Зажимы для стальных канатов технические условия

Обновлено: 27.04.2024

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 января 2008 г.
Опубликован:

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Зажимы для стальных канатов

Срок действия с 01.01.08
по 01.01.13

Технический директор ОАО НПО "ВНИИПТМАШ" Д.И.Дувидович 2008 г.

Настоящие технические условия распространяются на зажимы, предназначенные для закрепления конца стального каната, применяемого в качестве грузового, стрелового, вантового, несущего, тягового и стропа в климатическом исполнении У и ХЛ категории размещения 1, 2, 3 и 4 по ГОСТ 15150.

Технические условия не распространяются на зажимы, применяемые для работы в химически активной среде и тропическом климате.

1 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1 Конструкция и размеры зажимов должны соответствовать указанным на черт.1 и 2 и в табл.1.

Черт.1. Зажим исполнение I

Черт.2. Зажим исполнение II

Диа-
метр кана-
та, Диа-
метр ско-
бы,

Масса зажима, не более, кг

7 9 11 14 17 20 23 26 29 33 37 41 46 51 57

1.2 Конструкция и размеры колодок должны соответствовать указанным на черт.3 и 4 и в табл.2.

Черт.3. Колодка исполнение I

Черт.4. Колодка исполнение II

Масса, не более, кг

1.3 Конструкция и размеры скобы должны соответствовать указанным на черт.5 и в табл.3.

Черт.5. Скоба исполнение II

Обоз-
наче-
ние скобы

1.4 Зажимы могут изготавливаться двух исполнений:

исполнение I - зажимы со скосом боковых поверхностей;

исполнение II - зажимы плоские.

1.5. Коды ОКП приведены в приложении 2.

1.6. Для промежуточных значений номинальных диаметров каната применять ближайший большой зажим.

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1 Зажимы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящих технических условий и по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2 Колодка может изготовляться методом штамповки, свободной ковки или механической обработкой из сталей марок ВСтЗпс5 и ВСтЗсп5 по ГОСТ 380, марок 20 и 35 по ГОСТ 1050 и марки 09Г2 по ГОСТ 19281.

Припуски, допуски и штамповочные уклоны должны соответствовать классу Т2

Допускается изготовление колодок из отливок 25Л-П по ГОСТ 977.

Предельные отклонения размеров отливок должны соответствовать 3 классу по ГОСТ 26645*.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 53464-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2.3 Скоба должна изготавливаться из круглой горячекатаной стали по ГОСТ 2590 или калиброванной стали по ГОСТ 7417.

Материал - сталь марок 20, 25, 30 и 35 по ГОСТ 1050 и сталь марок ВСтЗпс5 и марок ВСтЗсп5 по ГОСТ 380, а также марки 09Г2 по ГОСТ 19281.

2.4 Вид термообработки деталей зажимов - нормализация.

2.5 Колодки и скобы должны иметь покрытие Ц21хр, для гаек и шайб - Ц9хр по ГОСТ 9.306.

Покрытие должно быть сплошным и гладким, без пузырей и трещин.

2.6 Колодки должны перемещаться по стержням скобы свободно, без заеданий.

2.7 Поверхности деталей зажимов должны быть чистыми и не иметь плен, трещин, расслоений.

2.8 Зажимы должны обеспечивать восприятие растягивающей нагрузки на петлю каната или соединяемые отрезки канатов, соответствующей допускаемой нагрузке на канат, без проскальзывания каната.

2.9 Технические требования на изготовление резьбы по ГОСТ 1759.0.

2.10 Указание по установке зажимов приведены в обязательном Приложении 1.

3 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1 Для проверки соответствия зажимов требованиям настоящих технических условий предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания.

3.2 При приемо-сдаточных испытаниях зажимы должны проверяться на соответствие всех требований, приведенных в разделе 1 и 2.

Контролю должен подвергаться 1 зажим из партии в 50 шт.

4 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1 Параметры и размеры элементов зажимов должны проверяться стандартным мерительным инструментом (пп.1.1, 1.2, 1.3).

4.2 Материал для деталей зажимов должен проверяться на соответствие сертификатам, а при их отсутствии подвергаться лабораторным анализам (пп.2.2 и 2.3).

4.3 Испытаниям на прочность подвергают 1 зажим из партии одного типоразмера в 50 шт.

Испытания зажимов производят на соединяемых ими отрезках канатов, к которым прикладывается статическая нагрузка, превышающая допустимую на 25%.

Допустимая нагрузка каната определяется путем деления разрывного усилия каната в целом на коэффициент запаса прочности 4.

Зажим и соединяемый им канат должны находиться под нагрузкой не менее 10 мин.

Выдержавшим испытания считается зажим, который не имеет проскальзывания каната и деформации деталей (п.2.8).

4.4 Перемещение колодки по стержням скобы проверяется вручную (п.2.6).

4.5 Наличие трещин, плен и расслоений проверяется визуально (п.2.7).

4.6 При получении неудовлетворительных результатов выборочных испытаний должна производиться повторная проверка на удвоенном количестве зажимов, взятых из той же партии по полной программе.

При неудовлетворительных результатах повторных испытаний приемка зажимов прекращается до выявления и устранения причин дефектов.

5 МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1 На каждом зажиме в месте, определенном на черт.1 и 2, должны быть выбиты, отштампованы или отлиты обозначение зажима и товарный знак предприятия-изготовителя.

Допускается выполнять маркировку на металлической бирке, прикрепляемой к одному зажиму из партии.

Размеры знаков клейма и маркировки устанавливает предприятие-изготовитель.

5.2 Резьбы гаек и скоб должны быть покрыты тонким слоем антикоррозийной смазки по ГОСТ 1033 или ГОСТ 1957.

5.3 Зажимы должны быть упакованы в ящики по ГОСТ 2991 или ящичные поддоны по ГОСТ 9570 и отгружаться транспортными пакетами, удовлетворяющими требованиям "Общих правил перевозки грузов" (М. Транспорт, 1982).

5.4 Для защиты зажимов и документации от воздействия влаги ящики и ящичные поддоны должны быть выложены внутри упаковочной бумагой по ГОСТ 8828.

5.5 Маркировка транспортной тары по ГОСТ 14192.

5.6 Транспортирование и хранение зажимов - группа Ж2 по ГОСТ 15150.

5.7 Каждая поставляемая партия зажимов должна сопровождаться документом, в котором указывается:

  • наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
  • количество зажимов в партии и их обозначение;
  • дата изготовления;
  • обозначение настоящих технических условий.

6 ГАРАНТИИ

6.1 Изготовитель гарантирует соответствие зажимов требованиям настоящих технических условий при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения, транспортирования и упаковки.

6.2 Гарантийный срок эксплуатации два года со дня ввода зажимов в эксплуатацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

Указания по установке зажимов

1. Нормальной затяжкой гаек считается такая, при которой диаметр каната, находящегося в зажиме, уменьшается на 1/3 его величины.

Величину момента затяжки в зависимости от диаметра резьбы следует принимать по табл.П.1.

Зажимы для стальных канатов технические условия

ГОСТ EN 13411-3-2015

КОНЦЕВАЯ ЗАДЕЛКА СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ. БЕЗОПАСНОСТЬ

Зажимы стопорные и запрессовка

Terminations for steel wire ropes. Safety. Part 3. Ferrules and ferrule-securing

МКС 21.060.70 53.020.30

Дата введения 2021-12-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Республиканским государственным предприятием "Казахстанский институт стандартизации и сертификации" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Институт стандартизации Молдовы

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2021 г. N 742-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 13411-3-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2021 г.

5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 13411-3:2004* "Концевая заделка стальных канатов. Безопасность. Часть 3. Зажимы стопорные и запрессовка" ("Terminations for steel wire ropes. Safety - Part 3: Ferrules and ferrule-securing", IDT), включая поправку А1:2008.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Европейский стандарт подготовлен Техническим комитетом CEN/TC 168 "Цепи, канаты, подъемные ленты, стропы и оснастка - Безопасность", секретариат которого находится при BSI (Британский институт стандартов).

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

Настоящий стандарт представляет собой стандарт типа С, как приведено в EN 1070.

Настоящий стандарт был подготовлен с целью предоставления средств соответствия основным требованиям Директивы машинного оборудования и связанными с ними правилами ЕАСТ.

Покупателям, размещающим заказ согласно настоящему стандарту, рекомендуется указывать в договоре купли-продажи, что поставщик использует систему независимой проверки контроля качества для своего утверждения, что требуемые продукты имеют необходимый уровень качества.

Типовые испытания системы соединений кольца безопасности с проушиной являются ответственностью разработчика системы коуша с кольцом безопасности.

В этой связи поставщик втулок для кольцевых зажимов несет ответственность за обеспечение того, чтобы материал, конструкция и качество втулок соответствовали спецификации разработчика системы проушины с кольцом безопасности.

В соответствии с настоящим стандартом разрешено использование проушин с кольцом безопасности, изготовленных производителем концевого соединения проушин с кольцом безопасности, в качестве канатных концевых соединений в производстве строп из стальных проволочных канатов. Они также используются в качестве концевых соединений для сборки стальных проволочных канатов, предназначенных для подъема, опускания и поддержки грузов.

Рассматриваемые концевые соединения стальных канатов и степени, в которых охватываются риски, опасные ситуации и происшествия, указаны в рамках настоящего документа.

Если положения настоящего стандарта типа С отличаются от тех, которые указаны в стандартах типа А или В, положения настоящего стандарта типа С имеют приоритет над положениями других стандартов для концевых соединений стальных канатов, которые были спроектированы и изготовлены согласно положениям настоящего стандарта типа С.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования, предъявляемые к кольцевым зажимам проушин и бесконечных петель, а также втулкам, используемым для изготовления кольцевых зажимов.

Настоящий стандарт распространяется на кольцевые зажимы концевых проушин в виде голландского огона (фламандской проушины) или петли с обратным концом, а также на втулки из нелегированной углеродистой стали и алюминия.

Настоящий стандарт применим к стропам и устройствам, использующим грузоподъемные стальные проволочные канаты диаметром до 60 мм включительно согласно EN 12385-4, грузоподъемные канаты согласно EN 12385-5 и канаты из прядей спиральной свивки согласно EN 12385-10.

В настоящем стандарте рассматриваются типовые испытания систем с кольцевыми зажимами и требования контроля качества изготовления.

Настоящий стандарт охватывает все важнейшие опасности, опасные ситуации и происшествия, касающиеся заделки стальных проволочных канатов, используемых по назначению и в условиях, предусмотренных изготовителем.

Настоящий стандарт распространяется на заделки стальных проволочных канатов с использованием втулок и колец безопасности, изготовленных после даты публикации.

Примечание - Одна конструкция концевого соединения с обратным концом и кольцевым зажимом с использованием овальной алюминиевой втулки, отвечающей требованиям настоящего стандарта, приведено в справочной информации приложения А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

EN 515:1993, Aluminium and aluminium alloys - Wrought products - Temper designations (Алюминий и сплавы алюминия. Деформированные изделия. Обозначение отпуска)

EN 1050:1996, Safety of machinery - Principles of risk assessment (Безопасность машин. Принципы оценки риска)

EN 12385-1:2002+А1:2008, Steel wire ropes - Safety - Part 1: General requirements (Канаты проволочные стальные. Безопасность. Часть 1. Общие требования)

EN 12385-2:2002, Steel wire ropes - Safety - Part 2: Definitions, designation and classification (Канаты проволочные стальные. Безопасность. Часть 2. Определения, обозначения и классификация)

EN 12385-4:2002+А1:2008, Steel wire ropes - Safety - Part 4: Stranded ropes for general lifting applications (Канаты проволочные стальные. Безопасность. Часть 4. Многопрядные подъемные канаты общего назначения)

EN 12385-5:2002, Steel wire ropes - Safety - Part 5: Stranded ropes for lifts (Канаты проволочные стальные. Безопасность. Часть 5. Многопрядные канаты для лифтов)

EN 12385-10:2003+А1:2008, Steel wire ropes - Safety - Part 10: Spiral ropes for general structural applications (Канаты проволочные стальные. Безопасность. Часть 10. Канаты спиральной свивки общего применения)

EN ISO 12100-2:2003, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 2: Technical principles (ISO 12100-2:2003) (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы проектирования. Часть 2. Технические принципы (ISO 12100-2:2003))

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по EN 12385-2:2002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 концевое соединение с кольцевым зажимом; FSET (ferrule-secured eye termination): Петля на конце каната, закрепленная с помощью кольцевого зажима.

3.2 концевое соединение в виде голландского огона с кольцевым зажимом (flemish eye ferrule-secures termination): Петля на конце каната, закрепленная с помощью обжимной втулки, запрессованного на основной части каната и концах прядей огона.

3.3 концевое соединение с обратным концом и кольцевым зажимом (tum-back eye ferrule secured termination): Петля на конце каната, закрепленная с помощью концевого зажима, запрессованного на основной части каната и концевой части каната.

3.4 бесконечная петля с кольцевым зажимом (ferrule-secured endless loop): Петля, закрепленная с помощью втулок, запрессованных на концах каната, расположенных внахлестку.

3.5 компетентный специалист (competent person): Назначенное лицо, с соответствующим образованием и опытом, способное контролировать правильность выполнения необходимых операций.

3.6 разработчик системы с кольцевым зажимом (ferrule-secured system designer): Лицо или организация, которые разрабатывают конструкцию концевого соединения с кольцевым зажимом или бесконечную петлю с кольцевым зажимом и которые принимают на себя ответственность за проведение типовых испытаний.

3.7 изготовитель колец (ferrule manufacture): Лицо или организация, которые изготавливают концевое соединение с кольцевым зажимом или бесконечную петлю с кольцевым зажимом.

3.8 изготовитель концевого соединения с кольцевым зажимом (ferrule-secured termination manufacturer): Лицо или организация, которые изготавливают FSET и/или бесконечную петлю с кольцевым зажимом в соответствии с инструкциями разработчика системы концевой заделки с помощью кольцевого зажима.

4 Перечень факторов риска

Данный раздел содержит все основные опасности, опасные ситуации и происшествия в рамках настоящего стандарта, идентифицированные в процессе оценки риска как существенные для данного типа заделки стальных канатов, требующие принятия соответствующих мер для устранения риска или его минимизации.

Неожиданное падение груза в результате разрушения концевого соединения с кольцевым зажимом (FSET) представляет собой прямую или косвенную опасность для безопасности или здоровья персонала, находящегося в опасной зоне.

В таблице 1 указаны опасности, которые требуют принятия определенных мер для минимизации риска, идентифицированного как специфический и важный для кольцевых зажимов и бесконечных петель.

Технические условия (ТУ) на зажимы для стальных канатов


Технические условия (ТУ) — документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа[1]. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Настоящие ТУ распространяются на зажимы для стальных канатов.

Технические условия на зажимы для стальных канатов – это документ, устанавливающий основные требования к какой-либо продукции или услугам. ТУ являются дополнением к существующим ГОСТам.

Нормативно-правовая база

Разработку и оформление ТУ в Российской Федерации регулируют следующие законодательные акты и национальные стандарты:

  • ФЗ №162 «О стандартизации»;
  • ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия»;
  • ФЗ №184 «О техническом регулировании» и т.д.

При разработке технических условий на какую-либо продукцию необходимо учитывать положения ГОСТов, описывающих основные требования к указанному товару или услугам. В соответствие с законодательством РФ техусловия не могут противоречить ГОСТам, они только дополняют и конкретизируют их.

Назначение ТУ

Технические условия относятся к документам стандартизации компании. В них указывается важная информация о продукте и об услуге, которая позволяет идентифицировать товар на рынке. Т.е. техусловия помогают потребителю определиться с выбором продукции при покупке. Также ТУ выполняют следующие функции:

  • описывают эталонный производственный процесс;
  • определяют все этапы производства;
  • гарантируют идентичность готовых товаров и т.д.

Юристы рекомендуют указывать ссылки на технические условия во всех гражданско-правовых договорах, которые заключает компания-производитель. Это поможет в дальнейшем отстоять свои права, ведь подобные ТУ можно будет предоставить в суд в качестве доказательства своей добросовестности.

Технические условия могут использоваться при декларировании и сертификации продукции. В этом случае они должны быть указаны в сопроводительной документации наравне с ГОСТами.

Содержание техусловий

Технические условия состоят из нескольких разделов, которые описывают:

  • основные технические требования к продукции;
  • правила эксплуатации изделия;
  • условия хранения и транспортировки;
  • особенности маркировки и т.д.

Где разрабатывают ТУ

Технические условия разрабатываются по требованию потребителя или по желанию производителя. Обычно они составляются экспертами сертификационного центра или сотрудниками производственной компании. Т.к. при оформлении ТУ не требуется предоставлять информацию, которая относится к коммерческой тайне, разработку документа можно отдать на аутсорс.

Кто является собственником технических условий

Владельцем ТУ считается компания, которая заказала их разработку. Название фирмы-собственника техусловий должно стоять на титульном листе документа. Технические условия разрабатываются для конкретной компании, но в дальнейшем она может их продать в соответствие с законодательными нормами Российской Федерации.

Виды и особенности зажимов для троса

Тросовый или канатный зажим - это такое такелажное изделие, которым фиксируются петли на стальных канатах либо сращиваются канаты. Казалось бы, все очень просто, но:

  1. Эти элементы такелажа используют в высоконагруженных конструкциях, из чего вытекает, что они должны изготавливаться из металла, устойчивого к трению, поперечным и продольным деформациям. Как это достигается?
  2. В строительных работах, например, на тросы крепят несколько зажимов, расположенных друг за другом. Может быть так, что нагрузка выше, чем допустимая для единицы крепления. Простое увеличение числа слабых креплений никак не поможет зафиксировать конструкцию. Почему?

Эти и другие детали по полочкам раскладываем в статье.

Виды зажимов

каким бывает зверь, кратко - по плюсам и минусам

Виды зажимов для троса

Для простоты разделим зажимы условно на три категории, и в каждой категории обозначим наиболее важные подвиды:

Традиционные, используемые для сращивания канатов и создания на них петель:

  • Одноразовые
  • Скобы
  • Кулачковые
  • Плашечный (шинный)
  • Цилиндрические (DOUBLE)
  • Обжимные

Плоские, используемые, как и традиционные:

Специальные, спектр использования которых узок и делает их незаменимыми:

  • Крестовые
  • Стопорные
  • Цанговые
  • Страховочные

Одноразовые

Короткие цилиндрики из алюминия или другого мягкого металла. Расплескивается вместе с продетыми концами каната, плотно его сжимая. Наименее надежная и наиболее дешевая конструкция.

Зажим троса

Плюсы Минусы
+Дешевизна -Ненадежность
+Быстрота установки -Одноразовость

Скобы

Самый распространенный традиционный вид зажимов в виде U-образной скобы. Прост в установке и демонтаже, является многоразовым, не теряет характеристик.

Нюанс использования в почти полной непригодности для высоких нагрузок. Малое пятно контакта с канатом вызывает режущую деформацию - разрыв или повреждение троса в месте крепления.

Зажим троса U-образный

Плюсы Минусы
+Дешевизна -Малое пятно контакта
+Быстрота установки -
+Многоразовость -

Кулачковые

Аналоги скобы, два зеркально расположенных седла с интегрированными резьбовыми втулками. Более удобен, чем U-образный, мало встречается на российском рынке.

Как и старший брат, имеет малое пятно контакта с тросом.

Зажим троса

Плюсы Минусы
+Дешевизна -Малое пятно крепления
+Быстрота установки -
+Многоразовость -

Плашечный (шинный)

Зажим, поперечный срез которого представляет собой латинскую W. Ответная часть похожа на распущенную вдоль трубу. Места прилегания к тросу - рифленые, обеспечивают хорошую фиксацию.

С таким зажимом режущих деформаций можно не опасаться.

Плашечный (шинный) зажим

Плюсы Минусы
+Надежность -Дороговизна
+Простота установки -
+Многоразовость -

Цилиндрические (DOUBLE)

Кольцо оно и в Африке - кольцо (ну или два полуцилиндра со стяжными винтами).

Выпускается в малых размерах (трос 3-4 мм), т.е. можно скреплять тросы вплоть до толщины проволоки (в разумных пределах). Нержавеющая сталь - как основной материал изготовления - позволяет использовать колечко в паре с канатами из цветных металлов, нержавеющей стали. Неблагоприятные среды, короче говоря, вашим конструкциям не грозят.

Цилиндрический (DOUBLE) зажим

Плюсы Минусы
+Надежность -Дороговизна
+Многоразовость -

Обжимные

В простонародье - бочонок. Две рельефные пластины с цилиндрическими канавками для закладки троса, которые стягиваются при помощи винта. Можно сказать, король лифтов и других подъемных механизмов.

Зажим для троса бочонок

Выпускается как из цветных металлов, так и из стали в зависимости от назначения.

Плюсы Минусы
+Надежность -Дороговизна
+Простота установки -
+Многоразовость -

Плоские одинарные (SIMPLEX)

Как было сказано выше, чем больше пятно контакта с тросом, тем надежнее крепление, этот зажим - прямое тому подтверждение.

По своей сути две пластины (с бортиками и без), фиксируемые при помощи болта и гайки. Наличие бортиков не дает тросу выскальзывать вбок под нагрузкой, что также положительно сказывается на максимально допустимых нагрузках.

Зажим троса SIMPLEX

Плюсы Минусы
+Надежность -Относительная дороговизна
+Многоразовость -

Плоские двойные (DUPLEX)

Два сращенных одинарных (SIMPLEX) изделия.

Как сказала бы Эллочка Людоедочка, железно! Установка растяжек на высоковольтных столбах линий электропередач и ТВ-антенн - раз плюнуть. Зафиксировать груз при его подъеме на большую высоту - тоже. И это не фигура речи.

Зажим троса DUPLEX

Крестовые

Скажем, нужно вам соединить две магистрали под прямым углом. Вам нужен крест! Не православный, конечно, но помолиться советуем, потому что сверхнадежным такое крепление назвать язык не повернется. Впрочем, надежности на канатную сетку хватит. Как говориться, кто на кого учился.

Изготавливается в виде цилиндра, в который стальные канаты укладываются друг на друга и фиксируются винтом.

Крестовой зажим для троса

Плюсы Минусы
+Незаменимость при создании пересекающихся конструкций -Дороговизна
+Простота установки -Малый спектр применения
+Многоразовость -

Стопорные

Просто стопор - и все. Ничего не сращивает, ничего не поддерживает. Его задача - плотно ухватиться за трос и препятствовать движению подвешенных на нем грузов, грубо говоря, утолщает магистраль в выбранной точке.

Стопорный зажим

Плюсы Минусы
+Незаменим при создании стопора -Узкий спектр применения
+Простота установки -
+Многоразовость -

Цанговые

Наконечник, задачей которого является аккуратная стыковка каната с элементами конструкции, к которым он присоединяется. Стопроцентной надежности не дает. Скажу по секрету, лучше петлю сделать.

Цанговый зажим

Плюсы Минусы
+Простота установки -Ненадежность
+Многоразовость -Узкий спектр применения

Страховочные

Типичный быстросъемник промышленных альпинистов. Они за него всяко-разно грузы подвешивают. Изделие состоит из рычагов, фиксирующих его на магистрали при приложении нагрузки на крепежное кольцо.

Страховочный зажим для троса

Плюсы Минусы
+Простота установки -Дороговизна
+Многоразовость -

Из каких материалов изготавливают зажимы

из чего у тебя седло, странник, сделано?

К трем основным материалам, из которых изготавливаются зажимы для троса относятся (очень предсказуемо!): нержавейка, горячеоцинковка и мягкая сталь с цинковым покрытием. Рассматриваем на примере седла.

Нержавеющая сталь А2 и А4. Ваш выбор для применения на открытом воздухе и в неблагоприятных условиях. Коррозийная стойкость из коробки.

Горячеоцинкованная сталь. Смело берите, если хотите сэкономить. Использование в неблагоприятных средах ограничено, но за положенные нагрузки отвечает более чем. Коррозийная стойкость меньше, чем у нержавейки.

Мягкая оцинкованная сталь. По дешману, значит, по дешману. Не стойкий к коррозии материал (впрочем, оцинковку пальцем не сковырнешь). Если нужно что-то для быта, лучший вариант.

Однако помните о том, что при построении высоконагруженных конструкций нужно будет проверять место крепления хотя бы раз в три месяца на предмет полного съедания ржой. Хе-хе. Шутка.

Размеры зажимов

Размер имеет значение! Надежная и безопасная конструкция нужна каждому, а вот как ее обеспечить?

Трос без оплетки? Значит, зажим выбирается по диаметру троса.

Трос в оплетке? Нюанс! Предел рабочей нагрузки сборки или магистрали уменьшится на 30-35%, если не удалить оплетку, потому что рабочее тело зажима будет контактировать с мягким и податливым винилом.

Применение такого соединения на сильно нагруженных тросах небезопасно!

Как итог: крепеж к канату в оплетке подбирается по его диаметру без оплетки. С точек магистрали, где будут располагаться зажимы, оплетку удалям. Такова жизнь? Нет, технология

Классификация зажимов по DIN

  • DIN 741. Стандартный, не предназначенный для грузоподъемных операций. . Усиленный крепеж, оборудованный двумя шестигранными гайками, а также шайбами для лучшей прижимной фиксации. Имеет продолжительный эксплуатационный запас даже в условиях постоянных температурных колебаний.
  • DIN 3093. По своей конструктивной сути это алюминиевая втулка, позволяющая соединить несколько тросов между собой для достижения необходимой общей длины.

DIN 741

Стандарт DIN 741 – это крепеж с двумя шестигранными гайками. Данное изделие широко используется во всех областях промышленности.

Зажим DIN 741 - схема, чертеж

Характеристики:

  • Используется с тросами диаметром от 3 до 40 мм.
  • Длина составляет 21-88 мм, ширина 10-45 мм, а высота без съемной проушины – от 10 до 55 мм.
  • Диаметр прута проушины – 4-16 мм, межосевое расстояние между ее концами – 9-58 мм.
  • Наружная резьба под шестигранную гайку – от 1/8 до 1 дюйма.
  • Норматив по весу: 100 штук этих изделий, в зависимости от размеров, могут иметь массу от 1,4 до 104 кг.

Изготавливаются из стали или нержавеющей стали А4. Распространены изделия, имеющие защитное цинковое покрытие, нанесенное гальваническим или горячим способом. Усиленный аналог DIN 741 имеет маркировку DIN 1142.

DIN 1142

Стандарт DIN 1142 используют для изготовления такелажных приспособлений, использующихся совместно с грузоподъемными механизмами. Большое значение DIN 1142 играет в строительстве, где может применяться в качестве элемента канатной растяжки.

Зажим DIN 741 - схема, чертеж

  • Корпус имеет длину от 12 до 68 мм и ширину от 13 до 49 мм.
  • Высота седла изделия – 13-77 мм.
  • Полная высота детали вместе с U-болтом может составлять от 25 до 159 мм.
  • Резьба под фиксирующую гайку – М5-М24.
  • Межосевое расстояние U-болта – 12-68 мм.

Изделие DIN 1142 - ответственный элемент конструкции, и к материалу, из которого он изготавливается, предъявляются строгие требования. Производятся эти зажимы из гальванически оцинкованных сталей или нержавеющих сталей А2 и А4.

DIN 3093

Стандарт DIN 3093 – это алюминиевая втулка. Представляет собой сплющенный полый цилиндр. Применяется для сращивания стальных канатов между собой, а также для изготовления петель на концах каната.

Зажим DIN 3093 - схема, чертеж

  • Диаметр используемого троса - от 1,5 до 40 мм
  • Ширина отверстия B - от 3,6 до 88 мм
  • Длина втулки L - от 5 до 140 мм
  • Толщина материала S - от 0,5 до 17 мм

Инструкция по установке зажимов

Как было сказано выше, зажимы широко используются для создания петель и сращивания тросов. При проведении подобных работ требуется соблюдать технологические нормы, поскольку неправильная установка может снизить предельную рабочую нагрузку магистрального узла на 40%.

Для начала необходимо убедиться в том, что:

  • На изделии нет зазубрин, вмятин и трещин.
  • Размер изделия соответствует размеру троса.

Традиционные зажимы

Шаг первый. Первый элемент крепежа располагается на небольшом расстоянии от свободного конца петли. Гайки или болты затягиваются поочередно до достижения требуемого момента силы.

Установка зажима для троса - шаг первый, фото

Шаг второй. Второй размещается ближе к петле, так, чтобы она имела минимальный ход деформации. Ход можно проверить, сплюснув петлю по направлению к зажиму после установки.

Установка зажима для троса - шаг второй, фото

Шаг третий. Третий позиционируется точно между первыми двумя. При этом учитывается, что ответные части зажимов (те, со стороны которых затягиваются гайки или болты) должны быть направлены вверх.

Установка зажима для троса - шаг третий, фото

Шаг четвертый. На отрезок магистрали подается нагрузка, равная или большая, чем требуемая. Проверяется затяжка гаек или болтов и, при необходимости, увеличивается.

При сращивании алгоритм действий по установке зажимов будет тем же.

Плоские - Simplex и Duplex

Используются в тех же случаях, что и традиционные, однако обладают иной конструкцией. Рассмотрим ниже их установку на примере DUPLEX.

Шаг первый. Убедиться в том, что изделие комплектно, детали исправны, гайки ходят по резьбе не внатяг.

Шаг второй. При создании петли расположить изделие ближе к ее началу, при создании петли либо сращивании позиционировать трос внутри зажима как показано на рисунке.

Шаг третий. Установить ответную часть и затянуть гайками. Подать нагрузку на конструкцию, равную или большую, чем нужно. Проверить затяжку гаек, при необходимости ее увеличить.

Установка зажима Simplex - фото

Установка зажима SIMPLEX

Установка зажима DUPLEX - фото

Установка зажима DUPLEX

Спецзажимы

Применительно к специальным видам зажимов привести общий алгоритм действий нельзя, однако, поскольку позиционировать их, кроме как по назначению, возможным не представляется, плотная затяжка крепежных элементов решает вопрос их надежной установки.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

- Можно ли при помощи зажима закрепить веревку?

- Нет, получим ту же ситуацию, что и с оплеткой. Веревка делается из легко деформирующегося материала, а потому осуществить качественное крепление практически невозможно.

- Если я хочу установить трос в качестве защиты парковочного места, имеет ли смысл покупать дорогие зажимы?

- Потребность в дорогих изделиях возникает тогда, когда на трос подаются высокие нагрузки растяжения или смещения. Нет смысла покупать дорогие зажимы для построения ненагруженной тросовой конструкции.

- Требуется ли специальный инструмент для установки данного крепежа?

- В зависимости от его типа может понадобиться следующий набор инструментов: молоток, кувалда, отвертка нужного размера (с плоским, крестовым или шестигранным шлицем), плоскогубцы или гаечный ключ требуемого размера.

- Можно ли использовать традиционные зажимы в паре со стальным тросом для буксировки автомобиля?

- В 80% случаев нельзя, и хорошо, если подобный эксперимент не закончится плачевно.

- Почему увеличение числа слабых зажимов не увеличивает рабочую нагрузку тросовой конструкции?

- Основная нагрузка, которая прикладывается к тросу – продольное растяжение. Следовательно, при критических нагрузках трос либо лопается, если зажимы рассчитаны на нагрузку, либо выскальзывает из какого угодно количества слабых креплений.


Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
"Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи"

Зажимы троса

Бочонки

Тросовые зажимы относится к числу такелажных изделий, применяемых для формирования петель. Именно петли обеспечивают широкие возможности канатам и тросам в строительстве, быту, выполнении ремонтных и спасательных задач.

Популярные типы зажимов

  • DIN 1142. Усиленный крепеж, оборудованный двумя шестигранными гайками, а также шайбами для лучшей прижимной фиксации. Сфера применения: строительство, судоходство, складская работа. Благодаря кованой колодке и цинковому покрытию имеет продолжительный эксплуатационный запас даже в условиях постоянных температурных колебаний.
  • DIN 741. Стандартный зажим, не предназначенный для грузоподъемных операций. На одну петлю монтируется сразу три таких крепежа для обеспечения максимальной надежности соединения. Литая оцинкованная конструкция.
  • DIN 3093. По своей конструктивной сути это алюминиевая втулка, позволяющая соединить несколько тросов между собой для достижения необходимой общей длины.

Тестирование зажимов на прочность

В испытании были использованы оцинкованный трос 3 мм и пять наиболее популярных зажимов (алюминиевый зажим DIN 3093, Simplex, Duplex, DIN 741 с двумя гайками и бочонок). Каждый из зажимов был протестирован по три раза на специально оборудованном испытательном стенде.

1. Первый испытуемый - алюминиевая втулка Din 3093. Данный зажим прост в монтаже, обжим был произведен с помощью клещей.

алюминиевый зажим дин 3093

При первой попытке трос вышел из зажима при нагрузке всего лишь в 75 кг при максимальной нагрузке троса в 500 с лишним килограмм. Вторая попытка – 85 кг.

Перед тем, как приступить к третьей попытке, зажим дополнительно расплющили молотком. Удары молотком дали результат, трос вышел из втулки на 109,5 кг.

Таким образом, итоговая средняя нагрузка составила 89 кг, что подходит для небольших статических нагрузок.

результаты теста первого

Результаты тестирования алюминиевого зажима DIN 3093

2. Зажим Simplex.

На первой попытке зажим выдерживает нагрузку в 92,5 кг, на второй 80,5 кг, а на финальной попытке – 82 кг. Итого средняя нагрузка составила 85 кг, что на 4 кг меньше показателя алюминиевого.

зажим симплекс

результаты теста второго

Результаты тестирования Simplex

3. Duplex – усиленный вариант Simplex.

Трос в зажим был продет параллельно, а не восьмеркой.

При первом тестировании пиковая нагрузка составила 157 кг, что на 64,5 кг выше показателя его одинарного аналога Simplex. При второй попытке изделие выдержало 160,5 кг, а далее 163 кг.

зажим дюплекс

По итогу, зажим Duplex выдал стабильный результат, его средняя нагрузка составила 160 кг, что в 2 раза выше результата Simplex. Вывод: две гайки – в два раза выше нагрузка.

результаты теста третьего

Результаты тестирования Duplex

4. Din 741 c двумя гайками («слоник»)

Данный тип зажима рекомендуется использовать от трех штук с каждого конца троса.

зажим din 741

Первое испытание показывает достойные результаты – 486 кг, причем зажимы остаются на месте, рвется сам трос. Следующие два тестирования дают результат в 469 и 496 кг. Среднее значение 484 кг, результат превосходит ожидания.

Для интереса был проведен эксперимент с всего лишь двумя «слониками» (по одному зажиму с каждого конца). Результат проверки 211 кг, что в 2,5 раза ниже показателя предыдущего теста.

результаты теста четвертого

Результаты тестирования Din 741

5. Зажим бочонок

После аналогичной проверки получили следующие результаты: 100, 108 и 52,5 кг. Среднее значение составило всего лишь 87 кг.

зажим бочонок

результаты теста пятого

Результаты тестирования зажима Бочонок

6. Испытание троса с узлами «восьмерками» без использования зажимов.

В случае, когда под рукой не оказалось зажима, можно воспользоваться методом навязывания узлов «восьмерок» на концах троса.

тестирование троса с узлом

Испытав данную конструкцию на стенде, получили нагрузку в 390 кг. Результат неплох, однако в узле трос перетягивается и перегибается, что создает неравномерную нагрузку на пучки и снижает разрывную нагрузку троса.

Таким образом, самый лучший результат показал канатный зажим Din 741, который необходимо использовать по 3 штуки с каждого конца троса – 484 кг. Duplex дал стабильную нагрузку во всех трех попытках – 160 кг. Simplex, бочонок и алюминиевый зажим Din 3093 имеют наименьший показатель средней нагрузки, что говорит от том, что они подходят для небольших статических нагрузок.

итоговые результаты тестирования

Итоговые результаты тестирования

Тестирование зажимов в формате видео


Выбор зажима должен исходить исходя из планируемых задач и размера используемого троса. При подборе обращайте внимание на характеристики изделия и на его предназначение.

Читайте также: