Жостово роспись по металлу 5 класс

Обновлено: 13.05.2024

Урок посвящён знакомству с народными промыслами, которые создают изделия из металла, щепы, луба и бересты.

Береста - наружная часть коры березы.

Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов.

Луб - это слой древесины под корой дерева.

Мезе́нская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу 19 века в низовьях реки Мезень.

Щепа´ - это тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.

Цель: познакомиться с промыслами росписи по металлу, по лубу и дереву. тиснения и резьбы по бересте, изделиями из щепы.

  1. Научиться выявлять особенности каждого вида народного промысла.
  2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Узнаем об особенностях народных промыслов, которые создают изделия из металла, щепы, луба и бересты.

Научимся выявлять особенности каждого вида народного промысла.

Сможем различать и называть знакомые предметы разных промыслов.

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал

Вы уже знаете, предметы народного быта делают из глины, из дерева и красиво расписывают.

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, которые создают изделия из металла. А еще из щепы, луба и бересты.

Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в деревне Жостово и других деревнях Московской области возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).

В основе жостовской росписи лежит свободный мазок кисти. Жостовский мастер пишет по усвоенным правилам, отточенным в долгой практике местных художников. Классический стиль жостоского искусства предполагает несколько цветочных композиций, в которых в единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где главным изображением является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик, ромашка, василек, имеют обобщенный, типизированный характер.

Жостовские мастера пишут масляными красками, обильно разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используют набор мягких беличьих кистей различных размеров, специально подобранных по длине волоса, способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложения упругого, долгого мазка. Краски разводятся и смешиваются на мраморной плите — палитре.

Жостовская роспись выполняется в две стадии. Первая стадия письма называется замалевок, вторая — выправкой.

Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалевок сушится в течении 3 - 4 дней, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Выправка состоит из тенежки - затемняются с одной стороны пятна цвета, бликовки – выделение самых освещенных мест, прокладки — яркими, плотными красками выявляются (прокладываются) объемы цветов и листьев. Чертежка завершает разделку основных форм букета тонкими линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов изображают тычинки и пестики, что называется посадкой семенцов. Завершает роспись привязка — узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между листьями и цветами.

Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку – это уборка.

Поднос покрывают тремя слоями светлого масляного лака, просушивают и полируют.

Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используется при колке дров топором. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. И сегодня люди по-прежнему продолжают использовать, чудесную способность древесины раскалываться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки. Щепа´ - это тонкая пластинка,отколотая по слою дерева.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины.

Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться.

Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Помните сказку «Заюшкина избушка»: «Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная».

Что же это значит «Лубяная»? Луб - это слой древесины под корой дерева.

Луб — тонкий слой живой древесины под корой дерева.

Лубяные волокна древесины в размоченном виде имеют высокую эластичность, а, высохнув, становятся очень прочными. Это свойство используется для изготовления лубяных изделий. Лубяную утварь изготавливали из осины, которую снимали в июле. Для этого на дереве нужного диаметра топором делали надрезы поперек и вдоль и снимали пласты. Их сушили на печи, очищали от верхнего слоя коры. Зимой шили изделия. Пласт луба предварительно замачивали, затем наносили насечки, что позволяло придать изделию нужную форму. Пласт гнули руками, концы соединялись. К лубяным изделиям относятся различные короба, сито, лукошко, набирухи, люльки.

Резьба и роспись по бересте

Береста - верхний слой коры березы. Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, внутренние слои, обращенные к лубу, бывают различных оттенков - от желтого до коричневого.

На Руси издревле использовали бересту в строительстве как стойкий к сырости прокладочный материал, как материал для письма - берестяные грамоты, для изготовления домашней утвари: туеса, плетеные берестяные лукошки, короба, из бересты плели лапти, из нее же добывали деготь.

Береста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому люди издавна используют ее для растопки печей и разжигания костров. Распространенным ремеслом было плетение из бересты, резьба и роспись по бересте.

Резьба по бересте – одно из старинных художественных ремесел. Береста – легкий в работе, но чрезвычайно долговечный материал. Резьба по бересте имеет художественные особенности, обусловленные пластичностью материала и техникой ее выполнения: на тонкую чистую кору молодой березы тупым шилом предварительно наносится рисунок, который затем опытная рука мастера специальным ножом безошибочно вырезает в изящное орнаментальное кружево. Излюбленным у мастеров берестяной резьбы является растительный орнамент: тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями плавными изгибами заполняет поверхность изделия. Шкатулки, блюда, чайницы, туески, рабочие ящики изготовляются мастерами резьбы по бересте.

Мезенская роспись

Мезе́нская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу 19 века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

Предметы с мезенской росписью густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненными в два цвета: чёрный — сажа и красный — охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.

Мезенская роспись — одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой орнаментальный декор.

Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой

сдержанностью и отточенной графикой. Красно-коричневый, красный цвет замалёвки оживляются чёрным перьевым контуром, который мастера наводят металлическим пёрышком с тушью, специальной ручкой — изо´графом или тонкой кистью.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

И сегодня на русском севере производят множество изделий из дерева и высококачественной фанеры, такие как короба, сундуки, кухонные наборы, доски разделочные, солонки и др., с современной мезенской росписью.

Металлический поднос с росписью это изделие какого промысла?

Расставьте буквы правильно, чтобы получилось название предмета с жостовской росписью.

Урок "Жостово. Роспись по металлу"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово. Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

Задачи урока: развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка и техникой аппликации, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие России.

Формирование Универсальные Учебные Действия и предметных результатов:

· Понимать «язык» декоративного искусства

· Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма

метопредметные:

· Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты

· Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления

· Готовность слушать и вести диалог

Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации

личностные:

· Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса

· Формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся

· Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

· произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся

ВложениеРазмер
технологическая карта урока 330.08 КБ
презентация 2.05 МБ
приложение 1 304 КБ
приложение 2 1.8 МБ
приложение 3 1.1 МБ
приложение 4 485.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС

по теме «Жостово. Роспись по металлу»

Мугаллимова Наталья Викторовна,

учитель изобразительного искусства и технологии

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Жостово. Роспись по металлу.

Планируемые образовательные результаты

  • Понимать «язык» декоративного искусства
  • Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма
  • Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты
  • Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
  • Готовность слушать и вести диалог
  • Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации
  • Интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса
  • Формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся

Решаемые учебные задачи

  1. Развивать «язык» декоративного искусства и способности учащихся;
  2. Обобщать полученные теоретические знания и умение применять их на практике.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.

Проектор, наглядные пособия, раздаточный материал.

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.

Акриловые краски, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой, жестяные заготовки подносов, клей.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, мелодия – балалайка (минус).

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.

Сегодня урок изобразительного искусства буду вести я, Наталья Викторовна.

Я рада общению с вами.

Включаются в деловой ритм урока.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявление уровня знаний

Мы с вами продолжаем знакомится с русскими народными промыслами.

Прежде чем узнать тему нашего урока, (слайд 3)

нам предстоит побывать на ярмарке народных промыслов.

Обращение к учащимся :

Посмотрите на экран и назовите, какие предметы декоративных промыслов вам уже знакомы?

(на 4 слайде изображена ярмарка с предметами Гжели, Городца, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка и Жостово).

- это предмет? (показать на предмет Дымковская игрушка). Посмотрите, внимательно у вас на партах лежат образцы разных народных промыслов? Посмотрите и выйдете к доска те у кого есть предметы Дымковской игрушки.

Почему вы так решили? (правильно).

- Есть ли на ярмарке игрушки расписанные в другом стиле народного промысла?( показываю Филимоновскую игрушку )

Посмотрели на парты у кого есть такой образец, вышли к доске?

Почему так решили?

А, вот этот необыкновенный на вид предмет, который завораживает красотой сочетания белого и синего цвета? Какой это промысел? (показать на предмет Гжель).

Если у вас на парте есть необыкновенная сказочная Гжель, покажите всем (правильно).

А вот эти предметы, которые украшены яркой росписью по дереву? (показать Городецкую роспись).

Покажите у кого есть этот предмет.

Чем отличается Городецкая роспись?

А какой предмет у нас остался без внимания?

Учащиеся отвечают и показывают

Потому, что она сделана из глины. Форма монолитна, овальна, силуэт мягкий, много лепных деталей. Эта игрушка расписана на белом фоне, геометрические яркие краски.

Это Филимоновская игрушка.

Потому, что у Филимоновской игрушки формы вытянутые, они выглядят стройными и изящными. Расписаны малиново-красным, жёлтым и изумрудно-зелёным радужными полосами.

Потому, что на белом фоне голубовато-синий орнамент росписи.

Это Городецкая роспись.

Тем, что роспись расписывают на деревянной поверхности , яркими розанами, купавками. На изделиях изображены птицы, кони, сценки и декоративными цветами.

- планирование определение последовательности промежуточных целей с конечным результатом.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя плакат, схем;

- анализ объектов с целью выделения основных признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.

Так, вы назовете тему сегодняшнего урока?

О чем бы вы хотели узнать на уроке?

Да, действительно, тема нашего урока Жостово, роспись по металлу. (5 слайд)

На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений.

Жосовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но связь с традицией всегда сохраняется.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Жостовский поднос, жостовская роспись

Учащиеся слушают учителя

Отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся смотрят слайды с росписью.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

IV. Обобщение и систематизация знаний

У вас на партах лежат макеты подносов, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют?

А форма подносов может быть разнообразная

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде:

Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству роспись жостовских подносов.

Ответ учащихся: Имеет форму овала и круга

Обсуждают технику выполнения росписи.

Учащиеся смотрят видео

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ и синтез.

- формирование умения проявлять познавательную инициативу

- умение договариваться, - находить общее решение при работе в группе;

- планирование, управление своим поведением.

Но что - то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.

Украсить свой поднос

Следите за дыханием,

Дышите через нос.

Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

Выполняет вместе с учениками

Выполняют танцевальные движения под музыку.

VIII. Применение знаний и умений на практике

Приступаем к практическому заданию.

Сегодня на уроке вы будете работать в парах одни над аппликацией составленной в стиле жостовской росписи, другие попробуют свое мастерства в росписи на жестяных подносах. Возьмите технологические карты.

(работаем в соответствии с технологической картой)

Учитель консультирует учащихся во время самостоятельной работы.

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществление пошагового контроля, различать результат и способ действия.

- учитывать разные мнения, контролировать действия партнёра.

VIIII.Подведение итогов урока.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Закончили работу, покажем друг дуну и организуем выставку.

Какие вы молодцы, давайте по аплодируем друг другу (аплодисменты). Какие особенности имеет жостовская роспись, роспись выполняется по металлу, композиция зависит от формы, чаще всего изображают цветы, но может быть и фрукты, птицы и т.д.

Если вас заинтересовал народный промысел «Жостовская роспись», вы можете посмотреть в дополнительной литературе или интернет-ресурсах (памятки).

«Детская художественная школа № 17"

"Кемеровский областной художественный колледж"

«Губернаторский техникум народных помыслов"

Желаю вам творческих успехов!

Подводят итоги своей работы.

- самооценка (анализ деятельности);

- проявление интереса к новому.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мугаллимова Наталья Викторовна учитель ИЗО и технологии г. Топки и Топкинский район 2015 г. Урок изобразительного искусства 5 класс Жостово. Роспись по металлу. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 9»

Мы рады гостям, Как добрым вестям! Всех привечаем, Душевно встречаем, НА ЯРМАРКУ ПРИГЛАШАЕМ!

Какие формы бывают у подносов?

венок Варианты композиций букет полувенок букет в раскидку роспись с углов

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Этапы росписи подноса Замалёвок – разбавленной краской наносим силуэты цветов и листьев. Тенёжка – у цветов появляется объём. Бликовка – наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует кружевные края на листочках. Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.

"Кемеровский областной художественный колледж" Сегодня в колледже можно получить образование по трем специальностям на базе основного общего и полного среднего образования – «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». «Губернаторский техникум народных промыслов"

Урок по ИЗО 5 класс Жостово.Роспись по металлу

Предметные УУД : понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма.

Метапредметные :

Познавательные УУД : умение сравнивать и группировать образцы (по изобразительным средствам); умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные УУД: умение отличать верно выполненное задание от неверного; умение работать по предложенному учителем плану; планировать время, работу, и оценивать ее результаты; проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД: умение пользоваться языком изобразительного искусства; умение слушать и понимать высказывания собеседников; умение согласованно работать в группе.

Личностные УУД : осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству (к своему и других людей); отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Проверка готовности к уроку;

-Добрый день ,5 класс,

Мне приятно видеть вас.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы, теперь садитесь.

Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.

- Сколько сказочных мест у России!

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

- Сегодня мы с вами снова отправляемся путешествовать по необъятной России.

Создание проблемной ситуации. Актуализации знаний (работа в группах)

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний и умений

Работа по карточкам (с иллюстрациями росписей)

Работа с иллюстрациями

Организует работу учащихся:

-Ребята, давайте вспомним, где мы с вами уже побывали и с какими народными ремёслами познакомились? А помогут вам карточки, которые лежат на столах. Вам нужно определить к какому промыслу они относятся (номер – промысел).

Показ слайдов – народные ремёсла

Проверяет ответы учащихся, задает вопросы:

- Молодцы, вы определили промыслы, их основные особенности.

- Но у вас осталась одна карточка, у которой не смогли определить промысел.

Показ слайдов – жостовский поднос

- Вот уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.

- Как, вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (Искусство Жостова)

Работа в группах; группируют образцы по изобразительным средствам; называют промысел.

Высказывают свои предположения

Предметные:

иметь представление о народных промыслах, их особенностях.

Познавательные: умение сравнивать и группировать образцы (по изобразительным средствам); ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные:

умение согласованно работать в группе; умение слушать и понимать высказывания собеседников.

Личностные:

отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Организовать самостоятельно или с помощью учителя формулирование проблемы и постановку цели

- О чем бы вы хотели узнать на уроке?

-Так, значит, какой возникает вопрос? (как выполняли эти изделия и их художественные особенности?)

Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

умение слушать и понимать высказывания собеседников.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Рассматривание иллюстративного материала

- Тема нашего урока «Искусство Жостова».

Показ слайдов – Искусство Жостова

- Это народный художественный промысел росписи на металлических подносах. На сверкающей лаком черной, синей, красной, зеленой поверхности подноса выполнялись цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями.

Учащиеся слушают, смотрят иллюстрации, слайды.

умение слушать и понимать высказывания собеседников; умение пользоваться языком изобразительного искусства.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану

Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса; умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Обобщение и систематизация знаний

Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала

Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть слайды презентации. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

- После рассказа нам нужно заполнить таблицу. Давайте с ней познакомимся. (Зачитывают строки таблицы)

1 ученик : Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. – слайд 15

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Как же возникло это удивительное ремесло?

(2 ученик) В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
А я хочу прочитать вам стих про жостовские подносы

Поднос из Жостова – великое творенье .

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Из века в век, из поколенья в поколенье.

Листу железа мастер для начала

Задуманную форму придавал.

И чтоб готовая поверхность засияла,

Её он черным лаком заливал.

Чтоб на подносе рисовать потом ,

Он подмалёвку начинал.

И строил форму, и объём,

И цветовую гамму намечал.

И вот уже на черном, гладком поле

Прекрасные букеты расцвели.

И тоненькие, гибкие травинки

Со всех сторон цветочки оплели.

Борта подноса по краям

Орнамент мелкий украшает.

И под конец отделанный поднос

Умелец ярким глянцем покрывает.

Как же возникло это удивительное ремесло?

- У вас на партах лежат макеты подносов, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют? (овальная, круглая, прямоугольная)

Показ слайдов – разнообразие форм

Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде:

Показ слайдов – разнообразие композиций

Обрамление по борту подноса!

- Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству роспись жостовских подносов.

«Жостово. Роспись по металлу»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.

– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Народные промыслы- это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел».

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx 19.87 КБ

На тему: «Жостово. Роспись по металлу»

Учитель: Садыкова А.С

Цель: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.

- Обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;

- Познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

- Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);

- Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

1. Организационный этап. Введение в тему.

– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение . Народные промыслы- это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел» . Давайте вспомним, какие народные промыслы вы знаете? Чем отличается Хохлома от Гжели?

Правильно, это нарядный и красивый поднос.

Итак, тема нашего урока – интереснейший народный промысел художественной росписи жостовских подносов. Родина этих подносов – деревня Жостово под Москвой. Промыслу уже почти 200 лет и передавался он из поколения в поколение.

- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм.

-Как вы думаете, из чего изготовлен этот поднос?(предполагаемые ответы учащихся: железо, сталь, металл).

Вначале такие подносы делались полностью вручную: из листа железа мастера вырезали нужную форму, отжигали ее, покрывали специальным грунтом и лаком, затем расписывали масляными красками, разведенными на скипидаре, и еще раз покрывали лаком.

Существует 32 формы жостовских подносов. Это: Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков .

Сначала на подносах изображали чаепития, сельские пейзажи, тройки лошадей, но затем все вытеснила цветочная роспись. Посмотрите на эти цветы! Они похожи на настоящие, и в то же время как сказочные.

Причем, жостовские мастера не работали по образцам. Они писали по воображению, а точнее, по правилам. В основном, рисовали такие композиции, как « букет собранный», « букет в раскидку», «венок».

В «букете» - 2-3 крупных цветка располагаются в центре, а рядом с ними цветы и листья поменьше.

-Ребята, посмотрите на композицию «в раскидку», как здесь изображены цветы?

(правильно, цветы раскиданы по всему полю подноса).

- А в «венке»? (да, цветы располагаются по кругу).

В жостовской росписи есть свои особенности. Обычно цветы располагаются на черном фоне, и это фон придает краскам особую яркость. Но фон может быть красным, зеленым, золотым…

Края подносов украшает золотая кайма, которой мастера дали названия: дождичек, травка, елочка, ленточка…( идет показ каймы).

Тысячи подносов были расписаны народными мастерами, и все - в единственном экземпляре.

3. Знакомство с этапами работы над декоративной композицией.

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Но что то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.

Чтоб все задания выполнять

Должны мы дружно встать

И косточки размять.

Сейчас делаем наклон

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять…

Теперь спинки держим ровно

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроим глазки

Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.

5. Постановка художественной задачи.

Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить цветы с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.

6.Практическое выполнение задания:

Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.

7. Подведение итогов и просмотр работ:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске.

Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.

презентация и план урока на тему"Жостово"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мир цветов из Жостово. Работа учителя изо и черчения: Максимовой С.Н.

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше . Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Композиция венок букет полувенок букет в раскидку роспись с углов

Формы подносов разнообразны

Цветочную роспись выполняют масляными красками в две стадии . Первая стадия письма называется – замолевкой. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

Вторая стадия- выправка , она включает в себя: Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Прокладка. Уточняются многие детали. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. Чертежка . Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

Заключительный этап росписи: Уборка . Украшение борта подноса.

Полюбуемся жостовскими подносами…

Проверим себя: Какой прием выявляет свет и объем? С какого этапа начинается роспись ? Какой поднос расписан жостовскими мастерами?

Задание: Придумайте интересную композицию подноса и распишите его травным узором с цветами.

«Цветы на жостовских подносах»

“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких»

  1. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.
  2. Углубление знаний учащихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.
  3. Знакомство с искусством росписи жостовских подносов.
  • Обучающие:
  • Познакомить с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
  • Закрепить знания о красивых цветосочетаниях, о контрасте и нюансе.
  • Развивающие:
  • Развивать у учеников навыки кистевого письма, свободное владение кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.
  • Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
  • Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Мультимедийная установка (ПК, проектор),магнитная доска
  2. Художественные материалы(бумага, гуашь, кисти, баночка для воды)
  3. Таблицы со схемами композиций и этапами росписи подносов.
  4. Заготовки макета подноса, покрытые черной краской (для учеников и учителя).
  5. Видео-фильм (фрагмент) “Жостово”
  6. Видеослайды «букеты жостово»
  7. Иллюстрация с изображением подносов.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка:( Русская народная песня – «Девка по саду ходила» Русская народная плясовая – «Камаринская»)

  1. Организационный момент-1минута
  2. Беседа об истории жостовского художественного промысла – 5 минут.
  3. Просмотр фрагмента фильма “Жостово” -1 минуты.
  4. Постановка художественной задачи – 3 минута
  5. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи – 5 минут.
  6. Практическое выполнение задания поэтапно за действием учителя – 20 минут.
  7. Подведение итогов и просмотр работ – 5 минут.

Учитель : Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста.

Проверить подготовку учеников к уроку, наличие материала на партах.

-Я хочу проверить все ли готовы к уроку. Сейчас на партах должны быть: белый лист бумаги, гуашь, кисти и баночка с водой.

Звучит русская народная мелодия. «Камаринская». Учитель открывает доску, на доске возникает зрительный ряд: четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос; образцы жостовских подносов и таблицы с элементами росписи

Учитель : ребята, вы услышали русскую народную музыку и увидели на доске четыре слов : чай, чаепитие, самовар, поднос

-Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

Вопрос: Какая связь между этими словами?

Вопрос: Как вы думаете, что их связывает? Составьте логическую цепочку из этих слов. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми.

2.История развития жостовского подноса:

Учитель : ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Слайд. Учитель : Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Анализ картины. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака.

Вопрос: Что вы видите у нее на столе?

- А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице.

Учитель : Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.

Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.

Слайд . Учитель : В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. А писали на подносах в основном маленькие букетики цветов, т.к. это было не сложно.

Итак, тема нашего урока: «Цветы на жостовских подносах».

-Предлагаю посмотреть фильм о том, как создавались жостовские подносы. Смотрим и слушаем внимательно,будет интересно и полезно.

3.Просмотр видео-фильма (фрагмент ) “Жостово ”.

Слайд . Учитель : поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.

Слайд . Учитель : Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.

Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:

Вопрос: как бы вы охарактеризовали эти композиции? Ответы детей.

- "Букет собранный","Букет в раскидку","Венок", «полувенок»"Ветка с угла".

Вопрос: Как вы думаете,какие по форме могут быть подносы? ? Ответы детей.

Слайд : форма подносов.

Композицию определяет форма подносов:

  • Круглые
  • Прямоугольные
  • Треугольные
  • Овальные
  • Фестончатые
  • Восьмиугольные
  • Гитарные.

По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие « закусочные » - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Вопрос: Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Например от гжелевых цветов? От городецкой росписи?

Учитель : Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.

Как вы видели из фильма, мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка.

Слайды: Этапы росписи жостовского подноса

Эти этапы имеют свое название:

  1. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
  2. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
  3. Прокладка. Уточняются многие детали.
  4. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
  5. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
  6. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
  7. Уборка. Украшение борта подноса.

4.Постановка художественной задачи. Дети сами определяют задачи урока.

Учитель: Ребята, а давайте представим, что мы мастара росписи подносов. И скоро намечается жостовская ярмарка. И как хотелось бы подготовиться к этому. С пустыми руками нам мастерам, стыдно туда идти.

Вопрос: Что же нам делать? Ответы детей

Вопрос: для того, чтобы жостовские букеты не перепутали с другой росписью, что нам надо узнать? Ответы детей

Учитель: Итак, мы сегодня попробуем на заготовленных шаблонах написать фрагмент жостовского букета: один крупный цветок с листиками.

-Мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы завершите работу по росписи подносов, выбрав композиционные схемы.

-Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе:

Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки. Итак, начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

6.Самостоятельная работа учащихся. Учащимся раздаются готовые шаблоны из черной бумаги, бумага для палитры и раздаточный материал с элементами росписи.

Учитель: Приступайте к работе, а я вам немного помогу.

Самостоятельная работа. Начинать сразу кистью. Учитель контролирует подбор красок для цветов, которые должны гармонировать с фоном подноса. Чтобы росписи детских рисунков были красивы и выразительны, учитель следит за ритмом декоративных элементов в круге и последовательностью работы над цветочной росписью.

Музыкальный фон: Русская народная песня - Девка по саду ходила

-индивидуальная работа с учащимися

7. Подведение итогов урока.

Вопросы.(дополнительные иллюстративные вопросы на слайдах)

  1. В чем особенности жостовской росписи?
  2. Назовите основные формы подносов.
  3. В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции?

На следующем уроке учащиеся завершают работу по росписи подносов.,выбрав композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса.

-А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось? Понравилось ли вам работать в жостовской манере? Что было легко, а в чем возникли трудности?

Оформляется выставка работ.

Задание на дом: Где еще в наше время можно использовать жостовскую роспись?( собрать иллюстративный материал)

Читайте также: