У стальных тросов грузовых компенсаторов

Обновлено: 10.05.2024

2.5.1. Натяжение и стрелы провеса проводов и тросов контактной подвески, питающих, усиливающих, обратного тока, отсасывающих линий BJI продольного электроснабжения, волноводов и других должны соответствовать значениям, приведенным в монтажных таблицах и графиках

2.5.2. Стрелы провеса проводов и тросов в зависимости от длины пролета, а для некомпенсированных проводов также в зависимости от среднегодовой температуры и температуры воздуха при регулировке должны соответствовать значениям, приведенным в монтажных таблицах и Инструктивных указаниях по регулировке контактной сети.

Стрелы провеса контактных проводов в середине промежуточного и переходного пролетов, в зависимости от их длины для компенсированных подвесок и при среднегодовой температуре для полукомпенсированных подвесок, приведены в таблице 2.5.

Вертикальную регулировку полукомпенсированной подвески проводят с учетом температуры воздуха.

Отклонения от размеров стрел провеса должны быть для контактных проводов не более ± 10 мм, а для несущих тросов, проводов питающих усиливающих, обратного тока и отсасывающих - не более ± 50 мм.

Отклонение фактических натяжений проводов и тросов от установленного монтажными таблицами и графиками в каждом пролете и при любой температуре окружающей среды не должно превышать ± 10 %.

Тип контактной подвески

Стрела провеса контактного провода в середине пролета, мм, при его длине, м

В одном уровне без провеса контактных проводов в пролете

Примечания. 1. В числителе для одного контактного провода и в знаменателе - для двух.

2. Знак “-” означает отрицательную стрелу провеса контактного провода.

При регулировке проводов и тросов должны учитываться допустимые максимальные натяжения и максимальные стрелы их провеса при максимальной и минимальной температурах воздуха данного температурного района.

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт некомпенсированных проводов и тросов должны производиться с инструментальным измерением натяжения и проверкой соответствия стрел провеса монтажным таблицам.

2.5.3. Коэффициент запаса механической прочности (отношение разрывного усилия к максимальному рабочему) новых проводов должен быть не менее:

o для стальных тросов компенсаторов - 4;

    • для стальных продольных несущих, фиксирующих тросов и биметаллических поперечных несущих тросов - 3;
    • для контактных проводов, сталеалюминевых многопроволочных проводов и волноводов из биметаллической сталемедной и сталеалюминевой проволоки - 2,5;
    • для других многопроволочных проводов - 2.

    2.5.4. Значения натяжения нагруженного несущего троса в компенсированных подвесках и ненагруженного (до подвески контактных проводов) компенсированного несущего троса в зависимости от марки троса приведены в таблице 2.5.2.

    Максимальное натяжение некомпенсированного несущего троса в любой точке анкерного участка не должно превышать более чем на 10 % значений, указанных в таблице 2.5.2 для соответствующих подвесок и марки троса.

    Разновидности компенсированной подвески Натяжение нагруженного несущего троса, кН Марка троса Натяжение ненагруженного несущего троса, кН
    М-120 + МФ-100 16 М-120 13
    М-120 + 2МФ-100 18
    М-120 + 2МФ-120 18
    М-95 + МФ-100 14 М-95 10
    М-95 + 2МФ-100 15
    ПБСМ-95 + МФ-100 16 ПБСМ-95 13
    ПБСМ-95 + 2МФ-100 18
    ПБСМ-70 + МФ-100 14 ПБСМ-70 10
    ПБСМ-70 + 2МФ-100 15
    ПБСМ-70 + МФ-85 14
    ПБСА-50/70 + МФ-100 18 ПБСА-50/70 16

    Примечание. Указанные в таблице данные для медных контактных проводов применимы также для низколегированных и бронзовых проводов с той же площадью сечения.


    Рис. 2.5.1 а, б. Натяжение К у компенсаторов для контактных проводов в зависимости от максимального износа Smax, мм 2 , при коэффициенте передачи 4:1, массе одного груза 25 кг и количестве грузов N:

    а — медных и низколегированных, б — бронзовых


    Рис. 2.5.2 а, б. Натяжение К у компенсаторов для контактных проводов в зависимости от максимального износа Smax, мм 2 , при коэффициенте передачи 3:1, массе одного груза 25 кг и количестве грузов N:

    а - медных и низколегированных, б - бронзовых

    2.5.5. Натяжение контактного провода у компенсаторов в зависимости от его максимального местного износа в пределах анкерного участка должно соответствовать приведенному на рисунке 2.5.1 (а, б) при коэффициенте передачи 4:1 и на рисунке 2.5.2 (а, б) при коэффициенте передачи 3:1. Удельное натяжение для медных и низколегированных проводов должно быть 100 Н/мм 2 (10 кгс/мм 2 )* и для бронзовых — 120 Н/мм 2 (12 кгс/мм 2 ).

    Суммарное натяжение двойного контактного провода должно быть равно удвоенному натяжению, относящемуся к максимальному местному износу одного из двух проводов.

    * Здесь и далее перевод ньютона (Н) в килограмм-силу (кгс) принят с окружением в пределах допусков 10:1 вместо 9,8:1.

    2.5.6. На путях депо и путях отстоя электроподвижного состава допускается для повышения стойкости контактных проводов к пережогам (при обеспечении ветроустойчивости контактной подвески) снижать их натяжение так, чтобы в точке максимального износа на 1 мм 2 его оставшейся площади сечения приходилось натяжение не ниже 60 Н (6 кгс). При этом следует в контактном проводе прилегающих анкерных участков устанавливать промежуточное натяжение 80 Н (8 кгс) на 1 мм 2 оставшейся площади сечения с проверкой и регулировкой контактных подвесок на воздушных стрелках и сопряжениях анкерных участков.

    Расположение проводов в плане и длина пролетов

    2.6.1. На прямых участках пути контактные провода располагают зигзагообразно относительно оси токоприемника с чередованием направления зигзага у смежных опор. Зигзаг контактного провода от оси токоприемника у опор на прямых участках пути должен быть ± 300 мм (знак “-” означает направление к опоре от оси пути, знак “+” - от опоры за ось пути). При необходимости допускаются другие зигзаги контактного провода с учетом ветрового района, условий трассы и длины пролета я пределах, приведенных в Инструктивных указаниях по регулировке контактной сети.

    2.6.2. На кривых участках пути зигзаг контактного провода от оси токоприемника у опор устанавливают в зависимости от радиуса кривой и длины пролета в соответствии с данными таблицы 2.6.1, но не более 400 мм, чтобы контактный провод в середине пролета располагался, как правило, по оси токоприемника.

    2.6.3. Двойные контактные провода в точках фиксации должны располагаться на расстоянии 40 - 60 мм друг от друга. Значения зигзагов для двойного контактного провода относятся к наружному от оси токоприемника проводу.

    Зигзаги при ромбовидном расположении двойного контактного провода должны быть у опор ± 300 мм, допускаются ± 400 мм.

    2.6.4. Отклонения от установленных значений зигзагов контактных проводов не должны превышать ± 30 мм, а для скоростных контактных подвесок (161 - 200 км/ч) — ± 20 мм.

    Радиус кривой, м

    Зигзаг контактного провода, мм, при длине пролета, м

    Примечания.

    1. В числителе зигзаг у одной опоры, в знаменателе - у смежной с ней.

    2. Выделенные жирным значения (400) только для сплошной застройки, лесных массивов и выемок глубиной более 7 м. В других местах такие длины пролетов не допускаются.

    3. Прочерки означают, что при этом радиусе кривой такие длины пролетов не допускаются.

    4. Знак “-” перед цифрами означает направление зигзага во внешнюю сторону кривой, знак “+” - во внутреннюю.

    2.6.5. Наибольший зигзаг контактного провода от оси токоприемника у опор с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений фиксатора не должен превышать 400 мм на прямых участках и 500 мм на кривых участках.

    Отклонение контактного провода от оси токоприемника в пролете при расчетной скорости ветра, наибольшей для данного ветрового района и участка по характеру поверхности и высоте насыпи, не должно превышать 500 мм на прямых участках и 450 мм на кривых участках.

    2.6.6. Наибольшие допустимые длины пролетов между опорами определяют с учетом типа подвески, марки, площади сечения и натяжения проводов, радиуса кривых, расчетных климатических и эксплуатационных условий для двух расчетных режимов — максимального ветра и ветра с гололедом. В проекте принимают меньшую из двух установленных величин. Значения наибольших допустимых длин пролета для различных контактных подвесок приведены в номограммах Норм проектирования контактной сети, при этом следует учитывать кратность 1 м, а для контактных подвесок с улучшенными параметрами (КС-200) — 5 м.

    Отклонение фактической длины пролета от проектной допускается в пределах от +1 м до - 2 м, а на участках со скоростью движения поездов 161 - 200 км/ч — не более ± 0,5 м.

    2.6.7. Для определения длины пролетов и отклонений проводов под действием ветра и при сочетании гололеда с ветром, скорость ветра и толщину стенки гололеда берут по данным многолетних наблюдений о максимальных скоростях ветра и толщине стенки гололеда повторяемостью один раз в 10 лет. При этом учитывают характер поверхности и высоту насыпи на отдельных участках в соответствии с требованиями Норм проектирования контактной сети.

    2.6.8. Максимальная длина пролетов контактной подвески между опорами приведена в таблице 2.6.2.

    2.6.9. В местах, подверженных автоколебаниям, на проводах контактной сети и ВЛ следует устанавливать гасители автоколебаний. В таких местах длины смежных пролетов должны бессистемно чередоваться с уменьшением от расчетных в пределах 10 - 20 %.

    2.6.10. Смежные пролеты полукомпенсированной подвески не должны быть по длине менее 25 % длины большего пролета.

    Длину пролета со средней анкеровкой контактного провода сокращают на 10 % по сравнению с расчетной.

    2.6.11. Переходные пролеты изолирующих сопряжений по сравнению с промежуточными, рассчитанными для данного места, следует сокращать по длине в соответствии с таблицей 2.6.3.

    2.6.12. Опоры на двухпутных и многопутных участках, как правило, располагают в одном створе.

    При встречных обратных фиксаторах, в том числе при ромбовидной подвеске, опоры смещают так, чтобы расстояние между фиксаторами разных путей при любой температуре было не менее 0,8 м.

    2.6.13. При изменении направления контактных проводов на главных путях перегонов и железнодорожных станций угол отклонения с первоначальным его направлением не должен превышать 6° (отклонение провода не более 1 м на длине 10 м). На второстепенных путях железнодорожных станций, а также в следующих пролетах после первого, угол перелома может быть до 10° (отклонение не более 1 м на длине 6 м).

    Место расположения контактной подвески Максимальная длина пролета, м
    На прямых участках
    Места сплошной застройки, лесные массивы и выемки глубиной более 7 м при скорости движения поездов, км/ч: до 160 от 161 до 200 70 65
    Места, не защищенные от ветра:
    равнины, выемки глубиной до 7 м. насыпи высотой до 5 м в открытой местности и до 10 м в лесных массивах; 60
    насыпи высотой от 5 до 10 м в открытой местности и от 10 до 25 м в лесных массивах, поймы рек, овраги; 50
    насыпи, эстакады и мосты высотой более 10 м в открытой местности и более 25 м в лесных массивах 40
    На кривых участках
    Места, не защищенные от ветра, при радиусе кривой, м: более 1500 более 1200 до 1500 более 1000 до 1200 более 800 до 1000 более 500 до 800 от 300 до 500 менее 300 60 55 50 45 40 35 30

    Участок пути Сокращение длины переходного пролета изолирующего сопряжения на, %
    Прямая Кривая радиусам, м: более 1500 более 1000 до 1500 от 500 до 1000 менее 500 25 25 20 15 10

    2.6.14. Несущий трос контактной подвески следует располагать по оси токоприемника или с отклонением, соответствующим зигзагу контактного провода. Допускается несущий трос располагать у опор с отклонением, противоположным зигзагу контактного провода, но не более чем на 200 мм от оси токоприемника.

    На участках скоростного движения поездов (161 - 200 км/ч) несущий трос располагают с отклонением, соответствующим зигзагу контактного провода с допуском в меньшую сторону не более чем на 60 мм.

    2.6.15. На прямых наклонных неизолированных консолях участков переменного тока необходимо фиксировать несущий трос от поперечных отклонений в следующих случаях:

    o на переходных опорах изолирующих сопряжений;

    Реконструкция контактной сети 25 кВ железнодорожной станции Карамбай Горьковской железной дороги для повышения пропускной способности , страница 13

    В устройстве грузовых компенсаторов применяются блоки компенсаторы на нагрузку 20-30 кН (2000-3000 ксг), стальные оцинкованные 19 проволочные канаты сечением 70 мм 2 и железобетонные или металлические грузы массой 25 кг. Грузы на штанге должны иметь замок. Обрыв одной проволки каната грузового компенсатора не допускается. Стальной канат должен быть покрыт антикоррозионным смазочным материалом, в гололедных районах, в зимнее время, дополнительно – противогололедным смазочным материалом. Анкеровка контактного провода на опоре должна быть на 500-750 мм, а при совмещенной анкеровке с несущим тросом на 1 м выше уровня рабочего контактного провода.

    Расстояние между низом грузов компенсатора и поверхностью земли или фундамента при максимальной температуре нагрева проводов и между верхом грузов и неподвижным роликом при минимально температуре воздуха должно быть не менее 200 мм.

    В блочно-полиспастном компенсаторе при анкеровке контактного провода, в том числе совмещенной, и при анкеровке несущего троса расстояние между вторым от опоры (малым) неподвижным роликом должно быть соответственно не менее 1,5 и 2 м при максимальной температуре нагрева проводов и не более 3 и 3,5 м при минимальной температуре.

    1. Коэффициент передачи 3:1.

    2. Допустимая нагрузка – 30 кН (3000 кгс).

    3. При изменении температуры сила сопротивления движению компенсатора, вызванная трением в подшипниках, не свыше 2% от силы натяжения компенсируемых проводов.

    4. Срок службы не менее 50 лет.

    5. Количество грузов в компенсаторе n=K, где К (кгс) – сила натяжения компенсируемых проводов.


    Рис. 3.1. Узел компенсатора блочно-полиспастного типа

    На рисунке 3.1 выполнен узел блочно-полиспастного типа


    Рис.3.2. Анкеровка полукомпенсированной подвески

    На рисунке 3.2 выполнена анкеровка полукомпенсированной подвески с блочно – полиспастным компенсатором,

    где: 1 – ограничитель грузов; 2 – замок; 3 – компенсатор; 4, 5, 6 – штанга; 7 – груз; 8 – оттяжка; 9 – опора контактной сети; 10 – зажим клиновой; 16 – коромысло для компенсированной анкеровки; 12 – скоба анкеровочная; 13 –трос диаметром 10 мм длина L=15,8 м; 14 – болт М 24Х85;

    Сопряжения анкерных участков контактной подвески

    Сопряжения анкерных участков контактной подвески должны обеспечивать продольное взаимное перемещение проводов при температурных изменениях, а также плавный переход полоза токоприемника с контактного провода одного анкерного участка на контактный провод другого по условиям контактного нажатия без ухудшения токосъема и снижения установленной скорости.

    Изолирующие сопряжения служат для продольного секционирования перегонов и станций.

    Длина переходных пролетов изолирующих сопряжений по сравнению с промежуточными пролетами, рассчитанными для данного места, сокращают в соответствии с требованиями [29]:

    – на 25% - на прямых и кривых радиусом более 1500 м;

    – на 20% - в кривых радиусом более 1000 м до 1500 м;

    – на 15% - в кривых радиусом от 500 м до 1000 м.

    Расположение сопряжений с секционированием на кривых радиусом менее 500м не допускается.

    Изолирующие трехпролетные и четырехпролетные сопряжения применяются на прямых и кривых участках пути радиусом более 2000 метров, на кривых участках пути радиусом 2000 метров и менее и в стесненных местах по их расположению – трехпролетные. Изолирующие сопряжения на двухпутных участках следует располагать таким образом, чтобы переходная опора без пересечения ветвей подвесок была первой по правильному направлению движения.

    ПУТЕКС. Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217

    2.15. Анкеровка проводов и компенсирующие устройства
    2.15.1. Несущие тросы полукомпенсированных подвесок, несущие тросы и контактные провода пространственно-ромбических подвесок, провода воздушных линий, питающие, отсасывающие, усиливающие, экрани­рующие, волноводов и другие анкеруют жестко.

    2.15.2. Контактные провода в контактных подвесках, кроме пространственно-ромбической, и несущие тросы в компенсированных подвесках анкеруют через грузовые компенсаторы, обеспечивающие постоянное натяжение в проводах при изменении температуры.

    2.15.3. В компенсированной подвеске анкеровку несущего троса и контактного провода осуществляют, как правило, на отдельные компенсаторы.

    При анкеровке на общий компенсатор должна быть раздельная изоляция несущего троса и контактного провода, а между несущим тросом и контактным проводом у изоляторов анкеровки должно быть установлено электрическое соединение.

    Двойные контактные провода крепят к компенсатору через коромысло. Допускается для этих целей применение ролика со страхующим стальным тросом.

    В двойной контактной подвеске вспомогательный трос анкеруют вместе с контактными проводами.

    2.15.4. Конструкция компенсаторов должна обеспечивать перемещение проводов и тросов при температурных изменениях воздуха, от на­грева их солнечным излучением и токами нагрузки.

    В устройстве грузовых компенсаторов должны применяться блоки ком­пенсаторов, рассчитанные на нагрузку 30 кН (3000 кгс). При анкеровке одного контактного провода мс меняться блоки компенсаторов, рассчитанные на нагрузку 20 кН

    Как правило, должны применяться блоки компенсаторов, конструк­ция которых предусматривает работу подшипника без смазки. При нали­чии масленки в блоках компенсаторов следует применять смазки марки ЖТКЗ-65, ЦИАТИМ-201 и другие равноценные.

    Соотношение диаметра троса компенсаторов и диаметра блока долж­но быть не менее 1:18. 8 качестве троса для компенсаторов должны ис­пользоваться многопроволочные коррозионностойкие стальные канаты диаметром 9.5 — 11.0 мм. Допускается оставлять в эксплуатации до капитального ремонта, обновления и реконструкции стальные оцинкованные девятнадцатипроволочные канаты марки С-70. которые должны быть покрыты антикоррозионной смазкой. При обрыве даже одной проволоки: грузового компенсатор он должен быть заменен.

    Грузы компенсаторов должны быть железобетонные или чугунные с антикоррозионным покрытием, массой 25 + 0,2 кг каждый.

    2.15.5. При размещении грузов компенсаторов вне опоры должны быть предусмотрены успокоители, препятствующие раскачиванию грузов. Ус­покоители не должны препятствовать вертикальному перемещению гру­зов компенсаторов при изменении температуры. Они должны быть вы­полнены из стальных оцинкованных тросов, а на скоростных участках из оцинкованных стальных труб.


    1. Анкеровка контактного провода на опоре должна быть на 0,5 — 0,75 м, а при совмещенной анкеровке с несущим тросом на 1 м выше уровня рабочего контактного провода.

    2. Для анкеровки одного или двух контактных проводов и несущего троса применяют трехблочные компенсаторы с коэффициентом пе­редачи 4:1. Схема трехблочного компенсатора приведена на рисунке 2.15.1.

    1. В скоростной контактной подвеске (КС-200) анкеровку несу­щего троса и контактных проводов осуществляют раздельно на блочно-полиспастных компенсаторах с коэффициентом передачи 3:1. Схема блочно-полиспастного компенсатора приведена на рисунке 2.15.2. Эти ком­пенсаторы следует также применять при капитальном ремонте, обновле­нии и реконструкции участков со скоростью движения до 160 км/ч.

    2. Положение грузов (расстояние от верха грузов до блока ком­пенсатора — а и от низа грузов до поверхности земли или фундамента — b) для различных проводов в зависимости от температуры нагрева про­вода и расстояния от компенсатора до средней анкеровки для трехблоч­ного компенсатора приведено на рисунке 2.15.3 (а, б) и для блочно-полиспастного компенсатора на рисунке 2.15.4 (а, б).



    1. При монтаже компенсатора для новых проводов к расстоянию h от низа грузов до поверхности земли или фундамента опоры должно быть добавлено расстояние, учитывающее вытяжку провода исходя из расчета 0,06 % длины провода от компенсатора до средней анкеровки. умноженное на коэффициент передачи (0,12 % при двухблочном ком­пенсаторе, 0,18 % — при блочно-полиспастном компенсаторе и 0,24 % — при трехблочном компенсаторе).

    2. В трехблочном и двухблочном компенсаторах расстояние меж­ду неподвижным роликом и первым от опоры подвижным роликом дол­жно быть не менее 3 м при максимальной температуре нагрева проводов и не более 6.5 м при минимальной температуре воздуха.

    2.15.13. В блочно-полиспастном компенсаторе при анкеровке контакт­ною провода, в том числе совмещенной, и при анкеровке несущего троса расстояние между вторым от опоры (малым) неподвижным роликом и подвижным роликом должно быть соответственно не менее 1,5 и 2 м при максимальной температуре нагрева проводов и не более 3,0 и 3,5 м при минимальной температуре

    2.15.14. Два и более усиливающих, питающих, отсасывающих и другие проводов жесткой анкеровки крепят через коромысло.



    Рис. 2.15.3 а, б. Диаграмма положения грузов трехблочного компенсатора (рассто­яния а и b) в зависимости от температуры t и расстояния L от компенсатора до средней анкеровки для проводов:

    а — медных, низколегированных и бронзовых; б — сталемедных и сталеалюминиевых



    Рис. 2.15.4 а, б. Диаграмма положения грузов блочно-полиспастного компенсатора (расстояния а и b) в зависимости от температуры t и расстояния L от компенсатора до средней анкеровки для проводов:

    а — медных, низколегированных и бронзовых; б — сталемедных и сталеалюминиевых
    2.15.15. В полукомпенсированной подвеске применяют средние анкеровки контактных проводов, в компенсированных подвесках, кроме этого, средние анкеровки несущих тросов.

    При длине анкерного участка, не превышающей половины допустимой длины, может быть применена односторонняя компенсированная анкеровка контактных проводов, при этом среднюю анкеровку не устанавливают.

    2.15.16. Средние анкеровки контактного провода и несущего троса рас­полагают в середине анкерного участка.

    Если анкерный участок частично расположен в кривых участках пути, то среднюю анкеровку смещают от середины анкерного участка в сторо­ну кривой с таким расчетом, чтобы при температуры натяжения в проводах обеих частей анкерного участка были примерно оди­наковыми.

    2.15.17. Длина каждой ветви троса средней анкеровки контактного про­вода компенсированной и полукомпенсированной подвесок должна быть не менее десятикратного расстояния между контактным проводом и не­сущим тросом в середине пролета, где установлена средняя анкеровка

    Трос средней анкеровки полукомпенсированном подвески крепят к контактному проводу в середине пролета, а компенсирован ной подвес­ки — на расстоянии не менее 16 м от места крепления на несущем тросе. При двух контактных проводах полукомпенсированной подвески сред­нюю анкеровку контактного провода монтируют из одного троса и уста­навливают зажимы на каждый контактный провод с расстоянием между ними 450 — 500 мм

    Трос средней анкеровки контактного провода крепят к несущему тро­су тремя болтовыми соединительными зажимами в каждом месте при двух контактных проводах и двумя зажимами — при одном контактном проводе. Конструкция и прочность закрепления зажимов средней анке­ровки контактного провода должны быть рассчитаны на величину натя­жения при обрыве контактных проводов.

    Тросы средней анкеровки несущего троса компенсированной подвески крепят с каждой стороны двойного седла двумя зажимами и анкеруют жестко на смежных опорах.


    1. Для средней анкеровки контактного провод,, и несущего троса применяют биметаллический сталемедный трос площадью сечения не менее 70 мм 2 . При обрыве даже одной проволоки трос заменяется. Мак­симально допустимое натяжение троса средней анкеровки несущего троса составляет 10 кН (1000 кгс). Провисание троса средней анкеровки контактного провода ниже уровня контактного провода не допускается.

    2. Многопроволочные провода и тросы анкеруют с применением вилочного коуша и закреплением медных, алюминиевых, сталеалюминиевых и сталемедных проводов овальными соединителями, а стальных тросов — треххомутовыми зажимами. Допускается закрепление медных, алюминиевых и сталеалюминиевых проводов тремя соединительными зажимами на соответствующую площадь сечения проводов или одним стыковым плашечным зажимом. В вилочном коуше для алюминиевых и сталеалюминиевых проводов должен быть алюминиевый вкладыш, а для медных и сталемедных проводов — медный вкладыш.

    Медные многопроволочные провода площадью сечения 95 и 120 мм 2 анкеруют с применением клиноболтовых или концевых цанговых зажимов. Сталемедные, сталеалюминевые и алюминиевые провода площадью сечения 50 и 70 мм2 и контактные провода анкеруют с применением клиновых зажимов, сталеалюминиевые провода с применением натяж­ных болтовых зажимов типа НБН и провода марки ПБСА-50/70 с при­менением клиноболтовых зажимов.

    Выходящие из болтовых и клиновых зажимов концы проводов и тро­сов должны быть укреплены бандажами и привязаны проволокой к ос­новному проводу.

    2.15.20. Контактные подвески, отходящие на анкеровку, фиксирую­щие оттяжки и другие пересекающие ветви, расположенные над пасса­жирскими платформами, навесами, крышами зданий и неэлектрифицированными путями, должны быть изолированы и заземлены.

    2.16. Арматура

    2.16.1. Применяемая в контактной сети арматура для подвешивания, фиксации, стыковки, анкеровки, механического и электрического со­ единения проводов контактной сети и линий электроснабжения должна проверяться на соответствие требованиям стандартов и нормативно-тех­нической документации. Использование нетиповой арматуры не допус­кается. Арматура должна обеспечивать заданные механические и элект­рические требования на протяжении установленного срока службы, воз­можность повторного применения после переборки и ремонта.

    На каждом изделии арматуры должна быть следующая маркировка: порядковый номер по каталогу, товарный знак предприятия- изготови­теля и год изготовления. а также на плашках, соединяющих многожиль­ные провода — площадь сечения проводов.

    2.16.2. Стальная арматура, имеющая резьбу, а также воспринимающая повышенные нагрузки (натяжные штанги, пестики, серьги, соедини­тельные планки) должна быть изготовлена только из углеродистой спо­койной стати, а остальная арматура — из полуспокойной.

    Арматура стальная и чугунная должна иметь защитное цинковое по­крытие толщиной 70 — 150 мкм.

    Арматура контактной сети из цветных металлов должна изготавливаться литьем или штамповкой и иметь болтовое соединение или о прессовку. Арматура на контактном проводе должна иметь минимальную массу.

    2.16.3. Штифты фиксирующих зажимов, а на участках скоростного дви­жения поездов (161 — 200 км/ч) также крепежные изделия диаметром

    до 12 мм (болты, гайки, шайбы), должны быть изготовлены из коррозионностойкой стали, допускается применение крепежных изделий из уг­леродистой спокойной стали с защитным электролитическим антикор­розионным покрытием.


    1. До монтажа необходимо проводить выборочный контроль по­ ступающей от изготовителя арматуры, в первую очередь основных раз­меров, прочности, качества обработки контактных поверхностей токоведущих зажимов, отсутствия раковин в литье, качества резьбы и нали­чия на ней антикоррозионной смазки.

    2. Натяжная арматура для стыкования и анкеровки проводов дол­жна обеспечивать прочность заделки не менее трехкратной допускаемой или не менее 90 % минимальной разрушающей нагрузки соединяемых проводов. Проскальзывание проводов в арматуре при наибольших рабо­чих нагрузках не допускается.

    3. Номинальные моменты затяжки болтов, соединяющих детали арматуры, следующие: №8 — 15 Н-м (1,5 кгс-м), VI10 — 2С Н-м (2 кгс-м), М12 — 40 Н-м (4 кгс-м), М16 — 60 Н-м (6 кгс-м). Затяжка болтов осуще­ствляется, как правило, тарировочными ключами.

    2.16.7. Нагрев токоведущего зажима не должен быть более нагрева про­вода вне зажима, определяемого при диагностировании в летний период при возможно высокой температуре воздуха и возможно максимальной электрической нагрузке.

    2.17. Контактная сеть в искусственных сооружениях

    2.17.1. В искусственных сооружениях должны быть выдержаны уста­новленные расстояния подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса и частей контактной сети, находящихся под напряжени­ем, до заземленных частей сооружения, приведенные в подпунктах 2.2.1, 2.2.5 и 2.2.6 настоящих Правил.

    Уклон контактного провода (снижение высоты его подвески) на под­ходах к искусственному сооружению должен соответствовать положени­ям подпункта 2.2.2 настоящих Правил.

    2.17.2. Изоляторы, поддерживающие контактную подвеску в преде­лах искусственного сооружения и находящиеся в анкеровках на эти сооружения, следует устанавливать в таких местах, где исключается возможность протечек и попадания на изоляторы загрязненных сте­ков при дожде и таянии снега. В тоннелях, имеющих течь воды, для
    предотвращения перекрытия изоляторов устанавливают защитные эк­раны (зонтики) из полимерных материалов или по местным условиям другие устройства, согласованные со службой электроснабжения железной дороги.

    2.17.3. Площадь сечения контактной подвески в пределах искусственного сооружения должна быть равна площади сечения на прилегающих участках, для чего в необходимых случаях монтируют обводы несущего троса или усиливающих проводов. Обводы подвешивают на искусствен­ном сооружении вне зоны прохода токоприемника. В сооружениях со стесненными габаритами следует применять контактную подвеску про­странственно-ромбическую или без несущего троса с двумя контакт­ными проводами.

    2.17.4. Для предупреждения недопустимого приближения контактного провода при его отжатии токоприемником к заземленным элементам искусственного сооружения следует применять изолированные отбойни­ки или ограничители подъема контактных проводов.

    Расстояния от контактного провода до изолированного отбойника дол­жны соответствовать расстояниям, приведенным в подпункте 2.2.6 на­стоящих Правил.

    2.17.5. Конструкция крепления поддерживающих и фиксирующих уст­ройств контактной сети на железнодорожных мостах и путепроводах дол­жна противостоять воздействию вибрации, возникающей при проходе подвижного состава.

    В пределах искусственных сооружений, подверженных вибрации, не допускается применение стержневых фарфоровых изоляторов. В этих искусственных сооружениях следует применять полимерные изоляторы, а крепление контактной подвески выполнять безболтовой арматурой.

    2.17.6. Узлы крепления контактной подвески в искусственных сооружениях должны обеспечивать свободное перемещение компенсированных проводов при изменении температуры. Поддерживающие струны при подходе к искусственным сооружениям и в его пределах при стесненных габаритах должны быть скользящие. Расстояние между находящимися под напряжением несущим тросом и контактным проводом в середине про­лета должно быть не менее 150 мм.

    2.17.7. Заземленные вставки несущих тросов под искусственными сооружениями должны быть выполнены из стального проката с креплени­ем безболтовой арматурой и проложены открыто.

    2.17.8. На подходах к искусственному сооружению и в его пределах, при скорости движения поездов 161 — 200 км/ч выполнение требования к качеству токосъема (выравнивание эластичности контактной подвески вдоль пролета) осуществляют:

    установкой у опорного узла простых струн при длине пролета до 18 м;

    установкой укороченных рессорных струн длиной 12 м при длине про­лета от 25 до 40 м;

    переходом от простых струн к укороченной рессорной струне на смежных опорах в пролете длиной от 18 до 25 м;

    переходом от опорного узла с укороченной рессорной струной к ти­повому опорному узлу в ближайшем к искусственному сооружению пролете длиной более 40 м.

    2.17.9. Контактную сеть в искусственных сооружениях, где не обес­печиваются требования подпункта 2.17.1 настоящих Правил, по согласо­ванию с руководством железной дороги до переустройства сооружения заземляют, с обеих сторон монтируют нейтральные вставки с примене­нием секционных изоляторов, а пропуск поездов осуществляют с опу­щенными токоприемниками.

    Натяжение и стрелы провеса проводов и тросов контактной сети. Натяжение и стрелы провеса проводов и тросов контактной сети

    Натяжение и стрелы провеса проводов и тросов контактной подвески, питающих, усиливающих, обратного тока, отсасывающих линий BЛ продольного электроснабжения, волноводов и других должны соответствовать значениям, приведенным в монтажных таблицах и графиках.

    Стрелы провеса проводов и тросов в зависимости от длины пролета, а для некомпенсированных проводов также в зависимости от среднегодовой температуры и температуры воздуха при регулировке должны соответствовать значениям, приведенным в монтажных таблицах и Инструктивных указаниях по регулировке контактной сети.

    1. В числителе для одного контактного провода и в знаменателе - для двух.

    2. Знак “-” означает отрицательную стрелу провеса контактного провода.
    Вертикальную регулировку полукомпенсированной подвески проводят с учетом температуры воздуха.


    • для стальных тросов компенсаторов - 4;

    • для стальных продольных несущих, фиксирующих тросов и биметаллических поперечных несущих тросов - 3;

    • для контактных проводов, сталеалюминевых многопроволочных проводов и волноводов из биметаллической сталемедной и сталеалюминевой проволоки - 2,5;

    • для других многопроволочных проводов - 2.


    Рис. 1 а, б. Натяжение К у компенсаторов для контактных проводов в зависимости от максимального износа S max , мм 2 , при коэффициенте передачи 4:1, массе одного груза 25 кг и количестве грузов N: а — медных и низколегированных, б — бронзовых


    Рис. 2 а, б. Натяжение К у компенсаторов для контактных проводов в зависимости от максимального износа S max , мм 2 , при коэффициенте передачи 3:1, массе одного груза 25 кг и количестве грузов N: а - медных и низколегированных, б – бронзовых

    Натяжение контактного провода у компенсаторов в зависимости от его максимального местного износа в пределах анкерного участка должно соответствовать приведенному на рисунке 1 (а, б) при коэффициенте передачи 4:1 и на рисунке 2 (а, б) при коэффициенте передачи 3:1. Удельное натяжение для медных и низколегированных проводов должно быть 100 Н/мм 2 (10 кгс/мм 2 ) и для бронзовых — 120 Н/мм 2 (12 кгс/мм 2 ).

    Читайте также: