Установка металлических опор лэп

Обновлено: 04.10.2024

Технологическая карта разработана на сборку и установку ж/б опор.

Все виды работ выполняться квалифицированным персоналом согласно с действующими требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

Мусор и лишний грунт вывозятся автотранспортом на расстояние до 10 км в места, отведенные местной администрацией.

Сборка и установка ж/б опор включает в себя следующие виды работ:

  • Развозка опор по трассе;
  • Разработка котлованов для опор;
  • Сборка и установка опор.

2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

2.1.МОНТАЖ ОПОР

Развозка опор по трассе

Все до монтажные манипуляции со стойками проводят в горизонтальном положении, перевозят стойки предохраняя их смещения и ударов о борта транспортного средства. Под каждый горизонтальный ряд укладывают на деревянные прокладки, которые будут выше, чем закладные изделия, таким образом не будут повреждены ниже лежащие стойки. Хранятся железобетонные стойки на специальных площадках (горизонтальных, с твердым покрытием и наличием водостока) в штабелях высотой 1,6 – 1,8м с установкой между рядами деревянных прокладок.

При развозке опор выполняют следующие операции: погрузку опор на транспортные средства, выгрузку и подтаскивание опор по трассе, выкладка опор. Погрузо-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи автомобильного крана.

При погрузке и выгрузке опоры стропят в двух точках стальным тросом диаметром 16-18 мм или универсальным двухветвевым стропом симметрично центра тяжести стойки.

Допускается захват стоек тросом крана в одном месте, на расстоянии 2-3 м от комля или 3-4 м от вершины. При этом трос должен удерживать стойку в одном месте. Запрещается закрепление троса в месте нахождения центра тяжести стоек, т.е. 4,7 м от комля у стоек длиной 10 м и 5,7 м от комля у стоек длиной 11 м.

Разгружают опоры основанием к колышку. Выкладку опор производят вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях (стесненных условиях) выкладку опор производят поперек трассы. На косогорах выкладку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередач с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а так же линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры.

Перед началом погрузо-разгрузочных работ машинист крана обязан проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

Разработка котлованов для опор

После разбивки трассы выполняются работы по разработке котлованов.

Под одностоечные опоры без фундаментов котлованы разрабатываются бурильно-крановой машиной. Бурильно-крановая машина имеет сменные буры в зависимости от сечения стойки и соответственно необходимого диаметра котлована.

Рытье котлованов и траншей в нескальных грунтах без крепления откосов допускается при крутизне откосов:

Грунт Крутизна откосов (отношение высоты к заложению) при глубине выемки м , не более
1,5 3,0 5,0
Насыпной неуплотненый 0,67 1:1 1:1,25
Песчаный и гравийный 1:0,5 1:1 1:1
Супесь 1:0,25 1:0,67 1:0,85
Суглинок 1:0 1:0,5 1:0,75
Глина 1:0 1:0,25 1:0,5
Лессы и лессовидные 1:0 1:0,5 1:0,5

Схема бурения скважины под проектируемую опору на базе стойки СС 136.6

Сборка и установка опор

Железобетонные опоры собирают из железобетонных стоек (СС 136.6.), применяя при этом соответственные назначению линии конструкции и крепежные изделия (ведомость оснастки) на месте их установки.

При сборке одностоечных опор устанавливают траверсы, закрепляют их болтами, прокладывают по опоре заземляющий спуск, надевают штыревые изоляторы. Для прочной насадки изоляторов на штыри применяются полиэтиленовые колпачки. Полиэтиленовые колпачки надевать на штыри разогретыми в горячей воде при помощи специальных молотков из дерева твердых пород на монтажной площадке на территории вахтового поселка до развозки траверс по трассе.

Железобетонные опоры устанавливают грузоподъемными лебедками бурильно-крановых машин, автокранами и так же кранами на гусеничном ходу. При монтаже стропы закрепляют на расстоянии 1/3 длины от вершины опоры.

Схема строповки проектируемой опоры на базе стойки СС 136.6

Поднимают грузоподъемным механизмом и при помощи ухвата для выправки опор направляют основанием в пробуренный котлован. После выверки установки опоры, устройства заземления, производится засыпка пазух с послойным уплотнением выбуренным из скважины грунтом. В зимних условиях обратную засыпку выполнять песком или песчано-гравийной смесью, допускается засыпка измельченным выбуренным мерзлым грунтом при условии дополнительной засыпки и трамбовки котлованов в летнее время. Уплотнение грунта производиться слоями не более 20 см. одновременно тремя стальными трамбовками длиной 3 м, массой не менее 3 кг, диаметром нижней части не менее 40 мм (или стороной квадрата).

2.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ОПОР

1. Механизмы и приспособления для установки опор должны соответствовать нормативным требованиям;

2. Одностоечные опоры должны устанавливаться бурильно-крановыми машинами, а также передвижными кранами г/п 3-5 т.;

3. Запрещается нахождение посторонних лиц, не занятых при подъеме опоры в радиусе двойной высоты опоры;

4. При установке опор бурильно-крановыми машинами или передвижными кранами рабочие обязаны:

а) после закрепления троса отойти от котлована на расстояние, равное двойной высоте опоры;

б) направлять комель опоры в яму только с помощью оттяжек и только после того, как опора будет полностью оторвана от земли (чем будет подвержена надежности крепления ее тросами);

в) при направлении комля в котлован, находиться со стороны обратной наклону опоры;

г) снимать тросовые чалки и освобождать краны только после надежного закрепления опоры;

5. Не допускается установка опор при сильном ветре.

2.3 УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Работа выполняется краном на автомобильном ходу, следующим по прилегающему пути; вблизи частей, находящихся под напряжением; по наряду.

2.4 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕХАНИЗМОВ, ПРИБОРОВ, МОНТАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА И СИГНАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Кран на автомобильном ходу 1 шт
Прицеп двухосный 1 шт
Автомобиль 1 шт
Ключ гаечный 2 шт
Топор 1 шт
Кувалда 1 шт
Лопата 1 шт
Трамбовка 1 шт
Приспособление – захват для разворота опор 1 шт
Отвес 2 шт
Рулетка 1 шт
Лестница 7 м 2 шт
Тросовая петля-стропа 1 шт
Расчалка веревочная 1 шт
Штанга заземляющая 1 шт
Каска защитная 4 шт
Перчатки диэлектрические 4 шт
Аптечка 1 комп
Жилет сигнальный 4 шт
Пояс предохранительный (привязь) 4 шт
2.5 КОНТРОЛЬ КАЧЧЕСТВА И ПРИЕМКА РАБОТ

Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего его.

Подобрать в соответствии с проектной документацией опоры по типам, проверить комплектность и качество на соответствие техническим требованиям.

Заблаговременно развести и разгрузить их у мест установки.

Подобрать монтажные приспособления, защитные средства и инструмент, проверить их исправность и сроки испытаний, погрузить на транспортные средства.

По прибытии на место работ провести инструктаж членам бригады, с росписью каждого в наряде.

В соответствии с нарядом заземлить провода и оборудование, с которых снято напряжение, заземляющими штангами по обе стороны места работ.

При работе, вблизи проводов, находящихся под напряжением, заземлить раму автокрана медным переносным заземлителем сечением 50 мм2 на инвентарный заземлитель.

Осуществить допуск бригады к производству работ.

Схема последовательного технического процесса

1.1.1. После остановки механизмов у места работ опустить аутригеры и привести стрелу крана в рабочее положение.

1.1.2. Освидетельствовать котлован с проверкой его глубины.

1.1.3. Присоединить крюк крана петлей к выгруженной на землю опоре так, чтобы при поднятии она заняла вертикальное положение, для чего тросовую петлю закрепить выше центра тяжести опоры на 1-1,5 м. Проверить правильносмть закрепления путем подъема опоры на 5-10 см от земли. Для строповки опор применяют стальной трос диаметром 16 мм.

1.1.4. Закрепить ниже центра тяжести две веревочные расчалки для удержания опоры от раскачивания.

1.1.5. Поднять опору краном в вертикальное положение и, поддерживая от раскачивания веревочными расчалками, переместить ее к месту установки.

1.2.1. Опустить опору в котлован.

1.2.2. Проверить вертикальность оси опоры. Отклонение оси опоры от вертикального положения не должно превышать 3% (для анкерных опор 0,5%) – в сторону, противоположную действию основных нагрузок и веревочными расчалками, а проверяется отвесом. Вертикальная регулировка должна производиться одновременно с засыпкой пазух котлована.

1.3.1. По окончании регулировки, удерживая опору краном и расчалками, присыпать землей пазухи котлована на 1/3 его глубины. Засыпку пазух котлована производить лопатами, слоями толщиной не более 20 см, с тщательной трамбовкой. Грунт должен быть разрыхлен, комья размером более 50 мм не допускаются.

1.3.2. После засыпки и утрамбовки грунта на 1/3 глубины котлована (но не менее 1 м), приставить к установленной опоре лестницу и закрепить ее на опоре. Подняться к месту крепления стропы и расчалок. Машинисту крана, опуская крюк, вывести его из зацепления с петлей, затем, поддерживая стропы, произвести расстроповку, снять веревочные расчалки и отвести стрелу крана в транспортное положение, поднять аутригеры и переместиться к следующей опоре.

1.3.3. Продолжить засыпку пазух котлована. Оставшийся грунт спланировать, очистив кювет.

3. УСТРОЙСТВО ЗАЗЕМЛЕНИЯ Ж/Б ОПОР И ОБОРУДОВАНИЯ

Для заземления ж/б опоры СС136.6 без силового оборудования применяются вертикальные заземлители из угловой стали 50х50х5мм. Эти заземлители забивают на глубину 2,5 м соединённых между собой стальной полосой 40х5мм. Стальная полоса прокладывается на глубину 0,5м от поверхности земли и соединяется к нижнему выводу скрытого заземляющего проводника стойки.

Схема заземления опоры

Исполнительная документация

Техническая документация

  • Сертификаты на материалы
    • Линейная арматура для ЛЭП
    • Провода и тросы для воздушных линий электропередач
    • Железобетонные изделия
    • Оборудование для ВЛ
    • Трубы полиэтиленовые, электротехнические двустенные
    • Трубы металлические и фасонные изделия
    • Сварочные материалы
    • Металлопрокат
    • Рудные и нерудные материалы
    • Лакокрасочные материалы
    • Маслянные смазочно-охлаждающие жидкости
    • Сети связи
    • Отопление, вентиляция и кондиционирование, электроосвещение
    • Прочие строительные материалы
    • Линейная арматура для ЛЭП
    • Металлические опоры ЛЭП и комплектующие
    • Сваи стальные винтовые
    • Провода и тросы для воздушных линий электропередач
    • Кабельная продукция
    • Железобетонные изделия
    • Оборудование для ВЛ
    • Трубы полиэтиленовые, электротехнические двустенные
    • Трубы металлические и фасонные изделия
    • Сварочные материалы
    • Металлопрокат
    • Рудные и нерудные материалы
    • Лакокрасочные материалы
    • Кровельные и фасадные материалы
    • Маслянные смазочно-охлаждающие жидкости
    • Сети связи
    • Отопление, вентиляция и кондиционирование, электроосвещение
    • Прочие строительные материалы
    • Детское игровое оборудование
    • Материалы ВСП ЖД
    • Электротехническое оборудование для ВЛ, ОРУ, ЗРУ, ОПУ, КТПН
    • Охранно-пожарная сигнализация, электроосвещение, отопление, вентиляция и кондиционирование
    • Сети связи
    • Сети связи (ВОЛС)
    • Электрические сети (ЛЭП)
    • Отделочные работы
    • Окна
    • Сварочные работы
    • Свайные работы
    • Восстановление и ремонт
    • Автодороги и мосты
    • Геодезические работы
    • ТТК в AutoCAD

    Новые статьи

    Опалубка для фундамента и стен

    Основа любого строения – фундамент. Он должен выдержать нагрузку всего здания, быть устойчивым при горизонтальных нагрузках. А для того чтобы.

    Установка опор ВЛ

    Напомню, что ВЛ это воздушная линия электропередачи, выполненная неизолированными проводами.

    opory

    Опоры из дерева

    Опоры ВЛ из дерева состоят из двух частей. В землю вкапывается железобетонный короткий столб, который называется пасынок. Сама опора (столб) крепится к пасынку стальной проволокой или хомутами. Такое крепление называется бандаж. Важно, чтобы опора и пасынок соединялись внахлест. Прочное соединение опоры и пасынка достигается использованием стальной катанки Ø5-6 мм или оцинкованной катанкой Ø4 мм. Количество витков бандажа напрямую зависит от толщины используемой проволоки. Так для проволоки Ø4 мм, витков должно быть 12, для 5 мм- 10, для 6 мм- 8.

    Собираем деревянную опору

    Опора из дерева для воздушных линий напряжением равным или больше 35000 Вольт, привозятся раздельно: отдельно деревянный столб, отдельно траверса и раскосы. По месту монтажа, опора собирается. Для соединения используются болтовые соединения.

    На воздушках до 10000 Вольт, болтовые соединения не используются. В деревянной стойке сверлятся отверстия, в которые вкручиваются специальные крючья. На крючья монтируются штыревые изоляторы.

    Опоры ЖБИ

    Второй тип опор это опоры железобетонный. Маркируются такие опоры СВ 95-2В, СВ 95-3В, СВ110-1А, СВ 110-3 и 5А, СВ110-5А.

    На таких опорах траверса крепятся заводскими хомутами. Для ВЛ до 1000 Вольт, траверсы сделаны со штыревыми креплениями. На штыри надеваются изоляторы. Для ВЛ. 35000 Вольт, на траверсы ставятся элементы сцепляющей арматуры. На арматуру в последствие, крепятся гирлянды изоляторов, подвесных.

    Опоры из металла - сборка и установка

    opora u2 5

    Опоры из металла поставляются в разобранном виде. Собираются с помощью кранов и болтовых соединений. После сборки, места соединений покрываются антикоррозийными покрытиями.

    Устройство фундамента опор

    • Для опор из металла фундамент называют подножник. Делается подножник из железобетона. Под фундамент опоры роются котлованы.
    • Железобетонные сваи и пасынки деревянных опор заглубляются в грунт. Глубина заглубления указывается в проекте ВЛ.

    Пасынки деревянных опор, опоры ЖБИ и деревянные опоры монтируются без фундамента. Для их установки применяют буровые машины. «Дырка» под опоры должна быть больше диаметра мамой опоры на 6-10 сантиметров. Глубина заглубления делается по проекту.

    Заземление воздушных линий

    Одновременно с земляными работами, делается монтаж заземляющих устройств (ЗУ). ЗУ это искусственные заземлители уложенные горизонтально в землю или вбитые в землю вертикально. Естественными заземлителями служит арматура железобетонных фундаментов.

    Установка опор

    Чаще всего для установки опор нужен подъемный кран. Грузоподъемность крана выбирается в зависимости от веса опоры. При выборе крана, нужно обратить внимание на вылет его стрелы. Он должен удерживать опору в вертикальном положении при ее установке и/ или закреплении.

    Понятно, что опоры ставятся строго по вертикали. Чтобы добиться вертикальности металлических опор, применяют стальные прокладки между пятой опоры и фундаментом.

    Вертикальность деревянных опор достигается растяжками и/или упорами. Растяжки и упоры убираются после засыпки котлованов гравием и песком с трамбованием.

    Виды опор линий электропередачи по материалу

    Какие ассоциации возникают про упоминание воздушных линий электропередачи? Конечно же, провода натянутые по воздуху от опоры к опоре или от столба к столбу. Причем визуально, чем больше пролет между опорами, тем выше натянуты провода, следовательно, выше должна быть сама опора. На самом деле, нет прямой зависимости высоты опоры, от длинны пролета.

    Основой проектирования ЛЭП является напряжение воздушной линии, и её мощность. По ним рассчитывается сечение и вид провода (кабеля), по сечению определяется вес кабеля, по весу вычисляются длины анкерных и промежуточных пролетов, а также виды и размеры опор. Также вид опоры зависит от количества «ниток» проводов , которые запланированы на участке ЛЭП, какие отводы придется делать и т.д.

    Виды опор линий электропередачи

    В процессе развития линий электропередачи утвердились четыре вида опор по материалу, из которого они изготавливаются:

    • Опоры деревянные;
    • Опоры железобетонные;
    • Металлические опоры;
    • Опоры сборно-составные.

    Обо всем по порядку.

    Деревянные опоры ЛЭП

    opory derevjannye

    Опора деревянная исторически самая старшая из всех видов опор. По конструкции деревянная опора это столб, сделанный из лесоматериала хвойных пород, методом оцилиндрования, длинной 8,5 – 13 метров. Также из дерева производятся детали к деревянным опорам: траверсы (деревянная горизонтальная балка на опоре), подкосы (крепление траверсы к опоре), ригели (поперечина на край опоры и подкоса, вкопанный в землю).

    Преимущества деревянных опор

    Деревянные опоры, как и любой строительный материал, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам деревянных опор можно отнести их дешевизну, малый вес и гибкость при землетрясении. Нельзя забывать про общедоступность деревянных опор. Малый вес опор позволяет упростить их установку, а также упрощается доставка, разгрузка/погрузка опор на подготовительном этапе работ. Но и недостатков у деревянных опор, хоть отбавляй.

    Недостатки деревянных опор

    1. Во-первых, деревянные опоры отлично горят;
    2. Будучи биологическим материалом, они гниют, плесневеют, разъедаются жучками;
    3. Под дождем они мокнут, разбухают, трескаются.

    Но в защиту деревянных опор, стоит отметить, что современные технологии пропитки столбов, а это пропитка 100 % заболони столба, производители гарантируют 50 летний срок эксплуатации деревянных опор, даже закопанных в землю.

    Примечание: Заболонь – слабый слой древесины, находящейся между корой и сердцевиной бревна.

    zabolon derevjannoy opory

    Подробно о конструкциях деревянных опор читайте статью: Деревянные опоры ЛЭП.

    Чтобы снизить контакт древесины с землей, были гостированы сборные опоры.

    Опоры сборно-составные

    sbornye opory lep

    Сборно-составная опора состоит из двух частей. Нижняя часть называется пасынок и делается из железобетона, верхняя часть, это деревянный столб. Соединятся две части стальной проволокой в двух местах. Стоит отметить, что вместо железобетонного пасынка, может использоваться пасынок из дерева. К сборным опорам, также относятся опоры собранные из железобетонного пасынка и металлической верхней частью.

    Подробно о конструкциях сборных опор читайте отдельную статью: Сборные опоры ЛЭП.

    Железобетонные опоры, ЖБ столбы

    opory zhelezobetonnye foto

    Железобетонные опоры, давно пришли на смену деревянным опорам. Они прочно завоевали любовь и признание, как электромонтеров, так и заказчиков. И в этом несколько причин.

    • Железобетонная опора не подвержена повреждениям характерным для деревянных опор;
    • Срок эксплуатации ЖБ опор практически неограничен;
    • Внутри опоры из бетона, заложена арматура, которая используется для повторного заземления воздушных линий. Причем, концы заземляющей арматуры выведены, сверху и снизу столба. Вывод арматуры упрощает монтаж, а защита заземляющего спуска бетоном увеличивает электробезопасность.

    Маркируются железобетонные опоры, как СВ 95/105/110/164 и предназначены для воздушных линий различной мощности. Смотрим фото.

    Металлические опоры ЛЭП

    opory metallicheskie

    Для воздушных линий электропередачи большой мощности и сверх высоких токов, используются металлические опоры. Несмотря на то, что этот вид опор изготавливают из специальной стали, они «боятся» коррозии и для защиты от неё опоры из металла покрывают антикоррозийным составом. В зависимости от размеров опоры, металлическая опора может быть сборной или сварной. Сборную опору доставляют на место раздельно.

    По месту собирают и устанавливают на заранее подготовленный фундамент. Установка опоры металлической, сложный технологический процесс, с применением тяговых механизмов, обычно тракторов. К фундаменту опора крепится болтами, предварительно выравниваясь по строгой вертикали. Металлические опоры практически не находят применение в частном домостроении и в загородных товариществах различного типа, за исключением круглых металлических столбов.

    Конструкций металлических опор настолько много, что пришлось написать отдельную статью: Металлические опоры и их конструкции.

    - Технологическая карта на сборку и установку металлических опор типа МШК1 на фундамент ТСА-4,5

    Технологическая карта разработана на сборку и установку металлических опор.

    Сборка и установка металлических опор включает в себя следующие виды работ:

    • Развозка опор по трассе;
    • Сборка и установка опор.


    Разгрузка опор на место установки

    Металлические опоры собирают из металлической стойки поперечин контактной сети МШК1-12-100, применяя при этом соответственные назначению линии конструкции и крепежные изделия (ведомость оснастки) на месте их установки.

    При сборке опор устанавливают траверсы, закрепляют их болтами, прокладывают по опоре заземляющий спуск, надевают штыревые изоляторы. Для прочной насадки изоляторов на штыри применяются полиэтиленовые колпачки. Полиэтиленовые колпачки надевать на штыри разогретыми в горячей воде при помощи специальных молотков из дерева твердых пород на монтажной площадке на территории вахтового поселка до развозки траверс по трассе.

    Металлические опоры устанавливают грузоподъемными лебедками автокранами и так же кранами на гусеничном ходу. При монтаже стропы закрепляют на расстоянии 1/3 длины от вершины опоры.


    Схема строповки опоры


    Схема установленной опоры

    Поднимают грузоподъемным механизмом и при помощи ухвата для выправки опор направляют основанием на фундамент.

    Перед установкой опоры необходимо прокрутить гайки по резьбе анкерных болтов. Кроме того, резьбу болтов смазывают и предохраняют от повреждения колпачками из газовых труб. После выверки установки опоры, устройства заземления, производится затяжка болтов.

    2. Запрещается нахождение посторонних лиц, не занятых при подъеме опоры в радиусе двойной высоты опоры;

    3. При установке опор кранами рабочие обязаны:

    а) после закрепления троса отойти от места установки на расстояние, равное двойной высоте опоры;

    б) направлять комель опоры на фундамент только с помощью оттяжек и только после того, как опора будет полностью оторвана от земли (чем будет подвержена надежности крепления ее тросами);

    в) при направлении комля на фундамент, находиться со стороны обратной наклону опоры;

    Читайте также: