Стальное горло булгаков анализ

Обновлено: 26.04.2024

Урок по рассказу М.А. Булгакова «Стальное горло» (7 класс).

Тема: «Чтобы боль каждого…» Слайд № 1

1) совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

2) продолжить обсуждение проблемы трудности выбора в экстремальной ситуации;

3) углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Эпиграф: … Русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему душу (В.П. Астафьев).

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Ребята, наш урок сегодня посвящен рассказу М.А. Булгакова «Стальное горло». Откройте тетради и запишите, пожалуйста, дату и тему урока «Чтобы боль каждого…». Мы с вами попытаемся проанализировать рассказ Булгакова.

- А начать урок я хотела бы со слов В.П. Астафьева, с произведениями которого вы уже знакомы:

«… Русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему душу».

Ко всем нам, русским людям, обращается Астафьев. А что значит «жить по справедливости»?

(жить по совести, по Божьим законам, соблюдать библейские заповеди, ибо Библия – главный закон жизни)

- Назовите мне известные вам христианские заповеди.

1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

- Что связывает высказывание Астафьева, христ. заповеди и рассказ М.А. Булгакова «Стальное горло»?

- Каков морфемный состав слова «милосердие»?

Милосердие – это «милое сердце».

- Что это значит «милое сердце»? Милосердный?

Подберите синонимы к слову милосердный:

- человеколюбивый (гуманный) Слайд № 4

Давайте прочитаем, что написано в словаре В.И. Даля о милосердии:

«Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».

Словарь Д.Н. Ушакова: «Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Энциклопедия «Кругосвет»: «Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку».

По мнению автора «Толкового словаря» С.И. Ожегова, милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Какой бы словарь или энциклопедию мы ни взяли, везде милосердие – это сострадание и помощь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.А. Булгакова «Стальное горло», главной темой которого является тема милосердия.

Но прежде чем анализировать рассказ, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.

М.А. Булгаков – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета.

Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии.

Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача» (1925 – 1927гг.). Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографический. - Что это значит?

3. Анализ текста.

- Итак, рассказ «Стальное горло». Каковы жанровые особенности рассказа?

(Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя).

Слайд № 10

- Зачитаем начало рассказа (1 абзац).

- От какого лица ведется повествование?

- С какой целью повествование ведется именно от первого лица? (автор хочет передать свои размышления, переживания)

- Когда происходит действие рассказа? (вьюжной ноябрьской ночью)

- Прочитаем 2 и 3 абзацы текста.

- Что узнали о главном герое рассказа? (ему 24 года, 48 дней назад с отличием окончил медицинский факультет, работает в глуши, ночное дежурство)

Слайд № 11

- Итак, герой нашего рассказа – врач. Каким он должен быть?

- Каким по характеру предстал рассказчик в начале текста? (одинокий, нерешительный, испуганный, неуверенный, сомневающийся, испытывает чувство страха, неопытный, боится «трудного случая»)

- Что влияет на настроение героя? (неопытность)

- Для того чтобы заставить читателя задуматься над событиями, над ситуацией, над поступками героев любой автор использует для создания текста изобразительно-выразительные средства языка. Попробуем определить, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Булгаков?

Итак, начинаем. Как называется образное определение, которое чаще всего бывает выражено именем прилагательным?

Слайд № 12 ( Эпитет – это художественное, образное определение.)

А теперь попробуйте самостоятельно перечислить эпитеты, встречающиеся в этих 3-х абзацах.

(ноябрьская тьма, вертящийся снег, длинные вечера, черное окно, холодный пот, черный холодный чай)

- Ещё одна загадка. Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении. Что это такое?

Слайд № 12

(Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо)

- Перечислите, какие метафоры вы нашли? (в трубах завыло, вьюга воет).

- Несколько раз в тесте упоминается черный цвет. Какова символика этого цвета? (траур, несчастье, трагедия, беда)

- Итак, мы нашли эпитеты и метафоры, цветовую символику. Какую картину они создают? С какой целью их использует автор? (тревожная картина, ожидание какой-то беды)

Слайд № 13

- Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? (случилась беда, может погибнуть девочка). Чем она больна?

- Кто является участником дальнейших событий? (девочка Лидка, её мать, бабка и молодой доктор)

- Кому из них, по-вашему, тяжелее всех? Докажите.

- Дома вы должны были провести небольшую исследовательскую работу: найти в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние персонажей в начале и в конце повествования.

1 ряд – девочка Лидка;

Слайды № 14, 15, 16

- Что вы заметили, наблюдая за этими персонажами? (Всем было очень тяжело, все страдали, а закончилось всё удачно, потому что доктор сделал операцию)

Слайд № 17

- Давайте проанализируем композицию рассказа. Напомните мне, что такое композиция? Какое место занимает в ней операция девочки?

(экспозиция – знакомство с молодым врачом;

завязка – привезли умирающую девочку;

кульминация – подготовка и ход операции;

развязка – ребёнок спасён;

эпилог – возвращение на квартиру доктора, т.е. это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция)

- Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которой он никогда раньше не делал? (это единственный способ спасти девочку)

- Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего? (доктор побежал читать учебник; фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; доктор резал наугад)

- Прочитаем последний абзац на стр.56.

Я хотела бы обратить ваше внимание на очень интересный приём, используемый автором. Этот приём называется внутренний монолог героя.

Объясните, что такое монолог? А внутренний монолог? С какой целью использует его Булгаков?

Слайд № 18

Внутренний монолог помогает понять, что на самом деле испытывает герой. Приведите примеры из текста (стр.55).

Слайд № 19

- Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? (Сомневается в себе, нет веры в себя)

- Что мешает ему признаться в своей неопытности? (он один здесь врач и должен уметь многое)

- Что даёт ему силы? (больше никто не может помочь умирающей девочке)

- Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора?

- Молодой врач одержал победу над собой, над своими страхами и малодушием. В начале рассказа мы видели его честным, но беспомощным, сомневающимся человеком, в конце повествования он врач с большой буквы. Неугасимый, тёплый свет знания, добра и любви к людям творит чудеса.

Ребята, может, были и в вашей жизни, пусть маленькие, но победы над собой?

- Прочитаем последний абзац рассказа. Почему Булгаков так заканчивает свой рассказ? (описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день и новые заботы)

- Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам ещё несколько вопросов:

- Какова тема рассказа? (тема милосердия)

- Идея (главная мысль) рассказа? (победа над собой во имя другого человека)

- Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи молодого врача? (помогают понять, что ему пришлось пережить)

- Основная проблема рассказа? (проблема выбора в экстремальной ситуации)

- Каков тип текста? (повествование)

- Каков стиль речи? (стиль художественной литературы с использованием научных медицинских терминов)

- Как же объяснить смысл названия рассказа «Стальное горло»?

- Так какими же качествами должен обладать врач? (не только знания, но и смелость, решительность, хладнокровие, готовность взять ответственность на себя)

- Древнегреческий врач Гиппократ считал, что «врач, должен быть благоразумным человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым».

- По мнению Н. И. Пирогова ( Слайд № 20 ),

«тот, кто избрал труд врача, должен дать клятву, что будет честно служить своему народу». За доброту и сострадание доктор Пирогов был почитаем простыми людьми, ему посвятил свой рассказ «Чудесный доктор» А.И. Куприн.

- Спасение жизни, облегчение страданий – в этом суть деятельности врача, доктора. Милосердие, доброта, понимание и профессионализм всегда были и будут в цене. Навеки остались в памяти человечества имена великих врачей древности:

Слайд № 21

Гиппократ (древнегреческий врач , «отец медицины », профессиональной клятвой врача является «Клятва» Гиппократа , содержащая 9 этических принципов или обязательств, среди них принцип уважения к жизни и непричинения вреда).

Слайд № 22

Авиценна (знаменитый таджикско - персидский философ и врач. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки: по медицине, философии, химии, геологии, астрономии и по литературе).

Слайд № 23

Парацельс (средневековый немецкий врач. В 1534 году помог остановить вспышку чумы , прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию ).

Слайд № 24

При жизни стал святым русский доктор – Фёдор Петрович Гааз (1780-1853), помогавший ссыльным декабристам, каторжанам, осуждённым. На памятнике выбиты его знаменитые слова, которым он следовал всю жизнь: «Спешите делать добро!»

Слайд № 25

Был доктором и писатель А.П. Чехов, чьи юмористические рассказы мы с вами читали. Он работал в сельской больнице и бесплатно принимал больных, которые не могли оплатить его услуги.

Слайд № 26

Пожалуй, многим известно имя Святослава Николаевича Фёдорова — российского врача- офтальмолог а, глазного микрохирург а. В 1960 году , работая в Чебоксарах , впервые в нашей стране провёл операцию по замене хрусталика глаза. Ныне в Чебоксарах действует научно-исследовательский центр «Микрохирургии глаза» имени Святослава Николаевича Фёдорова.

Слайд № 27

«Чудесные доктора» есть и в наши дни. Многие из вас, наверное, слышали имя Леонида Михайловича Рошаля. Он врач мира, детский хирург, председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке ( 2002 ): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами в Беслане (2004) .

Ведь истинный врач - это не тот, кто познал и глубоко изучил медицину, а тот, кто осознаёт свой долг перед людьми, честно и самоотверженно его выполняет. А милосердие - это активная доброта.

Слайд № 28

- Название нашего урока «Чтобы боль каждого…» требует продолжения фразы. Как бы вы её продолжили?

- Чтобы боль каждого трогала душу

- ………………………отзывалась в нашем сердце

- ………………………заставляла откликнуться тех, кто рядом

- Какой главный урок вы усвоили благодаря тексту М.А. Булгакова?

Давайте подведем итоги урока. Слайд № 29

1) Сегодня я узнал…

2) Было интересно услышать, что думают одноклассники о…

3) Было трудно найти…

5) Теперь я могу…

8) Мне захотелось…

9) Урок дал мне для жизни многое…

10) Сегодня на уроке мы говорили о …

11) Мы попытались ответить на вопросы, почему…

12) Мы научились размышлять над…

- Ребята, вы растёте, взрослеете, учитесь жизни… И пока бьются ваши сердца, творите добро, будьте милосердны и здоровы, « здоровы физически, интеллектуально, морально и духовно » (как говорит Президент нашей Республики Николай Васильевич Федоров в Послании к Госсовету «Чувашия из будущего и для будущего»).

Как бы ни было трудно, всегда идите дорогою добра! И дай всем нам Бог того, «за что потом не будет стыдно».

Анализ рассказа Стальное горло Булгакова

Один из своих автобиографических рассказов “Стальное горло” великий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков включил в цикл “Записки юного врача”, печатавшийся в таких журналах, как “ Медицинский работник” и “ Красная панорама”. Данный сборник полностью состоит из отрывочных воспоминаний, впечатлений, различных, как калейдоскоп, но складывающихся в одну общую картину. Во всем своем цикле рассказов автор “на себе” показывает путь становления врача и рассказывает об участи, выпавшей на его долю - долю единственного молодого лекаря маленького села Никольского Смоленской губернии.

Развитие сюжетов цикла открывают путь не только становления профессионала своего дела, но и путь становления Личности. Так, в рассказе «Стальное горло» две первостепенные проблемы, поставленные автором, - именно проблемы силы духа и профессионализма человека. Несмотря на свою неопытность, но опираясь на искреннее человеколюбие, главный герой берет на себя огромную ответственность, отнимая умирающую от дифтерийного крупа девочку у матери и бабки, олицетворяющих собой невежество и темноту сельского жителя революционных лет; решается на отважный поступок – делать сложную операцию «по учебнику», только лишь бы спасти этого «кукольной», «ангельской» внешности ребенка. Чисто, без задоринки проведенная трахеотомия заронила семя доверия селян молодому врачу и послужила началом его работы, накоплению профессионального опыта. На спасенную девочку стали смотреть как на чудо света, а на ее спасителя – как на героя.

Рассказ учит не только храбрости, смелости и готовности идти на риск; он раскрывает читателю сущность высшего проявления любви – любви человека к человеку; учит принципу некровного братства, взаимопомощи; учит полной самоотдаче своей профессии. Именно потому произведение заканчивается описанием дома рассказчика как «тихого, спокойного, умиротворенного» - главный герой осознал, насколько важна его миссия на Земле – спасать другие души.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Стальное горло

Популярные сегодня темы

По жанру произведение можно отнести к сказке – абсурду. Её написал английский математик, который увлекался литературой и написанием стихов. Льюис Кэрролл - это его псевдоним.

В основу рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский Пленник» легли реальные события, происходящие с ним лично в период кровопролитной Кавказской войны при Николае I, когда русские войска в завоевательных походах

Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами.

Книга Дж.Р.Р.Толкина Властелин колец, которая стала любимой для нескольких поколений читателей, имеется большое количество персонажей как главных, и второстепенных. К

В анализируемом произведении "Мещерская сторона" писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира

«Стальное горло» — краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

Есть мнение, что произведение Булгакова «Стальное горло» является автобиографичным. Существует даже документ, который доказывает, что писатель в действительности проводил описываемую в рассказе операцию, когда работал врачом в земской лечебнице Никольского.

«Стальное горло» — краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

Краткое содержание «Стального горла» Булгакова позволит быстро ознакомиться с интереснейшим сюжетом, который не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребёнка.

Переживания молодого врача

Рассказ написан от лица молодого врача, который на протяжении 24-х лет проживает в огромном шумном городе и уверен, что вьюга воет лишь в романах. 48 дней назад он с отличием окончил медицинский университет. Теперь его направляют в Никольское, там он будет заведовать местной лечебницей. На главного героя подобная мысль наводит настоящий ужас.

Он очень переживает, что не сможет помочь кому-то из больных из-за банального недостатка опыта или даже нанесёт вред. Вдруг, например, привезут женщину, у которой будут сложные роды, или больного с ущемлённой грыжей. Подобную операцию он наблюдал всего один раз в жизни во время своего обучения, но никогда не делал её сам.

«Стальное горло» — краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

Рассказчик хочет работать в большой больнице, чтобы рядом находились его более подкованные коллеги, с которыми всегда можно было бы посоветоваться в случае спорного вопроса. Молодой врач мечтает попасть в уездный город, где, по крайней мере, есть электричество, этот населённый пункт находится в сорока вёрстах от Никольского. Однако, к сожалению, у него нет возможности что-то изменить, к тому же он и сам прекрасно осознаёт, что это проявление малодушия. Ведь он учился в медицинском университете совсем не для этого.

Каждый день он проводит много времени за изучением медицинских справочников, нередко засыпая над учебниками.

Первый сложный случай

Однажды поздним ноябрьским вечером к нему приносят трёхлетнюю малышку по имени Лида с красивыми синими глазами. Бедняжка задыхается. Лицо матери искажено, она будто бы беззвучно плачет. Мама и бабушка утверждают, что девочке нездоровится уже 5 дней. Доктор тут же определяет, что это дифтерит, в горле у ребёнка находится что-то:

«Стальное горло» — краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

Он возмущён такой безответственностью родственников, ведь они должны были спохватиться гораздо раньше, а теперь Лиду едва ли удастся спасти, она находится при смерти.

Ребёнку срочно нужна трахеотомия, мать и бабка отказываются от неё. Они никак не могут понять, как можно разрезать горло. Врач всё им объясняет и уговаривает согласиться на эту операцию, ведь, в противном случае, бедный ребёнок умрёт уже буквально через час. В итоге родные сдаются.

Главный герой испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать на трахеотомии, не то что самостоятельно её проводить. Он бежит листать учебник. Он сильного стресса слова прыгают у него перед глазами, и он ничего не в силах понять.

Врач осознает, что уже слишком поздно что-то менять, и идёт в операционную.

Успешная операция

Доктору помогают 2 акушерки и молодой способный фельдшер. Операция проходит трудно, главному герою никак не удаётся отыскать дыхательное горло. Ему ясно, что сейчас он попросту убьёт малышку, в отчаянии он ковыряет ножом в ране. Врач делает глубокий надрез и, наконец, обнаруживает дыхательное горло. Внезапно его помощник падает в обморок, он тянет за собой горло. К счастью, девушка успевает перехватить у него инструменты.

«Стальное горло» — краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

Больной проделывают в горле отверстие и вставляют туда специальную трубочку, через которую бедняжка теперь может дышать. Малышка со свистом делает вдох, теперь она спасена. Акушерки счастливы. Врач успокаивает мать, сообщая ей, что дочка жива. Он объясняет, что пока серебряная трубка находится в горле, девочка не может разговаривать.

Молодой врач тут же приобретает славу в округе. Все говорят, что он заменил умирающему ребёнку горло на железное. Многие местные жители даже ездят поглядеть на выжившую малышку, как на настоящее чудо.

После успешной операции врач провёл множество других операций, гораздо страшнее этой. В больницу стало обращаться больше больных. Одна из акушерок уверена, что доктор приобрёл славу благодаря трахеотомии.

Проблемы, рассматриваемые автором

В своём произведении автор описывает, как молодой врач, пребывая в своих мыслях, боится ответственности, однако он всё же берёт себя в руки, понимая, что он в больнице единственный доктор. Только от него зависит жизнь больного ребёнка. Он просто не имеет права признаться в недостатке врачебного опыта и обречь пациентку на смерть.

«Стальное горло» — один из автобиографических рассказов Булгакова. Он был включен в цикл «Записки юного врача», который публиковался в журналах:

«Стальное горло» — краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

  • «Красная панорама»;
  • «Медицинский работник».

Сборник полностью состоит из воспоминаний и впечатлений автора, образующих одну целую картину подобно калейдоскопу. Михаил Афанасьевич показывает на самом себе путь становления медицинского специалиста и повествует о нелёгкой участи, которая выпала на долю молодого малоопытного врача, единственного в крошечной деревне.

В своём рассказе Булгаков рассматривает проблему силы духа и профессионализма человека. Невзирая на страх и отсутствие реального опыта, главный герой берёт на себя ответственность, он отнимает у мамы крошечное дитя, умирающее от дифтерийного крупа.

Мужчина демонстрирует истинное человеколюбие, а родные малышки олицетворяют невежество, ведь они могли увеличить шансы бедняжки на выздоровление, если бы обратились за врачебной помощью раньше.

Анализ произведения

Доктор решается на смелый поступок — сделать непростую операцию по книжке. Ему очень хочется помочь этому ребёнку кукольной внешности. Удачно проведённая операция способствует накоплению профессионального опыта и служит началом работы молодого врача. Местные жители воспринимают доктора как героя, а спасённую им маленькую Лиду — как настоящее чудо света.

Произведение учит читателя:

  • смелости;
  • храбрости;
  • готовности рисковать.

«Стальное горло» — краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

В ходе анализа «Стального горла» Булгакова становится очевидно, что произведение раскрывает суть истинного человеколюбия, напоминает о важности взаимопомощи, отзывчивости, принципа некровного братства, абсолютной профессиональной самоотдачи. Именно это объясняет то, что рассказ завершается описанием дома главного героя, который автор называет следующими словами:

  • спокойный;
  • тихий;
  • умиротворённый.

Доктор понимает, какой важной является его миссия в этом мире — спасать других людей.

Отзывы читателей

Это произведение было написано Михаилом Афанасьевичем в 1925 году. Я всегда была убеждена, что врачебная практика — самая трудная деятельность. Этот небольшой рассказ является наглядным подтверждением.

Было бы любопытно узнать, действительно ли в жизни писателя имели место подобные события, или же это только вымысел? Мне почему-то кажется, что Булгакову довелось всё это пережить в реальности, ведь он работал врачом. Насколько мне известно, он был военным хирургом, поэтому описанный случай может быть настоящей историей. Не исключено, что сам автор делал такую операцию или же наблюдал за тем, как этим занимается кто-то из его коллег.

Я считаю, что этот маленький рассказ смело можно назвать истинным шедевром. Мне немного грустно оттого, что роман «Мастер и Маргарита» затмил остальные творения этого человека. Хочу, чтобы все знали, что у Булгакова ещё есть множество других не менее гениальных произведений, и «Стальное горло» — одно из них. Оно однозначно имеет литературный и высокоморальный вес.

С проблемой, описываемой в этом рассказе, довелось столкнуться многим начинающим докторам, и я невольно оказался в их числе. Подобно главному герою я был вынужден делать то, в чем не был специалистом. К счастью, у меня, как и у этого молодого доктора, всё завершилось успешно. Настоящему врачу всегда приятно осознавать, что от него зависят человеческие жизни и судьбы.

Не всегда всё идёт гладко, встречаются и трудности, и неожиданности, но никогда нельзя опускать руки и сдаваться. В состоянии острого стресса мозг активизируется и каким-то чудом удается вспомнить ранее изученный книжный материал. Да, у каждого врача есть своё кладбище, но в любой ситуации нужно сделать всё, что от тебя зависит. Тогда удачных случаев будет гораздо больше. Залог успешной работы врача, я считаю, — абсолютная самоотдача и понимание, что делаешь доброе дело.

Недавно прочитала «Стальное горло» и была поражена, это действительно замечательный рассказ, который я всем рекомендую. Работа доктора трудна и очень ответственна, её нужно уважать. По моему мнению, этот рассказ непременно стоит включить в школьную программу. Произведение читается как на одном дыхании, я его изучила всего за час, получив массу удовольствия. Мне кажется, что у меня что-то изменилось внутри после ознакомления с этой книгой.

«Стальное горло» - краткое содержание рассказа М.А. Булгакова

  • Переживания молодого врача
  • Первый сложный случай
  • Успешная операция
  • Проблемы, рассматриваемые автором
  • Анализ произведения
  • Отзывы читателей

Стальное горло краткое содержание произведения

 стальное горло булгаков

 сочинение стальное горло

Булгаков стальное горло краткое содержание

Булгаков стальное горло анализ

Стальное горло анализ

Читайте также: