О романе как закалялась сталь

Обновлено: 27.04.2024

22 декабря 1936 года, ровно 80 лет назад, ушел из жизни советский писатель Николай Алексеевич Островский. Вся жизнь этого удивительного человека была пронизана борьбой. Сначала за идеи революции и построение нового государства, затем с неизлечимой болезнью и ее проявлениями. Главной книгой всей его небольшой жизни (Островский скончался в возрасте 32 лет) стал роман «Как закалялась сталь», который сделал его знаменитым не только в Советском Союзе, но и за его пределами. В романе, написанном в жанре социалистического реализма, описывались события Гражданской войны, а также послевоенные годы восстановления народного хозяйства и нового социалистического строительства. В главном герое произведения Павле Корчагине нашел отражение сам Николай Островский.

Николай Островский родился 16 сентября (29 сентября по новому стилю) 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи (сегодня территория Ровенской области Украины). Николай был младшим ребенком в семье, у него были две сестры Надежда и Екатерина и брат Дмитрий. Его отец — Алексей Иванович Островский был отставным унтер-офицером русской армии. Принимал участие в русско-турецкой (балканской) войне 1877-1878 годов. За проявленную храбрость и героизм он был награжден двумя Георгиевскими крестами. После отставки Алексей Островский трудился на винокуренном заводе, при этом среди односельчан всегда пользовался авторитетом. Мать будущего писателя Ольга Осиповна Островская была обычной домохозяйкой и происходила из семьи чешских переселенцев. В отличие от мужа, она была малограмотной, но выделялась образной речью, ярким характером, тонким юмором и остроумием. В ее речи можно было услышать большое количество чешских, русских и украинских поговорок.

В селе Вилия Островские жили в относительном достатке, у них был свой довольно большой дом, земля и сад. Среди ближайших родственником семьи были учителя, военные, священники, работники двух местных заводов. При этом Николай Островский с самого детства выделялся своими способностями к обучению. Мальчик тянулся к знаниям. В 1913 году он с отличием закончил церковно-приходскую школу (ему было только 9 лет). В школу его взяли досрочно «по причине незаурядных способностей». Стоит отметить, что детство было одним из самых ярких и счастливых воспоминаний в достаточно трудной и трагической жизни Николая Островского.

Николай Островский. «Как закалялась сталь»

Счастливая жизнь семьи рухнула в 1914 году, когда отец потерял работу. Дом и землю пришлось продать, семья переезжает в Шепетовку, крупную железнодорожную станцию в 85 километрах от села. Здесь Николай Островский поступает в двухклассное училище, которое он закончил в 1915 году. Так как семья испытывала финансовые трудности, Островский рано начинает работать по найму. Уже в 1916 году, в возрасте 12 лет, он сначала становится работником буфета на местной железнодорожной станции, а затем работником склада, подручным кочегара на местной электростанции.

В то время Николай Алексеевич оценивал свое образование как недостаточное, при этом он всегда увлекался чтением. Среди любимых его авторов были Жюль Верн, Вальтер Скотт, Дюма старший. Читая книгу за книгой, иногда он и сам пробовал придумывать собственные сюжеты. Работая на электростанции в Шепетовке, он сошелся с местными большевиками, незаметно для самого себя, включившись в революционную деятельность, клеил листовки. Октябрьскую революцию 1917 года он воспринял с радостью, его восхищали революционные призывы и идеалы. Во многом этому способствовала и прочитанная им в больших объемах романтическо-авантюрная литература. Во многих прочитанных им произведениях отважные герои боролись за свободу и справедливость против тиранов, находящихся у власти. После Октябрьской революции Островский сам становился участником такой борьбы, которая увлекла его с головой.

20 июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол и в августе отправился на фронт сражаться с врагами революции. Он служил в дивизии Котовского, а затем и в знаменитой 1-й Конной армии, которой командовал Буденный. В августе 1920 года он был тяжело ранен в голову и живот шрапнелью, это произошло возле Львова. Николай получил ранение в голову над правой надбровной дугой, оно не было проникающим, но стало причиной тяжелой контузии мозга и ослабления зрения в правом глазу. В госпиталях он провел больше двух месяцев, после чего был демобилизован из Красной Армии. Вернувшись из армии домой, он некоторое время работает в органах ВЧК, но затем перебирается в Киев.


В то же время его болезнь очень быстро прогрессирует, врачи не могут ему помочь. Со временем болезнь приводит к параличу. С 1927 года и до конца своей жизни писатель был прикован к постели и страдал от неизлечимой болезни. Согласно официальной версии, на состоянии здоровья Николая Островского сказались ранение, а также тяжелые условия труда, он переболел тифом и другими инфекционными заболеваниями. Окончательный диагноз, который был ему поставлен — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».


Все свое свободное время, которого у него теперь было в избытке, Островский тратил на чтение книг, занимаясь самообразованием. Он читал очень много, в основном русскую классику — Пушкина, Толстого, Гоголя, из современных ему писателей он очень выделял творчество Максима Горького. Помимо этого, его очень привлекала литература о Гражданской войне, которая помогала разобраться в событиях, свидетелем и непосредственным участником которых он стал. По воспоминаниям супруги писателя, стопки из 20 книг ему хватало обычно на неделю. Со своей будущей женой Раисой Мацюк, которая была дочерью друзей семьи Островских, он познакомился в конце 1920-х годов в Новороссийске.

Осенью 1927 года он начинает писать свой автобиографический роман, который называет «Повесть о «котовцах». Рукопись этой книги, над которой он работал более 6 месяцев и создание которой стоило ему нечеловеческих усилий, он отправил по почте в Одессу своим бывшим боевым товарищам для ознакомления. К несчастью, на обратном пути рукопись была утеряна, ее судьба остается неизвестной до сих пор. При этом Николай Алексеевич, который выносил и не такие удары судьбы, не потерял мужества и не отчаялся, хотя судьба не готовила ему ничего хорошего.

Ко всем его неприятностям добавляется постепенная потеря зрения, которая могла быть вызвана осложнением от перенесенного сыпного тифа. Болезнь глаз, которая привела к слепоте, развивалась постепенно, в начале 1929 года он полностью потерял зрение и даже задумывался о самоубийстве. Однако в итоге желание жить и бороться побеждает. У него появляется замысел для нового литературного произведения, которое он назвал «Как закалялась сталь».


Абсолютно обездвиженный, беспомощный и слепой, оставаясь один в московской коммунальной квартире на 12-16 часов в день, пока его жена была на работе, он пишет свое главное произведение. В писательстве он нашел выход своей неуемной энергии, которая помогала побороть безысходность и отчаяние его существования. К тому моменту руки его еще сохраняли некоторую подвижность, поэтому начало книги он записывал сам при помощи разработанного им и его женой «транспаранта» (папки с прорезями). Этот трафарет позволял строчкам не наезжать одна на другую, исписанные страницы он нумеровал и просто скидывал на пол, где затем их подбирали и расшифровывали родные писателя. Правда, со временем у него окончательно отказали и руки. В этих условиях он уже мог лишь диктовать свою книгу родным, друзьям, своей соседке по квартире и даже 9-летней племяннице.

Роман был закончен в середине 1932 года. Но отправленная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию, а выведенные типы персонажей были названы «нереальными». Однако Островский не сдался и добился повторного рецензирования своего труда, заручившись поддержкой партийных органов. В результате в редактировании романа приняли активное участие главный редактор «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, которая была известной писательницей своего времени. Сам Островский признавал большое участие Караваевой в работе над текстом романа «Как закалялась сталь», также он отмечал работу над книгой Александра Серафимовича. В итоге роман не только был издан, но и сохранил оригинальное название, хотя его предлагали поменять на «Павел Корчагин» по имени главного героя произведения.


В марте 1935 года в газете «Правда» напечатали очерк Михаила Кольцова «Мужество». Из этого очерка миллионы советских читателей узнали, что герой романа Павел Корчагин — это не плод фантазии автора произведения, что именно автор — и есть герой романа. Островским начали восхищаться. Его произведение было переведено на английский, чешский и японский языки. В итоге за рубежом книгу издавали в 47 странах мира на 56 языках. Книга перестала быть просто литературным произведением, став учебником мужества для тех людей, кто даже в самые тяжелые моменты своей жизни искал и мог найти в ней необходимую поддержку и опору.

В 1935 году к Островскому пришли признание, слава и достаток. В том же году ему была предоставлена квартира в Москве, машина, началось строительство дачного дома в Сочи, в котором писатель смог отдохнуть лишь одно лето 1936 года. 1 октября 1935 года он был награжден высшей государственной наградой страны — орденом Ленина, став пятым среди советских писателей, удостоенных этой высокой награды. Для своих современников он стал на одну ступеньку с Чапаевым, Чкаловым, Маяковским. В 1936 году он был зачислен в состав Политуправления Красной Армии в звании бригадного комиссара, чему немало радовался. Своим друзьям он писал: «Теперь я вернулся в строй и по этой, очень важной для гражданина Республики линии».

Летом 1935 года он дал публичное обещание написать новое произведение, получившее название «Рожденные бурей», это был роман в трех частях, из которых до смерти писатель успел подготовить лишь первую. При этом критики считали новый роман слабее предыдущей работы, и сам Островский был не сильно им доволен, отмечая его искусственность. Дописать его он не успел, 22 декабря 1936 года он скончался, едва закончив работу над первой частью книгу, ему было всего 32 года. В день похорон было выпущено первое издание романа «Рожденные бурей», которое рабочие типографии набрали и напечатали в рекордные сроки, узнав о смерти Островского. Писатель был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. С 1937 по 1991 год его именем был назван Пречистенский переулок, в котором он жил с 1930 по 1932 год. Сегодня в столице есть улица Павла Корчагина — это единственная московская улица, которая была названа в честь героя литературного произведения. Улицы во многих городах России и стран бывшего СССР носят имя Николая Островского, во многих городах писателю установлены памятники.

Смысл книги Как закалялась сталь

Смысл книги Как закалялась сталь

Смысл книги

Книга «Как закалялась сталь» описывает события революции и гражданской войны. Произведение написано в жанре социалистического реализма. Но есть в яркой книге и черты романа, и автобиография самого писателя.

Смысл названия

Название присуще каждый книге, оно призвано поведать читателю, о чём пойдёт речь в произведении. Может название и запутать, и заинтересовать.

Название книги несёт в себе иносказательный смысл. Перед читателем история о воспитании характера, настоящего, твёрдого, как сталь. Через многое нужно пройти, чтобы добиться этого, много пережить, и ещё больше работать над собой.

О чём книга Как закалялась сталь

Автобиографический роман Николая Островского состоит из двух частей. Действие происходит в небольшом городке. Сына кухарки, Павку Корчагина, выгоняют из школы. Из ненависти к священнику мальчик насыпал в пасхальное тесто махорки. И дерзкого мальчишку отправляют служить. Много бед и неприятностей принёс ему рабский труд, много сломанных людских судеб увидел мальчик.

Среди беспросветной жизни мелькнул светлый луч. В стране началась революция. Со всем пылом души бросается Павка в омут революции и гражданской войны. У него появилась цель.

После войны Павел возвращается домой. Неугомонный юноша стал членом комсомольской организации. Любимую девушку он тоже хочет привлечь к общему делу, но Тоня проявила характер, и их пути разошлись.

Павел служит в ЧК. Но эта работа разрушает молодого человека. Корчагин бросается на самую тяжёлую работу, строит железную дорогу в невероятно суровых условиях.

Тяжёлая болезнь поразила Павла, ему грозит полная неподвижность. Недуг прогрессирует, и Корчагин попадает в санаторий. Даже самые лучшие врачи не в состоянии спасти Павла. Но он не сдаётся. Корчагин начинает писать книги.

За двадцать четыре года главный герой сделал немало, он не пропустил горячих дней революции. Жизнь Павла Корчагина прожита не так уж и плохо.

Умирать надо хорошо. Писатель хочет донести до своих читателей одну, очень важную мысль. Даже если человека ждёт неотвратимая, жестокая смерть, важно не испугаться. Не стоит молить о прощении, унижаться и плакать. Смерть нужно принять достойно, без ропота и сожаления, стараясь вспоминать только хорошие дела, которые успел сделать в жизни.

Мужество и настойчивость

Смысл книги в том, чтобы самостоятельно развиваться, не останавливаться на достигнутом. Важно проявлять настойчивость во всём, в любой сфере жизни, и в учёбе, и в работе. Только таким путём можно достичь успехов, выбраться из серого болота бесполезного существования.

А мужество поможет не опустить руки, когда не получается ничего, когда кажется, что весь мир против тебя.

Настойчивость и мужество непременно принесут свои плоды. Человек изменится в лучшую сторону, станет сильнее, образованнее, общительнее.

Два мира

Есть в книге и ещё один смысл, который можно назвать поучительным. Важно с уважением и пониманием относиться к другому человеку. Не имеет значения, из какого далёкого мира он вышел. Даже если он классовый враг или политический противник, нужно отнестись к нему как к человеку, уважать его взгляды, мысли и чувства.

До последней пешки

Содержится в произведении и ещё одна важная мысль. Даже если ситуация выходит из-под контроля, жизнь преподносит неприятные сюрпризы, важно держаться до последнего. Пока есть надежда, даже самая маленькая, есть и шанс.

Тогда обязательно получится выиграть самую сложную партию у хитрого и умелого противника.

Выбрать путь

У каждого человека должен быть свой собственный путь. Не стоит выбирать чуждый, навязанный другим человеком. Необходимо найти личный путь, и идти по нему смело и спокойно, презирая преграды, преодолевая препятствия. Не следует размышлять о том, правильный ли путь выбран, не нужно сожалеть о выборе.

Формирование характера

В любых, даже самых тяжёлых жизненных обстоятельствах, необходимо воспитывать свой характер, развивать его. Не позволять унижать себя и других, не опускаться до уровня раба, не издеваться над слабыми, не пресмыкаться перед сильными. Эти качества характера нужно развить. И тогда уйдёт на дно серая, полная жалкого страха жизнь. Кто сможет сделать свой характер сильным и отважным, тот не будет прятаться от света по углам, а смело пойдёт вперёд.

Преданность идее

У каждого человека должна быть идея. Ради неё можно совершить подвиг, сделать невозможное. Кажется, что не выдержит человек, под влиянием обстоятельств готов сдаться. Но если есть в его жизни идея, то за ней смелее пойдёт человек.

И тогда всё, что задумано, непременно получится.

Смысл финала

В конце книги содержится самая важная мысль. Человек обязан не сдаваться. В любых, даже самых невыносимых условиях, нужно найти в себе силы для того, чтобы жить дальше. Нельзя поддаваться отчаянию и унынию.

Важно найти себе дело, которое поможет забыть о трудностях, всецело погрузиться в него, тогда жизнь заиграет новыми, невероятно яркими красками.

Как по правде закалялась сталь для легендарного бестселлера Николая Островского

Кадр из фильма «Павел Корчагин» / Источник:

85 лет назад в апрельском номере журнала «Молодая гвардия» началась публикация романа обездвиженного и слепого писателя

«Экспресс газета» в Google Новостях

Даже те, кто не читал книгу, на которой выросло не одно поколение советских людей, знают эти слова: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».

Рожденный революцией?

Кадр из фильма «Как закалялась сталь» 1973 г. с В. Конкиным в главной роли.

Кадр из фильма «Как закалялась сталь» 1973 г. с В. Конкиным в главной роли

Итак, в 1917 году Островскому было 13 лет. Несмотря на столь юный возраст, он стал революционером-подпольщиком, в 1919 году вступил в комсомол и пошел на фронт. Служил в дивизии Котовского, о чем позже написал свою первую книгу – «Повесть о “котовцах”», которая была утеряна. Воевал и в армии Буденного.

Официальная биография сообщала, что Островский происходил из самых низов, был вынужден тяжело работать с 12 лет, этим и объясняется его революционный фанатизм. Однако документально не подтверждается ни его низкое происхождение, ни участие в Гражданской войне. Его отцом был кадровый военный, унтер-офицер, который выгодно женился, держал питейные заведения, но разорился с введением сухого закона во время Первой мировой. Детям пришлось работать.

Да и книжку о котовцах, якобы утерянную, Островский, скорее всего, никогда и не писал. В его переписке конца 1920-х говорится о решении начать «Как закалялась сталь» как о первом опыте писательства, попытке остаться в строю и даже в болезни приносить пользу обществу.

В биографии автора много нестыковок. Реальная судьба Островского переплелась в умах с биографией героя романа Павки Корчагина так, что разделить их сложно. Трудно понять, как можно за короткий период столько повоевать, поработать, поучиться, прочесть книг.

Островский был секретарем комсомольских организаций, строил узкоколейку под Киевом, неистово и безжалостно боролся с врагами революции – выводя на чистую воду бывших буржуев, приспособившихся к советской власти, «вычисляя» их даже среди соседей по коммуналкам. И все это на фоне начавшейся с 16 лет тяжелой болезни.

У Николая болели суставы, порою так, что одна нога не сгибалась вообще. В 1920 году на фронте он был тяжело ранен в голову и живот, после чего начало резко падать зрение. Есть версия, что Островский пытался застрелиться, когда узнал о том, что его болезнь неизлечима, но остался жив.

Болезнь усугубилась перенесенным в 1922 году тифом. В 1924 году друзья добились, что Наркомздрав направил молодого коммуниста на лечение в центральные институты, в Харьков, а затем и в Москву, однако врачи долго не могли поставить диагноз. А болезнь всё прогрессировала.

Николай-Алексеевич-Островский

Николай Алексеевич Островский

Справка: Считалось, что Островский умер от рассеянного склероза. По мнению современных врачей, это было тяжелое генетическое заболевание – болезнь Бехтерева, вызывающая постепенное окостенение суставов, сопровождавшееся страшными болями и отказом внутренних органов. Недугу чаще подвержены мужчины 20-40 лет.

Женщины Островского

В.В. Махотин «Н. Островский с женой Р.П. Островской»

В.В. Махотин «Н. Островский с женой Р.П. Островской»

Островский, красивый молодой человек, хороший рассказчик, несмотря на болезнь, не был аскетом и, надо сказать, вызывал интерес у женщин. Первой любовью Островского была Люся Беренфус, дочь главврача санатория. Эти романтические отношения подтверждены их откровенной перепиской. Юношеские чувства ни во что не вылились якобы по той причине, что они происходили из разных слоев общества. Следующей любовью Николая была буфетчица Тося Городецкая, но Николай решил, что они не пара. В 1926 году он влюбился в Марту Пури, сотрудницу газеты «Правда». Она не ответила ему взаимностью, зато посоветовала стать писателем. Незадолго до того, как превратиться уже окончательно в лежачего больного, Островский в Новороссийске знакомится с Раисой Порфирьевной Мацюк, своей будущей женой. В романе она выведена как Тая Кюцам – фамилия- перевёртыш. После смерти Островского Раиса Порфирьевна возглавила московский музей, посвященный супругу, и … вышла замуж за его старшего брата Дмитрия.

Гвозди б делать из этих людей

С 23 лет Островский – лежачий больной, который практически обездвижен. Пока глаза хоть что-то видели – он читал. И начал писать. Годы бурной революционной молодости просились на бумагу. А что еще делать человеку бушующей энергии, жажды действий, который прикован к постели? Когда Николай приступил к роману «Как закалялась сталь», правый глаз, по его собственным словам, не видел на 98%, а левый – на 85. Руки пока работали, но писал Островский с трудом. Он изобрел приспособление, названное «транспарант»: в верхней крышке картонной папки были сделаны прорези-линейки, которые направляли руку. Правда, буквы наезжали друг на друга, и расшифровывать написанное родным и близким было крайне сложно. Островский же гордился тем, что записывает книгу сам.


Писатель А. Серафимович у постели Н. Островского

Первую часть рукописи романа «Как закалялась сталь» отправили в редакцию «Молодой гвардии», откуда пришел отказ на публикацию. Друзья настояли на второй попытке, и писатель М. Колосов и главный редактор журнала А. Караваева взялись за редактуру книги и ее издание. Есть версия, что они-то и написали роман. В действительности, в рукописях присутствуют почерки 19 разных людей. Среди них, к примеру, – маститый советский писатель А. Серафимович, автор «Железного потока». Никто и не отрицал, что, когда у Островского отказали руки, за ним записывали добровольные помощники. Так что не стоит сомневаться в его авторстве.

Главный герой книги Островского – Павка Корчагин – «человек из железобетона» – отличается слепой ненавистью ко всему, что не соответствует линии коммунистической партии. В начале 1930-х многим людям это было близко. Роман приобрел бешеную популярность, и не только в СССР, но и во всем мире. Власть также признала талант Островского, наградила его орденом, выделила квартиру на улице Горького в Москве (ныне Тверская, 14), машину, дом в Сочи. Там писатель закончил вторую часть романа, отвечал на сотни писем читателей, начал работать над новой книгой - «Рожденные бурей».

Он умер в Москве в 1936 году в возрасте 32 лет. Вся его жизнь – фанатичная борьба за коммунистическую идею и противостояние страшной болезни. И уж точно ему не было стыдно за бесцельно прожитые годы. Сегодня в московском музее его имени «Преодоление» ведется большая работа по адаптации инвалидов – ведь Островский – невероятно жизнеутверждающий пример победы над болезнью, борьбы за полноценную жизнь, невзирая ни на что.


Издания романа на разных языках

Тайны романа «Как закалялась сталь»

Тайны романа «Как закалялась сталь»

Ровно 90 лет прошло с тех пор, как прикованный к постели и почти ослепший Николай Островский начал писать свою легендарную книгу «Как закалялась сталь». В СССР это произведение было одним из самых популярных — к 1991 году ее переиздавали 773 раза, общий тираж составил фантастические 53 миллиона. Роман был переведен более чем на сто языков, издан в ста странах мира. В осажденном голодном и холодном Ленинграде в 1942 года книга Островского была напечатана вручную, и ее десятитысячный тираж был распродан за два часа.

Писатель Борис Полевой вспоминал, как во время обороны Сталинграда заглянул ночью в расположение одного из передовых батальонов. Бойцы собрались у костра: «Все слушали, сидя в напряжённых позах, стараясь не пропустить ни одного слова. Читали роман "Как закалялась сталь". Когда разговорились, бойцы пожаловались, что книга эта одна на весь полк. Для удобства чтения её разорвали на несколько частей и в редкие часы боевого отдыха читали, передавая друг другу листы по мере прочтения».

Да и в наши дни в одном лишь Китае за последние 15 лет роман о Корчагине издали больше 20 раз, и для большинства китайцев Павка — литературный герой № 1. В этой стране книгу Николая Островского до сих пор читают десятки миллионов. А фраза, которую в романе произносит его герой, и сейчас считается хрестоматийной:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

Старшему поколению биография Николая Островского и сам его роман хорошо известны.

Родившийся в небольшом украинском селе будущий писатель стал подпольщиком, потом добровольно ушел на фронт Гражданской войны, был ранен. Занялся комсомольской работой, а потом на ударной стройке узкоколейки, когда пришлось работать по колено в ледяной воде, получил тяжелое заболевание, стал инвалидом, был разбит параличом и почти полностью ослеп. Считалось, что биография самого Островского почти полностью совпадает с биографией главного героя его романа.

Поначалу свой роман автор, прикованный к постели, писал от руки, однако когда Островский уже почти полностью ослеп, то попросил ассистентку взять картонную папку и прорезать в ней полосы размером строки и продолжил писать при помощи трафарета. Через какое-то время рука стала болеть и совсем отказала. Тогда он стал писать, диктуя.

Когда в середине 1932 года роман был, наконец, окончен, и рукопись отправили в журнал «Молодая гвардия», Островский получил в ответ разгромную рецензию, будто в его книге «выведенные типы нереальны». Кстати, это была не первая неудача начинающегося писателя. В 1927-1928 гг. по просьбе друзей Островский написал повесть о котовцах — «Рожденные бурей», но рукопись при пересылке в редакцию потерялась.

Когда первая часть романа «Как закалялась сталь», несмотря на трудности, была все-таки издана, то к полному удивлению издателей тираж разлетелся мгновенно. В библиотеках за романом выстраивались огромные очереди.

Однако литературные критики поначалу не проявили к книге интереса, не было отзывов в прессе, а харьковский цензурный Обллит вообще назвал роман «Как закалялась сталь» антисоветским и потребовал его «немедленно изъять».

Настоящая слава пришла к Островскому только в 1935 году — благодаря известному журналисту Михаилу Кольцову. Из его очерка в «Правде» вся страна узнала о самом факте существования парализованного молодого писателя и его книге.

Роман наперебой стали расхваливать не только партийные пропагандисты. Знаменитый режиссёр В. Мейерхольд рассказывал актёрам своего театра: «Я имел однодневную беседу со Львом Толстым, много беседовал с Антоном Чеховым. Николая Островского я ставлю третьим. Такая необычная культура, такое необычное проникновение в правду жизни, такая способность понимать, что такое искусство». Иерохимонах Сампсон в своих сочинениях «Жизнеописание, беседы и поучения» писал: «В нём были эта огромная любовь к человеку, хотя и атеиста, но всё-таки любовь. Его поразительная работа "Как закалялась сталь" — это выражение любви к человеку. Душевной. И, может быть, даже духовной». Английский историк Д. Линдсей подтверждал: «В его книге нет ни одной фальшивой ноты. Она заставляет гордиться званием человека».

А лауреат Нобелевской премии французский писатель Андре Жид оставил свои записи о встрече с Островским незадолго до его кончины: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: "Это святой"».

Автора «Как закалялась сталь» в СССР начали преподносить до небес. Наградили орденом Ленина. Правительство Украины построило для него в Сочи новый дом, на улице его имени. Писателю дали квартиру в Москве на Тверской улице (тогда улице Горького).

Для того времени это было уже признание его статуса как классика советской литературы. В 1936 году Наркомат обороны присваивает ему почетное звание комиссара бригады. Шьется специальная форма, в ней Островский практически всегда и фотографируется. Чтобы посетить его, делегации выстраиваются в очередь. Превозмогая боль, писатель готовит к публикации новый роман — «Рожденные бурей». Но смерть наступила 22 декабря 1936 года, когда писателю было всего 32 года…

Загадка романа

До сих пор остается загадкой, как Николаю Островскому, человеку, не получившему никакого филологического образования, удалось создать произведение, ставшее мировым бестселлером. Поэтому его постигла почти такая же судьба, как и Шолохова. После краха СССР, когда стали доступны архивы и стали свергать многих прежних кумиров, заговорили о противоречиях в официальной биографии автора и неизвестных прежде подробностях создания его культового романа.

В апреле 2000 года еженедельник АИФ напечатал статью, автор которой рассказал историю о том, как будто бы на самом деле он был создан. Об этом ему якобы рассказала сотрудница издательства «Молодая гвардия» Баблоян. «Я, — заявила Баблоян, — входила в творческую бригаду, которая и создала этот роман… Я — последняя, оставшаяся в живых из этой бригады. А было все это так. Автор прислал рукопись, о литературном уровне которой можно было говорить только условно. Издать ее невозможно. Но отказать ему, старому комсомольцу, мы, работники комсомольского издательства, не могли. Года два рукопись передавали из редакции в редакцию, надеясь, что кто-нибудь найдет выход. Каждая редакция отвечала автору, что ознакомилась с рукописью и передала для дальнейшей работы над нею другой редакции. Автор — Н. Островский — обратился с письмом в ЦК ВЛКСМ, рассказал, что который год не может издать рукопись, отражающую героическую эпоху в истории комсомола.

ЦК ВЛКСМ затребовал рукопись из издательства. Ознакомился с нею. Провел совещание с издательскими работниками. Было решено создать творческую бригаду, которая занималась бы только подготовкой к выпуску романа в свет. Началась упорная, всесторонняя, коллективная работа над рукописью. Хотя мы не совсем верили, что удастся из рукописи, пригодной разве что для редакционной мусорной корзины, сделать что-либо достойное уровня нашего издательства. От нас же не скрывали, что ждут шедевра. ЦК ВЛКСМ систематически контролировал ход работ. По ходу дела созывались совещания. Мы втянулись в работу. Сжились с сюжетом. Стали жить жизнью героев рукописи. Каждая страница прошла через наши сердца и души. Плюс к этому профессиональное мастерство редакторов одного из лучших в стране издательств. И получилось то, что впоследствии стали считать одним из лучших произведений советской литературы. Николай Островский стал советским писателем-классиком…»

Было ли все так на самом деле?

Доведение «до ума» произведений начинающих авторов считалось в то время обычной практикой. Особенно, если речь шла о книгах патриотического содержания.

Хороший, талантливый редактор, порой, становился настоящим соавтором произведения, с которым он работал, о чем, разумеется, никакого упоминания в изданной потом книге не было. Так что такое вполне могло быть и в работе при издании «Как закалялась сталь», однако никакого официального подтверждения рассказ Баблоян не имеет.

Некоторые литературоведы даже считают, что к редактированию рукописи романа был якобы причастен Аркадий Гайдар, который будто бы даже написал для него некоторые главы. Впрочем, все это так и остается на уровне домыслов и предположений, а потому единственным автором романа «Как закалялась сталь» по праву считается Николай Островский.

Цензура и купюры

Впрочем, изданный текст романа все-таки сильно отличается от того, что на самом деле написал Островский. И вовсе не потому, что его старались «улучшить» редакторы, а во многом благодаря политической цензуре. Как установили литературоведы, из рукописи были убраны эпизоды участия Павла Корчагина в «Рабочей оппозиции», упоминания дискуссии о профсоюзах, убраны эпизоды с Троцким в армии и на фронте, бурные дискуссии тех лет с троцкистами и оппозиционерами, приведшие к расколу в партийной и комсомольской среде, сюжетные линии о поддельном студенчестве «приспособленцев» во времена нэпа, об агрессивном мещанстве в быту, существенно изменена даже любовная сюжетная линия главного героя.

Споры между историками литературы идут и вокруг некоторых деталей биографии Николая Островского. За два месяца до смерти в интервью о своей книге Островский признался английскому журналисту, что она не является автобиографичной.

А в предисловии к первому изданию романа, опубликованному в журнале «Молодая гвардия», Островский говорит совсем другое. Он приводит множество подробностей своей жизни, которые абсолютно точно совпадают с биографией Корчагина.

Почти все биографы утверждают, что Островский сражался в Гражданскую в рядах 1-ой Конной армии. Николай в те годы был еще несовершеннолетним, но такое тогда случалось часто. Однако до сих пор нет каких-либо реальных подтверждений службы Островского в регулярной армии. И в его автобиографии от 1924 года нет ни одного упоминания об участии в Гражданской войне.

До наших дней дошел личный учетный листок Николая Островского, который он сам заполнил в 1924 году при постановке на партийный учет. И в графе «Участие в военных действиях и служба в Красной армии» он поставил прочерк. А на следующей странице, перечисляя всю свою трудовую деятельность, Островский повторяет факты автобиографии, никак не упоминая о своем участии в боевых действиях.

Грандиозная книга

Но такое ли уж большое значение имеет то, какой у автора была биография? Даниил Гранин, например, как теперь документально доказано, никогда не был командиром роты тяжелых танков под Кенигсбергом, как он сам о себе писал и говорил в интервью, а служил во время войны политруком в ремонтно-восстановительной бригаде. Александр Грин часто придумывал фантастические истории о самом себе.

У писателя важно не то, что он сам о себе говорит, а то, что он написал. И какое влияние его произведение оказало на читателей. А книга «Как закалялась сталь» произвела впечатление грандиозное. И до сих пор продолжает производить во всем мире.

И это признал даже такой опытный литературный критик, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к коммунистам или к патриотической литературе, как Дмитрий Быков. «Дело в том, — пишет он, отмахиваясь от слухов о том, что книга Островского — плод коллективного труда и от несообразностей в его биографии, — что в этой книге наличествует огромный заряд, огромное нежелание мириться с данностями, огромное нежелание мириться со смертью, с выключенностью из жизни. Этот заряд многим помогал выживать. Функция этой книги грандиозна вне зависимости от ее художественных достоинств».

Когда в 1991 году рухнул СССР и власть в стране, в том числе в области культуры захватили либералы, то книгу «Как закалялась сталь» тут же изъяли из обязательной школьной программы. Зачем нужны герои обществу потребителей? У них совсем другое отношение к жизни. Вот, например, как пишет сегодня о романе в интернете анонимный автор, судя по ее тексту, — нынешняя школьная учительница: «Роман "Как закалялась сталь" — это повествование о самоубийце-мазохисте, о человеке, который ежедневно и целенаправленно убивал себя, отказываясь быть человеком. Павел Корчагин, поначалу смелый, гордый, протестующий мальчишка, вырос в робота-воителя, железного человека, подчинившего свою плоть силе сознания, и добровольно посвятивший себя физическому аскетизму… Сталь закаливают для того, чтобы повысить её твердость и прочность, чтобы она служила долгие годы. Для этого её подвергают тепловой обработке, при которой очень важна точность, недозакалить или перекалить — и сталь становится браком…»

Но на каких примерах тогда воспитывать молодежь? Чему может научить школьников учительница, считающая Павку Корчагина «мазохистом»?

Как может жить страна без подвигов и без героев-Корчагиных? Особенно Россия, которую сейчас осаждают со всех сторон, окружают военными базами и хотят разрушить санкциями.

Она развалится, как сейчас разваливаются США — высокомерная цитадель общества потребления. А в нашей стране, к счастью, такие люди, как Павел Корчагин Островского, есть до сих пор. Это и бойцы 6-й роты Псковской дивизии ВДВ, которые погибли в Чечне, сражаясь с во много раз превосходившей их по численности бандой боевиков-террористов. Это и сбитый в Сирии русский летчик Роман Филипов, который взорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен игиловцам. Это и дагестанский милиционер Магомед Нурбагандов, который под угрозой смерти остался верен присяге, и смело призвал своих сослуживцев: «Работайте, братья!» Их много, и это без них сталь становится браком.

Читайте также: