Как закалялась сталь павел

Обновлено: 16.05.2024

Кто он, главный герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь», — образец мужской стойкости и пример для подражания или же тот, кто отщепил от себя все человеческое, чтобы выжить? Зависит от того, в какую эпоху читатель познакомился с произведением и с какого ракурса посмотрел на героя.

Еще недавно «стальной юноша» был примером для юных читателей. Необразованный, выгнанный за шалости из школы сын кухарки сближается с балтийским большевиком Жухраем, который и дает юноше смысловую платформу. Идеология нещадной борьбы с буржуазией ложится на протестную подростковую психику, навсегда закрывая тему поиска себя и взросления. Молодая республика использует героя, требуя самоотдачи и предлагая взамен только чудовищную бедность, и он выбирает единственный способ поддерживать самоуважение — отдавать всего себя святой идее без остатка, «чтобы не было мучительно больно…».

Любой мазохист, несмотря на приносимую жертву, получает удовольствие если не от страданий, то от морального превосходства над теми, кто не может стольким жертвовать и так страдать. Осуждение звучит из уст героя в адрес рабочего узкоколейки, не желающего гробить здоровье в нечеловеческих условиях, собственной девушки и прочего «несознательного элемента».

Кто-то может позавидовать такой убежденности и бессмертной формуле, в которой звучит решение посвятить жизнь борьбе за счастье всего человечества. Но стальной характер, транслируемый молодым поколениям как образец мужской стойкости, с точки зрения психологии не признак личностной целостности, как это виделось строителям коммунизма, а проявление ригидности, жесткости, незрелости и черно-белого взгляда на мир.

То, что нам выдавалось за проявление чуть ли не святости — способность выносить все тяготы служения, — по сути диссоциативный защитный механизм, позволяющий отщепить все человеческое: способность бояться, переживать, чувствовать холод, голод, боль. В этом нет ничего героического, это один из способов психики приспособиться к невыносимым условиям бытия.

Павел Корчагин сегодня

Жизнь молодых сейчас благополучнее и легче, менее полярна и требовательна к проявлению героизма, чем тогда, когда Николай Островский писал «Как закалялась сталь». У них есть условия для размышлений, постепенного личностного созревания, выбора персональных смыслов и общественной позиции. Поэтому для молодежи Корчагин уже не образец для подражания.

Но для старшего поколения он, полагаю, по-прежнему герой. В них крепко вошла героическая способность выстаивать в лишениях и бедах, привычка терпеть, страдать, отщеплять боль и свои человеческие нужды. Причем часто страдания эти легко устранимы, ничью жизнь они уже не спасают, никакой высокой цели не служат, но они привычны и неосознанно повторяются.

Любой непоколебимо убежденный человек, заменивший размышления, сомнения и поиски смысла на формулы и простые ответы, готовый бескомпромиссно бороться с теми, у кого противоположные взгляды, несет в себе черты Павла Корчагина. Остается только надеяться, что он вновь не станет символом нового времени.

Павел Корчагин

Автобиографичный роман «Как закалялась сталь», который написал Николай Островский, повествует о жизни комсомольцев в 1920-ые годы. Главный герой, Павел Корчагин, напоминает автора, который всегда с азартом брался за партийные задачи, будь то организация революции, война, спасение леса, уносимого ледяным течением, или строительство узкоколейки под гнетом атакующего тифа. Писатель ослеп в 24 года и оказался прикованным к кровати из-за паралича, но продолжал активную деятельность в качестве литератора.

Писатель Николай Островский

Писатель Николай Островский

Книга о первом поколении комсомольцев показывает, как закалялись молодые люди, клавшие жизнь на алтарь борьбы за благополучие Родины.

История создания

Роман был завершен в 1932 году, но первая публикация появилась лишь в 1934 году на страницах журнала «Молодая гвардия». Самостоятельная книга была выпущена в том же году и разошлась тиражом в 36 миллионов экземпляров. Литературоведы определяют жанр произведения как социалистический реализм.

Сюжетом для романа послужили события, очевидцем которых был сам Островский. Он описал Гражданскую войну и послевоенный период, когда вся страна трудилась ради восстановления быта. Полным ходом шло социалистическое строительство, и каждый, кто был к нему причастен, ежедневно совершал подвиг ради будущих поколений.

Книга Островского

Книга Островского "Как закалялась сталь"

Поначалу Островский самостоятельно вручную писал текст романа, но болезнь не ослабевала и брала верх над его организмом, поэтому с каждым днем писать становилось все сложнее. Поняв, что разбирать его строчки невозможно, писатель стал пользоваться транспортером. Когда руки отказали, он прибегнул к диктовке, и благодаря добровольным секретарям книга увидела свет. Работать было непросто, так как писатель говорил медленно и прерывисто. В записи романа участвовало 19 человек.

Произведение разделено на две части по 9 глав в каждой. В них описываются детство, отрочество и юность главного героя, его зрелые годы и болезнь.

Сюжет и подвиги

Павел Корчагин

Павел Корчагин

Павел Корчагин имеет непростую биографию, как и сам Островский. Произведение начинается с того, как главного героя изгоняют из школы за шалость. Сын кухарки попадает во взрослый мир, в котором он вынужден не просто выживать, но и подстраиваться под современные реалии. Когда в провинциальный городок, где он жил, добралась весть о свержении царского режима, паренек уже не был ленивым школьником. Он ударно трудился и пытался быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах. Павка прятал оружие, несмотря на строгие указы немцев.

После прихода Петлюры он своими глазами наблюдал грабеж, погромы и убийства евреев. Парень возмущался тем, что происходит, и пытался по мере сил помогать пострадавшим. Поэтому он пришел на выручку матросу Жухраю, приятелю брата. Жухрай открыл Павлу глаза на происходящее, так как видел в нем стойкого бойца и верил, что руками таких юнцов, как Павка, творится будущее.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Как закалялась сталь"

Корчагин спас Жухрая, отбив его у конвоя, за что сам угодил к петлюровцам. У героя не было ничего за душой, и этим оправдывается его отвага. Крепкий, мускулистый парень не испытывал страха, принимая решения, но, когда конвоир предложил расстрелять его, струхнул. Ему чудом удалось спастись и спрятаться у приятельницы, Тони. Дочь лесничего, девушка из другого общества, которая всегда нравилась ему, смогла выручить героя в трудную минуту.

После Гражданской войны Корчагин вернулся в родной город и вступил в комсомольскую организацию. Его возлюбленная Тоня не была принята местным обществом. Слишком вычурной казалась она на фоне местных девушек. Павел разочаровался в ней. Герой стал членом ЧК, но на новом месте чувствовал себя лишним. Сказывались военные травмы. Спустя некоторое время он уехал в Киев, где стал членом Особого отдела. На этом заканчивается первая часть романа.

Рита Устинович

Рита Устинович

Роман продолжается поездкой Корчагина на губернскую конференцию в компании с Ритой Устинович в качестве помощника. Девушка учила его политической грамоте. Сближение произошло само собой, но Корчагин был уверен, что личная жизнь не может занимать первое место, когда встает вопрос о строительстве социализма. Он предпочитает оставить девушку другом и забыть о том, что она привлекательна.

Работая в четыре смены, комсомольцы строят узкоколейку без отдыха и перерывов. Постоянные бандитские налеты затрудняют процесс. Работая без еды и одежды, Павел заболевает тифом. Его близкие думают, что парень погиб.

Выздоровев, герой вновь пускается в работу: приходит трудящимся в мастерские, где заставляет комсомольцев навести порядок, на заседаниях выступает защитником товарищей, а на улицах – заступником девушек. Главная мысль романа, переданная устами Корчагина, заключается в том, что жизнь нужно прожить так, «чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы». Этому девизу он следует на протяжении всей жизни, ценя ее и стремясь принести как можно больше пользы партии.

Павел Корчагин

Павел Корчагин

Он участвует в разгроме оппозиции рабочих и выступает против последователей Троцкого, покушающихся на заветы партии. Смерть Ленина продвинула Корчагина, и волей судеб он встретился с Ритой Устинович, ставшей к тому моменту членом ЦК. Любовь между ними вновь оказывается невозможной: у девушки уже есть семья, а здоровье Павла подкошено болезнью. Героя отправляют в санаторий. Его состояние быстро ухудшается и приводит к параличу. Вспоминая свою жизнь, Корчагин начинает писать и гордится тем, что не прожил бесцельно ни одного дня.

Экранизации

Роман «Как закалялась сталь» неоднократно экранизировали в Советском Союзе. Первый фильм по известному сюжету вышел на экраны в 1942 году и оказался своевременным для поднятия боевого духа людей, участвовавших в Великой Отечественной войне. Подвиги главного героя вдохновляли на героические свершения, а его образ служил примером для тысяч советских граждан. В роли Корчагина выступил актер Виктор Перест-Петренко. По завершении съемок артист отправился на фронт, где погиб во вражеской перестрелке.

Актер Василий Лановой в образе Павла Корчагина

Актер Василий Лановой в образе Павла Корчагина

В 1956-57 годах был снят фильм «Павел Корчагин». Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов пригласили на роль главного героя Василия Ланового.

Позднее, в 1973 году, образ комсомольца на экране воплотил Владимир Конкин, снявшийся в сериале по мотивам романа.

Владимир Конкин в фильме

Владимир Конкин в фильме "Как закалялась сталь"

В 1975 году зрители увидели киноверсию ленты с одноименным названием.

В 2000 году вдохновившиеся произведением китайские постановщики организовали съемки фильма на Украине. В роли Корчагина в этом проекте выступил Андрей Саминин.

Тайны романа «Как закалялась сталь»: В Китае до сих пор Павка Корчагин — самый популярный герой

Автор: Владимир Малышев

Ровно 90 лет прошло с тех пор, как прикованный к постели и почти ослепший Николай Островский начал писать свою легендарную книгу «Как закалялась сталь». В СССР это произведение было одним из самых популярных — к 1991 году ее переиздавали 773 раза, общий тираж составил фантастические 53 миллиона. Роман был переведен более чем на сто языков, издан в ста странах мира. В осажденном голодном и холодном Ленинграде в 1942 года книга Островского была напечатана вручную, и ее десятитысячный тираж был распродан за два часа.

Писатель Борис Полевой вспоминал, как во время обороны Сталинграда заглянул ночью в расположение одного из передовых батальонов. Бойцы собрались у костра: «Все слушали, сидя в напряжённых позах, стараясь не пропустить ни одного слова. Читали роман "Как закалялась сталь". Когда разговорились, бойцы пожаловались, что книга эта одна на весь полк. Для удобства чтения её разорвали на несколько частей и в редкие часы боевого отдыха читали, передавая друг другу листы по мере прочтения».

Да и в наши дни в одном лишь Китае за последние 15 лет роман о Корчагине издали больше 20 раз, и для большинства китайцев Павка — литературный герой № 1. В этой стране книгу Николая Островского до сих пор читают десятки миллионов. А фраза, которую в романе произносит его герой, и сейчас считается хрестоматийной:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

Старшему поколению биография Николая Островского и сам его роман хорошо известны.

Родившийся в небольшом украинском селе будущий писатель стал подпольщиком, потом добровольно ушел на фронт Гражданской войны, был ранен. Занялся комсомольской работой, а потом на ударной стройке узкоколейки, когда пришлось работать по колено в ледяной воде, получил тяжелое заболевание, стал инвалидом, был разбит параличом и почти полностью ослеп. Считалось, что биография самого Островского почти полностью совпадает с биографией главного героя его романа.

Поначалу свой роман автор, прикованный к постели, писал от руки, однако когда Островский уже почти полностью ослеп, то попросил ассистентку взять картонную папку и прорезать в ней полосы размером строки и продолжил писать при помощи трафарета. Через какое-то время рука стала болеть и совсем отказала. Тогда он стал писать, диктуя.

Когда в середине 1932 года роман был, наконец, окончен, и рукопись отправили в журнал «Молодая гвардия», Островский получил в ответ разгромную рецензию, будто в его книге «выведенные типы нереальны». Кстати, это была не первая неудача начинающегося писателя. В 1927-1928 гг. по просьбе друзей Островский написал повесть о котовцах — «Рожденные бурей», но рукопись при пересылке в редакцию потерялась.

Когда первая часть романа «Как закалялась сталь», несмотря на трудности, была все-таки издана, то к полному удивлению издателей тираж разлетелся мгновенно. В библиотеках за романом выстраивались огромные очереди.

Однако литературные критики поначалу не проявили к книге интереса, не было отзывов в прессе, а харьковский цензурный Обллит вообще назвал роман «Как закалялась сталь» антисоветским и потребовал его «немедленно изъять».

Настоящая слава пришла к Островскому только в 1935 году — благодаря известному журналисту Михаилу Кольцову. Из его очерка в «Правде» вся страна узнала о самом факте существования парализованного молодого писателя и его книге.

Роман наперебой стали расхваливать не только партийные пропагандисты. Знаменитый режиссёр В. Мейерхольд рассказывал актёрам своего театра: «Я имел однодневную беседу со Львом Толстым, много беседовал с Антоном Чеховым. Николая Островского я ставлю третьим. Такая необычная культура, такое необычное проникновение в правду жизни, такая способность понимать, что такое искусство». Иерохимонах Сампсон в своих сочинениях «Жизнеописание, беседы и поучения» писал: «В нём были эта огромная любовь к человеку, хотя и атеиста, но всё-таки любовь. Его поразительная работа "Как закалялась сталь" — это выражение любви к человеку. Душевной. И, может быть, даже духовной». Английский историк Д. Линдсей подтверждал: «В его книге нет ни одной фальшивой ноты. Она заставляет гордиться званием человека».

А лауреат Нобелевской премии французский писатель Андре Жид оставил свои записи о встрече с Островским незадолго до его кончины: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: "Это святой"».

Автора «Как закалялась сталь» в СССР начали преподносить до небес. Наградили орденом Ленина. Правительство Украины построило для него в Сочи новый дом, на улице его имени. Писателю дали квартиру в Москве на Тверской улице (тогда улице Горького).

Для того времени это было уже признание его статуса как классика советской литературы. В 1936 году Наркомат обороны присваивает ему почетное звание комиссара бригады. Шьется специальная форма, в ней Островский практически всегда и фотографируется. Чтобы посетить его, делегации выстраиваются в очередь. Превозмогая боль, писатель готовит к публикации новый роман — «Рожденные бурей». Но смерть наступила 22 декабря 1936 года, когда писателю было всего 32 года…

Загадка романа

До сих пор остается загадкой, как Николаю Островскому, человеку, не получившему никакого филологического образования, удалось создать произведение, ставшее мировым бестселлером. Поэтому его постигла почти такая же судьба, как и Шолохова. После краха СССР, когда стали доступны архивы и стали свергать многих прежних кумиров, заговорили о противоречиях в официальной биографии автора и неизвестных прежде подробностях создания его культового романа.

В апреле 2000 года еженедельник АИФ напечатал статью, автор которой рассказал историю о том, как будто бы на самом деле он был создан. Об этом ему якобы рассказала сотрудница издательства «Молодая гвардия» Баблоян. «Я, — заявила Баблоян, — входила в творческую бригаду, которая и создала этот роман… Я — последняя, оставшаяся в живых из этой бригады. А было все это так. Автор прислал рукопись, о литературном уровне которой можно было говорить только условно. Издать ее невозможно. Но отказать ему, старому комсомольцу, мы, работники комсомольского издательства, не могли. Года два рукопись передавали из редакции в редакцию, надеясь, что кто-нибудь найдет выход. Каждая редакция отвечала автору, что ознакомилась с рукописью и передала для дальнейшей работы над нею другой редакции. Автор — Н. Островский — обратился с письмом в ЦК ВЛКСМ, рассказал, что который год не может издать рукопись, отражающую героическую эпоху в истории комсомола.

ЦК ВЛКСМ затребовал рукопись из издательства. Ознакомился с нею. Провел совещание с издательскими работниками. Было решено создать творческую бригаду, которая занималась бы только подготовкой к выпуску романа в свет. Началась упорная, всесторонняя, коллективная работа над рукописью. Хотя мы не совсем верили, что удастся из рукописи, пригодной разве что для редакционной мусорной корзины, сделать что-либо достойное уровня нашего издательства. От нас же не скрывали, что ждут шедевра. ЦК ВЛКСМ систематически контролировал ход работ. По ходу дела созывались совещания. Мы втянулись в работу. Сжились с сюжетом. Стали жить жизнью героев рукописи. Каждая страница прошла через наши сердца и души. Плюс к этому профессиональное мастерство редакторов одного из лучших в стране издательств. И получилось то, что впоследствии стали считать одним из лучших произведений советской литературы. Николай Островский стал советским писателем-классиком…»

Было ли все так на самом деле?

Доведение «до ума» произведений начинающих авторов считалось в то время обычной практикой. Особенно, если речь шла о книгах патриотического содержания.

Хороший, талантливый редактор, порой, становился настоящим соавтором произведения, с которым он работал, о чем, разумеется, никакого упоминания в изданной потом книге не было. Так что такое вполне могло быть и в работе при издании «Как закалялась сталь», однако никакого официального подтверждения рассказ Баблоян не имеет.

Некоторые литературоведы даже считают, что к редактированию рукописи романа был якобы причастен Аркадий Гайдар, который будто бы даже написал для него некоторые главы. Впрочем, все это так и остается на уровне домыслов и предположений, а потому единственным автором романа «Как закалялась сталь» по праву считается Николай Островский.

Цензура и купюры

Впрочем, изданный текст романа все-таки сильно отличается от того, что на самом деле написал Островский. И вовсе не потому, что его старались «улучшить» редакторы, а во многом благодаря политической цензуре. Как установили литературоведы, из рукописи были убраны эпизоды участия Павла Корчагина в «Рабочей оппозиции», упоминания дискуссии о профсоюзах, убраны эпизоды с Троцким в армии и на фронте, бурные дискуссии тех лет с троцкистами и оппозиционерами, приведшие к расколу в партийной и комсомольской среде, сюжетные линии о поддельном студенчестве «приспособленцев» во времена нэпа, об агрессивном мещанстве в быту, существенно изменена даже любовная сюжетная линия главного героя.

Споры между историками литературы идут и вокруг некоторых деталей биографии Николая Островского. За два месяца до смерти в интервью о своей книге Островский признался английскому журналисту, что она не является автобиографичной.

А в предисловии к первому изданию романа, опубликованному в журнале «Молодая гвардия», Островский говорит совсем другое. Он приводит множество подробностей своей жизни, которые абсолютно точно совпадают с биографией Корчагина.

Почти все биографы утверждают, что Островский сражался в Гражданскую в рядах 1-ой Конной армии. Николай в те годы был еще несовершеннолетним, но такое тогда случалось часто. Однако до сих пор нет каких-либо реальных подтверждений службы Островского в регулярной армии. И в его автобиографии от 1924 года нет ни одного упоминания об участии в Гражданской войне.

До наших дней дошел личный учетный листок Николая Островского, который он сам заполнил в 1924 году при постановке на партийный учет. И в графе «Участие в военных действиях и служба в Красной армии» он поставил прочерк. А на следующей странице, перечисляя всю свою трудовую деятельность, Островский повторяет факты автобиографии, никак не упоминая о своем участии в боевых действиях.

Грандиозная книга

Но такое ли уж большое значение имеет то, какой у автора была биография? Даниил Гранин, например, как теперь документально доказано, никогда не был командиром роты тяжелых танков под Кенигсбергом, как он сам о себе писал и говорил в интервью, а служил во время войны политруком в ремонтно-восстановительной бригаде. Александр Грин часто придумывал фантастические истории о самом себе.

У писателя важно не то, что он сам о себе говорит, а то, что он написал. И какое влияние его произведение оказало на читателей. А книга «Как закалялась сталь» произвела впечатление грандиозное. И до сих пор продолжает производить во всем мире.

И это признал даже такой опытный литературный критик, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к коммунистам или к патриотической литературе, как Дмитрий Быков. «Дело в том, — пишет он, отмахиваясь от слухов о том, что книга Островского — плод коллективного труда и от несообразностей в его биографии, — что в этой книге наличествует огромный заряд, огромное нежелание мириться с данностями, огромное нежелание мириться со смертью, с выключенностью из жизни. Этот заряд многим помогал выживать. Функция этой книги грандиозна вне зависимости от ее художественных достоинств».

Когда в 1991 году рухнул СССР и власть в стране, в том числе в области культуры захватили либералы, то книгу «Как закалялась сталь» тут же изъяли из обязательной школьной программы. Зачем нужны герои обществу потребителей? У них совсем другое отношение к жизни. Вот, например, как пишет сегодня о романе в интернете анонимный автор, судя по ее тексту, — нынешняя школьная учительница: «Роман "Как закалялась сталь" — это повествование о самоубийце-мазохисте, о человеке, который ежедневно и целенаправленно убивал себя, отказываясь быть человеком. Павел Корчагин, поначалу смелый, гордый, протестующий мальчишка, вырос в робота-воителя, железного человека, подчинившего свою плоть силе сознания, и добровольно посвятивший себя физическому аскетизму… Сталь закаливают для того, чтобы повысить её твердость и прочность, чтобы она служила долгие годы. Для этого её подвергают тепловой обработке, при которой очень важна точность, недозакалить или перекалить — и сталь становится браком…»

Но на каких примерах тогда воспитывать молодежь? Чему может научить школьников учительница, считающая Павку Корчагина «мазохистом»?

Как может жить страна без подвигов и без героев-Корчагиных? Особенно Россия, которую сейчас осаждают со всех сторон, окружают военными базами и хотят разрушить санкциями.

Она развалится, как сейчас разваливаются США — высокомерная цитадель общества потребления. А в нашей стране, к счастью, такие люди, как Павел Корчагин Островского, есть до сих пор. Это и бойцы 6-й роты Псковской дивизии ВДВ, которые погибли в Чечне, сражаясь с во много раз превосходившей их по численности бандой боевиков-террористов. Это и сбитый в Сирии русский летчик Роман Филипов, который взорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен игиловцам. Это и дагестанский милиционер Магомед Нурбагандов, который под угрозой смерти остался верен присяге, и смело призвал своих сослуживцев: «Работайте, братья!» Их много, и это без них сталь становится браком.

Как закалялась сталь

Николай Островский - Как закалялась сталь

"Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" – пожалуй, одна из самых известных литературных цитат, и вышла она из-под пера Николая Островского.

"Как закалялась сталь" – автобиографический роман, написанный в 1932 году. Роман сразу обрел огромную популярность и стал самым издаваемым произведением советской литературы.

Это книга о стойкости характера, целеустремленности, идейности и, самое главное, безграничной вере в светлое будущее, за которое стоит сражаться!

Лучшая рецензия на книгу

Николай Островский - Как закалялась сталь

7 августа 2022 г. 19:10

Книга просто не может оставить равнодушным. И, если буквально некоторое время назад ее могли назвать политизированной, то сейчас она может помочь выстоять и не сломаться. Точно также, как ее герой. В свое время мы ее в школе изучали в обязательном порядке. И считаю, что это было правильным. Ведь в ней рассказывается не просто путь комсомольца и коммуниста, но становление ЧЕЛОВЕКА.

Буквально в 12 лет Павла Корчагина выкинули из школы. И из-за чего? Из-за того, что был неприятен батюшке. За что насыпал ему табаку в куличи. Конечно, поступок некрасивый, так и батюшка по своему сану не имел права унижать мальчонку. Пришлось идти работать, чтобы заработать на кусок хлеба. И уж здесь-то Павке досталось сполна. Опять унижали, заставляли работать за себя и за того парня, обманывали. Это его-то, с…

Год издания: 2018

Мягкая обложка, 448 стр.

Возрастные ограничения: 12+

1. Японский перевод романа (1936) был выполнен мужем Ёсико Окада Рёкити Сугимото ja:杉本良吉, который после побега этой семейной пары в СССР был расстрелян как иностранный шпион.
2. Роман и его герой Павел Корчагин пользуются большой популярностью в Китае.
3. В Москве есть улица Павла Корчагина, единственная улица в Москве, названная в честь литературного героя.
4. Второстепенный персонаж по имени Павел Корчагин присутствует в повести «Школа» Аркадия Гайдара, написанной несколькими годами ранее.

«Как закалялась сталь» — автобиографический роман советского писателя Н. А. Островского (1932). Книга написана в стилистике социалистического реализма.
В апреле 1934 года журнал «Молодая гвардия» начал публикацию романа, в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрёл большую популярность, общий тираж составил не менее 36,4 млн экземпляров.
Роман повествует о судьбе молодого революционера Павки (Павла) Корчагина, отстаивающего завоевания Советской власти в Гражданской войне.

В конце 1930 года тяжело больной Николай Островский начинает писать роман «Как закалялась сталь». Изначально текст романа писался Островским от руки, однако, по причине болезни строка находила на строку, разбирать написанное было трудно, темпы написания не удовлетворяли писателя. Однажды он попросил ассистентку взять картонную папку и прорезать в ней полосы размером строки, так родилась мысль о транспораторе, сперва это не очень получалось, но техника пользованием транспоратором совершенствовалась с каждым днем, сначала в транспоратор вкладывали по листику, потом стали вкладывать сразу пачку бумаги. Работал автор по ночам в тишине, исписанную страницу нумеровал и сбрасывал на пол. Через какое-то время рука стала болеть и отказала. С этого момента роман стал писаться под диктовку. Диктовал он медленно, отдельными фразами, с большими перерывами между ними. В процессе написания возникли трудности с бумагой, которые с большим трудом удалось решить. Весь 1931 год шла напряжённая работа над первой частью романа, к маю были написаны первые пять глав, к 25 октября все девять глав первой части романа были закончены. В апреле 1932 года писатель получает заказ от издательства на второй том романа. В связи с резким ухудшением здоровья писатель переезжает на юг к морю, где продолжает работу над произведением. Вторая часть романа полностью пишется под диктовку и заканчивается к середине 1932 года. После издания Островский пишет: «Книга издана, значит признана! Значит — есть для чего жить!».

Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени . Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Н. Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н. Островского.

В апреле 1934 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрёл большую популярность.

Роман неоднократно экранизировался в СССР. Первая экранизация книги Николая Островского — фильм «Как закалялась сталь» — вышел в 1942 году, в тяжёлое время Великой Отечественной войны. Тогда главный герой романа Павел Корчагин призван был вдохновить на подвиги советских людей, ведущих борьбу с нацистскими захватчиками. Его образ воплотил актёр В. Перист-Петренко, который повторил трагическую судьбу своего героя — сразу же после съёмок в фильме он ушёл на фронт и в этом же году погиб.

В 1957 году вышла совместная режиссёрская работа Владимира Наумова и Александра Алова «Павел Корчагин», в которой главного героя сыграл Василий Лановой.

В 1973 году режиссёром Николаем Мащенко был создан шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь», в котором образ Корчагина воплотил на экране Владимир Конкин. Фильм получил две премии им. Ленинского комсомола. Павка в исполнении Конкина отличался от прежних экранных Корчагиных бо́льшим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью. В 1975 году под тем же названием «Как закалялась сталь» вышла также киноверсия этого фильма.

В 2000 году 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине, был признан в Китае лучшим сериалом года. В роли Корчагина снялся украинский актёр Андрей Саминин (укр.)рус.

Как закалялась сталь павел

Только когда в 1935 году писатель Михаил Кольцов опубликовал очерк "Мужество" в газете "Правда", о героизме писателя Николая Островского узнала вся страна. Он был очень воодушевлён успехом и принялся за роман "Рождённые бурей", но 22 декабря 1936 года Николай Алексеевич Островский умер. Первая часть романа опубликована после его смерти.

Экранизация 1942 года.

Фильм "Как закалялась сталь"

Режиссёр Марк Донской. Композитор Лев Шварц.

Киевская и Ашхабадская киностудия.

Фильм снимался как боевой киносборник. Это оправдывалось тем временем. В сценарий включили начало немного исправленного романа. Главная идея - убей немцев!
Неважно, что действие происходит в другие годы, мысль закладывалась правильная.

Павел Корчагин

При всех недочётах, а фильм снимался буквально "на коленке", так как киностудия эвакуировалась, фильм заслуживает внимания. Исполнитель главной роли актёр Виктор Перест-Петренко в 1943 году ушёл на фронт, а ведь мог оставаться в тылу. Прошёл до самого Берлина младшим лейтенантом, командиром стрелкового отделения. Демобилизовался в 1946 году и работал в Центральном детском театре. Умер в 40 лет. Информации нет. Возможно, сказались ранения.

Экранизация 1956 года.

Фильм "Павел Корчагин".

Режиссёры : Александр Алов и Владимир Наумов. Композитор Юрий Щуровский.

Киевская студия художественных фильмов.

По сценарию было задумано отображение части романа, в основном - строительство узкоколейной дороги. Обрывками отражается жизнь Павки Корчагина, быстро и динамично развивается сюжет. Но впечатление от фильма всё равно не портится. Наверное, потому что все читали роман и вопросы о том, откуда появлялся или куда исчезал тот или иной персонаж не возникали. Образ, созданный Василием Лановым в фильме 1956 года, был именно таким Павкой Корчагиным, о котором мы писали сочинение в школе.

Павел Корчагин

Кстати, роль Павла в этом фильме должен был играть Георгий Юматов, но он заболел и съёмки остановили. В соседнем павильоне снимался фильм, где небольшую роль играл студент Лановой и режиссёры Алов и Наумов обратили на него внимание. Юматов потом долго обижался на Ланового, они помирились только в 1971 году на съёмках фильма "Офицеры".

Со слов самого Василия Ланового, режиссёры стремились к более глубинному раскрытию образа Павла Корчагина, как человека, сосредоточенного на своих идеалах мира. Ему во время съёмок напоминали быть серьёзнее и играть человека, который несёт свой крест. Всем известен факт, что когда у Николая Островского побывал французский писатель Андрэ Жид, он сказал: "Я видел современного Иисуса Христа".

Фильм не зря назвали "Павел Корчагин", именно его образ в фильме главный и остальные почти незаметны, даже главные женские роли промелькнули, не оставив впечатления. Пересмотрев сейчас фильм, отмечу Риту Устинович в исполнении Эльзы Леждей.

Павел Корчагин

Экранизация 1973 года.

Шестисерийный телефильм. Режиссёр фильма Николай Мащенко. Сценаристы (заметьте!) Александр Алов и Владимир Наумов. Композитор Игорь Шамо.

Киностудия им. Довженко.

После этого фильма я отчётливо понял: жил реальный человек, Николай Островский - и это не выдуманная история о герое, а жизненный подвиг молодого парня, который не сдался страшной болезни! Я хорошо помню слова Павла Корчагина, сказанные Жухраю:

Если тебе скажут, что я мёртв не верь этому до тех пор, пока сам не увидишь. Когда увидишь, не говори, как говорят, обычно в таких случаях: "Он мог бы ещё жить. Нет, если бы хоть одна клеточка в моём организме могла бы жить, могла сопротивляться, я бы сопротивлялся. Я уйду только абсолютно разгромленным, но я покажу этой старой ведьме, как умирают большевики.

Павел Корчагин

Да, Павка Корчагин в исполнении Владимира Конкина отличается от образа, созданного Василием Лановым, но он кажется ближе и понятнее. Здесь Павел более земной человек, сильный, волевой, но более человечный. И именно Владимир Конкин "вытягивает" этот фильм. Хотя сценарий написан такими великими авторами, пишут, что режиссёр очень сильно его переработал. Фильм "Павел Корчагин"(1956) вселяет надежду, а "Как закалялась сталь"(1973) производит тягостное и безысходное впечатление.

Но роль Владимира Конкина в фильме достойна восхищения!

Очень хороши и женские образы.

Тоня Туманова — актриса Наталья Сайко. Её Тоня - тонкая и интеллигентная девушка, которая искренне любит Павку, но понимает, что не может безоговорочно поддерживать его взгляды и его образ жизни.

Павел Корчагин

Рита Устинович — актриса Антонина Лефтий. Её Рита отличается от образа, созданного Эльзой Леждей, но ведь и Павел в этом фильме мягче и лиричнее. Мне немного не хватило в ней твёрдости характера. Она ведь должна быть боевой комсомолкой!

Павел Корчагин

Конечно, хочется вспомнить актрису Максимову Антонину Михайловну, которая сыграла маму Павла Корчагина. Её материнские глаза, наполненные болью, зрители запомнили в фильме "Баллада о солдате"(1959). Актриса не понаслышке понимала, что такое война и потери близких. Она воевала на фронте радисткой. Ещё в молодости, Антонина Михайловна пережила смерть новорождённого ребёнка. Оставалась одинокой всю жизнь, умерла от онкологии в 1986 году, не дожив до своего 70-ти летия.

Павел Корчагин

Владимир Конкин в интервью о современном кино сказал: " — А то, что действительно бы приносило пользу Отечеству, чтобы воспитывались настоящие мужчины, умеющие стоять на коленях перед женщиной с цветами и знающие хотя бы одно стихотворение, вот это — не востребовано! Честь, долг, достоинство, до последней капли крови отдаваться своему делу — не нужно! "

К сожалению, это так. Когда последний раз показали фильм по телевидению? А в школьной программе изучают это произведение?

А вот в Китае 20 -ти серийный фильм, снятый китайским режиссёром Хан Ган с участием украинских актёров, в 2000 году получил приз "За лучшую длинную китайскую драму".

Павел Корчагин

В русскоязычном переводе, к сожалению, не нашел этот фильм, но было бы интересно посмотреть.

Читайте также: