У гусеничного трактора гусеницы стальные 3 класс

Обновлено: 11.05.2024

Ход ит по лес у хорёк —
Хищн ый маленьк ий зверёк.
Флот плыв ёт к родн ой земл е.
Флаг на кажд ом корабл е.

  • Какая часть слова пропущена в этих словах? Впишите её.

В словах пропущены окончания.

123

Прочитайте. Назовите сказку К. Чуковского.

А в Африке,
А в Африке,
На чёрной Лимпопо,
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.

Это сказка «Айболит»

  • Подчеркните слова, которые состоят из одной основы. Что они обозначают.

Лимпопо — река в Южной Африке. Гиппопо — бегемот.

  • В других словах выделите основу и другие значимые части слова.

Африке — корень африк-, окончание [е]. Чёрной — корень чёрн-, окончание [ой]. Сидит — корень сид-, окончание [ит]. Плачет — корень плач-, окончание [ет]. Печальный — корень печаль-, суффикс /н\, окончание [ый].

  • Напишите ответ на вопрос, кого ожидал Гиппопо?

Гиппопо ожидал Айболита.

124

  • Впишите в клеточки слова-названия четырёх значимых частей слова. На свободных строках запишите эти названия в порядке их расположения в слове.

125

  • Рассмотрите схемы. Подберите к ним слова с таким же составом. Запишите.

Корень и окончание. Голова, земля, книга, парта, мама, озеро, стена.

Корень, суффикс и окончание. Доченька, стрелочка, берёзка, рыбка, машинист.

Приставка, корень, суффикс и окончание. Перестройка, подружка, отвёртка, поплавок, перекличка.

126

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

У гусенич—ного трактора гусениц—ы стальные. Они составлены из многих частей. Каждая такая часть называется трак. Теперь понятно, почему трактору дали такое имя. Стальная гусеница — это как бы дорожка без начала и без конца. Трактор сам для себя её расстилает и едет по ней на своих колёсах.

  • В каком значении употреблено выделенное слово? Назовите омоним к этому слову и объясните его значение.

Гусеница — широкая цепь, надеваемая на колёса трактора.

Омоним: гусеница — личинка бабочки с несколькими парами ног.

  • Найдите в первом предложении однокоренные слова, выделите в них корень.

Гусеничного и гусеницы.

127

До чего славные имена у лесных жителей! Пухляк, например. Пуховый шарик, вроде клубочка ниток. Дрозд-белобровник с белой бровью, синичка-хохлатка — с хохлом, горихвост — с ярким, как огонёк, хвостом. А жуки! Все эти усачи, скрипачи, листовёрты. Скакуны, щелкуны, карапузики.

  • Назовите птиц и жуков. Почему их так назвали?

Пухляк — он похож на пуховый шарик, вроде клубочка ниток.
Дрозд-белобровник с белой бровью.
Синичка-хохлатка — с хохлом.
Горихвост — с ярким, как огонёк, хвостом.
Усачи — жуки с длинными усами.
Скрипачи — издают скрипучие звуки.
Листовёртки — сворачивают листья деревьев в виде своеобразных пакетиков или трубочек.
Скакуны — обладают способностью быстро бегать
Щелкуны — издают щёлкающие звуки.
Карапузики — имеет круглое тело.

  • Поработайте в парах: найдите однокоренные слова и определите в каждом из них корень.

128

  • Прочитайте. Разберите слова по составу.

Морковка — корень морков-, суффикс /к\, [а].

Мудрецы — корень мудр-, суффикс /ец\, окончание [ы].

Подоконник — корень окон-, приставка под|, суффикс /ник\, окончание [ ] .

Дождливый — корень дожд-, суффикс /лив\, окончание [ый].

Подводный — корень вод-, приставка под|, суффикс /н\, окончание [ый].

Серебряный — корень серебр-, суффикс /ян\, окончание [ый].

Подберёзовик — корень берёз-, приставка под|, суффикс /ов\ и /ик\, окончание [ ].

Настенный — корень стен-, приставка на|, суффикс /н\, окончание [ый].

Журналисты — корень журнал-, суффикс /ист\, окончание [ы].

Приморский — корень мор-, приставка при|, суффикс /ск\, окончание [ий].

Тропинка — корень троп-, суффикс /инк\, окончание [а].

Указка — корень каз-, приставка у|, суффикс /к\, окончание [а].

129

  • Поработайте в парах: обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором — корень, в третьем — суффикс, в четвёртом — окончание.

Пододеяльник, красота, школьник, весёлые.

Пододеяльник — корень одеяль-, приставка под|, суффикс /ник\, окончание [ ].

Красота — корень крас-, суффикс /от\, окончание [а].

Школьник — корень школь-, суффикс /ник\, окончание [ ].

Весёлые — корень весёл-, окончание [ые].

Основа слова (упр 121-129) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Гусеничный трактор: плюсы, минусы и правила выбора

Гусеничный трактор: плюсы, минусы и правила выбора

Использование в сельском хозяйстве колесной техники давно стало настолько привычным, что легко упустить из виду достоинства машин на гусеничном ходу. Вместе с менеджером по маркетингу тракторов компании John Deere Ангелиной Горшковой разбираемся в том, в каких случаях стоит обратить внимание на гусеничную технику и как правильно подобрать гусеничные ленты для оптимальной производительности.

🚜 Ключевые преимущества

На первый взгляд гусеничные тракторы уступают колесным. Машины на колесном ходу шире представлены на рынке, обходятся дешевле и подходят для решения большинства задач. Гусеничные модели используются более избирательно и при этом стоят дороже. Кажется, ответ на вопрос «Какую машину выбрать для работы в поле?» очевиден. Однако при более внимательном изучении становится понятно, что в некоторых ситуациях гусеничные тракторы не просто не уступают колесным машинам, но решительно выигрывают при сравнении.

Так, одно из важнейших достоинств гусеничных тракторов – способность обеспечивать лучшее пятно контакта. Таким образом на почву оказывается меньшее давление, что положительно влияет на урожайность. Согласно нашим исследованиям, использование четырехгусеничного трактора вместе с комбайном на гусеничном ходу помогает достичь прироста урожайности до 3%. Учитывая, что именно от количества и качества урожая зависит заработок фермеров, неудивительно, что в последние годы в сельском хозяйстве акцент делается на решения, обеспечивающие защиту почвы.

Среди других преимуществ гусеничных машин перед колесными – возможность начинать работу в поле ранней весной в условиях ограниченного времени из-за климатических особенностей региона. Кроме того, тракторы на гусеничном ходу требуют минимальных затрат времени на балластировку и настройку ходовой части, поскольку оператору нет необходимости контролировать давление воздуха в шинах.

🚜 Колеса или гусеницы?

Поскольку и колесные и гусеничные машины имеют свои преимущества, нельзя сказать, что один из вариантов однозначно «лучше» другого. При выборе трактора стоит учитывать множество факторов, в первую очередь – условия работы. Например, гусеничные тракторы лучше показывают себя на полях с более широкозахватным посевным или почвообрабатывающим орудием. Гусеничный ход скрадывает все неровности почвы, расход топлива снижается, а производительность заметно растет. В то же время колесные модели имеют преимущество в случаях, когда приходится работать с орудиями для междурядной обработки или использовать трактор на транспортных работах, на участках с большими перегонами между полями.

Можно выделить несколько основных правил, которые помогут понять, какую машину выбрать для хозяйства: гусеничную или колесную.

Стоит сделать выбор в пользу колесного трактора, если:

  • планируется использовать машину для перемещения по дорогам;
  • работы будут проходить на каменистой или вязкой почве с высоким содержанием глины;
  • требуется ли гибкость балластировки и определенное междурядье;
  • рассматривается универсальная машина.

Гусеничные модели больше подходят, когда:

  • нужна высокая эффективность со сниженной пробуксовкой;
  • есть готовность инвестировать в защиту почвы;
  • поставлена задача соблюдения текущих рабочих окон;
  • рассматривается специализированная машина.

🚜 Решающий выбор

Выбор между гусеничным и колесным ходом – не единственный, с которым сталкивается фермер. При использовании гусеничной машины отдельное внимание стоит уделить подбору гусеничных лент, ведь от них во многом зависит производительность и надежность трактора. Чем шире гусеница, тем больше пятно контакта, лучше тягово-сцепные свойства и ниже переуплотнение. Однако при этом с увеличением ширины гусеницы растут габариты и вес трактора, что влияет на маневренность машины и условия транспортировки.

Гусеничный трактор: плюсы, минусы и правила выбора

Важно помнить, что даже самые надежные, износостойкие гусеницы нуждаются в грамотной эксплуатации. В противном случае срок службы лент сокращается, а производительность машины в поле падает. Главный фактор, влияющий на состояние гусениц в ходе использования, – уровень подготовки оператора. Необходимо, чтобы специалист выполнял все рекомендации по настройке машины, включая регулировку натяжения гусеничных лент и следование инструкции по пробуксовке.

Кроме того, при использовании гусеничного трактора стоит избегать:

  • применения машины на транспортных работах по асфальту или перегон самоходом между полей на большие расстояния;
  • работы на высоких скоростях;
  • частого движения задним ходом;
  • работы на склонах.

Только следуя всем рекомендациям производителя и уделяя внимание грамотной эксплуатации машины, можно добиться максимальных результатов и в полной мере оценить преимущества работы гусеничных тракторов.

МТЗ-2103: технические характеристики

МТЗ-2103: технические характеристики

Беларус МТЗ-2103 – это мощный гусеничный трактор общего назначения, предназначенный для выполнения разнообразных сельскохозяйственных работ, с использованием широкого спектра навесных и прицепных машин и орудий. Трактор МТЗ-2103 принадлежит к четвёртому тяговому классу и имеет рамную конструкцию традиционной компоновки. На раме смонтирован силовой агрегат – единый блок, состоящий из мотора, корпуса сцепления, коробки переключения передач и механизма поворота, плюс задний ведущий мост.

Рама трактора МТЗ-2103 состоит из 2-х продольных швеллерных лонжеронов, которые соединены между собою поперечными брусьями. Каретки закрепляются болтами на фланцах брусьев, а поддерживающие катки – на кронштейнах.

Направляющие колёса смонтированы в кронштейнах; также для установки амортизирующего устройства на лонжеронах рамы предусмотрены кронштейны – упорные для шаровой опоры и для промежуточных звеньев.

Задний мост и конечная передача смонтированы на фланцах. В нижней части рамы обустроен поддон с люком, для обеспечения защиты двигателя. На брус могут монтироваться балластные грузы. Для обеспечения возможности буксировки трактора установлены специальные кронштейны.

Двигатель МТЗ-2103

На тракторах МТЗ-2103 используется дизельный двигатель Д-260 производства Минского моторного завода (ММЗ). Это шестицилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения, оснащённый турбированным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Рабочий объём данного двигателя составляет 7,12 литра, при этом диаметр каждого цилиндра Д-260 равен 110 мм, а ход поршня составляет 125 мм. Расположение цилиндров – рядное, вертикальное. Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.

Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 – правое, по часовой стрелке (со стороны вентилятора).

Способ смесеобразования: непосредственный впрыск. Степень сжатия (расчётная): 17. Номинальная частота вращения: 2100 об/мин.

Номинальная мощность двигателя трактора Беларус МТЗ-2103 составляет 156 кВт (212 л.с.) Наибольший крутящий момент этого мотора равен 92О Н.м, при 15ОО об/мин.

Использование турбонаддува и турбокомпрессора с регулируемым давлением наддува повышает приёмистость дизеля, обеспеченную повышенными значениями крутящего момента при низких значениях частоты вращения коленвала. Для гарантии уверенного запуска при низких температурах окружающей среды устанавливаются свечи накаливания, а также пусковые подогреватели.

Удельный расход двигателем дизтоплива, при его эксплуатационной мощности, составляет: 227 г/кВт·ч.

Сухой вес этого дизеля (не заправленного смазочными материалами и охлаждающей жидкостью) равна 688 кг.

Двигатель МТЗ-2103

Система охлаждения мотора – закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, от центробежного насоса. Водяной насос приводит во вращение клиновый ремень – от шкива коленвала двигателя. Для ускорения процессе прогрева двигателя после запуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служат 2 термостата. Они установлены на линии нагнетания.

Система смазки мотора – комбинированная (одна часть деталей смазывается под давлением, другая часть – разбрызгиванием). Она состоит из масляного картера, масляного насоса, жидкостно-масляного теплообменника, центробежного фильтра и масляного неразборного полнопоточного фильтра с бумажным фильтрующим элементом. Установленный жидкостно-масляный теплообменник обеспечивает скорейшее достижение оптимальной температуры масла в системе смазки двигателя и поддержание ее на необходимом уровне в процессе работы.

Система питания двигателя состоит из топливной системы, воздухоподводящего тракта, выпускного коллектора.

В составе топливной системы – 2 топливных бака, фильтров грубой и тонкой очистки дизтоплива, подкачивающего насоса, топливного насоса высокого давления, форсунок, топливопроводов низкого и высокого давления.

Воздухоподводящий тракт мотора состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, охладителя наддувочного воздуха, впускного коллектора и патрубков, соединяющих названные элементы.

Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха предусмотрен воздухоочиститель сухого типа, с применением в качестве фильтрующего элемента бумажных фильтр-патронов. У воздухоочистителя имеется З ступени очистки:

  • первая – инерционная очистка воздуха моноциклоном, за счёт энергии центробежных сил, которые возникают при спиралевидном вращении воздуха относительно оси корпуса;
  • вторая и третья – сухая очистка, основным и контрольным бумажными фильтрующими элементами.

Для сигнализации засоренности воздухоочистителя в зоне воздухоподводящего тракта имеется датчик, который срабатывает на разрежение воздуха.

Двигатель МТЗ-2103-02

В качестве основной базовой модификации, на тракторах Беларус МТЗ-2103 используется двигатель марки ММЗ Д-260.4S2. Его экологический стандарт – Tier II.

Суммарный запас дизтоплива в 2-х топливных баках трактора составляет пятьсот литров.

Необходимо также отметить, что на трактора Беларус МТЗ-2103 есть возможность устанавливать дизели двух вариантов модификаций – с топливной системой типа Коммон Рэйл (Д260.4 S3A), либо с рядным многоплунжерным топливным насосом высокого давления (Д260.4 S2).

Трансмиссия и тормоза

В конструкции трактора применяется сухая двухдисковая муфта сцепления, постоянно замкнутого типа, оборудованная гидравлическим приводом. Гидроусилитель запитывается от шестерёнчатого насоса гидросистемы КП. В корпусе сцепления размещены привод независимого ВОМа – вала отбора мощности, и насоса гидравлической системы, а на корпусе – привод насоса ГСП.

Переключение четырёх передач внутри каждого диапазона осуществляется при помощи фрикционных муфт без разрыва потока мощности микропроцессорным контроллером, встроенным в пульт, посредством электронно-гидравлической системы управления.

Трансмиссия и тормоза-01

Коробка передач оборудована устройством, которое может заблокировать пуск двигателя при любом включенном диапазоне – за счёт размыкания электрической цепи запуска мотора.

Пневмосистемой обеспечивается стабильная работа двух тормозных механизмов – в режимах рабочего или стояночного тормоза. Пневмосистема может также применяться механизатором и для других целей – везде, где потребуется энергия сжатого воздуха.

Дисковые тормозные механизмы трактора МТЗ-2103 – «мокрого» типа, с принудительным охлаждением. Они установлены на водилах с левой и правой стороны механизма поворота. Смазывание и охлаждение тормозных дисков производится гидравлической системой коробки передач.

Ходовая система, подвеска, механизм поворота трактора Беларус МТЗ-2103

Ходовая система этого гусеничного трактора состоит из торсионной балансирной подвески и гусеничного движителя. При этом ширина металлических гусениц с РМШ составляет 500 мм (+/- 4 мм).

В составе гусеничного движителя – 2 гусеницы, 2 ведущих колеса, 4 поддерживающих и 20 опорных катков, 2 механизма натяжения и 2 направляющих колеса.

Ходовой системой трактора МТЗ-2103 обеспечивается бо́льшая сила тяги и меньшее давление на грунт, по сравнению с обыкновенными колёсными движителями. Это позволяет применять гусеничный трактор Беларус МТЗ-2103 на слабонесущих почвах, а наличие резиноармированной гусеницы даёт возможность перегонять его по асфальтированным дорогам без опасности для их твёрдого покрытия.

Торсионной балансирной подвеской обеспечивается стабильно высокая плавность хода трактора. Привод механизма натяжения гусениц обеспечивается гидросистемой.

В составе подвески – по 2 двухбалансирные и по 1 однобалансирной каретке с торсионами на борт. Для гашения колебаний на 2-х балансирных каретках установлено по одному гидравлическому амортизатору.

Ходовая система, подвеска, механизм поворота трактора Беларус МТЗ-2103

Механизм поворота – дифференциального типа, с бесступенчатым изменением радиуса поворота, 1-поточный при движении прямо и 2-поточный при осуществлении поворотов. Он прифланцован к коробве переключения передач МТЗ-2103.

В механизме поворота смонтированы 2 суммирующих трёхзвенных планетарных дифференциала, которые состоят из водила, эпицикла и солнечной шестерёнки.

В целом, механизм поворота МТЗ-2103 представляет собой два трёхзвенных планетарных дифференциала. Задний мост оборудован двумя главными коническими передачами; редуктор и фрикцион вала отбора мощности. Механизм поворота даёт механизатору комфортно управлять трактором с помощью обычного руля, обеспечивает бесступенчатый плавный поворот на любой передаче КПП.

Управление поворотами производится гидромотором от ГСП. При прямолинейном движении трактора гидромотор заторможен; заторможены и солнечные шестерни суммирующего дифференциала. Эпициклы передают одинаковые по величине и направлению крутящие моменты, поступившие на шестерню от КП, через сателлиты на водила и далее через карданные валы – на главные передачи заднего моста.

При повороте трактора часть мощности дизеля через гидромотор идёт на солнечные шестерни суммирующего дифференциала, которые начинают вращаться с одинаковой скоростью, но в противоположные стороны.

Планетарные дифференциалы суммируют поступившие на их эпициклы и солнечные шестерни частоты вращений, поэтому образуется различная частота вращения, с которой вращаются водила. Конкретная величина радиуса поворота зависит от включенной передачи, производительности основного насоса ГСП (что регулируется поворотом рулевого колеса) и сопротивления движению трактора.

Гидравлическая система

Трактора Беларус МТЗ-2103 оснащаются раздельно-агрегатной гидравлической системой, с разомкнутой циркуляцией и полнопоточной фильтрацией рабочей жидкости; задним навесным устройством с номинальной грузоподъёмностью в 5,5 тонн и тягово-сцепным устройством.

Количество выводов гидравлической системы трактора МТЗ-2103 – четыре пары. Давление настройки предохранительного клапана гидравлической системы составляет 20,0 МПа. Ёмкость гидросистемы равна 70 литров. Производительность маслонасоса трактора МТЗ-2103 составляет 45 литров в минуту. Его модель – НШ 40Д-4. Модель распределителя – «Бош» Bosch ZMS-23-LS.

Гидравлическая система

Тип заднего вала отбора мощности: независимый двухскоростной. ВОМ на этом тракторе – четырёхскоростной (540…750…1000…1400 об/мин). Наличие ВОМ, ЗНУ, гидросистемы, тягово-сцепного устройства, пневмоголовки (с однопроводным пневматическим приводоом), стандартной семиштырьковой розетки позволяет использовать трактор МТЗ-2103 с любыми агрегатами и агромашинами, которые традиционно применяются с колёсными тракторами.

Заднее навесное устройство имеет электрогидравлическую систему управления. Оно автоматически регулирует глубину обработки почвы и снабжено удобным управлением.

Гидросистема имеет три свободные пары гидровыводов и одну пару гидровыводов, закольцованную на механизм натяжения, которая, при необходимости, может быть задействована для привода агрегируемого оборудования.

Тягово-сцепное устройство трактора

Тягово-сцепное устройство на данной модели установлено лифтового типа. Тяговый брус – с допустимой вертикальной нагрузкой 16 кН.

Расстояние от торца вала отбора мощности до оси присоединительного пальца составляет 500±10 мм. Расстояние от опорной поверхности до точки сцепки равно 380±10 мм.

Тягово-сцепное устройство трактора

Крюк с амортизатором имеет допустимую вертикальную нагрузку в 18 кН. Расстояние от опорной поверхности до горизонтальной оси зева крюка составляет от 455 до 950 мм. Расстояние от торца вала отбора мощности до оси крюка равняется 415±10 мм.

Тип заднего навесного устройства : трёхточечное, НУ-3 ГОСТ-10677-82, с грузоподъёмностью на оси шарниров нижних тяг до 8000 кг. Номинальная грузоподъемность, при расположении центра тяжести груза на расстоянии порядка 600 мм от оси подвеса, составляет 5500 кг.

Кабина трактора МТЗ-2103

На трактора Беларус-2103 устанавливают достаточно комфортабельную одноместную кабину, оборудованную простой и надёжной климатической установкой, отопителем. Кондиционер в базовой комплектации трактора МТЗ-2103 не предусмотрен, но его можно установить за дополнительную плату – в качестве опции. Управление поворотами этого гусеничного трактора осуществляется не двумя рычагами, а «настоящим полноценным» рулевым колесом, оснащённым гидравлическим усилителем.

Кабина трактора МТЗ-2103

Боковые и заднее стёкла кабины трактора можно открывать, кроме того – на её крыше установлен вентиляционный люк. Сиденье на рабочем месте – подрессоренное, регулируемое по высоте и по массе. Кабина этого трактора оборудована защитным жёстким каркасом. Она термо-, шумо- виброизолированная; оснащённая зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, электрическими стеклоочистителями с стеклоомывателями переднего и заднего стекол, плафоном освещения кабины и местам для установки магнитолы со звуковыми колонками.

Технические характеристики трактора Беларус МТЗ-2103

  • Габаритные размеры: длина – 6250 мм; ширина – 2100 мм; высота – 2950 мм.
  • База – 2300 мм.
  • Дорожный просвет – 350 мм.
  • Ширина колеи – 1600 мм (+/-20 мм).
  • Наименьший радиус поворота – 3100 мм.
  • Угол подъёма и спуска: 30 градусов – без технологического оборудования, или 20 градусов – с технологическим оборудованием.
  • Угол бокового крена – 12 градусов.
  • Глубина преодолеваемого брода – 800 мм.
  • Номинальное тяговое усилие – 40 кН.
  • Давление воздуха в пневмосистеме трактора – от 0,65 до 0,80 МПа.
  • Скорость передвижения трактора: от 3,08 км/час до 26,12 км/час – вперёд и от 4,21 км/час до 14,47 км/час – назад.
  • Масса конструкционная – 9640 кг
  • Полная ксплуатационная масса – 12995 кг.
  • Среднее давление гусеничных движителей на грунт – 46 кПа.

Электрооборудованием обеспечивается запуск двигателя, работа, защита и контроль за состоянием основных систем и механизмов трактора. Наличие рабочего освещения даёт возможность производить любые работы в тёмное время суток.

В качестве дополнительной комплектации, трактора МТЗ-2103 могут оснащаться металлическими гусеницами с резинометаллическими шарнирами (резино-армированными, вместо металлических с РМШ); пусковыми подогревателями; кондиционерами в кабине; рециркуляционными заслонками; винтами 2103-4605460 и двумя тягами 2103-4605035 и 2103-4605035 – 01 (для агрегатирования с машинами и орудиями от трактора Кировец К-700 и его модификаций); хвостовик типа 1с.

Отзывы крестьян о тракторах Беларус МТЗ-2103

Трактора данной модели не получили более или менее широкого распространения на селе в нашу эпоху колёсных тракторов. Реально работающих в хозяйствах, их чрезвычайно мало. Мнение о данной технике в деле сложилось неоднозначное – что-то нравится, а что-то нет.

Дизельный двигатель Д-260.4S2 – безусловно, надёжный, неприхотливый, доловечный. Никаких нареканий к нему ни у кого не возникает. Силовой агрегат работает так, как надо в самых разнообразных условиях работы. Сам трактор едет плавно и уверенно; он лёгкий и точный в управлении; по возможностям проходимости всех устраивает.

Отзывы крестьян о тракторах Беларус МТЗ-2103

Кабина нормальная. Не назовёшь её очень комфортабельной, но «могло бы быть и гораздо хуже». При работе можно достаточно долго не уставать и сохранять нормальное состояние организма.

С гидравликой трактора периодически проблемы, особенно если использовать МТЗ-2103 с бульдозерным отвалом. К тому же, поменять что-либо в гидросистеме довольно-таки проблематично – к агрегатам так просто не подлезешь. Гусеница тоже оставляют желать лучшего. Поначалу никаких проблем с ними не возникает, но со временем, в процессе каждодневной эксплуатации, начинают понемногу лопаться пальцы.

Конспект лекции ходовая часть гусеничного трактора


В ходовую часть гусеничного трактора входят остов, гусе­ничные движители и подвеска.Остов. Это сварная рама, предназначенная для крепления на ней всех частей трактора. Ее основные элементы - две продоль­ные балки 4 (рисунок 28), жестко соединенные снизу передним 7 и задним поперечными брусьями. К продольным балкам прива­рены накладки 6 для крепления задних опор двигателя. Перед­нюю опору двигателя закрепляют на кронштейнах 5, приварен­ных к передней оси рамы. В задней части и сверху к продольным балкам приварены кронштейны, к которым закрепляют механизм навески и оси поддерживающих роликов. К боковым стенкам продольных балок приварены опоры натяжных механизмов и осей направляющих колес

Рисунок 28 - Остов гусеничного трактора ДТ-75Д: 1 балансирный груз; 2 - передняя ось; 3 - кронштейн крепления радиатора; 4 – продольная балка; 5 — кронштейн передней опоры двигателя; 6 – накладка для крепления задней опоры двигателя; 7 - передний поперечный брус:8 - кронштейн крепления поддерживающего ролика и стойки навесногоустройства; 9 - задний кронштейн; 10 - кронштейн опоры натяжногоустройства; 11 - кронштейн; 12 - цапфа каретки; 13 - опора оси направляющего колеса

В пустотелых головках, находящихся на концах поперечных брусьев 7, имеются расточенные отверстия, в которые вставлены цапфы 12 кареток подвески. Цапфы зажаты в разрезных отвер­стиях брусьев болтами.


Движитель . Он включает в себя натяжной механизм 10 (ри­сунок 29), балансиры 4, поддерживающие ролики 3, ведущую звездочку 11 и гусеничную цепь 5.

Рисунок 29 – Гусеничный движитель: а - устройство; б - звенья гусеницы;В- схема; 1- регулировочная гайка натяжного механизма; 2 - рама;3- поддерживающий ролик; 4 - балансир; 5- гусеничная цепь; 6 - звено;

11-ведущаязвездочка; 12 - направляющее колесо; А- цевка

Гусеничная цепь состоит из отдельных шарнирно соединенных звеньев. Каждое звено представляет собой фасонную отливку из стали высокой твердости и прочности. С одной стороны звена имеется четыре проушины, с другой три.

На внутренней поверхности цепей звенья имеют беговые до­рожки, но которым перекатываются опорные катки кареток,а также направляющие реборды, проходящие между ободьями опорных катков поддерживающих роликов и с внешних сторон обода направляющего колеса.

Гусеничные цепи устанавливают на трактор так, чтобы зубья ведущих колес при переднем ходе трактора упирались в уплот­ненную цевку А с внешней стороны звена. С нижней стороны каждая проушина снабжена шпорой.

Звенья соединены через проушины стальными закаленными пальцами 7. С внешней стороны они имеют утолщенные головки, с внутренней - отверстия под шплинт.

Ведущая звездочка выполнена с 13 зубьями. Их шаг в два раза меньше шага гусеницы, поэтому при каждом обороте зубья рабо­тают попеременно, что уменьшает их износ.

Поддерживающие ролики предотвращают сильное провисание и боковое раскачивание гусеничных цепей. С каждой стороны ра­мы фактора устанавливают по два поддерживающих ролика (ри­сунок 30, а). Ступица 5 изготовлена в виде пустотелой чугунной отливки с двумя утолщенными ободами. На них надеты сменные резиновые бандажи 7. Ролик вращается на двух шариковых под­шипниках, посаженных на оси 6. запрессованной в кронштейн.

Для смазывания подшипников в отверстия крышки заливают масло. Это же отверстие служит для контроля его уровня.

Натяжной механизм служит для натяжения гусеничной це­пи. В него входят направляющее колесо 9 (рисунок 30, б), колен­чатая ось 11, амортизатор и стяжной винт 16..

Направляющее колесо изготовлено из стали. Благодаря окнам между спицами на него не налипает грязь.

Амортизационные пружины 12 служат для удержания на­правляющего колеса в переднем положении и защиты гусенич­ной цепи от перегрузок. Основные детали амортизатора пружи­ны 12, которые установлены между упорами в сжатом состоянии.


Натяжение гусеничной цепи регулирую! гайкой 14. При свер­тывании с натяжного болта она, упираясь через шаровую опору в кронштейн 15 рамы, перемещает винт 16 с пружинами и вместе с ними натяжное (направляющее) колесо вперед. После натяжения гусеницы регулировочную гайку зажимают контргайкой.

Рисунок 30 - Поддерживающий ролик (а), механический (б) и гидравлический (в) натяжные механизмы: 1 - резина подвижного кольца; 2, 3 - подвижное и неподвижное уплотнительные кольца; 4 - пружина; 5 - ступица; 6 ось; 7 резиновый бандаж; 8 - пробка залив­ного и контрольного отверстия; 9 направляющее колесо; 10 - роликовые конические подшипники; 11 - коленчатая ось; 12 – амортизационные пружины; 13 - гайка сжатия пружин; 14 - регулировочная гайка; 15 кронштейн рамы; 16, 20 - стяжной и запорный винты; 17 - уплотнительная манжета; 18 - шток; 19 - цилиндр натяжения гусеницы; 21 - пресс-масленка; 22 - головка цилиндра; 23 - предохранительный клапан; А - устройство гидравлического натяжения; Б - пружинный амортизатор

Гидравлический механизм натяжения применяют на некото­рых гусеничных тракторах. В него входит цилиндр 19 (рисунок 30, в), который находится между пружинами 12 и штоком 18. Для натяжения гусеничной цепи солидол нагнетают в полость цилин­дра через пресс-масленку 21.

Колесо 9 (см. рисунок 30, б) вращается на роликовых подшип­никах 10, наружные обоймы которых запрессованы в расточке его ступицы. Внутренние обоймы подшипников посажены на шейки нижнего колена оси 11 и удерживаются от бокового смещения

шайбы двумя гайками, навернутыми на резьбовой конец оси. Этими гайками регулируют зазор в конических подшипниках.

Подшипники смазывают маслом, заправляемым через отвер­стие в крышке направляющего колеса. Отверстие закрывают пробкой 8. Чтобы предотвратить утечку масла, под крышку под­кладывают картонную прокладку, а с обратной стороны колеса устанавливают уплотнительное устройство, состоящее из корпу­са, подвижного 2 и неподвижного 3 колец и помещенной в рези­новый чехол пружины 4.

Шейки верхнего колена оси 11 во время работы трактора и при натяжении гусениц могут свободно поворачиваться в чугун­ных втулках, которые запрессованы в опору, приваренную к про­дольным балкам рамы.

Подвеска соединяет гусеничный движитель с рамой и обес­печивает плавность хода. Эластичная подвеска трактора пред­ставляет собой четыре балансирных каретки. Они установлены на цапфах 6 (рисунок 31) поперечного бруса рамы по две с каждой стороны трактора и представляют собой тележку. Последняя со­стоит из внешнего 5 и внутреннего 1 балансиров, опирающихся на катки 10, и пружины 2, установленной между балансирами.

Балансиры каретки отлиты из стали и имеют сложную фор­му. Внутренний балансир с одной проушиной устанавливают при монтаже каретки ближе к середине трактора между двумя про­ушинами внешнего балансира. Балансиры шарнирно соединены пустотелой осью 3.

Во внешнем балансире в отличие от внутреннего находится центральное отверстие, в которое запрессованы с обеих сторон стальные закаленные втулки (опоры цапфы 6 поперечного бруса рамы). Внешний балансир, а вместе с ним и вся каретка удержи­ваются от смещения на цапфе рамы упорной шайбой, которая прижата к горцу цапфы сборной цанговой гайкой 7.

Трущиеся поверхности цапфы и втулок смазывают маслом, заливаемым в центральную полость внешнего балансира через отверстие, закрываемое пробкой 4. Уровень масла проверяют по контрольному отверстию, закрываемому пробкой 12.

В верхней части балансиров находится два литых чашеобраз­ных углубления, в которые входят концы спиральной пружины


рессоры. Она стремится развести верхние концы балансира во­круг оси качания и опустить опорные катки вниз, а масса тракто­ра опускает ось качания вниз и сжимает пружину. Таким обра­зом, масса трактора передается на катки и гусеницы через спи­ральную рессору, что обеспечивает эластичность подвески трак-гора.

маслозаливного и контрольного отверстий; 6 - цапфа; 7 - цанговая гайка;9 Регулировочные прокладки; 10 - каток; 11 – уплотнительное устройство; 13 - пробка

В нижней части балансиров расположены приливы с расто­ченными отверстиями, в которых на конических роликовых под­шипниках установлены оси опорных катков. На выступающие концы осей напрессованы опорные катки, отлитые из стали. Оси вращаются в конических подшипниках, зазор в которых регули­руют прокладками 9. Последние установлены под фланцами кор­пусов уплотнения. Подшипники смазывают маслом, нагнетаемым через просверленный в оси капал, выходное отверстие которого

закрыто пробкой 13. Во время заправки наконечник маслонагне­тателя вставляют до упора. Масло нагнетается до тех пор, пока вытекающее через зазор между наконечником и стенками масло не будет достаточно чистым.

Резиновые кольца, установленные под гайки осей катков, и уплотнительные устройства 11, аналогичные описанным ранее, предотвращают вытекание масла наружу и попадание в него пы­ли и грязи. Детали уплотнительного устройства подвески взаимо­заменяемы с деталями уплотнительного устройства поддержи­вающих роликов.

4.3. Техническое обслуживание.

Работоспособность ходовой части зависит от ряда факторов:

  • регулировки зазоров в подшипниках направляющих колес;
  • степени проскальзывания поддерживающих роликов, опор­ных катков и натяжные колес.

Техническое обслуживание ходовой части заключается в под­тягивании болтовых креплений, смазывании трущихся поверхно­стей деталей, проверке уровня масла и его своевременной замене..регулировании конических подшипников, натяжении гусеничной цепи.

При ТО-3 регулируют зазор в подшипниках передних колес следующим образом. У гусеничного трактора надо предварительно освободить гусеницу. Обнаружив повышенный зазор в подшипниках Н (см. рисунок 27), его регу­лируют. Для этого отвертывают болты и снимают крышку 12, предварительно очистив от грязи, расшплинтовывают гайку 13 оси цапфы и завертывают ее до появления повышенного сопро­тивления вращению колеса. Затем отвертывают гайку до совпа­дения ближайшей прорези в ней с отверстием под шплинт в оси и зашплинтовывают. Проверяют легкость вращения колеса. Запол­няют полость ступицы и крышку смазочным материалом. Закре­пляют крышку и опускают колесо, освободив домкрат.

При чрезмерном и недостаточном натяжении гусениц возмо­жен увеличенный износ, что приводит к потере мощности двига­теля при передвижении трактора. Кроме того, при износе звеньев гусеничная цепь может соскочить.

+Натяжение гусениц регулируют на ровной и твердой пло­щадке. Трактор устанавливают так, чтобы участок гусеницы ме­жду задним опорным катком и ведущей звездочкой был натянут. Измеряют расстояние от пальцев наиболее провисшего звена до ровной рейки, положенной на выступающие концы находящихся над поддерживающими роликами пальцев. Это расстояние долж­но составлять 30. 50 мм для обеих гусениц.

Если провисание гусениц более 50 мм, то их натяжение регу­лируют. Амортизационные пружины должны быть сжаты до раз­мера 640 мм. У механического механизма натяжения при регули­ровке очищают от грязи резьбу натяжного болта, смазывают ее солидолом, ослабляют контргайку и, поворачивая регулировоч­ную гайку 1 (см. рисунок 29), перемещают коленчатую ось с на­правляющим колесом вперед до нормального натяжения гусени­цы, после чего затягивают контргайку. Если для нормального на­тяжения гусениц недостаточно резьбы у натяжного болта, то с каждой гусеницы удаляют по звену.

1. Как называются составные части гусеничного движителя?


2. Какое провисание гусеничной цепи трактора ДТ-75М считается предельно допустимой? С помощью чего производится натяжение гусеничных цепей?

3. Что должен предпринять механизатор, если износ десяти звеньев гусеницы трактора ДТ-75М превышает 50% от предельного?

4. Укажите, какова предельно допустимая длина десяти звеньев гусеницы трактора ДТ-75М без замены пальцев?

5. Через сколько мото-часов работы трактора ДТ-75М производят замену пальцев гусениц, меняют местами гусеничные цепи и ведущие звёздочки, каретки? Объясните, с какой целью выполняются вышеперечисленные действия?

Читайте также: