Из чего делают стальные канаты

Обновлено: 20.05.2024

Стальные тросы широко используются в самых различных отраслях человеческой деятельности. Наиболее широко эти приспособления используются в грузоподъемных механизмах, где являются одним из самых важных и ответственных элементов. Стальные тросы изготавливаются из высококачественной проволоки, но имеют огромное количество различных конструкций и могут иметь различное сечение. Также канаты различаются по своим эксплуатационным характеристикам, которые во многом зависят от физико-механических свойств использованных для их изготовления материалов.

Классификация канатов

Современные стальные канаты подразделяются по виду свивки на следующие типы:
· Одинарные простые;
· Двойного типа;
· Тройные;
· Прошивные.
По сечению канатных прядей различают:
· С плоскими прядями;
· Трехгранные;
· С прядями овального сечения.
Кроме этого канаты бывают прямые или обратные – эта характеристика зависит от направления свивки прядей.

Классификация канатов

Сердечник стального каната

Сердечник стального каната

У всех стальных канатов есть общий признак – они изготавливаются методом спиральной свивки проволоки из различных сортов стали вокруг сердечника. Сердечник служит для того, чтобы внутри каната не было пустоты и помогает изделию сохранять правильную форму. Встречаются как стальные сердечники, так и изготовленные из синтетики или из пропитанной смазкой манильской пеньки или джута. Пенковые и джутовые сердечники пропитывают не только для того, чтобы оградить их от гниения, но и с целью обеспечить антикоррозийную защиту внутренних слоев троса – при изгибе изделия, смазка просачивается в существующие между проволоками пустоты, обеспечивая их равномерное смазывание.

В канатах сердечник работает как отличный амортизатор, удерживая пряди в проектном положении и если говорить инженерными терминами, сердечник противостоит радиальным нагрузкам, которые неизбежно возникают при эксплуатации, препятствуя деформации изделия. Как мы уже говорили, встречаются сердечники органического происхождения, пеньковые и джутовые и сердечники из неорганических материалов – стальные и синтетические. В качестве материала для синтетических элементов троса, чаще всего применяют полипропилен – прочный, стойкий к внешним воздействиям и недорогой материал. Пеньковые и джутовые сердечники подлежат обязательной пропитке смазкой, доля которого составляет от 35 до 50% от массы самого органического материала. Для смазывания канатов используют самые высококачественные материалы, так как от выбора смазки во многом зависит долговечность троса.

Физические свойства канатов

Стальные канаты могут иметь различную гибкость, которая зависит как от свойств использованной при изготовлении проволоки, так и от ее количества в свивке. Наименее гибкие канаты состоят из 42 проволок, а более гибкие – из 72 проволок, расположенных по 12 в каждой пряди. Выпускаются также канаты повышенной гибкости, которые состоят из 144 проволок, которые располагаются вокруг сердечника по 24 штуки в каждой пряди.
Для применения в условиях повышенных температур или в агрессивной среде, используют тросы со стальным сердечником. Также такой тип каната идеально подходит в том случае, если изделие навивается на барабан многочисленными слоями – стальной сердечник не дает канату деформироваться под действием нагрузки, которую оказывают вышележащие витки. Стальной сердечник делает канат более стойким к деформации, но практически не влияет на грузоподъемность. Канаты с синтетическими и пеньковыми сердечниками обладают большей гибкостью и обеспечивают равномерную смазку, так как в них смазочный материал поступает в пряди не только снаружи, при плановом обслуживании, но и изнутри, из пропитанного материала сердечника.

Упаковка стальных канатов

К потребителю стальные канаты попадают на деревянных или возвратных металлических барабанах, а в некоторых случаях – в бухтах. Намотка на барабаны производится согласно ГОСТ 11127-78, где оговорены правила упаковки. В нормах оговорено, что шейка барабана должна иметь диаметр не меньше чем 15 полных диаметров троса, а борт полностью укомплектованного барабана, при диаметре каната 25 мм, должен выступать на 2 диаметра и не менее чем на 50 мм, если диаметр сечения каната превышает 25 мм.

Диаметр каната

Стальной канат

Диаметр сечения каната является одной из важнейших характеристик этого изделия. Обычно все характеристики изделия указаны на бирке барабана или в сертификате, приложенному к канату производителем, но иногда возникает необходимость проверить диаметр каната, например если возникли какие-либо сомнения или маркировка просто утеряна. Диаметр стального каната измеряют штангенциркулем и производят его в двух различных точках, с расстоянием между ними как минимум 1 метр. В каждой точке производится два измерения толщины, в плоскостях обязательно перпендикулярных друг другу. Диаметр каната определяют, взяв среднеарифметическое значение этих четырех величин, при этом учитывают допуски, принятые для номинального диаметра этого изделия.

Стальные тросы: применение, свойства, конструкции

Трос металлический – это основной элемент тросового такелажа. Несмотря на то, что конструкция троса напоминает обычный канат, само изделие считается сложным инженерным предметом. Все стальные тросы классифицируются по двум стандартам ГОСТ - 3066-80 и 3067-80. В них можно найти информацию о механических особенностях троса, его свойствах, составе и других важных моментах.

Свойства каната зависят от его размера, конструкции, качества, типа сердечника и отделки. Также канаты делятся по размеру диаметра. В данном обзоре мы рассмотрим основные группы классификации стальных канатов, определим плюсы, недостатки тросов и придем к выводу, когда лучше всего использовать стальные канаты.


Конструкции стальных тросов

Конструкция троса включает следующие компоненты: сердечник, прядь, проволока, центральная проволока. Чаще всего каждая отдельная проволока расположена вокруг центральной проволоки, образуя жилу проволоки.

Пряди формируются вокруг центрального сердечника, образуя трос. В зависимости от количества прядей определяют толщину тросов. Их достаточно много, но существует предельное количество нитей – 25. Размер и количество проволок в каждой пряди, а также размер и количество прядей в канате сильно влияют на характеристики каната.


Преимущественно большое количество проволоки и прядей небольшого размера образовывают гибкие тросы, обладающие с хорошим сопротивлением при сгибании. Такие варианты подходят для организации спусковых механизмов.

Меньшее количество более толстых проволок и прядей присущи менее гибкому канату с хорошей коррозийной стойкостью и долговечностью. Такой вариант подходит для применения в статических условиях. Конструкция каната также важна для оценки тросов на стойкость к коррозии, уровень износа.

Типы сердечников в стальных тросах

Тросы бывают с тремя типами сердечников:

  1. Сердечник из проволоки, который имеет ту же конструкцию, что и внешние жилы.
  2. Волоконный сердечник чаще применяют для такелажа. Такие тросы обладают высокой прочностью на растяжение, а благодаря увеличенному диаметру проволоки более устойчивы к истиранию. Для изготовления таких тросов чаще всего используют сизаль (грубое волокно) или полипропилен. За счет этого удается обеспечить гибкое основание для прядей в структуре каната. Волокнистые сердечники используются для изготовления канатов, где требуется эластичность. Волоконные сердечники непригодны для применения на открытом воздухе.
  3. Независимый стальной сердечник троса. Этот тип подходит для изготовления тросов, которые используются на растяжении, подвергаются серьезным сжимающим нагрузкам, высоким рабочим температурам. Данный тип каната тяжелее и прочнее троса с волокнистым сердечником.

Свивка в стальных тросах

Свивка в металлических тросах определяет, как проволока в прядях формирует структуру каната. Простыми словами, пряди проволоки имеют алгоритм скручивания, обеспечивающий плотно сформированную структуру. Понятие «свивка» используют для описания направления скрученной проволоки по отношению прядей в готовом тросе. При правильной свивке пряди наматываются вокруг сердечника каната по часовой стрелке, при левосторонней или правосторонней - против часовой стрелки.

Обычный вид свивки означает, что проволока в пряди укладывается в направлении, противоположном направлению, в котором пряди уложены в конечном канате. Направление свивки тросового каната не влияет на разрывную силу троса. Однако сочетание свивки прядей и свивки каната сильно влияет на характеристики троса. Например, если речь идет о структуре каната, где вращение предотвращается при задействованных правосторонних и левосторонних прядей.


Классификация тросового изделия

Стальной трос широко распространен, на рынке представлен большой выбор изделий. Есть несколько классификаций металлических тросов:

  • по назначению;
  • по форме сечений;
  • количество прядей в канате, что определяет его сферу применения;
  • материал основного элемента - сердечника;
  • свойства проволок;
  • направление прядей в структуре – левостороннее, правостороннее;
  • вид обработки проволоки;
  • вид и род витья.

Чтобы определить номинальный диаметр троса, нужно сделать замеры в двух сечениях. Между ними должно быть расстояние в 1 м. В сечениях меряют диаметр два раза по линии максимального расстояния между предельными точками.

Качество и разновидности материала тросов

Качество используемой стали определяет силу прочности при растяжении троса. Современные технологи производства предлагают потребителям долговечные изделия с антикоррозийной стойкостью, устойчивостью к внешним факторам воздействия. Стальные канаты обычно представлены на рынке в диапазонах растяжения от 1570 до 2160 Н/мм квадратный.

Оцинкованные канаты изготавливаются из гальванизированного материала для защиты от коррозии. Для использования тяжелого оборудования (например, лебедки, шахтные машины) появляется спрос на изготовление канатов увеличенного диапазона натяжения канатной проволоки. С другой стороны, поскольку прочность – не единственный критерий при выборе троса, важно оценивать конкретные условия применения канатов.

Нержавеющая сталь – наиболее популярный материал для тросового производства. Поскольку изделия из нее можно использовать в суровых климатических условиях, это говорит о высокой защите от коррозии. Нержавеющая сталь обладает высокой прочностью на разрыв, считается пригодной практически для любой окружающей среды. Современные методы обработки стали означают, что нержавеющую сталь можно резать, сваривать, формировать и производить достаточно легко. Гибкость тросов из данного типа материала означает, что с помощью стали можно производить изделия любого размера и формы.

Существует множество различных марок нержавеющей стали в зависимости от содержания в них легирующих элементов, а также их механических свойств и коррозионной стойкости. Они обозначаются в маркировке по ГОСТу и другим международным стандартам.

При выборе марки нержавеющей стали в составе троса важно учитывать факторы окружающей среды. Существуют методы классификации факторов окружающей среды, которые позволяют выбрать марку для более точного применения.

Предназначение стальных тросов

Тросовые изделия предназначены для подъема, перемещения тяжелых конструкций. Подъемный стальной трос также способен выполнить следующие задачи:

  • перемещения груза на башенных или контейнерных кранах;
  • удержание крановых конструкций;
  • монтаж и демонтаж кранов и другие.

Если нужно провести манипуляцию с неуправляемым грузом или поднять его на большую высоту, потребуются канаты, устойчивые к вращению. Только они обеспечивают стабильность груза, поэтому груз способен вращаться. Устойчивые к вращению канаты, прикрепленные к конструкции крана, не передают крутящий момент на точку крепления. За счет этого удается обеспечить безопасность работы. Такие типы канатов имеют требования при производстве, согласно стандартам ГОСТ. Различаются они по уровню сопротивления вращению в зависимости от типа конструкции.


Есть несколько условий, когда использование устойчивых к вращению канатов неуместно и неоправданно. Например, если канаты одной и той же конструкции используются в виде пары, состоящей из правосторонних и левых канатов. В этом случае обеспечивается стабильность вращения, поэтому нагрузка не производит вращение. Объясняется это равновесием крутящего момента.

Устойчивые к вращению канаты не так склонны к сгибанию. Поэтому, если в конкретной ситуации нужны эластичные составы, тогда не стоит останавливаться на данном типе тросов. Оцените условия использования канатов и риски применения разных типов изделий.

Для чего нужна тросовая смазка?

Чтобы увеличить срок эксплуатации стальных тросов, нужно правильно за ними ухаживать. Смака канатов – обязательная мера, главная задача которой заключается в защите от коррозии и механических повреждений. Специалисты советуют наносить смазки небольшим слоем около 0,2 м. Смазывающие вещества применяются при изготовлении тросов и их эксплуатации.


Регулярная смазка канатов обеспечивает долговечность и выполняет другие задачи:

  1. Предотвращает деформацию за счет того, что обеспечивает максимальное проникновение отдельных прядей.
  2. Защищает от коррозии, предотвращая преждевременный выход из строя металлического изделия.
  3. Обеспечивает стойкость к смыванию, гарантируя защиту во влажных условиях и других факторов внешнего воздействия.
  4. Снижает трение, уменьшая истирание и износ.

Смазка гарантирует устойчивость к воздействию воды, идеально подходит для распыления под высоким давлением - продукт с низкой вязкостью. Она демонстрирует высокотемпературную стабильность, обеспечивающая защиту при высоких температурах. Состав можно применять при низких температурах.

Деформации и износ канатов

Чаще всего проволочные соединения разрушаются из-за растяжения, коррозийного или механического воздействия. При обнаружении разрывов при нагрузках на важно обязательно проверить уровень безопасности, особенно, если канат используется для тяжелых й.

Коррозионные повреждения возникают в результате эксплуатации во влажных, соленых, кислотных условиях или при воздействии других химических элементов. В этом случае нужно приложить максимум усилий для устранения проблемы. Как вариант, можно использовать специальную смазку.

Механическое повреждение представляет собой надрезы или надколы. Это происходит из-за неаккуратного обращения с , удара. Также механический разрыв случается из-за резкого освобождения от большого веса.

Разрушение прочности прядей троса часто происходит в результате износа при изгибе. Причинами истирания прядей могут быть:

  • перегиб и скручивание канатов из-за нагрузки;
  • контактные напряжения между отдельными прядями;
  • колебание ветра и другие динамические эффекты. Источник колебания называется «реклаймер».

При выборе троса для конкретных целей важно обратить внимание на качество материала и его свойства. Если намерены применять канат в суровых условиях окружающей среды, обязательно смазывайте изделие. Стальные тросы – это сложный инженерный объект, к выбору которого нужно подходить грамотно.

Как делают стальные тросы и хлопковые канаты

Канат — это специальная верёвка, скрученная из большого количества маленьких нитей. Из-за огромного количества сплетений, изделие обладает большой прочность. Сырьём для изготовления являются натуральные волокна: пенька, сизаль и лён, синтетические волокна или металлическая проволока.

Производство стальных канатов (тросов)


Стальные канаты или тросы предназначены для поднятия и перемещения грузов, использования в блочно-передаточных устройствах или для землеройных механизмов. Оцинкованные материалы применяются для защиты от влаги и коррозии. Существует классификация металлических канатов.

По типу свивки волокон:

  • Спиральные — состоят из одной пряди, в которой несколько нитей из проволоки.
  • Двойные — скручиваются из нескольких прядей, в основном, до шести.
  • Тройные — являются наиболее прочными, так как изготавливаются из нескольких двойных канатов.

По способу расположения и направления свивки:

  • Комбинированные;
  • Точечные;
  • Полосовые;
  • Линейные.

Изготовление тросов начинается со стальной проволоки диаметром от 0,6 до 8 миллиметров. Первым этапом происходит завивка несколько нитей между собой, чтобы в итоге получилась прядь. Все тросы имеют разное предназначение и характеристики упругости, растяжения и прочности, поэтому количество нитей варьируется.

Проволока наматывается на колесо и затем направляется в скруточный аппарат. Прядь может содержать до 60-ти проволок, но по стандарту скручивают от 19 до 30.

Далее нити поступают в протяжное кольцо, которое задаёт диаметр пряди и отвечает за равномерное наматывание. На данном этапе используется много смазки. Она необходима для скручивания и подвижности проволоки внутри пучка — это позволяет увеличить эластичность и эксплуатационный срок троса. После скручивания, смазка снимается резиновым шпателем круглой формы.

Следующий этап — прокатка между большими роликами. Это позволяет убрать внутреннее напряжение, выровнять трос по горизонтали и избежать раскручивание пучка. После всех работ готовое изделие наматывается на круглую болванку. Чтобы получить очень прочный трос, например, для строительной техники нужно скрутить несколько прядей между собой. Для этого используют канатовьющую машину. Она задаёт пучкам форму спирали и направляет в гнездо, где они накручиваются на точно такой же пучок — жилу, которые добавляет прочности. Для избежания погрешности в диаметре трос калибруется на горизонтальных и вертикальных роликах. После этого трос наматывают на катушку из стали и он готов к отправке.


Чтобы гарантировать качество лаборатория проводит выборочное тестирование. При помощи машины трос растягивают до разрыва и измеряют его разрывное усилие и максимальную нагрузку. Для горных работ необходимы тросы, защищенные от коррозии. Для этого их покрывают пластиком в два слоя, нагревая в экструдере пластик и выдавливая на трос через протягивающее устройство, а после охлаждают в воде. Такое покрытие дополнительно позволяет избежать трения проволоки друг о друга, и продлить срок эксплуатации в 1.5 раза.

Как делают канат для пожарных

Это канат является скорее верёвкой. Она сплетена из арамидных волокон. По прочности он ни в чём не уступает стали, и самое главное — не горит. Такие шнуры выдерживают температуру в 400 градусов. Для сравнения: полипропилен плавится при 170, а хлопок начинает тлеть уже при 100 градусах. Запас прочности у данного вида каната очень большая. Диаметр всего в 7 миллиметров позволяет выдержать нагрузку в 1.5 тонны, что равно усилию примерно 20 человек.

Как делают спортивные канаты (хлопковые)

Диаметр такого каната равен 40 миллиметрам. Именно он служит для лазанья в школе и перетягивания на соревнованиях. Он изготавливается из чистого хлопка, чтобы он не скользил и спортсмены не повредили руки. Изделие имеет нагрузку до 5 тонн, но очень сильно растягивается.


Чтобы разобраться как делают канаты, рассмотрим технологический процесс производства на заводе. Чтобы сплести изделие диаметром 4 сантиметра, необходимо 10800 нитей. Нити собирают в пучки и сматывают в бобины, которые вращаются со скоростью 250 метров в минуту. Из пучков делают кручёные нити, а уже их них пряди. Сначала нити закручивают против часовой стрелки, а потом в сам канат — против часовой. Если крутить только в одну сторону, то канат будет извиваться и запутываться.

Прочность такого каната зависит от числа нитей и количества кручений — чем больше скруток, тем прочнее и эластичнее сам канат, и тем ровнее распределяется нагрузка.

Как делают корабельные канаты

Для швартовочного каната важна не только прочность. Он должен быть мягким и плавучим. Если такой канат кинуть в воду, то он не утонет. Всё дело в белых гранулах из которых изготавливают исходное сырьё — это полипропилен. Его растворяют в экструдере при температуре 250 градусов, а затем мягкую массу вытягивают в плёнку. Застывшее полотно нарезают на тонкие ленты. Удельный вес полипропилена меньше удельного веса воды всего на 0.09 грамма, но даже такой разницы достаточно, чтобы канат не пошёл ко дну.


Технология производства не отличается от хлопкового каната. В начале вьют пучки, которые затем пропускают через несколько дисков с 250 отверстиями для выравнивания. В конце таких дисков находится «Калибр» — отверстие необходимого диаметра, в котором пучки закручиваются в прядь. Далее пучки сплетают между собой в косы на большой машине. Из-за особого переплетения, общих завитков получается больше, чем в кручёном канате, что обеспечивает нагрузку до 40 тонн.

Как делают пеньковые канаты

Пеньковая верёвка отличается особой прочностью и легко выдерживает груз даже в тысячу килограммов, но самое главное — она не боится влаги и морской соли. Пеньку изготавливают из волокон конопли. Для начала, срезанные стебли высушивают целый месяц на солнце, а затем собирают. Кстати, конопляная, льняная и джутовая солома называется треста.


Следующим этапом солому направляют в сушильный аппарат, а после раскладывают на конвейере. Сырьё направляется под огромные валуны, где она мнётся и измельчается. Это необходимо для того, чтобы удалить костру — обедневший стебель растения из которого она состоит на 70%. Чтобы окончательно удалить костру, волокна треплют при помощи железных зубьев. В итоге, получается пенька, состоящая из чистой целлюлозы.

Технология сплетения пенькового канат ничем не отличается от рассмотренных выше. По прочности они сравнимы с корабельными канатами.

Стальной канат: классификация и критерии выбора троса

Стальной канат

Стальной канат является одним из самых распространенных видов проволочных изделий, которые изготавливаются различными методами свивки. Более того, является основным элементом грузоподъемных конструкций и механизмов, который несет в себе всю грузонесущую нагрузку. Такие конструкции применяются в различных отраслях промышленности, например, в горнодобывающей, угольной, нефтедобывающей, машиностроении, сельскохозяйственной и в других. И в связи с этим существует множество видов изделий из стальных прядей и проволок. Более подробно о видах будет рассмотрено в классификации.

Основная разновидность канатов и тросов из стали

Существует очень много классификаций стальных канатов в зависимости от классифицирующего признака. Если в качестве такого признака взять структуру, то стальные канаты могут подразделяться на одинарные, двойные и тройные.

  1. Одинарные представляют собой канаты, свитые из одной или нескольких слоев по спирали. Или иначе их называют спиральные канаты, название которых происходит от метода свивки. Одинарные канаты предназначены для свивки тросов. Тросы изготавливаются из одинарных прядей круглого сечения.
  2. Двойные — изготавливаются методом концентрической свивки прядей в 1 или несколько слоев. Они предназначены для изготовления более прочных тросов, которые также называются стренгами.
  3. Канаты тройной свивки изготавливаются из стренг, методом однослойной концентрической свивки по спирали.

Помимо, структуры существуют и другие основные классифицирующие признаки. Например, форма сечения, тип плетения, материал сердечника, метод и направление свивки, механические свойства, точность изготовления и предназначение. Тросы стальные могут иметь как плоскую, так и круглую форму сечения. Стальные пряди, из которых плетут тросы также подразделяются по форме сечения на круглые и фасоннопрядные, а вторые, в свою очередь, бывают плоскопрядными и трехгранопрядными.

По типу плетения канаты классифицируются как:

Виды стальных канатов

  • изделия из проволок, в которых слои касаются точечным методом, такой тип плетения называется точечное касание (ТК);
  • изделия, состоящие из слоев проволок касающихся между собой линейным методом, такой тип плетения называется линейным касанием и обозначается как ЛК;
  • в таких изделиях используются проволоки одинакового диаметра, условно они обозначаются как ЛК-О;
  • тип плетения, при котором, проволоки в последнем слое, имеют разный диаметр, условное обозначение ЛК-Р, указывает на линейной касание;
  • ЛК-З, тип плетения при котором, проволоки касаются линейно и между собой и с проволоками заполнения;
  • ЛК-РО — как видно из, аббревиатуры такие проволоки включают в себя пряди плетенные линейно, имеющие разный диаметр.
  • ТЛК — представляют собой комбинацию первых двух видов. То есть, проволки соприкасаются линейно-точечным методом.

По материалу сердечника различают — с органическим сердечником, то есть, в центре прядей изготовлен из синтетических либо натуральных волокон как манила, пенька, хлопок, капрон, лавсан, вискозы и т. д.

По методу плетения выделяются раскручивающиеся и нераскручивающиеся, которые отличаются друг от друга тем, что вторые сохраняют первоначальное положение прядей, после использования. Плетение может быть как по направлению вправо, так и влево. Чтобы определить направление нужно посмотреть на последний слой, в зависимости от структуры он может состоять из проволок или прядей, например, в одинарной свивке наружный слой состоит из проволок, а в двойной — из прядей, и в тройной свивке из из стренг.

По механическим свойствам канаты делятся на три типа исходя из качества изделия, соответственно на нормальное, высокое, повышенное качество. Все три типа имеют свои условные обозначения марка1, марка ВК и марка В.

Существует классификация еще по одному немаловажному признаку — точность изготовления. По точности канаты бывают нормальной точности и соответственно повышенной точности, которое обозначается как Т. Повышенная точность от нормальной отличается наличием предельного отклонения по диаметру троса.

Предназначение стальных канатов

Стальные канаты для подъема грузов

Как уже было сказано выше, тросы из стали являются основными грузонесущими элементами любого грузоподъемного механизма. Например, подъёмного крана, буровой установки, экскаваторов, грузовых и пассажирских лифтов и других. Помимо этого, стальные тросы применяются в качестве материала для изготовления грузозахватных и других прочных приспособлений, способных выдержать огромные механические нагрузки. Поэтому важно подходить к выбору таких изделий с большой ответственностью. На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент тросов и канатов изготовленных из стали, и в связи с этим покупатель сталкивается с проблемой выбора.

Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо разбираться во всех особенностях и нюансах, на изучение которых могут уйти годы. Поэтому специалисты рекомендуют обращаться к профессионалам при покупке стальных изделий. Но тем не менее существуют критерии, которых придерживаются и профессионалы, и стоит придерживаться рядовым покупателем.

Критерии выбора тросов

Критерии могут зависеть от признака, который берётся за основу. Однако существует и общепризнанные правила выбора по качеству и предназначению, эти правила называются ГОСТ. В ГОСТе представлена более точная и подробная классификация всех известных видов стальных тросов и изделий. В соответствии с этой классификацией различают основные параметры, на которые стоит обратить внимание при покупке:

  • предназначение, канаты и тросы бывают разные и предназначаются для разных целей, поэтому важно уточнить этот параметр;
  • тип конструкции, которая определяется количеством прядей в канате;
  • метод и направление свивки;
  • прочность;
  • материал сердечника;
  • характеристики и свойства проволоки и другие.

Канаты стальные ГОСТ изготавливаются по требованиям технологического регламента, утвержденного государственными органами. Поэтому наличие отметки соответствия ГОСТу говорит о качестве изделия. Поскольку каждый вид изделия приведенного в классификации должен быть изготовлен из определенных материалов и по особой технологии которая утверждена в ГОСТ.

Критерии выбора тросов

Например, трос стальной ГОСТ 5269 , материал сердечника для такого троса должен соответствовать перечню, приведенному в ГОСТ, то есть в качестве материала может использоваться пенька, сизаль и полипропилен, джут, химические и хлопчатобумажные волокна должны соответствовать нормативной документации.

Так же, как и в случае с предназначением каждого из видов, в Госте прописано все до мельчайших подробностей о том, какой канат где применяется. Знание ГОСТ позволяет выбрать качественное и надежное изделие, и этим знанием пренебрегать не стоит.

Устройство и сфера применения стального троса

Стальной трос

Стальные тросы, которые должны соответствовать ГОСТ 2688–80 , изготавливаются из специальной проволоки, предварительно подвергаемой термической обработке, придающей ей высокую прочность. Металлический трос активно используется в самых разных областях: добыче угля, нефтепереработке, строительстве, при эксплуатации речного и морского транспорта, а также многих других сферах. Итак, трос стальной — это изделие, свитое из большого количества проволок и имеющее высокую прочность. Рассмотрим его особенности.

Назначение изделия

Где используется стальной трос

Чаще всего изделие применяется при буксировочных, такелажных и грузоподъемных работах. Прочный и гибкий, трос непременно является частью оснащения экскаваторов, подъемных кранов, буровых установок. Еще он используется в механизмах подъема и опускания грузовых и пассажирских лифтов и для армирования бетона. Наиболее широко тросы применяются при грузоподъемных работах: гибкость и высокая прочность изделий позволяет делать из них грузозахватные приспособления, выдерживающие серьезные механические нагрузки.

С учетом сложности работ, подразумевающих использование стальных тросов, к выбору изделий следует подходить со всей ответственностью. Современный рынок представляет много видов канатов и тросов из стали, поэтому несведущий человек может растеряться из-за всего этого разнообразия. Поэтому в случае затруднений лучше обратиться за консультацией к профессионалу, который поможет подобрать изделие для конкретных задач.

Строгие требования соответствия эксплуатационным характеристикам предъявляются и к металлическим тросам, и к дополнительным элементам, с которыми они используются. Перед эксплуатацией такие изделия подвергаются различным испытаниям и проверкам и в случае успешного прохождения получают сертификаты и разрешения, позволяющие использование по прямому назначению.

Основные параметры

Основные параметры, по которым выбираются тросы, следующие:

  1. Прочность;
  2. Гибкость;
  3. Грузоподъемность;
  4. Предельные значения натяжения.

Для повышения устойчивости к агрессивным средам, где будут эксплуатироваться тросы, в отдельных случаях их подвергают дополнительной обработке. Что касается отдельных сфер использования изделия, одним из самых значимых параметров может быть его вес.

Особенности конструкции

Как используется стальной трос

Есть разные технологии изготовления стальных тросов. Остановимся на общих особенностях. Основа конструкции — это большое число стальных проволок, которые переплетены вокруг сердечника, изготавливаемого из разных материалов, в том числе неметаллических. Первым делом этот элемент должен формировать модель готового изделия и предохранять от продавливания, возникающего из-за значительных механических нагрузок, его поверхность. Если сердечник изготавливается из металла, его поверхность защищают от коррозии с помощью покрытия цинком или алюминием.

Нередко сердечник изготавливается из органических материалов:

  1. Ткани х/б;
  2. Манилы;
  3. Пеньки;
  4. Сизали.

Как применить стальной трос

Органика же сильно подвержена гниению и поражению грибком. Во избежание этого явления сердечники из органики пропитываются специальной смазкой, которая значительно повышает срок службы изделия и дополнительно минимизирует трение между его элементами.

Еще активно используются канаты с сердечником из синтетических материалов: полиамидных нитей. Обычно такие тросы двухслойные, слои разделены синтетическими нитями и не трутся друг о друга. Огромный плюс данной конструкции в относительно небольшом весе, что крайне важно во многих ситуациях. Металлическими сердечниками тросов могут служить изолированные пластины металла, лента или проволока, свитые в спирали.

По уровню гибкости стальные тросы делятся на три категории:

  1. Наименьшей степени гибкости (сердечник из пеньки и 42 проволок).
  2. Гибкие (72 проволоки, из которых предварительно сделаны отдельные пряди).
  3. Повышенной гибкости (сердечник из пеньки и 144 проволоки, свитые предварительно в шесть прядей).

Виды и маркировка

При выборе троса учитывается масса факторов:

  1. Устройство;
  2. Длина;
  3. Диаметр;
  4. Гибкость;
  5. Предельная нагрузка, которую способно выдержать изделие.

Устройство стального троса

Тот или иной тип конструкции определяется в зависимости количества свиваний. Например, стальной трос одинарного свивания состоит из сердечника с накрученной на него по спирали проволокой. Отдельные пряди данных элементов часто служат для изготовления более сложных изделий — тросов двойного свивания. Конструкция таких изделий в себя включает сердечник, на который в определенной последовательности накручиваются пряди. Пряди используются для изготовления однослойных и многослойных изделий, способных выдерживать серьезные нагрузки, что нередко очень важно.

Наиболее сложное устройство имеют тросы тройного свивания, изготавливающиеся из стренги. По сути, стренга — это стальной трос двойного свивания, специально изготовленный для формирования из него в дальнейшем более сложных изделий.

Для производства сложных по конструкции тросов могут использоваться выполненные различными способами пряди. Для маркировки и определения типа прядей используется обозначение ЛК — линейное касание. Простейшие по устройству пряди (ЛК-0) характеризуются одинаковым шагом свивания во всех слоях и повторяющимся узором.

Для формирования слоев пряди используется проволока разного диаметра, обозначается она в таких случаях — ЛК-Р. Есть смешанные типы прядей, то есть те, слои которых изготовлены из проволоки разного диаметра. Эти пряди имеют обозначение ЛК-РО. Способ изготовления прядей тоже учитывается при выборе.

Стальные тросы вьются также из прядей, изготовленных по принципу точечного касания (ТК) проволоки в них. Особенности устройства этих прядей в том, что в каждом их слое проволока намотана с разным шагом, а слои перекрещиваются друг с другом. Сразу скажем, что не рекомендуется использовать тросы с такими прядями, когда они предназначены для значительных динамических нагрузок. Ведь в связи с малой плотностью внутренней структуры данных изделий слои их при динамических нагрузках подвергаются сильному трению, что может быстро вывести трос из строя.

Комбинированные тросы изготавливаются из прядей типов ЛК и Т. К. Они обозначаются ТЛК. Каждый из описанных типов выбирается в зависимости от назначения, тщательно оцениваются условия эксплуатации.

Отдельного внимания заслуживает изделие из оцинкованной проволоки. Для дополнительной защиты от коррозии оно помещается в ПВХ оболочку. Благодаря этой особенности устройства изделие успешно эксплуатируется и в неблагоприятных условиях. Такими тросами обвязываются грузы, опускаемые в жидкие среды, с их помощью выполняется монтаж антенн и мачт, линий связи и электропередачи.

Дополнительная информация

Как производится стальной трос

Выпускаются также металополимерные тросы, в которых проволока может быть дополнительно оцинкована, благодаря чему изделие приобретает большую устойчивость к коррозии. Есть и более простой способ защиты от коррозии: покрытие специальными смазками или добавление в структуру дополнительного слоя из оцинкованной проволоки.

Современный рынок предлагает тросы, чья поверхность защищена материалом, который может противостоять горению и перепадам температуры.

Читайте также: