся.

· Контролировать уборку рабочих мест и мастерской.

7.Домашнее задание:

1). Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.

2).Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.

Подводя итоги урока, считаю, что урок получился результативным. Все обучающиеся справились с предложенным заданием. При подборе учебного материала учитывал психологические особенности учащихся и применял дифференцированный подход в обучении.

Положительные результаты урока обеспечили:

· смена одного вида деятельности другим,

· индивидуальная работа и работа в группах,

· работа с тестом,

В соответствии с целями урока и содержанием учебного материала выбрал комбинированный тип урока, формы выполнения практических работ и методы преподавания, активизирующие познавательно – трудовую деятельность учащихся, развивающие их творческое мышление.

На этапе усвоения новые знания, при объяснении нового материала (словесные методы обучения) дал в емкой, компактной форме, на уровне стандарта. При объяснении нового материала использовал дидактические средства и учебные пособия.

Учащиеся выполняют практическую работу по технологическим картам, индивидуально, что помогает формировать логическое мышление, учит рассуждать, проводить исследования, осуществлять творческий подход к решению данной проблемы, контроль и самоконтроль.

Отчет о проделанной работе сделал один из членов группы (остальные дополняют.

Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг другу, способствовали активной умственной деятельности. Усвоение материала шло успешно, благодаря прочным знаниям обучающихся, различным приемам, формам и средствам обучения. Цель урока была достигнута.

Самоанализ урока технологии в 5 классе

на тему «Правка тонколистового металла»

Урок входит в раздел "Технология обработки металла с элементами машиноведения" по программе 5-го класса. Урок проводился в комбинированной мастерской.

1. Обучающий: ознакомить с приемами правки тонколистового металла и проволоки, научить выполнять правку тонколистового металла и проволоки;

2. Развивающий: продолжить формирование умений работы с конструкционными материалами;

3. Воспитывающий: воспитание аккуратности, ответственности, самостоятельности, целеустремленности, взаимовыручки во время работы.

Вид урока: комбинированный

Считаю, что комбинированный тип занятий соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями к проведению занятий по технологии около 30% учебного времени отведено на теорию и 70% - на практическую работу.

Особенности учащихся не были учтены, т.к. я с ними не знаком.

К проведению занятий всё подготовлено – имеются все необходимые принадлежности и инструменты. У учащихся на рабочих местах имеются учебники, дневники, тетради.

Организационная часть урока проведена чётко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Были сообщены цели урока.

Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы, демонстрации наглядных пособий, с применением ИКТ. Материал излагался последовательно, с постоянным контролем усвоения нового учебного материала обучающимися, посредством вопросов, творческих заданий. Во время практической работы проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Учащиеся учатся работать самостоятельно, осуществляя само- и взаимоконтроль.

Вводные и текущие инструктажи к выполнению заданий практической работы проведены в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приёмов выполнения графических изображений, использовалась наглядность при проведении инструктажей.

Все учащиеся были вовлечены в практическую работу, следили за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место было организовано на должном уровне. Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя, замечания делались своевременно.

Закрепление знаний проводилось периодически, по мере прохождения обучающимися нового материала, в форме самостоятельной работы. Оно показало высокий уровень усвоения учащимися изученного материала.

Уборка рабочих мест производилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса). При подведении итога урока все учащиеся получили домашнее задание (с пояснениями выполнения), оценки прокомментированы.

Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.

Урок 14 (вариант А)
Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами и приспособлениями для гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, правилами закрепления заготовок и приёмами гибки, способами проверки качества согнутых поверхностей, правилами безопасной работы; формировать у пятиклассников умение качественно выполнять гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки по разметке.

Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§16. Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки

Чтобы согнуть заготовки из тонколистового металла и проволоки, применяется такая слесарная операция, как гибка. В школьных мастерских гибку выполняют обычно в тисках, используя оправки - прямоугольные и круглые металлические бруски - и уголки (рис. 62).

Перед гибкой заготовку правят, размечают и вырезают. На рисунке 63 показан фрагмент технологической операции гибки изделия «совок хозяйственный» (см. рис. 34) на оправке, закреплённой в тисках.

Рис. 63. Отгибание боковых стенок хозяйственного совка: 1 - тиски; 2 - оправка; 3 - заготовка; 4 - киянка

Для гибки криволинейной детали используют цилиндрическую оправку (рис. 64).

Для того чтобы изделию из проволоки придать форму, также применяют операцию гибки. Проволоку диаметром до 3 мм гнут с помощью плоскогубцев (рис. 65, а) и круглогубцев (рис. 65, б).

Для гибки толстой проволоки применяют тиски (рис. 66). Заготовку закрепляют между стальными уголками таким образом, чтобы линия разметки совпадала с ребром уголка.

На промышленных предприятиях гибку листового металла выполняют на листогибочных и профилегибочных машинах, листогибочных прессах и др.

Правила безопасной работы

1. Перед гибкой заготовку следует правильно и надёжно закрепить в тисках.

2. На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица; не следует держать эту руку близко к месту сгиба.

3. Нельзя стоять за спиной работающего.

Знакомимся с профессиями

Штамповщик - специалист, который на предприятии занимается изготовлением из листового металла и сортового проката заготовок нужной формы. Он работает на различных механических штамповочных молотах и прессах, а также на другом кузнечно-прессовом оборудовании.

Штамповщик хорошо разбирается в свойствах металлов и сплавов, знает, какие металлические заготовки можно обрабатывать в холодном состоянии, а какие следует нагревать в специальной печи.

Практическая работа № 23

Гибка заготовок из листового металла и проволоки

1. Подготовьте рабочее место для гибки заготовок, выберите необходимые инструменты и оправки.

2. Согните по заданию учителя заготовку одного из изделий, изображённых на рисунках 33 - 35, или других.

3. Проверьте правильность гибки по чертежу детали.

Запоминаем опорные понятия

Гибка, оправка, плоскогубцы, круглогубцы.

Проверяем свои знания

1. Какие инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла и проволоки вы знаете?

2. В каких случаях для гибки применяют цилиндрическую оправку?

3. Почему при гибке толстой проволоки на губки тисков одевают стальные уголки?

Читайте также: