Урок металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка

Обновлено: 21.09.2024

Химическая связь и строение вещества. Разные вещества имеют разное строение. Только благородные газы – гелий Не, неон Ne, аргон Ar, криптон Kr, ксенон Xe и радон Rn- из-за высокой устойчивости их электронных структур существуют в виде свободных (изолированных) атомов. Все другие вещества состоят из связанных атомов. Химическая связь – электростатические силы, которые обусловливают связь между атомами.

Химическая связь и строение вещества. Результатом связывания атомов является образование более сложных структур – молекул, молекулярных ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток. Существование этих структур обусловлено различными типами химической связи.

Типы химической связи. Химическая связь ковалентная ионная металлическая водородная Является причиной образования большинства молекул, молекулярных ионов, свободных радикалов и атомных кристаллических решеток. Существует внутри молекул отдельных веществ, возникает между молекулами некоторых веществ Обусловливает существование молекул ионных соединений и ионных кристаллических решеток Существует в простых веществах- металлах

Металлическая связь. Большинство металлов характеризуется небольшим числом электронов на внешнем энергетическом уровне. Т.е. число вакантных орбиталей у них значительно больше числа валентных электронов. Все металлы в твердом состоянии имеют металлическую решетку. При ее образовании атомы сближаются до такой степени, что их вакантные орбитали начинают перекрываться. Валентный электрон при этом может относительно свободно перемещаться с орбитали своего атома на свободную и близкую по энергии орбиталь соседних атомов. Потеряв электрон, исходный атом теряет свою электронейтральность и превращается в катион, возможен и обратный процесс : M - ne M атом катион o n+

Металлическая связь. В узлах кристаллической решетки металла наряду с нейтральными атомами присутствуют катионы. Электроны, потеряв связь с атомами, могут относительно свободно перемещаться по всему объему металла, связывая ионы и нейтральные атомы металла в единое целое. Связь между всеми положительно заряженными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов называется металлической.

Схема кристаллической решетки металлов. + + + + + + + + + + + В узлах кристаллической решетки металлов находятся положительные ионы и атомы металлов, а между узлами – электроны. Электроны становятся общими и свободно перемещаются по решетке, их называют свободными электронами или «электронным газом»

Металлическая связь и физические свойства металлов. Металлическая связь обусловливает важнейшие физические свойства металлов: - электропроводность; - теплопроводность; - пластичность; - металлический блеск.

Пластичность. Пластичность металлов выражается в их способности деформироваться под действием механической нагрузки. Это важнейшее свойство металлов лежит в основе их обработки давлением ( ковки, прокатки и др.), вытягивания из металлов проволоки под действием силы. Пластичность металла объясняется тем, что под внешним воздействием одни слои ионов в кристаллах легко смещаются, как бы скользят друг относительно друга без разрыва связи между ними. Кованая решетка Михайловского сада Санкт-Петербург

Электропроводность. Электропроводность металлов обусловлена наличием в них совокупности подвижных электронов, которые под действием электрического поля приобретают направленное движение. Все металлы являются электрическими проводниками первого рода, т.е. обладают электронной проходимостью. Электропроводность с повышением температуры уменьшается, т.к. в результате тепловых колебаний атомов в узлах кристаллической решетки сопротивление направленному движению электронов возрастает. Лучшими проводниками электрического тока являются серебро и медь, немного уступает алюминий. Хуже всего электрический ток проводят марганец, свинец и ртуть, а также вольфрам и некоторые тугоплавкие металлы.

Электрическое сопротивление вольфрама настолько велико, что он начинает светиться при прохождении через него электрического тока. Это свойство вольфрама используют для изготовления нитей в лампах накаливания Электропроводность. Фонарь на Испанской лестнице в Риме.

Теплопроводность. Теплопроводность металла объясняется высокой подвижностью электронов. Которые, сталкиваясь с колеблющимися в узлах решетки атом-ионами металлов обмениваются с ними энергией. С повышением температуры эти колебания ионов с помощью электронов передаются другим ионам и температура металла быстро выравнивается.

Металлический блеск. Гладкая поверхность металла или металлического изделия имеет металлический блеск, который является результатом отражения световых лучей. Высокой светоотражательной способностью обладают ртуть, серебро, палладий и алюминий. В порошке металлы , за исключением магния и алюминия теряют блеск, приобретая черную или серую окраску. Музей Ватикана. «Мир»

Способность к образованию сплавов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка характерны не только для чистых металлов, но и для их сплавов. Металлические сплавы обладают нередко более полезными свойствами, чем составляющие их чистые металлы – повышенной прочностью, коррозионной стойкостью и твердостью( дюралюминий). Медь плохо поддается литью, а оловянная бронза ( сплав меди и олова) имеет прекрасные литейные качества, из нее отливают художественные изделия. Фрагмент бронзового подножия Александровского столба, Санкт-Петербург

Энергия кристаллических решеток некоторых металлов. Металл – энергия кристаллической решетки, кДж/моль Энергия металлической кристаллической решетки – количество энергии, которое необходимо затратить на разрушение кристалла, содержащего 1 моль атомов данного металла. Наибольшей энергией обладают решетки, состоящие из небольших ионов с большим зарядом ядра атома. Сверху вниз в подгруппе энергия уменьшается, так как увеличивается размер иона. В периоде же слева направо кристаллические решетки становятся более прочными из-за увеличения заряда катиона металла. Период 2 Li -159 Be - 314 - 3 Na - 106 Mg - 151 Al - 314

Литература. О.С.Габриелян «Химия 11 класс базовый уровень», учебник, ООО Дрофа 2008 О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия» Материалы для подготовки к ЕГЭ, ООО Дрофа 2008 А.С. Егоров « Репетитор по химии» ООО «Феникс», 2009 Н.Е.Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков « Учебное пособие по химии» школьный курс, ООО «Мир и образование» 2005 г. Фото из семейного архива.

Краткое описание документа:

•В узлах кристаллической решетки металла наряду с нейтральными атомами присутствуют катионы. Электроны, потеряв связь с атомами, могут относительно свободно перемещаться по всему объему металла, связывая ионы и нейтральные атомы металла в единое целое.

•Связь между всеми положительно заряженными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов называется металлической.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Урок по химии на тему "Металлическая химическая связь" (11класс)

Тема урока: “Металлическая химическая связь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом связи “.

Цель: Расширить и закрепить знания учащихся о природе металлической химической связи.

Образовательные: научить объяснять механизм образования металлической химической связи и строение металлической кристаллической решётки, характеризовать свойства веществ с данным видом химической связи; дать представление о причинах единства всех типов химической связи.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, положительное отношение к предмету химии

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: урок проверки и закрепления полученных знаний.

Оборудование: персональный компьютер.

1. Организационный момент(1-2мин)

2. Проверка домашнего задания(7-10мин)

Тест в Googl форме:

1. Пара элементов, между которыми образуется

ковалентная полярная связь

2. Формула соединения

с ковалентной связью

с ионной связью

a) NaCl; б) НСl; в) ВаО

3. Химическая связь

4. Ковалентная связь

5. Верным является утверждение?

σ-связь возникает в результате бокового перекрывания орбиталей

π-связь возникает в результате бокового перекрывания орбиталей

6. Даны схемы перекрывания орбиталей:

Выбрать верные ответы:

а) σ-связь; б) π-связь; в) σ- и π-связи

7. Кристаллическую решетку

в) оксид углерода

г) сульфид натрия

б) хлорид натрия

г) оксид кремния

Ответы на вопросы теста:

3. Физ. минутка(гимнастика для глаз).

4. Изучение нового материала(10-12мин).

Учитель организует частично поисковую беседу.Учащийся отвечает на вопросы, работает со схемой строения кристалла металла.

Вспомните общие физические свойства металлов?

С чем связано наличие этих свойств у металлов?

Свойства веществ обусловлены строением их атомов, а от свойств зависит применение веществ.Строение-свойства-применение.

Вспомните строение атомов металлов?

Металлы активно используются в повседневной жизни и в промышленности.Учащийся приводит примеры(свойство-где используется,например ,электропроводность-для изготовления проводов)

Все металлы объединяют свойства общего характера, такие как сравнительно высокая t° плавления, способность к отражению света, высокая тепло- и электропроводность, пластичность. Эти особенности обусловлены существованием в металлах особого вида химической связи — металлической.

Металлическая связь — связь между положительно заряженными ионами металла в кристалле (атомы-ионы), осуществляемая за счет притяжения электронов, свободно перемещающихся в кристалле.

Схема строения кристалла металла

image24

Атомы металлов в соответствии со строением на внешнем энергетическом уровне имеют от 1 до 3 электронов, реже — 4, они слабо связаны с ядром атома, т. к. радиус атомов металлов сравнительно большой. Электроны могут легко отрываться от атомов, в результате чего в кристаллической решетке появляются свободные электроны и атомы-ионы.

В кристаллической решетке существует большая свобода перемещения электронов: одни атомы будут терять электроны, образующиеся ионы могут принимать электроны из «электронного газа».

Свободные электроны общие для большинства ионов металлов кристалла. Этим металлическая связь отличается от ковалентной, где электронная пара общая только для двух атомов. В случае металлической связи электроны равномерно распределены по кристаллу. Этим объясняется пластичность метириалов, т.е. возможность смещения ионов и атомов в любом направлении без нарушения связи. Энергия металлической связи в 3—4 раза меньше энергии ковалентной связи.

В газообразном состоянии (в виде пара) атомы металла связаны также непрочными ковалентными связями. Сравним энергию связи в Н2 - 432 кДж/моль; Li2 - 104; Na2 - 71,1; К2 — 49,6.

В кристалле металла связи намного прочнее, чем в состоянии пара: Li — 159; Na —106.

Металлическая связь совмещает в себе ковалентную связь — есть обобществленные электроны и ионную связь — наблюдается взаимопритяжение обобществленных электронов и ионов-атомов.

5. Закрепление(2-3мин)

Ученик выполняет задание самостоятельно.

Задание: Найдите лишнее:

а) CuCl2, Al, MgS

б) Ca, CO2, Fe

6. Домашнее задание(1-2мин).

Параграф 6, стр 50-54,стр 55 №4,6

7. Подведение итогов урока, рефлексия(1-2мин).

Учитель подводит итоги урока, предлагает ученику оценить самого себя и проанализировать ошибки.С помощью смайликов в скайпе провести рефлексию урока.

Презентация "Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь. Металлическая решетка. Общие физические свойства металлов" 9 класс
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подписи к слайдам:

Условная граница между элементами-металлами и элементами-неметаллами проходит по диагонали: B(бор) – Si(кремний) – As(мышьяк) –Te(теллур) – At (астат)
Из 114 элементов ПСХЭ ~88 являются металлами: выделены голубым, зелёным и розовым цветом (кроме H и He)
Щелочные металлы – это элементы главной подгруппы I группы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону, находящемся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются сильными восстановителями. Во всех соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1.
e = 19
P = 19
n = 20
39
0
+19
2
8
1
8
Калий
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы
+3Li )2)1 +11Na)2)8)1 +19K)2)8)8)1 +37Rb) ) ) ) ) +55Cs) ) ) ) ) ) +87Fr) ) ) ) ) ) )
R атома растетВосстановительная способность увеличивается
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
У в е л и ч и в а е т с я R атома
Увеличивается восстановительная способность
+4Be )2)2 +12Mg)2)8)2 +20Ca)2)8)8)2 +38Sr) ) ) ) ) +56Ba) ) ) ) ) ) +88Ra) ) ) ) ) ) )
Увеличиваются металлические свойства
1. Небольшое число ē на последнем энергетическом уровне (1 - 3ē).2. Относительно большой атомный радиус.
Основные особенности строения атомов металлов:
© Осиевская И.А.
Металлическая связь
e e e e e e e e e е е е
+
+
+
+
Металлическая связь – это связь в металлах и сплавах между атом- ионом посредством обобществления внешних электронов(«электронного газа»)
-
-
1. нейтральные атомы. 2. положительнозаряженные ионы. ē – свободно перемещаются по кристаллической решетке.
Металлическая кристаллическая решетка
-
-
Твердость (кроме ртути)ПластичностьЭлектропроводностьТеплопроводностьПлотностьМеталлический блеск
Для всех металлов (кроме ртути) при обычных условиях характерно твердое агрегатное состояние.Однако твердость их различна. Наиболее твердые – металлы побочной подгруппы VI группы ПС. Самые мягкие – металлы главной подгруппы I группы (Na, K)
Твердость металлов
Плотность металлов
Легкие металлы (плотность меньше 5 г/см3). К ним относятся щелочные, щелочноземельные металлы и алюминий. Самый легкий металл – литий.Тяжелые металлы (плотность больше 5 г/см3). Самый тяжелый металл – осмий.
В самородном виде (Au, Ag, Pt) В виде соединений:оксидов сульфидов карбонатовсульфатов
Индивидуальные вещества, образующие земную кору, называются минералами.Al2O3- корунд SiO2- кварцHgS-киноварь и т.д.
Аметист (SiO2)-сине-фиолетовая разновидность кварца
Корунд - Al2O3
Из минералов сложены горные породы:Мрамор - CaSO4Гранит – смесь кварца, полевого шпата и слюды
Руда – природные образования, содержащие минерал в количестве, пригодном для его производства
Применение меди
Применение железа
Применение алюминия

Конспект урока по теме "Металлическая связь"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс) с инструктивными картами, лекционным материалом. Урок с использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

ВложениеРазмер
Конспект урока Металлическая связь 24.2 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс)

С использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

  • познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;
  • уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;
  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
  • развитие познавательных способностей, мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
  • формирование информационно – коммуникативных навыков.
  • воспитание положительной мотивации учения; правильной самооценки и чувства ответственности, умения работать в команде.

Тип урока: - изучение нового материала.

Оборудование: ПК, медиапроектор, планшеты, на каждом столе у учащихся – образцы металлов и сплавов, инструктивные карты к уроку.

Проблемы, решаемые обучающимися:

  1. Что такое металлическая связь
  2. Каков механизм ее образования;
  3. Каковы сходство и различие данного вида связи с ковалентной и ионной
  4. Каковы общие свойства у веществ с металлической связью?

Задача на этапе

Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя.

После вступительного слова предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать самостоятельно тему урока

Просматривают видеоролик и формулируют тему урока. Например, «Химическая связь в металлах»

Организовать деятельность обучающихся, направленную на решение проблемной ситуации.

Предлагает работу с инструктивными картами

(часть 1) в режиме ограниченного времени.

Выполняют инструкции части 1 инструктивной карты – работа с теоретическим материалом по выяснению механизма образования металлической связи и ее особенностей. Работают с коллекциями металлов и сплавов.

Организовать деятельность обучающихся, направленную на исполнения действия для достижения поставленных целей и задач.

Предлагает перейти к выполнению части 2 инструктивной карты, для чего выбрать наиболее удобную форму работы –индивидуальную , парную или групповую.

Работа с частью 2 инструктивной карты по выполнению практических заданий на выбор:

съемка видеоролика или

выполнение письменного задания для контроля за качеством усвоения материала.

Групповая, парная или индивидуальная.

Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Организует просмотр отснятого учащимися видеоматериала, обсуждение по вопросам механизма образования металлической, ее особенностей и свойствам веществ с данным типом связи.

Обсуждают и комментируют созданный видеоматериал.

Организовать деятельность обучающихся для внесения корректировок в свою работу в случае расхождения с эталоном.

Демонстрирует ролик механизма образования металлической связи, предлагает: выполнявшим письменное задание внести исправления в них, снимавшим ролик – прокомментировать изменения, которые необходимо внести , проанализировать ошибки.

Вносят корректировки в свою работу в письменной или устной форме.

Инструктивная карта к уроку по теме «Металлическая связь»

Работайте с мини – лекцией и §11 на стр.

Ответьте на вопросы устно :

  1. Упорядоченно или хаотично (беспорядочно) располагаются частицы в кристаллах металлов?
  2. Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов?
  3. Какие частицы располагаются между узлами кристаллической решетки металлов?

Запишите в тетрадь определение металлической связи и схему ее образования.

Работайте с образцами металлов и выделите 4 основных общих свойства металлов :

  1. Посмотрите на образцы. Вы еще не притронулись к ним, а уже знаете, что это металл. Как вы догадались? Какое свойство металлов

навело вас на это предположение? Запишите в тетрадь: Общие свойства металлов: первое свойство – это ……..

  1. Согните образец. Он сломался? Из него можно было бы вытянуть проволоку? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: второе свойство – это …….
  1. Подумайте, почему только из металлов изготавливают электрические провода. Догадались? Запишите в тетрадь: третье свойство – это …….
  1. Подумайте, почему у металлической кастрюли, стоящей на горячей плите нагреваются даже ручки и крышка – ведь мы их не грели? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: четвертое свойство – это …….

Подумайте, почему все металлы так похожи?

Часть 2 Задание для группы :

Ф.И. учащихся _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте в текст пропущенные слова и снимите видео – ролик «Механизм образования металлической связи»

  • Это атом металла, а это его эн с внешнего уровня.
  • Таких атомов в образце металла много.
  • Они располагаются определенным порядком, образуя кю ру
  • Для завершения внешнего электронного слоя атомам выгоднее свой эн . Но кому? Никто не хочет принимать э ы
  • Тогда атомы металлов просто объединяют свои внешние э ы в общее облако, сами при этом превращаясь в положительно заряженные и ы .
  • Свободное эе облако может легко перемещаться по всему кристаллу металла. Эти э ы общие.
  • Связь между общими э и и атом – ионами за счет сил эо притяжения называется металлической. Все металлы имеют эту связь.

Возьмите раздаточный материал в конверте, планшет и приступайте к съемке ролика

Часть 2 Задание для работы в паре или индивидуально :

Обведите кружком вещества с металлической связью (пользуйтесь таблицей Д.И.Менделеева)

NaCl , O 2 , HCl , Na , K 2 S , H 2 S, Mg , H 2 ,Al

Запишите схему образования металлической химической связи для выбранных веществ. ( См. §11 или мини – лекцию)

Ответьте на вопросы:

Для каких веществ характерна металлическая связь? Ответ:_______________________________

Какие частицы участвуют в ее образовании? Ответ:______________________________________

Какие свойства у металлов определяет металлическая связь? Ответ:____________________________

Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы См рисунок в учебнике стр …) «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые формируют общее электронное облако.

А схему образования металлической связи можно записать так:

Ме 0 – ne - ← → Mе n+

где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.

Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.

Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы.

Разработка урока по химии по теме "Металлическая связь"

Цель урока: сформировать представление о сущности металлической связи, механизме ее образования и влиянии на характер физических и химических свойств. Знать практическое применение металлов в жизни человека.

Предметные результаты:

- знать смысл основных химических понятий: металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;

- знать физические свойства металлов;

- знать классификацию металлов;

- уметь определять состав веществ по их формулам;

- уметь изображать схемы строения молекул веществ, образованных металлическими связями.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества.

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- критически относится к собственному мнению.

Личностные:

- показать на примере металлической связи роль свойств: электропроводность и теплопроводность для жизни человека;

- сохранение ресурсов в природе на примере драгоценных металлов;

- объективно оценивать информацию о применении металлов.

Моделирование, частично-поисковый (проблемное обучение), объяснительно-иллюстративный

Беседа, групповая работа

Компьютер, проектор, презентация, модель кристаллической решетки металлов, коллекция металлов, ПСХЭ.

1 этап. Организационный момент (2 мин)

- Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.

- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все можете быть успешными. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу»

- На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня продолжим это знакомство. У каждого на столах есть оценочный лист, который в процессе урока вы будете заполнять.

2 этап. Актуализация (7 мин)

- Ребята! Давайте вспомним, что мы освоили или чему научились на прошлом уроке? (во время фронтального опроса обращаем внимание на такие понятия как: химическая связь; способы ее образования; виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная))

Выполним следующее задание ( самостоятельно выполняется задание на листах) (Приложение 1)

- Учитель организует взаимопроверку учащихся по эталону. Эталон готовится учителем заранее на экране мультимедиа.

3 этап. Постановка цели урока(2 мин)

-А теперь проанализируем выполнение вашего задания. Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Почему? (трудности могут возникнуть, потому что в заданиях появилось новое понятие «металлическая связь»)

- Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока, которая выводится на слайд)

4 этап Первичное усвоение новых знаний (21 мин)

Объяснение учителя

Обратимся к ПСХЭ, ребята, где в таблице располагаются металлы. Назовите примеры металлов.

Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия.

Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме 0 – n ē ⇆ Me n +

Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит определенному атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.

Электроны соединяются с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.

Объем металла можно изобразить так. Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Так как число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.

Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом».

- Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической.

Задание 1 группам:

Подумайте, на какой вид связи и чем похожа металлическая связь.

✓ Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)

✓ Ковалентную связь (основана на обобществлении ē). Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

Обсуждаем результаты работы в группах, оформляем выводы в тетради.

Задание 2 группам:

Работа с текстом в учебнике: найти, чем обусловлены основные физические свойства металлов и расположить металлы в порядке усиления их свойств (например: Al , Au , Cu , Ag и т.д).

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов - электропроводность

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Al, Au, Cu, Ag.

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Sn , Cu, Ag, Au.

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg

5 этап. Первичная проверка понимания (7 мин.)

Выполнить самостоятельно дифференцированное задание. (Приложение 2).

Учитель организует самооценку учащихся по критериям:

· определены все типы химической связи – 1 балл

· определены вещества с металлической связью – 2 балла

· составлены схемы образования связи – 3 балла

6 этап. Информация о домашнем задании (2 мин)

§ №12; задача: Какой металл самый распространенный в организме человека? Рассчитайте его массовую долю.

7 этап. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)

Рефлексия «Сигнальные огни». Подведем итоги нашего урока, проверим что вы усвоили. У вас на столах находятся сигнальные карточки четырех цветов. Каждый цвет обозначает определенный вид химической связи.

Ионная связь

Ковалентная полярная

Ковалентная неполярная

Металлическая

На слайде будут появляться формулы веществ, вы должны определить вид химической связи и поднять карточку нужного цвета (примеры веществ: H 2 S , H 2 , Mg , NaCl , Ca , I 2 , SO 2 , Li )

Итак, в основном все карточки были подняты правильно, но были и ошибки, следовательно, нам с вами есть над чем поработать!

Учитель оценивает деятельность учащихся, отмечает самых активных, выставляет отметки в журнал и дневник.

Всем спасибо за урок!

Приложение 1.

1. Число валентных электронов в атоме углерода равно:

1) 12 2) 2 3) 6 4) 4

2. Укажите пару веществ, образованных только ковалентной связью:

3. Связь между магнием и серой в сульфиде магния:

1) ковалентная неполярная 2) молекулярная 3) ионная 4) металлическая

4. Укажите веществ o , образованно только металлической связью:

5. Кристаллическая решетка серы

1) атомная 2) молекулярная 3) ионная 4) металлическая

6. Частицы, находящиеся в узлах кристаллической решетки магния:

1) ядра атомов 2) ионы 3) атомы 4) молекулы

1. Число валентных электронов в атоме серы равно:

1) 2 2) 6 3) 16 4) 32

3. Связь между калием и хлором в хлориде калия:

1) ковалентная неполярная 3) ковалентная полярная

2) ионная 4) металлическая

1) СО 2) Са 3) СаС l 2 4) CCl 4

5. Кристаллическая решетка алмаза:

1) атомная 2) ионная 3) молекулярная 4) металлическая

6. Частицы, находящиеся в узлах кристаллической решетки калия:

Приложение 2

Определите типы химической связи в веществах: KF , N 2 , Н2 S , Na

а) составьте схему образования N а (для учащихся со слабыми учебными возможностями);

б) составьте схему образования N а, KF (для учащихся со средними учебными возможностями);

в) составьте схему образования сероводорода, натрия, фторида калия (для учащихся с высокими учебными возможностями).

Читайте также: