Сталь для самурайских мечей

Обновлено: 28.04.2024

Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо (701—704 гг.).
В старые времена (период мечей кото, около 900—1596 гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, 1596—1868 гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).
С X века мастера выбивали своё имя на хвостовике клинка — мэи, часто дополняя надпись датой изготовления и названием своей провинции. Самый ранний известный датированный меч изготовлен мастером по имени Юкимаса в 1159 году. Об уважении к мастерам свидетельствует следующий факт: когда устаревшие длинные мечи-тати укорачивались (до длины катаны) за счёт обрезки хвостовика, то часто надпись с именем мастера переносилась на новый хвостовик.
Выплавка стали.
В Японии продукт эрозии естественных залежей железной руды часто обнаруживается рядом с руслами рек, смешанный с илом и другими отложениями. Железо в этой песчаной смеси составляет только около 1 %. Железный песок добывали благодаря его большей плотности, вымывая лёгкие примеси обильным потоком воды.
Ранняя технология выплавки не отличалась совершенством: рудный песок загружали в небольшую яму и плавили на древесном угле, приготовленном из особых пород древесины для выжигания вредных серо- и фосфоросодержащих примесей в железе и насыщения его углеродом. Из-за невысокой температуры не удавалось полностью отделить расплавленное железо от примесей вшлаке, результат получался в виде слитков губчатого железа (тамахаганэ) на дне ямы. Более мощные и производительные печи татара (татара-буки), сохраняя в целом сам метод плавки, появились в XV веке. Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %. Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки — соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.
Ковка клинка
Сечение японского меча.
Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуруитамэ, справа — масамэ. Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300°С и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали — типичная плотность дамаска для японских мечей. Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада), напоминающую рисунок на поверхности древесины.
Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска, из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ, не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ. Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700—1100°С длину заготовки до размеров меча.

Вершина меча тати из провинции Бидзен XIV века.
На поверхности металла видны белая область хамона в стиле сугу-ха и текстура хада в стиле мокумэ.

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ) формируют режущую кромку и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Многослойная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.
Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки. Закалка лезвия и полировка.
Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для упрочнения режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон, специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки. Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты — смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон. Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770°С (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160°С и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.
Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон, который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.
При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение).Уцури напоминает хамон, но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.
При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.
Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки), гарды (цубы), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Клинок после ковки и закалки до полировки.

Клинок XVI века. Хорошо виден слабоволнистый узор хамон и менее выраженный уцури вблизи обуха.

Какой тип стали лучший для меча?

Это достаточно распространенный вопрос среди новичков, "лучший тип" зависит от типа меча и от того, в каких целях его собираются использовать.

Нужно упомянуть, что присутствует ряд более важных факторов, чем сталь, из которой сделан меч ( например, качество ковки важнее чем тип стали, из которой сделан меч - меч из хорошо закаленного куска самой дешевой нелегированной углеродистой стали гораздо лучше, чем плохо закаленный меч из стали L6.

Но давайте не будем все усложнять!

Так-что вместо этого давайте спросим "какие типы стали в основном используются для ковки мечей - и какие у них сильные и слабые стороны"(конечно, когда они закалены как надо!)?

Раньше почти каждый меч был сделан из нержавеющей стали. Теперь она используется только для дешевых декоративных мечей - и не просто так!

Мечи из нержавеющей стали(или любые другие мечи в длину свыше 12") считаются слишком хрупкими для применения и ломаются очень легко (как было продемонстрировано на печально известном видео home shopping video ниже.

Как объяснить это с технической точки зрения - нержавеющая сталь "не ржавеет" из-за того что в ней содержится высокий процент хрома (более 11%), и когда клинок достигает в длину 12"(меч), связь между хромом и сталью ослабевает. Так-что место мечей из нержавеющей стали - на стенке.

Примечание: Есть исключения из этого правила. Мечи из нержавеющей стали могут быть использованы для практики бесконтактных форм.

нелегированная углеродистая сталь

Для хорошего меча ( естественно, закаленного как надо ) нелегированная углеродистая сталь подходит лучше всего! Но что это значит?

Когда углеродистая сталь используется для ковки мечей, которая обозначается несколькими цифрами : первые две - 10, потом идут цифры от 1 до 99 ( каждая цифра обозначает содержание 0.1% углерода в стали.

Например, сталь категории AISI 1045 содержат 0.45% углерода, 1060 - 0.60% и т.д.

Стали с содержанием углерода от 0.05 до 0.15% считаются низшей углеродистой сталью, с 0.16 до 0.29 - средняя сталь. Ни та ни другая для мечей не подходят, т.к сталь с содержанием углерода менее 0.40% не могут быть закаленны как следует.

Чаще всего для ковки мечей используются 3 типа углеродистой стали : 1045, 1060 и 1095. Эксперты утверждают, что идеальное содержание углерода в стали, пригодной для хорошего и прочного меча - от 0.5 до 0.7 %, однако сталь 1045,самая недорогая, также используется.

Углеродистая сталь 1045

Мечи из этого типа стали сделать легко и недорого ( как при ручной ковке, так и при прессинге и на станке ). Эта сталь может быть закалена, и требует минимум затрат стали.

Когда меч такой стали хорошо закален, он достаточно крепок. И если вы найдете недорогой меч, который помечен как "сделанный из высшей углеродистой стали", это скорее всего сталь 1045, и меч, сделанный на станке.

Углеродистая сталь 1060

Мечи из этой стали - это идеальной баланс между прочностью и гибкостью. Они так-же известны своей прочностью. Мечи COLD STEEL сделанны из стали 1060.

Мечи из 1060 стали очень популярны несмотря на то, что их сложнее ковать.

VIDEO: Cold Steel Demo

Пример того на сколько прочны мечи из 1060 стали.

1095 углеродистая сталь

Эта сталь очень жесткая, и если мечи из 1095 стали закалены не должным образом, могут возникнуть проблемы при контакте с ещё более жесткой поверхностью (например например при попадании по деревянному стенду).

Итак, сталь с высоким содержанием углерода позволяет создавать особенно острые мечи. Но в этом случае острота может стоить мечу прочности.

Конечно, это не значит, что мечи из 1095 стали - хрупкие! Но определенные преимущества в прочности у мечей, сделанных из стали с низким содержанием углерода, есть.

Мечи из 1095 стали имеют репутацию "относительно" хрупких, и ключевое слово здесь - относительно. Все зависит от того, для чего вам нужен меч.

Существуют два нужных нам типа пружинной стали - 5160 и 9260.Так-же как и в углеродистой стали, в них содержится 0.60% углерода ( идеальный баланс между прочностью и гибкостью ). Когда такая сталь закалена как надо, после определенного воздействии ( например, искривления ) она может возвращаться в свою исходную форму.

5160 пружинная сталь

В ней содержится 7% хрома - не достаточно, чтобы получить нержавеющую сталь (где нужно минимум 13%). Выкованный из такой стали, получается очень прочным.

5160 сталь так-же использовалась знаменитым Nepalese Khurki. Он создал невероятно острый и прочный меч, с помощью которого одним ударом отрубили голову буйволу.

Опять же, все зависит от закалки. Плохо закаленный меч из стали отличного качества может оказаться бесполезным.

VIDEO: Flex Test

На видео меч возвращается в исходную форму, будучи изогнутым на 90 градусов!

Тем не менее такие мечи так-же могут ломаться.

VIDEO: 9260 Sword Breaking

На видео показано, как меч ломается при плохом ударе о толстую кость (толще, чем любая человеческая кость).

Мораль - любой меч может сломаться.

В последнее время эта сталь достаточно популярна - из нее получаются прочные острые мечи. На рынке существуют несколько типов данной стали. Мы поговорим о двух из них : T10 и L6 Bainite

Инструментальная сталь T10

В этой стали из вольфрамового сплава содержится высокий процент углерода (1%). Обычно это сталь называют "высокоскоростной".

T10 - очень твердая сталь (HRC60), и мечи, правильно закаленные, очень прочны. Благодаря вольфраму мечи из Т10 устойчивее к царапинам, чем другие мечи с таким-же содержанием углерода. Они так-же сравнительно тяжелее.

VIDEO: Destructive Testing of a T10 Tool Steel Sword

На видео показано, что мечи из Т10 очень прочны.

Это так-же инструментальная сталь, ( используется для изготавления пил для разрезания гипсовой повязки ) где L - низколегированный сплав.

Когда закалены как следует, такие мечи считаются самыми крепкими. Такая репутация появилась у мечей из L6 благодаря работе Howard Clark из Bugei Trading company, который в поздних 90х производил мечи ручной работы из L6.

Такой меч трудно закалить ( из-за жесткости стали ), и так-же нужно постоянно поддерживать в хорошем состоянии, не давая ему заржаветь. Мечи из L6 - самые дорогие ( от 1000$ США)

Катана из дамаской стали

у многих людей возникает вопрос о дамаской стали, и многие считают её лучшей для мечей.

Но даже зная это, у многих людей создается впечатление, что такая сталь прочнее других, и лезвия мечей, сделанные из такой стали, острее.

Что касается японских мечей, - исторически такая технология применялась к японской железной руде (не очень хорошего качества) чтобы улучшить ее свойства. С качеством руды на сегодняшний день такие меры не обязательны.

Технология изготовления мечей ⁠ ⁠

Технология изготовления мечей Меч, Оружие, Технология изготовления, История, Железо, Сталь, Катана, Мечи викингов, Видео, Длиннопост

Во время Троянской войны (примерно 1250 год до н. э.) оружие было в основном из меди и бронзы, но железо уже было хорошо известно как драгоценный металл. Железные изделия получили широкое распространение только после Троянской войны и падения державы хеттов, греческие торговцы распространили технологию железа довольно широко, были открыты новые месторождения железа и рудники.

Технология изготовления мечей Меч, Оружие, Технология изготовления, История, Железо, Сталь, Катана, Мечи викингов, Видео, Длиннопост

Стальному инструменту, а прежде всего мечам требуется не только твёрдость, но и пластичность, упругость и многие другие взаимоисключающие свойства. Чистое железо мягкое, гнется от ударов, римским легионерам приходилось прыгать по мечам после боя, чтобы их выпрямить. Кельты нашли решение: их клинок состоял из железной или из железно-стальной основы с наваренными к нему кузнечной сваркой закалёнными лезвиями, затем железную основу научились сверху закрывать стальными пластинами, а позже научились делать цельный клинок. Железную основу делали кручёной или рубленной и заново многократно прокованной, чтобы создать так называемый сварочный дамаск, известный с II-III в. Это придавало клинку с твёрдыми и острыми, но не гибкими и хрупкими лезвиями необходимую пластичность и возможность изгибаться при нагрузках снова приходя в исходную форму.

Технология изготовления мечей Меч, Оружие, Технология изготовления, История, Железо, Сталь, Катана, Мечи викингов, Видео, Длиннопост

Как обычно представляется в кинофильмах, некий мастер куёт денно и нощно под героическую музыку меч и передаёт его главному герою, что совершенно не так. Возможно где-то в глухой деревне, вознёсшийся над собой кузнец, обычно кующий серпы, косы и гвозди, выковал бы меч, если бы добыл где-то много железа, но качество этого меча было бы низким. Другое дело оружейные корпорации, занимавшиеся изготовлением оружия и в частности меровингов каролингских мечей в промышленных масштабах. Отчего-то мало кому известно, что ещё в каменном веке и уж точно в бронзовом во всех регионах Европы, имелись крупные даже по сегодняшним меркам, по другому не назвать корпорации, производящие оружие. Разделение труда было характерно и для производства меча, поэтому мечи делали несколько мастеров, а корпорация ставила товарный знак. Он со временем изменялся, менялся тип надписи, менялись шрифты, происходил ребрендинг, от безграмотности или других причин переворачивали буквы в надписях. Например, на Руси было две таких корпорации ЛЮДОТА КОВАЛЬ и СЛАВ, о чём красноречиво свидетельствуют подписные мечи в музеях. В Германии работала огромная оружейная корпорация ULFBERHT, чьими мечами просто усеяны скандинавские страны и славянские земли, были и другие массовые подписные мечи, то есть работали и другие корпорации, такие как CEROLT, ULEN, BENNO, LEUTLRIT, INGELRED. Так называемые подписные мечи обнаружены на всей территории Европы, видно, что производство мечей было поставлено на поток и торговля оружием осуществлялась повсеместно.

Технология изготовления мечей Меч, Оружие, Технология изготовления, История, Железо, Сталь, Катана, Мечи викингов, Видео, Длиннопост

Современные реплики каролингов из сплошной стали, как правило, из пружинной вроде 60Г, рессорной 65Г или 65Х13, на порядок превосходят лучшие образцы IX-XII веков. Современные реплики не гнутся (в смысле у них не остаётся остаточной деформации даже при сгибании в кольцо), не ломаются от зазубрин, ими легко, без урона можно фехтовать с другим клинком. Для викингов развитое фехтование не было характерно: принимаем на щит-рубим, закончили упражнение, любое столкновение с другим клинком или металлом, могло, не приведи Один, повредить или сломать низкокачественный и дорогой меч. Каролинги, как до этого меровинги и как японские катаны заложники низкого качества стали, поэтому они были составными, так дорого и долго изготавливались и потому их так берегли.

Технология изготовления мечей Меч, Оружие, Технология изготовления, История, Железо, Сталь, Катана, Мечи викингов, Видео, Длиннопост

Технология изготовления мечей Меч, Оружие, Технология изготовления, История, Железо, Сталь, Катана, Мечи викингов, Видео, Длиннопост

В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твёрдой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Как во всех европейских клинках из-за низкого качества стали, клинок составной: сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а зонально, за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря чему достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости.

10 фактов о самурайских мечах, изготавливать которые умеют сегодня не больше сотни мастеров

Самурайский меч или катана является неотъемлемой частью Японской культуры.

Этот вид холодного оружия нашел свое отражение во множестве фильмах и книгах, посвященных Стране восходящего солнца.

Сегодня мы осветим несколько интересных фактов о главном атрибуте настоящих самураев.


1. В прошлом катану могли носить только самураи

В прошлом катану могли носить только самураи.

В прошлом катану могли носить только самураи.

Японская катана появилась в 15 веке и сразу же стала главным оружием самураев. Вплоть до конца 19 века катану могли носить только они. Согласно японским законам того времени, обычному человеку не то что нельзя было хранить и пользоваться самурайским мечом, но даже прикасаться к нему. В противном случае по отношению к нему применялось строгое наказание вплоть до смертной казни. Ситуация изменилась только после того, как на Японию стал оказывать влияние Запад и от услуг самураев начали постепенно отказываться. Сейчас катану может приобрести любой желающий.

2. Женщины не могут быть кузнецами

Женщины не могут быть кузнецами.

Женщины не могут быть кузнецами.

По японским традициям представители женского пола не могут быть мастерами по изготовлению самурайских клинков. Женщин не берут в подмастерье и в принципе не пускают в мастерские. Считается, что истинным мастером по ковке самурайских мечей могут быть только мужчина. Этой традиции японцы придерживаются и по сей день.

3. Существует несколько видов самурайских мечей

Существует несколько видов самурайских мечей.

Существует несколько видов самурайских мечей.

На самом деле существует четыре вида самурайских мечей, все они необходимы для определенных целей. Катана — меч длиной 60 сантиметров и основное оружие самураев, которое применяется для ведения основного боя. Вакидзаси — меч длиной порядка 40 сантиметров, используется для ведения ближнего боя, в котором катана становится не эффективной. Танто — небольшой нож, применяется самураями для тихого убийства на близких расстояниях. Кусунгобу — прямой длинный кинжал для харакири. Этот вид клинка нельзя использовать в других целях.

4. Самураи — законные убийцы

Самураи — законные убийцы.

Самураи — законные убийцы.

В прошлом у самых влиятельных самураев была официальная лицензия на убийство от императора. Самурай мог убить любого человека без суда и следствия, только лишь за косой взгляд в его сторону. Именно поэтому даже влиятельные японцы испытывали неподдельный страх перед ними.

5. Катана — не просто меч

Катана — не просто меч.

Катана — не просто меч.

Любой настоящий самурай искренне любил свой клинок. Японцы относятся к катанам как к своим детям. Они даже дают им имена и наделяют их душой. К чистке и заточке меча самураи подходили с особым трепетом. Этот процесс мог длиться часами, при этом использовались десятки различных приборов и методов.

6. Производство самурайского меча — настоящее искусство

Производство самурайского меча — настоящее искусство.

Производство самурайского меча — настоящее искусство.

Самурайский меч принято ковать в белоснежной одежде (доги), которая символизирует чистоту тела и души. Изготовление катаны происходит ночью. Это связано не только с древней японской традицией, но и необходимостью контролировать температуру накала. Чтобы клинок получился максимально прочным и острым, он должен достичь определенной температуры, которую можно определить по цвету раскаленного металла в темноте. Ни у одного мастера не получится сделать меч с первого раза. На освоение технологии изготовления самурайского меча уходит несколько лет. Первые два года ученики вообще не прикасаются к инструментам, а познают искусство глазами и сердцем.

7. Самурайский меч — не орудие для убийства

Самурайский меч — не орудие для убийства.

Самурайский меч — не орудие для убийства.

Всех самураев учат, что катана — это не оружие для убийства, а инструмент для свершения правосудия и защиты своих близких. По информации, в Японии запрещено иметь оружие, но для жителей Страны восходящего солнца меч — это не оружие, а произведение искусства. Если самурай использовал клинок только лишь для неоправданных убийств, его могли лишить звания самурая.

8. Не больше одного меча в месяц

Не больше одного меча в месяц.

Не больше одного меча в месяц.

Сегодня, как и сотни лет назад материал для изготовления самурайских мечей добывается традиционным способом вручную. По маленьким кусочкам из небольшого слитка, пока не наберется достаточное количество металла высшего качества. Поэтому у кузнецов есть негласное правило изготавливать не больше одного клинка в месяц. В настоящее время в Японии осталось не больше сотни мастеров, изготавливающих японские клинки, поскольку процесс их изготовления требует огромных физических и эмоциональных затрат. Большинство среди них — это пожилые люди; молодые японцы не хотят идти на эту работу.

9. Левостороннее движение

Левостороннее движение.

Наверняка многие задумывались, почему в Японии левостороннее движение? Это было сделано неспроста, а в знак уважения истории и культуры самураев. Последние носили свои мечи только на левой стороне: так было удобнее атаковать противника.

10. Запрет на изготовление мечей

Запрет на изготовление мечей.

Запрет на изготовление мечей.

После поражения Японии во Второй мировой войне США запретила стране изготавливать любой вид оружия, в том числе и самурайские мечи. В результате все мастера остались без работы. Им приходилось изготавливать обычные кухонные ножи или вовсе освоить другое ремесло. Только спустя несколько лет император отменил этот закон в знак уважения к японской культуре.

Самурайские мечи ⁠ ⁠

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Если речь заходит об «идеальном мече» - таким сразу называют целое семейство мечей нихонто (яп. 日本刀) и конкретно катану. На самом деле не бывает идеального меча или универсального меча, потому как в римском щитовом строю катану не удастся даже вынуть из ножен, а средневековый рыцарь проскачет сквозь дюжину самураев, не заметив их. Форма меча продиктована тактическими приёмами своего войска и войск противника, доспеха противника и особенностей построения частей. Когда монголы высадились в Японии, смаураи были ошеломлены тем, что те действуют в строю, осуществляют организованный манёвр, без должного перечисления титулов и заслуг каждого, врубаясь в разрозненные группки и выкашивая самураев быстро и эффективно (если бы не буря и откровенный китайско-корейский саботаж с подсовыванием речных судов, был бы ещё один улус). Нихонто, не был никогда чем-то выдающимся, существовали подобные саблетесаки в Азии, его нельзя отнести ни к сабле, ни к мечу, он, как многие клинки в Азии совмещал много функциональных и типологических особенностей. Японцы не пытаются классифицировать свои нихонто в европейском стиле, у них просто есть общее название клинкового оружия – то:кэн 刀剣 [とうけん], буквально – «саблямеч». Качество этих мечей, мягко говоря, невысокое, имеются единичные высококачественные экземпляры, но когда речь шла о массовом производстве, то потом эти мечи переплавляли как син-гунто после войны, в отличие от европейских оружейников – качество их массовой продукции ценят коллекционеры всего мира.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Чтобы понять ситуацию с мечами Японии, нужно обратить свой взор на континент, то есть на Китай, откуда в Японию завозилось всё, от ватника до ушу, они потом творчески перерабатывались в нежизнеспособные за пределами островов искусства и вещи, имеющие, безусловно, большую эстетическую ценность и крайне малую практическую. Индия, конечно, настаивает, что Шаолинь возник после того, как китаец освоил Каларипаятту (малаял. കളരിപയറ്റ്), не специалист, не знаю, но то, что большинство боевых искусств Японии произошло от кунг-фу, произошедшего от ушу, не отрицают даже сами японцы. То же произошло с нихонто, их прототипы прибыли с континента: в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). После экспорта в Японию они стали прототипом японских мечей, чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Железо и бронза были завезены в Японию из континентального Китая одновременно в III веке до н. э. Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи. Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку. Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века, сохранились мечи VII века, а первый похожий на катану меч Когарасу-Мару датируется 703 годом работы Кокадзи Мунэтика. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям, в широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытесняется термином кэн для обозначения прямого меча. Меч тати мастера Ясуцуна — самый древний из сохранившихся в Японии, предшественник и боевой собрат катаны, относится к периоду Хэйан, XI век. Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч»). Тати подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку, тати не повседневный и не парадный, а военный меч. Изредка богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Тати обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая. Катана (яп. 刀) — длинный японский меч, со временем стала нарицательным названием вообще любого меча. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀(«изогнутый меч с односторонним клинком). Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным. До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс, в это время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси, набор мог дополняться специальным кинжалом танто (дословно короткий меч, нож – хамоно, а встраиваемый хозяйственный нож в ножнах вакидзаси - когатана). Вакидзаси могли использовать купцы и ремесленники, танто носили и женщины.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао, подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закаливания, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие. Катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г., толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трёх видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком, металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса, в случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке, в состоянии боевой готовности, либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твёрдой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Как во всех европейских клинках из-за низкого качества стали, клинок составной: сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а зонально, за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря чему достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости. После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча. В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) — он делается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.

В полном монтаже катаны имеются следующие части:

хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)

сэппа (шайбы под цубой и над ней)

фути (муфта между цубой и рукоятью)

самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или морского животного)

цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шёлк)

мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)

касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)

Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.

Очень часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно обозначая, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Так же японским мечам приписываются несвойственные им качества рубить скалы, всадника с конём напополам, более дешёвые клинки, в общем всё на свете – как все мечи их берегли и лишний раз старались ими не стучать даже друг о друга, чтобы не повредить. Многие приёмы боя направлены на увод клинка от столкновения с другим клинком.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Таким образом, видно, что японские мечи, приходящиеся внуками китайским мечам, являются своеобразным, но отнюдь не выдающимся видом меча, мало чем отличающимися как по устройству, так и по технике изготовления от европейских. Развитая мишура специальных терминов, особое украшательство, обилие ритуалов является скорее красивой легендой, на самом деле самураи были обычными, пусть привилегированными солдатами императора с простым и функциональным для их местности и задач комплексом наступательно-оборонительного вооружения. На мой взгляд, поскольку Китай и Япония были легко и непринуждённо завоёваны частными купеческими отрядами наёмников из Европы, о высокой эффективности японских и китайских мечей говорить не приходится. Самураи никогда не сталкивались ни с римской пехотой, ни с викингами, ни тем более с рыцарской конницей, их успешно били корейцы своими пушечными кораблями-броненосцами с пушками и китайцы в пешем строю (вторжение в Корею или Имдинская война 1592 года). Огнестрельное оружие в начале «открытия» Японии не было таким совершенным, тем более даже японские крестьяне были вооружены охотничьими фитильными ружьями (танегасима), не говоря про самураев, в общем-то бывших аркебузирами и мушкетёрами(!) Но европейские наёмники, вооружённые абордажными саблями и шпагами, в самый рассвет клинкового азиатского оружия, легко подавили любое сопротивление будущих колоний и далее успешно контролировали эти территории небольшими контингентами второсортных солдат. Вот таким является оружие Японии, а так же бытовые и политические реалии того времени.

Читайте также: