Работа со стальными тросами

Обновлено: 26.04.2024

1. Запрещается работать со стальными тросами без рукавиц (рукавицы должны иметь наладонники из прочного материала).При работах в рукавицах следует принимать меры предосторожности, исключающие возможность затягивания рукавиц в движущиеся и вращающиеся части механизмов. Особую осторожность следует проявлять при работе во влажных рукавицах. Работать в замасленных рукавицах запрещается, их следует заменить.

2. При работе со стальными и растительными тросами запрещается находиться и держать руки ближе 1 м от барабанов, кнехтов, блоков и других устройств, с которых выбирается ходовой конец троса. При работе с тросами из синтетических материалов это расстояние должно быть не менее 2 - 3 м.

3. Запрещается находиться вблизи сильно натянутых тросов, а также на линии направления тяги, как впереди, так и позади места соприкосновения троса с механизмом для его выборки или устройством для закрепления или изменения направления тяги троса. Запрещается ставить ноги в петли тросов.

4. Все тросы, стропы, цепи, гаки, скобы, вертлюги, блоки и т.п., поврежденные во время их использования, транспортировки и хранения, должны быть немедленно изъяты из употребления. Их браковка производится в соответствии с Правилами технической эксплуатации судов морского флота.

5. Подача швартовных тросов на берег или на другие суда должна производиться при помощи бросательного конца или линеметательного устройства. Подавать бросательный конец или линь следует только после предупредительного окрика "БЕРЕГИСЬ". Для подачи предупредительного окрика при использовании линеметательного устройства должны применяться судовые звукоусиливающие средства (электромегафон, судовая трансляция).

6. Для предотвращения образования калышек или раскручивания тросы прямого спуска (тросовой работы) следует укладывать в бухты и на кнехты по часовой стрелке, а тросы обратного спуска (кабельной работы) - против часовой стрелки.

7. При выбирании синтетических тросов через швартовные барабаны необходимо накладывать возможно большее количество шлагов. Выбирание тросов под натяжением следует производить так, чтобы не образовывалась слабина троса на барабанах.

8. При креплении тросов из синтетических материалов на кнехты следует накладывать не менее 6 - 8 шлагов.

9. При использовании синтетических тросов (капроновых, полипропиленовых и др.) в качестве швартовов необходимо учитывать их основные свойства и выполнять следующие рекомендации:

a) периодически менять ходовые и коренные концы тросов;

b) периодически выбирать или потравливать тросы с тем, чтобы участки усиленного трения не приходились на одно и то же место троса;

c) не допускать, по возможности, протаскивания троса по грунту;

d) уменьшать скорость выбирания троса при сильном порывистом ветре (требование не относится к работам на автоматических швартовных лебедках).

10.При работах с синтетическими тросами запрещается:

a) получать на судно и/или использовать тросы, не имеющие сертификатов и не прошедшие антистатической обработки;

b) применять для работы тросы, шестикратный диаметр которых больше диаметра барабана механизма;

c) пропускать тросы в блоки, если диаметр шкива блока менее 6 - 8 диаметров троса, а ширина шкива превышает диаметр троса менее чем на 25%;

d) работать на швартовных барабанах, имеющих вельпсы (продольные ребра на барабане);

e) завязывать на тросах узлы любых видов;

f) пропускать через один клюз вместе со стальными тросами, а также накладывать их на одни кнехты;

g) пропускать под натяжением соединительные скобы комбинированных тросов через киповые планки и роульсы, а также через швартовные барабаны;

h) травить туго натянутый трос с барабана ослаблением шлагов;

i) находиться ближе 2 м от места наложения стопоров;

j) применять цепные стопоры;

k) отдавать швартовный конец с кнехтов до ослабления его натяжения;

l) отдавать натянутый буксирный трос с гака (за исключением аварийных случаев).

11.Такелажные работы с синтетическими тросами производятся по тем же правилам, что и для растительных тросов. Вследствие низкого коэффициента трения синтетических материалов при заделке огонов необходимо делать 5 пробивок полными прядями и одну пробивку половинными прядями, а при сращивании троса - не менее чем по 4 пробивки с обоих концов троса.

12.Эксплуатация капроновых тросов отечественного производства осуществляется на основании Инструкции по эксплуатации капроновых канатов и технике безопасности при работе с ними на судах морского флота.

13.При пробуксовке троса на швартовном барабане швартовный механизм должен быть остановлен, а на барабан положены дополнительные шлаги. Освобождать трос, защемленный на барабане шпиля или брашпиля, разрешается только после остановки механизмов при помощи ломика (свайки) или непосредственно руками после того, как трос будет взят на стопор.

14.Подбирать швартовные тросы разрешается только после получения подтверждения с берега, что трос закреплен и чист. О начале работы необходимо предупреждать работающих на берегу.

15.Для стопорения стальных тросов следует применять цепные стопоры, состоящие из отрезка короткозвенной цепи длиной 2 - 4 м, калибра 10 мм. Один конец цепи следует крепить на палубе за рым или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен быть прикреплен надежный растительный трос длиной не менее 1,5 м. Цепь должна накладываться стопорным узлом и последующими 3 - 4 шлагами по направлению тяги, против направления свивки троса. Стопоры для растительных тросов и тросов из синтетических материалов должны изготовляться из растительного троса вдвое меньшего диаметра, чем сам швартов.

16.При завозке швартовного троса к месту его крепления шлюпкой или моторным катером трос должен быть уложен на шлюпке в бухту. Находиться в кормовой части шлюпки при завозке швартовного троса запрещается. Ходовой конец троса должен быть закреплен в шлюпке так, чтобы его можно было в случае необходимости быстро отдать.

17.При швартовных работах запрещается:

a) присутствовать посторонним лицам в местах производства швартовных работ, а также членам экипажа, не участвующим в швартовных операциях;

b) применять для швартовных работ жесткие стальные тросы, подавать, выбирать, вытравливать, закреплять и отдавать швартовный трос, а также пускать в действие швартовный механизм без команды лица, руководящего швартовными операциями;

c) работать внутри шлагов троса, разнесенного по палубе;

d) гасить инерцию судна натяжением швартовных тросов, а также отдавать и крепить тросы при наличии непогашенной инерции судна;

e) подавать швартовные тросы, имеющие калышки и необрубленные концы оборванных проволок;

f) крепить тросы на швартовных барабанах даже на непродолжительное время;

g) вытравливать тросы из бухт;

h) накладывать, снимать или перетравливать шлаги троса на вращающихся швартовных барабанах;

i) выбирать тросы, пробуксовывающие на швартовных барабанах;

j) выбирать или стравливать тросы во время работы с ними у кипов и роульсов, а также прижимать их к палубе или швартовному устройству ногой или рукой;

k) находиться внутри угла, образованного швартовом, поданным через кип или отводной роульс, и направлением тяги;

l) подавать кормовые швартовы при работе машины;

m) применять цепные стопоры для стопорения растительных и синтетических тросов;

n) находиться на линии натяжения стопора лицу, работающему со стопором;

o) выбирать на судне трос до тех пор, пока со шлюпки не будут сброшены оставшиеся шлаги, и она не отойдет в сторону от сброшенного троса;

p) выбирать завезенный на швартовную бочку трос в то время, когда на бочке находится кто-либо из людей;

q) применять кранцы с коротким концом, требующим вытягивания рук за борт.

18.На верхние 2 - 3 шлага стального троса и троса из синтетических материалов, закрепленного на кнехтах, должна быть наложена схватка из шкимушгара. По окончании швартовных операций все лишние тросы должны быть убраны, а швартовные механизмы выключены.

19.После выполнения всех работ по швартовке ответственное за их производство лицо командного состава должно уйти последним со своего участка, предварительно убедившись, что все операции закончены.

II.1. Стальные тросы.

1. Работа с тросами начинается с распускания бухт. Во избежании образования калышек, которые перекручивают трос и снижают его прочность, надо правильно распустить бухту.

2. Во избежании раскручивания наложить на свободные концы марки, оплетку.

3. На концах тросов, предназначенных для надевания на палы, кнехты, соединения с другими тросами сделать огоны. Сплесени огонов оклетневать.

4. В огоны тросов, предназначенных для соединения с гаками, талрепами, блоками – заделать коуши.

5. Связывание тросов затягивающимися узлами не допускается.

6. При работе не допускать резких рывков. Натягивать постепенно, плавно, не превышая допустимую нагрузку.

7. Не допускать крутых изломов, трения о жесткие предметы, тросы. Использовать блоки со шкивами диаметром не менее 15 Ø троса для стальных тросов. Не менее 8Ø троса для растительных тросов. Заворачивать только восьмеркой, подкладывать маты.

8. При намокании растительные тросы садятся (надо ослаблять)

9. Растительные тросы, намокшие в морской воде становятся гигроскопичными (надо промыть пресной водой)

10. Промывка пресной водой нужна и загрязненных илом, песком тросов. Просушить.

11. Синтетические тросы через 2 месяца промывают соленой морской водой для снятия статического заряда (20 кг соли на 1 куб. метр пресной воды)

12. Необходимо хранить тросы в сухих, прохладных помещениях. Беречь от нагревания, воздействия сырости, дыма, масел, ржавчины. Синтетических, от солнечных лучей. Температура не более 30 градусов по Цельсию, влажность не более 70 процентов.

13. Стальные тросы для предохранения от ржавчины, через 3 месяца очищают от старой смазки и тируют (тавот с графитом), олифят. Лопнувшие проволочки заправляют внутрь прядей и оклетневывают. Также можно отклетневать трос для предохранения от ржавчины. Нельзя смазывать отработанным маслом, мазутом, нефтью. Не подбивать оцинкованные пряди кувалдой (только деревянным мушкелем)

14. Хранить скатанными в бухты на деревянных решетках для доступа воздуха, на вьюшках, в шкиперских кладовых. Бухты, вьюшки закрывают наружными чехлами снимая в хорошую погоду для просушки.

II. По видам тросов.

II.1. Стальные тросы.

Тросами называются изделия, свитые из стальных проволок или скрученные из растительных и синтетических волокон. На кораблях и судах тросы применяются в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов и буксиров, в грузоподъемных устройствах, для крепления предметов на корабле, для водолазных работ, в минно-тральном деле, в приборах и механизмах, при такелажных и других работах

Работа со стальными тросами и уход за ними. Тросы должны соответствовать условиям работы. Жесткий трос, например, нельзя применять в качестве швартовов, пропускать через блоки, так как он будет быстро изнашиваться. Для швартовов, буксиров и оснастки подъемных устройств употребляется гибкий трос. Направление свивки и порядок навивки троса на вьюшки, барабаны шпилей и лебедок подбирают такими, чтобы в процессе работы трос дополнительно подкручивался. Это увеличивает его плотность, а следовательно, срок службы. Трос, намотанный на барабан, при погрузке и выгрузке нельзя бросать и подвергать сильным ударам, так как при поломке барабана он может спутаться, а распутать его трудно. Недопустимо образование петель, так как при натяжении троса они образуют залом — калышку, резко понижающую прочность троса и делающую его непригодным. Петлю следует осторожно и правильно развернуть, не допуская вытягивания полузавернутой петли. При распускании бухты трос сматывают за наружный конец, одновременно вращая бухту или барабан, и сразу наматывают на вьюшку или укладывают на палубе в бухту.

Прежде чем отрубить от бухты отрезок стального троса какой-либо длины, во избежание раскручивания на трос накладывают две марки мягкой проволоки или бензель. Расстояние между марками должно быть от одного до четырех диаметров троса; длина каждой марки — не менее
5-кратного диаметра троса. Стальной трос нужно крепить восьмерками и только на двойные кнехты, закаболивая два верхних шланга.

При стоянках на швартовах и при самой швартовке нельзя допускать, чтобы один трос зажимал другой или шел по другому. Перед подачей на другое судно (берег) трос растягивают на палубе и расправляют петли. При необходимости укладки на палубе трос кружат в бухту большого диаметра и укладываемые шлаги через один подворачивают.

При наматывании на барабан трос следует околачивать деревянным мушкелем; применять металлическую кувалду во избежание повреждения оцинковки и последующего ржавления троса нельзя.

Вязать узлы из стального, даже гибкого троса не следует. Два стальных троса соединяют с помощью скобы, заведенной в коуши на концах троса. При высококачественном выполнении сплесня потеря прочности троса составляет около 15% — для тросов с разрывной крепостью проволоки 120—130 кгс/мм2, около 20% — при разрывной крепости 140—150 кгс/мм2 и до 30% — при разрывной крепости проволоки 160—170 кгс/мм2. Сплеснивать тросы, предназначенные для подъема и спуска людей, не разрешается.

В местах соприкосновения с острыми выступающими частями под трос ставят деревянные прокладки или подкладывают маты.

Во время эксплуатации тросы необходимо регулярно смазывать. Смазка, обладающая антикоррозионными и противогнилостными свойствами, значительно увеличивает срок службы тросов. Хорошей смазкой является канатная мазь (индустриальная канатная ИК). Применяются также технический вазелин (универсальная низкоплавкая УН), пушечная смазка (УНЗ), солидол синтетический (универсальная среднеплавкая синтетическая УС) и солидол жировой (универсальная среднеплавкая УС). Технический вазелин и пушечную смазку перед употреблением разогревают до 60—80°.

Нельзя употреблять для смазки тросов мазут, соляр, отработанное машинное масло и другие вещества, содержащие кислоты и щелочи. Тросы смазывают не реже одного раза в три месяца и каждый раз после пребывания троса в воде. Тросы, находящиеся на хранении на судне, смазывают не реже одного раза в год. Перед смазкой с тросов металлическими щетками удаляют старую засохшую мазь и грязь. Смазка наносится нежирным слоем квачом или ветошью. При обнаружении ржавчины трос нужно смотать с вьюшки, очистить от ржавчины, протереть ветошью, смоченной в уайт-спирите, протереть досуха, смазать и намотать на вьюшку. Консервированная смазка удаляется ветошью. Если трос по условиям работы должен находиться в морской воде, его полезно смазать прокипяченной горячей смесью, состоящей из равных частей древесной смолы и извести. После работы трос промывают пресной водой, высушивают, смазывают и наматывают на вьюшку. Тросы с органическими сердечниками нельзя держать в местах с высокой температурой, так как сердечники могут перегореть. Лопнувшие проволоки коротко обрезают, а трос в этих местах оклетневывают мягкой проволокой. На концы троса во избежание раскручивания накладываются прочные проволочные марки. Недостатки устраняются немедленно, а пришедшие в негодность тросы заменяются новыми. Хранение и срок службы стальных тросов. Стальные тросы, находящиеся в употреблении, хранят намотанными плотными рядами на вьюшки, закрытые парусиновыми чехлами, или свернутыми в бухты, уложенные на деревянные банкеты. В солнечную погоду чехлы снимают. Тросы, хранящиеся в судовых кладовых, не реже одного раза в год поднимают на верхнюю палубу, проверяют их состояние и меняют смазку. Кладовые должны быть сухими и систематически вентилироваться. При правильном уходе срок службы тросов стоячего такелажа практически не ограничен. Для тросов бегучего такелажа, швартовов, подъемных тросов он равен 2—4 годам. Тросы для подъема грузов и людей считаются непригодными к эксплуатации, если число лопнувших проволок по длине, равной восьми диаметрам троса, составляет больше 10% их общего числа или лопнула целая прядь. Чрезмерные изгибы троса также вредны, поэтому шкивы, ролики, барабаны, которые в работе огибает трос, должны быть тщательно подобраны. Диаметр барабанов и шкивов должен быть для троса кабельной работы не меньше 4 диаметров, для троса тросовой работы не меньше 18 диаметров. При использовании троса в стрелах и талях диаметр шкива должен быть не менее 300 диаметров проволоки троса.

На срок службы тросов оказывают значительное влияние диаметр кипов шкивов, роликов или барабанов и состояние их поверхностей.

Потертости и другие механические повреждения поверхности кипов шкивов следует обязательно зачищать или протачивать, не допуская при этом овального сечения кипов. Если невозможно устранить повреждение поверхности кипа шкива, следует заменить шкив.

Швартовное устройство

На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также пере­тяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят:

- швартовные клюзы и направляющие роульсы;

- киповые планки (с роульсами и без них);

- вьюшки и банкеты;

- швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Рис. Швартовное устройство

Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов использу­ются растительные, стальные и синтетические тросы.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют боль­ших физических усилий при передаче с борта судна на при­чал. Наиболее распространенными на морских судах являют­ся стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тор­мозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупно­тоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с при­водом.

Широкое распространение получили швартовы, изго­товленные из синтетических тросов. Они легче равнопроч­ных им стальных и растительных швартовов, обладают хо­рошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтети­ческие тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертифи­катов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различ­ных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляет­ся из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температу­рой вспышки паров ниже 60 0 С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Приме­нять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 ра­за в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо про­изводить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

В зависимости от положения относительно судна швартовы называются: продольные, прижимные, шпринги (носовые и кормовые соответственно). Швартовы на забортном конце имеют петлю — огон, который накидывают на береговой пал или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой ко­нец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Рис. Схема заводки швартовых на судне, стоящем бортом к причалу: носовые: 1 - продольный; 2 - прижимной; 3 - шпринг; кормовые: 4 - шпринг; 5 - прижимной; 6 - продольный Рис. Крепление швартовых на береговой тумбе

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, распо­ложенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низ­кобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Рис. Кнехты: 1 - основание; 2 - тумба; 3 - шляпка; 4 - прилив; 5 - стопор; 6 - обух Рис. Крепление швартовного троса на кнехте

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключитель­ных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. Для проводки швартовов с автома­тических лебедок обычно устанавливают универсальные поворотные клюзы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания. На судах, следующих по Панамскому каналу, где проводка судна через шлюзы осуществляется с помощью береговых тягачей, обязательно устанавливают панамские клюзы, имеющие боль­ший радиус кривизны рабочей поверхности, чем у бортового, и лучше приспособ­ленные для работы со швартовами большого диаметра.

Рис. Клюзы Рис. Клюз универсальный

Киповые планки. Киповые планки предназначены для изменения направле­ния швартова. На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без ро­ульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швар­товного троса.


Рис. Киповые планки: а) - с тремя роульсами; б) - с двумя роульсами; в) - без роульсов. Рис. Роульсы

Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного ме­ханизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке).

Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки. Последние представляют собой горизонтальный бара­бан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет дис­ки, препятствующие сходу троса.

Рис. Вьюшка Рис. Трос на банкете

Бросательные концы (выброски). Для подачи швартовов на берег или дру­гое сооружение обычно используется бросательный конец - лёгкий пеньковый трос с песком в тросовой оплетке на конце. Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз. Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С по­мощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые шварто­вы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.

Рис. Бросательный конец
Рис. Подготовленное для швартовки рабочее место: 1 -трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор

Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представля­ющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор. Стопор крепится к рыму у основа­ния кнехта или за обух на палубе судна.

При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопо­ры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце. Применение цепных стопоров для рас­тительных и синтетических тросов недопустимо.

Рис. Удержание швартовного троса стопором

Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно по­травить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро пере­ложить на кнехт. На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками. Стационарные стопо­ры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом.

Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами. Швартов накладывают «вось­мерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, кото­рый препятствует их повороту в обратном направлении.

Рис. Переносные стопоры: а) - цепной; б) - растительный

Швартовые механизмы. Для выбирания швартовов могут быть использо­ваны как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.

Для выбирания швартовных тросов на баке используют турачки брашпиля. Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми шварто­выми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под па­лубой.

Рис. Использование турачки брашпиля Рис. Швартовный шпиль

Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Лебедки автоматически подтягивают суд­но, выбирая слабину троса, или потравливают слишком сильно натянутый трос при изменении положения судна относительно причала в процессе грузовых операций, во время прилива или отлива.

Рис. Автоматические лебедки

Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обес­печивающем его постоянную готовность к действию. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы должны быть всегда достаточно гладкими для предотвращения преждевременного износа тросов. Ролики, роульсы и другие подвижные элементы должны легко вращаться, быть хорошо расхожены и смаза­ны. Цепные и тросовые стопоры, глаголь-гаки должны быть исправны.

При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворот­ных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно сма­зывать трущиеся части.

Все концы, тросы, кранцы, маты, бросательные лини надо своевременно просушивать, металлические детали — очищать и смазывать.

При стоянке судна на швартовах необходимо выполнять следующее:

- запрещается оставлять стальные швартовные концы на барабанах брашпи­лей даже на короткое время, так как при натяжении или рывках швартовов валы механизмов могут быть погнуты;

- в местах с резким колебанием уровня воды рекомендуется в качестве швар­товных концов применять растительные тросы либо тросы из синтетиче­ских материалов;

- во время погрузки и выгрузки необходимо проверять, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слиш­ком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами в портах, где имеют место колебания уровня воды;

- во время сильного ветра или течения швартовы, которые испытывают наибольшее напряжение, должны быть равномерно натянуты. При наличии зыби швартовы должны иметь некоторую слабину с целью уменьшения их напряженности при раскачивании судна;

- во время дождя швартовы и фалини из растительных тросов необходимо периодически потравливать, так как, намокая, они укорачиваются на 10 -12 % и могут лопнуть.

Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.

Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, зна­чительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и бо­лее числа нитей в канате.

Такелажные работы в судостроении

Судовые такелажные работы — это работы с тросами, производимые при изготовлении и ремонте такелажа и различных предметов судово­го снаряжения.

Такелажный инструмент

В его сос­тав входят следующие простейшие инструменты и приспособления (рис. 1):

  • Свайка — деревянный или сталь­ной конусообразный стержень пря­мой или изогнутой формы, служит для разделения и пробивки прядей в тросах;
  • Драек — деревянный брусок круг­лого сечения, утоняющийся от сере­дины к концам, применяется для обтягивания (выдраивания) тросов и разделения прядей;
  • Мушкель — деревянный молоток, предназначенный для выравнивания и уплотнения прядей после ремонта троса;
  • Полумушкель — деревянный молоток с продольным кипом на бойке, используется для натяжения клетки при клетневании троса;
  • Лопатка — деревянная или металлическая с отверстием посереди для продевания клетня, применяется вместо полумушкеля при клетневании троса;
  • Трепало — узкая доска, заостренная на конце, употребляется при изготовлении матов.

Кроме перечисленных инструментов, для выполнения такелажных работ Такелажные и парусные работы необходимо иметь:

  • Топоры;
  • Лотки;
  • Зубила;
  • Тиски;
  • Кувалд кусачки и т. п.

Марки и бензели

Под маркой понимают перевязку троса для заделки его концов и закрепления неропущенной части. Бензель – совместная перевязка двух тросов для соединения. Для наложения маробензелей используют парусные нитки-каболки, тонкие растительные три (лини) и проволоку.

В зависимости от способа наложения марка (рис. 2) может быть:

  • Простая;
  • Самозатяжная;
  • Со змейкой;
  • С пробивкой.

Для того чтобы получить просто марку, один конец линя укладывают вдоль троса в виде некоторую накрывают шлагами, вокруг троса. Свободный конец линя продевают в петлю, с её помощью затягивают под шланг, после чего концы линя коротко обрезают.

Марки

Рис. 2 Марки
а – простая;
б – самозатяжная;
в – со змейкой;
г – с пробивкой

При наложении самозатяжки марки один конец линя, уложен вдоль троса, накрывают пятью шестью шлагами, а затем вдоль троса укладывают другой конец линя, который также накрывают шлагами. Образовавшуюся при слабину выбирают, а концы линя обрезают.

Марка со змейкой – это про марка, дополненная змейкой, ставятся шлаги марки, она повышает ее прочность. Можно пробивать бодный конец линя между прядями троса попеременно с каждой стороны. Такая марка называется маркой с пробивкой.

Наиболее распространенными видами бензелей (рис. 3) являются:

  • Полубензель;
  • Прямой бензель;
  • Бензель с крыжом и стопорка.

Полубензель – простая марка, уложенная на двух идущих рядом тросах. Для увеличения прочности полубензель может выполняться со змейкой.

Бензели

Рис. 3 Бензели
а – полубензель;
б – прямой;
в – с крыжом;
г – стопорка

Прямой (круглый) бензель имеет шлаги, наложенные в два слоя. Свободный конец линя под шлаги в этом случае протягивают при помощи предварительно уложенной петли-проводника.

При наложении бензеля с крыжом конец линя закрепляют удавкой на одном из тросов и на тросы накладывают 10-15 шлагов. Затем бензель крыжуют, для чего линь дважды проводят между тросами вокруг шлагов бензеля. Свободный конец линя крепят к шлагам крыжа штыками и коротко обрезают.

Стопорка выполняется так же, как и бензель с крыжом, с той лишь разницей, что шлаги обносят вокруг обоих тросов восьмеркой. В тех случаях, когда при наложении стопорки выбранные втугую тросы не подходят друг к другу, стопорку называют плоским бензелем.

Тренцевание и клетневание

Тренцевание тросов производится для выравнивания их поверхности, чтобы в углублениях между прядями не скапливалась вода. Для этого трос в местах впадин между прядями обвивают тренем, в качестве которого используются смоленый шкимушгар, линь или тонкий трос.

Для тренцевания трос при помощи талей растягивается втугую и покрывается древесной смолой. Трени, число которых должно равняться числу прядей троса, закрепляют в углубление между прядями троса. Для того чтобы трень ровно и плотно заполнила промежутки между прядями, ее обтягивают (прогоняют) при помощи дрейка и небольшой стропки, которая плотно обхватывает трос (рис. 4, а).

Тренцевание и клетневание троса

Рис. 4 Тренцевание и клетневание троса
а – обтягивание трени;
б – наложение клетневины;
в – наложение клетня

Вращением стропки вокруг троса по направлению его спуска достигаются вдавливание трени и ее натяжение. Пройдя таким образом стропкой по всему тросу, слабину трени прогоняют в один конец, где трени обтягивается вручную и пробиваете в трос. Если отренцованный трос не предполагается клетневать, трени укрепляют наложением марок со змейками.

Клетневание тросов производите для предохранения их от перетирания. Для этого отренцованный трос обертывается клетневиной (рис. 4, б), а затем накладывается клетен (рис. 4, в). Клетневина приготовляется из старой парусины, разрезанной на ленты, ширина который немного меньше длины окружности троса. Разрезать парусину на лент необходимо не вдоль основы, а по некоторым углом, благодаря чем кромки лент не расползаются. Затем ленты смолят и сматывают в моток.

В качестве клетня используют:

  • Шкимушгар;
  • Тонкий линь;
  • Мягкую луженую проволоку и спиральный трос.

Трос, подлежащий клетневание туго натягивают и покрывают древесной смолой. После этого по направлению свивки его обертывают клетневиной таким образом, что каждый последующий шлаг немного перекрывал предыдущий. Закрепляют конец клетневины временной маркой на трос в обратном направлен т. е. против спуска, накладывают клетень при помощи полумушкеля, а на тонкие тросы – при помощи такелажной лопатки. Это обеспечивает наложение клетня плотны ровными шлагами. Последние 5, 6 шлагов обносят с некоторой слабиной, и под них проводится судовой конец клетня, после чего шланг обтягивают.

Сплесни применяют для сращивания без узла двух тросов одинакового диаметра. В зависимости от способа выполнения сплесни бывают короткие и длинные (разгонные). Для того чтобы получить короткий сплесень (рис. 5, а), на некотором расстоянии от концов на тросы накладывают временные марки, после чего тросы распускают на пряди, концы которых также маркируют. Подготовленные тросы сдвигают вплотную друг к другу так, чтобы каждая прядь одного троса находилась между двумя смежными прядями другого.

Сплесни

Рис. 5 Сплесни
а – короткий;
б – длинный,
1 – на растительном тросе,
2 – на стальном тросе

Тросы сращивают пробивкой, т. е. пряди одного троса пропускают под пряди другого. Пробивка прядей производится по правилу через одну под одну против спуска троса. Таким образом, при пробивке каждая ходовая прядь одного троса должна быть наложена на ближайшую коренную прядь второго троса и пропущена при помощи свайки под следующую его прядь. Аналогично производят пробивку ходовых прядей второго троса.

Прочность короткого сплесня будет обеспечена в том случае, если пряди в каждую сторону пробиваются по 3 раза. При этом для постепенного уменьшения толщины сплесня третью пробивку производят прядями, из которых вырезана половина каболок.

Таким же образом получают короткий сплесень на стальном тросе. Разница состоит лишь в том, что пряди пробивают по правилу « через одну под две против спуска троса » . Количество пробивок в этом случае увеличивается до пяти, из которых две последние выполняют с неполным числом проволок в прядях. При сращивании стальных тросов сердечники вырезают.

Короткий сплесень имеет хорошую прочность, но значительно утолщает трос, поэтому его нельзя применять на тросах, которые должны проходить через шкивы блоков.

Сращивание тросов длинным (разгонным) сплеснем (рис. 5, б) производят не пробивкой прядей, а только их обвивкой вокруг троса. Поэтому при изготовлении длинного сплесня концы тросов должны распускаться на большую длину.

Подготовленные к сращиванию тросы сводят вместе, как и при изготовлении короткого сплесня. После этого на одном из тросов снимают временную марку и одну из его прядей выплетают, а на ее место укладывают прядь второго троса. Когда у вводимой пряди остается небольшой конец, ее обносят по часовой стрелке вокруг выводимой пряди и затягивают узлом. После этого ходовые концы 1 раз пробиваются под коренную прядь. Таким же образом во второй трос вводят прядь первого троса. Сращивание третьей пары прядей производится непосредственно у места стыкования тросов.

Закончив изготовление длинного сплесня, лишние концы прядей обрезают и на места сращивания прядей накладывают марки.

При изготовлении разгонного сплесня на стальном шестипрядном тросе в каждый из них вводят по три пряди другого троса. Вводить каждую прядь следует на различную длину, чтобы места их скрепления равномерно распределялись по всей длине сплесня. Концы встречных прядей скрепляют полуузлом, а затем пробивают в трос и обрубают. На месте скреплений накладывают марки из мягкой проволоки.

Длинный сплесень применяют для сращивания тросов бегучего такелажа, так как он почти не дает утолщения в месте сплеснивания, поэтому очень удобен для тросов, проходящих через шкивы блоков. Его недостаток – малая прочность.

Огоны – петли, сделанные на конце или в середине троса. Они служат для крепления тросов на рангоуте или на причальных тумбах, а также для соединения тросов при помощи скоб.

Более надежным являются огоны, полученные путем сплеснивания тросов.

В зависимости от назначения и способа заделки огоны подразделяются на:

  • Простые;
  • Голландские;
  • Разрубные и подкововидные.

Для получения простого огона (рис. 6, а) конец троса распускают на пряди, как и при изготовлении короткого сплесня. После этого трос укладывают в виде петли нужных размеров и каждую из свободных прядей пробивают в трос правилу через одну под одну против спуска троса. Всего делаются три четыре пробивки. При этом последняя выполняется прядями с неполным числом каболок.

Огоны

Рис. 6 Огоны
а – простой;
б – подкововидный;
в – голландский;
г – разрубной

При изготовлении голландского огона из конца троса выводя одну прядь, а остальные укладывают в виде петли. Затем свободную прядь вводят на свое место в трос навстречу двум другим. Концы всех прядей распускают на каболки, укладывают вдоль троса и накладывают марки.

Разрубной и подкововидный огон изготавливают не на конце, а в cepедине троса. Чтобы получить разрубной огон, концы двух тросов распускают на пряди и укладывают так чтобы тросы несколько перекрывая друг друга. После этого пряди левого троса пробивают в правый трос, а правого – в левый. Для изготовления подкововидного огона троса в нужном месте сгибают и в обе её ветви на некотором расстоянии места сгиба сплеснивают пряди короткого куска троса такой же толщины.

Для предохранения тросов от резких изломов и перетирания в огоны часто вставляют коуши. Огон с коушем (рис. 7, а) изготавливают так же, как и простой огон, но при выполнении подготовительных операций трос не просто укладывают в виде петли, а вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. После окончания работ линь или шкимушгар снимают.

Способы закрепления концов тросов

Рис. 7 Способы закрепления концов тросов
а – огон с коушем;
б – скоб-зажимами;
в – концевыми обоймами

Огоны на стальных тросах также можно делать сплесниванием. Существует несколько способов пробивки и закрепления троса, но все они трудоемки. В последнее время все более широкое применение находит способ закрепления тросов при помощи скоб-зажимов, которыми ходовой конец троса прижимают к коренному (рис. 7, б).

Огоны с коушами на стальных тросах можно также заменить концевыми обоймами (рис. 7, в), для закрепления которых в отверстие вставляют распущенный на отдельные проволоки конец троса и полость обоймы заливают высококачественным техническим или рафинированным цинком, нагретым до температуры 450-470 °С.

Кнопы и мусинги

Кнопом называется специальный узел (утолщение) на конце растительного троса. Такое же утолщение посредине троса называют мусингом. Кнопами закрепляют и удерживают коренной конец троса и предохраняют его концы от распускания. Мусинги служат опорами для рук и ног при лазании по канату. По назначению и способу заделки кнопы (рис. 8) подразделяются на простые, без пробивки, стопорные, талрепные и др.

Для изготовления кнопа трос распускают на пряди до марки, предварительно наложенной на некотором расстоянии от конца троса. Затем трос располагают вертикально так, чтобы распущенные пряди свободно свисали вниз. Пряди переплетают таким образом, чтобы каждая из них проходила сверху вниз через петлю, образованную соседней прядью.

Кнопы

Рис. 8 Кнопы
а – крест;
б – полуколесо;
в – простой;
г – без пробивки;
д – талрепный;
е – стопорный

Получают небольшой кноп, называемый крестом (рис. 8, а). Крест также является составной частью стопорного кнопа. Другая составная часть кнопов – полуколесо (рис. 8, б). Для его получения прядь обносится против часовой стрелки на треть оборота вокруг троса и пропускается снизу вверх в петлю, образованную соседней прядью.

Простой кноп (рис. 8, в) состоит из двух полуколес. Для образования второго полуколеса каждую прядь снова обносят против часовой стрелки на треть оборота вокруг троса и пропускают снизу вверх в петлю, образованную следующей прядью. После этого пряди обтягивают и связывают маркой над кнопом.

При изготовлении кнопа без пробивки (рис. 8, г) каждую прядь обносят против часовой стрелки на целый оборот вокруг троса и пропускают снизу вверх в образованную этой же прядью петлю. Затем пряди обтягивают и скрепляют над кнопом маркой.

Талрепный кноп (рис. 8, д) получится, если каждую прядь обнести вокруг троса против часовой стрелки на две трети оборота, перекрывая при этом ближайшую прядь и проходя снизу вверх в петлю следующей пряди. В дополнение к этому пробивают пряди, для чего каждую из них проводят параллельно своей уже заплетенной части и пробивают под пересекающие ее пряди.

Первый этап при изготовлении стопорного кнопа (рис. 8, е) – получение полуколеса. Затем пряди обтягивают и переплетают в виде креста и пробивают их. Для этого каждую прядь сначала проводят параллельно шлагам полуколеса и пробивают снизу вверх в петлю соседней пряди, а затем параллельно шлагам креста.

Для изготовления мусинга (рис. 9) в трос вводят три пряди, для чего каждую из них пробивают под одну из прядей троса и проводят под ней до половины своей длины. Введенные в трос пряди переплетают в полуколесо из шести прядей сначала в направлении против часовой стрелки, а затем – по часовой стрелке.

Мусинги

Рис. 9 Мусинги
а – без оплетки;
б – с оплеткой

Заключительная часть работы – пробивка прядей. При этом каждую прядь проводят параллельно самой себе и пробивают в петли нижнего и верхнего полуколес. Для увеличения размеров мусингов и чтобы придать им более красивый и удобный вид, их оплетают.

Справочная книжка матроса - 4

Измерение тросов и их прочность
Толщина растительных и синтетических тросов указывается по длине окружности, стальных — по диаметру.
Для измерения длины окружности троса его оборачивают бумажной лентой, место соединения бумажной ленты отмечают проколом. Длина ленты между проколами, измеренная в миллиметрах, приближенно равна длине окружности.
Диаметр стального троса измеряют штангенциркулем или разделив окружность на "пи"=3,14.
Величина разрывной прочности троса и его вес определяются по ГОСТу



Рабочая прочность троса принимается в несколько раз меньше разрывной:


где Яраб—рабочая прочность троса, кг; Рраз—разрывная прочность троса, кг;
п — коэффициент запаса прочности, который для стоячего такелажа равен 4, для бегучего—6, для подъема людей—14.

Разрывная прочность тросов может быть приближенно определена по формуле:



Уход за тросами

Общие правила ухода. Нельзя изгибать трос слишком круто. Блоки для бегучего такелажа должны иметь диаметр шкива:
для стальных тросов не менее 13 диаметров троса в блоках, работающих часто (грузовые шкентели, штуртросы и др.) и не менее 8 диаметров в блоках, работающих редко (топенанты, шлюптали и др.);
для растительных и синтетических тросов не менее 1,8 длины окружности троса.
Свободные концы тросов должны быть заделаны, концы синтетических тросов —оплавлены.
При разрубании троса на. обе стороны разруба, накладывают марки. При заделке огонов, марки накладывают на каждую прядь и на трос в месте предполагаемого распускания прядей.
Тросы следует хранить в сухом проветриваемом помещении на деревянных стеллажах, решетках или на вьюшках, оберегая их от сырости, попадания масла, щелочи, кислоты, краски, Влажный трос необходимо просушивать. Бухты и вьюшки с тросом, находящиеся на палубе, после работ зачехляют.
Нельзя перепускать тросы через углы судовых деталей или грузовых мест без деревянных подкладок. Петли на тросе надо разгонять, чтобы не допустить образования калышек. Тросы прямого спуска надо укладывать в бухту по часовой стрелке.
Загрязненный трос надо промыть пресной водой, просушить и уложить на место для хранения. Растительные и синтетические, тросы нельзя просушивать на солнце.
Уход за растительными тросами. Если тросы влажные, их следует тщательно просушить (проветривая), оберегая от нагревания. Трос, намокший в морской воде, после просушки становится гигроскопичным, поэтому перед просушкой его надо промыть в пресной воде. Обмерзшими тросами пользоваться не рекомендуется.
В связи с тем что растительные тросы в сырую погоду укорачиваются, необходимо следить за ними и потравливать их, когда судно стоит у причала.

Уход за стальными тросами.

Уход за синтетическими тросами.

Синтетические тросы не боятся щелочей, моющих средств и органических кислот. Их следует оберегать от воздействия каменноугольного дегтя, олифы, масел.
Загрязненный трос надо промывать забортной водой. Сильно загрязненные места и масляные пятна надо протереть керосином, затем сполоснуть водой.
Перед использованием синтетические тросы подвергают антистатической обработке путем вымачивания в 2%-ном солевом растворе в течение суток. В судовых условиях тросы должны промываться (скатываться) забортной водой не реже одного раза в два месяца.
Синтетические тросы не боятся сырости. Однако перед наматыванием на вьюшки их надо просушить, так как от влаги ржавеют вьюшки, а ржавчина портит трос. Обмерзший трос надо перед работой оттаять (при невысокой температуре).
Уход за такелажем такой же, как за растительными тросами.
Перед заделкой огона, чтобы он дольше сохранился, трос можно пропустить в парусиновый шланг, длина которого должна соответствовать размеру огона.

Читайте также: