Паустовский стальное колечко тест

Обновлено: 18.05.2024

Цель: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников

Задачи урока (Планируемые результаты):

  • Познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского “Стальное колечко”
  • Формировать умения определять жанровую принадлежность текста
  • Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения
  • Расширять и активизировать словарный запас

Метапредметные:

  • Формирование умений сохранять учебную цель, заданную учителем
  • Формирование самостоятельно ставить учебные задачи.
  • Формирование умений оценивать учебные действия
  • Развивать умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности,
  • Работать над использованием знаково-символичных средств
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям.
  • Развивать умения работать со словарем
  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Работать над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка “С чего начинается Родина?”

Слова учителя на фоне музыки:

“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”

Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне)

А что для вас слово “Родина?” (ответы детей)

2. Актуализация знаний

Вчера у нас состоялась первая встреча с произведением Паустовского “Стальное колечко”.

Вам понравилось это произведение? (ответы детей)

Чем понравилось? Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша) Как вы себе ее представили? (ответы детей)

А как автор относится к девочке? (Девочка нравится автору, он называет её ласково – Варюша)

А когда вы читали произведение, вы были внимательными читателями? Как узнать? (например, провести викторину по содержанию текста, игру “Верно или неверно)

“Викторина по произведению”. Дома вы прочитали текст до конца. Какие вопросы по содержанию текста вы составили? ( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах? Какой подарок она получила?)

Для чего нужно уметь задавать вопросы? Где это умение может пригодиться?

Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите “+”, если высказывание неверное, вы ставите “-”.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (“-”)
  2. Дед Кузьма и Варюша жиле в деревне Моховое (“+”)
  3. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“-”)
  4. В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“+”)
  5. На платформе девочка встретила двух бойцов. (“+”)
  6. Боец попросил подарить ему махорки. (“-”)
  7. Боец попросил продать ему махорки. (“+”)
  8. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (“+”)
  9. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (“-”)
  10. Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. (“+”)

Самопроверка. Даются правильные ответы. Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.

Оцените свою работу на “Линеечках оценки”. Если все ответы совпали, то * поставьте на верхней ступеньке, если допущены ошибки ,частично совпали - * на средней ступеньке, если нет ни одного совпадения - * на нижней ступеньке.

У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем.

3. Словарная работа. Определение значения слова

Вчера на уроке при знакомстве с произведением мы находили незнакомые слова и выражение. Что мы с ними делали? (Определяли значение слов). Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с Интернетом) Для чего нам нужна была такая работа? (Чтобы понять текст, его осознать)

Проверим, умеете ли вы соотносить слово и его значение.

У каждой группы есть карточки со словами и их значениями. Вам необходимо распределить карточки со словами между участниками группы, а каждому участнику подобрать к своему слову лексическое значение

Какому слову нет карточки с лексическим значением? (ЛЕЩИНА)

Можете ли дать определение этому слову? (нет))

Что будем делать? (искать значение в словаре).

Я предлагаю двум детям найти объяснение слова в толковом словаре, а двум другим найти предложение в тексте Паустовского с этим словом. (учебник стр.35)

(Группа детей работает с толковым словарем, остальные проверяют выполнение задания)

Пока группа детей работает с толковым словарем и учебник, остальные по предложенным картинкам определяют слово и значение.

Я показываю картинку, в каждой группе встает тот, у кого слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке, и читает объяснение слова.

Проверка выполненной работы по определению слова “лещина” Учащиеся зачитывают определение слова из толкового словаря и отрывок из произведения “Стальное колечко”, в котором употребляется это слово.

Найдите на следующих картинках лещину.

А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии, в учебниках окр.мира и т.д.)

4. Постановка учебной задачи

“Стальное колечко”. Вчера на уроке мы анализировали название произведения.

Какие вопросы возникли? Какие были версии?

Что за произведение? (стихотворение, научная статья, рассказ, сказка)

О чем произведение? (о колечке)

Прочитав произведение, ваше мнение изменилось? (ДА) О чем оно? (о девочке, о её судьбе, о Родине, о родной стороне)

Вчера мы анализировали название произведения и пытались по названию определить жанр. Какие были версии? (стихотворение, научно-популярная статья, рассказ, сказка)

Смогли ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)

Прочитав произведение, можете ли определить, к какому жанру относится произведение? (Учащиеся высказывают разные мнения. Одни считают, что это произведение – рассказ, другие – сказка)

Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко – рассказ или сказка?)

Сформулируйте тему и цель урока. (К.Паустовский “Стальное колечко”. Рассказ или сказка?)

Цель – Определение жанровой принадлежности произведения.

Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру относится произведение “Стальное колечко”? (Вспомнить, что такое рассказ и что такое сказка. Знать содержание произведения. Уметь находить признаки рассказа и сказки в произведении)

Задачи урока я предлагаю сформулировать так:

1. Выделить признаки рассказа и сказки в произведении “Стальное колечко”

2. Развивать умение анализировать текст, находить художественные особенности

3. Развивать навыки сознательного чтения

4. Пополнять словарный запас

5. Формировать потребность к книге, чтению

6. Формировать понятие “Родина”, воспитывать потребность заботиться о близких людях, любить родной край, свою Родину.

5. Решение учебной задачи

Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что “Стальное колечко” - это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это произведение – “сказка”

Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. (Рассказ - это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)

Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. Работа по этому плану поможет нам последовательно выделять признаки сказки и рассказа в произведении.

Рассказ Сказка
Начало произведения. В деревне Моховое +
Встреча Варюши с бойцами + +
История про Сидора + +
Варюша потеряла колечко +
Приход Весны + +
Варюша нашла колечко +
Дедушка поправился + +
“Наша земля – истинный рай” +

Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)

Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ) Какие признаки рассказа вы можете выделить? (Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои). Отметьте в таблице знаком “+”, что начало произведения похоже на рассказ.

Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)

Какое задание к этим иллюстрациям вам хотелось бы выполнить? (прочитать по ролям, по цепочке, пересказать отрывок и т.д.)

Выполняется задание в соответствии с выбором учащихся. Оценивается выполненная работа учащимися.

Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца? (ответы учащихся)

Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы.

Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Обсудите в группах

1-2 группа. История про Сидора напоминает рассказ, так как Сидор - обычная птица. Все, что происходило с Сидором – можно увидеть в реальной жизни.. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора.

3-4 группа. История про Сидора – это сказка, потому что Птица говорит человеческим языком.

Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку.

А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)

Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела Весну. Послушайте этот отрывок (Включается аудиозапись)

Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)

Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных, 4 группа составит синквейн: 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение о весне, существительное.

Учащиеся работают. Во время работы звучит музыка П.Чайковского “Апрель”

Представление и оценка выполненных работ.

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)

Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.)

Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.

О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.

На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)

Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)

Отчего же поправился дед? (ответы детей) Это эпизод напоминает сказку или рассказ?

Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу поправился (сказка)

Пришла весна, пригрело солнце – дед поправился (рассказ)

Как заканчивается произведение? Прочитаем последние 2 абзаца. О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)

Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются)

Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)

Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)

Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ? (и рассказ, и сказка). К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать)

О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о добре, заботе о ближних, любви к Родине)

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)

- Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются.

Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас, формировали навыки сознательного чтения.

7. Домашнее задание

1. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского

2. Описать свои впечатления от прочитанного произведения в виде стихотворения или небольшого рассказа.

3. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.

Кто доволен работой на уроке? Что сегодня удалось? Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012

2. Захарова В.В., Серова М.В.. Поурочные разработки по литературному чтению: 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"
тест по чтению (3 класс) на тему

3. Как называлась деревушка, в которой жили Варя и ее дед?

Моховое Переборы Таёжное

4.Зачем пошла Варюша в соседнее село?

за махоркой за хлебом за молоком

5. В какой день недели девочка оказалась на станции?

в субботу в воскресенье в четверг

6.Кого встретила девочка на платформе?

друзей волшебника два бойца

7.Кем был человек, который подарил Варюше колечко?

колдуном танкистом сапёром

8.Из чего было сделано подаренное колечко?

из золота из серебра из стали

9.Как звали воробья, который жил у Варюши с дедом?

Сидор Пашка Степан

  1. Запишите, о каких жанрах литературы идёт речь.

А) Это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло. ________________

Б) Это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму.

2. К какому литературному жанру относится произведение К.Паустовского «Стальное колечко»? ______________________

3.Кто главный герой этого произведения?_____________________

4.В какое село пошла девочка за махоркой?

5.Как звали деда Варюши?

Григорий Иван Кузьма

6.Кто, кроме Варюши, жил в избе у деда?_____________________

7.Кого встретила девочка на платформе?

друзей волшебника солдат

8.Что воткнула Варюша в снег, где потеряла колечко?

лыжную палку еловую ветку веточку берёзы

9.Когда Варюша нашла колечко?

весной летом зимой

10.Сколько Варюшиных желаний исполнилось?

Соотнеси слово с его лексическим значением

Курительный табак низшего сорта. ____________

Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.________________________

Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа._________________

Тяжёлый, с тупым клинообразным лезвием, топор для колки дров.

ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, МАХОРКА, КОЛУН

Какая из пословиц больше всего подходит к произведению

К.Паустовского «Стальное колечко»?

Всякому мила своя сторона.

Делу время, а потехе – час.

Добрая надежда человека никогда не покидает.

Плох тот кулик, который своё болото не хвалит.

Гнев матери как снег — выпадет много, но тает быстро.

Под лежачий камень и вода не течет.

Невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы___________

Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.__________________

ПЛАТФОРМА, КОЛУН, ЦИГАРКА, МАХОРКА, ЗАВАЛИНКА

Береги землю родимую, как мать любимую.

Готовь сани летом, а телегу — зимой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по литературному чтению, по произведению Ш. Перро "Ослиная шкура"

Тесты по литературному чтению для 3 класса УМК "Школа2100".


Тест по литературному чтению по произведению М. Зощенко " Золотые слова"

Тест по литературному чтению по программе "Школа России" 3 класс по произведению М. Зощенко "Золотые слова".

Интерактивный тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Растрёпанный воробей"

Тест создан на основе шаблона Комаровского. Нужно включить макросы. Важно: после завершения работы изменения не сохранять.Оценка за работу выставляется автоматически.

Тест по литературному чтению по произведению К. Паустовского " Растрёпанный воробей"

Тест содержит вопросы по произведению К. Паустовского "Растрёпанный воробей".

Тест по литературному чтению. По произведению К. Паустовского Растрепанный воробей

Тест по литературному чтению. Программа "Школа России"По произведению К. Паустовского Растрепанный воробейЦель: проверка осознанности прочтения.


Тест по литературному чтению по произведению А.П. Гайдара "Совесть"

Тест по литературному чтению по произведению А.П. Гайдара "Совесть". Тест помогает оценить умение учащихся работать с художественнм произведением.


Тест по литературному чтению по произведению В. Гаршина "Лягушка-путешественница"

Тест по литературному чтению по произведению В. Гаршина "Лягушка-путешественница".

Тест по рассказу К. Паустовского "Стальное колечко".
тест по чтению (3 класс)

11. На каком пальце можно посмотреть белый свет со всеми его чудесами?

  • среднем
  • безымянном
  • указательный

12. В какое время года начинается рассказ?

13. В какое время года заканчивается рассказ?

14. Как называет Варюшу боец?_______________________________________

15. Какие чудесные весенние звуки слышит Варюша?_________________________________

16. Дайте характеристику Варюше.

1. Главная героиня рассказа «Стальное колечко»

2. Как звали деда

3. Где жили дед и внучка?

  • село Мирное
  • поселок Петровский
  • деревушка Моховое

4. В какое село пошла внучка?

5. За чем пошла внучка на станцию?

  • за хлебом
  • за махоркой
  • за печеньем

6. Кого встретила на станции Внучка?

7. Что дал девочке боец?

8. Каким был предмет, которую дал боец девочке?

9. На каком пальце принесет эта вещь радость?

10. На каком пальце принесет эта вещь здоровье?

15. Какие чудесные весенние звуки слышит Варюша?_______________________________

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения.


«Акцентное вычитывание эпического текста К.Г. Паустовский «Стальное колечко »

Урок литературного чтения по курсу Г.Н. Кудиной.


Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов технологии проблемного обучения.Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»Программа «.


Игра "Умники и умницы" по сказке К. Г. Паустовского "Стальное колечко"

Конспект игры по сказке К. Г. Паустовского поможет учителю в развитии техники чтения учащихся, в формировании правильной читательской компитентности.

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко".

Технологическая карта урока литературномого чтения 3 класс, произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко». УМК "Начальная школа XXI века".

1. Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»( 1 урок).2.Литературное чтение.3. 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»4.Использованная литература:1) Литературное чтение: 3 класс: учебник .

К. Паустовский "Стальное колечко" презентация - тест

Литературное чтение по УМК "21Век" К. Паустовский "Стальное колечко" - тест.

Паустовский «Стальное колечко»

Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.

Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок- другой — ему бы сразу полегчало.

В воскресенье Варюша пошла за махоркой для деда в соседнее село Переборы. Мимо села проходила железная дорога. Варюша купила махорки, завязала её в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. В Переборах они останавливались редко. Почти всегда они проносились мимо с лязгом и грохотом.

На платформе сидели два бойца. Один был бородатый, с весёлым серым глазом. Заревел паровоз. Было уже видно, как он, весь в пару, яростно рвётся к станции из дальнего чёрного леса.

— Скорый! — сказал боец с бородой. — Смотри, девчоночка, сдует тебя поездом. Улетишь под небеса.

Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колёса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду её не подняло над землёй и не утащило за поездом. Когда поезд пронёсся, а снежная пыль ещё вертелась в воздухе и садилась на землю, бородатый боец спросил Варюшу:

— Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

— Махорка, — ответила Варюша.

— Может, продашь? Курить большая охота.

— Дед Кузьма не велит продавать, — строго ответила Варюша. — Это ему от кашля.

— Эх ты, — сказал боец, — цветок- лепесток в валенках! Больно серьёзная!

— А ты так возьми сколько надо, — сказала Варюша и протянула бойцу мешочек. — Покури!

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки, скрутил толстую цигарку, закурил, взял Варюшу за подбородок и посмотрел, посмеиваясь, в её синие глаза.

— Эх ты, — повторил он, — анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отдарить? Разве вот этим?

Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потёр о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:

— Носи на здоровье! Этот перстенёк совершенно чудесный. Гляди, как горит!

— А отчего он, дяденька, такой чудесный? — спросила, раскрасневшись, Варюша.

— А оттого, — ответил боец, — что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесёт он здоровье. И тебе, и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, — боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, — будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенёк на указательный палец — непременно увидишь!

— Будто? — спросила Варюша.

— А ты ему верь, — прогудел другой боец из-за поднятого ворота шинели. — Он колдун. Слыхала такое слово?

— Ну то-то! — засмеялся боец. — Он старый сапёр. Его даже мина не брала!

— Спасибо! — сказала Варюша и побежала к себе в Моховое.

Сорвался ветер, посыпался густой-прегустой снег. Варюша всё трогала колечко, повёртывала его и смотрела, как оно блестит от зимнего света.

«Что ж боец позабыл мне сказать про мизинец? — подумала она. — Что будет тогда? Дай-ка я надену колечко на мизинец, попробую».

Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.

Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались.

Варюша заплакала. Пропало колечко! Значит, не будет теперь здоровья деду Кузьме, и не будет у неё большущей радости, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую еловую ветку и пошла домой. Она вытирала слёзы варежкой, но они всё равно набегали и замерзали, и от этого было колко и больно глазам.

Дед Кузьма обрадовался махорке, задымил всю избу, а про колечко сказал:

— Ты не горюй, дурочка! Где упало — там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склёвывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живёт в избе, в тепле, в сытости, а всё ему мало!

На другой день Варюша поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:

— Ты поищи, поройся! Может, найдёшь!

Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал:

«Ишь ты! Ишь ты! Нашла дурака. Ишь ты, ишь ты!» — повторил Сидор, сорвался с ветки и полетел обратно в избу.

Так и не отыскалось колечко.

Дед Кузьма кашлял всё сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и всё чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду.

Метели кружились над деревушкой, заносили избы.

Сосны завязли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Всё чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько плакала от жалости к деду и бранила себя.

— Дурёха! — шептала она. — Забаловалась, обронила перстенёк. Вот тебе за это! Вот тебе!

Она била себя кулаком по темени, наказывала себя, а дед Кузьма спрашивал:

— С кем это ты там шумишь-то?

— С Сидором, — отвечала Варюша. — Такой стал неслух! Всё норовит драться.

Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.

Варюша выглянула на улицу. Тёплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.

— Вот и весна! — сказала Варюша.

Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче.

Снег в лесу потемнел. Сначала на нём выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев — их наломало бурей ещё в декабре, — потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины, и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.

Варюша нашла в лесу старую еловую ветку — ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним чёрным листком блеснул огонёк. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело.

Варюша схватила его, надела на средний палец и побежала домой.

Ещё издали, подбегая к избе, она увидела деда Кузьму. Он вышел из избы, сидел на завалинке, и синий дым от махорки поднимался над дедом прямо к небу, будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке и над ним курился пар.

— Ну вот, — сказал дед, — ты, вертушка, выскочила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу лёгким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила. Сейчас вот покурю, возьму колун, наготовлю дровишек, затопим мы печь и спечём ржаные лепёшки.

Варюша засмеялась, погладила деда по косматым серым волосам, сказала:

— Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма.

Весь день Варюша носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь. Только вечером, укладываясь спать, она сняла колечко со среднего пальца и надела его на безымянный. После этого должна была случиться большущая радость. Но она медлила, не приходила, и Варюша так и уснула, не дождавшись.

Встала она рано, оделась и вышла из избы.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй. На краю неба ещё догорали звёзды. Варюша пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики?

Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел — пять раз.

«Пять часов! — подумала Варюша. — Рань- то какая! И тишь!»

Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга.

Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Её обдало сильным, тёплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых серёжек посыпалась жёлтая пыльца. Кто-то прошёл невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.

«Кто же это прошёл? А я и не разглядела!» — подумала Варюша.

Она не знала, что мимо неё прошла весна.

Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость — такая, что не охватишь руками, — зазвенела, запела у неё на сердце.

Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щёлки, но всё время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, за- цвели-запестрели тысячи тысяч цветов.

Варюша думала было надеть перстенёк на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы, на липкие берёзовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце, послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями — и не надела перстенёк на указательный палец.

«Успею, — подумала она. — Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

Тест по сказке "Стальное колечко"


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называлась деревушка, в которой жили дед Кузьма с Варюшей?

Вопрос 2

Какой выдалась зима в том году?

  • Суровая, с сильным ветром и снегом
  • С трескучими морозами и снежными вьюгами
  • Необычно теплая и бесснежная
Вопрос 3

Почему, по словам деда Кузьмы, выли волки по ночам?

  • От голода и холода
  • От зависти к людям
  • Их привлекала полная луна
Вопрос 4

Какая беда случилась у деда посреди зимы?

  • Кончились папиросы
  • Потерялся кисет с табаком
  • Вышла вся махорка
Вопрос 5

Зачем Варюша зашла на станцию в Переборах?

  • Купить папирос
  • Выменять махорки
  • Посмотреть на поезда
Вопрос 6

Кого встретила девочка на станции?

  • Матроса
  • Двух бойцов
  • Троих солдат
Вопрос 7

О чём новый знакомый попросил Варюшу?

  • Поменять табак на сахар
  • Угостить его папиросой
  • Продать махорки
Вопрос 8

Что девочка ответила на эту просьбу?

  • «Возьми так, сколько надо»
  • «Могу сменять, но немного»
  • Не могу, дед заругает»
Вопрос 9

Как боец назвал Варюшу?

  • Анютины глазки с косичками
  • Одуванчик с веснушками
  • Ромашка курносая
Вопрос 10

Как к девочке попало стальное колечко солдата?

  • Сменял колечко на табак
  • Боец потерял его, когда спешил на поезд
  • Он её так отблагодарил за махорку
Вопрос 11

Какие чудеса обещались Варюше, в зависимости от того, на каком пальце она будет носить колечко?

  • Счастье, волшебство и здоровье
  • Здоровье, радость и чудеса всего мира
  • Здоровье, богатство и чудо
Вопрос 12

Почему товарищ назвал бойца колдуном?

  • Этого солдата пули и осколки стороной облетали
  • Этого старого сапёра даже мина не брала
  • Этот солдат три раза из рук врага вырвался
Вопрос 13

О каком пальце солдат забыл сказать Варюше?

  • О мизинце
  • О среднем
  • О безымянном
Вопрос 14

Что сделала девочка, когда потеряла колечко?

  • Поплакала и махнула рукой
  • Рыла снег, пока не нашла потерю
  • Отметила место и пошла домой
Вопрос 15

Кем был Сидор, которого следовало попросить найти кольцо

Вопрос 16

Как колечко вернулось к Варюше?

  • Она нашла его, когда сошёл снег
  • Нашёл дед Кузьма весной
  • Сидор помог найти
Вопрос 17

Зачем девочка весь день носила колечко на среднем пальце?

  • Чтоб увидеть чудо
  • Чтобы вылечить деда
  • Чтобы обрести счастье
Вопрос 18

Какая большая радость случилась на следующий день, осчастливившая Варюшу?

Читайте также: