Спинрад норман стальная мечта

Обновлено: 14.05.2024

Норман Спинрад родился в Нью-Йорке в 1940 году. В 1961 году окончил Университет Нью-Йорка, получил диплом бакалавра. С 1963 г. зарабатывает на жизнь литературным творчеством. Первая публикация — рассказ «Последний из цыган» в журнале «Аналог». В своём творчестве постоянно обращается к темам секса, власти и денег; вводит в текст элементы социальной сатиры. Лауреат премии «Юпитер», обладатель приза «Аполлон».

В 1966 году из Нью-Йорка переехал в Сан-Франциско, затем в Лос-Анджелес. В настоящее время проживает в Париже. Дважды бывал в Москве: зимой 1989 года по приглашению Союза Писателей СССР и в 1992 г. В 1990 году Спинрад женился на писательнице Н. Ли Вуд, а в 2005 году с ней развёлся. Спинрад был президентом Ассоциации американских писателей-фантастов с 1980 по 1982 год и затем избирался на этот пост вторично, в 2001-2002 годах.

Одна из его самых известных работ, роман «Прощелыга Джек Баррон» (1969), описывает циничное ток-шоу, в котором выведен яркий образ телеведущего. Власть ведущего позволяет ему не только контролировать и направлять настроения обывателей, но и вмешиваться в политику. Особую «славу» роману принесли демонстративный цинизм и «революционная» для своего времени нецензурщина. Впервые роман печатался по частям в журнале «Новые миры» под редакцией Майкла Муркока, чем принёс журналу грант от Британского совета по искусству и дополнительную известность, а в 1982 году компания «Юниверсал Пикчерз» купила права на экранизацию этой книги.

Ещё более скандальной оказалась судьба парадоксального романа «Стальная мечта» (1972), по жанру — альтернативной истории. На его страницах неудавшийся венский художник Адольф Гитлер не возглавил нацистское движение, а эмигрировал в 1919 году в США и стал заурядным писателем-фантастом. Основное содержание книги составляет его последний роман «Вождь под Свастикой», написанный незадолго до кончины и удостоенный в 1954 году премии «Хьюго»; кончается же роман издательским комментарием, в котором выявлены и разъяснены элементы фетишизма, фаллических образов и паранойи в тексте самого романа. Роман можно воспринять как исследование параноидальности фантастики как вида литературы в целом, как пародию на бездарные, но титулованные опусы коллег по перу и как антифашистскую НФ, но при желании — и как своеобразную пропаганду фашизма. Из-за этой многозначности книга в течение восьми лет находилась под ограниченным цензурным запретом в ФРГ и Великобритании.

И коммунизм и нацизм, конечно, имеют утопическую и даже фантастическую составляющую: абсолютно справедливое государство для пролетариата и «вечный рейх» для арийцев. Всегда можно найти элементы нацизма в некоторых работах фантастов и фантастики в нацизме. Спинрад же, по мнению критиков, тщательно исследовал и показал в своём романе всё то, что сделал бы истинный нацист, обладай он абсолютным всемогуществом.

Впоследствии Спинрад продолжал будоражить общественность своими новыми романами. «Мир между» (1979) описывает Америку, которой угрожают две новые общественные силы: фашиствующие «трансцедентальные учёные» и радикалки-лесбиянки, а «Капитанская сказка о Пустоте» (1983) посвящена поискам Абсолютной Пустоты капитаном «фаллического» звездолёта. В дальнейшем же творчество автора начинает тяготеть к сюрреализму, тяжеловесно-мифологизированной прозе. Исключением стал предельно конкретный роман на злобу дня «Русская весна» (1991) — первый роман, изданный одновременно в России и в США. Как говорит автор, гонорар за книгу он получил в виде огромного мешка рублей, которые надо было срочно потратить прежде, чем их съест инфляция. И, подобно многим москвичам, Спинрад стал одержимым покупателем. Автор вспоминает: «Москва — жёсткий, сумасшедший и одновременно захватывающе притягательный город». Роман многопланов, и в основной части представляет собой попытку предвидеть ближайшее будущее Соединённых Штатов, Советского Союза и Восточной Европы после начала горбачёвской перестройки. Несмотря на то, что прогнозы автора не сбылись, роман и сейчас читается с большим интересом.

Самым многострадальным романом автора оказался «Он был среди нас», написанный в 1993 году и изданный только 10 лет спустя. Сам Спинрад называет его своим лучшим произведением и определяет его как «роман о научной фантастике как литературе, как культурной потребности и субкультуре, о так называемой «новой эре», о бизнесе и жизни улиц». Трудно назвать жанр этого романа, поэтому он долгие годы путешествовал от издателя к издателю. Автор соглашался продать его даже за символический гонорар в один доллар, а сейчас полный текст романа доступен в электронном виде на его сайте — бесплатно, для всех желающих.

Из произведений малой формы Спинрада выделяются рассказы «Последний триумф Золотой Орды» (1968), удачное продолжение похождений героя М. Муркока Джерри Корнелиуса и «Творение прекрасного» (1973), в котором обыграны две расхожие американские хохмы — «купить Бруклинский мост» и «золотой кирпич».

Критические статьи и публицистика Спинрада объединены в работу «Научная фантастика в реальноcти» (1990).

Спинрад норман стальная мечта

Стальная мечта - normanspinrad001ac.jpg

Родился в Нью-Йорке. Учился в университете Нью-Йорка, в 1961 г. получил диплом бакалавра. С 1963 г. зарабатывает на жизнь литературным творчеством (первая публикация — рассказ «Последний цыган» в журнале «Analog», май упомянутого года). В своем творчестве постоянно обращается к темам секса, власти и денег; вводит в текст элементы социальной сатиры (романы «Соляриане», «Агент хаоса», «Люди в джунглях», «Железная мечта», «Звездные песни», «Маленькие герои», «Русская весна», сборники рассказов «Последнее» Ура» Золотой орды», «Звездно-полосатое будущее»). Лауреат премии «Юпитер», обладатель приза «Аполлон». В 1992 г. побывал в Москве.

Норман Спинрад — автор, мягко выражаясь, неоднозначный. Трудно всерьез относиться к создателю печально известной «Русской весны», насажавшему столько «развесистой клюквы», что позавидует любой садовод. Да и его произведения, созданные в период увлечения «нововолнистской» эстетикой, не особенно радуют: писатель стремится шокировать публику, подражая своим более одаренным коллегам с такой школярской прилежностью, что хочется погладить его по головке и дать леденец на палочке. Но как минимум один серьезный вклад в «золотой фонд» мировой фантастики он действительно внес, опубликовав роман «Стальная Мечта». Написанный от имени австрийского эмигранта Адольфа Гитлера, ветерана Первой Мировой, малоуспешного художника, в 1919 году перебравшегося в США, и снабженный развернутым «предисловием», этот чудовищный героико-фантастический эпос стилистически не слишком отличается от «космических опер», которые ради заработка сочинял сам Спинрад. Но прием, безусловно, был найден чрезвычайно удачно. Альтернативная история, в которой Адольф Гитлер все свои фобии и мании выплеснул на страницы корявенького романа «Вождь под Свастикой», стала одним из самых ярких образчиков жанра, наряду с «Человеком в Высоком замке» Дика или «Да не опустится тьма!» Де Кампа. Получается, раз в сто лет креативность и трудоспособность способны-таки с лихвой компенсировать недостаток литературного таланта.

Стальная мечта - Spinrad_.jpg

Позвольте Адольфу Гитлеру перенести вас в далекое будущее нашей Земли, где один лишь Феррик Яггер со своим могучим оружием, Стальным Командиром, стоит между жалкими останками истинно человеческой расы и ордами безмозглых мутантов. Судьба человечества находится в руках доминаторов, носителей абсолютного Зла, угрожающих миру аннигиляцией.

Борьба за звезды

Спаситель из космоса

Тысяча лет порядка

Завтрашний день нашего мира

Адольф Гитлер родился в Австрии 20 апреля 1889 года. В юности эмигрировал в Германию. Во время Великой Войны был мобилизован в немецкую армию. После войны сблизился с мюнхенскими радикалами, участвуя в их движении вплоть до своего окончательного отъезда в Америку в 1919 году. Поселился в Нью-Йорке. Первые годы на новой родине отданы изучению английского языка. В это время будущий писатель перебивается случайными заработками в качестве уличного художника или переводчика в Гринвич-Виллидж, в квартале, населенном преимущественно творческой богемой. По прошествии нескольких лет Гитлер начинает брать отдельные заказы на иллюстрирование журналов и комиксов. К 1930 году относятся его первые работы по иллюстрированию текстов, публикуемых в популярном журнале «Эмейзинг». В 1932 году Гитлер сотрудничает с редакциями нескольких НФ-журналов. И вот наконец 1935 год. Гитлер уже настолько освоился в новой языковой среде, что отваживается на литературный дебют в качестве писателя. К этому времени он определил для себя дело, которому посвятит остаток жизни. Отныне и до конца своей жизни Гитлер выступает как автор, иллюстратор и издатель научно-фантастических произведений. Сегодня, говоря о Гитлере, мы конечно же имеем в виду Гитлера-писателя. Но давайте не будем забывать и о других гранях таланта этой неординарной личности. Вспомним золотые тридцатые годы. В это время Гитлер славился и как популярный иллюстратор, и как замечательный редактор, составитель нескольких антологий. Он написал ряд отличных обзоров. Кроме того, в течение целого десятка лелдон редактировал и издавал популярный в свое время научно-фантастический журнал «Шторм».

Уже после его смерти, в 1955 году Всемирный конгресс по НФ удостоил роман «Вождь под свастикой» премии Хьюго. Роман был закончен Гитлером перед самой его кончиной в 1953 году. Но еще при жизни Адольф Гитлер успел стать заметной фигурой в НФ-кругах, снискав себе заслуженную славу незаурядного мыслителя и талантливого рассказчика. После первой публикации колоритные типажи и костюмы, воссозданные им в «Вожде под свастикой» стали излюбленной темой маскарадов, устраиваемых в рамках НФ-конвентов. Гитлер ушел от нас в 1953 году, но наследие, оставленное им, продолжает жить, вдохновляя энтузиастов НФ на новые свершения.

ВОЖДЬ ПОД СВАСТИКОЙ

С тяжким стоном натруженного металла, в облаках пара прибыл в мрачное депо Порми паробус из Гормонда, запоздав на какие-то три часа, что по местным обычаям считалось удачей. Уродливые, человекоподобные твари нестройной толпой повалили наружу, демонстрируя характерное для боргравийского сброда многообразие оттенков кожи и телесных форм. Крошки от непрерывной жратвы, которой мутанты предавались в течение всех двадцати часов поездки, обильно усеивали их рваные и грязные одежды. Тяжелым, мерзостным духом разило во все стороны от этих ублюдков, бредущих и ковыляющих в сторону унылого бетонного строения, служившего здесь вокзалом.

Тем неожиданнее оказался облик того, кто последним сошел из кабины локомотива на землю; на фоне сброда благородство, излучаемое им, прямо-таки ошарашивало: высокий, атлетического сложения представитель человеческой расы в расцвете сил. Волосы цвета соломы, безупречно белая кожа, голубые сияющие глаза. Мускулатура, конституция, внешность — все в нем было гармонично и совершенно. Одеянием ему служила безупречно чистая и опрятная голубая туника.

Каждый квадратный дюйм внешности Феррика Яггера обличал в нем носителя чистого и беспримесного человеческого генотипа, челдон, собственно, и являлся. Лишь чистота породы и помогла ему уцелеть в течение столь долгого времени в дебрях биологической помойки Боргравии: квази-люди за версту чуяли чистый генотип. Внешний облик Феррика быстро ставил мутантов и ублюдков на место. И редко случалось, чтобы кто-нибудь из них осмелился хоть пикнуть против него.

Феррик сошел на землю и легко вскинул на плечо кожаный баул, в котором умещались все его пожитки. Ему не нужно будет толкаться на выдаче багажа среди вонючего сброда. Он прямиком направится в сторону Ульм-авеню, которая кратчайшим путем выведет его через грязный и убогий приграничный городишко к мосту. Феррик рассчитывал уже сегодня покинуть тошнотворные пределы Боргравии. Сегодня наконелдон сможет заявить свои права, принадлежащие ему как генотипически чистому представителю человеческой расы и как хелдонцу, чья незапятнанная родословная прослеживается на двадцать поколений.

Норман Спинрад «Стальная мечта»

«Стальная мечта» – альтернативная история, в которой Адольф Гитлер не возглавил нацистское движение, а эмигрировал в 1919 году в США и стал заурядным писателем-фантастом. Основное содержание книги составляет его последний роман «Вождь под Свастикой», написанный незадолго до кончины и удостоенный в 1954 году премии «Хьюго». Действие этого «романа в романе» разворачивается в вымышленном мире далёкого будущего, в 1154 году после Небесного Огня. Наряду с нормальными людьми, в этом мире существует множество разнообразнейших мутантов и квази-людей, а также доминаторов, способных психоизлучением подчинять окружающих своей воле.

В государство Хелдон, оплот расовой чистоты этого мира, приезжает Феррик Яггер. За короткий срок он объединяет вокруг себя национал-социалистов и всех тех, кто хочет очистить Землю от генетических уродов, создаёт партию Сынов Свастики и начинает свой путь к вершинам власти.

Награды и премии:


лауреат
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1974 // Лучший фантастический роман на французском языке

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 1999 // Лучшая книга. 5-е место (США)

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

markfenz, 31 мая 2018 г.

Роман в «героическом» стиле, который мог написать Адольф Гитлер в параллельной вселенной, где ему не удалось стать диктатором. Зато удалось стать третьеразрядным писателем. Спинрад предлагает читателю провокационную прозу, виртуозно стилизованную под «палп». Стилизация получилась весьма удачной: расизм, ксенофобия, мачизм — целый букет неполиткорректности. С первого взгляда — треш. Со второго — удачная пародия. С третьего — еще более удачная попытка идеальной формой выразить неказистое содержание. Читать всем, кто способен помимо содержания и сюжета оценить соответствующую им форму, замысел, стиль.

Groucho Marx, 5 декабря 2015 г.

Такое впечатление, что Норман Спинрэд за полвека до расцвета российской фантастики (Пехов, Зорич, Лукьяненко, Володихин, Никитин, Дивов и прочие юрии петуховы) создал всеобъемлющую пародию на этот субжанр палп-фикшн, заранее с издевательской точностью описав все мотивы, сюжетные ходы и атрибуты. Но, конечно, это поверхностное впечатление. На самом деле, «Стальная мечта» — очень серьёзное исследование моделей, сюжетных, повествовательных и идеологических каркасов научной фантастикии. То, что эта литературоведческая работа оформлена не в традиционной форме эссе, а как роман, только добавляет ей убедительности.

Норман Спинред показывает ксенофобскую тоталитарную подкладку огромного числа популярных книг, уже написанных к моменту появления «Стальной мечты» и тех, кто был опубликован и штурмовал высоты популярности позже.

Дальнейшее развитие НФ и в США и в России показало, что анализ Спинреда был точен и что его диагнозы оправдались. Это грустно, но вызывает уважение к автору «Стальной мечты», который учит думать над увлекательными книгами и замечать подспудные тенденции пафосных и динамичных приключений на земле и в космосе.

alex1970, 26 мая 2015 г.

Ну, что можно сказать об этом романе, который воспринимается прежде всего как провокация. Это провокация и есть, но довольно сложная и трудная к исполнению. Автор не просто намазюкал на полотне разноцветные полосы (в том, что Спинрад знает все буквы и умеет складно излагать свои мысли, можно убедиться хотя в предисловии, а еще лучше в других его романах), а создал картину в чужом стиле – мрачном, тяжеловесном.

Формально, это альтернативная история. Точка разлома – где-то после первой мировой войны. Гитлер не становится лидером национал-социалистов, а собирает манатки, и из полуразрушенной Германии сваливает в Штаты, где становится достаточно успешным писателем (автор даже не поленился выдумать список его романов). И в пишет роман «Вождь под свастикой», который в 1954 получает премию «Хьюго» (отметим, что «Стальная мечта» на «Небьюлу» и «Локус» номинировалась, а вот на «Хьюго» – нет).

В этом романе он описывает немного альтернативный вариант третьего рейха.

В предисловии автор достаточно поиздевался над штампами фантастики и фэнтези, в послесловии – разобрал комплексы соавтора.

Я бы сказал, что провокация удалась. Тема, конечно, сразу же привлекает внимание. Текст «гитлеровского» романа нарочито корявый, но все вместе достаточно давяще и заставляет задуматься.

Тут я согласен с Урсулой Ле Гуин, которая написала, что роман не о Гитлере, а о нас, о наших моральных допущениях, понятиях героизма и так далее.

В общем, Спинрад доказал, что он умеет вовремя вылезти с кривым зеркалом и шокировать окружающих.

Avex, 21 октября 2011 г.

Политнекорректная, пр-р-ровокационная вещица, достойная для ознакомления как образец многослойного треша, если вы не брезгуете подобным направлением и склонны к авантюрам -- или же сатиры, прикидывающейся фэнтези -- в противном случае. Привлекающая не столько исполнением, сколько концептом -- наглым, циничным, и срабатывающим лишь однажды. Поэтому не ждите повторения или продолжения банкета. И карнавала -- сиречь, плотной концентрации красоты и глубины философской мысли -- тоже не будет! А будет: пощёчина общественному вкусу, политика, (анти-)фашизм, треш, фэнтези (если вас это не вдохновляет, далее уже можно не читать).

Если у вас нет времени на чтение треша, и вы предпочитаете немассовую литературу, можете ограничиться послесловием -- тогда получите нечто вроде лемовской рецензии к ненаписанным книгам (возможно, сравнение окажется не в пользу Спинрада, но зато вы, при желании, сможете заценить и сами плевела). Если существуют книги, написанные ради денег, ради одной фразы, или токмо идеи ради, почему бы не быть таким, что написаны ради одного только послесловия?

«Стальная мечта» открывает глаза на реакционную сущность «героического фэнтези». Будь Гитлер фантастом, он писал бы фэнтези про белокурую бестию.

(в сторону: даже не спрашивайте, почему в сериале одного британского фантаста М. столько отголосков «Доктрины вечного льда«! сама идея heroic fantasy полностью укладывается в рамки философии превосходства одной нации (или человека) над остальными и насаждения права сильного).

Фабула и язык напоминают петуховский треш, которому можно влепить «плохо», «очень плохо» или «хуже просто не бывает», и на этом успокоиться. Но, к счастью, здесь имеется второй слой -- сюжет представляет собой изложение фактов биографии Гитлера и приход к власти НСДАП, слегка закамуфлированные под фэнтези. Можно даже представить это как чёрно-белый мокументари фильм, с использованием реальной кинохроники и с внезапным включением цвета в момент наиболее кровавых сцен. С эклектичным музыкальным сопровождением -- то летучие валькирии Вагнера, то панк-, то классика, то вечный неумирающий рок-.

Текст без малейших признаков юмора, восторженно-умилительный и откровенно профашистский -- словно бы автор-Спинрад разделяет фашистские идеалы автора-Гитлера и с таким же трепетом относится к расовым теориям и к целям Феррика Яггера. Нефть, господа -- именно она истинная причина похода на восток, а вовсе не чистота крови! И не будете же вы всерьёз подозревать автора в том, что ему жаждется автомобильного прогресса! Как будто мало нам в жизни грязи и выхлопных газов!

С концептом издания на русском роману не повезло, в силу предпочтений отечественного потребителя. В идеале, книжка должна представлять собой массовое издание -- покет с мускулистым суперменом, со стальным отливом фольги в рычащем названии («Стальные грёзы», например), и с пожелтевшей палп-фикшной бумагой. С вынесённой на отдельную страницу информацией об авторе — А.Г., с предисловием и послесловием (первое -- шпилька в адрес фантастики «золотого века», последнее -- антифашистский противовес основному тексту), с блёрбами именитых лиц и рекламой прочих бестселлеров. Рядовая книга фэнтези, будто бы и впрямь написанная Гитлером-фэнтезистом. Наш же потребитель привык получать подобные опусы совсем в другом исполнении -- в глянцевых твёрдых переплётах, в форме многотомных сериалов, с минимумом дополнений. А теперь уже будет ждать исключительно электронных -- желательно халявных -- изданий, что опять же, совсем уже не то.

Текст романа не блещет фантазией и литературным стилем? Язык беден и сух, как фанфик школьного графомана? Приключения незатейливы, как единственная извилина в голове врага? Даже никаких копуляций, какая тоска! Герой романа -- шварценеггистый качок со стальным именем Феррик Яггер -- просто несётся с бандой байкеров, потрясая хромированной булавой, и в его восторженном взоре поблескивает фанатизм идеи, а впереди брезжит победный Drung nach Osten. Ну, не делать же из Гитлера непревзойдённого стилиста и гения, которого потерял мир! Просчитав концепт, можно писать сколь угодно плохо -- никто не найдёт это странным и противоестественным.

За текст самого романа — 3 балла, перевод — 5, концепт, идея и наглость — 9 баллов! И в целом -- стоит попробовать, но на изящество стиля и гигантизм мысли не рассчитывайте.

Интерес к творчеству Спинрада в целом умеренный. Из всего прочитанного выделяется только этот роман, хотя и «Русская весна» оказалась пророческой в плане кремлёвско-украинских охлаждений. При случае не прочь заценить и «Жучка Джека Баррона» -- по описаниям представляется любопытным, да и время написания, в силу тогдашней склонности к экспериментам, внушает оптимизм.

aa10a, 5 сентября 2011 г.

Это фэнтези-стилизация под Гитлера — как бы это не звучало дико. Стилизация столь хорошая и совершенная, что временами читать противно: все эти свастики, чёрные хрустящие кожанки, стальные палицы, голубоглазые блондины и тошнотворные мутанты — тысячами идут через страницы. При этом я всю дорогу гадал, чем может закончится воспевание превосходства расы генетически чистых человеков. В итоге дождался трансляции бравурных маршей на просторы галактики.

Ни какой иронии или сатиры в романе из-за его идеального авторства не разглядеть. Только у какого-нибудь психолога есть шансы на трактовку с двойным дном. К примеру, что в книге нет ни одной женщины, или странные отношения между главным героем и его ординарцем, или пивные попойки главного и его ближнего окружения.

Но при этом да, Спинрад — крут!

bvelvet, 4 июня 2010 г.

Это не столько фэнтези, сколько фэнтези о фэнтези. «Романов о романах» много писали в первой половине века. Борхесу очень полюбился один из них (тоже в некотором роде фэнтези) «В кабачке «Плывите, птички»» Флэнна О'Брайена. Иногда медитации о природе литературного творчества позволяли очень оригинально оформить материал, который в традиционной романной форме выглядел бы скучно и однообразно.

Но время модернистов прошло — постмодернисты покушаются не на природу творчества, а на природу реальности. И разочарованный циник Спинрад, своими скандальными книгами уже заработавший определенную известность, пишет «Стальную мечту» — роман, написанный Адольфом Гитлером, который стал в альтернативном мире не диктатором, а второсортным писателем-фантастом. Самому «роману» предшествует убийственное «предисловие исследователя», в котором все психосексуальные комплексы, лежащие в основе фэнтези, препарируются весьма едко. А уж какой героический сюжет предложил нам Гитлер. то есть Спинрад! Вспоминается пелевинский «герой, который разгоняет врагов, вертя над головой огромной железной крестовиной», вспоминаются и Конан, и Эльрик, и многие другие.

У автора «Стальной мечты» было немало поводов поупражняться в остроумии. Но Спинрад не пошел легкой дорогой; его книга — никакая не пародия. И это по-настоящему пугает. Ведь «Гитлер» явственно излагает в книге основы своей теории: герой-ариец побеждает неполноценных недочеловеков и устанавливает «новый порядок». Кажется, автор романа смеется над своим героем-писателем. Или соглашается? «Стальная мечта» написана виртуозно; даже тяжеловесность «фэнтези» прекрасно соответствует поставленной автором задаче. Именно так — длинно, несколько косноязычно, серьезно — должен был писать Гитлер в Америке. И ему, похоже, достается частица авторского сочувствия. Интересная дилемма: ведь писатель любит своих героев, даже отрицательных. А герой, создающий вторичный мир, пусть ущербный и примитивный, должен быть автору дорог вдвойне. Писатель Гитлер этот вторичный мир создает; в фэнтезийную реальность переносятся знакомые нам детали, но приобретают совершенно новое качество.

Игре нет конца; за смыслами скрываются все новые смыслы. Писатель предлагает нам сюжетные ситуации и никакого ключа к ним не дает (ведь не считать же ключом пресловутое «предисловие»). И запутавшийся читатель вынужден обращаться за ответами во вторичную реальность, иллюзорную и в то же время равновеликую нашему миру. Короче, все не такое, каким кажется. И мы уже заблудились. Об этом Спинрад фэнтези и написал. К счастью, только он один. Иначе системы относительных ценностей могли бы попросту уничтожить хрупкие фэнтезийные миры.

мрачный маргинал, 24 января 2011 г.

Автор создал столь убедительный образ «альтернативки» благодаря тщательному приданию достоверности «тексту из альтистории», — книга даже снабжена библиографией публикаций фантаста А. Гитлера. Автором также сообщается, что роману в жанре «героической фэнтези», — творению несостоявшегося фюрера, — присуждена в альтернативных США награда «Хьюго».

Придание правдоподобия оказалось столь успешным, что роман был запрещён цензурой к изданию в Великобритании и ФРГ. Якобы за пропаганду нацизма. Да и на русском впервые опубликован оказался лишь в 1992-м.

grigoriy, 7 сентября 2010 г.

Малоинтересный роман, написанный якобы Гитлером, содержит немного закамуфлированную историю реального прихода Гитлера к власти в Германии. Здесь и штурмовки, и СС и борьба за генетическую чистоту и многое другое. Не дочитал.

Самоучка, 30 апреля 2008 г.

роман парадоксальный и ускользающий от однозначных толкований, сравнимый с «Человеком в высоком замке» Дика, но стилистически более строгий.

Блестящая (и очень хорошо переведенная) книга; если все-таки взглянуть на нее с критериями SF — прародительница нового жанра, новейший образец которого — «Потерянные страницы» Ди Филиппо ( названия жанру придумать не возьмусь).

ceh, 17 января 2007 г.

Позволю себе не согласиться с уважаемым коллегой Ankом.

Роман специально подан в такой манере. Аналогичный способ написания, например избрал и Лукьяненко в «Кровавой оргии в Марсианском саду». И многие писатели, между прочим, утверждают, что именно такой стиль, специально «замаскированный» под третьесортную литературу — очень труден в написании, ведь эту «корявость» приходится искусственно создавать.

Сам же роман очень хорошо показывает шизофрению, нетерпимость, да и вообще способ мышления подобных фанатиков-фюреров. Но а дополнительный нюанс — это как раз то, что «автором» такого романа и является Адольф Гитлер.

Woodroof, 3 июня 2009 г.

Был бы отличным рассказом, но для романа плох. Идея становится понятной очень быстро, остаток читать уже не обязательно.

mitra, 18 января 2007 г.

Начну с того, что читал роман в далекой юности, когда не особо обращаешь внимание на всякие предисловия и комментарии, ведь хочется поскорее читать Фантастику. Поэтому, может быть в силу невнимательности, м.б. в силу такого составления книг (первым там был «Специалист по джунглям»), посчитал книгу сборником разных авторов, объединенных общей тематикой. А как было не поверить, если во вступлении приводилась даже библиография Адольфа Гитлера. После прочтения подумал: надо же, какие похожие люди, разделяющие одну идею, но какие разные судьбы.

Оценку пока ставить не буду, потому что теперь нужно перечитать заново. Но роман однозначно не проходной.

Ank, 16 января 2007 г.

Проходной роман без всяких литературных достоинств. Автор вылез только за счёт взятой темы. Не поленился же достать школьный учебник истории с высокой третьей полки и переписать оттуда историю Второй мировой войны один в один. Только названия поменял. СССР у него стал Зиндом, Австрия — Боргравией, Германия — Хелдоном и пр.

Наверно, отсюда и пошел принцип современной эстрады: «Не умеешь петь — верти попой». Не умеешь писать — устрой скандал. Это тоже популярность.

Норман Спинрад - Стальная мечта

libking

Норман Спинрад - Стальная мечта краткое содержание

Стальная мечта - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Другие научно-фантастические романы Адольфа Гитлера:

Адольф Гитлер родился в Австрии 20 апреля 1889 года. В юности эмигрировал в Германию. Во время Великой Войны был мобилизован в немецкую армию. После войны сблизился с мюнхенскими радикалами, участвуя в их движении вплоть до своего окончательного отъезда в Америку в 1919 году. Поселился в Нью-Йорке. Первые годы на новой родине отданы изучению английского языка. В это время будущий писатель перебивается случайными заработками в качестве уличного художника или переводчика в Гринвич-Виллидж, в квартале, населенном преимущественно творческой богемой. По прошествии нескольких лет Гитлер начинает брать отдельные заказы на иллюстрирование журналов и комиксов. К 1930 году относятся его первые работы по иллюстрированию текстов, публикуемых в популярном журнале "Эмейзинг". В 1932 году Гитлер сотрудничает с редакциями нескольких НФ-журналов. И вот наконец 1935 год. Гитлер уже настолько освоился в новой языковой среде, что отваживается на литературный дебют в качестве писателя. К этому времени он определил для себя дело, которому посвятит остаток жизни. Отныне и до конца своей жизни Гитлер выступает как автор, иллюстратор и издатель научно-фантастических произведений. Сегодня, говоря о Гитлере, мы конечно же имеем в виду Гитлера-писателя. Но давайте не будем забывать и о других гранях таланта этой неординарной личности. Вспомним золотые тридцатые годы. В это время Гитлер славился и как популярный иллюстратор, и как замечательный редактор, составитель нескольких антологий. Он написал ряд отличных обзоров. Кроме того, в течение целого десятка лелдон редактировал и издавал популярный в свое время научно-фантастический журнал "Шторм".

Уже после его смерти, в 1955 году Всемирный конгресс по НФ удостоил роман "Вождь под свастикой" премии Хьюго. Роман был закончен Гитлером перед самой его кончиной в 1953 году. Но еще при жизни Адольф Гитлер успел стать заметной фигурой в НФ-кругах, снискав себе заслуженную славу незаурядного мыслителя и талантливого рассказчика. После первой публикации колоритные типажи и костюмы, воссозданные им в "Вожде под свастикой" стали излюбленной темой маскарадов, устраиваемых в рамках НФ-конвентов. Гитлер ушел от нас в 1953 году, но наследие, оставленное им, продолжает жить, вдохновляя энтузиастов НФ на новые свершения.

Тем неожиданнее оказался облик того, кто последним сошел из кабины локомотива на землю; на фоне сброда благородство, излучаемое им, прямо-таки ошарашивало: высокий, атлетического сложения представитель человеческой расы в расцвете сил. Волосы цвета соломы, безупречно белая кожа, голубые сияющие глаза. Мускулатура, конституция, внешность - все в нем было гармонично и совершенно. Одеянием ему служила безупречно чистая и опрятная голубая туника.

Весь в думах о будущем, Феррик шел, почти не замечая того гнусного спектакля, что разворачивался вокруг него. Боргравийская действительность яростно осаждала его глаза, его уши, его ноздри в то время, как он уверенно шагал по утоптанному бульвара в сторону реки. Критическому взору Ульм-авеню представлялась пересохшей сточной канавой, стиснутой меж двумя рядами лачуг, неряшливо сколоченных из неструганых досок, листов кровельного железа и строительного мусора. Этот, с позволения сказать, бульвар являлся, очевидно, предметом особой любви и гордости жителей Порми. На каждом фасаде красовались корявые доски вывесок, с которых бездарная мазня зазывала прохожих внутрь, вовсю расхваливая убогий ассортимент. В качестве товара предлагалась продукция местного производства, а также подобранные с помойки артефакты высшей цивилизации, чьи владения раскинулись за рекой. Но торговле было тесно внутри лавчонок. Местами Феррику приходилось пробираться между лотками, которые хозяева выносили на середину улицы, навязывая прохожим гнусные на вид овощи, подгнившие фрукты и засиженные мухами сласти; все это расхваливалось пронзительными, визгливыми голосами, которые сливались с голосами прохожих, то и дело вступавших с хозяевами в перебранку, пытаясь сбить бессовестно завышенные цены.

Норман Спинрад - Стальная мечта

Читайте также: