Как закалялась сталь василий лановой

Обновлено: 14.05.2024

Знаменитая экранизация советского романа Николая Островского «Как закалялась сталь», снятая режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым (среди других их соместных работ – «Бег», «Скверный анекдот», «Мир входящему»). В роли Павла Корчагина – знаменитый артист Василий Лановой («Офицеры», «Иду на грозу», «Алые паруса»). Бывший солдат Красной армии Павел Корчагин лежит при смерти и вспоминает жизнь, которую ему довелось прожить. Он был пламенным революционером и участником сопротивлений, сражался с белополяками, участвовал в большой стройке железной дороги, не сдавался несмотря на все трудности быта военного коммунизма. И хотя он пережил немало потерь, оказался в плену белогвардейцев и почти лишился зрения, он хочет во что бы то ни стало запечатлеть свои воспоминания на бумаге. Смотреть онлайн фильм «Павел Корчагин», снятый по самому известному соцреалистическому роману, можно на нашем сайте.

С фильмом «Павел Корчагин» смотрят

Актёры и создатели

Фильм в подборках

Сюжет

Советский союз. 1930-е годы. Слепой Павел Корчагин прикован к постели (его разбил паралич). В таком состоянии он, благодаря трафарету, написал книгу и отправил рукопись в журнал почтой. Но тут герой узнает, что произведение потеряно при пересылке. Кажется, любой человек после такого события сдался бы. Но не Павел Корчагин. Жизнь его ломала ни раз. В голову невольно лезут воспоминания.

Самый разгар гражданской войны. 1919 год. Родная станица Павла - Щебетовка занята белогвардейскими украинскими войсками. Здесь молодой Павка знакомится с взрослым большевиком. Павел дружит с ним и становится сторонником «красных». Спустя некоторое время большевика арестовывают. Корчагин пытается его спасти, но сам попадает за решётку. К счастью арестантов, в город прибывает казачий атаман для проверки полицейских участков. Он считает, что местные жандармы посадили в камеры одну «шпану». Казак выпускает заключённых.

В это время красные берут с боем станицу. Корчагин присоединяется к сторонникам революции и уезжает вместе с ними на поезде. Но война-это не только горячие бои и жаркие схватки, это ещё и нудные переброски на паровозе. Павел уже третью неделю куда-то едет вместе с красноармейцами. Ему это не нравится, он записывается в первую конармейскую армию Буденного. Здесь уже война кипит. Кавалерийские лавины сшибают белогвардейские позиции. Но тут произошло страшное - застрочил вражеский пулемёт. Пуля попадает и в Павла, он падает с коня.

Пуля, к счастью, лишь ранила Павла в позвоночник. Хоть героя и комиссуют с военной службы, он вполне дееспособен. Корчагин подается в город, служить делу революции. Партийное собрание понимает, что на дворе уже осень, а дров для отопления в городе нет. Дрова лежат в нескольких километрах от основной железной дороги. Гужевого транспорта для доставки дров на станцию нет. Партийное собрание постановляет: силами комсомола построить узкоколейную железную дорогу, соединяющею дрова и основную дорогу.

Павел отправляется вместе с другими рабочими на строительство дороги. Поздняя осень. Дожди льют, размывая грунт, рабочие промокают. Герой даже теряет подошву в таком месиве. Кормят плохо- кусок хлеба с маргарином и похлёбка. Но рабочие не сгибаются, они знают, для чего кладут этот путь. Проходит 15 дней. Смена окончена.

Приезжает член партии. Он говорит, что второй смены не будет, людей просто нет. Он оставляет рабочим пулемёт и десяток винтовок, для самозащиты в случае чего. Кто-то уходит со стройки, но большинство остаётся. Остаётся и Корчагин. На следующую ночь отряд белых казаков нападает на мирных комсомольцев. Рубят дозорного, который успел поднять тревогу. Кавалеристы чувствовали себя безнаказанно, но пулемёт охолодил их пыл, и казаки обратились в бегство.

Наступает зима. Теперь помимо укладки рельс нужно расчищать дорогу от снега. Топливо для печек заканчивается, начинают греться вокзальными рамами. В рабочем бараке начинается эпидемия тифа. Это сейчас такого заболевания никто не знает. А в тот век тиф приводил к лихорадке и возможной смерти. С тифом тут же начинают бороться: идут в баню, перестирывают одежду (возбудителем тифа является платяная вошь). Павел Корчагин заражается тифом и у него находят воспаление лёгких. Через некоторое время, путём невиданных усилий, в кратчайший срок- 50 дней, рабочие достраивают дорогу. Город спасён. Павла уже считают умершим, но он выживает. Он лечится в санатории, гражданская война окончена. Кажется, все ужасы в прошлом. Но нет, врач говорит, что на первый взгляд здоровый Павел через год ослепнет, а ещё через некоторое время его парализуют. Так и происходит.

Герой из воспоминаний возвращается к реальной жизни. Вспомнив все свои жизненные трудности, он понимает, утерянное произведение - это не самое большое разочарование. Мужчина берёт лист бумаги, трафарет и ручку. Печатным почерком выводит: «Как закалялась сталь».

Как закалялась сталь (1973)

Как закалялась сталь кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Как закалялась сталь (1973): смотреть фильмы онлайн

отзывы

Есть и другая версия, почему Бурляева не взяли на роль Павки. За свою, как говорилось в специальной бумаге, «внешность рефлектирующего героя» Бурляев попал в список советских актеров, коих нежелательно было снимать в социальных ролях. Кстати, не одного Бурляева можно обвинить в приспособленчестве. Лев Прыгунов тоже раздавал интервью о том, как он ненавидел идейного комсомольца Бонивура, роль которого принесла ему большую популярность.

Да, но для богатых и середняков, это бессмысленный фильм, как и его идея. Такие как Гордон (украинский журналист), ему еще при жизни говорили что то подобное. А про Бурляева так хорошо написал Андрей Мирошин, Бурляев - приспособленец, как блатной приспособленец играл бы Корчагина? Мащенко даже после выхода фильма опасался этого Бурляева. А песня "Товарищ правда" такая классная, жаль, что современные певцы не поют, хотя бы на 9 мая.

№347 Борис Нежданов
. Алов и Наумов сняли предыдущую экранизацию с Лановым. Может, в этот раз захотели увидеть трактовку другого режиссёра.
. А сейчас их мало, что ли? Большинство из нас бедные и угнетённые.

№349 Юрг
На главную роль Павла Корчагина пробовались Александр Самойлов и Анатолий Матешко, был утвержден Николай Бурляев в паре с Натальей Бондарчук на роль Тони. А В. Конкин рассматривался на роли Лещинского и Цветаева.
Из рассказа Н. Мащенко: "Бурляев играл хорошо, однако без той неистовости, которая просто необходима для этой роли. Я сказал ему: «Слушай, Коля, ты все правильно делаешь, но в твоих глазах не видно веры». На что он мне ответил: «Николай Павлович, так я и не верю». И мы расстались полюбовно, без обид. А Конкин в это время играл у меня в массовке солдата. Так вот его игра была как раз с той верой, которая нужна была главному герою моей картины. Кроме того, Конкин был очень похож на молодого Островского".

Бурляев - он уже тогда в другое верил. Сейчас постоянно про Тарковского и "Андрея Рублева" интервью раздает. Многие с фигами в карманах ходили, сейчас - откровенничают. Правда забывают, что профессию и известность получили благодаря Советской власти. Таких как Бурляев в "Голливуде" только до массовки и допустили бы

№349 Юрг
Так вот его игра была как раз с той верой, которая нужна была главному герою моей картины. Кроме того, Конкин был очень похож на молодого Островского".

. Молодой Бурляев больше был похож на молодого Островского, я так считаю, но того огонька, который был у Конкина наверное не доставало. И ваще, Конкин самый лучший Павка Корчагин из всех которые в кино, и Лановой слабО против него, более слащавенький и ходульный))

На главную роль Павла Корчагина пробовались Александр Самойлов и Анатолий Матешко, был утвержден Николай Бурляев в паре с Натальей Бондарчук на роль Тони. А В. Конкин рассматривался на роли Лещинского и Цветаева.
Из рассказа Н. Мащенко: "Бурляев играл хорошо, однако без той неистовости, которая просто необходима для этой роли. Я сказал ему: «Слушай, Коля, ты все правильно делаешь, но в твоих глазах не видно веры». На что он мне ответил: «Николай Павлович, так я и не верю». И мы расстались полюбовно, без обид. А Конкин в это время играл у меня в массовке солдата. Так вот его игра была как раз с той верой, которая нужна была главному герою моей картины. Кроме того, Конкин был очень похож на молодого Островского".

Из интервью Н. Мащенко: "Такого я и представить себе не мог, даже мысли не допускал, что буду снимать картину, главную роль в которой до этого играл Василий Лановой. Знаменитый актер снялся в фильме Алова и Наумова «Павка Корчагин» (1956 год). По невероятному стечению обстоятельств, это был первый фильм, на съемках которого мне посчастливилось присутствовать. Кстати, первую рецензию на картину тоже написал я. Поэтому, когда в 1973 году получил предложение снять телефильм по роману Николая Островского, согласился при условии, что авторами сценария будут Александр Алов и Владимир Наумов, а консультантом станет Марк Донской (режиссер первого фильма «Как закалялась сталь», который вышел в 1942 году). Они согласились"

Алов и Наумов сняли предыдущую экранизацию с Лановым. Может, в этот раз захотели увидеть трактовку другого режиссёра.

Интересно, почему сценаристы сами не сняли, они ведь режиссеры. Мащенко великий режиссер. Шамо малоизвестный композитор, его песня очень хорошая к фильму, но такие песни давно не поют. Такой фильм могут понять и оценить только бедняки и угнетенные.

№344 Лана
. Я Ланового вообще в роли Корчагина не приняла. При всем моем уважении к Лановому, у Корчагина-Конкина

А у меня после прочтения книги в определенном возрасте никакого желания смотреть экранизации Островского не возникло. Так же глупо, как смотреть экранизации стихотворения Пушкина.
А Конкин для меня Шарапов )) А Лановой, например - Алтунин.

№343 Борис Нежданов
. Мне тоже нравится Конкин в этой роли. Больше, чем Лановой, который показался мне довольно однообразным, с почти постоянной трагической миной на лице. И внешне Конкин на Островского больше похож, это ещё в год выхода фильма отмечали.

Я Ланового вообще в роли Корчагина не приняла. При всем моем уважении к Лановому, у Корчагина-Конкина более чистый и вдохновенный взгляд. Как верю, что его Павка был по-хорошему увлечен революцией, комсомолом, желанием построить светлое будущее. И. согласна, Конкин похож на Островского. Особенно, когда мы видим больного Павку, прикованного к постели.

Мне тоже нравится Конкин в этой роли. Больше, чем Лановой, который показался мне довольно однообразным, с почти постоянной трагической миной на лице. И внешне Конкин на Островского больше похож, это ещё в год выхода фильма отмечали.

№340 Риманта
У меня тоже самое получилось! Книга стояла на полке, читать ее совершенно не хотелось. В 11 классе надо было писать сочинение, и я с неудовольствием вытянула ее. Думала, полистаю, гляну. И оторваться не могла! Читается легко, сюжет интересный, полюбила многих героев. Масса любимых эпизодов! Вдохновленная после чтения, одним махом написала сочинение, за которое получила 5+. Как читалось, так и написалось!
.

А я эту книгу несколько раз перечитывала. Очень нравилась. Сочинение писала по этой книге с удовольствием (получила за него пятерку). Восхитила и судьба героя и судьба автора.
Конкин полностью совпал с моим представлением о том, какой Корчагин.

А почему у Конкина карьера не удалась,по моему очень даже удалась,я помню его прекрасные роли в фильмах "Аппеляция","Талант","Марина","Романс о влюбленных","Аты-баты" ,и даже "Тома Сойера" ,и везде он был украшением кадра,просто у него амлуа нетипичного,если так можно так сказать оптимистического трагика,а трагики особой любовью у зрителей не пользуются

У меня тоже самое получилось! Книга стояла на полке, читать ее совершенно не хотелось. В 11 классе надо было писать сочинение, и я с неудовольствием вытянула ее. Думала, полистаю, гляну. И оторваться не могла! Читается легко, сюжет интересный, полюбила многих героев. Масса любимых эпизодов! Вдохновленная после чтения, одним махом написала сочинение, за которое получила 5+. Как читалось, так и написалось!

№273 maslov.wal
Ни в коем случае не хочу оскорбить память мужественного человека , преданного своим идеалам , но есть некоторые сомнения . Помню какое изумление испытал я , впервые прочтя книгу Н.Островского : сколько стояла на книжной полке '' КЗС'' - не доходили до неё руки очень длительное время , поскольку даже в юном возрасте почему то был уверен - просто напичканная лозунгами и идеологическими штампами агитка , по современному говоря '' распиаренная'' нашей тогдашней системой образования и обучения . И вот сподобившись таки однажды на прочтение , с первых глав почувствовал как книга увлекает , что написана она живым , интересным языком . Написана умело , по литературному грамотно и вовсе не сухо , напротив довольно сочно и убедительно . Суть моих сомнений - мог ли человек , без спец. литературного образования написать всё это сам , до единой строчки ? Не было ли при этом т.н. литературных негров , оформляющих мысли тяжело больного Островского , его воспоминания , в стройную литературную форму ?

кто нибудь знает выпускался ли этот фильм на dvd официально и какой компанией?
я видел только пиратские плохого качества и урезанными сериями на dvd 10 . тоесть на 2х пятёрках по 3,5 гб фактически. для фильма такой продолжительности он должен был бы издаваться на двух dvd9/ вот подобное издание интересует. если кто знает или видел когда нибудь в продаже подскажите пожалуйста.

Отличный фильм, великолепный дебют Владимира Конкина -как главного актёра, до этого были только вторые роли.
Знатоки, подскажите, кто исполняет песни к фильму, нежели сам Конкин ?

Фильм отличный, и Конкин- идеальное попадание в роль.
Непонятен только выбор Сайко на роль Тони, в книге она настолько же интересна, насколько блекла и искусственна в фильме.

Когда снимали этот фильм, я был студентом МАДИ и, как многие студенты дневного отделения, подрабатывал там, где сыщу подработку. А вот мои сокурсники нашли себе таковую в Большом театре, рабочими за сценой. Валера Королёв, Юра Ткаченко, кто-то ещё, наверное. И когда снимали в Большом театре что-то из фильма, съезд какой-то, где Корчагин встретился с Ритой Устинович - потребовалась массовка, ну, и наши студенты надели косоворотки и прочее и "попали". на съезд. Их даже видно в кадре, когда зал поёт что-то революционное, гимнообразное, а то ли накануне, то ли вскоре после выхода фильма на экраны телевидения - вышел журнал "Советский экран" с фотографиями поющего зала Большого театра, ну, и Валера Королёв в "главной роли".

Замечательный фильм Как закалялась сталь. Люблю всех его героев. Музыку из фильма, песню. Очень понравилась Тоня. Ну а Павка - само собой. Слава великим героям буденовцам. Я в детском саду так не хотел быть буденовцем. Ни на утреннике вообще нигде,но потом в то же время, когда вспомнил Павку, эти глаза, эта копна волос, этот голос, этот характер, подвиги, бесстрашие, это доброе сердце. И мне захотелось быть буденовцем. Отношение мое переменилось. А так всегда матросом пограничником или милиционером.

Мне показалось, что Владимиру Конкину как раз и удалось сыграть Павку Корчагина именно таким, каким его видел Н.Островский. В нем есть что-то от юной, еще наивной веры в высшие идеалы, что-то от первых пламенных комсомольцев, строящих новую жизнь. До сих пор не могу забыть его улыбку, веселые светлые глаза и слово "братишка". Актеру удалось передать тот фанатизм, что был свойственен молодому поколению. А его ор, крик, о котором пишет Валерий Н., больше направлен на тех же своих, из социалистического лагеря, на всяких приспособленцев,пошляков, лжецов, губящих, уродующих революцию. Именно они и будут производить репрессии в 30-е годы. Они и приведут и страну, и социалистическую идею к краху. А идеализировать царскую Россию не стоит(также как и советскую). В ней тоже хватало бед, несправедливостей, голода, бескультурья и безграмотности ( уже одно "Кровавое воскресенье" чего стоит!).

Куда делась Великая Россия, впитавшая, вскормившая и сохранившая для Землян столько народов и народностей!

Да вроде бы на месте стоит, и нас с Вами еще переживёт, Вы напрасно беспокоитесь так. Россия переживёт всё и всех, не такое видела. Карамзина, Ключевского, Соловьёва и других читаю непрерывно (профессия). Что Вы имели ввиду, призывая их читать, не знаю, но так, на всякий случай, конца России они не предсказывали.

Виктория Никитенко, по поводу главных ролей в этом фильме думаю так же, как и Вы. Всегда встречал только восторги и наконец встретил единомышленника. Мне Конкин тоже показался актёром, не способным вытянуть данную роль. Не попадал он в нужные интонации образа, ну не Корчагин он, равно как и Сайко - не Тоня.

Единственное, что мне не понравилось в этом фильме - это выбор на главные роли Владимира Конкина и Натальи Сайко (начинаю сразу сравнивать их исполнение со старым фильмом не в лучшую для них сторону).
(Честно говоря, мне настолько не понравился Конкин в роли Павла Корчагина, что я очень долго не могла его воспринимать и в роли Шарапова).
Мне почему-то до сих пор кажется, что в "Как закалялась сталь" Конкин в некоторых местах сильно переигрывает, а в некоторых, наоборот, не дотягивает.
- Валерий Н.,

Самое страшное, вы не понимаете, что если бы не было в 17-м "Корчагиных" не было бы в 41-м Отечественной!

То есть, Вы считаете, что гражданская война спровоцировала Великую Отечественную, правильно я Вас поняла?
А если не было бы революции, то, надо полагать, Вы сейчас были бы не менее, чем приближенным к царю-батюшке, ну, уж никак ни "крестьянином-безлошадником" или пролетарием, так ведь? :))))))

Читаю отзывы и плачу!
Куда делась Великая Россия, впитавшая, вскормившая и сохранившая для Землян столько народов и народностей! Никогда не проводившая геноцид, не преследовавшая никого по религиозному и национальному признаку!
Богатейшая страна, давшая миру Великую культуру и Великих современников. Вся современная Цивилизация опирается, во многом. на русскую культуру и историю.
Ваш фильм, нет, история: сплошная истерика, ненависть и ложь.
Ни одного слова в нем не сказано спокойно. Один ор и ненависть!
Самое страшное, вы не понимаете, что если бы не было в 17-м "Корчагиных" не было бы в 41-м Отечественной!
Позор!
Читайте Карамзина, Ключевского, Соловьева и многих других!

На мой взгляд, этот фильм получился тоньше и глубже предыдущей экранизации. Не случайно сценарий написали Алов и Наумов, которые были режиссерами фильма "Павел Корчагин" с В. Лановым. Они, очевидно, сами чувствовали, что их фильм получился выразительным, но в чем-то прямолинейным. Материал романа дал им возможность нового, более углубленного прочтения. А режиссер Николай Мащенко сумел талантливо воплотить их замысел. Конкин идеально подошел на роль юного идеалиста Павки, он и внешне, пожалуй, больше похож на Николая Островского, чем Лановой. Интересен Константин Степанков в роли Жухрая, в старом фильме эта роль как-то не очень запоминается. Хороша и Антонина Лефтий в роли Риты, впрочем, и в старой экранизации эту роль отлично сыграла Эльза Леждей. Особо стоит отметить Наталью Сайко в роли Тони Тумановой, первой любви Павла. Сайко сыграла вовсе не легкомысленную пустышку, а умную, тонкую, интеллигентную девушку. Но Тоня понимает, что та жизнь, которую ведет Павел, его идеалы, его борьба далеки от нее, и она никогда не сможет стать такой, какой он хотел бы ее видеть. Поэтому с болью в сердце она расстается с ним. Сегодня, с дистанции времени, после переоценки многих прежних ценностей, история Корчагина кажется еще трагичнее. Потому что идеалистов-романтиков оттеснили, а потом и уничтожили пролезшие во власть циничные приспособленцы и карьеристы, всегда готовые прогнуться под очередное изменение линии партии. Сам Корчагин (как и писатель Островский) вполне мог попасть под очередную волну репрессий, если бы не стал глубоким инвалидом. Читал я где-то, что Островский будто бы некоторое время примыкал к троцкистам, и даже в черновиках романа об этом говорится. А как Сталин относился к Троцкому и его даже временным попутчикам, известно достаточно широко.

№ 51 ГАЗИЗ АГЫБАЕВ (КАЗАХСТАН, АЛМАТЫ)
"КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ"

очень тронута Вашим постом, и подписываюсь под каждым Вашим словом

"КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ"
Эт книгу читал и читаю каждый раз.
Он, Корчагин, истинный человек и
солдат своего врмени.
Эти песни о правде жгут мое сердце дотла, мой боевой товарищ.

Павел К;орчагин - Это целая эпоха советской молодежи. Живой и реальной. Неистовый дух, вера в буудщее, светлая душа, ранимое сердце.
Благодаря подвигу красноармейца Павла, я в свои 18 лет пошел добровльцев на войну в Афганистан.
И сейчас, скажу тысячу раз: спасибо тебе, парень, солдат, человек, за то, что ты дал мне и многим из моего советского поколения 80-х веру, дух, душу!
Этот фильм хранится у меня.
Он призывает нас жить истинно,
во имя чистоты, во имя людей, во имя счастья!
Пусть будет память о тебе светлой!
Пусть твой дух зовет нас в дорогу!
Пусть твое сердце стучит у нас в груди!

С уважением,
гвардии рядовой
Советской Армии
Агыбаев Газиз
Афганистан
Баграм
1986-1989 г.г.

Согласен, человек безусловно меняется, но меняется слишком медленно. Христианство, коммунистическое учение,"Агни-йога" пытались изменить человека. Новые люди появлялись, но они растворялись в массе лжецов, приспособленцев, всяческих негодяев и эгоистов. Партия, комсомол выиграли эту битву лишь частично, т.к. и в их среде мерзавцев и приспособленцев хватало.Они и привели страну к краху; в новых условиях быстро поменяли свои взгляды и идеалы, став из коммунистов "демократами", занимая должности, набивая карманы деньгами. Большего уважения заслуживают как раз те, кто и сейчас, несмотря на трудности, остается верен идеалам. Таких как Павел Корчагин было не так много. Они как правило оставались "внизу",т.к. были слишком честны и не карьеристичны.Те же из честных кто попал наверх, погибнут в сталинской мясорубке или потеряют веру. А фильм - хороший, христианский, на века.

"Никто тогда не знал, что такое новое общество построить не удастся из-за несовершенства человеческой природы."

Новое общество построить удалось.

Опытом СССР блестяще экспериментально доказано, что пресловутая "человеческая природа" есть функция общественного строя.

Меня фильм больше поразил своим темпом повествования, особенностью кинорассказа, оригинальностью стиля, некоей духовностью, поэтичностью. И еще это фильм о честных, самоотверженных людях, поверевших в революцию, в ее очистительную силу, в ту свободу духа, что она дает. Никто тогда не знал, что такое новое общество построить не удастся из-за несовершенства человеческой природы. В.Конкин К.Степанков, Н. Степанова играют на пределе актерских возможностей. Весь фильм построен на крупных планах, а на них солгать, сфальшивить нельзя. Отличный фильм , но смотреть трудно, слишком задевает чувства.

Как закалялась сталь василий лановой

Только когда в 1935 году писатель Михаил Кольцов опубликовал очерк "Мужество" в газете "Правда", о героизме писателя Николая Островского узнала вся страна. Он был очень воодушевлён успехом и принялся за роман "Рождённые бурей", но 22 декабря 1936 года Николай Алексеевич Островский умер. Первая часть романа опубликована после его смерти.

Экранизация 1942 года.

Фильм "Как закалялась сталь"

Режиссёр Марк Донской. Композитор Лев Шварц.

Киевская и Ашхабадская киностудия.

Фильм снимался как боевой киносборник. Это оправдывалось тем временем. В сценарий включили начало немного исправленного романа. Главная идея - убей немцев!
Неважно, что действие происходит в другие годы, мысль закладывалась правильная.

Павел Корчагин

При всех недочётах, а фильм снимался буквально "на коленке", так как киностудия эвакуировалась, фильм заслуживает внимания. Исполнитель главной роли актёр Виктор Перест-Петренко в 1943 году ушёл на фронт, а ведь мог оставаться в тылу. Прошёл до самого Берлина младшим лейтенантом, командиром стрелкового отделения. Демобилизовался в 1946 году и работал в Центральном детском театре. Умер в 40 лет. Информации нет. Возможно, сказались ранения.

Экранизация 1956 года.

Фильм "Павел Корчагин".

Режиссёры : Александр Алов и Владимир Наумов. Композитор Юрий Щуровский.

Киевская студия художественных фильмов.

По сценарию было задумано отображение части романа, в основном - строительство узкоколейной дороги. Обрывками отражается жизнь Павки Корчагина, быстро и динамично развивается сюжет. Но впечатление от фильма всё равно не портится. Наверное, потому что все читали роман и вопросы о том, откуда появлялся или куда исчезал тот или иной персонаж не возникали. Образ, созданный Василием Лановым в фильме 1956 года, был именно таким Павкой Корчагиным, о котором мы писали сочинение в школе.

Павел Корчагин

Кстати, роль Павла в этом фильме должен был играть Георгий Юматов, но он заболел и съёмки остановили. В соседнем павильоне снимался фильм, где небольшую роль играл студент Лановой и режиссёры Алов и Наумов обратили на него внимание. Юматов потом долго обижался на Ланового, они помирились только в 1971 году на съёмках фильма "Офицеры".

Со слов самого Василия Ланового, режиссёры стремились к более глубинному раскрытию образа Павла Корчагина, как человека, сосредоточенного на своих идеалах мира. Ему во время съёмок напоминали быть серьёзнее и играть человека, который несёт свой крест. Всем известен факт, что когда у Николая Островского побывал французский писатель Андрэ Жид, он сказал: "Я видел современного Иисуса Христа".

Фильм не зря назвали "Павел Корчагин", именно его образ в фильме главный и остальные почти незаметны, даже главные женские роли промелькнули, не оставив впечатления. Пересмотрев сейчас фильм, отмечу Риту Устинович в исполнении Эльзы Леждей.

Павел Корчагин

Экранизация 1973 года.

Шестисерийный телефильм. Режиссёр фильма Николай Мащенко. Сценаристы (заметьте!) Александр Алов и Владимир Наумов. Композитор Игорь Шамо.

Киностудия им. Довженко.

После этого фильма я отчётливо понял: жил реальный человек, Николай Островский - и это не выдуманная история о герое, а жизненный подвиг молодого парня, который не сдался страшной болезни! Я хорошо помню слова Павла Корчагина, сказанные Жухраю:

Если тебе скажут, что я мёртв не верь этому до тех пор, пока сам не увидишь. Когда увидишь, не говори, как говорят, обычно в таких случаях: "Он мог бы ещё жить. Нет, если бы хоть одна клеточка в моём организме могла бы жить, могла сопротивляться, я бы сопротивлялся. Я уйду только абсолютно разгромленным, но я покажу этой старой ведьме, как умирают большевики.

Павел Корчагин

Да, Павка Корчагин в исполнении Владимира Конкина отличается от образа, созданного Василием Лановым, но он кажется ближе и понятнее. Здесь Павел более земной человек, сильный, волевой, но более человечный. И именно Владимир Конкин "вытягивает" этот фильм. Хотя сценарий написан такими великими авторами, пишут, что режиссёр очень сильно его переработал. Фильм "Павел Корчагин"(1956) вселяет надежду, а "Как закалялась сталь"(1973) производит тягостное и безысходное впечатление.

Но роль Владимира Конкина в фильме достойна восхищения!

Очень хороши и женские образы.

Тоня Туманова — актриса Наталья Сайко. Её Тоня - тонкая и интеллигентная девушка, которая искренне любит Павку, но понимает, что не может безоговорочно поддерживать его взгляды и его образ жизни.

Павел Корчагин

Рита Устинович — актриса Антонина Лефтий. Её Рита отличается от образа, созданного Эльзой Леждей, но ведь и Павел в этом фильме мягче и лиричнее. Мне немного не хватило в ней твёрдости характера. Она ведь должна быть боевой комсомолкой!

Павел Корчагин

Конечно, хочется вспомнить актрису Максимову Антонину Михайловну, которая сыграла маму Павла Корчагина. Её материнские глаза, наполненные болью, зрители запомнили в фильме "Баллада о солдате"(1959). Актриса не понаслышке понимала, что такое война и потери близких. Она воевала на фронте радисткой. Ещё в молодости, Антонина Михайловна пережила смерть новорождённого ребёнка. Оставалась одинокой всю жизнь, умерла от онкологии в 1986 году, не дожив до своего 70-ти летия.

Павел Корчагин

Владимир Конкин в интервью о современном кино сказал: " — А то, что действительно бы приносило пользу Отечеству, чтобы воспитывались настоящие мужчины, умеющие стоять на коленях перед женщиной с цветами и знающие хотя бы одно стихотворение, вот это — не востребовано! Честь, долг, достоинство, до последней капли крови отдаваться своему делу — не нужно! "

К сожалению, это так. Когда последний раз показали фильм по телевидению? А в школьной программе изучают это произведение?

А вот в Китае 20 -ти серийный фильм, снятый китайским режиссёром Хан Ган с участием украинских актёров, в 2000 году получил приз "За лучшую длинную китайскую драму".

Павел Корчагин

В русскоязычном переводе, к сожалению, не нашел этот фильм, но было бы интересно посмотреть.

«Коммунистический Христос». Как в Киеве закалялись Алов, Наумов и Лановой


В 1955 году из Министерства культуры СССР на Киевскую киностудию поступил заказ на новую экранизацию романа Николая Островского «Как закалялась сталь», которую доверили снимать молодым режиссёрам Александру Алову и Владимиру Наумову. Это была уже вторая экранизация книги Островского. Тем интересней была задача

Алов и Наумов хорошо зарекомендовали себя, удачно досняв за своим рано ушедшим из жизни учителем Игорем Савченко ленту «Тарас Шевченко», знаковую для украинского кино (за главную роль Сталинскую премию получил Сергей Бондарчук). Успели они создать и собственный дебютный фильм о Гражданской войне «Тревожная молодость», собравший 24,4 млн зрителей.

Новая лента должна была называться «Павел Корчагин», чтобы отличать от старой экранизации, которую сняли ещё в 1942 году. Любопытно, что её режиссёр — Марк Донской — тоже в то время работал на Киевской киностудии и жил в том же доме, что и Алов с Наумовым, всего этажом ниже занимаемой ими квартиры. Он их даже какое-то время подкармливал, когда они ещё не совсем наладили свой быт.


Фильм, снятый во время войны, показывал Корчагина человеком хоть и с железной волей, но «живого» — улыбающегося, любящего. Молодые режиссёры решили сделать его другим.

Их поразили слова известного французского писателя, прозаика и драматурга Андре Жида. В 1934 году после встречи с Островским он вышел от него и, поражённый железной волей смертельно больного писателя, произнес: «Это ваш коммунистический Иисус Христос». Вот они и хотели снять героя-максималиста, героя-мессию, готового жертвовать жизнью ради светлого будущего человечества и не видящего в жизни другой более достойной цели.

Стараясь сделать фильм максимально правдивым, режиссёры отказались от декоративных муляжей. Для правдивого отображения жизни на экране они строили реальную узкоколейку, выезжали съёмочной группой на реальные места событий — благо находились они в основном все в Киеве и рядом с ним. Алов и Наумов решили отказаться от идеи показать всю биографию Павки Корчагина и сконцентрировались на подвиге киевских комсомольцев, которые, спасая город от замерзания, спешно строят в чистом поле узкоколейку, чтобы привезти в стынущий Киев заготовленные дрова.

Первоначально на главную роль утвердили Георгия Юматова. Как и Алов, он прошёл всю войну, тоже был ранен, но в кадре он режиссёров не устраивал. Нет, актёр играл хорошо, но его жизнерадостность, его ухарство, лёгкость, с которой ему всё давалось, не соответствовали режиссёрском замыслу — не получался из него «Христос».


Алов и Наумов искали, сердились, спорили: материал не получался. Чтобы съёмочная группа не слышала их ожесточённых диспутов, они часто выходили из павильона. В это время рядом в соседнем павильоне шли съёмки другого фильма «Триста лет тому…» о Богдане Хмельницком, в котором роль поручика Оржельского играл начинающий московский актёр Василий Лановой.


Присмотревшись к его фактуре, к его игре, режиссёры предложили попробоваться на Павку Корчагина. Тот мало того что согласился: к удивлению Алова и Наумова актёр уверенно заявил, что давно ждёт этого предложения и что именно он должен играть Павку.

На удивленный вопрос «Почему это ты так считаешь?» Лановой рассказал им длинную историю своих «встреч» с романом: и то, как во время оккупации (которую ребенком Лановой пережил в Одесской области) сельский учитель читал его своим ученикам, а потом ушёл в подполье, и Павка поразил воображение школьников; как затем он играл «Как закалялась сталь» в спектакле театральной студии ЗИЛа, а потом ему доверили роль Корчагина в учебном спектакле в «Щуке»…

Сделали пробы, и Ланового утвердили на роль. После этого случая Юматов на него страшно обиделся и долгое время не общался. Ситуация изменилась только 15 лет спустя, когда они снова встретились на этот раз на съёмочной площадке фильма «Офицеры», где сблизились и подружились на всю оставшуюся жизнь.

Ну а пока Лановому пришлось очень сильно потрудиться.

Три месяца он почти не появлялся дома: заканчивалось его обучение в Щукинском училище. В выпускном спектакле «Горе от ума» ему доверили играть роль Чацкого. С 9:00 до 12:00 в Москве под руководством педагога И.М. Толчанова проводились репетиции. Около 13:00 из Внуково вылетал самолёт на Киев, и Лановой «на всех» парах мчался в аэропорт. В 16:00 он уже был на съёмочной площадке, работал до полуночи и затем последним самолётом вылетал обратно в Москву. Из аэропорта он ехал не домой, а в училище, куда попадал около пяти утра. Ему открывали гимнастический зал, он несколько часов спал там на матах, и уже в 9:00 снова вживался в роль Чацкого.


В этих условиях слова его героя «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног… Я в сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше семисот пронесся…» звучали несколько двусмысленно.

Но нехватка времени, это ещё полбеды.


Алов и Наумов добивались от актёров максимально полного вживания в роли: в лютую зимнюю стужу, под настоящим пронизывающим ветром в лёгкой одежде они махали лопатами и кирками, вручную таскали тяжеленные рельсы и шпалы, забивали в замёрзшую землю липнущие на морозе к коже стальные костыли. У людей костенели пальцы, губы отказывались двигаться от холода, в съёмочной группе появились реальные случаи дезертирства. У Ланового от постоянной физической работы ладони покрылись кровавыми мозолями.

Режиссёры часто останавливали съёмки и просили его меньше улыбаться, играть серьёзнее: «Этот человек несет свой крест, таков его удел, Вася, вот и играй Христа».

Первое время Василий Семёнович никак не мог «почувствовать» своего героя: он его играл, а ему, чтобы органично показать его на экране, на какое-то время надо было стать им.

Поверить в свои силы помог случай. Снимался эпизод отправки комсомольцев Киева на строительство узкоколейки. Состав со старенькими теплушками, в которых расселись актёры «в образе», трогался, маленький духовой оркестр на перроне играл «Варшавянку», поезд отъезжал где-то на километр, а затем возвращался для следующего дубля. И тут в «Вихри враждебные веют над нами…» вмешались слова другой популярной в то время песни «Комсомольцы — беспокойный сердца».

Николай Олялин фильм Освобождение

Оказалось, что с их «киношным» составом комсомольцев 20-х в шинелях и будёновках поравнялся другой состав, везущий комсомольцев 50-х в ватниках, в лыжных костюмах, в телогрейках. Они ехали на целину. «Буденовцы» в лихом задоре попытались перепеть своей «Варшавянкой» современную молодёжь, но той было значительно больше, и она, конечно, заглушила своими «…беспокойными сердцами» старую «Варшавянку». Случайно получилась аллегория передачи одним поколением другому эстафеты жизни, эстафеты идеи… и Лановой понял, как надо играть.

Группа выезжала на съёмки на огромном полуразвалившемся синем автобусе, который «киношники» в шутку называли «голубой кретин». Когда Алов и Наумов замёрзшие, усталые, ещё не отошедшие после «разгона», который им каждый раз устраивало руководство студии после просмотра отснятого материала, возвращались к себе домой в квартиру над столовой, на заснеженном балконе соседней квартиры в одних трусах с маленькой чашечкой кофе в огромной руке их встречал известнейший советский режиссёр того времени Борис Барнет, снявший легендарный фильм «Подвиг разведчика». Он им кричал сверху: «Эй, Аловонаумов, не дрейфь, я с тобой!», и от этого у молодых режиссёров отлегало от сердца.

Сильнее прочих критиковал «рождающуюся» ленту их предшественник в деле экранизации романа Островского — режиссёр Марк Семенович Донской, который тогда занимал должность художественного руководителя студии.

Он кричал на них: «Не было этого! Ничего этого не было! Я жил тогда! Не было этой жути и грязи! Мы даже гладили брюки! Нам удавалось их отгладить! Мы ходили в глаженых брюках, мы клали их под матрац!» Одно время режиссёров даже хотели отстранить от работы, но Алов проявил фронтовую выдержку и твёрдость характера, и после многочисленных худсоветов и дискуссий им дали доснять оптимистичный эпизод, который бы добавил в фильм «радости и света».

Ну, они и досняли…

Андрей Петрович Тутышкин

Эпизод сочиняли всю ночь, затем в углу студийного павильона была построена специальная декорация. Ланового и актёра Владимира Маренкова, игравшего друга Корчагина комсомольца Ивана Жаркого, положили на гнилые доски, накрыли мокрой шинелью, пробили у них над головами ветхую крышу. Алов лично через образовавшуюся дыру поливал актёров из чайника ледяной водой, а Маренков произносил монолог, которого в оригинале у Островского не было: «…Может, найдутся подлецы, которые скажут: «Не было этого. Не спали вповалку, не кормили вшей»… Пусть помнят. Пусть всё помнят, как мёрзли, голодали, холодали. Всё, всё, всё. А мы шли и не сворачивали».


В картине этот эпизод получился одним из самых грязных и мрачных. Режиссёры в шутку прозвали его «антидонским». К чести Марка Семёновича он очень смеялся, когда увидел его при очередном просмотре. Единственное, что он попросил, сделать переозвучку и убрать слово подлецы. Было понятно, что эпизод этот в фильм обязательно войдёт, слишком уж сильным он получился.

Как только фильм смонтировали, чтобы увидеть реакцию зрителей, его показали в расположенном в соседнем квартале Киевском политехническом институте. Зал набился битком. Пока шёл показ, стояла гробовая тишина, а потом, когда вспыхнул свет, показ продолжила 7-часовая горячая дискуссия, порой переходившая чуть ли не в драку.

Ораторы один за другим сменялись на трибуне, некоторых из них стаскивали оттуда силой. Яростный спор разгорелся вокруг мрачности ленты. Да, в книге и в предыдущей экранизации тоже были голод, холод, тиф, вши, но авторы не концентрировали на них внимание: Павка Корчагин был простецким улыбчивым молодым парнем, просто делающим своё дело и поступающим правильно. В новом же фильме он больше походил на «святого», в нём было больше трагизма, чем романтики.

Этот же спор развернулся потом и в «киношных» кругах: в Москве одним из горячайших обвинителей стал автор «Кубанских казаков» Иван Александрович Пырьев, в Киеве всё так же критиковал «Павла Корчагина» Донской… но и он же лично, когда узнал, что Ленинскую премию в области искусства (по кино) собираются присудить недавно вышедшему фильму «Иван Франко», написал в её комитет письмо. В нём, ссылаясь на мнение других маститых режиссёров — Погодина, Охлопкова, Ромма, Эрмлера, — он предлагал выдвинуть на соискание премии ленту «Павел Корчагин».


Правда, при встрече Донской потом всё равно напоминал Алову и Наумову, что от слов своих не отказывается и считает, что часть сцен фильма надо переснять, сделать их более оптимистичными.

Премьера «Павла Корчагина» состоялась 29 января 1957 года. В прокате он собрал 25,3 млн зрителей и навсегда вошёл в классику советского кино.

Конечно, в наше время, когда в странах бывшего СССР зачастую просто стыдятся своего советского прошлого, о ней помнят только старшие поколения да ценители советского искусства. Зато совсем другое отношение и к роману, и к его экранизациям сохраняется за рубежом.

«Как закалялась сталь» пользуется огромной популярностью в Китае, роман входит в школьную программу, а экранизации, в том числе и 1956 года, постоянно появляются на каналах местного телевидения. Видимо, китайцам нужнее, чем самим украинцам, украинские фильмы об украинских героях прошлого.

И пока на другом конце света смотрят их и учатся самоотверженности и героизму у шепетовского паренька Павки Корчагина, Украина чествует немного других героев.

Читайте также: