Расчет на прочность футляров стальных
Обновлено: 30.04.2024
Переходы трубопроводов через дороги следует проектировать с учетом обеспечения полной безопасности движения транспорта в период проведения работ по прокладке газопровода и его эксплуатации, надежности газопровода при действии статических и динамических нагрузок.
Устройство кожухов переходов под автомобильными дорогами следует проектировать бестраншейным или открытым способом в зависимости от интенсивности движения транспорта, категорий автомобильных дорог, геологических, гидрогеологических и других местных условии. Открытый способ проведения работ может быть применен при прокладке кожухов на глубине не более 4 м.
Бестраншейным способ называют потому, что при прокладке как кожуха, так и трубопровода не устраивают открытой траншеи. Этот способ исключает повреждение полотна дороги.
Горизонтальное бурение следует применять в грунтах I—IV категорий, за исключением плывунов и водонасыщенных песков и супесей при укладке кожухов диаметром от 325 до 1720 мм с длиной горизонтальной скважины до 40—60 м в зависимости от марки установки горизонтального бурения. Прокол рекомендуется для кожухов диаметром до 426 мм в грунтах I— III категории, а также в глинистых грунтах IV категории, не имеющих твердых включений. Способом продавливания с ручной разработкой грунта в трубе можно прокладывать трубы диаметром 820—1720 мм в любых грунтах, за исключением скальных. Щитовой способ проходки предпочтителен при длине перехода более 60 м и при необходимости устройства кожуха диаметром более 1720 мм в любых грунтах, кроме скальных. Для устройства переходов длиной до 150 м целесообразно применение немеханизированных щитов, а длиной более 150 м — механизированных.
Глубина заложения газопровода на переходах через автомобильные дороги принимается не менее 1,4 м от верха кожуха до верха покрытия дороги.
На одном конце защитного кожуха предусматривается установка вытяжной свечи диаметром 150 мм на расстояние не менее 25 м от подошвы насыпи автодороги и 10 м от конца кожуха на переходе через железную дорогу. Высота свечи от уровня земли должна быть не менее 5 м. Вытяжные свечи устанавливаются на бетонные фундаменты. Глубина заложения фундамента 1,9 м.
Переход под автомобильной дорогой состоит из защитного кожуха, рабочего трубопровода, опор и сальников, имеет отводную трубу и вытяжную свечу.
Рабочий трубопровод размещается в кожухе на опорах. В качестве опор применяют деревянные сосновые бруски сечением 40 х 40 мм и длиной 4,0 м. Бруски располагаются в нижней части рабочего трубопровода попарно с просветом между парами 90 мм по всей длине трубопровода, размещенного в кожухе. К рабочему трубопроводу бруски крепятся хомутами из стальной проволоки диаметром 7 мм.
Для предохранения полости кожуха от проникновения влаги, а также для обеспечения некоторой подвижности рабочего трубопровода относительно кожуха при его температурном расширении применяют сальники. Сальники монтируют на концах кожуха. Для того чтобы в межтрубном пространстве не поднималось давление в случае утечки газа, на одном из концов кожуха следует вваривать в стенку трубу, которая выводится на поверхность земли на высоту hвсВ таблице 3.1.1. приведены рекомендуемые данные по проходке траншеи, а в таблице 3.1.2 - толщины стенок труб защитных кожухов. На участках подземных переходов магистральных газопроводов через автомобильные дороги концы защитных кожухов должны иметь уплотнение (сальники) обеспечивающее герметичность межтрубного пространства. Как правило, такие сальники выполняются из пеньковой набивки, пропитанной битумом, и обертки из четырех-пяти слоев бризола. На одном из концов защитного кожуха или тоннеля следует проектировать вытяжную свечу, выходной патрубок которой должен быть па расстоянии (по нормали)неменее 25 м от подошвы земляного полотна автомобильных дорог.
Таблица3.1.1 - Диаметр защитного кожуха,мм, в зависимости от диаметра трубопровода при различных способах ведения работ
Диаметр трубопровода, мм | Прокол | Продавливание с ручной разработкой грунта | Горизонтальное бурение станками | Щитовая проходка (диаметр тоннеля в свету) | Открытый способ проходки с установкой рельсовых пакетов. | |
УГБ-2 | УГБ-4 | УГБ-5 | ГБ-1421 | ГБ-1621 | ||
Длина бестраншейной прокладки, м | ||||||
- - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - | - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - |
Примечание. При щитовой проходке и открытом способе производства работ длина кожуха не ограничена.
Таблица 3.1.2 - Толщина стенки трубы кожуха, мм, в зависимости от способа укладки
Наружный диаметр защитного кожуха | Способ укладки |
бестраншейный | открытый |
В глинистых грунтах | В песчаных грунтах |
10 (6) 11 (6) 12 (4,4) 14 (3,9) 16 (3,5) 18 (3,5) |
Прокладка кожуха под дорогой может быть выполнена различными методами: прокладыванием, продавливанием и горизонтальным бурением. В настоящее время основным является способ горизонтального бурения, наиболее эффективный при прокладке кожуха большого диаметра.
Способ горизонтального буренияпозволяет прокладывать кожух сразу на полную длину (рисунок 3.1).
В створе перехода отрывают рабочий котлован 2, в котором размещают прокладываемый кожух 9. Кожух укладывают на ролики 5 точно по оси перехода, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Рабочий котлован имеет форму траншеи, длина которой на 10м больше длины кожуха, а ширина понизу на 1 м больше диаметра кожуха и поверху на 1,5 м больше ширины силовой установки 6, закрепленной на трубе-кожухе и перемещающейся вместе с ним по мере его внедрения в грунт. Внутрь кожуха помещают буровой инструмент 1 и шнековый транспортер 7. Буровой инструмент режет грунт впереди трубы, при этом скважина получается несколько больше, чем диаметр кожуха. Грунт, поступающий в кожух, перемещается по кожуху шнековым транспортером 7, который одновременно приводит во вращение и режущую головку бурового инструмента 1. Сам транспортер вращается силовой установкой 6. Установка 6 крепится к трубе с помощью сцепного устройства и удерживается в необходимом положении трубоукладчиком 5. Подача кожуха вперед осуществляется с помощью лебедки, совмещенной с силовой установкой, усилие от которой передается через тросы 4 на опору 3. Опора представляет собой одну две трубы диаметром 400 - 500 мм, помещенных в специально отрытую траншею длиной до 10 м. Разрабатываемый грунт 10 из трубы высыпается в рабочий котлован.
Рисунок 3.1 - Схема горизонтального бурения.
1 – буровой инструмент; 2 – рабочий котлован; 3 – опора; 4 – тросы; 5 – трубоукладчик; 6 – силовая установка;
7 – шнековый транспортер; 8 - ролики;9– кожух; 10 – разрабатываемый грунт.
После укладки кожуха в него протаскивают заранее подготовленный рабочий трубопровод. Подготовка включает проверку качества всех сварных стыков методами физического контроля, гидравлическое испытание, изоляцию и футеровку. На трубопроводе закрепляют роликовые или иные предусмотренные проектом опарные устройства. Эти устройства облегчают процесс протаскивания трубопровода в кожух и фиксируют его положение таким образом, чтобы исключался электрический контакт между кожухом и трубопроводом.
После протаскивания устанавливают сальники, вытяжные свечи, полностью восстанавливают начальное состояние придорожных сооружений, ландшафт местности. На последнее должно обращаться особое внимание, так как не восстановленный рельеф начинает интенсивно деформироваться под влиянием дождей, ветра и других климатических факторов.
Расчет на прочность защитного футляра.
Проектом предусматривается строительство перехода газопровода диаметром 273х4,5 мм под автомобильной дорогой Москва - Крым в футляре диаметром 426х8 мм протяженностью 50 м. Прокладка газопровода будет осуществляться методом горизонтального бурения с использованием установки УГБ – 4.
Рисунок 3.2 - Схема к расчету футляра на прочность
В – ширина пролета естественного свода обрушения;
N – поперечное усилие;
М – изгибающий момент;
На кожухе действуют внешние нагрузки:
1)Расчетная вертикальная нагрузка:
где nгр – коэффициент перегрузки, nгр = 1,2[9];
- объемный вес грунта в естественном состоянии, = 1800 кгс/м 3 [9];
где - коэффициент крепости породы, = 1 [9];
В – ширина пролета естественного свода обрушения:
где Dф – наружный диаметр футляра, выбирается в зависимости от диаметра газопровода при горизонтальном бурении, Dф = 426х8 мм [9]
- угол внутреннего трения грунта, = 40°;
2)Расчетное боковое давление:
(3.2.4)
3)Нагрузка от подвижного транспорта:
где - вес подвижного транспорта на единицу площади, = 4,18 кгс/см 2 =41800 кгс/м 2 [9];
А – коэффициент, зависящий от глубины заложения в грунт защитного футляра. При глубине заложения футляра на 2 м А = 0,4 [9];
- коэффициент перегрузки, = 1,2 [9];
4)Толщина стенки футляра:
где N – поперечное усилие, кгс/м:
Rф – радиус футляра, Rф = 0,205 м
М – изгибающий момент, кгс:
С – коэффициент, учитывающий всестороннее сжатие футляра, С = 0,25
R2 – расчетное сопротивление материала, кгс/м 2 :
Для изготовления футляра выберем сталь марки 14ХГС:
m – коэффициент условий работы, зависящий от категории трубопровода, m = 0,75 [3];
k2 – коэффициент безопасности по материалу, зависящий от характеристики трубы и марки стали, k2 = 1,1 [9];
kн – коэффициент надежности, зависящий от диаметра трубопровода, рабочего давления и вида перекачиваемого продукта; kн = 1 [9];
Расчет стального футляра под автодорогой
В общем, ситуация такая:
Сижу я инженером, нанимался как конструктор, но появился такой вопрос, слезно просили найти обоснованный расчет по прочности, а я же эксперт, не мог отказать.
На совещании решили поменять стальной футляр с трубы 325х10 на 276х6.
трубопровод идет над землей на 20 см, дорога отсыпана песком с неизвестными характеристиками, сверху 20 см. дорожные плиты, транспорт тоже неизвестно какой, предусматривается тяжелая техника.
В футляре проходит труба 150х4, по которой течет вода.
Верховные вожди требуют обоснованный расчет, что футляр не раздавит.
Я пока перерыл много всякой литературы нашел только сбор нагрузок, а как проверить на прочность так и не понял.
Так что, прошу верховных гуру этого форума помочь мне познать дзен в области футляров под автодорогами.
Можно смоделировать трубу оболочечными КЭ с достаточно мелким разбиением (с длиной трубы метра 3). Нагрузки вы знаете. Проверка устойчивости (местная в том числе) - классическая задача теории упругости (SCAD ее умеет делать). Проверка прочности - отсутствие напряжений более расчетных сопротивления стали (проверяемые комбинации напряжений см. сопромат).
Все замечательно, но забыл уточнить, что расчетных программ нет, работаем с лицензией.
В этом основная проблема. Я сам до этого давно додумался, но увы.
Я же писал, что мне нужно обосновать расчет, не каким-то левым записям, а согласно такого-то документа, на который я ссылаюсь, принимаем такое сечение и т.д.
Поэтому прошу написать мне что это за справочник.
Конструирование, проектирование и расчеты
В наше время таки задачи в специальных программах считают с учетом совместной работы грунта и трубы, с динамической нагрузкой.
Я как то сталкивался с подобным. Трубу разрезали пополам что бы технологически удобно было прокладывать в ней коммуникации, а потом полуокружности стягивали болтами. Расчёт делал верхней полуокружности. Изгибающий момент нашёл по справочнику Уманского. В принципе не сложно.
Доброго времени суток!
С момента последнего редактирования темы прошло много времени, но на ответ все равно надеюсь. Очень интересно из какого справочника пример из поста №4. Подскажите пожалуйста. Хотя бы ориентировочно. Заранее благодарю.
Есть СП 42-103 "Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб. " п. 5.72 - составляющие полной погонной эквивалентной нагрузки.
Я не специалист в области проектирования переходов через автомобильные, железнодорожные дороги, но все таки спрошу: что в ТУ будет написано, кроме юридических вопросов? И как это может помочь в проектировании футляра?
1. Пересечение автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск на км ***** газопроводом среднего давения осуществить подземным способом, методом горизонтально - направленного бурения, без нарушения целостности земляного полотна под углом 900 (или близким к нему) к оси существующей автомобильной дороги..
2. Газопровод запроектировать в соответствии с действующими СНиП и ГОСТ.
3. Кожух заложить на глубину не менее 1,5 м от подошвы насыпи дороги до верха образующей защитного футляра, а при наличии кювета, водоотводной канавы или дренажа не менее 1,4 м от дна данных сооружений (но не менее глубины промерзания). Длина кожуха должна быть не менее 70 м с расположением по 35 м в обе стороны от оси существующей автомобильной дороги. Концы кожуха должны выводиться на расстояние не менее 25 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги.
4. Предусмотреть герметизацию концов футляра диэлектрическим материалом и установку на одном из концов футляра вытяжной свечи высотой от уровня земли не менее 5м на расстоянии по горизонтали не менее 25м от подошвы земляного полотна автомобильной дороги. "
И так на 4х листах
Расчет на прочность защитного футляра на переходе газопровода-отвода через автомобильную дорогу
Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, должны предусматриваться в защитном футляре (кожухе) из стальных труб или в тоннеле, диаметр которых определяется из условия производства работ и конструкции переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.
Концы футляра должны выводиться на расстояние:
а) при прокладке трубопровода через железные дороги:
- от осей крайних путей – 50 м, но не менее 5 м от подошвы откоса насыпи и 3 м от бровки откоса выемки;
- от крайнего водоотводного сооружения земляного полотна (кювета, нагорной канавы, резерва) – 3 м;
б) при прокладке трубопровода через автомобильные дороги - от бровки земляного полотна – 25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи.
Угол пересечения трубопровода с автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90°. Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.
Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.
Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должно приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.
Автомобильныедорогиделятся на 5 категорий:
- I и II категории - дороги общегосударственного значения,
- III категория - дороги республиканского и областного значений,
- IV и V категории - дороги местного значения.
Интенсивность движения (число автомобилей в сутки) составляет:
- на дорогах I категории - свыше 6000,
- на дорогах II категории - от 3000 до 6000,
- на дорогах III категории - от 1000 до 3000,
- на дорогах IV категории - от 200 до 1000,
- на дорогах V категории до 200.
Расчет на прочность защитного футляра на переходе газопровода-отвода через автомобильную дорогу
Основные характеристики пересекаемой автомобильной дороги реконструируемым газопроводом отводом приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Характеристика автомобильной дороги IV категории
Параметры элементов дорог | Значение |
Число полос движения | |
Ширина полосы движения, м | |
Ширина проезжей части, м | |
Ширина обочин, м | |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м | 0,5 |
Ширина земляного полотна, м |
Длина защитного кожуха на переходе через а/дорогу будет складываться из ширины проезжей части и расстояния в 25 м от бровки земляного полотна с обеих сторон:6+25+25=56 м.
- глубина заложения футляра H = 1,5 м;
- материал – сталь 09Г2ФБ, расчётное сопротивление материала футляра R2 = 260МПа = 260 н/мм 2 ;
- грунт – глина, средний удельный вес грунта γгр = 17 кН/м 3 ;
- угол внутреннего трения грунта φгр = 40 0 ;
- коэффициент крепости породы fкр = 0,8,
- полотно дороги – бетонное, толщина покрытия полотна hп = 0,2 м,
- единичная ширина полотна дороги b=1 м;
- модуль упругости материала полотна дороги En = 2∙10 4 МПа,
- коэффициент Пуассона материала полотна дороги μп =0,17;
- коэффициент постели грунта при сжатии k0 = 10 кН/м 3 ;
- давление от подвижного состава создается трехосным автомобилем Н-30 с массой груза в 30 т; нагрузка на заднюю ось составляет 120 кН.
Рисунок 6.1- Схема к расчету футляра на прочность
а – нагрузка, действующая на футляр; б – свод естественного обрушения
Рисунок 6.2 - Эпюра реакции основания полотна дороги
1. Ориентировочное значение диаметра защитного футляра (кожуха):
Принимаем Dк= 273 мм.
2. Ширина свода обрушения:
3. Высота свода обрушения:
4. Так как , то над кожухом образуется свод естественного обрушения, поэтому расчетную вертикальную нагрузку от действия грунта и расчетную величину бокового давления грунта определяем по формулам:
5. Момент инерции полотна дороги:
6. Цилиндрическая жёсткость полотна дороги:
7. Коэффициент жёсткости полотна дороги αж:
Таким образом, зона распространения суммарной эпюры реакции основания определим как сумму 2 =3,6+1,6+2,3=7,5 м
9. Максимальное значение реакции основания имеет место в точках х2 и х3, равных нулю, когда параметр [6]:
10. Тогда нагрузка [6].
11. Находим напряжения в грунте в любой точке с координатами х. z, действующие вертикально вниз, при х=0 и z=Н=1,9 м:
12. Расчетное давление от подвижного транспорта при условии для нагрузок от одиночных машин:
13. Расчетное сжимающее усилие при радиусе футляра :
14. Расчетный изгибающий момент при коэффициенте, учитывающем всестороннее сжатие футляра с=0,25[7]:
где cпл– коэффициент, учитывающий всестороннее сжатие футляра.
15. Толщина стенки футляра (кожуха):
По сортаменту выбираем толщину защитного кожуха 9 мм.
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые.
Поиск по сайту
Читайте также: