Сталь к ф этнографический очерк черкесского народа

Обновлено: 01.05.2024

DELETED

" Черкесы , по распространенным русским понятиям, разноплеменные, но родственные по языку и по быту, западногорские народности Кавказа. Греки узнали Церкетов и Зихов задолго до Р. Хр. Греческие географы указывают их там же, где Ч. проживают и а настоящее время. Имя Зихи, очевидно, явилось результатом упрощения на греческий лад их настоящего имени Адыге: Адзиге, Дзиги, Зиги, Зихи. " [Казачий словарь-справочник Издатели: А.И. Скрылов, Г.В. Губарев; Кливленд, Ойдахо, США, 1966 г.]

"Вся западная группа Кавказа занята многочисленным народом адыгов, обыкновенно называемых черкесами." [Фадеев Р. А., "Кавказская война"]

"Есть основание думать, что нынешние прикавказские адыги, или черкесы, как их многие называют, жили и живут на своих местах с незапамятных времен. Первый раз имя черкесы мы находим у Скилакса Карианденского то есть за пять веков до нашей эры. Скилакс помещает их вдоль северо-восточного берега Черного моря рядом с Меотами и Синдами, недалеко от Синдской гавани . Древних адыге знали не одни греки, их знали и далекие мидяне-персы, которые их называли tcherikass, Шерикас, что по определению Эркерта означало Воин. У своих ближайших соседей абхазцев – абсуа (древние Гениохи по Гулия ) адыги или черкесы известны под именем Азы или Азук, что наши кавказоведы Лопатинский , а также и Дирр и другие согласно объясняют словом «вода», откуда адыги или азыги однозначно жители приморья или поморьяне. " [В. П. ПОЖИДАЕВ. «Горцы Сев. Кавказа». Госиздат. 1926г.]

"Самоназвание и язык черкесов - "Адыгэ". Этот язык используется от восточных окраин Кабарды до Черного моря включая провинцию Абадзах."[Джемс Белл, "Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг. , т. 1-2."]

"Племя Адиге, более известно целой Европе под именем Черкасского, занимает пространсто по обеим скатам главного хребта гор между Кубанью ,Черным морем и границами Абхазии." [ "Военная исторiя Грузинскаго гренадерскаго Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Константина Николаевича полка, въ связи съ исторiей Кавказской войны", Тип. Моликова и Ко, Тифлис 1865г.]

«Округа и долины высоких гор Северного Кавказа близ Кубанской области, а отчасти включая и последнюю, были заняты до завоевания их русскими, черкесскими племенами или иначе ,адыгами.» [А. Ф. ШВЕЙГЕР-ЛЕРХЕНФЕЛЬД, "Женщина. Ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара". Пер. с нем — Спб., 1885 г, 668 с.]

"Черкесы многочисленный и знатнейший народ . Черкесы разнятся от всех народов особливым своим языком, который ни с каким другим из известных теперь ,кроме абхазского, немалого сходства не имеет. Они сами себя называют Адиге ; Турки жъ и татары зовут их Черкас, Грузинцы - Черкессиане, Осетинцы или лучше сказать Оссы их Казахе именуют." [Дебу И. Разные исторические замечания относительно народов, соседственных Кавказской линии // Отечественные записки. — 1821. ]

“Название черкесов, которые сами себя именуют “адигами”, происходит от персидского слова “серкеш”. значит – “неподвластный, бунтующий, вольный”.[ Савельев Е.П. "Древняя история казачества" ]

"По имени, которым черкесы сами себя называют — адыги, возможно, что это агеды, которых Плиний упоминает как один из кавказских народов. Позднее они, кажется, были включены в число многих народов под именем аланов, которые были покорены гуннами, а затем хазарами — нацией татарского происхождения, в которую они вошли под названием «кабары».
В течение VIII-ХII веков черкесы упоминаются русскими и греческими историками под именем казаков, которое дали им их соседи — осеты. Арабы называли их мамлюками, грузины — черкесианами, татары и европейцы — черкесами и чиркасами. " [Джордж Эллис. "Описание местностей между Черным и Каспийским морями."]

«В этом месте, вплоть до реки Мерулы, впадающей в Понт, находятся горы, на которых живут черкесы или цики(зихи). В надежде на неприступность гор они не повинуются ни туркам, ни татарам.» ["Tractatus de duabus Sarmatiis" ,историко-географический трактат Матвея Меховского, опубликованный в 1517 году. ]

" Адыгское или черкесское племя населяет пространство от горы Кубани до устьев реки Кубани, потом тянется до Каспийского моря и занимает Большую и Малую Кабарду. " [Александр Дюма, «Путешествие на Кавказ» ]

"Черкесский язык полностью отличается от других известных языков; на совершенно чистом черкесском языке говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые проживают вблизи Лабы; другие же черкесские народности, обитающие за Кубанью и вплоть до побережья Черного моря, говорят на диалектах, в большей или меньшей мере отличающихся от коренного языка. Произношение в черкесском языке является одним из самых трудных в мире, и выразить полностью все имеющиеся в нем звуки невозможно с помощью ни одного из известных мне алфавитов. " [Бларамберг И. Ф. ,"Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа".]

" Черкесы, называющие себя Адиге, населяли в древние времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров и были известны Грекам под названием Зихи".[«Краткий обзор горских племен на Кавказе» (Нальчик, 1992 г. — по изданию 1858 г. Тифлис, типография Канцелярии-наместника кавказского) акад. Ад. Берже ]

«Описание черкесских закубанских племен, принадлежащих к правому флангу Кавказской линии, именно: абадзех, шапсух, натухажцев и абазинцев» [В 1830 г. коллежский секретарь К.Тауш составил «Описание черкесских закубанских племен». (РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 102. Л. 2 - 2 об.).

«Греческое название этого народа, историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А — Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы» ["Древняя история казачества", Савельев Евграф Петрович]

«Под словом керкеты нетрудно узнать название черкесы, даваемое адыге русскими и другими народами.» [Л. Г. Лопатинский.10-го марта 1891 г. г. Тифлис. "ЗАМЕТКИ О НАРОДЕ АДЫГЕ ВООБЩЕ И КАБАРДИНЦАХ В ЧАСТНОСТИ." ]

«Черкесы называют себя адиге, в наших летописях они упоминаются под именем касогов, заимствованным нами вероятно у осетин ,которые и ныне еще называют их касагами. Вероятнее всего, что слово черкес имеет связь с названием керкет, которое древние географы (Скилакс, Страбон, Плиний) давали обитателям кавказского берега Черного моря. Есть основание полагать, что генуэзские купцы, основавшись на Кавказе, возобновили классическое название керкет в форме circassi, откуда и возниклотурецкое черкес, распространившееся по всей Европе и М. Азии» [Е. Г. Вейденбаум. Кавказские этюды. Тифлис, 1901]

«По единодушному признанию всех лингвистов, «керкеты» античных авторовь (Плиний, Страбон и др.), или «черкеней» в более позднее время, ‒ не кто иные, как современные черкесы» [Крупнов Е.Н. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957.]


«В основе слова «керкет» лежит кабардино-шапсугская фонетика. Мегрельская речь, через которую этот термин проник в грузинский язык, является шипящей, и поэтому вполне закономерна переделка «керкета» в «черкези».[ И. Лавров, "Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев"]

"Жители «провинции Черкесия или Черкессен» «называют себя и свою страну Адиги, турки и татары – Черкес – грузины Черкесиани – русские Черкесси, немцы – Черкесиен, а осетины Казах, которое, может быть, во времена императора Константина было общим названием» [Иоганн Антон Гильденштедт, "Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг."]


«В северо-восточной части Малой Азии в хеттско-неситскую эпоху активную роль играли племена кашков (kaška), наименование которых давно уже сближают с засвидетельствованным в древнерусских, древнегрузинских, арабских источниках племенным названием черкесов т.е. адыгейцев – косог, kašag, kešag». [ Г.А. Меликишвили. Наири-Урарту. Тб., 1954]

"Народ, известный у нас под этим общим именем черкесов, сам себя называет адыге…" [Фелицын Е. Д. "Западно-Кавказские горцы и ногайцы в XVII". ]

" Сами черкесы указывают на происхождение этнонима черкес от имен двух правителей-братьев – Чера (Тшер) и Кеса." [А. Намитока "Происхождение черкесов". Париж, 1939.]


"Название Черкесы дано им окружающими их народами; сами же себя они всегда называли адиге".["Энциклопедический словарь" , Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]

"Дело в том, что черкесский язык очень беден количеством слов и невероятно труден по выговору. Он, по выражению Попко, создан только для таинственных разговоров прикубанского трепещущего листьями осокоря с полуночным ветром, да закубанских джигитов между собою, когда они таинственно, под покровом ночи, пробираются, как тени, укромными местами в казачьи владения." [Щербина. История Кубанского Казачьего Войска. том II]

"Восточный берег Черного моря населен двумя совершенно различными племенами: от Анапы до реки Саше живут натухайцы и шапсуги, принадлежащие к племени, известному у нас под именем черкесского, или адыге, как они сами себя называют; от Саше до устья Ингура морской берег занят абазинами, называющими себя «абсасуа». " [Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера]

"Черкесы, как их называли некогда турки или персияне, значит разбойники; сами же себя черкесы именуют словом адиге, что означает благородные." [Александров Н.А. ,«Народы России»]

"Черкесский язык, употребительный у Черкасов или Черкесов, коих истинное имя есть Адиге (Адиж). Они, кажется, суть Zyges Страбоновы, Zuchoi Перипла Аррионова, Sychen, Zyches, или Zeches Византийских писателей. Сии Зихи или Черкесы занимали в средние веки весь берег Азовского моря от устья Дона до Воспора Киммерийского; они теперь самый многочисленный народ в Черкессии." [Адриан (Андриано) Бальби (1782–1848) ,«О языках страны Кавказской»]

"Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары. Черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке. Пятигорские черкесы, или черкесы с пяти гор, граничащие с крымскими татарами, живут в горах. У меня нет никакого доказательства того, что они татары. Они белы лицом и телом, это свидетельствует о том, что это люди другой расы. " [«Путешествие в Московию, 1664—1665» ,Николаас Витсен]

"Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д. У них есть три сословия: дворяне, вассалы и рабы. Они говорят на языке, немногим отличающемся от диалекта их соплеменников в обеих Кабардах; но от языка авхассов, в основе родственного ему, он отличается до полной непонятности. Вообще же он не имеет никакого родства ни с одним языком в мире. Он очень гортанен, но не неприятен." [Путешествие в Тану. История Таны XIV-XV вв. . Иосафат Барбаро.]

"Мы в Европе знали эти народы под общим именем Цирцассиенс. Русские называют их черкесы.. Осетины и менгрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия». Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги» (Adigheu); мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности. Имя черкесов должно, вероятно, происходить от «керкеты» [Скасси Р. "Извлечение из Записки о делах Черкесии, представленной господином Скасси в 1816 году"]

"Черкесы, или рассматриваемые вообще кабардины, хорошо сложенные, крепкие люди; смелые, неутомимые, ловкие, надменные, хорошо владеющие оружием как на коне, так и в пешем виде."
"На западном склоне живут чиркасы, черкесы и кабардинцы . Судя по внешнему облику, они смешанного происхождения, которое сейчас неизвестно им самим. Настоящие, природные черкесы хорошо сложены, стройные и красивые, имеют выразительное лицо и гордый вид; нечистокровные, напротив, совершенно похожи на татар и в них невозможно обнаружить и намека на дворянскую гордость." [Рейнеггс Я. ОбЩее историко-топографическое описание Кавказа.]

"Зихия — это страна черкесов или сиркасов вдоль Черного моря. «Зихи называются на народном языке, греческом или латинском, а тартарами и турками называются сиркасы», — сиречь слова итальянского путешественника Джорджио Интериано, побывавшего в этих краях в 1502 году. Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины еще и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками (kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей. Карачаи ,что означает «черная речушка», прозваны черкесами «каршага кушха», а мингрелами и имеретинцами «карачиоли». Татарами они именуются кара-черкес, или «черными черкесами», так как подвластны черкесскому народу…".[Юлиус фон Клапрот.,"Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах"]

"Черкессия делится на 14 округов, самостоятельных каждый в своих границах. Она ни от кого не зависит и состоит под покровительством крымского хана настолько, насколько сама признает это для себя удобным; в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований, отвергает их без стеснения."[Главани К. Описание Черкессии. 1729 г. - Тифлис, 1893.]

"Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также населяют долины от крепости Анапа до слияния Терека с Сунжей. Черкесов можно разделить на две ветви, а именно: кубанские черкесы и кабардинские черкесы, которых также называют кабардинцами. Черкесы. сами себя именуют адыге, или адехе " [Иоганн Бларамберг. "Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа"]

"Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским". [Маркграф О. В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства по материалам, собранным А. В. Золотаревым и др., М., 1882.]

"Черкесская знать, т. е. уорки-рыцари, составляют самое большее пятую часть, а по мнению некоторых знающих русских, может быть, только десятую часть многочисленного народа адыгэ. ." [Вагнер M. Кавказ и земли казаков в годы с 1843 до 1846. Т. 1-2. Дрезден и Лейпциг, 1848]

Кто такие черкесы ?


"За Кубанью живут воинственные народы, принадлежащие к племени Адиге ,называемые у нас Черкесами, гордящиеся благородством характера и дворянским происхождением." [Драгун. Воспоминания о закавказском походе 1853 и 1854 года // Военный сборник, № 1. 1860]

"Черкесы, или адыгейцы, от всех кавказских народов разнятся своим языком, который ни с каким другим из теперь известных никакого сходства не имеет." [«Сборник сведений о Кавказских горцах» ,Выпуск 3, Тифлис 1870]

"Все вышеназванные обитатели Закубанского края говорят одним языком ,изменяющимся только в наречиях . несомненно составляют один народ ,который называет себя вообще ,по имени языка .Адыге ,и у нас известен под названием Черкесов." [Вестник Европы. Журнал историко-политических наук. Том 3. 1867г. Санкт-Петербург]

"Закубанские Черкесы сами себя называют Адехе. Слово сие означает ущелье находящееся при море . Название Черкес ,под которым оные у нас известны ,дано им Нагайцами и означает на их языке Головорез, кес - голова, черк - резать ." ["Картина Кавказского края, принадлежащая России и сопредельных оному земель. Ч.1-4", Зубов П.]

"Из всех народов Кавказских знаменитейшие Черкесы,которые на собственном языке своем называются Адиге. Соседственные Оссеты и Мингрельцы именуют их Казахами, а писатели Средних Веков разумеют их под именем Зихов." ["Живописное путешествие по Азии, составленное на Французском языке под руководством Эйрие (Eyries)", перевод Е.Корша ,издание А.С.Ширяева.]

"Западный Кавказъ занимаютъ разныя племена и колѣна адьііге или черкесовъ. Они сидѣли здѣсь съ древности, когда греческіе торговцы, называвшіе ихъ керкетами, зигами, геніохами, жаловались на творимые ими разбои не только на суше, но и на морѣ.Подобно запорожцамъ, выходили они въ море на долбленыхъ челнахъ, которые прятали въ прибрежной чащѣ, и горе было купцу, который, вмѣсто Херсонеса или Фанагоріи , попадалъ въ ихъ руки. Самымъ крупнымъ и культурнымъ изъ этихъ племенъ являются кабардинцы.Возлѣ нихъ, въ среднемъ Кавказѣ, обитаютъ нѣкоторыя татарскія народности. Это обрывки, остатки кочевыхъ племенъ, который, попавъ въ горы, тутъ и остались." [Березин Н.И. ,"Кавказ. Природа и люди"]

"Не только по отзыву ориенталистов-филологов, но и по заявлению самих жителей Кавказа, черкесский язык считается самым трудным по произношению . Отчего же мы, русские, все население Кавказского хребта принимали за один народ? Оттого, что мы прежде всего познакомились с черкесами и вообще с жителями Западного Кавказа, которые в совокупности с крымскими татарами беспокоили южные пределы нашей империи. Они называли себя или «адыге» или по именам тех обществ, к которым принадлежали; а эти последние преимущественно назывались по именам своих родоначальников." [Ольшевский М. Кавказ 1841 по 1866 г. Часть вторая // Русская старина. 1894. № 1-2, 6-7, 9, 11-12. 1895.]

"Собственно черкесов составляют одни только адыгейцы, самое красивое племя из кавказских горцев. Они подразделяются на многия племена, из которых натухайцы и шапсуги занимали ближайшия к нашим бывшим границам земли – от Анапы до речки Вардин." [Кавказ и его герои / сост. И.Н. Захарьин (Якунин). В 2 кн. Кн. 1-2. СПб.: Тип. А.Е. Колпинского, 1902. ]

"Черкесским языком говорят, с малыми оттенками, все племена Адыге, живущие на северной покатости Кавказского хребта от Терека до устьев Кубани и вдоль восточного берега Черного моря . Язык черкесский не имеет никакого сходства с прочими наречиями Кавказа, ни даже с татарским .." [Л.Я. Люлье, «Черкессия: историко-этнографические статьи» (1857-1866)]

"Адыге ,что по мнению некоторых ученых .представляет собой искажение слова "антихе"-человек (от древнейшего "ант"-человек),представляют собой один из наиблагороднейших народов Кавказа. Отличительные свойства их характера - храбрость ,удальство, рыцарство . Имя черкесов они получили от древних греков ,которые называли их керкет." [Покоренный Кавказ (сборник), Альвин Каспари]

"Южная полоса западного Предкавказья была почти вся занята племенем адиге, или черкесами, как мы их привыкли называть по летописям — косоги." [Кавказский вестник №1 , Ежемесячный научно-литературный журнал /Выходил с 1900 по 1904 гг. в Тифлисе. Изд. В. Д. Корганов, потом Г. П. Мелик-Каракозов; ред. К. Н. Бегичев, потом В. Д. Корганов.]

"Западные черкесы, адыге, жили независимой жизнью больше веков, чем сколько существует сама Россия. Еще древние греки знают «керкезов», т.е. черкесов-адыге. " [Мемуары Л.Тихомирова,"Тени Прошлого"]

"Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика ,народ Zich или у Юлиана Sich — это черкесы, адыгэ, некогда занимали западные склоны Кавказа, но им же принадлежала и равнина р. Кубани и большая часть Кабардии. " ["О существовании Великой Венгрии , обнаруженном братом Рихардом", Ю.Венгерский]

"Черноморский край до присоединения к России был много гуще населен, чем теперь. Северную часть его с давних пор населяли адыгейские или черкесские племена." [Сергей Анисимов. "Черноморского побережья Кавказа". ]

«Округа и долины высоких гор Северного Кавказа близ Кубанской области, а отчасти включая и последнюю, были заняты до завоевания их русскими, черкесскими племенами или иначе ,адыгами.» [А.Ф. Швейгер-Лерхенфельд , "Женщина. Ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара". Пер. с нем — Спб., 1885 г, 668 с.]

"По имени, которым черкесы сами себя называют — адыги, возможно, что это агеды, которых Плиний упоминает как один из кавказских народов. Позднее они, кажется, были включены в число многих народов под именем аланов, которые были покорены гуннами, а затем хазарами — нацией татарского происхождения, в которую они вошли под названием «кабары».

В течение VIII-ХII веков черкесы упоминаются русскими и греческими историками под именем казаков, которое дали им их соседи — осеты. Арабы называли их мамлюками, грузины — черкесианами, татары и европейцы — черкесами и чиркасами. " [Джордж Эллис. "Описание местностей между Черным и Каспийским морями."]

«Под словом керкеты нетрудно узнать название черкесы, даваемое адыге русскими и другими народами.» [Л. Г. Лопатинский.10-го марта 1891 г. г. Тифлис. "Заметки о народе Адыге вообще и Кабардинцах в частности". ]

«В основе слова «керкет» лежит кабардино-шапсугская фонетика. Мегрельская речь, через которую этот термин проник в грузинский язык, является шипящей, и поэтому вполне закономерна переделка «керкета» в «черкези».[ И. Лавров, "Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев"]

«В северо-восточной части Малой Азии в хеттско-неситскую эпоху активную роль играли племена кашков (kaška), наименование которых давно уже сближают с засвидетельствованным в древнерусских, древнегрузинских, арабских источниках племенным названием черкесов т.е. адыгейцев – косог, kašag, kešag». [ Г.А. Меликишвили. Наири-Урарту. Тб., 1954]

"Название Черкесы дано им окружающими их народами; сами же себя они всегда называли адиге".["Энциклопедический словарь" , Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]

"Черкесы, или рассматриваемые вообще кабардины, хорошо сложенные, крепкие люди; смелые, неутомимые, ловкие, надменные, хорошо владеющие оружием как на коне, так и в пешем виде."

"На западном склоне живут чиркасы, черкесы и кабардинцы . Судя по внешнему облику, они смешанного происхождения, которое сейчас неизвестно им самим. Настоящие, природные черкесы хорошо сложены, стройные и красивые, имеют выразительное лицо и гордый вид; нечистокровные, напротив, совершенно похожи на татар и в них невозможно обнаружить и намека на дворянскую гордость." [Рейнеггс Я. ,«Общее историко-топографическое описание Кавказа».]

Продолжение ниже , в комментариях .

Хаджиреты, кулак Черкессии.


Кабарда , обескровленная после десятилетий сопротивления, а также невиданной чумы, бушевавшей на протяжении нескольких лет и буквально съевшей большую часть населения этого некогда сильного и влиятельного черкесского княжества, тем не менее не сложила оружия.

Часть кабардинцев была выселена военной администрацией с родных гор и предгорий и расселена на плоскости, под присмотр крепостей. Другая же часть предпочла эмигрировать , частью в Чечню ,где влилась в сопротивление местных горцев : "Эти кабардинские абреки, проживавшие в Чечне, являлись настоящим злом для края – и злом, с которым бороться было крайне трудно." [Потто В.А. ,"Кавказская война: Том 5. Время Паскевича или Бунт Чечни."] А частью уйдя на Зеленчук и Лабу , к бесленеям, кемиргоям и абадзехам. Ушедшие таким образом кабардинцы получили от соплеменников название Хаджиреты (Хьэжрэт) ,что значит "переселенец" или "беглец". Но вскоре это название стало нарицательным и приобрело совершенно иное значение.

Утратившие родину и уязвленные до глубины души кабардинцы , не желали мириться с поражением : ". бежавшие кабардинцы, озлобленные покорением их земли, дали обет пока живы, мстить." [Федор Торнау, "Воспоминания кавказского офицера".]
И вскоре имя их загремело по всей Кавказской Линии: "Кабардинцы тут есть беглые. Эти лучшие наездники и хищники первейшие, дерзновеннейшие. Свинцом засевают, подковой косят, шашкой жнут. Их все боятся. Эти кабардинцы, - говорят, - бешеные псы. Даже если они замирятся, не велено их обратно в Кабарду пускать, разве что на Урупе по одному расселить, и то опасно. Их или всех выбить или выселить куда-нибудь к туркам. Иначе – никак." [Венков А. В. ,"Гроза Кавказа. Жизнь и подвиги генерала Бакланова".]

Закованные в непроницаемую сталь, верхом на обученных боевых конях , прекрасно вооруженные ,они воплощали в себе эталонный образец "черкесского рыцаря" , тлехупха. Англичанин Дж. Лонгворт, пребывая у черкесов сообщает: «Истинный тип черкесского рыцаря . невозможно найти нигде в другом месте в настоящее время, кроме как на равнинах Кубани». [Лонгворт Дж., "Год среди черкесов".]

Вообще касаясь военного снаряжения черкесов , то защитный стальной доспех , так называемый "панцырь" , непробиваемый ни пулями ни штыками , давал возможность хаджиретам даже будучи в малом числе , действовать открыто против любого противника: "Панцырь для черкеса — крепость та же! На коня ли вскочить, шапку ли на скаку поднять, панцырь не помешает, потому что он должен быть вещь легкая, а пуля его не берет… А в рубке-то? Как врежется такой дьявол в сотню — и пошел крошить направо и налево; а ты ему ничего не можешь сделать, разве коня подобьешь, да и то уж с пешим-то возишься, возишься, насилу одолеешь ! Просто обороны от них не было." ["Из путевых записок, веденных на Кавказе в 1853–1856 годах", «Военный сборник», № 3, 1861]

Действуя всегда открыто , гнушаясь засад и ударов исподтишка , хаджиреты снискали славу храбрейших : "Ни одно племя горцев не могло сравниться в храбрости, ловкости и лихости наездничества с теми обществами кабардинцев, которые, именуясь хаджиратами, живут на Кубани, обеих Зеленчуках, Урупе, Лабе, Ходзе и в других местах правого крыла Кавказа." [Хагондоков, "Из записок черкеса". 1862 г.]

Естественно сокрушить такого противника считалось весьма почетным: "Кожа с убитого хеджрета, ни на что не годится. но когти этого зверя дорого стоят." [Василий Потто, "Кавказская война. Том 2. Ермоловское время".]

Хаджиреты действовали конными отрядами (гуп) численностью от нескольких бойцов (гупжьей) и до нескольких тысяч (гупышхуэ). Ярким примером действия крупным отрядом является знаменитый рейд Джамбулата Болотокова (прозванного "черкесским лисом") по глубоким тылам российских войск : «Шествие Джембулата по русским пределам, сопровождалось даже некоторой торжественностью. Двухтысячная конница представляла незаурядное явление: почти половина ее состояла из представителей знатнейших закубанских фамилий, рыцарские доспехи которых — дорогие шлемы, кольчуги и налокотники — горели и сверкали под лучами июньского солнца». [Потто В., "Кавказская война. Том 5. Время Паскевича или Бунт Чечни."] Так и не потерпев ни одного поражения Болотоков пал от пули предателя ,нанятого генералом Зассом.

Что бы стать лидером (дзепш) среди воинственного братства Хаджиретов или как называл их генерал Сталь: "Сословия хищников за веру" [Сталь К.Ф., "Этнографический очерк Черкесского народа".], нужно было обладать поистине выдающимися качествами. Лидером у хаджиретов , как и у черкесов в целом , мог стать лишь человек обладавший определенной репутацией. Выдающаяся храбрость в бою , граничившая с безрассудством обеспечивали ему всеобщее уважение. Безграничная щедрость ,когда предводитель все добытые в сражениях трофеи раздавал соратникам , а также вдовам , обеспечивали ему всеобщую любовь. Еще одним качеством которым должен был обладать черкесский лидер, было красноречие. Таким образом он становился "гласом и мечом своего народа". Ярким представителем лидера такой формации у хаджиретов ,был Магомет Ашэ Хатохшоко. Одновременно воин и поэт, он был идеалом всех черкесов, видевших в нем олицетворение древнего адыгского рыцарства. По словам Сталя, Магомет Ашэ был прекрасным импровизатором ,превосходно играл на скрипке-пшине. Его поступки находили отражение в многочисленных эпических песнях которые народ слагал в его честь. Вообще , вписать свое имя в строки таких героических песен было вожделенной мечтой каждого черкеса.

Еще одним дзепшем хаджиретов был Ажгери Кучук из рода Кайтуко. Славился как непревзойденный следопыт-проводник (гъуазэ). Отправляясь в поход ночью во главе гупа, он останавливался в открытом поле, доставал шило и показывая своим соратникам, говорил: «Когда будем возвращаться, заберем». После , вонзал его в землю. Возвращаясь из похода, он безошибочно находил то же самое место и доставал из земли шило. Как и положено черкесскому уорку (рыцарю) владел игрой на музыкальных инструментах, в частности играл на пхапшине.

Другими лидерами хаджиретов были Уважуко Жансит, Али Хагундок, Мурзабек Хамирзэ, Канамат Кэсей, Али Карамурзэ, Джамбулат Кучуко, Росламбек Хатохшоко и другие.

Даже после окончания бесконечно долгой Кавказской войны , в хаджиретских селах расположенных по Лабе , не раз вспыхивали восстания. Часть хаджиретов-кабардинцев так и не смирившихся с поражением и не желая покоряться России, выселилась в Турцию.

Значение мужских причесок у адыгов.


Культовое и даже сакральное значение причесок в патриархальных обществах ,хорошо известно. Исключением не являются и адыги. Для женщин ,заплетенные в одну или несколько кос волосы ,являлись основной прической. Но у мужчин всё было немного сложнее.

Жизнь мужчины делилась как бы на три части - детство , зрелость ,старость. Детство заканчивалось в 14 лет и мальчик становился воином. Начиналась его полная тревог и опасностей жизнь. И единственной прической на этот долгий период его жизни становилось АкIэ - длинный клок волос оставлявшийся на темени , на полностью бритой голове. О том для чего именно оставлялся акIэ ,сообщает Дж.Интериано в своем описании черкесского быта ,обычаев и нравов : «Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный . для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством». [Дж. Интериано. "Быт и страна зихов, именуемых черкесами". Достопримечательное повествование. Венеция, 1502 г.]. Делалось это в том случае когда не было возможности вернуть труп бойца на родину ,во время дальних походов активно практиковавшихся черкесами на протяжении всей своей истории.

В следующей выдержке особо подчеркивается что акIэ была атрибутом именно молодых воинов : "Самые суровые ветераны, сгрудившиеся вокруг убитого, были полны сочувствия. Единственная прядь волос, длинная, черная и блестящая, росшая на его голове, обритой по обычаю, была еще одним свидетельством его юности, которое станет меланхолическим украшением на могиле погибшего, чья безрассудная храбрость была главной причиной столь безвременной кончины." [Дж. Лонгворт ,"Год среди черкесов."]

Наряду с акIэ , у адыгов бытовало и полное выбриванием головы. Данная прическа безусловно является следствием влияния ислама. "Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Зихия, в город, что именуется Матрика .Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову." [Iulianus Hungarus. "О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом."]

Множество свидетельств оставленных как иностранными так и российскими источниками подтверждают факт бытования у адыгов этого типа причесок : "Мужское одеяние черкесов весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают." [Георги, Иоганн Готлиб. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей.- СПб., 1799. - 4 т. ]

И еще несколько выдержек.

"Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Раньше черкесы носили только усы, теперь нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду" [Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. 1834 г. Иоганн Бларамберг]

"Черкесы, или кабардинцы, рассматриваемые в целом, хорошо сложены и сильны, энергичны, неутомимы, активны, горды, хорошо обращаются с оружием как верхом, так и пешими. Они бреют голову и бороду, отпускают длинные усы и тщательно ухаживают за ними." [Яков Рейнеггс "Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа"]

"Черкесы бреют голову ,оставляя на верхушке небольшой хохолок ; также бреют и бороду ,но усы отращивают ,для воинственного вида" [Н.В.Данилевский, "Кавказ и его горские жители".]

"Черкесы стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. " [И.Тунманн. "Путешествие в Крымское ханство".]

"Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары. Один англичанин пишет про них следующее: черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке."[Н. Витсен, "Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов ".]

Легендарный кемиргоевский князь Джамбулат Болотоков тоже носил акIэ. Генерал Г.В.Новицкий, описывает его так : "Небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом ,князь Болотоков ". [Георгий Васильевич Новицкий. Биографический очерк // «Русская старина», 1878г.]

Черкесы активно практиковавшие военное отходничество ,массами переселялись на далекую чужбину ,привнося в быт местных народов свои обычаи : "Черкесы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей".[Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.]

И далее : "Прическа с оселедцем была заимствована украинцами у восточных народов. В 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе". [Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.]

Если воину , пережив бесконечную череду битв и сражений, удавалось состариться и наступала пора уйти на покой ,то в этом случае черкесы проводили особый обряд называвшийся «АкIэ упсыж» - то есть ,сбривания чуприны. В настоящее время слова «АкIэ упсыж» , стали метафорой означающей уход человека в отставку : "Такой человек,усталый и израненный, наконец перестает хищничать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему подарили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые получали от него подарки, обязаны ему прислать на обзаведение лошадей и баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином».[Этнографический очерк черкесского народа - Сталь К.Ф.]

Так заканчивал свой путь черкес . Но покой не был ему в радость. Схоронив в ходе длинной жизни всех своих боевых соратников ,он тяготился мирной жизни и случалось поддавшись старой своей страсти вновь одевал боевые доспехи и пускался в поход ,надеясь наконец сложить свою голову в жарком бою.

Читайте также: