Как называется доспехи из стальных пластин

Обновлено: 13.05.2024

Благодаря своей правильной организации, военной выучке и прекрасному снаряжению римская армия создавала в глазах противника впечатление непреодолимой мощи. Все солдаты на поле боя носили щит, шлем и доспех, защищавшие от любого метательного, колющего или рубящего оружия противника. Доспехи внушали солдатам ощущение собственной неуязвимости на поле боя и тем самым побуждали их к более смелым и активным действиям. Наиболее известной разновидностью доспехов являлась лорика сегментата. Попробуем разобраться, как выглядел этот пластинчатый доспех, основываясь на изображениях Колонны Траяна и археологических находках.

Терминология

Широко известный сегодня термин лорика (lorica) происходит из латыни и в самом общем смысле обозначает защитный доспех — безотносительно его устройства или способа ношения. Римский антиквар и грамматик Марк Терренций Варрон, объясняя происхождение и значение этого термина, выводит слово lorica из lorum — «ремень». К этому выводу он приходит,

«поскольку её делали для защиты груди из кожаных ремней. После того, как в обиход был введён галльский панцирь, так же стала называться рубаха из железных колец».

Как видно из этого объяснения, под лорикой Варрон прежде всего понимает кольчугу. В этом отношении ему вторит ещё один грамматик — Исидор Севильский:

«Доспех (lorica) так назван, поскольку не имеет ремня (lorum) и состоит лишь из сцепленных одно с другим железных колец».

Из других источников известны описания лорики из пригнанных друг к другу пластин (lamina) или чешуй (squama), которые носили как сами римляне или их союзники, так и их противники. Тацит противопоставляет тяжёлые пластинчатые доспехи сарматов, «которые у них носят все вожди и знать», лёгким, не сковывающим движение кольчугам (lorica) римлян. Наконец, упоминания о статуях императоров, облачённых в доспехи (statua loricata), судя по виду этих статуй, подразумевают в данном случае цельнометаллические доспехи.

Поскольку римские источники редко различали конкретные разновидности доспеха, современная оружиеведческая терминология имеет несколько искусственный характер и преимущественно восходит к университетской латыни XVII–XVIII веков. По способу бронирования и форме элементов брони различают кольчуги (lorica hamata), чешуйчатые панцири (lorica squamata), ламеллярные доспехи (lorica lamellata), а также пластинчатые сегментированные доспехи (lorica segmentata), о которых и пойдёт далее речь.


Как и другие вышеперечисленные названия, термин lorica segmentata является современным неологизмом — в античных источниках он не встречается. О том, как называли этот доспех сами римляне и называли ли как-либо вообще, мы не имеем ни малейшего представления. Тем не менее сегодня термин lorica segmentata имеет определённую традицию использования, он принят не только в академической среде, но и среди многочисленных реконструкторов, воспроизводящих облик римской армии императорского времени. Поэтому, несмотря на всю его условность, мы также будем пользоваться этим термином в дальнейшем за неимением лучшего.

Римские легионеры на Колонне Траяна

На протяжении последних 300 лет лорика являлась наиболее узнаваемым доспехом римской армии. Своей славой она обязана прежде всего изображениям на Колонне Траяна, воздвигнутой в 112 году в Риме в ознаменование победы над Дакией. Рельефный фриз Колонны воспроизводит историю Дакийской войны и включает почти 2000 человеческих фигур, изображающих римских солдат, их союзников, а также моряков, обозных слуг и варваров. Римские легионеры (622 фигуры) изображены единообразно облачёнными в лорики, в то время как солдаты вспомогательных когорт (461 фигура) и всадники (82 фигуры) обычно носят кольчугу или чешуйчатый доспех.

Это неравномерное распределение вооружения породило в литературе множество разнообразных спекуляций, которые проникли в живопись и кинематограф. Здесь, в свою очередь, возникли новые мифы, которые продолжают оказывать обратное влияние на массовую культуру. К примеру, создатели эпического «Гладиатора» (1999), несмотря на весьма условный реализм показанного на экране оружия и доспехов, постарались всё же сохранить это различие между легионерами и ауксилариями: первые все как один изображены носящими лорики, а вторые показаны носящими кольчуги.

Исследователи, специально изучавшие этот вопрос, неизменно подчёркивают, что изображения на рельефах Колонны являются произведением искусства, содержание которого в первую очередь определяли каноны жанра. Та степень единообразия военного снаряжения, которую мы видим на этом памятнике, является художественной условностью. В действительности снаряжение солдат римской армии в это время отличалось большим разнообразием. Например, на рельефах современного Колонне памятника — монументального Трофея Траяна из Адамклисси — римские легионеры в большинстве своём носят кольчугу и чешуйчатый доспех, а не лорику. Ту же вариативность военного снаряжения мы видим на рельефах Колонны Антонина, воздвигнутой в Риме между 176 и 192 годами в честь побед, одержанных императором Марком Аврелием в ходе Маркоманнской войны 166–180 годов. Наконец, остатки пластин и элементов крепления лорики в немалом числе обнаруживаются при раскопках укреплений, занятых солдатами вспомогательных отрядов. Эти находки свидетельствуют о том, что служившие в римской армии ауксилиарии носили лорику точно так же, как легионеры носили кольчугу и чешуйчатые доспехи.

Первые реконструкции

В конце XV века появились первые рисунки отдельных сцен рельефного фриза Колонны Траяна, а в 1576 году Франческо Вильямена опубликовал набор из 130 гравюр, воспроизводивших его целиком. Эти гравюры положили начало дальнейшим изображениям римских воинов на книжных иллюстрациях или художественных полотнах XVII–XIX веков, которые представляли сцены из Священного писания или сюжеты из входившей в моду античной истории. Создававшие их художники обычно имели весьма смутное представление об устройстве доспеха и заботились скорее о воспроизводстве его внешней формы. Большинство изображений того времени представляют римский доспех как нечто, состоявшее из нескольких рядов горизонтальных пластин, которые опоясывали тело воина, и вертикальных пластин, проходивших над плечами.

Вопрос о том, как в действительности был устроен доспех и как друг с другом соединялись пластины, впервые возник у музейщиков, которые в последней четверти XIX века стали украшать экспозиции манекенами воинов в натуральный рост. Чтобы надеть на манекен «римский доспех», его сперва приходилось изготовить, а это ставило перед специалистами чисто технические вопросы о его устройстве.

Одну из первых попыток такого рода реконструкции предпринял отставной лейтенант армии Вюртемберга Карл Гимбель. Он долгие годы посвятил изготовлению манекенов, облачённых в доспехи воинов, начиная с эпохи античности и до позднего средневековья. По итогам своих трудов он в 1902 году опубликовал целый альбом фотографий, почётное место в котором занимал римский легионер в пластинчатом панцире. Главным источником для Гимбеля, как и для его предшественников, являлись изображения с Колонны Траяна, которые он дополнил рядом известных к тому времени археологических находок. Автор реконструкции полагал, что металлические пластины нашивались на кожаную основу, имевшую форму жилета. Доспех состоял из двух боковых секций, соединявшихся сзади при помощи шарниров. Воин надевал его, просунув руки в боковые вырезы, а затем застёгивал доспех спереди ремнями и пряжками. В свете более поздних открытий это предположение оказалось не таким уж далёким от истины, однако Гимбелю явно не хватало археологического материала, чтобы понять, как в действительности была устроена система крепления отдельных частей доспеха.

Лорика из Корбриджа

Важнейшим ключом к достоверной реконструкции римского доспеха стала находка, сделанная Чарльзом Дэниелсом в Корбридже. Когда-то здесь находился римский форт Корстопитум, в котором в качестве гарнизона размещалась ala Gallorum Petriana. Около 105 года жившие в северной части острова варварские племена напали на римские пограничные укрепления. Лагерь при этом получил серьёзные повреждения и впоследствии был перестроен. Часть мусора строители утилизировали на дне колодца, находившегося на территории римской принципии. Во время раскопок в 1964 году здесь были обнаружены шесть комплектов пластин, относящихся к боковым секциям панциря, две нагрудные секции, наплечники, а также несколько разрозненных фрагментов и мелких деталей. Хотя железо превратилось в ржавчину, все пластины остались на своих местах, что позволяло легко воссоздать первоначальный порядок их набора. С внутренней стороны пластин сохранились отчётливо видимые следы кожаных ремней, использовавшихся как элементы крепления. Бронзовые крючки и петли также сохранились на своих местах. Интересно, что все найденные части принадлежали разным доспехам. По-видимому, они хранились все вместе где-то на складе в ожидании ремонта, однако по неизвестной причине оказались не в ремонтной мастерской, а на дне колодца, где их и обнаружили археологи.

Х. Рассел Робинсон, хранитель оружейной коллекции Лондонского Тауэра, основываясь на этой находке, выполнил реконструкцию римского доспеха из Корбриджа. Согласно его предположению, доспех состоял из шести частей: пары боковых секций, пары секций для верхней части груди и спины, а также пары наплечников, жёстко соединявшихся с предыдущей секцией. Всего в состав доспеха входило 40 железных полос и пластин, соединявшихся в 12 секций при помощи ремней, приклёпанных к внутренней их части. Отдельные секции, в свою очередь, крепились друг к другу посредством бронзовых крючков и петель, а также ремней и пряжек, часть которых находилась с внутренней стороны, а часть с наружной. Такая структура позволяла легко разбирать доспех и складывать его для транспортировки и хранения. Последующая сборка и одевание также не составляли особой трудности. Очевидно, солдат надевал панцирь собранным на спине, а спереди застёгивал самостоятельно. Пластинчатое покрытие плотно прилегало к телу. Вместе с тем оно отличалось гибкостью и совершенно не сковывало движения. Такой панцирь обеспечивал своему владельцу надёжную защиту от любых видов колющего, рубящего и метательного оружия.

​Римская лорика сегментата из Корбриджа. Реконструкция Питера Коннолли. Источник: Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Перевод С. Лопухова, А. Хромова. — М., 2001. — С. 230 - Железная одежда римских солдат | Warspot.ru

Римская лорика сегментата из Корбриджа. Реконструкция Питера Коннолли. Источник: Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Перевод С. Лопухова, А. Хромова. — М., 2001. — С. 230

Лорика из Ньюстеда

Реконструкция Рассела Робинсона позволила учёным не только впервые наглядно представить, как на самом деле выглядела римская лорика сегментата, но и сделать выводы относительно устройства доспеха более позднего времени, который был найден в Ньюстеде между 1905 и 1910 годами. В сравнении с панцирем из Корбриджа этот доспех обладает минимальным декором и состоит из меньшего числа пластин, жёстко соединённых друг с другом заклёпками. Многочисленные уязвимые бронзовые элементы крепления здесь были сведены к необходимому минимуму.

Нагрудная секция соединялась с боковыми при помощи трёх крючьев: одного в передней и двух в наспинной части доспеха. Правая половина панциря соединялась с левой не посредством ременных завязок, а при помощи более простой и надёжной системы бронзовых петель, входивших в прямоугольный паз на противоположной пластине, которая закреплялась на месте при помощи вставлявшегося в петлю Т-образного шпинделя. В ту же конструктивную схему вписываются находки крупных фрагментов доспеха в Карлайле и Кэрлеоне (Великобритания), Цугмантеле (Германия), Карнунте (Австрия) и Леоне (Испания), относящиеся ко II–III векам.

Находки в Калькризе

Долгое время считалось, что лорика сегментата появилась в римской армии около середины I века н.э., однако настоящий сюрприз археологам преподнесли раскопки у горы Калькризе близ Оснабрюка в Германии. Это место сегодня идентифицируется в качестве поля знаменитого сражения в Тевтобургском лесу, в котором германцы-херуски под предводительством Арминия уничтожили три римских легиона армии Квинтилия Вара. В самом начале раскопок в 1994 году здесь была найдена полностью сохранившаяся нагрудная пластина с элементами крепления, а также ряд фрагментов пластин, относящихся к плечевой секции панциря. Кроме того, были обнаружены бронзовые обоймы ремней, пряжки и другие элементы крепления, развеявшие последние сомнения относительно того, что использование лорики сегментаты в римской армии относится к гораздо более раннему времени, чем это считалось прежде. Уверенность окрепла ещё больше после того, как фрагменты элементов крепления лорики были обнаружены среди датируемых более ранним временем находок в лагерях Дангштеттен и Виндиш в альпийском регионе.

Осенью 2019 года раскопки у Калькризе ознаменовались новой сенсационной находкой: немецким археологам удалось обнаружить полный доспех относительно хорошей сохранности. При попадании в землю отдельные пластины панциря сложились, как меха в гармошке, и пластины спеклись друг с другом более чем на 2000 лет. К настоящему моменту грудная секция и плечи частично расчищены и восстановлены, а боковые части всё ещё находятся в общем блоке. На сделанных исследователями снимках просматриваются железные пластины панциря, отчётливо видны бронзовые петли, пряжки и другие элементы крепления. В небольшом объёме сохранились даже органические материалы — например, остатки кожи.

Новая находка позволяет по-новому взглянуть на эволюцию формы доспеха. Оказалось, что в сравнении с более поздними находками и изображениями легионеров на Колонне Траяна наплечники раннего панциря не имели развитых «рукавов» для защиты верхней части предплечий — эта деталь конструкции появилась много позже.

Происхождение и хронология использования

Хронология использования лорики сегментаты теряется в дымке неопределённости. Находки в Дангштеттене датируются временем между 15 и 9 годами до н.э., что означает возможность ещё более раннего времени появления, чем принято считать сегодня. В этом плане заслуживает внимания гипотеза, которая акцентирует внимание на более высоких в сравнении с кольчугой защитных способностях пластинчатой брони обеспечивать защиту от стрел восточных лучников и привязывает появление и распространение лорики с направленными против парфян военно-политическими инициативами Августа в 20 году до н.э. Возможно, образцом для этого доспеха послужила броня гладиаторов-крупеллариев, о которой Тацит пишет, что она

«малопригодна для нападения, но зато неуязвима для наносимых врагом ударов».

Правда, характер заимствования и направленность влияния кажутся неочевидными — в равной степени армейский доспех мог послужить образцом для создания гладиаторской брони. Кроме того, лёгкая и гибкая, совершенно не сковывающая движений лорика слишком сильно контрастирует с тяжестью крупеллариев, которые, по словам Тацита,

«валились на землю под бременем своих доспехов и уже не делали попыток подняться».

Хотя изображённые на Колонне Траяна легионеры единообразно облачены в пластинчатые панцири, сегодня очевидно, что в действительности вооружение римских воинов было гораздо более разнородным. Создавая такую картину, художник, должно быть, стремился представить зрителям римскую армию в более выгодном виде в сравнении с тем, какой, возможно, она имела на самом деле. Уместной кажется гипотеза, что лорика сегментата в представлении римлян являлась более ценным доспехом в сравнении с кольчугой — доспехом, который носила лишь какая-то часть римских воинов. Возможно, это были опытные старослужащие солдаты, стоявшие в первых рядах строя, поскольку такой доспех гораздо лучше, чем кольчуга, защищал от пущенных противником метательных снарядов. На эту возможность как будто намекает Вегеций, упоминающий о «тяжёлом панцире» (gravis lorica), а также прямо пишет Маврикий, согласно рекомендациям которого воины, сражающиеся в первых рядах строя, должны носить вооружение более тяжёлое и полное в сравнении со стоящими позади.

Многочисленные изобразительные источники и находки фрагментов доспеха свидетельствуют о широком его бытовании в I–III веках. Одним из последних изображений лорики является рельеф на триумфальной арке Септимия Севера, воздвигнутой в Риме в 205 году в ознаменование побед, одержанных императором над парфянами в ходе кампаний 195 и 197–198 годов. Возможно, к ещё более позднему времени относится изображение облачённого в пластинчатый доспех воина из дакийской Альба Юлии.

О времени исчезновения лорики из арсеналов войск мы можем только догадываться. Похоже, оно связано с военно-политическим кризисом второй половины III века, когда римская армия понесла огромные потери в людях, оружии и имуществе. При этом, как показывают находки из Испании, в отдельных медвежьих углах лорика оставалась на вооружении ещё в конце III и даже в начале IV века.

Как называется доспехи из стальных пластин

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Сегментированные доспехи – тип доспеха использовавшегося в Римской империи и Японии. Доспехи состояла из широких железных полос («охватывающих полуобручей»), соединенных изнутри на примере Рима кожаными ремнями. Японцы использовали шёлк. Железные полосы располагались горизонтально на теле, перекрываясь друг с другом, и окружали тело с двух сторон, будучи закрепленными в передней и задней части. Верхняя часть тела и плечи защищались дополнительными полосами (наплечниками), нагрудником и наспинником. Форма римского доспеха позволяла хранить его очень компактно, поскольку он был разделяем на четыре части. Элементы, которые соединяли различные части сегментного доспеха вместе (застежки, петли, ремни, крючки, кольца), изготавливались из латуни. Нижняя половина доспеха собиралась из двух блоков (левого и правого), состоящих из нескольких выгнутых полос, стягиваемых на груди и спине с помощью петель кожаными шнурками, подобно ботинку. Полосы в блоках накладывались друг на друга внахлест и фиксировались в таком положении приклепанными к ним с внутренней стороны ремнями. Подобным образом собирались и блоки верхней половины доспеха, расположенные на верхней части спины и плечах. Лишь большие широкие нагрудные и наспинные пластины, имеющие вырезы для шеи, соединялись ремнем с пряжкой. Они, в свою очередь, приклепывались к наплечникам и украшались декоративными петлями. Обе половины доспеха, верхняя и нижняя, могли скрепляться между собой при помощи крючков или ремней с пряжками. Причем крепления располагались на спине с внутренней стороны, а на груди — с внешней стороны доспеха. Таким образом, уже соединенный сзади панцирь при определенных навыках можно было сравнительно быстро накинуть на себя, подобно рубашке, а затем завязать и застегнуть спереди.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Римский сегментный доспех был практичным и удобным доспехом, который было удобно хранить и перевозить. В случае износа ремешков или металлических пластин, доспех можно было перебрать, заменяя изношенные части. Толщина металла римского доспеха варьировалась от 1мм до 2мм. Поэтому вес мог был от 9 до 13 кг.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Кольчуга и другие типы ламинарных доспехов хуже предохраняли воина, чем сегментный доспех, но обеспечивали большую подвижность. Кольчуга была тяжелее сегментного доспеха и сложнее в изготовлении. Однако вспомогательные когорты, где требовалась свобода действия, снабжали именно кольчугами, а не ламинарными доспехами. К тому же сегментные доспехи, из-за мягкой конструкции не защищали ни от дробящего и рубящего оружия, ни от попадания под копыта коней. Со временем использование сегментных доспехов было прекращено вследствие высокой стоимости ее изготовления и обслуживания. Европейские доспехи, подобные римским, использовались также в 16 веке, и были собраны на скользящих заклепках. Японские сегментные доспехи крепились шёлковыми шнурами.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Самым же защищённым гибким мягким доспехом был «зерцало». Который стал самым «тяжёлым» из доспехов применяемых на Руси и в Азии. Первоначально появились круглые зерцала, привязываемые ремнями поверх кольчуги. Которые были наиболее широко распространены в 15—17 веках и носились не только с кольчугой, но и с другими доспехами, включая ламелляры, куяки, и порой даже поверх карацены. Поскольку защита, обеспечиваемая небольшими круглыми зерцалами, была ограниченной, то в 16 веке появились прямоугольные зерцала, лучше прикрывающие тело.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Различают так же зерцало личное, состоявшие из четырех больших пластин: нагрудной, наспинной и двух боковых. И которые так же не были самостоятельным доспехом, а являлись лишь усилением корпусной брони, и надевались поверх кольчуги или дощатого панциря.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Полный зерцальный доспех был самостоятельным доспехом. Такой тип доспеха состоял из больших круглых грудной и спинной пластин, а также множества других пластин, образовавших две половины — переднюю и заднюю. Каждую половину составляли: средняя доска, или круг, боковые дощечки, верхние (над кругом), или ожерелье, и обруч — часть, обхватывающая шею; у передней половины были еще нарамки — плечевые скрепления, а у задней — наплечки. Пластины зерцал имели прямоугольную, восьмиугольную и круглую формы. Боковые пластины зачастую были прямоугольной формы и иногда могли иметь подмышечную выемку. Количество пластин могло быть от 10 и до 40, в зависимости от их размеров. У таких доспехов, зачастую были в наличии кольчужные подолы. В 40-е годы 17 века на основе увеличенных зерцал возник зерцальный доспех, изначально состоявший из четырёх прямоугольных зерцал, расположенных вокруг тела, образуя подобие кирасы. Подобный доспех обеспечивал достаточную защиту от основного вооружения в регионе своего распространения. Легкого клинкового в виде сабель и стрел.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как и любой другой железный доспех, ламеллярные доспехи подвержены коррозии. Если делали пластины из бронзы, кожи, кости такой проблемы не было. Хотя органические материалы, все же, гниют. Основное противоядие от ржавчины — периодическая смазка ламелляра жиром или маслом. Чтоб вода как с гуся! Для ламеллярной брони самое опасное применение — зимой. Снег налипает на пластины и забивается в щели между ними. Приходится сперва очистить доспех щеткой, затем протереть сухой тряпкой и обязательно положить на просушку возле печи. Другая беда ламелляров — ржавчина с изнанки доспеха. Сражаешься и потеешь, поддоспешник соответственно мокнет, а надетый на нее доспех ржавеет. Рецепт тот же — масло, сушка, чистка, масло.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Ржавчина же очень некстати цепляется за внутреннюю поверхность чешуек, в том месте крайне тяжело её очистить, поэтому внутреннюю вогнутую сторону чешуйки красили, покрывали лаком, воронили или лудили - в общем, защищали от коррозии.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Также ржавчина цепляется за верхний край пластинки в районе крепления, поэтому в стародавние времена чешую сверху крепили чаще всего при помощи кожаных шнурков, а не заклепок, потому что под шляпками заклепок тоже собирается грязь и влага и начинает ржаветь. Кожаный шнурок при движении как бы стирает грязь. На заметку: где трет - там не ржавеет. Это вовсе не означает что не пользовались заклепками. Польская шляхта собранным такими способом доспехами во всю пользовалось. Просто имел смысл защитить металл от коррозии сверху в месте крепления. Для этого пластину к основе надо обязательно кpепить чеpез шайбы или планки шиpиной в два диаметpа заклепки или длинной в шиpину пластины. Последнее более пpедпочтительно, так как лучше pаспpеделяет нагpузку на ткань. Шайбы и планки были довольно тонкими и часто неметаллическими. Заклепки для веpхнего кpая использовали с потайными головками, для более плотного пpилегания пластин, а центpальную - с полусфеpической или чечевицеобpазной головкой.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Наружную выгнутую, видимую всем сторону пластин доспеха не обязательно было чем-то красить или покрывать. Она легко очищается. Но есть несколько примеров золочения наружной части пластин, конечно такие доспехи были не для боевого, а скорее, для парадного применения.

Русский кольчато-пластинчатый доспех

В XV‒XVI веках русский защитный доспех претерпел значительные изменения. Они связаны с широким распространением кольчато-пластинчатых доспехов, которые серьёзно потеснили кольчугу в качестве основного защитного вооружения. Важнейшим фактором, повлиявшим на трансформацию доспехов, стала ориентализация военного дела. Свою роль сыграла и насущная необходимость обеспечить эффективную защиту от стрельбы степных лучников — и в то же время сохранить подвижность и гибкость сочленений доспеха.

Разновидности кольчато-пластинчатого доспеха

Кольчато-пластинчатые доспехи представляют собой разновидность корпусной защиты, состоящей из металлических пластин, соединённых друг с другом при помощи вставок из кольчужных звеньев. Такой доспех совмещал высокую прочность пластинчатого бронирования с гибкостью и подвижностью, которые могут обеспечить кольчужные сочленения. С равной степенью эффективности он спасал воина и от укола стрелы, и от удара сабли. Чтобы его пробить, приходилось использовать чекан, кончар или пику с гранёным наконечником. Часто корпусный доспех дополнялся кольчужной бармицей, рукавами и подолом или же носился поверх мягкого тегиляя.

​Знатный воин в бехтерце, начало XVI века. Реконструкция М.В. Горелика - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Знатный воин в бехтерце, начало XVI века. Реконструкция М.В. Горелика

Впервые конструкция кольчато-пластинчатого доспеха, по предположению М.В. Горелика, появилась в конце XIV века на Ближнем Востоке. Оттуда в следующем столетии она распространилась на Среднюю Азию, а затем через Золотую Орду — на территорию Московской Руси и Великого княжества Литовского. Траекторию этого заимствования можно проследить на примере названий, под которыми кольчато-пластинчатые доспехи упоминаются в документах. Все они имеют среднеазиатское, персидско-татарское происхождение.

Существовало несколько видов кольчато-пластинчатых доспехов, различавшихся кроем, количеством и размером металлических пластин, способом их вплетения в кольчужное полотно. Чаще всего к ним относятся бехтерцы, юшманы и калантари.

Бехтерец

Наиболее известным типом кольчато-пластинчатого доспеха был бехтерец. Это название происходит от монгольского слова бэктер — «панцирь» или «кольчуга», которое, в свою очередь, возможно, происходит от персидского слова бегтер с тем же значением. Как сам доспех, так и его название пришли на Русь из Средней Азии в XV веке. Первое документальное упоминание бехтерца встречается в духовной грамоте Григория Дмитриевича Русинова, датированной 1521–1522 годами: «…А со мною на службе доспеху шолом шамахеиской да бехтерец…».

​Русский бехтерец, начало XVII века. Музей Войска польского в Варшаве - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Русский бехтерец, начало XVII века. Музей Войска польского в Варшаве

Однако нет сомнения, что к названному времени этот тип доспеха был уже хорошо известен. Например, в 1486 году московский посол при дворе миланского герцога Георг Перкамота сообщал, что воины Ивана III во время войны пользуются «лёгкими панцирями (corazzina), какие употребляют мамелюки султана». Автор в оригинале пользуется термином «пластинчатый», однако, по мнению А.Н. Кирпичникова, речь здесь скорее идёт о кольчато-пластинчатом доспехе, широко распространённом в то время среди турецких всадников. Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в царствование Василия III, описывал вооружение русских всадников следующим образом: «Некоторые имеют кольчатый панцирь и нагрудный доспех (Brustharnist), состоящий из соединённых вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи». В доспехах такого рода изображены воины московской конницы на картине «Битва под Оршей» 1520-х годов. В Боярской книге 1555–1556 годов, десятнях XVI века и других документах поместной службы бехтерец упомянут 36 раз. Он является третьим по распространённости видом доспехов московского поместного войска.

Бехтерец XVI–XVII веков изготавливался из мелких прямоугольных пластин, соединённых кольцами с двух коротких боковых сторон и собранных вертикальными рядами с двойным или даже тройным нахлёстом пластин друг на друга. Кольца продевались с боков бахтерных пластин: одно кольцо в две пластины при двойном и в три — при тройном нахлёсте. Количество пластин, использовавшихся для изготовления доспеха, могло доходить до 1 500. Наиболее популярными были бехтерцы с 3–9 рядами пластин на груди и спине и кольчужными рукавами, боками и подолом. Кольчужные перемычки между бахтерными рядами состояли из трёх рядов колец. Иногда для усиления перемычки средний ряд колец дублировался ещё одним кольцом.

​Плетение бехтерца с двойным и тройным нахлёстом пластин - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Плетение бехтерца с двойным и тройным нахлёстом пластин

Бехтерец имел вид куртки без ворота и без рукавов, с застёжками на плечах и правом или левом боку. На Востоке его часто делали приталенным, используя зауженные пластинки в центральных и боковых рядах. Кроме того, его могли снабжать рукавами и кольчато-пластинчатым подолом. Из-за жёсткой системы крепления вертикальных рядов пластин бехтерец несколько проигрывал кольчуге в гибкости, но превосходил её по прочности. Дополнительным плюсом было то, что на его производство уходило почти вдвое меньше времени, чем на изготовление кольчуги.

В Оружейной палате хранятся четыре экземпляра этого вида доспеха. Наиболее интересен бехтерец работы мастера Кононова, изготовленный в 1620 году для царя Михаила Романова. Грудь доспеха состоит из пяти рядов мелких пластинок (по 102 в каждом), спина — из семи рядов, правый бок — из двух, левый — из трёх рядов с расчётом, что третий ряд будет закрываться при застёгивании доспеха. В каждом боковом ряду по 57 пластинок. Всего в доспехе 1 509 пластинок. Они изготовлены из сталистого железа. Ширина почти всех пластинок одинаковая — 15 мм, толщина — 1 мм, длина различна в каждом ряду: в плечах пластинки длиннее, в талии — короче. Каждая пластинка выпукло-вогнутая, вычеканена специальным чеканом, следы которого ясно видны с внутренней стороны. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляли на плечах. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Длина бехтерца работы Кононова 66 см, ширина — 55 см, вес — 12 кг. Доспех, поражающий своей красотой и изяществом отделки, в описи 1687 года оценён в 1 000 рублей.

​Бехтерец работы мастера Кононова. Оружейная палата Московского Кремля - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Бехтерец работы мастера Кононова. Оружейная палата Московского Кремля

Юшман

Название «юшман» происходит от персидского названия наборного панциря джоу-шен, передававшегося татарами как юшан или юмшан. Нынешняя форма написания утвердилась в историографии лишь в XIX веке. Как и бехтерец, этот тип доспеха первоначально появился на территории Средней Азии или Ирана, а оттуда проник в Турцию и Россию. Впервые юшман упоминается в Духовной грамоте Григория Васильевича Жукова-Оплечуева 1540–1541 годов: «Да дал есми зятю своему Ивану Ондрееву сыну Мечева коню солов да юмшан».

Внешне юшман несколько напоминал бехтерец: его также кроили в форме куртки, часто при этом снабжая воротом, короткими рукавами и подолом. Большинство юшманов имели осевой вертикальный разрез и застёгивались на груди как кафтан. Главной особенностью этого типа доспехов был более крупный размер передних пластин, соединявшихся друг с другом, как и у бехтерца, в вертикальные ряды внахлёст при помощи кольчужных вставок. Для застёгивания доспеха к нагрудным пластинам прикреплялись крючки и пряжки. Для спинной части использовались пластины меньшего размера, но в большем числе. Боковые ряды юшманов могли состоять из одного, двух, иногда из трёх рядов, имевших скошенные и приталенные верхние пластины. На один доспех уходило около 100 пластин, в то время как в бехтерце их число достигало полутора тысяч. Впрочем, документы различают в юшманах «доски широкие» и «доски мелкие», что предполагает наличие мелкопластинчатых доспехов, сходных с бехтерцом.

​Московский юшман XVII века из музея «Коломенское», Москва - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Московский юшман XVII века из музея «Коломенское», Москва

Гибкость юшмана в сравнении с кольчугой была ещё ниже, чем у бехтерца. При этом его было труднее прогнуть тяжёлым ударом, ломающим кости. Несколько уступая бехтерцу по защитным свойствам, юшман в то же время был ещё менее трудоёмким в изготовлении. Его носили как самостоятельно, так и поверх кольчуги. Крупные пластины доспеха позволяли мастеру проявить свою фантазию при декоративной отделке.

Юшман не так уж часто упоминается в документах в сравнении с гораздо более широко представленным бехтерцом или кольчужным доспехом. Эта редкость контрастирует с большим числом имеющихся археологических находок юшманов, дошедших до нашего времени. Сегодня в Оружейной палате находятся три юшмана работы восточных оружейников.

Доспех царя Михаила Романова наиболее характерен для этого типа. Грудная часть включает три ряда пластин: в двух рядах — по шесть, а в третьем — восемь более мелких пластин. Спинная часть включает три ряда, в каждом по 18 пластин. На боках — по три ряда: в средних рядах по три пластины, а в крайних — по пять. Всего в доспехе насчитывается 106 пластин. Они изготовлены из стали, украшены богатой золотой насечкой, на некоторых едва заметны арабские надписи. Длина юшмана — 75 см, ширина в подоле — 50 см, вес — 14,7 кг.

​Турецкий юшман XVI века. Арсенал, Стокгольм - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Турецкий юшман XVI века. Арсенал, Стокгольм

Калантарь

Происхождение термина «калантарь» остаётся неизвестным. Исследователи обычно также относят его к числу восточных заимствований из татарского или персидского языков. Согласно предположению О.В. Шиндлера, он может происходить из персидского калантар — «старейшина племени», «предводитель», «старшина».

Первое упоминание о калантаре встречается в Кирилло-Белозерском списке «Задонщины», датируемом 1470-ми годами: «Кони ржуть на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенить слава по всей земли русськой, чюдно стязи стоять у Дону великого (…) светяться калантыри злачены». Иван Грозный носил калантарь во время Казанского похода 1552 года: «И стояше весь вооружен во златыя броня, в рекомый калантырь, и готов на подвиг».

​Калантарь турецкой работы. Музей армии, Париж - Русский кольчато-пластинчатый доспех | Warspot.ru

Калантарь турецкой работы. Музей армии, Париж

Описание калантаря, сохранившееся в описи Оружейной палаты 1687 года, говорит о его сходстве с юшманом: «Калантарь стальной, доски прорезныя, пряжи и наконечники и гвоздья железные золочены, застежки тесьма шелк зелен, червчат с золотом». Главное отличие между этими видами доспехов состоит в технике вплетения стальных пластин в кольчужное полотно. В бехтерцах и юшманах пластины находили одна на другую, образуя вертикальные ряды. В калантаре пластины вплетались в кольчужное полотно со всех четырёх сторон, имея вдоль каждого своего края отверстия для продевания колец.

По этому признаку О.В. Шиндлеру удалось распознать калантарь в доспехе, хранящемся в Государственном историческом музее в Москве под инвентарным № 68257. Доспех состоит из 54 квадратных пластинок, собранных на кольчужные кольца. У калантаря имеются кольчатые воротник, подол и рукава. С этим доспехом схож другой доспех турецкой работы, экспонирующийся сегодня в Музее армии в Париже.

Как это было. Часть 4. Латы.

Как это было. Часть 4. Латы.

Требования к прочности доспехов в 16 веке существенно возросли, ведь уже применялось огнестрельное оружие. Что привело к появлению так называемого максимилиановскго доспеха названный так по имени императора Максимилиана I. И имеющего претензию на максимальность защиты. Это были германские доспехи первой трети 16 века. По внешнему виду максимилиановский доспех схож с итальянскими доспехами, но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех , имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха, и позволяющих получить более прочную конструкцию при меньшем весе. При этом доспех, в отличие от готического, а подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции.

Как это было. Часть 4. Латы.

В результате латы под самый конец своей эволюции достигли веса в 33 кг. Кольчуга под них уже не надевалась, но это позволило увеличить толщину броневых пластин до 3 мм. В качестве материала использовалась сталь. Дав доспехам этого периода романтическое название «белые доспехи». «Белые доспехи» — это цельнопластинчатые латы из полированной стали сверкавшие на солнце и оттого-то казавшиеся «белыми». Порой даже аркебузные пули и арбалетные болты пробивали панцирь 16 века только при стрельбе в упор.

Очень большей прочностью обладали специальные турнирные латы, “лобовая броня” которых достигала сантиметровой толщины. Никакому современному им оружию они не поддавались в принципе, но и весили до 80 кг, а подвижность воина в них была ограничена возможностью слегка шевелить правой рукой, наводя копье. Вот в них да, упавший рыцарь встать не мог. Да и на коня взбирался не сам. А с помощью крана.

Исторические поножи и современная реконструкция.

Помимо боевых или турнирных доспехов, в это же время появились и так называемые парадные или костюмные доспехи. Которые максимально облегчались, за счёт толщены метала. И отличались богатой отделкой, в том числе и гравировкой.

Подлинного расцвета производство пластинчатых лат достигло в Европе только в первой половине 17 веков, когда они производились из доменного железа и употреблялись преимущественно для украшения замковых интерьеров. Впрочем, и декоративные доспехи, оставались вполне функциональными.

Как это было. Часть 4. Латы.

В Японии так же получили распространение выполненные из сегментов доспехи. Но размер пластин в них был намного меньше. Технологии, существовавшие в стране Восходящего Солнца, тогда существенно уступали европейским. В результате количество пластин, могло достигать нескольких десятков. Представляя из себя аналог европейского сегментного латного доспеха 13-14 веков. Выше средневековая японская технология подняться не могла. Да и доступны такие доспехи были далеко не всем в Японии. Большинство самураев использовали тканевые, а то и бумажные или бамбуковые мягкие доспехи.

Как это было. Часть 4. Латы.

Нет и в Японии был очень дорогой и престижный доспех на основе импортной испанской кирасы и испанского шлема (дополненного японским назатыльником). Дословно такой доспех назвался в Японии «доспех южных варваров» иногда в комплекте с европейскими наплечниками, носимый с японскими частями доспехов. При этом, во избежание ржавчины, импортные части доспехов покрывали лаком (нередко цветным). Что любопытно, шлем одевался задом наперёд (назатыльник крепился японскими мастерами так, что после этого шлем можно было носить только задом наперёд, но зато гребень шлема оказывался спереди), а латное ожерелье одевалось не под (как обычно в Европе), а демонстративно на кирасу.
Кроме оригинальных импортных доспехов, существовали также и подражания. Буквально «голубиная грудь» — доспех с выпуклым ребром жёсткости посередине груди, созданный под впечатлением испанских кирас, но на японский манер и в японском стиле. В отличие от испанских кирас, ребро жёсткости могло иметь дополнительное наклёпанное усиление, а сама кираса могла быть выполненной сегментной из полос. Обычно такой доспех носился в комплекте с японскими остроконечными шлемами, созданными под впечатлением испанских.

Как это было. Часть 4. Латы.

Доспехи требовали постоянного ухода. Порванные ремни, поломанные пряжки, сорванные заклёпки немедленно заменялись. Повреждения креплений, не замеченные вовремя, делали доспехи практически бесполезными. Доспехи легко ржавели. А проржавевший доспех не защищал своего хозяина. В тоже время доспехи стоили огромных денег. Так что их внешний вид следовало поддерживать не только из соображений престижа. Доспехи постоянно обрабатывали пемзой и натирали оливковым маслом. В результате поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального блеска. Но применялись и другие способы защиты доспехов от коррозии. Их лудили, наносили на латы смазку из жира и сажи. Применялись так же различные виды воронения, чернения или покраски. Нередко для защиты от царапин и влаги кирасу снаружи обтягивали кожей. Поверх лат также могла надеваться матерчатая куртка — “вапенрок”. Перевозились доспехи обернув тканью или переложив соломой в бочках или корзинах.

Как это было. Часть 4. Латы.

Латные доспехи можно было надеть только с посторонней помощью. И носились они только поверх специальной одежды. Подобной той, которую одевали и под кольчугу (повторяться не буду, смотрите мой предыдущий пост). Первым одевали пластинчатую или кольчужную горжету, застегивающуюся ремешками с пряжками сзади или сбоку, и представлявшая из себя выполненный из пластин стоячий воротник.

Как это было. Часть 4. Латы.

Облегающие кольчужные «шорты» привязывались к рейтузам ремешками. Затем одевали поножи, защищавшие голень. Далее следовали наколенники и набедренники, которые не только крепились ремнями к ноге, но и ещё подвязывались к верхней части чулок. Завершали защиту ног сабатоны - латный ботинки, Крепившиеся к наголеннику.

Как это было. Часть 4. Латы.

Нагрудная и наспинная пластины кирасы застёгивались на правом боку с помощью ремней с пряжками. К кирасе подвешивался налядвянник. Которым прикрывалось сочленение с оплечьем. Оплечья и наручи скреплялись ремнями с пряжками и привязывались к рукавам камзола.

Как это было. Часть 4. Латы.

Как правило наручи состояли из четырёх деталей: оплечья, наплечника, налокотника и непосредственно самого наруча. Последними одевали латные перчатки. Шпоры, шлем, щит и оружие довершали экипировку. Но так воина снаряжали для конного боя. Для пешего боя старались снизить вес доспеха. Обычно отказываясь от защиты ног.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Cуществовал и другие доспехи, который, по степени защиты, были соизмеримы с кольчугой. Онb называется «ламеллярный» — то есть, в переводе с латыни, «пластинчатый». Еще с библейских времен ламеллярный доспех был широко распространен, уступая первенство лишь кольчуге. В ламеллярах сражались кочевники, вожди германских племен и солдаты римских и византийских императоров. Сохранились ламеллярные доспехи чукчей и коряков.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Древнейший тип подобного доспеха это доспех из «чешуи». Чешуйчатыми называются доспехи, состоящие из многих (от 200 до 2,5 тыс.) небольших пластинок (от 2 на 3 см до 6 на 12 см), прикрепленных с одной стороны к основе или шнурам. И применявшийся ещё со времён зарождения цивилизаций. Порой даже — в виде кожаного доспеха из шкуры чешуйчатого животного, кожа которого обработана так, чтобы сохранить естественную поверхность.

Индийский доспех из позолоченной шкуры панголина.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

При этом главный принцип чешуйчатого доспеха всегда оставался незыблем. Каждая пластина заходит на соседнюю, а каждый ряд — на следующий. Благодаря взаимоперекрытию, доспех получается из пластин, толщиной от полу миллиметра до миллиметра. Пластины «чешуи» легко гнуться руками. Но вы же знаете притчу про веник, прутья которого легко переломать по-отдельности? При этом такой доспех наиболее прост в изготовлении. Данный тип доспеха не исчезал даже в Тёмные века и более позднее время, когда в Европе кольчуга стала практически единственным типом доспеха. В этом случае «чешуя» надевался поверх кольчуги. Известно, что европейские пехотинцы носили подобные доспехи вплоть до 1325 г. Бытовали они и в Азии. Применялись изредка и на Руси в 13—18 веках.

Римская бронзовая чешуя, скреплённая кольцами вместо шнура.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Пластинки, как правило, имели характерную форму немного удлиненной рыбьей чешуи, и собирались на основе. Пластинка крепится за верхнюю часть, нижняя часть не закреплена, таким образом достигается подвижность.

Внешне, наиболее характерным отличием чешуи от остальных ламеллярных доспехов являются ряды направленных вниз вытянутых и закругленных краев пластинок.

Для порядка стоит напомнить то, что в Западной Европе до 11 века любой доспех был редкостью. Но развившийся к 11 веку рыцарский класс, из металлических доспехов массово использовал кольчугу, а чешуйчатый и ламеллярный доспехи эпизодически.

Восточная Европа, Азия и Византия, напротив очень любила подобные доспехи. И там в период от 10 к 13 веку прослеживается тенденция к отказу от кольчужных доспехов и перехода к пластинчатым. В том числе и чешуйчатым. Такие панцири были длиной до бедер. Подол и рукава их иногда были выложены более длинными, чем весь панцирь, пластинами. Существовал он на Руси вплоть до 17 века и с 16 столетия назывался по-тюркски "куяком". Чешуйчатые доспехи носили с наручными и кольчужными чулками, а так же защитой на груди в виде одной или двух металлических круглых блях поверх панциря.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Преимущества чешуйчатого доспеха:
1. Защищает от режущих ударов, может спасти от стрел.
2. Может быть изготовлена из различных материалов. Естественно, наиболее прочными будут стальные чешуйки. Но чешуя может быть изготовлена (и изготовлялась) из пластинок вырезанных из кости, рога или китового уса. На период Древнего Рима есть находки бронзовых чешуек. Также для изготовления чешуек использовалась толстая или склеенная в несколько слоев кожа.
3. Достаточная подвижность – вы сможете свободно двигать корпусом, наклоняться и выгибаться.
4. При большем уровне защиты чешуйчатый доспех весит обычно меньше кольчужного.
5. Относительно просто и быстро изготавливается.
Недостатки чешуйчатой брони:
1. Уязвимым местом чешуйчатого доспеха считаются удары снизу. Не защищает от дробящих и рубящих ударов.
2. От колющих ударов защита весьма иллюзорна.
3. Отдельная чешуйка может быть относительно легко вырвана из общего доспеха.
4. Неудобна для защиты конечностей.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Базовыми, но не единственными, являются линейный и шахматный способы сборки. Линейный способ – мы собираем каждый новый ряд чешуек таким образом, что одна верхняя чешуйка перекрывает одну нижнюю. Такой способ сборки немного проще шахматного, и дает большую подвижность. Но такая чешуйчатая броня хуже защищает от ударов. Фактически энергия удара по одной пластине дополнительно распределяется только на ту пластину, с которой она перехлестывается. Шахматный способ сборки чешуйчатого доспеха наиболее часто встречается в изобразительных источниках и среди артефактов. Согласно шахматному способу защищена кожа рыб и пресмыкающихся. Этот способ предполагает - что при сборке чешуйчатого доспеха верхняя чешуйка перекрывает две нижние.

Что любопытно, в древнейшей из дошедших до наших дней римской чешуе основы нет. В ней чешуйки из бронзы были скреплены кольцами. Такой безосновный доспех применялся и в Византийской армии. Где чешуйки скреплялись шнурами. Такие доспехи имеет весьма хаpактеpный и узнаваемый вид из-за линейного образа сборки. И имеют нехоpошую особенность - за ней надо постоянно следить, чтобы вовpемя заменить пеpетеpшийся шнуp, хотя обычно одиночные повpеждения шнуpа не опасны. Способов вязки несколько например сначала проплетается горизонтальный ряд, шнур натягивается(при этом пластины захлестываются друг на друга), затем ряды сплетаются между собой.

Основная чешуя имеет pяд пpеимуществ по сpавнению со шнуpованой:
- пpи наличии заклепки она имеет меньшую пpоницаемость, чем шнуpованая
- наличие основы делает констpукцию более живучей- локальные повpеждения пластин и основы никак не сказываются на функциониpовании бpони в целом
- возможно комбиниpование пластин pазной фоpмы и pазмеpов для лучшей посадки на фигуpе
- возможно применение шахматного способа сборки, что также положительно сказывается на пpочности и пpоницаемости доспеха.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Пластинчатый доспех - это состоящая из металлических пластин броня для прикрытия тела воина. Этот тип доспеха появился ещё в Древнем Риме. Получалось не очень эластичное, но зато более крепкое и надежное боевое снаряжение. Пластины такой брони были весьма разнообразными квадратными, полукруглыми, широкими прямоугольными, узкими продолговатыми толщиной от 0,5 до 2 мм. На них делалось несколько небольших дырок. Через которые пластины нитками или ремешками могли прикрепляться к кожаной или матерчатой основе. Или пластины соединялись кольцами, шнурами, интегрировались в кольчугу. Как правило металлические пластины слегка выгнуты, для большей крепости. На некоторых были миниатюрные выпуклости в виде полусферы — «умбончиками». Для чего кузнец выколачивал их на каждой пластине точно не ясно. Ряд специалистов считает, что умбончики играли туже роль, что и ребро жесткости, компенсируя неважное качество металла. Такой доспех, закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, спасал от стрел, но от ударов копья, топора и палицы не спасал.

Ценность этого воинского снаряжения была высока, и потому им запросто могли рассчитаться «по бартеру». Вот пример. 1287 год. Галицкий князь Владимир Василькович купил село Березовичи, отдав за него «50 гривен кун (денег серебром), 5 локтей скорлата (дорогого сукна) да брони дощатые».

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Клёпано-пришивная пластинчатый доспех состоял из пластин, собранных на матерчатой или кожаной основе. Пластины доспеха пришивались к основе через 5-6 (иногда больше) отверстий или закреплялись одной-двумя заклёпками в центральной части пластины. Размеры пластин составляли около 6×4-6 см, а на доспех их уходило несколько сотен. Широкое применение данный тип доспеха получил в 13—14 веках. В Европе подобный доспех назывался карацена. При этом пластины подобных доспехов могли монтироваться с перехлёстом. Увеличивая защитные свойства доспеха.

Как это было. Часть 3. Гибкие металлические доспехи. Ламеллярный доспех - дощатая броня

Кольчато-пластинчатый доспех — разновидность доспеха из металлических пластин, соединённых друг с другом при помощи отдельных колец или вставок кольчужного полотна, зачастую дополненный кольчужными рукавами, полами. Мог носиться в комплекте с дополнительными защитными элементами, такими, как оплечья, наручи и поножи. Распространены были на Руси и на Ближнем Востоке, где пытались сочетать в них гибкость кольчуги и прочность пластинчатого доспеха. Воин в кольчато-пластинчатом доспехе был хорошо защищен, и, в то же, время сохранял подвижность, гибкость и высокую скорость перемещения. Так на знаменитой картине Васнецова в кольчуге только Илья Муромец. У Добрыни надета карацена или дощатая броня, а у Алеши Поповича пластины «интегрированы» прямо в кольчугу.

Читайте также: