Стальной или алюминиевый карабин

Обновлено: 20.05.2024

Назрела потребность в покупке карабинов.
Почитав форум пришел к выводу, что беседочный мэйлон лучше взять стальной, с ним вопросов нет.
А вот по поводу остальных карабинов (крепление решетки и карабины на страховочных усах) вопросы есть.
Во-первых, материал: сталь или алюминий?
Во-вторых, форма?
В-третьих, размер?
В-четвертых, муфта: резьба или поворотная (triact-lock в терминологии петцля)?

Для примера картинки следующие:
1. Lucky meteor (для усов самостраховки)


2. Petzl OK (для крепления решетки к мэйлону)

А промальп по многим параметрам ближе всего к спелео.
Посмотрите.
И ещё там не раз обсуждалась и форма, и прочее, карабинов, применительно и к спелео. Ищите темы.
И вообще там много полезного и для спелеологов.
Форум-то очень хороший. Создан мнениями, размышлениями и фактами уже от сотен людей.

Если хотите, вот мое мнение:
для спелео:
на усы самостраховки алюминиевые немуфтованные карабины конечно же.
стальные нафиг не нужны. тяжелые очень. муфты тоже нафиг не нужны. когда не нужно будут сами. замуфтовываться/размуфтовываться постоянно.
к перилам же просто пристегиваемся двумя усами и не паримся.

форма и размер - выбирайте так, чтобы идеально в вашей руке лежал. вам же еще в пещерах сотни раз нужно будет открывать-выстегивать. Я выбрал пецель спирит - на цену не смотрел. Лишь бы в руке идеально лежал. Вот они мне и понравились очень. Нареканий никаких. Все живы, целы и отлично работают.

защелка - лучше кейлок - без крючка. опять же легче выс тегивается. с одной стороны это может быть и определенным минусом в плане безопасности - но с другой - у нас же все равно всегда две точки прикрепления нас к навеске, так что можно не париться

карабин, соединяющий жумар и длинный ус: самый маленький (чтобы меньше весил и не бил по лицу и вообще меньше цеплялся) муфтованный карабин (желательно муфтованный, ибо в процессе подъема очень уж велика вероятность того, что немуфтованный выстегнется, а мы этого вовремя не заметим и в итоге останется у нас одна точка - кроль. да еще в педальке будем стоять и руками за жумар держаться, но это не точка ))
Пользоваться этим жумарным карабином для присоединения к чему либо я считаю опасным - ибо очень велик риск потерять жумар. Нужно либо использовать карабин педали (но можем потерять педаль), либо носить там еще один карабин свободно болтающийся (правда мешает то, что он болтается).
У меня педаль крепится рапидом. И я ноше на жумарном карабине еще один спирит. Очень удобно выходит им пользоваться - когда нужна еще одна точка - щелк и готово. Когда нужно жумар на наклонке подстраховать - я перещелкиваю его в верхнее отверстие. Когда нужно из стопа сделать симпл, я перещелкиваю его в стоп. К тому же мы всегда с собой имеем один лишний карабин, что есть хорошо и может здорово пригодиться.

На счет протачивания карабинов на натянутых переправах/троллеях:
на тренировках для этого можно юзать стальные карабины, ибо они вечные в этом плане. В пещеры же я предпочту взять лучше три алюминиевых, чем один стальной( вес тотже, а пригодиться и здорово выручить вполне могут в разных ситуациях). А то что будут протачиваться. Ну и ладно. За одну большую экспедицию до состояния "на выброс" проточиться не успеют. А те что будут протачиваться можно будет со временем переводить в разряд карабинов для мешков/оттяжек и так далее.

На счет разрывной нагрузки на карабин: нам в спелео это нафиг не надо. мы не можем создать таких больших нагрузок на карабин, как альпинисты. 24КН. это же ппц. мы гораздо быстрее сдохнем, чем карабин сломается. Мы даже бысттрее сдохнем, чем современный карабин поперек порвется. Поэтому можно было бы вообще юзать карабчики с разрывной нагрузкой в районе тонны, скажем (ну или полторы для параноиков) - спиты все равно больше не держат!

Овальные карабины. Хорошая надежная штука в том плане, что из них случайно редко что выстегивается. Но на усы их ставить это уже перебор. Под спусковуху стоп пецель ОК - идеальный карабин имхо. Отличный круглый пруток, отлично закрывается, ооткрывается защелка стопа, муфточку можем контролироваться. Все удобно. На что вешать решетку не знаю. Давно на них не ходил. а когда ходил, то она висела у меня на рапиде. Всем хорош способ вешанья решетки на рапид. супер надежность, компактность. меньше вес. А то что снимается не тривиально - это можно и потерпеть - типа нефиг снимать спусковое на подъеме, чтобы потом не забыть его перевесить с бокой петельки на дельту, если вдруг спуститься понадобиться. Вот только мне кажется бывают такие неприятные ситуации, когда с решеткой можно очень неудачно попасть и единственным способом освбождения будет либо обрезание рапели, либо снимание ее с дельты. Вот тут то крепление через карабин и может пригодиться.

ПромАльпФорум

Крайнее время стали у меня в голове крамольные мысли ворочаться:
А нафига в промальпе нужны стальные карабины? Ну раньше понятно, вопрос в цене и ассортименте остро стоял, да и на восьмерках работали, там веревка дюраль на раз пилила. А сейчас зачем?
Прочности дюралевых карабинов хватает с запасом. Стальные 5-тонники нужны в лучшем случае пару раз в год. А на основном снаряжении зачем стальные? Одни минусы - вес в три раза больше, дюралевое снаряжение разбивается стальными карабинами очень заметно (отверстия у Гри-Гри, Десантеров, блочки и пр.). В работе дюраль приятнее. Ценники уже практически неотличимы (только не надо сравнивать цену на дюралевые карабины от Пецль и стальные от Ринг, пожалуйста ). Да и экономия смешная, хорошие карабины ходят по много лет.

Есть у меня ощущение, что я пользуюсь сталью чисто по инерции . С удовольствием выслушаю мнения на эту тему.
Итак: в каких случаях, кроме подъема тяжелых грузов (500 кг и больше??), стальные карабины имеют преимущество перед дюралевыми?

Пользуюсь, в основном, дюралевыми (и Рингами в том числе - на вспомогательных верёвочках, инструмент всякий развесить). Стальные использую для привязывания верья ко всяким железным конструкциям, вщёлкивая их в отверстия с заусенцами или с малым радиусом перегиба. Также там, где карабин модет встать на излом. Единственное применение, где всегда использую стальной конговский овал - так это в комплекте с тиблоком. Дюралевый овал от Вертикали очень быстро обрёл явные поперечные царапины от краёв тиблока и был заменён.
На снаряге стараюсь сочетать одинаковые материалы карабинов и спусковух (или зажимов).

У меня стальные отложены в сторону для двух видов работ: подъем тяжестей и на усы страховочные, им не так страшно когда боком-раком встают на всяких балках и конструкциях. Для тиблока овал стальной, для Протрахона тоже.

Всё остальное делается на дюрале.

На Протрэксион зачем сталь? И какие тяжести ты поднимаешь, что дюралевые рвутся? Я просто проанализировал тут веса, которыми работал крайние 2 года - так вот, больше 400 кг за раз ничего не поднимал, даже лебедками.


У него центральное отверстие стальное, куда карабин встегивается.
Тяжести - до 500, и те конечно редко. Дюралевые слава богу не рвутся . Но уж больно груз обычно ценный, запаса хочется. Да и при обвязке карабины не всегда ровно встают, в эти места ставлю Конги стальные, у них поперечная нормирована 13 кН.

Оно грамотно сделано, карабины дюралевые не портит.

WhiteEagle писал(а): Тяжести - до 500, и те конечно редко. Дюралевые слава богу не рвутся . Но уж больно груз обычно ценный, запаса хочется.

Думаю, слабое звено будет не дюралевый карабин, а тот же протрэк - не думаю, что он выдюжит нагрузки, при которых порвет карабин.

Но вцелом смысл у всех сходен и понятен.

Может и не портит, но я решил сталь по стали пустить.

Pavel T писал(а): Думаю, слабое звено будет не дюралевый карабин, а тот же протрэк - не думаю, что он выдюжит нагрузки, при которых порвет карабин.

Не совсем. Стальные на самом грузе, там нагрузка максимальная, причем в разные стороны как лебедь-рак-щука.
А протрах стоит на тяговой ветви. Там усилие не может быть больше чем 100-150 кг (сила с которой тянем).

WhiteEagle писал(а): У меня стальные отложены в сторону для двух видов работ: . и на усы страховочные, им не так страшно когда боком-раком встают на всяких балках и конструкциях.

Вот тоже было бы интересно попытать, как себя ведут при нагрузках наизлом дюралевые и стальные карабины. Точно знаю, что минимальные требования УИАА для дюраля (Виа Феррата) - 800 кг наизлом. И это немало. Поэтому я на усы смело дюральки ставлю и на балках не опасаюсь.

Ну если говорить о том, что дюралевая спусковуха быстрее стирается со стальным карабином - то это мягко говоря бред. Так же стирается, только сталь меньше. У меня вчера стальная рогатка на излом попала на последнем висе. Подсобник дал руку,я на одной подтянулся(хрен его знает как с моими 100кг.) Освободил и доработал. А сталь в нашем деле - гарант надёжности. И зря вы так о стальных карабинах.

Опять снова здорова. Кто про горы говорит? Ну уж десяток карабинов на 12 -й этаж на лифте тебя не затруднит?

Так вот,в промальпе парни используйте стальные карабины. Голову себе не забивайте буржуйскими прибамбасами.

Да здравствует стальной Ринг. оптимум цена-качество, дождаться бы только кейлока на них..
Правда на СУ у меня всё равно стальной Конг стоит, чтобы не путать столько дорогой мне, основной, с остальными

Я трижды, у разных людей встречал дюралевые карабины(два из низ были "Иримели") с вылетевшей заклепкой(поворотной либо упорной), кстати раньше не задавался вопросом, а она там стальная или дюралевая? В свете этого предпочитаю сталь.


И не про восьмёрку и не прикалываю. Когда есть вероятность того, что карабин ляжет на перегиб, всегда щёлкаю стальной.

Как всегда вредные споры. взрывающие мозг простого промальпа.

всем промальпам сталь применять.

считающим себя профи или близким к ним. применять моджно дюраль.

Сай писал(а): Как всегда вредные споры. взрывающие мозг простого промальпа.

Ринг рулит, даже с крючком. Сталь от "Вертикаль" толста и тяжела, да еще резьба муфты мелковата, крутить долго надо. А местами, редко, дюраль. Где то слышал, может кто подтвердит/опровергнет что прочность запирающего звена карабина не менее 10% от макс грузоподьемности. Мы на рингах ЯМЗ-850.01 с РПНом и ГТРом поднимали тонны 3 весу, правда краном, ну так вот дюраль там не вариант )))

Ринг рулит только своей ценой. А так, довольно бездарный карабин.
Малое раскрытие, крючки и идиотская муфта с вечно слетающим кольцом.

3 тонны я не рискнул бы поднимать на Рингах.
Конг X-large рулит!

Хотя если груз малоценный.

TrojAn писал(а): Да здравствует стальной Ринг. оптимум цена-качество, дождаться бы только кейлока на них..

Кейлок они делать не собирались ввиду существенного уменьшения прочности карабина с ним. (Общался с Габбасом Ахматзеивечем недавно.)

VL писал(а): Кейлок они делать не собирались ввиду существенного уменьшения прочности карабина с ним. (Общался с Габбасом Ахматзеивечем недавно.)

Жаль.
Но ведь сделали же они дюралевые с кейлоком, причём гарантируемые нагрузки с крючочком: в продольном направлении - 2200 кгс, в поперечном – 600 кгс, с открытой защелкой - 700 кгс.
А с кейлоком: в продольном направлении – 2200 кгс, в поперечном – 700 кгс, с открытой защелкой - 700 кгс.

Да, они не просто заменили ключок на кейлок, но и в целом изменили конструкцию карабина, но всё же .. неужели стальной ринг с кейлоком будет держать нагрузки хуже дюралевого?

Карабинам "Ринг" я верю на 100%. Производятся они уже 30 лет одним директором. Я общался с разными людьми, знающими производителя. Знающими как по работе--так и по многолетнему общению. Потом общался с самим производителем, директором и идейным вдохновителем . Смотрел ему в глаза.
Они даже металлопрокат перед заказом на заводе тестируют и хим.анализы делают! Сталь от не самого дешевого производителя, специально подобранную. Алюминий--для алюминиевых карабинов--везут не с ближних заводов на Урале, а из Красноярска! Потому что там лучше. Изделия тестируют десятками!

Сегодняшний Ринг-трапеция--порядка 7 тонн держит, в заключении разгибаясь плавно, а не ломаясь! При гарантированных 5 тоннах.
Скоро они будут выпускать 6 тонники, реально выдерживающие на пару тонн больше.

А Кей-лок на стальные поставить то можно, и держать больше 2500 карабин с запасом будет--но только тогда это будет уже обычный карабин, а не знаменитый 5-тонник Ринг!


Да, это будет уже не знаменитый пятитонник, но это будет хороший карабин, по очень приятно цене (что тоже не маловажно), выдерживающий значительно больше, чем 2200/700/700, ведь стальной трапециевидный Ринг, с открытой защёлкой выдерживает аж 1800 кгс .

2200 кг--современая серия !

Я за отечественный Ринг! Никогда не подводил. Клинит тока редкий карабин, но в сумочке на такой случай есть плоскогубцы. Это тоже Калашников промальпа. Предлагаю ветку "Калашников промальпа" для отечественных изделий простых и надежных.

Тоже юзаю Ринги - мне по душе. Стальными от крутых брендов пользуюсь только в целях страховки себя любимого, или очень ценного груза.

Да и кольца стопорные они усовершенствовали, сделав насечку--и теперь они практически не соскакивают.

Скоро можно будет открывать клуб любителей рингов
Что мне особо в них нравится, помимо не самого плохого качества и рабочих нагрузок, так это то, что производитель нигде не кричит, что наши карабины самые лучшие. И сравнивая партии 2002, 05 .. 09 годов, на лицо видна работа над ошибками.
Единственный минус стали - коррозия после слезания антикора, но я готов с этим мириться.

TrojAn писал(а): Скоро можно будет открывать клуб любителей рингов
Что мне особо в них нравится, помимо не самого плохого качества и рабочих нагрузок, так это то, что производитель нигде не кричит, что наши карабины самые лучшие. И сравнивая партии 2002, 05 .. 09 годов, на лицо видна работа над ошибками.
Единственный минус стали - коррозия после слезания антикора, но я готов с этим мириться.

Я наверно немного резковато выше выразился.

Конечно прочностные показатели у Ринга на высоте. И за свои деньги это отличный карабин . Но он неудобный.
Про исправленные колечки я не знал, у меня еще Ринги со старых времен. Последние лет 5 я их точно не покупал.
А для сбрасывания отпиленных чурок ему конкурентов нет - прочный и не жалко.


Смотря какое спусковое. На самой первой моей грише он прилично разбил отверстие в дюрале. Теперь у меня в гришах алюминиевые ОК-Triact'ы стоЯт.
Лучше все же сталь по стали применять и люминь по люминю.

Pavel T писал(а): . дюралевое снаряжение разбивается стальными карабинами очень заметно (отверстия у Гри-Гри, Десантеров, блочки и пр.)

Когда я только купил новый жумар, берег его как мог. И чтобы не разбивалось отверстие и перегиб веревки через отверстие был помягче я развальцевал медной втулочкой. Дома валялся кусок медной трубки. Померил, т очно подходит. Отрезал и шариком от подшипника потихоньку развальцевал. Это было лет пять назад. С тех пор пользовал только стальные карабины на нем и никаких проблем. А бывает мало карабинов и просто веревку продеваю и очень даже приятно. А насчет блочков и гри-гри надо посмотреть. Не мешало бы и на них защиту поставить.

vladimir123 писал(а): Ну если говорить о том, что дюралевая спусковуха быстрее стирается со стальным карабином - то это мягко говоря бред.

Pavel T писал(а): . дюралевое снаряжение разбивается стальными карабинами очень заметно (отверстия у Гри-Гри, Десантеров, блочки и пр.).

Читать внимательно учимся, уже потом в бреде обвиняем. Договорились? Если не веришь мне и Узбеку, могу фото выложить. Соединительные отверстия дюралевого снаряжения (только не восьмерки, я на них не работаю лет 10 уже) заметно деформируется.
Про гарантию надежности, работу наизлом и прочее. Если не рассматривать почти крановые варианты подъема тяжелых грузов, у кого при стандартной работе (подъем, спуск, маятники и прочее) на снаряге ломался металл дюралевых карабинов, в т.ч. наизлом? Случаи приведите, если есть (только не ОБС, пожалуйста). Я не сталкивался даже в горах, где вообще всяко бывает и полеты чаще и жестче в разы.
Я не агитирую за дюраль (сам на стали), просто глядя на свою связку стальных карабинов, которую я таскаю я вдруг подумал "Зачем?". Ведь дюраль даже наизлом выдерживает больше в разы, чем выдерживает цепь "зажим-веревка". Да и спусковины в большинстве начнут протравливать раньше, чем лопнет карабин.

Короче, думаю, что буду как Лаест - на себе дюраль. Оставлю сталь только для подъема груза да для навески.

WhiteEagle писал(а): Он на колесе стоит.

Изображение

тут

Ну я своим ботаническим умом не понимаю, почему нагрузка на Протрэк у тебя в этой цепи будет существенно меньше, чем на карабин, на котором висит груз (трение в ролике упустим, ибо мало). Если комод весит 200 кг, то в момент подъема на Протрэке будет грубо 70 кг. А в тот момент, что на фотке - те же 200.

Виды альпинистских карабинов и их назначение

Виды альпинистских карабинов и их назначение

Альпинистские карабины (виды которых применяются не только в альпинизме, но также в туризме, скалолазании и выполнении различных работ на высоте) – это металлические «кольца» с защелкой, который присоединяется к веревочным страховкам.

Впервые термин «карабин» появился в XVII столетии – так называли крючок, на котором держалось одноименное оружие. На протяжении долгого периода карабины изготавливали исключительно из стали, а муфтованные конструкции начали применять только 50 лет назад. Современные карабины изготавливают из различных материалов, они имеют разные типы защелок и, соответственно, отличаются по предназначению.

Разновидности карабинов по материалу

Прочность и надежность карабина практически во всем зависит от материала, из которого он изготовлен. Чтобы обеспечить максимальную износостойкость изделия в зависимости от нужд альпиниста, на рынке представлены стальные, алюминиевые, титановые и пластиковые карабины.

Карабины из стали – самые надежные из представленных в магазине сегодня. Чтобы обеспечить изделиям устойчивость к коррозии, изготовители часто покрывают карабины хромом, оцинковывают или добавляют порошковую краску. И хотя стальные крепления имеют повышенную прочность, они также имеют большой вес. Чаще всего они применяются в промышленном альпинизме или для работ на высоте.

Алюминиевые (или, как их еще называют, дюралевые) карабины – это наиболее универсальный вариант. При таких же габаритах, что и стальные конструкции, они легче в 2-3 раза, что является большим плюсом. Грамотное соотношение прочности к весу позволяет использовать эти карабины почти повсеместно: в альпинизме, в спасательных работах и в качестве стационарных точек крепления.

Изделия из титана считаются морально устаревшими. Сегодня их практически не производят, но иногда все-таки можно встретить в обиходе. Титановые карабины легче стальных и, при этом, гораздо надежнее алюминиевых. Но при всех своих преимуществах титан плохо проводит тепло, что может стать причиной потери прочности карабина во время трения веревки. Да и цена титановых карабинов, как правило, в несколько раз превышает стоимость стальных моделей.

Пластик применяют в качестве основного материала при изготовлении вспомогательных карабинов – каритулов. Они не могут быть использованы как соединительный элемент веревки, но отлично подойдут для развески альпинистской снаряжения.

Карабины по форме и размеру

В альпинизме применяются различные формы и виды карабинов, но можно выделить несколько ключевых:


  • Овальные карабины. Благодаря симметрии, они имеют наименьший риск создания изломов и перекосов при нагрузке. Также можно отметить отсутствие трения на блок-роликах.
  • Трапециевидные карабины. Это одна из наиболее популярных форм креплений для альпинизма. Главное преимущество – равномерное распределение нагрузки по конструкции, что, в свою очередь, обеспечивает хорошую прочность. Широко используются при поднятии тяжелых весов, навеске и для добавления к страховке.
  • Грушевидные карабины. Модель грушевидных карабинов придумали специально для использования с узлом типа УИАА. Благодаря грушевидной форме веревка безопасно скользит по карабину. Немаловажный пункт: к такому карабину можно присоединить несколько креплений снаряжения, поэтому его часто используют на станциях в качестве основного карабина.
  • Рапиды. Так называются соединительные звенья без защелки с муфтами. Муфта в этой системе служит как соединительных элемент, который, после закрутки, превращает карабин в цельную конструкцию. Таким образом, нагрузка может идти в любом направлении. Такую модель часто используют в страховочных системах.
  • Трубные карабины. Применяются исключительно для страховки, нельзя использовать при динамической нагрузке и рывках.

Нестандартные виды карабинов для альпинизма

Стоит отдельно также отметить разновидности карабинов, которые имеют уникальную конструкцию.

6 лучших карабинов для альпинизма

лучшие карабины для альпинизма

Максимально продуманные карабины от Petzl, овальный Oxan Triact-Lock с двойным замком и мощный RedFox для самых больших нагрузок.

Для безопасности скалолаза важно иметь в запасе достаточное количество прочных и надежных карабинов. Самые популярные – стальные и алюминиевые модели, попавшие в наш обзор.

Лучшие карабины для альпинизма

Чтобы выбрать надежный карабин нужно определиться с его назначением, формой и материалом изготовления. В рейтинг лучших мы включили качественные модели для спортивного, промышленного альпинизма и скалолазания. Они отличаются типом замков, формой и назначением, а также стоимостью.

Для альпинизма чаще всего выбирают модели с винтовыми замками из алюминия или стали. Это универсальные элементы, которые надежно фиксируют скалолаза и его снаряжение.

Petzl Attache


Универсальный карабин для страховки

Грушевидный карабин — компактный и отличается небольшим весом. Перемещается он без каких-либо сложностей.

  • Тип – с замком
  • Прочность 22 кН
  • Замок винтовой

Petzl Attache – универсальный карабин с винтовым замком для страховки, крепления и привязки. Имеет грушевидную форму. Он прочный и оснащен системой блокировки Screw-Lock. H-образный профиль позволяет добиться оптимального соотношения прочности и веса.

Достоинства: Винтовой замок дополнен красным индикатором блокировки, поэтому легко определить заблокирован карабин или нет. Утолщенный корпус в местах соприкосновения с веревкой обеспечивает плавное скольжение и уменьшает износ карабина.

Oxan Triact-Lock


Сверхпрочный карабин овальной формы

Карабин имеет прочную стальную конструкцию и стильный дизайн. Симметричная форма позволяет его располагать, как угодно, и присоединять к металлическим конструкциям.

  • Тип – с замком
  • Нагрузка 38 кН
  • Замок – ручной, автоматический

Классический стальной карабин овальной формы с высокими показателями износостойкости является и одним из самых дорогих на рынке. Прочность 38 кН позволяет использовать его в любых условиях.

Достоинства: Модель оснащена двумя запорными устройствами: механическим Screw-Lock и автоматическим Triact-Lock – двойная защита в любых ситуациях.

Camp HMS Belay Lock


Прочный и легкий алюминиевый карабин

CAMP HMS Belay Lock – надежный карабин с защелкой, образующей внутреннее кольцо, которое служит держателем для амортизаторов и веревок.

  • Тип – с замком
  • Нагрузка 23 кН
  • Замок – муфта

Карабин с No-Twist системой помогает равномерно распределить нагрузку во время страховки. Оснащен защелкой, в которую продевается и надежно фиксируется веревка.

Система крепится механическим замком-муфтой, который закручивается вручную. Сам карабин легко устанавливается, а конструкция удерживает его в форме кольца во время страховки, не создавая поперечной нагрузки.

Достоинства: Небольшой вес и при этом надежность модели, обеспечивающая ожидаемую защиту. Правда, и стоит этот карабин дороже других алюминиевых аналогов.

Vento Oxygen с гнутой защелкой


Надежный карабин для альпинизма и скалолазания

Карабин изготовлен из легкого дюралюминиевого сплава. Он прочный и идеально подходит для продолжительных восхождений. Одинаково хорош как для самостоятельного применения, так и в оттяжке.

  • Тип – с защелкой
  • Нагрузка 25 кН
  • Замок – гнутая защелка

Oxygen от Vento – практичный и надежный карабин с гнутой защелкой. Отличный вариант для профессиональных альпинистов и скалолазов. Вариант для большого раскрытия с Т-образным сечением закрывается при помощи скобы, которая менее подвержена обмерзанию при использовании на льду и снегу.

Достоинства: Oxygen — идеальный вариант для промежуточных точек. При этом стоит недорого, хотя это объясняется отсутствием замка.

RedFox стальной RF 2461N-111243


Универсальный карабин с максимальной прочностью

Мощный карабин с автоматической блокировкой идеально подходит для перемещения самых тяжелых грузов.

  • Тип – с замком
  • Нагрузка 50 кН
  • Замок – автоматический

RedFox – прочный стальной карабин треугольной формы для профессиональных альпинистов и скалолазов. Это большая, надежная и увесистая модель. Но стоит она относительно недорого.

Достоинства: Защелка с винтовым затвором гарантирует защиту от случайного открывания во время перемещения или восхождения. Но такой карабин из стали неминуемо увеличит вес снаряжения.

Delta 8B Petzl


Рапид постоянного использования

Несколько нестандартный для рапида карабин Petzl Delta имеет форму треугольника. При этом он остается прочным по всем осям.

  • Тип — рапид
  • Нагрузка 25 кН
  • Замок — немуфтованный

Треугольный карабин можно использовать в качестве постоянного звена или кольца, если хорошо обтянуть замок ключом. Но даже при ручном завинчивании он закрывается надежно благодаря наличию дополнительной перемычки-фиксатора.

И все же, хотя производитель заявляет о высокой прочности карабина по всем осям, в поперечнике он выдерживает нагрузку только до 10 кН. Тоже немало, однако этот нюанс необходимо учитывать.

Достоинства: Карабин изготовлен из прочной нержавеющей стали. Это гарантирует долговечность механизма в любых условиях. Винтовой замок с фиксирующим элементом превращает его в полноценное кольцо — просто немного нестандартной формы.

Как выбрать альпинистский карабин

Страховочный карабин – обязательный соединительный элемент экипировки каждого альпиниста. Существуют стандартные и специальные варианты из разных материалов, которые отличаются как формой, так и способом применения.

Важный показатель выбора карабина – его вес и размер. Есть гигантские модели, стандартные и микрокарабины. С большими элементами удобно работать в перчатках, а также альпинистам с большими ладонями. Малые карабины – выбор людей с небольшими руками. А еще они легкие, и их проще транспортировать.

Материал изготовления

От него зависит качество, износостойкость и степень надежности соединительного элемента. Карабины создают из:

  • стали;
  • алюминия;
  • пластика;
  • титана.

Стальные и алюминиевые карабины — самые популярные. Стальной карабин наиболее износостойкий, но тяжелый. Алюминиевые крепления более востребованы в скалолазании, горном туризме и спортивном альпинизме. Этот металл тоже выдерживает существенные нагрузки и весит намного меньше, чем стальной. Из минусов – быстрый износ и высокая цена.

Пластиковые элементы используются лишь для выполнения вспомогательных функций. А вот титановые модели – уже устаревший, редко встречающийся вариант.

Форма

В зависимости от ситуации, выбирают ту или иную форму карабина:

  • Овальные симметричны, поэтому фиксируют снаряжение ровно, без перекосов. Это самые удобные и практичные карабины.
  • D-образные – равномерно распределяют нагрузку. Активно применяются популярные в альпинизме, скалолазании. Характеризуются лучшим соотношением прочности и веса.
  • Грушевидные наиболее удобны в работе с узлами, используются со страховочно-спусковыми устройствами.
  • Направляющие – незаменимы для новичков. Специальные элементы не дают карабину провернуться.

Замки и защелки

Существуют механические и автоматические варианты замков для карабинов. Самый надежный — классическая винтовая муфта. Альпинист сам закручивает ее по часовой стрелке. Это самый бюджетный, но безотказный в работе вариант.

Автоматический самозакрывающийся замок удобнее, но требовательнее к навыкам скалолаза. Чтобы он надежно зафиксировал веревку или другие элементы, важно правильно выполнять последовательность действий.

Немфутованные карабины – это элементы без замка, или рапиды. Они закручиваются с помощью гаечного ключа: долго, но супернадежно и дешево.

В зависимости от прочности, размера и материала производства определяется назначение карабина:

Спуск и страховкаБольшой карабин грушевидной формы с фиксатором.
Скалолазание и спортивный альпинизмАсимметричный D-образный карабин с механическим замком.
Страховка снаряженияАсимметричный D-образный или овальный карабин с автоматическим замком.

Вопросы и ответы

Это страховочный элемент, который отвечает за безопасность альпиниста. Он фиксирует положение человека и снаряжения, а также позволяет безопасно скользить по веревке.

Ответ на этот вопрос зависит от назначения конкретного элемента. В спортивном альпинизме и скалолазании в карабин продевают петлю основной либо вспомогательной веревки, фиксируя положение альпиниста и его снаряжение.

Он существенно облегчает не только подъем, но и спуск с высоты. Карабин крепится к основной петле, фиксирует положение веревки: ее можно развязать, настроить систему отталкивания. С помощью карабина удобно фиксировать снаряжение и другие предметы на веревке.

Правда и мифы о карабинах

Автор: Андрей Васильев. Член комиссии по безопасности UIAA, ведущий эксперт компании VENTO.

Много вопросов возникает о том, как производится то или иное снаряжение. «Герои» этой статьи — карабины — наиболее массовый продукт, с одной стороны, и продукт, вызывающий­ наибольшее число вопросов, — с другой. При всей простоте карабина как изделия о нем можно говорить очень много, и все равно многое останется за рамками обсуждения.

Немного истории

Сам термин «карабин» пришел к нам примерно из VII века как название устройства, которым прикрепляли одноименное оружие к плечевому ремню. Первое устройство, близкое к тому, чем мы пользуемся сейчас, было запатентовано в США в 1868 году. Долгое время карабины были стальными и без муфты. Муфтованные карабины стали массово применяться всего 30–40 лет назад. Наличие муфты значительно повышает безопасность изделия, предотвращая его случайное открытие.

Карабины из дюрали и титана появились значительно позже.В чем-то «развитие» карабина во времени совпадает с развитием компьютерных и других высоких технологий. Сейчас мы наблюдаем «пик инженерной мысли».

Классификация, сертификация, надежность

Можно привести массу вариантов классификации карабинов: по использованному материалу, по способу штамповки (ковки), по типу карабина (B, D, H, K, Q, X; с муфтой / без муфты), по типу муфты, типу открытия и прочим параметрам, подробное описание которых претендует на целый цикл статей.

При этом все карабины конструктивно одинаковы. Они состоят из тела карабина, согнутого из прутка, защелки, которая не только закрывает карабин, но и придает ему основную прочность (открытый карабин выдерживает нагрузку 7–10 kN, закрытый — 20–50 kN), и муфты (исключая немуфтованные). Надо отметить, что сама муфта никак не влияет на нагрузки, которые карабин выдерживает, а лишь исключает открытие защелки.
Стандарты регламентируют три испытания карабина на прочность: вдоль основной оси (в зависимости от типа и стандарта прочность от 15 kN), вдоль основной оси с открытой защелкой (прочность от 5 kN), поперек основной оси (от 7 kN).

Основные стандарты — ГОСТ-Р ЕН362/2008 (ЕТС, промышленный), EN362 (промышленный), EN12275 (спортивный), UIAA121 (дополнительное к EN12275 требование кзащелке муфтованного карабина).

Большинство из нас считают карабин безусловно надежным звеном страховочной цепи. Однако это не так. В обычных условиях восхождения или при проведении спасработ
подручными средствами в страховочной цепи в зависимости от ситуации могут возникать нагрузки, превышающие 10 kN, и, следовательно, единственно безопасным нагружением карабина является нагружение вдоль основной оси при закрытой защелке. При этом реальных ситуаций «нештатной» нагрузки на карабин существует довольно много. В некоторых случаях прочность карабина значительно ниже и может опускаться до 2–3 kN.

Технология производства карабинов

Основой для карабина является дюралевый или стальной пруток диаметром, как правило, 10 мм. Фабрики закупают такой пруток в буквальном смысле вагонами. Далее пруток режется на заготовки длиной 15–20 см, которые поступают в гибочный автомат, где заготовке придается первоначальная форма. Затем следует операция, придающая ей индивидуальность — это горячая ковка (горячая штамповка). То есть заготовка разогревается и далее попадает под пресс. На этот момент она получает ту самую изящную форму, которую задумал дизайнер, а также ребра жесткости и прочее.

Некоторые фирмы «выштамповывают» название компании-производителя, карабина, нагрузки. Ряд производителей указывают на уникальность производства именно их карабинов. Например: «Только мы производим кованые карабины» или «Наши карабины произведены методом горячей штамповки, и только на наших карабинах рельефно нанесено название нашей фирмы». На самом деле, большинство карабинов проходят этап горячей ковки, именно поэтому они имеют не скучно круглое сечение, а различное, с ребрами жесткости и пр. Стоит отметить, что стальные карабины и очень простые дюралевые (с круглым сечением) горячей ковке не подвергаются.

После остывания заготовка попадает еще под один пресс, где с нее удаляются излишки металла (облой), вытекшие при горячей ковке. Далее она подвергается галтовке — процессу, при котором с нее удаляются мелкие заусенцы и производится шлифовка.

Затем на стальную заготовку наносится антикоррозийное покрытие (оно же и окраска карабина).
В случае стальных карабинов это цинк, в случае дюралевых карабинов — анодирование. На этом этапе мы получаем заготовку тела карабина. После, или позже, наносится недостающая маркировка, такая как логотипы производителя, название, артикул, нагрузки и т. д. Отдельно фрезеруется, гнется и т. д. защелка, изготавливается муфта . После этих операций заготовки поступают на сборку. Сборка — процесс на 90% ручной. И именно на этом этапе происходит первичный отсев брака.


Тестирование и контроль качества

Можно выделить два вида тестирования.

Выборочный контроль. Из партии отбирается некоторое количество образцов и происходит контроль прочности по трем осям (до разрушения). Также производится контроль жесткости материала и устойчивости к агрессивной среде («солевая пещера»).

Индивидуальное тестирование. На завершающем этапе производства к карабину прикладывается нагрузка 8–10 kN. Такая нагрузка не разрушает и не деформирует качественное изделие, но является разрушающей для изделий, имеющих внутренние дефекты. Если внимательно посмотреть на новый карабин, то на нем можно заметить небольшие вмятины такого тестирования. Здесь стоит упомянуть еще один маркетинговый ход отдельных производителей. Некоторые из них заявляют: «Только наши карабины тестируются индивидуально!». На самом деле это не так: практически все производители выполняют эту операцию. Скорее, плохо, если этого не делается. Еще раз хочу обратить внимание, что индивидуальное тестирование оставляет на карабине следы, и опытному глазу нетрудно определить, тестировался ли данный образец.

Борьба за вес

Последние годы у производителей наметилась тенденция к минимизации веса снаряжения. В частности, ведется негласная борьба за самый легкий в мире карабин. Нельзя сказать, что это плохо. Но путей снижения веса всего три:

1. Уменьшение размера карабина.

В пределе это приводит к неудобству пользования им.

2. Создание «плоских» карабинов.

Т. е. создание такой формы карабина, при которой он имеет в нужных местах ребра жесткости и выдерживает три обязательных нагрузочных теста. НО! При нагружении карабина в другой плоскости он может выдерживать очень низкую нагрузку. Мне, например, приходилось видеть карабин, согнутый под 90° при неудачном расположении на перегибе.

Практически все карабины производятся из алюминиевого сплава 7075. Если подобрать другой, более легкий, прочный сплав, можно «выиграть» несколько граммов. Но этот путь более дорогой, и мало кто из производителей идет им.

Здесь нельзя не вспомнить легендарные отечественные титановые карабины «Ирбис», производимые до 1991 года на НПО им. Лавочкина. В свое время они были исключительно популярны, да и сейчас многие считают эти карабины лучшими. Действительно, в то время это была уникальная альтернатива тяжелым стальным карабинам, они были прочные и удобные. Но если сравнивать их с современными дюралевыми, то они, увы, проигрывают как по весовым характеристикам (титан тяжелее алюминия), так и по эксплуатационным (не самая удачная форма карабина, имеющая очень маленький внутренний объем).


«Изобретение велосипеда»

Казалось бы, что может быть проще, чем карабин: скоба, защелка, муфта. А уж защелка — она и есть защелка. Но оказалось, что поле для инженерной мысли огромно. Появилась муфта, потом появились разные варианты автоматической муфты, потом оказалось, что при лазании по ледопадам вода заливает карабин и он плохо открывается/закрывается — и появилась проволочная защелка, появилась система keylock и ее аналоги. Нет предела творчеству, и каждый год возникают новые интересные идеи: магнитная защелка, защелка, работающая в две стороны, и т. д. Думаю, что нас ждет еще немало интересного в области «карабиностроения».

В завершение статьи - ответы на некоторые типичные вопросы о производстве карабинов:

«Где производятся карабины?»

Карабины производят очень многие фирмы. Про некоторые из них в России никогда не слышали. И подавляющее большинство фирм, даже самых известных, производят карабины (как, впрочем, и другую продукцию) не на собственном производстве, а на сторонних производственных площадках компаний, занимающихся OEM бизнесом. Примерно 90 % всех карабинов сделаны на Тайване. Крупный OEM-завод расположен в Италии. Безусловно, ряд фирм имеет свои собственные производства, но даже это не означает, что 100 % их карабинов производится именно там.

«Если карабины произведены на Тайва­не­, значит, они не качественные».

Система контроля качества описана выше, и она полностью устраивает ведущие мировые бренды, равно как и сертификационные лаборатории CE, а также UIAA. Не говоря уже о том, что любая фирма проводит дополнительный входной контроль продукции, поступающей на склад.

«Все равно карабины фирмы № 1 лучше карабинов фирмы № 2, даже если они делаются на одном заводе».

Безусловно, трудно «победить» приверженность тому или иному бренду, цвету, размеру. Но, как минимум в рамках одного завода, различие между карабинами разных брендов — в одном ударе штампа, том, который придает заготовке конкретную форму.

Читайте также: