Тульская сталь 19 век

Обновлено: 14.05.2024

С XVI века Тула была одним из центров железоделательного производства. К концу XVII столетия окончательно определился характер организации производства ремесленной корпорации тульских оружейников, объединявшей крупные и мелкие оружейные мастерские. Несмотря на многократные попытки централизации тульского производства, предпринимаемые с конца XVII века, а также основание в 1712 году по указу Петра I Императорского Оружейного завода, характер организации ремесла сохранялся без изменений до середины XIX века.

Тульская корпорация городских оружейников обязана была выполнять государственные заказы на оружие, одновременно она располагала рядом значительных льгот, среди которых – беспошлинная торговля любыми изделиями, в том числе и оружием. Это стимулировало развитие и совершенствование побочных промыслов оружейников. В свободное время на «вольную продажу» тульские мастера изготовляли разнообразные изделия из стали, представлявшие собой синтез высокого технического мастерства и изысканного художественного творчества. И в настоящее время эти, так называемые, «партикулярные» изделия тульских оружейников составляют гордость национальной русской культуры.

Во второй половине XVIII века сложился оригинальный стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разнообразных свойств стали. Именно в этот период художественное мастерство тульских оружейников достигло наивысшего расцвета. Свободное владение трудоемкими приемами отделки стальных изделий давало мастерам дополнительные возможности для создания подлинных шедевров.


Многие технологические приемы, которыми пользовались тульские мастера, были характерны и для известных крупных европейских металлообрабатывающих центров. Сравнительный анализ работ английских и тульских мастеров позволяет сделать вывод о конвергенции, т.е. возникновении сходных явлений в разных местах в одно и то же время при наличии необходимых сходных условий. Творческие поиски мастеров крупных металлообрабатывающих центров Англии и России, развиваясь в похожем направлении, были устремлены к выявлению многообразных декоративных свойств стали. Именно поэтому, художественное мастерство тульских оружейников, имевшее характерное национальное своеобразие, развивалось в общем русле европейского историко-культурного и художественного процессов.

Высокий уровень мастерства тульских оружейников способствовал формированию устойчивого отношения к их изделиям как к предметам национального престижа. С середины 1750-х гг. изделия тульской художественной стали нередко входили в число посольских даров.


Не будет большим преувеличением считать, что искусство тульской художественной стали этого времени развивалось во многом благодаря государственной, императорской поддержке. Востребованность художественных изделий - парадного и охотничьего оружия и партикулярных работ - как императорским двором, так и состоятельной российской аристократией, являлась весомым стимулом создания подлинных художественных шедевров.

Уже в последней четверти XVIII века изделия тульских оружейников стали предметом коллекционирования – их охотно приобретала Екатерина II. Хорошо известно увлечение российского императорского двора тульскими изделиями. Блестящая коллекция таких предметов находилась не только в Кабинете редких вещей, но и в коллекциях крупных вельмож екатерининского времени, в частности, у светлейшего князя Г.А. Потемкина, который не раз демонстрировал ее своим гостям. Лучшие образцы этой продукции регулярно экспонировались на российских и международных промышленных и мануфактурных выставках.

Краткий период существования искусства художественной стали и эксклюзивный характер мастерства предопределили то, что наследие художественного творчества тульских оружейников составляет не более 1 500 предметов.

Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение Из института сельскохозяйственной экологии в 1928.

Печатка Конец XVIII века Сталь, медь; полировка, воронение, золочение, резьба 7,5 х 5,5х Поступление: в 1928 году из центрального хранилища Государственного Музейного фонда

Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0 Поступление: в 1905 году из собрания П.И. Щукина

Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.

Подсвечник 1790-е гг. Сталь, бронза, серебро, медь; полировка, огранка, инкрустация, литье, золочение 31,0 х 12,0 х 12,0 Поступление: в 1959 году из Череповецкого краеведческого музея

Револьвер офицерский капсюльный системы Адамса. Россия. Тула. Мастер И.В. Фомин. 1864-1865 гг. Сталь, дерево, бархат; воронение, литье, штамповка, токарно-фрезеровочные работы Длина общая – 242 /313, длина стволов – 113 /149 калибр 7,5 / 9 Поступлени

Шпага придворная Последняя четверть XVIII века Сталь; ковка, литье, гравировка, позолота, воронение, огранка Поступление: в 1933 г. из Академии военной моторизации и механизации Размеры: длина общая клинка с рукоятью – 106,5 см., длина клинка – 87,2 см.,

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Во второй половине XVIII века сложился оригинальный стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разнообразных свойств стали.

Именно в этот период художественное мастерство тульских оружейников достигло наивысшего расцвета. Свободное владение трудоемкими приемами отделки стальных изделий давало мастерам дополнительные возможности для создания подлинных шедевров.
Многие технологические приемы, которыми пользовались тульские мастера, были характерны и для известных крупных европейских металлообрабатывающих центров. Сравнительный анализ работ английских и тульских мастеров позволяет сделать вывод о конвергенции, т.е. возникновении сходных явлений в разных местах в одно и то же время при наличии необходимых сходных условий. Творческие поиски мастеров крупных металлообрабатывающих центров Англии и России, развиваясь в похожем направлении, были устремлены к выявлению многообразных декоративных свойств стали. Именно поэтому, художественное мастерство тульских оружейников, имевшее характерное национальное своеобразие, развивалось в общем русле европейского историко-культурного и художественного процессов.

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Высокий уровень мастерства тульских оружейников способствовал формированию устойчивого отношения к их изделиям как к предметам национального престижа. С середины 1750-х гг. изделия тульской художественной стали нередко входили в число посольских даров.
Не будет большим преувеличением считать, что искусство тульской художественной стали этого времени развивалось во многом благодаря государственной, императорской поддержке. Востребованность художественных изделий - парадного и охотничьего оружия и партикулярных работ - как императорским двором, так и состоятельной российской аристократией, являлась весомым стимулом создания подлинных художественных шедевров.

Уже в последней четверти XVIII века изделия тульских оружейников стали предметом коллекционирования – их охотно приобретала Екатерина II. Хорошо известно увлечение российского императорского двора тульскими изделиями. Блестящая коллекция таких предметов находилась не только в Кабинете редких вещей, но и в коллекциях крупных вельмож екатерининского времени, в частности, у светлейшего князя Г.А. Потемкина, который не раз демонстрировал ее своим гостям. Лучшие образцы этой продукции регулярно экспонировались на российских и международных промышленных и мануфактурных выставках.

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение Из института сельскохозяйственной экологии в 1928.

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Печатка Конец XVIII века Сталь, медь; полировка, воронение, золочение, резьба 7,5 х 5,5х Поступление: в 1928 году из центрального хранилища Государственного Музейного фонда

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0 Поступление: в 1905 году из собрания П.И. Щукина

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Подсвечник 1790-е гг. Сталь, бронза, серебро, медь; полировка, огранка, инкрустация, литье, золочение 31,0 х 12,0 х 12,0 Поступление: в 1959 году из Череповецкого краеведческого музея

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Револьвер офицерский капсюльный системы Адамса. Россия. Тула. Мастер И.В. Фомин. 1864-1865 гг. Сталь, дерево, бархат; воронение, литье, штамповка, токарно-фрезеровочные работы Длина общая – 242 /313, длина стволов – 113 /149 калибр 7,5 / 9 Поступлени

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Шпага придворная Последняя четверть XVIII века Сталь; ковка, литье, гравировка, позолота, воронение, огранка Поступление: в 1933 г. из Академии военной моторизации и механизации Размеры: длина общая клинка с рукоятью – 106,5 см., длина клинка – 87,2 см.,

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вся тульская сталь до последней блохи

№40, февраль 2016

Художественные поделки из стали русских оружейников

Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение

Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.

Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0


Письменный прибор. Конец XVII в. Сталь, бронза, ковка, литье, огранка, золочение. Из коллекции Е.А.Малинко

Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение

Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0

Что вызывает в памяти словосочетание «тульская сталь»? Продукцию оружейных заводов — от пушек XVI века до современных автоматов и подарочных ружей, и еще подковавшего блоху Левшу из повести Николая Лескова. Государственный исторический музей подготовил выставку Тульская художественная сталь XVIII–XIX веков, где показывает менее известную часть ассортимента тульских оружейников. Массовой популярности произведения из тульской художественной стали получить не могли прежде всего потому, что в период расцвета промысла эти редкие по красоте и крайне дорогие предметы делались для членов императорской семьи и других состоятельных заказчиков.

Тульские оружейники, работавшие по госзаказу аж с XVI века, имели серьезные льготы, среди которых — беспошлинная торговля любыми изделями. В такой ситуации расцветали побочные — «партикулярные» — промыслы, и ко второй половине XVIII века сложился стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разных свойств стали. Как рассказала куратор выставки, заведующая отделом металла ГИМ Людмила Дементьева, работы тульских мастеров привлекали современников не только красотой. Сталь и изделия из нее в XVIII веке были олицетворением прогресса — своеобразным хай-теком эпохи, и в этой сфере шло заочное соревнование русских и английских мастеров.

Складная мебель императрицы Елизаветы Петровны, туалетный стол Екатерины II, украшенный «стальными бриллиантами» (изделия из стали с алмазной гранью уже тогда были предметом коллекционирования), парадное оружие великих князей Александра и Константина Павловичей, подарки тульских оружейников по случаю коронации Николая I, табакерки, подсвечники и даже камин (около 360 экспонатов), предоставленные Историческим музеем, Музеями Московского Кремля, Государственным Эрмитажем, музеями-заповедниками, окружающими Санкт-Петербург, и частными коллекционерами, охватывают период 1729–1882 годов.

Расцвет тульской художественной стали был недолгим. С первой четверти XIX века в связи с необходимостью увеличения выпуска оружия тульским оружейникам стали запрещать заниматься изготовлением партикулярных изделий. И хотя предметы из художественной стали выпускались до конца XIX века, это были уже тиражные работы. Сегодняшняя выставка в ГИМ — первая, представляющая произведения из тульской художественной стали, 200 лет назад считавшиеся предметами национального престижа, а теперь — одним из самых элитарных направлений в коллекционировании русского искусства.

Тульские оконные приборы XIX- начала XX века

В словаре Владимира Даля окно — это «проем в стене для свету. ». Замена в нем бычьего пузыря и слюды на стекло позволила сделать окно не только украшением здания, но и повысить его функциональность — его стали открывать для проветривания помещения.

Вот тут-то и понадобились оконные приборы: ручки шарнирные петли, задвижки для запирания — шпингалеты (от французского espagnolette), крючки для фиксации от крытых створок (в России окна открывались наружу), форточные завертки, уголки, фиксаторы вторых (зимних) рам.

Подавляющее большинство оконных приборов в до революционной России производилось в Туле. Нигде больше не было столько мастеров по металлу. Известно, что оружейное производство здесь стало развиваться с конца XVI века, а наряду с ним в городе существовал скобяной промысел, позже — самоварный и гармонный.

О скобяном производстве, истории его возникновения практически нет исследований. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России», описывая тульскую промышленность, отметил только самоварное и гармонное производства.

Принцип их организации был схож: во главе стояли крупные капиталисты, владевшие мастерскими с десятками и сотнями наемных рабочих, причем многие детальные операции выполняли рабочие на дому. Иногда у них самих были мастерские с наемными рабочими. На ряду с крупными предприятиями существовали и мелкие, а разделение труда составляло общее основание всего строя этого производства.

Скобяной промысел внимания классика марксизма не удостоился, упомянут был лишь в ссылке: «Скобяные «фабрики» Тульской губ. имеют тоже иногда рабочих на 5 стороне. ». Хотя слесарными промыслами в Туле и окрестностях в 1882 году было занято от 2 до 3 тыс. рабочих, производивших изделий на сумму около 2,5 млн. рублей.

Скобяное кустарное производство по своей организации было аналогично самоварному. Те же крупные и i мелкие мастерские, именуемые «фабриками», то же разделение труда по операциям.

Нередко мастера-оружейники в свободное от работы время изготавливали скобяной товар на дому. Зимой обучали ремеслу и привлекали к производству окрестных крестьян. Можно предположить, что тульский скобяной промысел насчитывает столько же лет, сколько и оружейный. Развитие и совершенствование оружейной промышленности, появление новых технологий неизменно отражалось на развитии самоварного и скобяного промыслов, так как зачастую одни и те же мастера занимались этими работами.

Скобяной товар включал в себя великое множество всевозможных изделий: замки (дверные, амбарные, сундучные, мебельные, ящичные, тумбочные, шкатулочные, фортепьянные, для сумок, портфелей и чемоданов, висячие, с секретом), различные задвижки и щеколды, половые решетки, завертки, накладки, дверные пружины и цепи, дверные звонки и колокольчики. Особое место в скобяном товаре занимали скобы (оконные и дверные) от которых собственно и пошло название всей этой большой группы товаров.

Тульские мастера производили громадное разнообразие скоб, задвижек и крючков. Кустарное производство тульской скобянки было таким массовым, что география ее продаж простиралась на всю огромную территорию Российской империи. На Нижегородскую ярмарку 1903 года, считавшуюся немного выше средней, было привезено тульского медного и скобяного товара на 750 000 рублей.

Вряд ли производство оконной фурнитуры было самостоятельным и обособленным промыслом. Мастера, производившие ее или отдельные детали к ней, с неменьшим успехом отливали, точили, вырубали, шлифовали и полировали схожие детали для дверных или других скобяных изделий.

В наши дни оконные приборы тульских мастеров можно встретить практически по всей России, и не только на окнах старинных домов. Кто хоть немного интересовался стариной, наверняка не раз видел оконные ручки, шпингалеты и крючки на блошиных рынках, развалах всякой мелочи. Однако при кажущейся доступности этого материала серьезных коллекций оконной фурнитуры видеть не приходилось.

Просмотр нескольких сотен оконных приборов, собранных в Москве, Туле, Екатеринбурге, Тюмени и Омске, позволил попытаться систематизировать клейма тульских мастеров.

На клеймах, присутствующих на оконных приборах, можно прочитать фамилии братьев Щербаковых и Воронцовых, братьев Бодровых и Разуваевых, братьев Лялиных и Щегловых, братьев Тепловых и Воробьевых, встречались и такие фамилии, как Феттер и Гинкель, Зафрен, Синопален и Зон.

Написание клейм не было строго регламентировано и носило произвольный характер. Основные типы написания клейм: «В Туле мает. М.А. Баташев», «В Туле А.А. Вешников», «В Туле Иван Щербаков», «Тула. Бр. Воронцовы», «Заведение И.П. Гаврилова в Туле», «Домарев. Тула», «Каменев в Туле», «ТМ Павел Бривин», «Т.Г.В. Щербаков», «М.В. Журавлева», «Позняков». Многие мастера, зашифровав свои имена в аббревиатурах, так и остались для нас неизвестными: «ТБЧ», «МАБ», «ТФБА», «ФИП», «МВС», «ТИБ», «МПБ», «ТФИБ», «ТМИЕ».

Сопоставление различных клейм, позволило сделать вывод, что первая буква «Т» расшифровывается как «Тула», сочетание «ТМ» — «Тула. Мастер» или «тульский мастер». Если клеймо начинается с буквы «М», то чаще всего это означает «мастер». «ТФ» — «тульская фабрика», просто «Ф» — фабрика.

По некоторым клеймам можно попытаться выстроить хронологию семейного кустарного производства. Например, тульские мастера Щербаковы. Первым в этом ряду стояло бы более раннее клеймо — «Т.Г.В. Щербаковъ». Затем мастерская перешла сыновьям, их клейма — «Бр. Щербаковы» и «Николай и Иван бр. Щербаковы». Можно предположить, что, окрепнув и сколотив капитал, братья разделили семейное дело и стали выпускать продукцию каждый под своей маркой: «Николай Щерба- ковъ» и «Иванъ Щербаковъ».

Самые умелые мастера за свои изделия получали на выставках медали: С.Н. Чирухин, братья Воронцовы, заведение И.П. Гаврилова, фабрики Каменева, И.С. Субботина и М.И. Зафрена. Изображение медалей можно увидеть на изделиях, изготовленных этими мастерами.

Не гнушались заниматься скобяным производством и тульские самоварные короли Баташевы, братья Воронцовы, братья Лялины. А может быть, начав с него, они и не прекращали скобяной промысел. Надо отдать им должное — оконные приборы их производства были сделаны на совесть, как правило, с массивными литыми бронзовыми планками.

В скобяном производстве существовала специализация. Были мастера, производившие только ручки или только крючки, или только шпингалеты. К примеру, из продукции заведения И.П. Гаврилова попадаются только крючки. Фабрика И.Е. Каменева, кроме большого ас сортимента оконных ручек, выпускала оконные гарнитуры — в одном стиле сделанные ручки с верхними и нижними шпингалетами. Тульские мастера Пошишолины специализировались на шпингалетах.

Кстати, о шпингалетах. Внешний вид и принцип работы некоторых видов шпингалетов очень уж напоминает оружейные затворы, что наводит на мысль о связи между оружейниками и мастерами скобяного дела.

Обычно все оконные приборы отливали как отдельные детали и затем собирали. Ручка состояла из таких деталей: планки, стойки, или опоры, тумбы и валика. Иногда стойки с тумбами делали как одну деталь. Стойки с валиком прикручивали к планке гайками. Исключение — ручки в стиле модерн, отлитые без планки и состоящие всего из одной детали — собственно скобы.

Планка обычно представляла собой металлическую пластину, обтянутую поверх тонкой листовой латунью. Для более дорогих ручек изготавливали цельнолитые бронзовые планки. Чаще всего клейма ставили на планке вверху, очень редко — в нижней части.

Случается, что на некоторых изделиях, в основном ручках и шпингалетах, отсутствует клеймо мастера. Объясняется это тем, что при массовом производстве иногда клеймили одно изделие из дюжины.

Большим разнообразием форм отличались стойки ручек и валики. Валики могли быть круглыми, гранеными, сложной формы (например, в форме лука). Они могли быть цельнолитыми или пустотелыми. Особенно эффектны ручки с хрустальными валиками: круглыми, гранеными, витыми. Встречаются круглые валики с цветными проволочными нитями в виде спирали внутри валика. Широка цветовая гамма хрустальных валиков: изумрудно-зеленые, синие, голубые, фиолетовые, прозрачные.

Оконные приборы делали на любой вкус: от самых простых — для мещанских домов до самых изысканных и стильных — для домов богатых. Каждая мастерская старалась, чтобы ее изделия отличались от других, и тут все зависело от фантазии и умения мастера.

Разнообразие форм оконных ручек породило такие их названия, как «ухо», «ухо на кнопках», «лошадь», «лук», «башмаки» и др. Довольно часто на окнах старых домов встречаются и так называемые «сквозные» ручки. В отличие от обычных их устанавливали в предварительно просверленное сквозное отверстие в оконной раме, а с уличной стороны фиксировали гайкой. К таким ручкам можно отнести: «якорек», «плечики», «костылек» и другие.

В зависимости от размера оконного прибора, будь то ручка, крючок или шпингалет, они делились по номерам: от 0 (самого крупного) до 5 (самого мелкого). Причем маркировали номер размера только на крючках. Чем больше размер ручки или другого оконного прибора, тем дороже он был. Продавались оконные приборы дюжинами и поштучно в магазинах или на ярмарках, можно было заказать их и по каталогу. В каталоге скобяных товаров Роберта Кенца, изданном в Москве в начале XX века, самая дорогая ручка, крытая медью с хрустальным валиком, при длине планки в 5 вершков, стоила 2 рубля за штуку или 17 рублей 20 копеек за дюжину. Самая простая медная оконная ручка в этом каталоге стоила 20 копеек.

Чаще всего встречаются оконные ручки простых форм — с круглым гладким валиком и прямоугольной планкой. И удивить на такой ручке может только редкое или необычное клеймо мастера. Гораздо реже встречаются ручки сложных форм («лошадь», «лук»), некоторые могут мелькнуть в единственном экземпляре и больше никогда не встретиться.

Для больших окон выпускали оконные приборы, объединившие в себе шпингалеты с ручками. Выполняя функции ручки, центральный поворотный механизм в середине окна позволял одним поворотом рукояти открывать или закрывать окно за счет перемещения длинных металлических ригелей. Особенно широкое распространение получили такие приборы в начале XX века.

Точно атрибутировать тульские оконные приборы по времени выпуска непросто, даже при наличии клейма мастера. По крайней мере, надо знать, когда работал этот мастер или фабрика. Такой способ не отличается точностью, а при условии долгой производственной деятельности мастера период может охватывать несколько десятков лет.

Более точно установить время выпуска оконного прибора можно, подойдя к решению этого вопроса с другой стороны. Надо определить время постройки здания или его последнего капитального ремонта, конечно, досоветского периода. Задача нелегкая, особенно если оконный прибор был приобретен со стороны (из другого города или у дилера). Однако более точного способа скорее всего не существует.

Так, например, удалось атрибутировать оконную ручку с клеймом тульского мастера Ивана Чижова. Ручка была установлена на окне здания, построенного в 1880 году. Позже выяснилось, что на одном здании были установлены оконные ручки мастера Ивана Чижова с двумя разными клеймами.

При строительстве этого здания было закуплено более 150 одинаковых ручек, и неудивительно, что в эту закупку попали ручки разного времени изготовления, то есть i с разными клеймами одного и того же мастера.

К концу 1880-х годов относится оконная ручка с клеймом «ФНИБ» и двуглавым орлом, сделанная на фабрике Николая Ивановича Баташева (ФНИБ), получившего в 1855 году звание «Фабрикант Двора Его Императорского Величества». Наличие двуглавого орла на клейме свидетельствовало о том, что изготовитель был поставщиком Императорского Двора. Редкой можно считать оконную ручку — свидетельницу событий июля 1918 года, снятую с подвального помещения известного дома Ипатьева в Екатеринбурге буквально накануне сноса здания.

К концу XIX — началу XX века можно отнести никелированные оконные приборы и приборы в стиле модерн. Подавляющее большинство оконных приборов, которые сегодня можно встретить на антикварном рынке или на окнах старинных домов, относится ко второй половине XIX— начала XX века. Очень редко встречаются изделия, которые с полной уверенностью можно датировать первой половиной XIX столетия, а тем более XVIII веком. Может быть, потому, что практически не осталось в России домов, построенных в XVIII— первой половине XIX века и сохранившихся в первозданном виде, без ремонтов и перестроек.

Тульский скобяной промысел до 1860-х годов не имел такого размаха ни по количеству мастеров, ни по объемам продаж. Только после реформ Александра II, подтолкнувших развитие капиталистического производства в России, с привлечением освобожденных крестьян в кустарное производство, промысел начал бурно развиваться.

В 1860-х годах в Туле было около четырех тысяч оружейных мастеров. Если предположить, что мастеров оконной скобянки работало в 10 раз меньше, чем оружейников, то их должно быть как минимум несколько сотен. И это только на тот момент. А ведь они работали и раньше, и позже.

Вот и получается, что приведенные фамилии мастеров — это только начало списка, а остальные еще ждут своих исследователей. Вообще история тульских оконных приборов пока не написана, а этой публикацией только обозначена.

Выставка "Тульская художественная сталь" в Историческом музее

Если предыдущая выставка, о которой я только что писала - "Уроки чтения" - очень милая и домашняя, то эта - роскошная! Невероятной красоты сабли, кинжалы, подсвечники, табакерки, стулья - столько всего, что трудно и перечислить!

Картинки я натащила из сети:

Вот эта странная штука, что стоит на кубе - это чернильница в форме пистолета!

А вот и стулья - скорее троны:

Шпаги с эфесами в бриллиантовой огранке:


А это коробка для шахмат и сами шахматы - жалко, очень мелко, но повертье на слово, что шахматные фигурки потрясающие, особенно кони с рыбьими хвостами!

Кроме общего восхищения мастерством тульских оружейников я испытывала еще чувство легкого сожаления - сколько разных интересных приспособлений навсегда ушло из нашей жизни!
Глядя на некоторые, даже трудно представить их предназначение - например, некоторых приспособлений для рукоделия.
На выставке есть дивной красоты шкатулка с разными дамскими штучками, часть выложена рядом: что они делали этими загадочными крючочками?! А шестиугольные звездочки зачем?!
Маленькие, с гравировкой - на каждой свой рисунок!
А это. основа для клубка! Только и всего! На звездочки наматывали нитки.

Или вот это - "съем для свечей", а попросту - щипцы для снятия нагара и гашения:

Эта картинка и ниже идущие уже не с нашей выставки, а просто из интернета.

Или, например, швейка!
Вы знаете, что это такое?
Это приспособление для шитья:

Почему-то любили их украшать именно птичками:

Выставка впервые представляет во всей полноте и разнообразии феномен тульской художественной стали как оригинальный стиль, имевший характерное национальное своеобразие и развивавшийся в русле европейского историко-культурного и художественного процессов. Достижения тульских оружейников в виртуозной обработке стали являлись воплощением промышленного прогресса XVIII века.

Многие технологические приемы, которыми пользовались тульские мастера, были характерны и для известных крупных европейских металлообрабатывающих центров. Сравнительный анализ работ английских и тульских мастеров позволяет сделать вывод о конвергенции, т.е. возникновении сходных явлений в разных местах в одно и то же время при наличии необходимых сходных условий. Творческие поиски мастеров крупных металлообрабатывающих центров Англии и России, развиваясь в похожем направлении, были устремлены к выявлению многообразных декоративных свойств стали. Именно поэтому, художественное мастерство тульских оружейников, имевшее характерное национальное своеобразие, развивалось в общем русле европейского историко-культурного и художественного процессов.

Не будет большим преувеличением считать, что искусство тульской художественной стали этого времени развивалось во многом благодаря государственной, императорской поддержке. Востребованность художественных изделий - парадного и охотничьего оружия и партикулярных работ - как императорским двором, так и состоятельной российской аристократией, являлась весомым стимулом создания подлинных художественных шедевров.

На выставке представлены редкие образцы парадной стальной мебели второй половины XVIII века, в том числе знаменитые складные курульные кресла, выполненные по дворцовым заказам 1740-х гг. для императрицы Елизаветы Петровны; полный ансамбль предметов, который был поднесен Екатерине II от имени Тульского общества оружейников 25 июня 1787 г. во время пребывания императрицы в Туле при возвращении из путешествия в Новороссию и Крым.

Особое место на выставке занимают предметы, выполненные в знаменитой технике «бриллиантовой огранки», в том числе мемориальные предметы, связанные с именами Екатерины II, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны.

В числе уникальных памятников - шкатулка для шахмат с изображением проекта Тульского оружейного завода 1782 года работы Андриана Суханова, комплект предметов, преподнесенных Александру I по случаю его коронации в 1801 году, сабля из числа даров императора Александра I императору Японии в 1803 году.

На выставке представлены предметы, выполненные знаменитыми тульскими оружейниками – Петром Гольтяковым, Николаем Захава, Алексеем Леонтьевым, Иваном Лялиным, Алексеем Боголеповым, Иваном Свешниковым и др. Исполненные ими оружие и предметы мебели, светильники и приборы для письменного стола, шкатулки и украшения поражают не только широтой и разнообразием ассортимента, но и размерами - от крупных предметов мебели, таких, как камин, высотой 1м.30 см., до миниатюрных, заставляющих вспомнить работы легендарного тульского Левши.

Каждый из экспонатов выставки по праву может считаться подлинным шедевром, гордостью русской национальной культуры.

В выставке принимают участие: Государственный Эрмитаж, Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль», Государственного историко-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Государственный историко-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Государственный историко-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Галерея "Турандот Антик", частные коллекции И.М. Вилькина и Е.А. Малинко. В выставочном проекте принимал участие Музей Виктории и Альберта (Лондон)

К выставке издан каталог, в который включено 219 предметов. Это государственные и партикулярные изделия тульских оружейников, дающие представление о разнообразии и неповторимости их мастерства. В числе образцов виртуозно украшенного оружия - охотничьи ружья и пистолеты. выполненные для Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, детские охотничьи комплекты великих князей Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его сыновей Александра Павловича (будущего императора Александра I) и Константина Павловича.

Обязательно посмотрите - Людмила Дементьева рассказывает ОЧЕНЬ интересно!
Узнаете все о "стальных бриллиантах" - о бриллиантовой огранке стали.

Читайте также: