Монтаж стального футляра открытым способом

Обновлено: 17.05.2024

Футляры под дорогами на сети водопровода и канализации закладываются по СП31.13330.2012 пункты 11.51, 11.53, 11.54, 11.55, 11.57 или СП32.13330.2012 пункт 6.7.1.

11.51 Переходы трубопроводов под железными дорогами I, II и III категорий, общей сети, а также под автомобильными дорогами I и II категорий следует принимать в футлярах, при этом, как правило, следует предусматривать закрытый способ производства работ. При обосновании допускается предусматривать прокладку трубопроводов в туннелях. Под остальными железнодорожными путями и автодорогами допускается устройство переходов трубопроводов без футляров, при этом, как правило, должны применяться стальные трубы и открытый способ производства работ.

Примечания: 1 Прокладка трубопроводов по железнодорожным мостам и путепроводам, пешеходным мостам над путями, в железнодорожных, автодорожных и пешеходных туннелях, а также в водопропускных трубах не допускается; 2 Футляры и туннели под железными дорогами при открытом способе производства работ следует проектировать согласно СП 35.13330; 3 При обосновании, допускается футляры и водонесущие сети выполнять из полимерных труб повышенной прочности.

11.53 Расстояние в плане от обреза футляра, а в случае устройства в конце футляра колодца — от наружной поверхности стены колодца должно приниматься: при пересечении железных дорог — 8 м от оси крайнего пути, 5 м от подошвы насыпи, 3 м от бровки выемки и от крайних водоотводных сооружений (кюветов, нагорных канав, лотков и дренажей); при пересечении автомобильных дорог — 3 м от бровки земляного полотна или подошвы насыпи, бровки выемки, наружной бровки нагорной канавы или другого водоотводного сооружения.

Расстояние в плане от наружной поверхности футляра или туннеля следует принимать не менее: 3 м — до опор контактной сети; 10 м — до стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающего кабеля к рельсам электрифицированных дорог; 30 м — до мостов, водопропускных труб, туннелей и других искусственных сооружений.

Примечание — Расстояние от обреза футляра (туннеля) следует уточнять в зависимости от наличия кабелей междугородной связи, сигнализации и др., уложенных вдоль дорог.

11.54 Внутренний диаметр футляра следует принимать при производстве работ: открытым способом — на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода; закрытым способом — в зависимости от длины перехода и диаметра трубопровода согласно СП 48.13330. Примечание — В одном футляре или туннеле допускаются укладка нескольких трубопроводов, а также совместная прокладка трубопроводов и коммуникаций (электрокабели, связь и т.д.).

11.55 Переходы трубопроводов над железными дорогами должны предусматриваться в футлярах на специальных эстакадах с учетом требований 11.53 и 11.57.

11.57 При проектировании переходов через железные дороги I, II и III категорий общей сети, а также автомобильные дороги I и II категорий должны предусматриваться мероприятия по предотвращению подмыва или подтопления дорог при повреждении трубопроводов. При этом на трубопроводе с обеих сторон перехода под железными дорогами следует, как правило, предусматривать колодцы с установкой в них запорной арматуры.

Наша проектная организация готова разработать для Вас проекты водоснабжения и канализации для объектов любой сложности на любом этапе проектирования.


Журнал Полимерные трубы — Применение полимеров

При прокладке инженерных коммуникаций под автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями и другими препятствиями возможны два основных метода производства работ – открытый и закрытый.

При открытом методе требуется разрытие траншеи поперек дороги с повреждением дорожного покрытия и нарушением интенсивности движения транспорта на период строительства. Все это, естественно, сопряжено с удорожанием работ, так как возникает необходимость восстановления дорожного покрытия и элементов благоустройства в месте прохода.

В условиях современных городов, особенно мегаполисов, где концентрация пересечений дорог и подземных инженерных коммуникаций особенно высока, производство работ открытым методом является нежелательным и должно проводиться только в крайнем случае, когда иначе задачу решить невозможно.

Более эффективен закрытый (бестраншейный) метод прокладки инженерных сетей, не требующий устройства траншеи. Для этого под дорогами с помощью специальных технологий вначале прокладывают защитный футляр, в который затем протаскивают рабочий трубопровод, силовой кабель либо линии связи и другие коммуникационные сети.

Бестраншейная прокладка подразумевает следующие способы: прокалывание; продавливание; направленное горизонтальное бурение; щитовую проходку.

Каждый из способов имеет свою наиболее рациональную область применения, которые представлены в табл. 1.

Так, например, прокалывание

применяется в дисперсных грунтах для футляров малых диаметров (до 300 мм). Этот способ не рекомендуется применять при неглубоком (менее 2 м) заложении футляра во избежание вертикального выпирания грунта и повреждения полотна дороги.

Прокалывание, как правило, осуществляется путем статического силового воздействия (гидродомкратами).

Продавливание

является наиболее универсальным способом прокладки футляров и наилучшим образом обеспечивает сохранность дорожных покрытий и полотна. По своей физической сущности метод продавливания мало чем отличается от прокалывания. Если в последнем случае весь грунт уплотняется в стенки скважины, то при продавливании большая часть грунта проходит внутрь полости продавливаемой трубы, который затем удаляется различными способами.

Таблица 1.
Рекомендуемые области применения способов бестраншейной прокладки трубопроводов


Горизонтальное бурение

применяется для трубопроводов средних и больших диаметров (57-1220 мм) в грунтах I-IV категорий. Проходка скважины ведется установками горизонтального бурения. Этот способ не рекомендуется применять на слабых водонасыщенных и сыпучих грунтах во избежание повреждения дорожного полотна.

Щитовая проходка

применяется на больших глубинах в полускальных и скальных грунтах, а также и сложных грунтовых условиях, где невозможно применять другие способы. При этом используются бетонные (железобетонные) трубы.

Также щитовая проходка осуществляется для прокладки футляров больших диаметров под пучок трубопроводов.

Широкими возможностями обладают установки горизонтально-направленного бурения

(ГНБ)
, которые также могут быть использованы при прокладке футляров. Данные по этой технологии в таблице не приводятся, поскольку далее речь пойдет о прокладке прямолинейных участков, а установки ГНБ наиболее эффективны при прокладке больших участков трубопроводов по сложной траектории, когда необходимо преодолевать препятствия в виде рек или фундаментов зданий на различной глубине. Это достигается управлением процесса бурения с помощью сложной навигационной системы.
Цель настоящей статьи – выбор наиболее эффективных технологий и машин (из существующих) для бестраншейных прокладки распределительных сетей инженерных коммуникаций. Рассмотрим подробнее особенности их строительства.

Выбор бестраншейного способа прокладки трубопроводов

зависит от диаметра и длины трубопровода, физико-механических свойств и гидрогеологических условий разрабатываемых грунтов. На практике же он, как правило, определяется наличием в строительных организациях соответствующих грунтопрокалывающих, продавливающих и бурильных агрегатов, установок и оборудования. Поэтому представленный ниже анализ носит чисто рекомендательный характер.

Возможности существующих бестраншейных технологий прокладки позволяют прокладывать трубопроводы диаметрами от 50 до 2000 мм (см.табл. 1). Основной диапазон диаметров трубопроводов распределительных сетей находится в пределах 225 мм. Однако бестраншейная прокладка успешно применяется и при больших диаметрах, например при строительстве магистральных трубопроводов и центральных коллекторов.

Поскольку задачей рассматриваемых технологий является прокладка не самого рабочего трубопровода или кабеля, а футляра, через который они протаскиваются, то прежде всего необходимо представлять их параметры. Размер футляра должен превышать диаметр прокладываемого трубопровода на величину разницы их внутреннего и внешнего диаметров, установленную нормативными документами. Так, например, применительно к газопроводам условия выбора футляров определены ДБН В 2.5-2001 «Газоснабжение». Ими установлено, что для трубопроводов, прокладываемых в стесненных условиях, должны применяться футляры из стальных труб. При этом внутренние диаметры футляров для стальных газопроводов следует принимать больше наружных диаметров газопроводов — не менее чем на 100 мм при диаметрах газопроводов до 250 мм (включительно).

Для полиэтиленовых газопроводов внутренний диаметр футляров следует принимать больше внешних диаметров труб газопровода не менее чем на 40 мм при диаметре газопроводов до 90 мм и не меньше, чем на 80 мм при диаметрах газопроводов более 90 мм.

Таким образом, диапазон требуемых диаметров футляров соответственно составляет от 90 до 345 мм (табл. 2).

Таблица 2.
Наружные диаметры футляров из стальных труб для распределительных сетей газоснабжения


Диапазон диаметров местных кабельных линий, прокладываемых между сетевыми узлами в пределах города или сельского района, находится в пределах: для электрических кабелей – до 65 мм, для волоконно-оптических кабелей – 42, мм. Согласно «Инструкции по проектированию линейно-кабельных сооружений» (ВСН 116-93), при пересечении автомобильных и железных дорог, проезжей части улиц и трамвайных путей – кабели следует прокладывать в асбестоцементных (диаметром 100 мм) или полиэтиленовых (диаметром 110 мм) трубах. Протаскивание футляра в образованную после прокола скважину обеспечивается свободным зазором между его наружной стенкой и уплотненными стенками скважины, размер которого, как правило, принимается не менее 40 мм. Таким образом, максимальный размер диаметра прокола в этом случае составляет 140 мм. Если одновременно с основным требуется проложить дополнительно резервный футляр, то диаметр скважины должен быть не менее 240 мм.

Для распределительных сетей характерна также ограниченная длина прокладки футляров. Как правило, при прокладке трубопроводов чаще всего встречаются препятствия в виде автомобильных дорог различных категорий. Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» ширина проезжей части (табл. 3) составляет минимум 4,5 м для дорог V категории, а максимум 15 м для дорог I категории. Предельная ширина земляного полотна для этих дорог составляет 8 и 43,5 м соответственно.

В Украине наиболее распространенный грунтовый фон (более 75 % территории) представлен суглинками и глинами II и III категории прочности. Для этих грунтов характерно наличие воздушных пор, что обеспечивает их хорошую уплотняемость и относительно высокую прочность, которая обеспечивает устойчивость стенок скважины после прокола.

Таблица 3.

Параметры элементов дорог различных категорий


Рассмотренные условия прокладки футляров для распределительных трубопроводов обусловили наиболее широкое распространение технологий прокола грунта с помощью пневмопробойников и механических домкратов (установок гидростатического прокола).

Для осуществления прокола грунта в первом случае используются пневмопробойники, компрессорная станция и комплект вспомогательного оборудования. Это оборудование выпускается различными (Украина) (рис.1, табл. 4), ПО «Полет», «Комбест» (Россия), ПО «Строймаш» (Беларусь), «Vermeer» (США), «Tracto-Tehnik» (Германия). Для работы пневмопробойников необходима передвижная либо стационарная компрессорная станция, обеспечивающая подачу сжатого воздуха давлением 0,6 МПа. Расход воздуха при этом должен обеспечиваться от 1,5 до 7,5 м³

/мин. Также для каждого диаметра прокладываемого трубопровода требуется свой пробойник или их ряд для поэтапного расширения диаметра скважины.

Одним из недостатков этой технологии является возможное отклонение пробойника от заданного курса в случае встречи с препятствием. Чтобы исключить такое отклонение, в последнее время появились пробойники с реверсным ходом. А такие (США) и «Tracto-Tehnik» выпускают управляемые пневмопробойники, которые способны следовать курсу подобно установкам направленного бурения.

Таблица 4.
Технические характеристики пневмопробойников «Одесского завода СОМ
»


Рис. 1.
Пневмопробойники «Одесского завода Cом»
Гидростатические установки для продавливания труб выпускают (Россия), «Vermeer» и др. При работе таких машин при прокладке трубопроводов используют набор штанг, обычно жестко соединяемых

одна с другой. С из помощью производят предварительный прокол участка, по которому протаскивают трубу с одновременным расширением скважины до необходимого диаметра. Установка включает в себя два основных блока: силовой блок в виде рамы с гидроцилиндрами и гидравлическую станцию. Гидравлические системы таких установок работают при давлениях до 50 МПа и с подачей гидрожидкости до 20 л/мин и более. Компонуются системы приводом от ДВС и электроприводом от городской электросети. Длина штанги находится в зависимости от длины хода гидроцилиндра. Чем длиннее штанга, тем меньше производится операций по их соединению в плеть. Однако это автоматически приводит к увеличению габаритов установки. А поскольку для осуществления ее работы используется котлован соответствующих размеров, то это необходимо учитывать при работе в стесненных условиях, особенно при плотной городской застройке. Для этого случая НПП «Газтехника» (г. Харьков) разработаны миниустановки для гидростатического прокола, краткие характеристики которых представлены в табл. 5. Длина штанг составляет 600 мм и подается гидроцилиндрами за два прохода по 300 мм. Если организация располагает гидрофицированными машинами: экскаваторами, бульдозерами и др., то для подачи гидравлической жидкости под давлением до 20 МПа можно подсоединиться к гидрораспределителю машины. В этом случае строительной организации не требуется специально приобретать гидравлическую станцию.

Таблица 5.
Характеристики прокольных установок для гидростатического прокола грунта производства НПП «Газтехника
»


Порядок работы установки представлен на рис. 2 и 3. Необходимая длина предварительного прокола достигается путем движения “вперед-назад” механизма захвата штанг с постепенным наращиванием длины путем присоединения вручную дополнительных штанг. Обратным ходом осуществляется одновременное расширение скважины конусным расширителем и протаскивание трубы. Если требуется прокладка труб больших диаметров, то операцию по расширению скважины производят за несколько проходов расширителей с поэтапным увеличением их диаметров на 40 мм или больше, если того позволяют грунтовые условия. Фрагменты установки МП-125 и работа с ней представлены на рис. 4.


Рис. 4

.
Миниустановка для гидростатического прокола грунта МП-125 НПП «Газтехника», Харьков:
а –
общий вид установки; б – монтаж установки в котловане; в– рабочий процесс; г– расширение скважины и протаскивание трубы.
Для правильного выбора типоразмера силовой установки, а соответственно диаметра прокольной головки и штанг, как правило, достаточно знать величины требуемого усилия прокола грунта (с учетом силы трения штанги о стенки скважины), которое можно рассчитать по формуле:

π
Rc2
σ
у
Р = —————

Монтаж стального футляра открытым способом

сварку защитного футляра из отдельных труб с усиленной изоляцией (или подготовку элементов сборного защитного футляра к монтажу с постепенным наращиванием в процессе проходки);

Во время прокладки защитного футляра под железнодорожными и автомобильными дорогами необходимо осуществлять постоянный геодезический надзор за осадками дорожной поверхности. Методика геодезических наблюдений устанавливается в ППР.

17.3.3 Рытье рабочего и приемного котлованов следует вести с устройством шпунта или других способов крепления.

Размеры рабочего котлована при закрытом способе прокладки выбирают в зависимости от диаметра трубопровода, глубины его заложения, вида применяемого оборудования и длины проталкиваемого защитного футляра. Ширину котлована подбирают с учетом обеспечения безопасного размещения людей, обслуживающих проходческое оборудование; в котловане устанавливают лестницу для подъема и спуска людей. При неустойчивых грунтах необходимо укрепить стенки котлована; при наличии воды - устроить водосборный приямок, откуда по мере накопления удаляют воду.

При продавливании должно уделяться внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи.

Трубная плеть должна иметь опоры на дне рабочего и приемного котлованов на протяжении не менее 8 м с каждой стороны перехода.

17.4 Монтаж рабочей трубной плети в защитном футляре

17.4.1 Перед протаскиванием трубной плети полость футляра должна быть очищена от мусора, неровности кольцевых стыков зашлифованы.

17.4.2 На трубной плети в пределах размера защитного футляра необходимо смонтировать опорно-центрирующие устройства.

17.4.3 Кабель связи должен размещаться в автономном футляре, располагаемом в верхней части плети. Допускается осуществлять прокладку футляра для кабеля связи методом прокола вне защитного футляра трубопровода.

17.4.4 Укладку трубной плети в защитный футляр следует осуществлять путем протаскивания ее с помощью кранов-трубоукладчиков, трактора или лебедки.

17.4.5 После размещения трубной плети в защитном футляре необходимо проверить отсутствие металлического контакта между трубопроводом и защитным футляром (сопротивление между ними должно быть более 0,25 Ом) и произвести второй этап испытаний на прочность и герметичность гидравлическим способом одновременно с прилегающими участками в зависимости от категории участка по требованиям раздела 19.

17.4.6 По окончании работ по прокладке плети в защитном футляре необходимо выполнить монтаж манжет, вытяжной свечи и другие работы, предусмотренные проектом перехода.

17.4.7 Перед засыпкой конца защитного футляра все металлические наружные части, которые будут находиться в грунте, следует изолировать, а части на поверхности покрыть краской.

17.5 Концевые манжеты. Проверка герметичности межтрубного пространства

17.5.1 Манжеты следует монтировать с условием образования гофры между плетью и футляром, которая должна служить компенсатором при осевых и радиальных перемещениях трубопровода, возникающих от изменения температуры и давления.

17.5.2 После установки манжет должна проверяться герметичность межтрубного пространства сжатым воздухом давлением 0,01 МПа в течение 6 ч. При этом потеря давления не должна превышать 1%.

17.5.3 При засыпке защитного футляра манжеты должны быть защищены от механических повреждений грунтом засыпки.

17.6 Строительство переходов без защитных футляров

17.6.1 Прокладку трубопровода без защитного футляра следует применять на пересечениях автомобильных дорог низкой категории (грунтовые дороги, полевые, лесные и дороги с интенсивностью движения до 100 ед./сут и выполнять из труб с утолщенной стенкой или с принятием дополнительных мер по защите трубопровода (увеличенное заглубление, укрытие траншеи железобетонными плитами и установкой указательных знаков в местах пересечения грунтовых дорог с трубопроводом), которые определяются проектной документацией.

17.6.2 При открытом способе строительства переходов без защитного футляра следует применять два способа организации работ:

Работы по строительству перехода без защитного футляра с устройством объезда выполняются в следующей последовательности: разработка траншеи на прилегающих участках; устройство объезда; рытье траншеи на переходе дороги; укладка трубной плети в траншею; засыпка трубной плети с восстановлением насыпи.

17.6.3 При строительстве переходов трубопроводов через автомобильные дороги без устройства защитных футляров следует обеспечить:

уплотнение грунта за пределами земляной насыпи дороги под трубопроводом в границах перехода до величины не менее 0,9 естественной плотности грунта;

18 Особенности строительства трубопроводов в сложных природных условиях

18.1 На многолетнемерзлых грунтах

18.1.1 Подготовительные трассовые работы и основные работы по сооружению трубопроводов, прокладываемых в многолетнемерзлых грунтах, должны выполняться в основном в зимнее время с использованием грунтов в качестве оснований по 1 принципу согласно СП 25.13330. В летний период года должны выполняться внетрассовые подготовительные работы, содержание которых приведено в разделе 7 настоящего свода правил.

Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги

10.169 Прокладка защитного футляра в два этапа с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги рекомендуется при пересечении газопроводом автомобильных дорог III и IV категорий с шириной полотна не менее 6 м.

- на первой зоне перекрывают движение транспорта и производят работы, а по второй открывают двухстороннее движение с ограничением скорости;

- на закрытой для движения транспорта зоне дороги последовательно выполняют все работы, предусмотренные настоящим разделом.

Перед укладкой обе секции защитного футляра должны быть тщательно подогнаны между собой. Концы секций во избежание попадания грунта перед укладкой их в траншею закрываются заглушкой, которую снимают перед их стыковкой между собой.

По окончании работ по восстановлению насыпи на первой зоне дороги устраивают временное покрытие с учетом того, что грунт засыпки даст осадку в процессе работы на второй зоне (таблица 23).

10.171 Второй этап работы начинается одновременно с открытием движения по первой половине дороги. Все ограждения переносят на вторую половину дороги, закрывают по ней движение транспорта и приступают к прокладке второй секции защитного футляра.

Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом без нарушения интенсивности движения с устройством переезда

10.172 Прокладка защитных футляров без нарушения интенсивности движения транспорта с устройством переезда рекомендуется под автомобильными дорогами I и II категорий путем устройства переездных или инвентарных мостов.

Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом без устройства объезда или переезда

10.174 Прокладка защитного футляра открытым способом без устройства объезда или переезда с временным перекрытием движения транспорта возможна при пересечении газопроводом автомобильных дорог с малой интенсивностью движения транспорта.

10.175 Для производства работ выбирается период в течение суток с наименее интенсивным движением транспорта.

10.176 До перекрытия движения ведутся разработка траншеи на прилегающих к дороге участках с обеих сторон дороги, подготовка защитного футляра и плети к укладке, заготовка грунта, щебня, гравия и др., обеспечивается наличие резервной техники и персонала.

10.177 Разработка траншей ведется без крепления стенок траншей с минимальными откосами. При этом нахождение людей в траншее запрещается.

10.178 Укладка защитного футляра производится с бермы траншеи краном-трубоукладчиком путем его надвижки и опуска на дно траншеи. Возможна укладка футляра с "продетой" через него трубной плетью.

Открытый способ строительства переходов под железными дорогами

10.179 Открытый способ строительства используется на переходах под железными дорогами с малой интенсивностью движения (лесовозные железные дороги; тупиковые, подъездные и т.п.).

10.180 Прокладку открытым способом осуществляют без устройства переезда или с применением временных переездных мостов, изготовленных из рельсовых пакетов, или инвентарных мостов, монтируемых на участке перехода из пакетов сварной конструкции. Наиболее простыми в изготовлении и монтаже являются инвентарные мосты с использованием рельсовых пакетов для подвески несущих шпал, на которые опираются путевые рельсы в границах длины расчетного пролета.

10.181 Временные инвентарные переездные мосты могут быть применены при условии ограничения скорости движения поезда до 25 км/ч. Переезды изготавливаются по типовым проектам или специальному проекту.

10.182 Работы по раскопке насыпи и рытью траншеи выполняются в присутствии представителей службы пути. Устройство креплений выполняют сверху вниз по мере углубления траншеи. Разрешается разрабатывать грунт без крепления только на глубину, равную ширине одной закладной доски.

10.183 При рытье траншей рекомендуется соблюдать следующий порядок выполнения операций по устройству крепления:

- крепление стенок траншеи осуществлять в пределах балластного слоя на глубину 1-1,5 м шпунтом, а ниже - досками толщиной 70 мм;

- доски закладывать за вертикальные стойки по мере углубления траншеи вплотную к грунту и укреплять распорками;

- распорки крепления располагать на расстоянии одна от другой по вертикали не более 1 м; распорки закреплять на стойках бобышками сверху и снизу;

10.184 После укладки в траншею защитного футляра ее засыпают сначала в пределах насыпи, а затем по всей длине футляра. При этом траншеи, пересекающие железнодорожное полотно, засыпают песком с тщательным послойным уплотнением. При засыпке крепления разбирают в обратном порядке, т.е. снизу вверх. Толщина слоя засыпки 25-30 см. Порядок разборки креплений такой же, как при засыпке траншей, пересекающих автомобильные дороги. После засыпки траншеи и разборки крепления восстанавливают балластный слой. Затем осуществляют демонтаж переезда и засыпку щебнем углублений в тех местах, где находились несущие шпалы. Затем монтируют рельсы. Восстановление балластного слоя и верхнего строения железной дороги производится силами железнодорожной бригады.

Прокладка защитного футляра продавливанием

10.185 При прокладке защитного футляра методом продавливания к его переднему концу приваривают кольцевой нож для уменьшения лобового сопротивления вдавливанию футляра в грунт (рисунок 11). Скосы режущих кромок ножей выполняют под углом 15-22°, при этом они могут быть изготовлены с наклоном внутрь или наружу.

Наиболее часто применяют расширительные ножи серпообразного или кольцевого сечения. Ножи серпообразного сечения позволяют создавать серпообразный зазор в верхней части горизонтальной скважины на 0,60-0,75 длины ее окружности, что способствует сохранению направления проходки.

Для уменьшения сил трения, возникающих между стенкой защитного футляра и грунта, необходимо обеспечить зазор между футляром и скважиной. Для формирования такого зазора наружный диаметр кольцевых ножей принимают на 30-60 мм больше наружного диаметра прокладываемого защитного футляра (рисунок 11, таблица 24).

10.186 При продавливании особо уделяется внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи, развиваемых гидродомкратной установкой. Конструкции типовых упорных стенок (при расстоянии h от поверхности земли до оси трубы более 2,4 м) в различных грунтах приведены на рисунке 12.

10.187 По окончании отрывки рабочего котлована и крепления стенок дно котлована выравнивают и размещают направляющие конструкции, агрегаты и узлы установки продавливания футляра.

При монтаже направляющих конструкций в рабочем котловане особое внимание обращают на правильное их размещение в горизонтальной и вертикальной плоскостях, так как это обеспечивает сохранение заданного направления прокладки и минимальное отклонение фактического положения оси защитного футляра от проектного.

16.6.2 В зимний период производства работ должны быть приняты меры по теплозащите водоподводящей системы и подогреву воды в блоке приготовления и очистки бурового раствора.

16.6.3 Буровые работы в зимнее время должны проводиться круглосуточно при непрерывной работе всех систем и размещении бурового оборудования в теплых укрытиях.

16.7 Контроль качества работ на переходе

16.7.1 Контроль качества выполнения работ при строительстве подводных переходов трубопроводов способом ННБ должен осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и настоящего свода правил. Проектная организация должна осуществлять авторский надзор за выполнением технических решений и требований проекта.

16.7.2 В процессе производства работ или непосредственно после их завершения должен осуществляться пооперационный технологический контроль, выполняемый службами строительной организации и технический контроль, проводимый специализированной службой заказчика. Результаты пооперационного и технического контроля должны фиксироваться в журналах работ и других документах, предусмотренных в данной организации.

16.7.4 Сварной стык между оголовком и трубопроводом подлежит обязательному визуально-измерительному, радиографическому и ультразвуковому контролю с оценкой по нормам приложения А (уровень качества А или участки категории В).

16.7.5 Изоляция стыков не должна уступать по основным параметрам заводскому изоляционному покрытию труб. Физико-механические свойства изоляционного покрытия сварных стыков на основе термоусаживающихся материалов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51164.

16.7.6 Контроль качества изоляционного покрытия трубопровода должен осуществляться на всех стадиях строительства: в процессе подготовки поверхности и нанесения изоляции сварных стыков (операционный контроль); перед протаскиванием трубопровода (визуальный контроль и проверка сплошности покрытия); после протаскивания трубопровода на соответствие требованиям ГОСТ Р 51164.

16.7.7 После окончания прокладки подводного перехода и подсоединения его к смежным участкам должен проводиться повторный контроль качества защитного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51164. При неудовлетворительных результатах контроля производится поиск и устранение дефектов покрытия с последующей повторной проверкой участка трубопровода.

16.7.8 Высотные отметки и соосность опор на спусковой дорожке следует контролировать геодезическим способом. Опоры должны быть установлены без перекосов в продольном и поперечном направлениях. Продольный уклон спусковой дорожки не должен превышать 0,002%.

16.7.9 Контроль пространственного положения пилотной скважины должен производиться через каждые 10 м с помощью специального навигационного оборудования. Для минимизации ошибок дополнительно должно выполняться обследование забоя наземной системой мониторинга.

16.7.10 Допускается отклонение точки выхода пилотной скважины от проектного положения не более 1% длины перехода, но не более 9 м, минус 3 м по оси скважины, и 3 м по нормали к ней.

16.7.11 При протаскивании трубопровода должен осуществляться постоянный контроль величины тягового усилия, технологических параметров и расходуемого бурового раствора.

17 Строительство переходов под автомобильными и железными дорогами

17.1 Технологические схемы и конструкции переходов

17.1.1 Переходы трубопроводов через дороги сооружают закрытым (бестраншейным) и открытым (траншейным) способами.

17.1.2 Закрытый способ прокладки футляров при строительстве переходов магистральных трубопроводов под железными дорогами и автодорогами класса федеральных или скоростных является обязательным.

17.1.3 Прокладка защитного футляра открытым способом с временным перекрытием движения транспорта по дороге возможна при пересечении трубопроводом автомобильных дорог категорий IV-V, имеющих малую интенсивность движения (до 300 автомобилей в сутки) и дорожные одежды облегченного или переходного типа по СП 34.13330.

17.1.4 Переходы магистральных трубопроводов под железными и автомобильными дорогами должны состоять из защитного футляра, рабочего трубопровода, опорно-центрирующих устройств (футеровочной оснастки), торцевых манжет и укрытий манжет.

17.1.5 Проект и сроки производства работ по строительству переходов трубопроводов под автомобильными и железными дорогами должны быть согласованы подрядчиком с организациями, эксплуатирующими эти дороги. ППР должен быть согласован с заказчиком и организациями, в ведении которых находится эксплуатация данной дороги.

17.2 Открытый способ прокладки защитного футляра

17.2.1 Открытый (траншейный) способ строительства переходов в защитном футляре под автомобильными дорогами может включать в себя различные способы организации работ:

прокладка защитного футляра в два этапа с последовательным перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги;

прокладка защитного футляра без нарушения интенсивности движения транспорта (с устройством объезда или проезда);

прокладка защитного футляра с временным перекрытием движения транспорта по дороге (без устройства объезда или проезда).

17.2.2 Прокладка защитного футляра в два этапа с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги должна выполняться при пересечении трубопроводом автомобильных дорог с шириной полотна не менее 6 м и высотой насыпи до 2 м.

17.2.3 Прокладываемый защитный футляр должен монтироваться из двух секций, примерно равных половине его общей длины.

17.2.4 Проезжую часть дороги делят на две зоны. На первой зоне перекрывают движение транспорта и производят работы, а по второй открывают двухстороннее движение. Перед началом работ проводят мероприятия по установке предупреждающих, запрещающих и предписывающих знаков.

границы разрытия насыпи и траншеи необходимо закрепить обносками, на которых следует укрепить планки, показывающие крутизну откосов;

ширину вскрытия полос дорог при разработке траншей следует принимать: при бетонном или асфальтовом покрытии по бетонному основанию - на 10-15 см больше ширины траншеи по верху с каждой стороны с учетом креплений; при других конструкциях дорожных покрытий - на 25-30 см; при дорожных покрытиях из сборных железобетонных плит ширина вскрытия должна быть кратной размеру плиты.

материалы от разобранных дорожных покрытий следует складывать в специально отведенных местах на сооружаемом переходе.

17.2.6 Ширина траншеи для защитного футляра, определяется в соответствии с требованиями проекта, но не менее ширины траншеи в соответствии с требованиями 8.1.6.

17.2.7 Защитный футляр следует сваривать по аттестованной технологии из отдельных труб с усиленной изоляцией или секций.

После сварки все стыки футляра должны быть проконтролированы визуальным, измерительным, а также радиографическим методами по нормам таблиц А.1.1 и А.1.2, А.2.1 и А.2.2 приложения А (уровень качества С или участки категорий III-IV).

17.2.8 В траншею с незакрепленными стенками защитный футляр следует укладывать при помощи кранов-трубоукладчиков соответствующей грузоподъемности с использованием мягких полотенец.

17.2.9 Защитный футляр, уложенный на дно траншеи, следует засыпать в пределах насыпи дороги грунтом с послойным уплотнением.

Чтобы предотвратить повреждения изоляционного покрытия футляра следует выполнять предварительную присыпку его мелкозернистым грунтом Присыпка должна вестись одновременно с двух сторон для устранения возможного сдвига защитного футляра с оси трубопровода. Присыпку производить с трамбовкой грунта в пазухах во избежание овализации футляра.

За пределами земляной насыпи грунт под футляром должен быть уплотнен до величины не менее 0,9 естественной плотности грунта.

При этом следует учитывать возможную осадку грунта в процессе эксплуатации дороги и насыпать верхний слой несколько выше полотна дороги.

17.2.10 В водонасыщенных грунтах прокладка футляра должна производиться с предварительным водопонижением грунтовых вод и с креплением стенок траншеи.

17.2.11 При прокладке защитного футляра в мерзлых грунтах открытым способом должна быть выполнена подсыпка и обсыпка футляра талым минеральным грунтом с уплотнением его в основании траншеи во избежание просадки, а также в пазухах во избежание овализации при окончательной засыпке. Работы должны производиться при отрицательных температурах.

по вертикали - не более 5% глубины заложения футляра за пределами насыпи с соблюдением проектного уклона;

Какую расценку применить для укладки футляра стального для труб


Гильзы на ранее проложенные подземные трубопроводы и кабель
. расценки взять на резку, сварку? И та же укладка-как укладка чего ? " Ирина, ФЕР04-02-007-06 (1 рез =1 м.п) + ФЕР09-05-002-03, а укладка труб (если у Вас футляр из трубы)

Отверстия в шпунте и приварка гильз стальных диаметром 1620 мм
. обвязка шпунта, далее резка отверстий в стене шпунтовой, приварка гильз диаметром 1620 мм. Это рабочий и приемный котлован, для прокладки труб (футляра) методом ГНБ

Какую расценку применить к прокладке стальной трубы-футляра
Автор: Юлия. Добрый день, коллеги! Подскажите, какую расценку правильнее применить к прокладке стальной трубы (футляра), диаметром 325 мм, 2 шт по 6 м, на песчаную подушку? Позже в ней будет проложен трубопровод тепловых сетей в изоляции ППУ-П

Прокол и протаскивание кабеля
. правильно расценить: 1.Разработка грунта в траншее 2.Укладка а/ц гильз диаметр 100 мм 3.Подсыпка траншеи песком 4. Прокол 5.Протаскивание в футляр трубы 6.Покрытие кабеля песком 7.Покрытие кабеля щебнем

Милена, Т.Ч ФЕР22 1п..22.19. Затраты на укладку футляров из стальных или железобетонных труб в открытых траншеях следует определять по ФЕР сборника 22 на укладку соответствующих труб.

Соответсвенно для вас либо 22-01-011 либо 22-01-012

Кроме того. Прокладка самого трубопровода берется на всю проектную длину, без вычета участков проложенных в футляре.

Т.Ч ФЕР22 п.2.22.1. Объем работ по прокладке трубопроводов и антикоррозионной изоляции следует исчислять по всей проектной длине трубопроводов без вычета длины, занимаемой фасонными частями, арматурой и участками труб, укладываемых в футляр.

В дополнение к вышесказанному - исключить из расценки 22 сб. - Гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления, водопровода и горячего водоснабжения диаметром до (соответствующий диаметр) сб. 16-07-005

Цитата
Надежда пишет:
В дополнение к вышесказанному - исключить из расценки 22 сб. - Гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления, водопровода и горячего водоснабжения диаметром до (соответствующий диаметр) сб. 16-07-005

Всегда так делали и требования нашего контрольного органа - расценка не прямая, это же не трубопровод, а футляр. С чего мы здесь должны пропустить работы, которые не выполняются по факту?

Ужас какой-то.. вы где сметное дело изучали?
Каким образом можно ВЫчитать из расценок одного сборника (22) расценки другого(16), разработанных для РАЗНЫХ ТМ и УСЛОВИЙ производства работ?
Из 12м.. вы тоже по 16-му ВЫчитаете? Или Из 33го по 8м?

Цитата
Надежда пишет:
Всегда так делали и требования нашего контрольного органа - расценка не прямая, это же не трубопровод, а футляр.
Цитата
Надежда пишет:
Всегда так делали и требования нашего контрольного органа .

Где нужно - ужас - что за вопросы. Ваше право согласится с моим мнением или нет - остальное Вас не касается.

Цитата
Юлия пишет:
Это в корне не верно. Дайте ссылку на норматив, согласно которого это делали
Цитата
Надежда пишет:
Где Ваша ссылка на норматив, что это делать нельзя?

МДС35
2.2. Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

п.5.8 Приказ № 81/пр от 9 февраля 2017г или п.3.8 ПРИКАЗ от 4 сентября 2019 г. N .

При применении единичных расценок для определения сметной стоимости внесение изменений в единичные расценки не осуществляется , в том числе в случаях, когда проектной документацией предусмотрено:

вот что значит сметчики теоретики)))) Поди и краны никогда из расценок не вычитали? А жизнь она такая.. какая нибудь тварь авторитетная дама из казначейства или из холдинга это придумала и не подписывает хоть тресни пока не вычтешь. Потому что экономия бюджетных средств. И чихала она на МДСы)) с высокой колокольни.
я вот вчера с утра понижающий к-т на трудозатраты применяла, которого в природе нет, только потому что в холдинге считают что 88 кирпич класть легче чем 65.. а вы говорите.

Людмила, вы я смотрю практик большой? Много крупных объектов федерального значения сдали? Расскажите. Я, к примеру, мост Керченский в экспертизе защищал, ЦКАДЫ в Москве, олимпийский объекты, объекты к ЧМ по футболу, платные трассы федерального значения, ВСЕ крупные мостовые переходы в нашей стране. от

Цитата
Людмила пишет:
Потому что экономия бюджетных средств. И чихала она на МДСы)) с высокой колокольни.

Это беспредел в отдельно взятой организации.

Цитата
Людмила пишет:
я вот вчера с утра понижающий к-т на трудозатраты применяла, которого в природе нет, только потому что в холдинге считают что 88 кирпич класть легче чем 65

ProSlave, нууу большой не большой конечно.. но поверьте, сэкспертизу порой намного легче пройти чем вот такую отдельно взятую дуру перебить)) И все объекты, вами перечисленные это в основном бюджет. А с домостроительными холдингами не работали? Вот там это особо процветает.. и на уровне мелких бюджетных объектов порядком до 500 тысяч. Просто вот это вот ОКСовское "мы всем только так пропускаем" я лично сто раз слышала)))

Цитата
ProSlave пишет:
ну это уже ваши половые трудности, прогибаться или нет

так речь не об основной деятельности, на работе, слава Богу, всё четко по МДС) а вот в побочном производстве, там же все по договоренности, и если мой заказчик на эту сумму согласен с каких радостей я то упираться буду? тем более это обычно копейки. и все довольны и на моем бутерброде не только масло. не стоит просто быть таким категоричным.. я так думаю)))

Цитата
Людмила пишет:
какая нибудь тварь авторитетная дама из казначейства или из холдинга

О.. газмяс похоже.. заглянули..

Вот не надо дурь из из отдельно взятой "республики мумбаюмба".. на всю РФ..
За ваши ЗП и рабочее место вы все что угодно сделаете..

Без обид.
В вашем гондурасе и нормальные попадаются.

Расценки черкаем,краны вычитаем.. за ваши "бананы".. или шкурки от них..
Уже на Вашей стройке.. которую вы изучаете по вашим же сметам.

Вот попробуйте в ГГЭ.. вычесть расценку.. И НОРМАТИВНО это ЧУДО обосновать..
Да и еще в разных ТМ и сборниках..

Читайте также: