Струны на стальной основе

Обновлено: 03.05.2024

Как известно, смычковые инструменты - скрипка, альт, виолончель и контрабас появились на свет в Европе в середине XVI в. Они унаследовали от своих предшественников виол так называемые "кишечные" струны (gut strings), которые в те далекие времена использовались практически для всех музыкальных инструментов. Необходимо отметить, что кишечные струны того времени еще не имели обмотки, поэтому, с небольшими оговорками, мы можем называть их "монолитными" (если быть точным, они представляли собой высушенные, скрученные в единое тело и отшлифованные пряди овечьих кишок). Технология производства высококачественных кишечных струн была весьма сложной и насчитывала более 100 операций. Несмотря на то, что монолитные кишечные струны просуществовали вплоть до середины XX века, в настоящее время их почти полностью вытеснили струны других конструкций, о чем более подробно будет рассказано ниже. Рассказ о средневековых струнах будет неполным, если мы не отметим, что, помимо кишечных, входу тогда еще были шелковые струны, пришедшие в Европу из Китая. Эти струны также не имели обмотки, но в Европе они были менее популярны, поскольку хуже держали строй - в основном их применение ограничивалось географическими зонами с очень высокой влажностью и жарой - там, где кишечные струны просто разрушались.

Несмотря на то, что процесс изготовления струн на протяжении столетий шел по пути совершенствования технологии обработки овечьих кишок, с ускорением развития промышленности и в этом весьма консервативном деле наступил час новых технологий. Можно смело утверждать, что ни что в струнном деле не может сравниться по последствиям с тем, что произошло после применения на струне обмотки (вероятнее всего в этом качестве впервые была использована проволока из меди или серебра). Жаль, что мы не знаем точно, ни того когда это произошло (примерно в конце XVIII века), ни даже имени автора идеи, но этому изобретению мы обязаны не только переворотом в технологии изготовления струн, но и созданием нового музыкального инструмента - рояля. Отныне, за счет использования разнообразных типов обмотки, стало возможным в гораздо больших пределах регулировать физические параметры струн, а, значит, тембр и выразительные возможности многих инструментов. И хотя новоиспеченные "витые" струны поначалу были далеки от совершенства, и не могли удовлетворить искушенных профессиональных музыкантов, перспективность струн новой конструкции не могла не окрылять первопроходцев, которые со временем довели технологию до нужного уровня. Историки музыки утверждают, что первым скрипачом, который стал постоянно использовать струну СОЛЬ с обмоткой, был Паганини. Не удивительно, что этот гений скрипки одним из первых оценил достоинства струн новой конструкции, а их было немало:

  • от того, что часть массы "витой" струны стала приходиться на обмотку, основа стала более тонкой, а значит более гибкой, эластичной, что облегчало технику исполнения, особенно в высоких позициях;
  • при колебании витая струна из-за большей гибкости получила возможность делиться на большее количество вибрирующих отрезков, вследствие чего возросло число гармоник в звуке инструмента;
  • металлическая обмотка новых струн привнесла в тембр инструментов новые яркие краски;
  • благодаря повышенной гибкости возросла отзывчивость струн к смычку.

После растянувшегося на 100 лет периода привыкания смычковых музыкантов к витым басовым струнам и совершенствования технологии их производства, дальнейший прогресс в этой области шел по пути постепенного снабжения обмоткой все более тонких струн. Только ближе к XX веку, благодаря открытиям новых материалов, впервые пересмотру подверглась сама основа струны. Появились струны на стальной основе (применявшаяся в роялях с 30-х годов XVIII века высокоуглеродистая сталь, только к началу XX века стала обладать достаточной прочностью для использования в тонких сечениях, пригодных для струн смычковых инструментов), позднее на стальном тросике, и уже в 70-х годах были разработаны струны, основой которых служило синтетическое волокно. Отметим, что в XX веке обмотка струн также претерпевала изменения - для нее стали применяться: алюминий и нержавеющая сталь, никель, вольфрам и титан, появилось больше разновидностей сплавов на основе меди и серебра. Наряду с ранее существовавшей шлифованной круглой, на струнах стали применять плоскую ленточную обмотку, струны стали иметь не один, а несколько слоев обмотки (для струн басовых инструментов их число порой доходит до 5), что служит той же цели - повышению гибкости струны.

Современная струна смычкового инструмента - это сложная высокоточная конструкция, поэтому неудивительно, что оборудование для изготовления струн также стало более "умным". Сегодня многие фирмы применяют компьютеризированные станки, позволяющие не только намного повысить точность намотки канители (обмотки струны), но и отслеживать многие другие параметры, влияющие на качество струн, хотя ручная, а точнее полу-ручная технология, все еще остается востребованной, соседствуя с прецизионной автоматикой.

Говоря о веяньях в струнном деле последних 20-30 лет, можно сказать, что они не относятся к созданию новых конструкций струн, а сосредоточены в области совершенствования применяемых материалов для уже ставших традиционными конструкций. Например, относительно недавно открытый нейлон, используемый для основы синтетических струн, в последнее время все активней вытесняется карбоном - более упругим и плотным синтетическим материалом. Чистый алюминий, ранее применяемый в качестве материала обмотки, уступил место алюминиевым сплавам с легирующими добавками магния, меди и титана, сочетающими легкость с высокими показателями упругости, прочности, стойкости к истиранию, окислению и т.д.

Заканчивая краткий экскурс в историю развития струн смычковых инструментов, отметим, что прогресс в струнной индустрии идет в ногу со временем на протяжении всей человеческой истории, а, следовательно, до тех пор пока наука и техника не остановятся в своем вечном движении вперед к новым открытиям, струнное дело будет и далее совершенствоваться и развиваться, помогая следующим поколениям музыкантов открывать новые, еще неизведанные выразительные возможности струнных инструментов.

Давайте рассмотрим типы конструкций современных смычковых струн, и отметим в чем состоят их достоинства и недостатки.

ТИПЫ КОНСТРУКЦИЙ СТРУН

Монолитные кишечные (в России по старинке называются "жильными") струны без обмотки почти вышли из употребления и встречаются на смычковых инструментах лишь для исполнения старинной музыки для придания тембру инструмента аутентичного приглушенного звучания. Не имея защитного слоя из металла обмотки, они наиболее подвержены влиянию повышенной влажности (в том числе потовой влажности на пальцах исполнителя) и температуры. Хорошо настраиваются колками. Наименее живучие в сравнении с любыми другими. Достаточно дороги, в силу небольшой востребованности.

Кишечные с обмоткой, хотя и встречаются на альтах и виолончелях, чаще используются скрипачами. Несмотря на дороговизну, отдельные музыканты предпочитают их всем остальным. К достоинствам этих струн можно отнести мягкость и благородство тембра, и то, что они хорошо настраиваются колками. Современные технологии обработки жилки (специальная химическая обработка, оплетка жилки специальным перекрестным плетением из шелковых нитей) намного продлевают срок их службы, но все же их не рекомендуется использовать в условиях чересчур повышенной влажности и температуры.

На стальной монолитной основе (одиночной стальной проволоке) имеются в арсенале любой струнной фирмы, а для первой скрипичной струны "ми" монолитная сталь используется в составе подавляющего большинства комплектов. К их достоинствам относятся: нечувствительность к изменениям влажности и температуры, быстрота настройки, максимально точный калибр и долговечность. К недостаткам можно отнести: необходимость установки на инструмент механики точной подстройки из-за того, что сталь имеет в несколько раз меньшее упругое удлинение, чем синтетика или жилка, а также то, что на басовых струнах они имеют более заметный эффект "детонации" - повышения высотности при форсировании звука - что в основном относится к скрипичным и альтовым струнам, и меньшую чувствительность к смычку.

На стальном тросике (керн таких струн состоит из тончайших стальных проволочек, скрученных вместе), изобретенные в середине XX века, стали прорывом в технологии изготовления смычковых струн. Не имея недостатков кишечных струн по чувствительности к перепадам влажности и температуры, они взяли от них важное свойство - бо'льшую "закручиваемость" под смычком (отчего одна американская фирма даже назвала свой комплект струн на тросике "HELICORE" - "вертолетный керн"), чем у струн на стальной монолитной основе. Из-за того, что в качестве основы струны здесь все же используется сталь, этот тип струн требует применения машинок точной подстройки и эффект повышенной детонации на басовых струнах здесь также присутствует.

Несмотря на то, что некоторые изготовители струн на стальном тросике несколько перебарщивают с "металлом" в их звучании, что нравится не всем музыкантам, эти струны стали находкой для тех, кто ценит в струнах долговечность, неплохую чувствительность к смычку и относительную мягкость под пальцами.

Струны на синтетической основе появились позже всех перечисленных видов, но довольно быстро завоевали популярность, в первую очередь среди академических музыкантов. Можно сказать, что этот тип струн имеет самые большие перспективы для дальнейшего развития. Основой этих струн служит мультифиламентный (состоящий из множества микро-нитей) нейлон или его разновидность (капролон, стабилон, карбон и т.п.), а в качестве обмотки используется, положенная в два и более слоев, тонкая металлическая лента. Достоинствами этих струн являются: мягкость под пальцами, нечувствительность к изменениям влажности и температуры (температуры в меньшей степени), возможность настраивать их колками, практически полное отсутствие детонации на басах и не менее яркий, чем у струн на стальном тросике тембр. К недостаткам следует отнести сравнительно небольшой срок службы обмотки, с обрывом которой струна мгновенно становится негодной, а также то, что они как никакие другие не терпят резких сбросов натяжения.

Теперь казалось бы можно сделать вывод, что главным фактором, влияющим на звучание струн, является их конструкция, но это не так. Качество струн в не меньшей степени определяется точностью их изготовления и свойствами применяемых для их производства материалов, от чего схожие по конструкции струны различных фирм могут довольно сильно отличаться друг от друга в звучании. Если струна изготовлена неточно, то ее не спасет ни тип конструкции, ни качественные исходные материалы - неравномерность обмотки и некачественная шлифовка поверхности могут погубить любую струну. Однажды я тестировал синтетические скрипичные струны корейского производства, сделанные по технологии, схожей с технологией одной из европейских фирм. Все было на месте - и плоская лента намотки и серебряный басок, даже цвет заделки скопировали дотошные корейцы, но вот исполнение. Неравномерная намотка канители - "разрядка", как ее называют профессиональные производители струн, которая была видна невооруженным глазом, для синтетической струны не просто ведет к плохим квинтам и неправильному положению флажолетов, но и к непредсказуемой реакции струны под смычком, что и показала практика.

Справедливости ради нужно сказать, что и у самой лучшей струнной фабрики попадаются струны разного качества. Дело в том, что любые микроскопические отклонения в технологии изготовления, подчас невидимые глазом, вызванные изменением свойств или размеров исходных материалов, поведением струновитного станка или недосмотром работника, сразу сказываются на качестве звука струны. Однако у солидных фирм хорошо поставлен контроль качества, и брак встречается редко.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СТРУН

Теперь о том, как самому проверить качество струн. Для этого существуют как визуальные, так и игровые способы. Первые могут пригодиться еще при покупке струн в магазине:

  • внешний вид струны: обмотка струны на всем ее протяжении должна быть одного цвета и ни в коем случае не должна иметь даже минимальных следов ржавчины или каких-либо пятен;
  • неравномерность обмотки: если вам удастся рассмотреть витки обмотки, то обратите внимание на то, чтобы между ними не было неравномерных разреженностей. Иногда неравномерность обмотки удается определить по тому, как выглядит свернутая в кольцо струна - кольцо должно быть ровным, без углов и преломлений ("заквадраченностей");
  • отсутствие выпуклостей и впадин: на струне не должны выступать никакие неровности, которые можно выявить, проведя струну между пальцев; при этом имейте в виду, что если Вы дотрагивались пальцами до струны в зоне работы смычка, то перед игрой протрите это место спиртом или водкой, чтобы обезжирить.

После установки на инструмент качество струн можно проверить следующими способами:

  • яркость тембра главным образом оценивается при игре, но ее можно оценить даже при щипке струны ногтем - звук не должен быть глухим, также яркость струн можно оценить по количеству натуральных флажолетов: чем их больше, и чем они яснее, тем лучше;
  • баланс натяжений соседних струн проверяется поочередным отгибанием струн в сторону в одной зоне: более высокая по строю струна должна иметь большее натяжение и сильнее сопротивляться усилию отгибания, чем более низкая, этим эффектом, кстати, объясняется несимметричность подставки;
  • сбалансированность тембра между струнами можно проверить, взяв ноту в низкой позиции на первой струне и далее сыграть ее же на следующих струнах в более высоких позициях. Тембр каждой следующей ноты, конечно, будет немного более тусклым, но чем меньше будет различие, тем лучше сбалансирован комплект;
  • стройность в позициях - зажав одним пальцем две соседние струны, сыграть квинты: чем чище они будут строить в верхних позициях, тем лучше; если струны заведомо хорошие, то, в случае возникновения проблем с квинтами, стоит обратить внимание на высоту струн над грифом, т.е. выровнять подставку или изменить наклон грифа;
  • отзывчивость - сыграть один и тот же быстрый пассаж на верхней струне, потом его же по очереди на более низких, не меняя при этом силу давления руки на смычок при переходе от одной струны к другой;
  • скорость стабилизации - взяв октавный флажолет на струне, отпустить палец левой руки, продолжая движение смычка с тем же усилием и скоростью: чем быстрее появится основной тон открытой струны, тем лучше струна;
  • равномерность закрутки под смычком - надавите на струну смычком в 1-2 см от подставки, чуть потяните смычок в сторону, не издавая звука, и смотрите на то, как струна поворачивается под смычком в одну и другую сторону - относительно состояния покоя закрутка должна быть одинаковой, но не более 10-20 градусов в каждую из сторон (у струн на стальной монолитной основе этот показатель меньше, чем у прочих).

Проверяя струны, не забудьте настроить их точно по камертону и натереть смычок канифолью.

К сожалению для музыкантов и к радости струнных фабрик, сколько бы ни стояла струна на инструменте, рано или поздно ее придется заменить. Ни одна струна не может жить вечно, что объясняется самой природой ее функционирования - при игре она испытывает много естественных воздействий: колеблется в длину, в стороны, закручивается под смычком, вытягивается при надавливании и т.д. Сильнее всего страдают зоны преломлений струны на подставке и порожке, где чаще всего она и рвется. С самого первого момента установки, обмотка струны, вследствие активных колебаний, начинает незаметно вытягиваться, отходя на тысячные доли миллиметра от основы, начиная жить все более и более самостоятельной жизнью, и делая струну все глуше и глуше. Свой самый яркий тембр струна теряет в первые несколько дней, потом следует относительно долгий период медленных и незаметных изменений в тембре, постепенно приводящих к полной глухоте.

Живучесть струн во многом зависит от химического состава пота исполнителя - у музыкантов с едким потом струны живут в несколько раз меньше, чем у обладающих от природы нейтральным составом. Более гибкие, чувствительные струны, способные давать богатый тембр, делаются из более тонких материалов, не приспособленных к долгой службе по российским представлениям (на Западе нормальным считается срок службы комплекта струн 3-6 месяцев при активной эксплуатации). Солирующие музыканты, играющие на таких струнах, меняют их довольно часто (не реже раза в месяц), и, надо сказать, правильно делают. Более долговечными являются струны на стальном тросике и стальной монолитной основе, особенно имеющие обмотку из нержавеющей стали. Правда, помимо того, что у некоторых людей "нержавейка" вызывает аллергические реакции на коже, она более интенсивно вырабатывает поверхность грифа инструмента, чем сплавы на основе мягких цветных металлов алюминия и серебра.

Что способствует ухудшению тембра струны:

  • грязные руки ("мойте руки перед игрой") :);
  • едкий пот (явление с которым почти невозможно бороться);
  • резкий сброс натяжения струны (например, когда плохо держат колки);
  • резкие перепады температуры (открывание холодного инструмента зимой в теплом помещении);
  • сильное давление смычка (исполнение громкой музыки!);
  • заканифоленность поверхности струны (лучше чаще менять волос на смычке, чем злоупотреблять канифолью);
  • для кишечных струн - высокая температура и влажность.

Рассказывая о струнах для смычковых инструментов, нельзя не рассказать о струнах для маломензурных детских инструментов (3/4, 2/4, 1/4 и т.д.). Далеко не все преподаватели знают о том, что для них необходимо применять специальные струны. Дело в том, что с сокращением мензуры, натяжение струн уменьшается, т.к. теряя длину, струны пропорционально теряют массу, и чем короче инструмент, тем больше падение натяжения (см. диаграмму). "Целые" струны на маломензурном инструменте становятся слабыми, снижается громкость и яркость звука, меняется техника звукоизвлечения и усиливается высотная "детонация", из-за чего многие начинающие музыканты теряют интерес к занятиям. Специальные струны компенсируют потерю массы за счет увеличения толщины струн или применения более плотных/тяжелых материалов, заметно улучшая качество звучания инструмента.


Диаграмма изменения натяжения струн "целой" скрипки, установленных на неполный инструмент

Выбор струн для акустических гитар

Согласен с теми, кто считает, что термин "акустическая гитара" является не самым удачным для обозначения инструментов конструкций "вестерн", "джамбо", российских моделей с изменяемой высотой грифа. Очевидно, что "классическая", или как ее иначе называют - "испанская" гитара, также является акустической. Не удивительно, что от столь неоднозначной терминологии у музыкантов, особенно начинающих, в головах часто происходит путаница. И все же с условным термином acoustic guitar всем нам придется смириться, поскольку он навеки утвердился в мировой гитарной среде благодаря американцам, разработавшим в конце XIX века весьма совершенную конструкцию "акустической гитары", имеющую перекрестную систему пружин на внутренней поверхности верхней деки, и с тех пор являющихся законодателями моды и лидерами в их производстве.

Не буду и я изобретать свою терминологию, а лучше перейду к рассказу о струнах, предназначенных для обоих типов инструментов.

Вступление

При выборе струн, как и при выборе музыкального инструмента, на мнение "специалистов" следует полагаться осторожно. Особенно это относится к сегодняшним горе-продавцам в музыкальных магазинах, в большинстве своем не отличающимся профессионализмом и заинтересованным не столько помочь покупателю с выбором, сколько продать ему наиболее дорогой товар для получения максимальных премиальных от работодателя. Любой гитарист перепробует за жизнь ни один десяток разных видов струн и поменяет свои предпочтения не раз, ведь вкус и требования у человека со временем претерпевают изменения, да и струнные технологии не стоят на месте. Не редко профессиональные музыканты имеют по два и более инструмента (например, у прекрасного московского гитариста Ивана Смирнова их более десятка) и подбирают для каждого свой комплект струн, наиболее полно гармонирующий с ним как по звуковым, так и по физическим параметрам. Поэтому давать рекомендации по выбору конкретных марок струн бессмысленно, а вот познакомить читателя с их современными видами и конструктивными отличиями будет полезно. Что касается однотипных струн разных производителей, то можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

Вначале о том, что собой представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с обмоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Давным-давно, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных, волосяных и даже изготовленных из растительного сырья струнах. Из всех перечисленных дожили до наших дней только кишечные, но сегодня они лишь изредка встречаются на арфах и старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Все перечисленные виды струн относятся к так называемым "монолитным", не имеющим обмотки.

Обмотка на струнах начала появляться лишь в конце XVIII века. Она позволила не только улучшить тембр басовых струн, но также во многом облегчила исполнение, обогатила технические возможности большинства музыкальных инструментов того времени.

Первые стальные струны появились на рояле в середине XVIII века, после чего сталь начали постепенно применять и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), с разнообразными поверхностными покрытиями и т.д.

Виды струн

Со второй половины XX века до недавнего времени гитарные струны было принято делить на две основные группы: синтетика/"нейлон" и сталь/"металл". Синтетика всегда использовалась для классической гитары, а сталь всегда для акустической (если не считать недоразумений, связанных с дефицитом или безграмотностью). Однако из-за того, что за последние 10 лет в струнном деле появилось много новых технологий и материалов подобный подход уже не работает. Так в качестве керна/сердечника струн классической гитары стали применять стальной тросик, а некоторые стальные струны наоборот обрели синтетическое покрытие, не говоря о появлении комплектов со смешанной конструкцией струн. Поэтому основное деление струн правильней производить не по материалам, из которых они изготовлены, а по типам гитар, для которых они предназначены: классической и акустической. Внутри каждой из двух этих групп струны подразделяются на виды в соответствии со своими конструктивными особенностями, а одинаковые по конструкции струны - по силе натяжения/жесткости/диаметрам.

1-я группа: Струны для классической/испанской гитары

Виды струн:

  1. Кишечные
  2. Синтетические
  3. Синтетические повышенной плотности / "карбон"
  4. Струны на стальном тросике
  5. Синталические (Syntal®)

1. Кишечные (монолитные) струны (англ. Gut strings). Повсеместно в России их неверно называют "жильными", хотя к жилам/сухожилиям они никакого отношения не имеют, поскольку делаются из кишок животных, главным образом овец. Сегодня встретить их в нашей стране почти невозможно, да и на Западе они давно стали редкостью. В небольших количествах их привозят частным образом любители старинной средневековой музыки, но в свободной продаже они не встречаются. Несмотря на то, что в последнее время производители кишечных струн научились лучше защищать их от неблагоприятных внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся и имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев.

2. Синтетические струны (условно - "нейлон") были разработаны в США фирмой "Августин" в 40-х годах XX века. Они пришли на смену нестойким кишечным, молниеносно завоевав популярность у гитаристов. Три верхних струны 6-струнного комплекта представляют собой монолитную синтетическую нейлоновую леску (так называемый "монофиламент"). Три басовых - изготовлены на мультифиламентной/полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с внешней металлической обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится и не позволяет пачкаться пальцам, но и является хорошим индикатором износа струны. Однако медная обмотка струн, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары, особенно быстро на четвертой струне, имеющей самую тонкую обмотку. В последнее время многие струнные фирмы используют в качестве обмотки медные сплавы (нейзильбер, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь, но дают более матовое звучание.

3. Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии синтетического материала с длинным названием, который музыканты в обиходе называют карбоном. Из-за того, что плотность карбона выше нейлона на 70%, при одинаковом натяжении с нейлоновыми струны из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами.

Визуальное сравнение толщин нейлоновых и карбоновых голосов при равной силе натяжения и настройке


Визуальное сравнение струн из карбона и нейлона, идентичных по массе/силе натяжения:

МИ 1-я струна: нейлон - 0,70 мм / карбон - 0,54 мм;
СИ 2-я струна: нейлон - 0,80 мм / карбон - 0,61 мм;
СОЛЬ 3-я струна: нейлон - 1,00 мм / карбон - 0,76 мм.

Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед нейлоном заметно бОльшая звонкость/яркость и. стоимость. Басовые струны комплектов с карбоновыми верхами могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового - различие в тембре у "витых" струн менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие отличия имеют большое значение. В последнее время карбоновое волокно все активней применяют при производстве "витых" струн смычковых инструментов, и эти струны пользуются все большим успехом.

4. Струны на стальном тросике стали привозить в Россию примерно с 2000 года. Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости. Все они снабжены обмоткой, хотя и разной: три верхние с нейлоновой лентой, а три басовые - с традиционной посеребренной медью. Впервые установленные на инструмент эти струны поражают академических/классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при повороте колков. Однако даже в Москве и Питере этот тип струн не часто встречается в продаже - они достаточно дороги и весьма необычны, что не способствует росту их популярности.


За разработку гитарных струн Syntal® фирма ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® удостоена диплома "Лучшая отечественная инновация в области музыкальных и шоу-технологий" крупнейшей российской специализированной выставки МУЗЫКА-МОСКВА.

Синталические басы отличает высокая яркость звука на уровне металла и привычная мягкость как у "нейлона", в отличие от которого быстро настраиваются, лучше держат пробой обмотки на ладах и даже позволяют делать так называемые "подтяжки". В комплектах неплохо сочетаются с верхними "голыми" струнами из монолитного карбона после того как обыграются в течение нескольких дней. Синталь способна держать сочный "рояльный" тембр практически без изменения в течение нескольких месяцев.

Тестовая запись комплекта струн ГМ® Syntal® S564. Сделана в цехе фирмы в декабре 2010 г., микрофон Sennheiser MKH 800 P48 (ФРГ). Струны установлены на гитаре среднего ценового диапазона Alhambra (Испания).
Играет Михаил Оленченко (Москва).

Тестовая запись комплекта струн ГМ® Syntal® S564
Играет Вадим Голутвин (Москва). 2009 г.

2-я группа: Струны для акустической гитары


Предназначены для гитар с усиленной перекрестной системой пружин на верхней деке конструкций "вестерн", "джамбо", и моделей с регулируемой высотой грифа. Комплекты имеют суммарное натяжение от 40 до 80 кг (в американской традиции кантри/блюграсс - до 100 кг ).
Виды струн:

  1. Стальные
  2. Стальные с плоской/полукруглой обмоткой
  3. Стальные в синтетической оболочке
  4. Синталические (Syntal®)

1. Струны на стальной монолитной основе. Керном (сердечником) этих струн служит высокопрочная, так называемая "рояльная сталь". Она же используется в "голом виде" для верхних двух, иногда трех струн. В качестве обмотки часто применяют сплавы на основе меди - различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорную бронзу. Материалы обмотки различаются по твердости и упругости, придавая струнам различную жесткость, что отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн бывает разным, самым распространенным является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", обеспечивающая струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после их установки.

2. Стальные струны с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, являются разновидностью первого вида струн. Они не имеют свиста при скольжении пальцев о витки намотки, от чего их любят гитаристы, которым приходится записываться на студии через микрофон, а также музыканты, которых раздражает быстрое подсаживание тембра струн с круглой обмоткой, вызванное сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают более матовый звук, контрастирующий со звонкостью верхних стальных струн без обмотки.

3. Стальные струны в тонкой синтетической оболочке бывают двух видов. Оба разработаны в конце девяностых годов в США. У первого вида поверх металлической обмотки положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала тефлона (второпласта), обладающего хорошей износостойкостью и низким трением. Она призвана не только защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, но также сделать поверхность струны более скользкой и замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама проволока обмотки заключена в тонкую оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для музыкантов, обладающих от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако, помимо гораздо более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится некоторыми гитаристами, что ради него они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

4. Синталические струны - струны нового поколения, разрабатывающиеся фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® www.GMstrings.ru с 2005 года. Они имеют синтетическую основу с малым процентом удлинения и традиционную металлическую обмотку. Их отличает высокая яркость звука на уровне самых звонких стальных и мягкие ощущения при прижиме на уровне "нейлона". В комплектах прекрасно сочетаются с верхними "голыми" струнами из стали. По сравнению со стальными струнами, синталические дольше "встают в строй", но позволяют делать так называемые "подтяжки" и обладают повышенной сопротивляемостью к пробою на ладах. Начало производства этого типа струн для акустической гитары планируется фирмой ГМ® на 2011-2012 гг.

О мензурах гитар

*У автора статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары (см. статью Стандартизация мензур струнных инструментов и метод их вычисления).

О натяжении струн


График натяжений двух комплектов стальных гитарных струн с нормальными и усиленными басами, имеющими идентичные первые две струны.

Силу натяжения струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, струны на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но не все обращают внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар, представленные в России очень широко, рассчитаны на усиленные инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, как правило играющих пальцами правой руки (на Западе этот способ называют "fingerstyle"), имеющих инструменты другой конструкции и отдающих предпочтение не столько громкости звука, сколько меньшим усилиям при игре и более глубокому звучанию басов.

Натяжение струн на синтетической основе также принято определять, исходя из сечений струн, однако корректное сравнение работает только для однотипных материалов. Так сравнивать нейлон с карбоном неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. Чем меньше плотность материала, тем меньше будет различие в натяжении струн. Например, у нейлоновой лески различие в 0,002 дюйма (0,05 мм) не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон/Syntal®), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком тусклым и тихим;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочесть струны на стальной основе не ниже №11 с более толстыми диаметрами басовых струн, для которых потребуются сильные пальцы;
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №9 и 10. При этом, скорее всего, придется самостоятельно или с помощью лютьера/мастера, немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и при форсированном звукоизвлечении могут задевать лады, вызывая дребезг.

И напоследок совет начинающим гитаристам – всегда настраивайте струны по камертону. Неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать; при перетяжке вы рискуете его со временем деформировать, а струны могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и плотным, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но настроенные правильно и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

Гид по гитарным струнам


Как выбрать струны для гитары на основе классификации, типа натяжения, толщины и других характеристик.

Выбор струн для гитары – процесс очень важный. Подходить к нему надо со всем умом. Мы подготовили небольшое пояснение о гитарных струнах, чтобы при покупке не потеряться в огромном потоке терминов и надписей. Выбирайте на свой вкус, по своим потребностям.

Классификация струн

1. Жильные струны (из жил животных) — практически вышли из употребления;

2. Синтетические (нейлоновые) струны — обычно используются для классической гитары. Они явились заменителями нестойких жильных струн. Три первые струны («голоса» или «trebles») — это калиброванная нейлоновая леска, цвет таких струн за счёт добавок может быть абсолютно любым, а три басовые («басы» или «basses») сделаны на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) кручёной синтетической основе с обмоткой;

3. Струны на стальной моно-основе используются очень широко в эстрадной музыке, а также теми музыкантами, кто ценит в гитаре звонкость («металл»). Они имеют большее натяжение по сравнению с синтетическими струнами и ставятся на акустические и электрогитары;

4. Струны на основе комбинации стали и шёлка — не такие громкие и яркие, зато их натяжение гораздо слабее, а предназначены они, в основном, для очень старых, антикварных гитар, которые не в состоянии выдержать натяжение нормальных металлических струн для акустической гитары.

struni-gitari-kak-vybrat

Типы обмотки

Обмотка бывает из бронзы (обычно с добавкой фосфора), стали, никеля, латуни, меди с покрытием из серебра. Серебряное покрытие улучшает звучание сравнительно глухой меди, не темнеет от прикосновения пальцев и очень приятно смотрится (однако, со временем вытирается). Многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, ничуть не уступающие в звучании и намного превосходящие своей долговечностью посеребренную медь.

Бронзовая обмотка обычно звучит мягко и глубоко, или скажем «тепло», медная обмотка звучит ярче и звонче, но более «холодно», а стальная обмотка звучит звонко и ярко, но теплоты и глубины в ней меньше всего.

Что касается долговечности струн, то на это тоже влияет огромное количество факторов, начиная от манеры вашей игры и заканчивая влажностью помещения, но в одинаковых условиях обычно стальные струны самые долговечные, бронзовые — быстро «умирающие», а медные где-то посередине между ними.

struni-gitari-kak-vybrat

Струны с плоской обмоткой или с полукруглой обмоткой (плоской стороной вверх) имеют больший срок службы и при смене позиций не имеют характерного свиста пальцев о витки намотки. Они, как правило, чуть менее ярки, но их любят ставить гитаристы, которым приходится записываться на студии.

Для всех гитарных струн существуют множество типоразмеров, что обуславливается требованиями музыканта и его инструмента. В отличие от смычковых инструментов, где длина струны полного инструмента (4/4) одинаковая, гитары бывают разные по мензуре (длине рабочей части струны). Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 660 мм и даже больше, поэтому один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны.

struni-gitari-kak-vybrat

Натяжение струн

Натяжение струн на стальной основе гитаристы привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма, (то есть комплект струн «средне-лёгкого» натяжения №10 — это комплект, у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм). Но мало кто обращает внимание на диаметры других струн, а ведь это важно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, как правило, рассчитаны на крупные инструменты (Drednout). Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение на витых струнах. Их традиционно предпочитают большинство музыкантов, отдающих приоритет певучести инструмент/сустейну (длительности звучания).

struni-gitari-kak-vybrat

На упаковках синтетических струн чаще всего указана их сила натяжения, а не толщина струн.
Условно струны по силе натяжения можно разделить на следующие категории:

1. Extra Light — очень лёгкие;

2. Light — лёгкие;

3. Medium/Regular — средние;

4. Medium Hard — средней жёсткости;

5. Hard — жёсткие;

6. Extra Hard — очень жёсткие.

Общее правило — чем сильнее натяжение, тем сочнее и громче звук, богаче тембр. Но при этом струны толстые и на них тяжелее играть. Поликарбонатные добавки позволяют сохранить натяжение струны при уменьшении её толщины (на упаковке это иногда отражается как Carbon). Карбоновые струны мягкие, но при этом мощно звучащие.

Из всего вышесказанного уже можно сделать некоторые выводы о том, какие струны следует выбирать. Выбор, в основном, обуславливается тем, какое звучание (тембр) вам самим нравится, каким инструментом вы располагаете и какую музыку исполняете.

struni-gitari-kak-vybrat

Начинающему гитаристу при выборе струн можно посоветовать следующее:

1. Если вам нравится приглушённое звучание и мягкие струны, стоит остановить свой выбор на синтетических струнах, но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым;

2. Тем, кому нужна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент, следует предпочесть струны на стальной основе не ниже №11. Правда при этом нужны и крепкие пальцы.

3. Тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки мозоли, но кто не любит “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на стальной основе №9 и №10. При этом, возможно, придётся несколько увеличить высоту струн над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие (а точнее лёгкие) струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады.

4. И напоследок ещё один совет – всегда настраивайте струны по камертону или тюнеру! Помимо того, что при перетяжке вы портите сам инструмент, струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут вытянуться и в правильном строе звучать станут хуже.

Металлические струны для классической гитары

Металлические струны для классической гитары

Если у вас имеется гитара, то вы точно сталкивались с проблемой, связанной с заменой струн. Сейчас в музыкальных магазинах потребители могут встретить большое разнообразие этого необходимого для игры на инструменте товара, но чаще здесь предлагаются различные металлические модели струн. Сегодня мы поговорим о том, можно ли ставить металлические струны на классическую гитару, изначально рассчитанную на применение синтетических, например, нейлоновых аналогов.



Особенности

Железные струны – это изделия, напоминающие проволоку в виде гибкого отрезка, находящегося в натянутом положении. Они могут иметь цельную конструкцию, а могут состоять из отдельных частей – специального сердечника (проволоки из стали) и оплетки.

Гитарные струны из металла, как правило, в процессе производства покрываются специальными защитными веществами, которые позволяют значительно продлить срок их службы. Они отличаются жесткостью и довольно значительной силой натяжения, обусловленной характеристиками металла, при которых струны должны издавать приемлемый музыкальный звук. А можно ли их ставить на классическую гитару, рассмотрим далее.



Можно ли ставить и какие будут последствия?

Чаще всего для классических гитар используются более мягкие и легкие струнные наборы, изготовленные из соответствующих синтетических материалов наподобие нейлона. Игра на нейлоне обеспечивает пользователю более легкое исполнение различных мелодий. Кроме того, именно нейлон приобретают новички и ученики музыкальных школ с целью безболезненного для пальцев обучения. В таких случаях приобретать следует именно мягкие разновидности даже в ряду моделей нейлоновых изделий, чтобы обеспечить максимальный комфорт для обучающегося.

Становится ясно, что металлические струны на классическую гитару ставить нельзя, хотя они звучат гораздо ярче и громче нейлоновых. Дело в том, что конструктивно классические гитары не рассчитаны на чрезмерные нагрузки на гриф и другие детали своего устройства. В противном случае может не только оторваться нижний струнодержатель, но и появиться другие повреждения инструмента: искривление грифа, трещины на верхней деке, повышенное истирание порожков грифа гитары и общая деформация корпуса инструмента.



Альтернатива

Для классических гитар нужны наборы мягких струнных комплектов. Рассмотрим подходящие варианты и их особенности.

  • Нейлон. Для производства таких изделий используется особая нейлоновая леска. Аксиомой является следующий факт: чем сильнее натяжение струны, тем звонче будет воспроизводимый ею звук. Если сравнивать с металлическими наборами, то нейлон более мягкий материал. Именно такой вариант станет оптимальным для новичков и любителей игры на гитаре. Однако следует помнить, что фиксировать нейлоновые струны в колковом механизме гораздо труднее металлических, так как им не подходит обычное крепление: их нужно будет закреплять при помощи небольшого узелка на колке и учитывать степень их растяжения.

В любом случае придется часто настраивать инструмент в течение 2-3 недель при смене комплекта.


  • Карбоновые разновидности. Эти гитарные струны отличаются повышенным уровнем плотности по сравнению со стандартными нейлоновыми моделями. Помимо этого, карбоновые изделия обладают меньшим диаметром. Могут похвастаться отличной износостойкостью, поэтому и служат довольно долго. А также многие модели обладают качественным и чистым звучанием. Но при этом стоит помнить, что и стоимость такого комплекта будет гораздо выше, чем привычные гитарные струны.



  • Нейлоновые струны с добавлением карбона. Такой вариант считается самым надежным и прочным. Карбоновые струны для гитары позволяют получить необычный и яркий по звучанию тембр. Часто при их изготовлении используется кевларовый материал, обладающий высокой прочностью. Струны из кевлара обычно имеют среднее натяжение и выполняются с разными видами обмотки, в том числе и серебряной. Карбоновые комбинированные гитарные струны смогут прослужить довольно длительный период времени.

Вышеперечисленные струны, изготовленные на синтетической основе, являются оптимальным решением для классических гитар. Следует отметить, что они смогут подойти и для акустических инструментов, рассчитанных на металлические струны. Но на них они будут звучать тихо и глухо, а это вряд ли понравится покупателям.

Все о струнах для классической гитары

Все о струнах для классической гитары

Струны являются важной составляющей гитары, поэтому они предлагаются в широком ассортименте. Этот аксессуар имеет ряд технических характеристик, зависящих от материала изготовления и условий дальнейшей их эксплуатации. Вашему вниманию предлагается описание гитарных струн для классической гитары, их особенности и правила выбора.


Характеристика

В настоящее время для классической гитары используются только синтетические струны (нейлоновые и карбоновые). Раньше такие изделия изготавливались из сухожилий и кишок животных – их звучание было объемным и довольно мягким. Но такие струны стоили очень дорого, поэтому возникла необходимость найти другие подходящие материалы для их производства без потери качества. Появились синтетические струны в 50-х годах прошлого века (в годы Второй Мировой войны).



Струны с оплеткой появились 3 столетия назад, значительно улучшив качество звучания музыкального инструмента. Обмотка позволила снизить натяжение толстых струн, упростила игру. Для изготовления применяют разные металлические сплавы с защитным покрытием. Оплётки бывают латунные, медные, бронзовые и другие, а для покрытия нередко используют производные серебра. В последнее время можно встретить в продаже нейлоновые струны с шарообразными наконечниками или синтетическими петлями для удобного и надёжного их крепления к струнодержателю.

Но большинство производителей выпускают эти изделия в классическом виде, требующем привязки их особым узлом.


Стоит отметить, что на количество обертонов и тембр звучания гитары большое влияние оказывает толщина струн (калибр). Обычно струны реализуются комплектами, имеющими свой калибр. Такие комплекты обозначаются цифрами, например, «10–46», что означает размеры (калибры) двух крайних по толщине струн: первой и последней соответственно. Цифра является размерным показателем среднего диаметра (толщины) струны, выраженным в тысячных долях от дюйма. Калибр «10» – это диаметр струны, равный 0.010 дюйма (0,254 мм). Среди гитаристов тот или иной комплект упрощённо называют по калибру первой струны («десятка» в нашем примере).



Если музыканту нравится глубокое и плотные звучание инструмента, он выберет комплект с толстыми струнами, а новичку оптимальным вариантом будут более тонкие нейлоновые струны. Струны для классической гитары могут быть мягкими, средними по жёсткости и жесткими. В продаже можно найти любой предпочитаемый по этому параметру комплект. Время от времени набор аксессуара необходимо менять – из-за интенсивной игры он быстро изнашивается. Устанавливать новый необходимо в случаях, когда звучание стало глухим, тембр изменился, появились дефекты обмотки.


Опытные музыканты знают, как важен хороший уход не только за инструментом и его механическими составляющими, но и за струнами. Необходимо иметь при себе мягкий материал без ворса, чтобы протирать корпус и нейлон от жировых и других загрязнений после каждого использования гитары.


Одной из важных характеристик струн является тип оплётки. Существует 2 типа оплётки: из круглой проволоки и плоской. На классическом инструменте используется 6 струн, из которых 3 тонкие не имеют оплётки, а 3 басовые – имеют. Оплётка насыщает звучание дополнительными красками за счёт образующихся в её витках обертонов. Некоторые комплекты состоят из четырех струн с проволочной обмоткой, но желающих отходить от сложившихся стандартов не так уж и много.


Круглая обмотка является стандартным типом, который можно встретить чаще всего. Нешлифованная проволока оборачивается вокруг синтетических нитей по типу плотной спирали. Звучание такой струны будет богатым и ярким, поэтому многие музыканты чаще всего выбирают именно комплекты с круглой оплёткой на басах.


Что касается плоской обмотки, то струны с ней имеют гладкую поверхность благодаря тщательной шлифовке материала. К основным достоинствам этого варианта можно отнести длительный срок службы, отсутствие немузыкальных призвуков при перемещении пальцев по грифу, красивый внешний вид. Что касается звучания струн с плоской оплёткой, то оно несколько глухое, что следует учитывать при покупке. Окрас струнного комплекта также может сказать многое о материале изготовления и обмотке. Бывают струны традиционного цвета, но несколько лет назад распространились разноцветные и черные синтетические струны.

Цветные нейлоновые изделия пользуются спросом в основном среди молодёжи.



У струн классической гитары свои особенности и преимущества, поэтому следует ознакомиться с основными характеристиками всех видов этого аксессуара.


Своеобразным видом являются кишечные изделия, которыми больше всего пользуются музыканты, исполняющими фолк. Главный их недостаток заключается в ломкости и хрупкости, но звук получается бархатным и теплым.


Нейлоновые струны появились в середине прошлого столетия, и стали очень популярными. Производитель использовал медицинскую нить, так как она была износостойкой и недорогой. У струн из нейлона мягкая структура. В наше время они представлены в комплектах разного калибра. Усиленными изделиями считаются карбоновые. Разрабатывалась такая продукция в Японии, она плотнее нейлоновых почти в полтора раза.

Звучание будет ярким и громким, срок службы продолжительный, но цена несколько выше нейлоновых.


Стальные струны на классические гитары ставят только те гитаристы-любители или начинающие музыканты, которые мало что знают о различиях в конструкции акустических и классических видов инструмента. У металла сильное натяжение, которое может нарушить целостность корпуса и грифа классической гитары, не рассчитанной на такие нагрузки. Стальные струнные комплектующие не допускается ставить на классику.


Как уже отмечалось, для изготовления оплётки используются различные материалы, каждый из которых имеет не только определенные отличия, свойства, но и по-особенному сказывается на звучании. Бронза пользуется большим спросом среди производителей, выпускающих комплектующие для акустических инструментов. Такая продукция относится к средней ценовой категории, но обладает хорошим качеством. Благодаря такому материалу звучание будет ярким, звонким. Однако есть один недостаток: металл быстро окисляется, поэтому бронзовые изделия необходимо постоянно чистить.


Фосфорная бронза – это другой сплав, который дарит теплый и мягкий звук. Благодаря дополнительному компоненту металл не так быстро окисляется, поэтому долговечность обеспечена. Нельзя не отметить медные обмотки на недорогих изделиях, необходимых для тех, кто часто меняет струнные комплекты.



Изделия с серебряным покрытием также привлекают многих музыкантов. Изначально считается, что посеребренная проволока является лучшим материалом для оплётки, но даже такая защита нуждается в регулярной чистке. А звучание ничем особенным, как оказалось, не отличается от медных либо бронзовых аналогов оплётки. Если игра должна быть звонкой, лучше подобрать для себя струны с латунной обмоткой, хотя латунь уступает другим металлам по прочности.


Лидером среди струнных изделий, которые подходят для классического инструмента, являются нейлоновые. Они отличаются мягкостью, не повреждают пальцы, имеют глухое звучание. Такие струны могут быть в разных расцветках. На рынке есть титановые изделия, которые отличаются прочностью и надежностью, однако их нельзя назвать универсальными, так как они подходят не для всех струнных инструментов. К необычным можно отнести неоновые струны, которые выглядят эффектно во время игры – их часто выбирают для публичных выступлений.


Обзор производителей

На рынке предлагается широкий выбор струн от разных производителей, поэтому перед покупкой следует ознакомиться с ведущими марками, которые пользуются спросом. Многое зависит от техники игры музыканта, но качество комплектующих играет не последнюю роль. При этом важно учитывать бюджет и стиль игры.


Одной из самых популярных и дорогих является компания Elixir, которая предлагает широкий спектр струн. Следует отметить, что ее продукцией пользуются культовые гитаристы, а это о многом говорит. Главной особенностью изделий является не просто хорошее качество и отличный звук, но и долговечность. Если есть желание вложиться в добротные комплектующие, которые прослужат долго, можно смело рассматривать позиции этого производителя.


Внимание привлекает компания Dunlop, которая не такая популярная, но все же предлагает хорошую продукцию для музыкантов. Струны этой торговой марки вполне доступные по цене, обеспечивают отличное звучание и прослужат долго благодаря прочности материала.


Искушенные гитаристы хорошо знакомы с нейлоновыми струнами D'Addario Classic Nylon Normal, которые отличаются громкостью звучания и прочностью. Они входят в топ лучших комплектующих.


В рейтинге лучших также оказалась компания Ernie Ball, которую рекомендуют новичкам. Оплетка струн сделана из меди и бронзы, поэтому звучание будет объемным, богатым и насыщенным. Но есть один недостаток – изделие быстро изнашивается.


Правила выбора

Чтобы осуществить правильный выбор, необходимо следовать нескольким рекомендациям.



Замена струн

При смене струн на классической шестиструнной гитаре необходимо следовать определенным правилам. Первым делом необходимо снять старые, а для этого можно разрезать их или ослабить с помощью колков, а потом вытянуть.

Устанавливать струны нужно по очереди через нижний порожек. На кончике нужно сформировать петлю, обмотав концом вокруг струны дважды. Петля с двух сторон затягивается. После этого необходимо потянуть струну к колкам и завязать там её второй конец. Остается только вращением колка настроить гитару, а потом наслаждаться игрой.

Читайте также: