Таможенный контроль драгоценных металлов и драгоценных камней

Обновлено: 29.04.2024

Товары, ограниченные к перемещению через границу Евразийского экономического союза

  • Cредства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подлежащие использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта
  • Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, и положения о порядке их перемещения
  • Списки товаров (разъяснения по товарам) с указанием кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, применяемых исключительно при таможенных операциях и используемых таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров по разделам единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – единый перечень товаров)
  • Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, окончательно причислены к опасным отходам
  • Озоноразрушающие вещества
  • Средства защиты растений, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импорте
  • Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе
  • Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе
  • Дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте
  • Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры
  • Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте
  • Необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы
  • Виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границ Таможенного союза при вывозе
  • Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и (или) вывоз которых на (с) таможенную(ой) территорию(и) Евразийского экономического союза допускается на основании лицензии
  • Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ
  • Лекарственные средства и фармацевтические субстанции, ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза ограничен
  • Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров
  • Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза ограничен
  • Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза ограничен
  • Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе
  • Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу Евразийского экономического союза при ввозе и (или) вывозе
  • Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему, ограниченное для ввоза, вывоза и транзита по таможенной территории Таможенного союза
  • Информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, вывоз которой с таможенной территории Таможенного союза ограничен
  • Товары, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения
  • Товары, при ввозе или вывозе которых установлены ограничения
  • Товары, при экспорте или импорте которых установлено исключительное право
  • Товары, импорт которых на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в рамках тарифных квот
  • Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации
  • Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяется лицензирование импорта

Драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте

Список товаров (разъяснения по товарам) с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, применяемый исключительно при таможенных операциях и используемый таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров

(по разделу 2.9 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»)

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ[1]

(при ввозе на таможенную территорию/вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза)

Код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Акт таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) законодательства Российской Федерации, устанавливающий обязательные требования к товару

(Документ, удостоверяющий (подтверждающий) соблюдение обязательных мер (требований)[2]

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматриваются основные положения осуществления таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Евразийского Экономического Союза драгоценных камней и драгоценных металлов . Большое внимание уделяется организационным и правовым вопросам таможенного контроля данных товаров.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонин Д.Н.

Особенности бухгалтерского учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых организациях

ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ И ГЕММОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, СО ВСТАВКАМИ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL WHEN MOVING PRECIOUS STONES AND PRECIOUS METALS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EAEU

The article discusses the main provisions of the implementation of customs control when moving precious stones and precious metals across the customs border of the Eurasian Economic Union. Much attention is paid to organizational and legal issues of customs control of these goods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ»

БИТ 2022 Том 6 № 2 (22) УДК 339.543

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС

ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL WHEN MOVING PRECIOUS STONES AND PRECIOUS METALS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EAEU

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

В статье рассматриваются основные положения осуществления таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Евразийского Экономического Союза драгоценных камней и драгоценных металлов. Большое внимание уделяется организационным и правовым вопросам таможенного контроля данных товаров.

Ключевые слова: Таможенный контроль, драгоценные металлы, драгоценные камни, запреты, ограничения.

Keywords: Customs control, precious metals, precious stones, prohibitions, restrictions.

Порядок ввоза на таможенную территорию государств ЕАЭС и вывоза с таможенной территории государств ЕАЭС драгоценных камней определен п. 2.9 Решения Коллегии ЕЭК № 30.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ [1]

- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления

- драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 [2].

Основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:

- масса - свыше 1000 граммов;

- форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутристволь-ного образования янтаря;

- целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;

- включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;

- цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.

Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней

Природные алмазы при перемещении через таможенную границу ЕАЭС подлежат особому контролю и выделяются в отдельный перечень (таблица 5). При их прибытии на таможенную территорию ЕАЭС таможенным органам государств-членов ЕАЭС

представляются сведения о сертификате международной схемы сертификации необработанных природных алмазов (сертификат Кимберлийского процесса) с указанием номера сертификата, даты выдачи и срока действия сертификата.

Кимберлийский Процесс, получивший поддержку ООН, был создан, чтобы помешать конфликтным алмазам попадать на рынок — соответственно, чтобы помешать людям, которые нелегально добывают алмазы, зарабатывать на этом деньги. Для этого была разработана схема сертификации. Каждая партия алмазов на рынке должна сопровождаться сертификатом [3] (Рис. 1), подтверждающим, что эти алмазы добыты вне зоны конфликтных действий. Только с таким сертификатом партия алмазов может пересечь любую границу. В каждой стране есть ответственный орган, который выдает эти сертификаты - в России это Министерство финансов РФ.

Ввоз в Российскую Федерацию из государств, не входящих в ЕАЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы определен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 [4]. Согласно данному документу, вывоз из Российской Федерации помещаемых под таможенную процедуру экспорта в государства, не входящие в

ЕАЭС, драгоценных металлов (за исключением золота) и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России) осуществляется в пределах, установленных планами от-

пуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации.

По решению Президента Российской Федерации осуществляются:

а) экспорт золота из Госфонда России;

б) экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России сверх объемов, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации;

в) экспорт отпущенных из Госфонда России для реализации на внешнем рынке природных алмазов массой 10,8 карата и более, а также уникальных природных алмазов.

Таможенные операции в отношении ввозимых в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозимых из Российской Федерации в эти государства как необработанных, так и частично обработанных природных алмазов (коды ТН ВЭД ЕАЭС 7102100000, 7102210000, 7102310000) осуществляются исключительно на специализированных таможенных постах, располо-

Рис. 1. Образец кимберлийского сертификата

женных в г. Москве и на территории свободного порта Владивосток, с обязательным участием уполномоченных на проведение государственного контроля должностных лиц федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации».

Экспорт природных алмазов, уникальных драгоценных камней, уникальных самородков драгоценных камней и драгоценных металлов осуществляется через специализированные таможенные посты государства - участника ЕАЭС. Перечень специализированных таможенных постов установлен приказом ФТС России от 12.05.2011 № 971 [5].

Идентификация драгоценных камней производится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2017 г. № 169н [6] в срок, не превышающий двух рабочих дней.

Список драгоценных камней, применяемый таможенными органами при принятии решения о выпуске _товаров в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30_

№ п/п Код товара по ЕТНВЭД ЕАЭС Наименование товара Документ, подтверждающий соблюдение обязательных мер

1. 7102100000 Алмазы несортированные Сертификат Кимбер-лийского процесса, акт государственного контроля (при ввозе и вывозе)

2. 7102210000 Алмазы промышленные, необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке

3. 7102310000 Алмазы непромышленные, необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке, которые могут быть использованы для изготовления бриллиантов

4. 253090000 1 Уникальные янтарные образования Акт государственного контроля (при ввозе и вывозе)

5. 7102290000 Алмазы промышленные, за исключением необработанных или просто распиленных, расколотых или подвергнутых черновой обработке

6. 7102390000 Алмазы обработанные, но неоправленные или незакрепленные непромышленные (бриллианты)

7. 7103990009 Драгоценные камни (кроме алмазов), необработанные или обработанные

8. 7105100000 Крошка и порошок из алмазов

9. 7116100000 Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга

10. 7116201100 Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга

11. 7116208000 Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга

Создание специализированных таможенных постов и специализированных отделов таможенных органов Российской Федерации, которые осуществляют таможенные операции в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Список драгоценных камней с указанием кодов товаров по ТНВЭД ЕАЭС, применяемый исключительно при таможенных операциях и используемый таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров(по разделу 2.9 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного Решением

Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» приложение № 13)» представлен в таблице 1 [7] .

Из таблицы видно, что разрешительным документом для ввоза и вывоза драгоценных камней выступает акт государственного контроля (Рис. ), составленного по форме, предусмотренной приложением № 1 к Положению о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС драгоценных камней (приложение № 13 к Решению Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. № 30).

При ввозе драгоценных камней и изделий на территорию Российской Федерации государственный контроль проводится при производстве таможенного контроля [8].

Ввезенные или перемещенные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов представляются на опробование, анализ и клеймение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими соответственно ввоз или перемещение указанных изделий, в любой территориальный орган Федеральной пробирной палаты [9].

При вывозе драгоценных камней и изделий с территории Российской Федерации государственный контроль может проводиться как при производстве таможенного контроля, так и до предъявления указанного товара таможенному органу.

В случае, когда государственный контроль, проводимый при производстве таможенного контроля, не может быть завершен в течение одного рабочего дня, вся партия драгоценных камней и изделий упаковывается с наложением средств идентификации в виде пломб СТП и Гохрана России, а также печати и подписи декларанта и помещается в специально установленное таможенным органом место для хранения указанных товаров до следующего рабочего дня.

Государственный контроль ввозимых драгоценных камней и изделий проводится в специально оборудованном для этих целей помещении склада временного хранения или в производственных помещениях Гохрана России.

Акт государственного контроля (Рис. 2) составляется в 3 экземплярах и подписыва-

Рис. 2. Форма акта государственного контроля драгоценных камней

ется представителем уполномоченного органа государства-члена ЕАЭС и заявителем. Первый и второй экземпляры вручаются заявителю. Первый экземпляр предназначается для представления в таможенный орган государства-члена ЕАЭС, второй экземпляр остается у заявителя. Третий экземпляр хранится в уполномоченном органе государства-члена ЕАЭС, осуществившем государственный контроль.

Акт государственного контроля может выдаваться в форме электронного документа, сформированного в информационной системе формирования и обработки документов государственного контроля драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров (содержащих драгоценные металлы) при их ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе за его пределы (ИС АКД) [10].

Порядок перемещения драгоценных камней, драгоценных металлов (ювелирных изделий) при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС имеет следующий алгоритм:

1. Получение участником ВЭД свидетельства о постановке на учет в Пробирной палате.

2. Прибытие товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

3. Доставка товаров с таможенного органа прибытия на специализированный таможенный пост.

4. Помещение товаров на склад временного хранения (специально оборудованные для хранения ювелирных изделий). По желанию компании-импортера вскрывается груз (идентификация груза, соответствие стоимости).

5. Проведение государственного контроля (государственные контролеры Пробирной палаты при Минфине России).

6. Выдача акта государственного контроля - до подачи ДТ.

7. Подача участником ВЭД ДТ на специализированный таможенный пост.

8. В случае срабатывания профиля риска таможенными органами осуществляется досмотр товаров.

9. Выпуск товаров.

10. После выпуска товаров осуществляется обязательное клеймение.

Аналогичный порядок перемещения драгоценных металлов (ювелирных изделий) применяется и для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза. Однако имеет некоторую особенность, т.е. при экспорте драгоценных металлов (ювелирных изделий) не требуется помещение ювелирных изделий на склад временного хранения.

В Российской Федерации операции с драгоценными металлами и камнями и изделиями из них могут совершать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, вставшие на специальный учет в Государственной инспекции пробирного надзора [11], формы документов которого определены Приказом Минфина России от 01.02.2016 № 5н [12].

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с таможенным законодательством таможенная стоимость которых не превышает 25000 долларов США в эквиваленте

Драгоценные металлы и камни, природный жемчуг и изделия из них, а также часы входят в перечень стратегически важных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923

[14]. Ответственность за контрабанду таких товаров регламентируется ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ [15].

1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // СПС «КонсультантПлюс»

2. Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» // СПС «КонсультантПлюс»

3. Приказ Минфина России от 02.08.2017 № 124н «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи» // СПС «КонсультантПлюс»

4. Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский

экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» // СПС «Консультант-Плюс»

5. Приказ ФТС России от 12.05.2011 № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» // СПС «Консуль-тантПлюс»

6. Приказ Минфина России от 31.10.2017 № 169н «Об утверждении Порядка идентификации драгоценных камней» // СПС «КонсультантПлюс»

7. Информация ФТС России «Список товаров (разъяснения по товарам) с указанием кодов това-

ров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, применяемый исключительно при таможенных операциях и используемый таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров (по разделу 2.9 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»)»

8. Письмо ФТС РФ № 01-28/1991, Гохрана РФ № 32-75-002-14/2753 от 29.09.2004 «О направлении Методических рекомендаций» // СПС «Консуль-тантПлюс»

9. Постановление Правительства РФ от 06.05.2016 № 394 (ред. от 25.04.2020) «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» // СПС «Кон-сультантПлюс»

10. Приказ Минфина России от 29.06.2015 № 187 «Об информационной системе формирования и обработки документов государственного контроля драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров (содержащих драгоценные металлы) при их ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе за его пределы» // СПС «Консуль-тантПлюс»

11. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 (ред. от 29.01.2020) «О ведении

Сведения об авторе:

специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» // СПС «КонсультантПлюс»

12. Приказ Минфина России от 01.02.2016 № 5н (ред. от 11.09.2020) «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» // СПС «Кон-сультантПлюс»

13. Письмо ФТС РФ от 19.07.2011 № 04-30/34327 «О направлении памяток» // СПС «Консультант-Плюс»

14. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» // СПС «КонсультантПлюс»

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 29.04.2022

О ПРАКТИКЕ И НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ, ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ И ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ НИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / PROSECUTOR'S OFFICE / PROSECUTOR'S SUPERVISION / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS LEGISLATION / EXPORT-IMPORT OPERATIONS / CUSTOMS CLEARANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хорошилова Наталья Юрьевна

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них имеют стратегическое значение для российской экономики. По этой причине законность таможенного оформления при осуществлении экспортно-импортных операций с ними находится на особом контроле. Вместе с тем практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в указанной сфере свидетельствует о наличии ряда проблемных вопросов и наметившихся негативных тенденций, урегулирование которых необходимо в кратчайшие сроки. В рамках настоящей статьи автором на основе анализа практики надзорной деятельности прокуроров рассматриваются данные проблемные вопросы и предлагаются возможные пути их решения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хорошилова Наталья Юрьевна

О некоторых аспектах расширения полномочий прокурора и совершенствования мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экономики

О современных проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства

ON PRACTICE AND SOME TOPICAL ISSUES OF THE IMPLEMENTATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS LEGISLATION WHEN PERFORMING EXPORT-IMPORT OPERATIONS WITH PRECIOUS METALS, PRECIOUS STONES AND PRODUCTS FROM THEM

Gemstones, precious metals and their products are of strategic importance for the Russian economy. For this reason, the legality of customs clearance during export-import operations with them is under special control. At the same time, the practice of prosecutorial supervision of the implementation of legislation in this area indicates the presence of a number of problematic issues and emerging negative trends, the settlement of which is necessary as soon as possible. In the framework of this article, the author, based on an analysis of the practice of supervisory activity of prosecutors, considers these problematic issues and suggests possible solutions.

Текст научной работы на тему «О ПРАКТИКЕ И НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ, ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ И ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ НИХ»

Хорошилова Наталья Юрьевна

О практике и некоторых актуальных вопросах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства при выполнении экспортно-импортных операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, таможенные органы, таможенное законодательство, экспортно-импортные операции, таможенное оформление.

On practice and some topical issues of the implementation of prosecutorial supervision of the implementation of customs legislation when performing export-import operations with precious metals, precious stones and products from them

Keywords: prosecutor's office, prosecutor's supervision, customs authorities, customs legislation, export-import operations, customs clearance.

На протяжении последних десятилетий роль института прокурорского надзора в защите прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и интересов государства в таможенной сфере существенно возросла.

Трансформация надзорной деятельности на данном направлении, в целом протекающая в общем русле развития надзора за исполнением федерального законодательства, в значительной степени обусловлена произошедшими в связи с созданием Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) полномасштабными изменениями национального законодательства, регулирующего таможенную сферу,

а также вызванной ими необходимостью дальнейшего совершенствования надзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и расширения сфер реализации ими надзорных полномочий в отношении таможенных органов [1, с. 5-6].

Другой причиной усиления роли прокуратуры в таможенной сфере выступает то, что, как справедливо отмечает С.В. Бабенко, неправомерные действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов с неизбежностью влекут причинение ущерба не только гражданам и хозяйствующим субъектам, но и непосредственно Российской Федерации [2, с. 181-182]. Аналогичным образом уклонение

граждан и хозяйствующих субъектов от исполнения требований таможенного законодательства наносит значительный ущерб экономическим интересам государства.

Учитывая вышесказанное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что до недавнего времени уровень состояния законности в рассматриваемой сфере отношений оценивался специалистами как недостаточно высокий, считаем возросшую роль прокурорского надзора, осуществляемого транспортными прокурорами в целях своевременного выявления, пресечения и устранения нарушений законов, оперативного и полного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, субъектов предпринимательской деятельности и государства, вполне закономерной и необходимой [3, с. 253].

В настоящее время прокурорский надзор за исполнением законодательства в таможенной сфере осуществляется по нескольким смежным направлениям, к числу которых относятся надзор за исполнением законов в сфере реализации таможенными органами полномочий по взысканию таможенных платежей, контролю таможенной стоимости товаров, своевременности принятия мер к их взысканию, при предоставлении льгот и таможенных преференций субъектам ВЭД, по передаче уполномоченным органам товаров, обращенных в государственную собственность, в сфере пресечения нелегального ввоза и оборота на территории Российской Федерации санкционной продукции, а также при осуществлении таможенного оформления различных категорий товаров и т.д.

Одним из наиболее специфических, но в то же время стратегически важных для обеспечения интересов государства направлений деятельности является прокурорский надзор за исполнением таможенными органами законодательства о таможенном оформлении при выполнении экспортно-импортных операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них.

В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России от 12 мая 2011 г. № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» таможенное оформление товаров групп 7101-7106, 7108, 7110, 7112-7116, 9101 Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС, к которым, в том числе, относятся драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, осуществляется на Специализированном, Смоленском акцизном, Северо-Западном акцизном (специ-

ализированном), Дальневосточном специализированном таможенных постах Центральной акцизной таможни и таможенном посту Малахит (специализированном) Екатеринбургской таможни.

В таможенных органах Московского авиаузла товары указанной категории перемещаются в соответствии с процедурой таможенного транзита и физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Необходимо отметить, что надзорная деятельность на данном направлении строится на основе межведомственного взаимодействия транспортных прокуроров, органов ФСБ России и таможенных органов.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что наиболее распространенными нарушениями законодательства на данном направлении являются многочисленные факты незаконного перемещения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них через таможенную границу Российской Федерации.

Например, в рамках совместной проверки, проведенной Юго-Западной транспортной прокуратурой с органами ФСБ России и Центральной акцизной таможни в отношении ООО «Г», у общества обнаружены ювелирные изделия общей стоимостью около 38 млн руб., законность нахождения которых на территории Российской Федерации обществом не подтверждена.

На основании материалов прокурорской проверки Центральной акцизной таможней возбуждено уголовное дело по п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ по факту уклонения от уплаты таможенных платежей на общую сумму свыше 12 млн руб.

Одновременно с этим в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность ввоза иностранных изделий на территорию России, на основании постановлений Юго-Западной транспортной прокуратуры общество и его руководитель привлечены к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ.

По результатам проведенной Брянской транспортной прокуратурой совместно с ФСБ России проверки установлен факт незаконного перемещения гражданином Украины М. через таможенную границу ЕАЭС янтаря, рыночная стоимость которого составила 3,5 млн руб., в связи с чем материалы проверки направлены в органы предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.

Кроме того, начальнику Брянской таможни внесено представление об устранении допущенных таможенным органом нарушений закона, по результатам рассмотрения которого доначислены к взысканию неуплаченные таможенные платежи на сумму свыше 1 млн руб.

На практике наибольшие трудности, возникающие у транспортных прокуроров в процессе реализации надзорных полномочий на данном направлении, связаны со своевременностью выявления нарушений законодательства при таможенном оформлении бижутерии.

Так, проведенная Тверской межрайонной транспортной прокуратурой проверка показала, что ООО «К» в процессе таможенного оформления заявлен неверный код классификации товара - статуэтки и другие украшения, материал сталь (медали различных артикулов, сталь, не покрытая драгоценными камнями), в результате чего под видом бижутерии фактически оформлено ювелирное изделие. На основании внесенного в адрес начальника Тверской таможни представления таможенным органом проведена проверка после выпуска товаров, по результатам которой доначислено таможенных платежей на сумму более 150 тыс. руб.

Как показывает анализ результатов надзорной деятельности, импорт бижутерии может являться прикрытием для нелегального ввоза ювелирных изделий. Это особенно актуально при ввозе и классификации изделий с гальваническим покрытием из драгоценного металла, когда у неспециализированных таможенных органов, не обладающих необходимыми приборами для идентификации драгоценных металлов и драгоценных камней, нет возможности проверить достоверность заявленных сведений о составе изделий.

Законопослушные участники российского ювелирного рынка уже давно столкнулись с проблемой нелегального ввоза ювелирных изделий под видом бижутерии. Недобросовестные участники ВЭД путем недостоверного декларирования бижутерии, за которую выдаются ювелирные изделия, массово поставляют на внутренний рынок Российской Федерации продукцию без уплаты установленных законодательством налогов и пошлин.

Мониторинг используемого таможенными органами комплекса программных средств «Мониторинг-Анализ» (далее - КПС «Мониторинг-Анализ») показал, что на протяжении последних лет наметилась тенденция к увеличению частичного оттока товаров, совершение таможенных операций в отношении которых относилось к компетенции Специализирован-

ного таможенного поста Центральной акцизной таможни (далее - СТП ЦАТ), и их оформлению в других таможенных органах.

Выборочный анализ отдельных таможенных деклараций в КПС «Мониторинг-Анализ» также свидетельствует о наличии фактов оформления в отдельных таможенных органах бижутерии с индексом таможенной стоимости, близким к минимальным значениям и не превышающим 1 долл/кг, что требует проведения транспортными прокурорами проверок на предмет законности принятых должностными лицами данных таможенных органов решений в рамках таможенного оформления указанных товаров.

В значительной степени сложившаяся ситуация обусловлена тем, что в целях повышения эффективности и результативности таможенного контроля Центральной акцизной таможней используется зональный профиль риска в отношении данной категории товаров. Ввиду того, что указанный профиль риска применялся не в качестве общероссийского, а в качестве зонального, его применение влияет на объемы декларирования рассматриваемой категории товаров в Центральной акцизной таможне и вызывает их отток из нее в связи с меньшими рисками для организаций - участников ВЭД при декларировании товаров с заниженным индексом таможенной стоимости в иных таможенных органах.

При этом одной из наиболее серьезных проблем является то, что в штате иных таможенных органов, за исключением Центральной акцизной таможни, отсутствуют должностные лица, имеющие специализированное геммологическое образование, что, в свою очередь, оказывает влияние на качество таможенного контроля и в большинстве случаев приводит к неумышленному снижению индекса таможенной стоимости оформляемых изделий.

Учитывая изложенное, во избежание создания для участников ВЭД более выгодных условий таможенного оформления в одних таможенных органах и менее выгодных в других, для создания единообразной практики таможенного оформления во всех подразделениях Федеральной таможенной службы РФ, с целью уменьшения среднего индекса таможенной стоимости рассматриваемой категории товаров по России, ввиду наличия реальной возможности проведения досмотров с применением специальных знаний и оборудования либо проведения таможенных экспертиз применение указанного профиля риска целесообразно в качестве общероссийского. Применение

такого профиля риска в качестве зонального влечет за собой снижение среднего индекса таможенной стоимости и неуплату таможенных платежей в бюджет Российской Федерации в значительных объемах.

Отсутствие единой практики декларирования рассматриваемой категории товаров ведет к нарушению конституционного принципа всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что надзорная деятельность транспортных прокуроров на данном направлении сопряжена с ря-

1. Талья Е.А. О современных проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства // Бюл. инновационных технологий. 2017. № 3. Т. 1. С. 5-8.

2. Бабенко С. В. О некоторых аспектах расширения полномочий прокурора и совершенствования мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экономики // Юрист-Правоведъ. 2019. № 4. С. 181-186.

3. Гамидуллаева Х. С. Перспективы совершенствования способов реализации принципа законности как инструмента обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 4. С. 252-257.

дом трудностей, обусловленных отсутствием единообразной правоприменительной практики у таможенных органов и требующих привлечения специалистов к участию в проверочных мероприятиях, использования специализированного программного обеспечения таможенных органов и оперативного взаимодействия между транспортными прокурорами и иными правоохранительными органами в целях своевременного выявления и пресечения фактов нелегального ввоза на территорию ЕАЭС драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них, в том числе под видом бижутерии с заниженными индексами таможенной стоимости, что наносит значительный ущерб интересам Российской Федерации в виде неуплаченных таможенных платежей.

1. Talya E.A. On modern problems of prosecutorial supervision over the implementation of customs legislation // Bull. of innovative technologies. 2017. No. 3. Vol. 1. P. 5-8.

2. Babenko S.V. On some aspects of expanding the powers of the prosecutor and improving the measures of prosecutorial response in the supervision of the implementation of legislation in the field of economics // Jurist-Pravoved. 2019. No. 4. P. 181-186.

3. Gamidullaeva Kh.S. Prospects for improving the methods of implementing the principle of legality as a tool for ensuring economic security in the customs sphere // Uchenye zapiski of St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. 2015. No. 4. P. 252-257.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Информация ФТС России от 23.08.2017

Порядок перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) драгоценных металлов, в том числе ювелирных изделий (со вставками или без вставок из драгоценных камней) юридическими лицами установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Положение N 30).

Государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов осуществляет федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1137).

Помещение драгоценных металлов, в том числе ювелирных изделий под таможенные процедуры осуществляется при представлении таможенному органу акта государственного контроля (приложение N 14 к Положению N 30).

Помещение под таможенные процедуры за исключением таможенного транзита и реэкспорта драгоценных металлов (ювелирных изделий) осуществляется на специализированных (категорированных) таможенных постах с обязательным участием государственных контролеров Минфина России.

Перечень специализированных таможенных постов установлен приказом ФТС России от 12 мая 2011 г. N 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней».

В настоящее время отменено требование о представлении при таможенном декларировании акта государственного контроля на бумажном носителе таможенным органам при условии указания сведений об акте государственного контроля в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары. Это стало возможным благодаря переходу федеральных органов исполнительной власти на использование системы межведомственного электронного взаимодействия, которой на протяжении последних лет уделялось повышенное внимание ФТС России.

Таможенные органы при таможенном декларировании с использованием программных средств ЕАИС таможенных органов получают сведения из актов государственного контроля, содержащихся в информационных ресурсах Минфина России, в автоматическом режиме, близком к реальному времени.

Справочно: порядок перемещения драгоценных камней, драгоценных металлов (ювелирных изделий) при ввозе таможенную территорию Евразийского экономического союза

4. Помещение товаров на склад временного хранения (специально оборудованные для хранения ювелирных изделий).

По желанию компании-импортера вскрывается груз (идентификация груза, соответствие стоимости).

6. Выдача акта государственного контроля – до подачи ДТ.

Пункт 8 Приложения N 2 Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 «О мерах нетарифного регулирования», акт государственного контроля составляется в 3 экземплярах и подписывается представителем уполномоченного органа (организации) государства-члена и заявителем (представителем заявителя). Первый и второй экземпляры вручаются заявителю. Первый экземпляр предназначается для представления в таможенный орган государства-члена, второй экземпляр остается у заявителя. Третий экземпляр хранится в уполномоченном органе (организации) государства-члена, осуществившем государственный контроль.

Акт государственного контроля может выдаваться в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

Подпункт г) пункта 5 Правил опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 394 .

В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Таможенного союза временному хранению товаров подлежат только иностранные товары (при вывозе указанные товары являются товарами союза).

Федеральная таможенная служба

Порядок перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) драгоценных металлов, в том числе ювелирных изделий (со вставками или без вставок из драгоценных камней) юридическими лицами установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Положение № 30).

Государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов осуществляет Федеральная пробирная палата (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 № 307).

Помещение драгоценных металлов, в том числе ювелирных изделий под таможенные процедуры осуществляется при представлении таможенному органу акта государственного контроля (приложение № 14 к Положению № 30).

Справочно: порядок перемещения драгоценных камней, драгоценных металлов (ювелирных изделий) при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза:

1. Получение участником ВЭД свидетельства о постановке на учет в Федеральной пробирной палате.

5. Проведение государственного контроля (государственные контролеры Федеральной пробирной палаты).

Справочно:

Пункт 8 Приложения № 2 Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», акт государственного контроля составляется в 3 экземплярах и подписывается представителем уполномоченного органа (организации) государства-члена и заявителем (представителем заявителя). Первый и второй экземпляры вручаются заявителю. Первый экземпляр предназначается для представления в таможенный орган государства-члена, второй экземпляр остается у заявителя. Третий экземпляр хранится в уполномоченном органе (организации) государства-члена, осуществившем государственный контроль.

Акт государственного контроля может выдаваться в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

Подпункт г) пункта 5 Правил опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 394.

Согласно статье 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Читайте также: