Укладка тротуарной плитки на металлический каркас

Обновлено: 01.05.2024

Наиболее бюджетным помимо деревянного варианта считается крыльцо из тротуарной плитки. Конструкция получается привлекательной и отличается продолжительным сроком эксплуатации.

крыльцо

Стоит ли облицовывать ступени тротуарной плиткой

Выбор материала основан на предпочтениях хозяев загородного участка, общем оформлении фасада жилого дома:

  • под фасады из натурального камня лучше подходит керамогранит, гранит;
  • лучшее решение для отделки лестничных конструкций, которые находятся под постоянной нагрузкой, — клинкерная плитка;
  • для стандартного крыльца загородного дома подойдет тротуарная плитка.

Практичность использования тротуарной плитки:

  1. Простая техника монтажа. Укладку тротуарной плитки можно выполнить своими руками без привлечения опытных строителей.
  2. Доступность материала. Плитку для покрытия тротуаров часто применяют в качестве временного перекрытия строительной площадки, при выполнении ремонтных работ фасадов зданий.
  3. Низкая стоимость по сравнению с дорогим керамогранитом и клинкерными плитами.
  4. Для отделки зоны крыльца можно использовать отходы цементно-песчаной плитки, которая использовалась для покрытия дорожки и площадки, прилегающей к жилому зданию.
  5. Поверхность тротуарного покрытия, в отличие от керамогранита, менее скользкая, не требует специальной посыпки зимой во время гололеда.
  6. Существует возможность подобрать облицовку любого цвета, дополнительно декорированную мозаикой из разноцветного стекла, с флюоресцирующей поверхностью.

Недостатки тротуарной плитки:

  • повышенный износ материала;
  • выкрашивание поверхности под воздействием морозов и переувлажнения.

Но данные проблемы можно предотвратить с помощью специальных пропитывающих составов. При использовании такого покрытия рекомендуется иметь на случай ремонта красящий тонер и металлическую форму для самостоятельного изготовления материала.

Как уложить плитку для тротуаров на лестнице крыльца

Если правильно подобрать рисунок тротуарной плитки и способ ее монтажа, крыльцо перед парадным входом по внешнему виду не будет уступать аналогичной конструкции, выполненной из более дорогих облицовочных материалов.

  1. Традиционный способ — монтаж облицовочного материала выполняется на бетонное основание.
  2. Проступи для ступеней выкладываются на песчаную подушку.
  3. Облицовка металлического каркаса лестницы.

При выборе технологии изготовления лестничных ступенек учитывают схему и размеры будущего крыльца:

  • металлический каркас используется, если предусмотрены узкие и высокие пролеты лестницы;
  • под лестничные конструкции с широкими ступенями обустраивается бетонная основа — щебневый слой и гарцовка;
  • в прочих случаях облицовочный материал укладывается на предварительно сделанную подушку из гравия и песка.

При использовании стального каркаса лестничная конструкция обойдется частному застройщику дешевле в 2-2,5 раза других способов монтажа плитки тротуарной. Такой вариант часто используется при необходимости сделать дополнительный вход на первый этаж многоквартирного дома.

Лестница на улице не создает дополнительную нагрузку на фундамент здания, поэтому для ее монтажа не требуется согласование с управляющей организацией и архитектурной комиссией.

плитка на ступенях

Изготовление ступеней по классической схеме

  • заливка фундаментного основания под массивную ступенчатую конструкцию из бетона;
  • изготовление опалубочного каркаса;
  • заливка песчано-цементного раствора в опалубку.

Инструкция по изготовлению ступеней:

После завершения отделочных работ плиточные швы на половину глубины затираются акриловой грунтовкой, смешанной с песком, оставшееся пространство — мелким песком.

  1. На проступи не рекомендуется укладывать заготовки, которые меньше размера цельной плитки в 1/3 раза.
  2. Если ширина проступи больше габаритов одной плитки, лучше одинаково обрезать и уложить 2 изделия.
  3. Верхняя кромка проступи нахлестывается на торцовую часть подступенника. При этом вылет капельной каймы должен находиться в пределах 10-15 мм.

Выкладка ступеней из тротуарного материала на песчано-гравийном основании

Основная проблема при отделке тротуарной плиткой — это плохие прочностные характеристики клеевого слоя. Часто причиной скалывания покрытия является вода, попавшая в шов, которая при замерзании кристаллизируется и расширяется. Поэтому лучше монтировать плиточное покрытие непосредственно на песчаную подушку без использования клеевого состава.

  1. Каждая проступь лестничной конструкции изготавливается в виде отдельной импровизированной емкости, которая заполняется смесью гравия с песком.
  2. Для монтажа низких крылечных конструкций, которые состоят из 3-4 ступенек, применяются длинномерные камни (бордюры). Они выкладываются на 2 кирпичных парапетах (косоурах) в несколько каскадов. Укладка камня осуществляется на цементный раствор, образовавшиеся швы в узлах примыкания стройматериала, заделываются изолирующим материалом.
  3. Под лестничную основу и парапетные стены предварительно обустраивается фундамент.
  4. Длинные и широкие лестничные ступени усиливаются промежуточным каркасом, вылитым из цементной смеси. Он удерживает бордюры, выложенные из камня.

Если предусматривается круглая или овальная форма крыльца, бордюрный камень можно заменить брусчаткой (кирпичом).

Часто под песчаную подушку подкладывают геотекстильное полотно, а бетонное основание укрепляют с помощью металлического каркаса, сваренного из уголка.

Форма круглая крыльца

Сам каркас дополнительно приваривают к арматурным штырям, вбитым вертикально в основу, и по горизонтали обвязывают металлическим прутом.

Укладка отделочной плитки выполняется по уровню торца бордюра из камня или верхнего края стального уголка. Это позволяет надежно закрепить плиточную проступь на гравийно-песчаной основе.

Основные требования к обустройству подушки:

  • в гравийно-песчаную смесь дополнительно добавляется сухой цемент — ¼ часть;
  • чтобы предотвратить в подушке пустоты, состав после засыпки тщательно трамбуется;
  • перед монтажом плиточных заготовок поверхность подушки увлажняется, осуществляется ее выравнивание стяжкой.

Техника облицовки крыльца аналогична стандартной процедуре монтажа плиточного покрытия на тротуарные дорожки.

Ступени на основе стального каркаса

Использование металлического каркаса для возведения крылечных ступеней упрощает монтажные работы. При наличии уже готового фундаментного основания и всех необходимых материалов с инструментами лестницу для входа в дом можно сделать за 1 день.

В первую очередь изготавливаются несущие боковины (косоуры). Ступени и крылечная площадка будут опираться на стойки, которые можно сделать из металлического уголка или арматуры диаметром 16 мм. Нижняя опорная площадка бетонируется с закладкой анкерных крепежей.

Ступени изготавливаются прямоугольной формы в виде металлической рамы, ширина которой должна соответствовать размерам отделочного покрытия.

Основные требования к металлическому каркасу:

  1. Горизонтальная полка стального уголка размещается снизу каркаса проступи. Это необходимо для удержания плитки.
  2. Основное требование эксплуатации плитки тротуарной — равномерное распределение нагрузки по поверхности покрытия. Для этого раму лестничных ступенек дополнительно укрепляют арматурными стержнями или ее дно заваривают листовым железом толщиной 4 мм и более.

Металлический каркас перед облицовкой обрабатывают специальным антикоррозионным составом. Плиточное покрытие после укладки дополнительно фиксируется металлическим уголком, который одновременно будет защищать края облицовочного материала от сколов.

Если над ступеньками и площадкой возле входной двери не предусматривается обустройство навеса (козырька), покрытие рекомендуется дополнительно обрабатывать защитной грунтовкой и специальной водоотталкивающей пропиткой на основе акрила. Это защитит цементно-песчаную плитку от негативного воздействия природных осадков, выкрашивания поверхности и уменьшит риски обледенения в зимний период.

Пошаговая технология укладки тротуарной плитки под автомобиль (машину, авто): толщина, какую выбрать

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.

Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.

как кладут тротуарную плитку под авто

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.

В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.

Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:

  • необходимо одновременно обеспечить достаточную подвижность покрытия (на минимальном уровне), за счет чего снижается риск разрушения вследствие пучения грунта, промерзания материала, а также высокую степень надежности, благодаря этому под весом машин плитка не будет смещаться;
  • брусчатку и другие виды таких изделий укладываю вплотную, зазоры между элементами должны быть минимальными, слишком широкие швы поспособствуют повышению подвижности покрытия, что приведет к его смещению под весом авто;
  • дорога, покрытая плиткой, должна быть ровной, не допускаются ухабы, волны, бугры, это приведет к неравномерному воздействию нагрузки и сокращению срока службы брусчатки;
  • слой бетона в основании не должен содержать пустоты, если раствор будет недостаточно плотным, это приведет к разрушению дорожного покрытия;
  • обустраивается дренаж, его главная функция — обеспечение возможности отведения воды, т. к. при постоянном контакте с влагой незащищенный бетон разрушается, что обусловлено его способностью впитывать жидкость (до 2% от общего объема);
  • для обустройства покрытия на участках дорог, где повышена интенсивность движения автомобилей, выбирают высокопрочную плитку с отличными показателями морозоустойчивости, прочности;
  • обязательным является наличие бордюра по краям дороги, что позволит упрочнить покрытие, предотвратить смещение плитки под воздействием нагрузки.

Выбор необходимых материалов

Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.

Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.

При движении автомобиля продолжительность воздействия тяжеловесного транспорта на каждое отдельное изделие невысокая. Кроме того, прочность малогабаритной плитки выше за счет соотношения сторон и толщины.

Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:

Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация. Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса. Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.

как класть плитку тротуарную для автомобиля

Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер. Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами. Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.

Вспомогательные материалы

Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:

  • песок: используют тщательно очищенный от пыли и сторонних вкраплений материал, наилучший вариант — мытый песок без содержания глины;
  • щебень: рекомендуемый размер фракций — от 30 до 40 мм;
  • гравий: достаточно использовать материал, размер камней которого составляет 25 мм;
  • цемент: он должен быть свежим, наилучший вариант — марка М400/500.

Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.

Важно правильно выбрать геотекстиль. Подходящим вариантом является покрытие с односторонним направлением влаги. Это позволит предупредить попадание воды назад — к слою бетона.

При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.

правильная укладка тротуарной плитки под машину

Толщина

Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.

  • для легковых автомобилей толщина изделий составляет 60-70 мм;
  • для грузового транспорта используют плитку толщиной 10-12 см.

Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.

Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.

Размеры

При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):

  • 160х240х60 мм;
  • 160х160х60 мм;
  • 100х200х60 мм;
  • 100х200х80 мм;
  • 500х500х70 мм.

Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.

Стоимость напрямую зависит от характеристик изделий. В числе главных факторов, участвующих в ценообразовании, называют размеры. Так, в Москве приобрести 1 м² можно за 430-700 руб.

Технология укладки

Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.

Разметка и земляные работы

Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.

Габариты стоянки или парковки определяются в произвольном порядке — с учетом количества автомобилей, их габаритов. Размеры подъездной дорожки к дому должны выбираться на основании размеров машины и некоторого запаса.

Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.

Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.

схема укладки тротуарной плитки своими руками

  • для автомобилей весом до 3,5 т: 30 см щебня крупнофракционного, еще 5 см щебня мелкофракционного, 4 см песка, 8 см — тротуарная плитка;
  • для транспорта более 3,5 т: 10 см — песчано-щебневая подушка, 30 см — крупнофракционный щебень, 10 см — мелкофракционный щебень, 4 см — песок, 8 см — брусчатка.

Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.

Засыпка дренажного слоя

В соответствии с вышеописанными схемами обустройства покрытия определяют толщину каждого из слоев сыпучих материалов. На утрамбованную почву укладывают песок. Несмотря на то что применяют мелкофракционный материал, его все равно нужно трамбовать. Для этого применяют виброплиту или трамбовочное оборудование.

процесс укладки тротуарной плитки под парковку

Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.

  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

В результате в структуре основания будет сохраняться некоторый уровень влажности. По этой причине используют геотекстиль только дважды: на начальном этапе и в середине процесса укладки покрытия.

укладка тротуарной плитки под машину авто

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

В результате влага разрушает бетон. Проблема решается сложным путем: создают влагоприемники, ливневки. В данном случае еще на этапе копки котлована делают уклон. Благодаря этому вода уходит из-под слоя бетона.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Устройство основания на песчаной подушке

Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.

Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.

укладка тротуарной плитки под автомобиль

Укладка тротуарной плитки

Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.

Затем выполняется монтаж второго ряда — перпендикулярно движению автомобиля. На следующем этапе производится заполнение пространства обозначенного участка. Для уплотнения используют киянку. Наиболее удобный способ монтажа — сегментами по 1 м².

Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.

Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.

Завершающие работы

Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится. Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.

Как уложить тротуарную плитку на крыльцо: последовательность работ

Укладка керамогранитной плитки на крыльцо

Крыльцо, «одетое» в керамическую плитку, всегда производит впечатление респектабельности и стиля. Продуктов, созданных на этой основе, немало, и при желании результат всегда получается индивидуальным. Ниже описан процесс, как положить тротуарную плитку на крыльцо, возведённое по разным технологиям – заливка бетона или металлический каркас. Это популярные виды частных ступеней и облагородить их – дело первостепенной важности.

Заливная основа – плюсы и минусы

Из названия понятно, что крыльцо представляет собой монолитную основу. Достоинства этой конструкции в следующем:

Заливное основание

  1. Исключительная прочность. Толще бетона не страшны нагрузки.
  2. Наиболее подходящая площадка для облицовки керамикой – не потребуется многослойной гидроизоляции, и прочих материалов, как если бы крыльцо представляло собой деревянный каркас.
  3. Долговечность. При правильном соблюдении технологии заливки и предшествующих этому этапах крыльцо просуществует долгое время.

Есть и недостатки:

  • Не всякому фасаду подходит массивное крыльцо из бетона. Поэтому заранее стоит прикинуть, как это будет смотреться – одноэтажные деревянные дома лучше гармонируют с металлическими и деревянными каркасами.
  • Подверженность бетона влажности. Вода камень точит – поговорка придумана не зря. Поэтому придётся к бетонному крыльцу изготавливать навес, саму конструкцию гидроизолировать и постоянно проверять объект на очаги разрушения, даже когда он уже облицован – мелкие трещины могут стать причиной больших разрушений.

Монтаж заливки

Для изготовления качественного бетонного основания потребуются расходы – покупка мобильного миксера, собственно, самого бетона – в этом плане, металл или древесина куда как дешевле.

Однако, заливные варианты крылец могут быть устроены в разнообразных формах – полукруглые или круглые ступени, широкие площадки. Выбор за владельцем.

Инструмент для кладки

Укладка плитки на бетонное крыльцо

И вот владельцы всё-таки решились и сделали собственное крыльцо заливным. Что ж, отлично, кладка будет происходить просто. До того как уложить тротуарную плитку на крыльце, следует приобрести нужные инструменты и материалы:

  1. Специальный плиточный клей. Удешевить процесс можно и приобретением цемента для самостоятельного производства цемента, однако, пропорции могут быть далеки от рекомендуемых, что, естественно, скажется на качестве покрытия.
  2. Плиткорез. Он обязательно потребуется, если хозяйское крыльцо представляет собой асимметричные формы или круги.
  3. Пластиковые крестики. Они призваны отделять каждый элемент и держать его на одинаковом уровне. Кроме того, следует приобрести маяки – они будут служить уровнем и слой клея или цементной смеси ляжет одинаково, и не будет сказываться на перекосе облицованной поверхности.
  4. Армирующая сетка. Подойдёт и обычная тонкая рабица. Она нужна, чтобы поверхность получила необходимое усиление при нагрузках.
  5. Собственно, сама плитка. Её разнообразие в продаже просто зашкаливает. Можно воспользоваться некондиционным товаром – боем или остатками. Тогда из такой плитки можно собирать фантазийные орнаменты – крыльцо выйдет необычным.
  6. Затирки. Обязательно водонепроницаемые, не пускающие в швы влагу. Подобрав контрастный от общего фона цвет, можно добиться идеального декора.
  7. Шпатели с разными лезвиями – зубчатыми и гладкими. Первым удобно наносить клей на плитку или поверхность стены, вторым – разглаживать затирку.

Обязательно следует позаботиться о наличие спецодежды – перчатки и защитные очки, если потребуется работать болгаркой. Далее инструкция по монтажу:

Подготовка поверхности

Неважно, устроено крыльцо недавно или имеет срок – на молодой конструкции тоже могут появиться трещины, выбоины и прочие дефекты. От них нужно избавляться сразу. Для этого:

Подготовка крыльца

  • Очистить бетон от грязи, пыли и мусора. Можно воспользоваться пылесосом – он отлично выберет мелкую крошку из щелей.
  • Если дефекты в виде трещин есть, то их нужно залить жидким цементным раствором и дождаться полного высыхания.
  • Далее площадку нужно прогрунтовать для последующей адгезии раствора или клея со всеми составляющими облицовки. Для этого используют олифу или другие средства, предназначенные для конкретной цели.
  • Теперь на крыльцо пристреливают сетку-рабицу. Делать это можно с помощью специального пистолета и гвоздей-дюбелей или дрелью. Сразу в сектора выставляются маяки на расстоянии 20 см друг от друга.

Основание можно считать подготовленным.

Подготовка плитки

Подготовка плитки

Если площадь позволяет укладывать целые элементы, то это идеально, однако, как уже писано выше, полукруглые и асимметричные ступени требуют таких же форм керамики. Следует заранее выложить плитку на крыльцо в сухом виде и тщательно разметить камни. Далее:

  1. Плитка в сухом виде трудно поддаётся резке, поэтому до начала работы её вымачивают в ёмкости с водой. Равно, как и перед укладкой.
  2. Когда элементы нарезаются лучше их пронумеровать с обратной стороны – тогда не будет путаницы и рисунок повторится в соответствии с задуманным.
  3. Заготовив материал, можно приступать к укладке.

Укладка

Правильная укладка тротуарной плитки на крыльцо своими руками должна начинаться снизу и идти вверх. Сначала укладываются элементы на ступени, а затем монтируются подступенки. Итак:

Кладка плитки

  1. Зубчатым шпателем наносится тонкий слой подготовленного клея. Развести сухую массу следует в точном соответствии рекомендациям на упаковке. Накладывать массу следует на значительный участок поверхности, разровнять соответственно маякам и дать выстояться в пределах 5-7 минут.
  2. Начинают укладывать плитку. На ступени она должна ложиться с зависанием над краем в 1-2 см, учитывая слой будущего клея в 1 см.
  3. Следует внимательно наблюдать за точностью совпадения соседних элементов. В помощь для этого придуманы пластиковые крестики.
  4. Просветов между керамическими камнями быть не должно – все промежутки заполняются клеем. Затирка будет способствовать только защите швов и декоративной составляющей.

Укладка подступенков

Кладка подступенков

Собственно, эта работа не отличается от укладки широких пространств, с той лишь разницей, что потребуется толстый слой раствора или клея. На поверхность также пристреливается армирующая сеть и процесс можно начинать. Важно качественно оформить торцы ступеней. Для этого пользуются штукатурной тёркой, действуя ей как ограничителем.

Можно сделать специальный трафарет из фанеры и временно укрепить на соответствующих местах, а после работы снять его. Такой способ подойдёт для начинающих плиточников – трафарет не даст вылезти раствору за пределы бетонной заливки и поможет создать аккуратные ровные края.

Затирка

Затирка выполняется только после полного схватывания поверхности. Пластичная масса, растирается по швам между плитками. Важно сразу убирать неряшливые маски с керамической поверхности, чтобы не оттирать пристывший материал потом.

Затирка швов

Затирка подбирается с учётом особенностей местности – морозы, повышенная влажность и прочие погодные сюрпризы – сырьё должно выдержать весь негатив и не рассыпаться в пыль. Акриловые варианты не подойдут, так как при нагрузке и работе на сжатие трескаются и выбиваются из швов.

Укладка плитки на металлический каркас

Процесс отличается простотой и немногочисленностью этапов, в отличие от первого варианта. Однако главной особенностью становится необходимая прочность и толщина керамической плитки. Она должна быть не менее 5-6 см. Это несколько удорожит строительство крыльца, но приобретать дешёвые тонкие варианты всё равно нельзя. Далее:

    Так как ступени каркаса преимущественно состоят из металлических уголков, образующих раму, то вкладка плитки вопросов не вызывает. Не потребуется специального армирования.

Металлический каркас

Важное условие – между плиткой и металлическим уголком не должно остаться пустых зазоров, без цемента или клея. Это предотвратит металлическую основу от коррозии. Для надёжности, до укладки каркасные уголки грунтуют специальными составами.

Уход за керамическими ступенями

Плитка - неприхотливый материал. Но так как для крыльца в обязательном порядке приобретают фактурные поверхности, то она может задерживать влагу, грязь и образовывать на себе наледь. Важно сразу очищать крыльцо от последней проблемы, иначе есть риск поскользнуться и получить травмы.

В остальных же случаях достаточно простой очистки и мытья струёй воды. При щербинах и трещинах дефектные участки подлежат замене. Тянуть с работой не стоит, так как через проблемные места обязательно будет попадать и скапливаться влага, что и для металла, и для бетона не есть хорошо.

Фасад играет во внешнем виде дома главную роль. Навесы, козырьки и крыльцо из тротуарной плитки своими руками, сделанные индивидуальным способом, таким как облицовка, создадут общий вид, облагораживающий дом внешне и защищающий конструкции, являющиеся основой для декора.

Описанные способы облицовки крыльца, выполненного из разных материалов, несложны для понимания и самостоятельной работы. Важно соблюдать все этапы инструкции и качественный результат не заставит себя ждать.

Ступени из тротуарной плитки

Крыльцовую группу нередко называют визитной карточкой дома. Первое, что оценивают гости при входе в дом, это то, насколько удобным и безопасным является подъем по лестнице крыльца. Чаще всего строят ступени для крыльца из тротуарной плитки, керамогранита или клинкера, все зависит от финансовых возможностей и желаемого результата.


Стоит ли облицовывать ступени тротуарной плиткой

Подбор материала для облицовки ступеней всегда подбирается, исходя из общего оформления фасада и желания хозяев добавить в общий вид крыльца больше декоративного шика. Для дорогих, отделанных натуральным камнем фасадов здания лучше всего подойдет гранит и керамогранит. Для лестниц с высокой нагрузкой и большим количеством прохожих оптимальным решением будут клинкерные ступени.

Для обычного крыльца многоквартирного или частного дома ступеньки из тротуарной плитки строят, исходя из самых что ни на есть практических соображений:

  • Дешевизна и доступность облицовочного материала. Нередко облицовку ступеней тротуарной плиткой применяют в качестве временного варианта при строительстве, ремонте или реконструкции фасада здания;
  • Относительно простая технология укладки покрытия, в большинстве случаев вполне по силам сделать ступеньки из тротуарной плитки своими руками, что особенно ценно при ограниченном бюджете ремонта.

Стоимость тротуарной плитки на порядок меньше дорогостоящего клинкера или керамогранита. Если произошло разрушение или накол облицовки, для ремонта потребуется приобрести как минимум одну упаковку гранита или клинкера, вырезать старое покрытие ступеней и наклеить заплатку. Подобная процедура обходится в кругленькую сумму.

С тротуарной плиткой все намного проще. Для облицовки лестницы и ступеней крыльца можно использовать остатки материала, оставшегося от мощения площадки или тротуара перед домом.


Совет! Предусмотрительные хозяева нередко держат в запасе готовую металлическую форму и красящий тонер, с помощью которых можно «напечатать» неограниченное количество плитки, как для восстановления ступеней, так и тротуарного покрытия во дворе.

Умелый подбор красок и наполнителей позволяет добиться улучшенного внешнего вида облицовки. Ступеньки из тротуарной плитки фото можно сделать цветными, с мозаичными вставками из разноцветного стекла или даже флюоресцирующей в темноте поверхностью.

Цементно-песчаная плитка меньше скользит и, в отличие от керамогранита, не требует специальных ковриков или реагентов для борьбы с гололедом. Единственным существенным недостатком является боле высокий, чем у клинкера, износ поверхности ступеней и выкрашивание при сильном переувлажнении и морозах. Но подобные недостатки тротуарной плитки легко устраняются использованием специальных защитных пропиток.


Как уложить плитку для тротуаров на лестнице крыльца

При правильном подходе ступени из тротуарной плитки фото по внешнему виду, декоративности, и долговечности практически не уступают облицовке из более дорогостоящих материалов. Достаточно подобрать наиболее подходящий способ укладки и оригинальный рисунок на покрытии.


Для изготовления ступеней на основе тротуарной плитки используют три основных способа укладки материала:

  • Традиционный метод оклейки бетонного каркаса крыльца плиточным материалом, так как это делается для клинкерной и керамогранитной плитки;
  • Выкладывание проступи ступеней тротуарным способом на мягкую подушку из песка и гравийного отсева;
  • Укладка и крепление тротуарного материала на металлическом каркасе лестницы.

Наиболее подходящий способ изготовления ступеней подбирается, исходя из размеров и схемы крыльца. Для высоких и узких лестничных пролетов лучше всего подойдет стальной каркас.

Широкие крыльцовые лестницы, высотой в две-три ступени, проще всего построить отливкой базового каркаса из бетона и последующей облицовкой тротуарной плиткой. Во всех остальных случаях плиточный материал можно выкладывать на песчано-гравийную подушку.

К сведению! Лестница на основе стального каркаса со ступенями из тротуарной плитки будет стоить примерно в 2,5 раза дешевле остальных вариантов.

По сути, это наиболее подходящий вариант для случаев, когда необходимо пристроить отдельный дополнительный вход в помещение первого этажа многоквартирного дома. При этом не потребуется каких-либо дополнительных согласований с архитектурной инспекцией или управляющей компанией, так как конструкция лестницы не оказывает давления на отмостку или фундамент здания.

Изготовление ступеней по классической схеме

На первый взгляд, укладка тротуарной плитки на предварительно отлитое бетонное основание является наиболее простым и надежным способом обустройства ступеней крыльца. Наклеить тротуарную плитку на бетонную поверхность ступеней действительно намного легче, чем выкладывать плиточный материал на песчаную подушку.


Но пусть внешняя простота способа не вводит вас в заблуждение, до укладки плитки потребуется:

  • Изготовить фундамент под массивное бетонное основание ступеней;
  • Отлить профиль ступеней с помощью опалубки.

Фундамент под лестницу будущего крыльца лучше всего планировать еще на этапе обустройства несущей фундаментной ленты всего здания. На этом этапе отрывается котлован в форме плиты, примыкающей к крыльцовой площадке дома, и укладывается стальная арматура, которую необходимо связать со стальным каркасом основания крыльца. Чем жестче опора будущей лестницы, тем меньше будет прогиб лестничного марша, соответственно, уменьшается риск скалывания наклеенной тротуарной плитки.

Далее устанавливается опалубка из деревянных досок, закладывается проволочный каркас и выполняется заливка бетоном марки М100. В летние месяцы доски можно снять на третьи сутки, в остальных случаях бетон выдерживают минимум неделю – десять дней.

Перед наклейкой бетон тщательно продувают от цементной пыли и грунтуют акриловой пропиткой глубокого проникновения. Плиточный материал начинают наклеивать на проступи, начиная с самой верхней ступени. Каждую плитку подрезают под нужный размер так, чтобы торец выступал над вертикальной плоскостью подступенника на величину, равную толщине облицовочного материала плюс клеевой слой. Оптимальная толщина клеевого слоя составляет 7-10 мм.


Если проступь ступени шире габаритов, то лучше вырезать и уложить две одинаковые части меньшего размера. Нельзя укладывать на проступи ступеней материал меньше 1/3 размера плитки. Аналогичным способом выкладываются подступенники. Верхний край проступи должен нахлестывать на торец подступенника с вылетом капельной кромки в 10-15 мм.

После укладки тротуарной плитки швы затирают на ½ глубины смесью песка и акриловой грунтовки. Остальное пространство швов заметают мелким песком.

Выкладка ступеней из тротуарного материала на песчано-гравийном основании

Главной проблемой, с которой приходится сталкиваться при изготовлении покрытия на основе тротуарной плитки, является низкая прочность клеевого слоя. Вода и лед, замерзающие в швах, нередко скалывают облицовочное покрытие с бетонного основания. Чтобы избежать проблем с замерзшей водой, лучше уложить плиточный материал без клеевой основы, прямо на подушку из песка.

Под укладку тротуарной плитки каждая проступь выполняется в виде импровизированной емкости, заполненной смесью песка и мелкого гравийного отсева. Для невысоких лестниц в три-четыре ступени можно использовать длинномерные бордюрные камни, выложенные несколькими каскадами на двух косоурах или парапетах, сложенных из кирпича.

Перед тем как сделать ступеньки из тротуарной плитки, потребуется залить фундамент под парапетные стены и основание лестницы. Для усиления широких и длинных ступеней нередко приходится отливать промежуточный бетонный каркас, удерживающий бордюрные камни.


Если ступени крыльца имеют закругленную форму, фото, вместо бордюрного камня можно использовать кирпич или брусчатку. Камень укладывают на растворе с тщательной заделкой стыков и швов изолирующим материалом.


Нередко бетонное основание дополняют каркасом из стального уголка, а под будущую подушку нужно будет уложить геотекстильное полотно. Торцевой уголок приваривается к стальным арматурным стойкам, забитым в бетонную основу. Вся система из уголков обвязывается несколькими горизонтальными арматурными сетками из прута, диаметром 6-8 мм.


В любом случае тротуарная плитка укладывается вровень с верхней кромкой уголка или торцом бордюрного камня, это обеспечит надежное удержание плиточной проступи на песчаной подушке. В смесь песка и отсева добавляют ¼ часть сухого цемента и тщательно перемешивают, выкладывают и основательно уплотняют ручной трамбовкой, чтобы заполнить все полости. Перед укладкой поверхность подушки слегка увлажняют, выравнивают стяжкой, после чего можно выкладывать плиточный материал.

Технология выкладки ступеней крыльца ничем не отличается от мощения обычной тротуарной плитки, с той только разницей, что стыки и швы приходится затирать песком более аккуратно.

Ступени на основе стального каркаса

Наиболее простой вариант построения ступеней из тротуарной плитки своими руками представлен на фото. В отличие от предыдущих вариантов, на изготовление лестничного пролета и ступеней уйдет не более одного рабочего дня, при условии предварительного бетонирования опорной площадки и подготовки материала для ступеней и боковых стоек.


Предварительно нужно сделать несущие боковины, выполняющие функции косоуров. На стойки будут опираться ступени и верхняя площадка крыльца. Для обустройства нижней площадки необходимо забетонировать опорную площадку с закладными анкерными креплениями. Стойки можно сварить из стального уголка с высотой полки 70 мм или нескольких арматурных прутьев, диаметром 16 мм.

Каждая ступень изготавливается в виде стальной рамы прямоугольной формы. Ширину рамы ступени выбирают по размерам тротуарной плитки. Для удержания плиточного материала горизонтальная полка уголка должна располагаться в нижней части каркаса проступи. Условия эксплуатации тротуарной плитки требуют, чтобы нагрузка на материал была распределена по поверхности максимально равномерно, поэтому зачастую раму ступени дополнительно подшивают отрезками арматурных прутьев либо заваривают дно листом металла, толщиной не менее 4 мм.


После обработки металла крыльца защитными покрытиями плитку выкладывают на ступени и фиксируют вдоль кромки дополнительным стальным уголком. Такое решение одновременно позволяет защитить кромку тротуарного материала от сколов.

Заключение

Если над крыльцом нет навеса, предохраняющего ступени от дождя и снега, специалисты рекомендуют, независимо от способа укладки тротуарного плиточного покрытия, использовать акриловые пропитки и защитные грунтовки. Кроме придания водоотталкивающих свойств песчано-цементной отливке, грунтовка снизит риск обледенения и выкрашивания бетона.

Крыльцо из тротуарной плитки своими руками — выявляем все нюансы


Особенности конструкции крыльца

Неотапливаемые пристройки к дому получили название террас. Разновидностями террасы являются:

  • веранда – помещение под крышей, может не иметь уличного входа;
  • беседка – только один уровень, отдельно стоящая на улице конструкция;
  • балкон – терраса в любом уровне с обязательным ограждением, уличного выхода не имеет, площадка закреплена в стене/фундаменте здания консольно;
  • крыльцо – всегда расположено у входной группы, может иметь ступени, ограждения, крышу, как на нижнем фото.

Крыльцо из тротуарной плитки с элементами ограждения

Крыльцо из ФЭМ с элементами ограждения.

Для облицовки пола любой из этих террас может использоваться тротуарная плитка. Однако сложнее всего произвести отделку на крыльце:

  • минимум два сложных узла примыкания – порог и отмостка;
  • мощение своими руками проступей и подступенков лестницы;

Совет! Даже если пристройка изготавливается вместе с основным зданием, эксплуатационные нагрузки у этих конструкций разные. Поэтому рекомендуется не связывать террасы с фундаментом коттеджа жестко (исключение – балкон), необходимо отделять их демпферным слоем, располагать на независимом фундаменте.

Положить тротуарную плиту на площадку и лестничный марш крыльца можно по нескольким технологиям в зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий в пятне застройки.

крыльцо


Два способа отделать крыльцо тротуарной плиткой

Существует два распространенных способа, как уложить тротуарную плитку на крыльцо. Они совершенно разные, начиная с устройства самого основания.

  • Первый заключается в отделке уже готовой монолитной бетонной конструкции плитками, которые приклеиваются на раствор или клей.
  • Второй предполагает устройство засыпного крыльца с несъемной опалубкой из кирпича или бетонных бордюров, формирующих ступени. Между ними на песчаную подушку и укладывается тротуарная плитка – крыльцо отделывается так же, как дорожки или площадки.

Рассмотрим оба способа подробнее.

Облицовка бетонного крыльца

Для монтажа вам понадобятся следующие инструменты:

  • Зубчатый шпатель;
  • Уровень – короткий и длинный;
  • Киянка (резиновый молоток);

Обратите внимание! Пользоваться обычным молотком не рекомендуется, так как при сильном ударе плитка может расколоться или потрескаться.

Вы можете посмотреть, как выполняется облицовка крыльца тротуарной плиткой видео.

Здесь же дана краткая инструкция:

Подготовка основания

Плитку перед монтажом на несколько минут опускают в воду.

Выкладывание плитки по уровню

Выкладывание плитки по уровню

Подбивка плиток

Подрезка плитки

Облицовка подступенков

Совет. Если это не было сделано во время заливки бетоном, то задайте небольшой уклон наружу во время облицовки ступеней, чтобы обеспечить с них сток дождевой воды.

Как видите, в данном случае облицовка ступеней крыльца тротуарной плиткой выполняется точно так же, как любой другой. Если у вас есть подобный опыт, то с работой вы легко справитесь.

Засыпное крыльцо с бордюрами

Если учитывать финансовые, материальные и трудовые затраты на обустройство бетонного и засыпного основания, то второе окажется со всех сторон выгоднее.

Бордюрное крыльцо

Перед тем как положить тротуарную плитку на крыльцо, готовят основание из бордюров и песка. Для этого сначала выкапывают неглубокий котлован по форме и размерам будущей лестницы и засыпают его гравием и песком. Каждый слой проливают водой и утрамбовывают, а затем на готовую площадку устанавливают бордюры, повторяющие форму ступеней и всего крыльца.

Совет. Бордюры можно брать готовые, выкладывать из кирпича или заливать бетон в опалубку.

Высота каждого следующего бордюра должна быть больше предыдущего на размер подступенка. Обычно это 15-18 см. А расстояние между ними по горизонтали делается не менее 25-30 см – это ширина стандартной ступени. При определении толщины бордюров учитываем, какую толщину имеет тротуарная плитка на крыльцо.

Такое устройство крыльца из тротуарной плитки позволяет обойтись без гидроизоляции. Атмосферные осадки, попадающие на него, впитываются в песок и через дренажную гравийную основу уходят в грунт.

Схема отвода и испарения влаги с покрытия из тротуарной плитки

Схема отвода и испарения влаги с покрытия из тротуарной плитки

В таблице – подробнее о том, как сделать такое крыльцо:

Установка бордюров

Заполнение несъемной опалубки

Заполнение несъемной опалубки

Песок на каждом ярусе обязательно проливается, утрамбовывается и выравнивается.

Укладка тротуарной плитки на крыльцо своими руками между бордюрами

Укладка тротуарной плитки на крыльцо своими руками между бордюрами

Желательно укладывать плитку на слой цементно-песчаного раствора толщиной до 3 см. Но если бордюры установлены прочно, можно и просто на песок.

Если вместо готовых бордюров использовались кирпичные, их облицовывают с внешней стороны подступенками, сажая их на клей. При этом, не забывая выпускать крайний горизонтальный ряд на толщину плитки.

Выравнивание плитки по горизонтали

Выравнивание плитки по горизонтали

Заполнение швов

Если после этого аккуратно пролить ступени водой, цементно-песчаная смесь схватится и зафиксирует плитку.

Отделка бордюрного крыльца

укладка плитки на крыльцо

Бордюры используются в готовом виде или изготавливаются из кирпичей. Их ставят рядами, чтобы получался перепад высот, равный высоте ступеней. Основания упоров бетонируется, чтобы придать им устойчивость. В промежутках и по краям закрепляются доски толщиной 50 мм. В построенную опалубку засыпается слой песка толщиной 3-5 см, на него снизу вверх укладываются камни. Выравнивание осуществляется киянкой. Щели между плитками засыпаются песком, который смачивается для уплотнения.

плитка на ступенях

Заключение

Отделка крыльца является интересной и творческой задачей. Если подойти к ее решению грамотно, то можно своими руками сделать оригинальное, надежное и долговечное сооружение, являющееся украшением дома и двора. Существует множество вариантов облицовки входной группы в здание. Залогом успеха является тщательное планирование, соблюдение технологии работы и использование качественных материалов.

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 15888
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Читайте также: