Что можно сделать из старого сварочного аппарата трансформаторного типа

Обновлено: 19.05.2024

При выполнении кузовных работ на автомобиле, точнее – при устранении вмятин после ДТП, возникает необходимость демонтажа поврежденного элемента с последующей рихтовкой.

Это длительная и дорогостоящая процедура. К тому же, на автомобилях ранних годов выпуска элементы кузова крепятся не на болты, а приварены к лонжеронам.

споттер из подручных материалов

Такой ремонт влетит «в копеечку» не только за сложность работ. Он повлечет за собой дополнительные затраты на покраску как восстановленной зоны деформации, так и мест крепления демонтируемой части кузова.

В ряде случаев восстановление вмятин традиционным способом невозможно в принципе, например при повреждении порогов. Приходилось либо менять узел целиком, либо вырезать поврежденный участок и приваривать новый. Это не способствовало удешевлению процесса.

Для снижения стоимости кузовного ремонта, много лет назад была придумана технология «вытягивания» вмятин. К поврежденной части кузова приваривался ремонтный крюк, затем либо лебедкой, либо так называемым обратным молотком вмятина выравнивалась.

Во время сварки портилась дополнительная площадь кузова. Эта проблема характерна лишь при использовании традиционных сварочных аппаратов.

Видео пример переделанного сварочного аппарата в контактную сварку

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.



А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Особенности переделки

Изготовить аппарат точечной сварки своими руками удаётся без излишних усилий, если воспользоваться вариантом переделки его из ненужного сварочного устройства. При подготовке к работам необходимо будет обратить внимание на следующие моменты:

  • Для рядового ТТ напряжение при работе на холостом ходу (х. х.), как правило, выбирается не более 70 Вольт;
  • В ситуации с агрегатом для точечной сварки этот показатель не должен превышать 6-ти Вольт;
  • Для реализации данного условия потребуется новая вторичная обмотка, рассчитанная на пониженное значение выходного напряжения.

Обратите внимание! Изготовить новую низковольтную катушку можно и путём её намотки поверх имеющейся вторичной обмотки (если место позволяет).

В противном случае лучше размотать прежнюю «вторичку» и воспользоваться её проводом для формирования новой рабочей обмотки.

Перед тем, как сделать точечную сварку с обновлённым трансформатором, желательно ознакомиться с существующими типами этих электротехнических изделий и постараться выбрать наиболее подходящий из них.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.



Электрическая схема работы споттера

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Изготовление рабочего трансформатора и блока управления:


Первичная обмотка рабочего трансформатора Т2 рассчитывается на мощность 10-15 кВт. Если вам удалось раздобыть готовый трансформатор, например от обычного сварочного аппарата – рассчитать силовую вторичную обмотку будет несложно.

Намотайте 10 витков толстого провода и замерьте полученное напряжение при включенном трансформаторе. Разделите эту величину на 10, и получите напряжение, получаемое с одного витка. Количество витков должно обеспечить напряжение 7-9 вольт.

Медная жила для вторичной обмотки должна быть сечением не менее 75 квадратов. Это обеспечит формирование рабочего тока до 1500 ампер без излишнего нагрева и потерь мощности.

Состав силового блока следующий: трансформатор Т1 и диодный мост V1-V4, собранный на диодах Д226Б. Он служит для зарядки управляющего конденсатора С1. Трансформатор подойдет любой, например – от бытовой техники. Напряжение на выходе 12-24 вольта.

Емкость С1 открывает и закрывает тиристор V9, который и является ключом для блока управления. При нажатии на пусковую кнопку S3, тиристор открывается и подает питание через мост V5-V6 на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2.

За это время происходит импульсная сварка, которая прекращается по мере разряда конденсатора С1, закрывающего тиристор V9 и прекращающего подачу напряжения на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2. Длительность сварочного импульса регулируется переменным резистором R1.

ВАЖНО! Сварочный импульс протекает однократно, и не зависит от продолжительности нажатия на кнопку S3. Для перезапуска системы необходимо отпустить пусковую кнопку S3. После этого емкость С1 вновь зарядится и система будет готова к новому импульсу.

Кабели, которые подают рабочий ток к инструменту споттера, должны иметь сечение не меньше, чем вторичная обмотка рабочего трансформатора. Длину желательно ограничить 2,5 метрами (опять же, для уменьшения потерь мощности).

Популярное: Cварочный аппарат своими руками или точечная сварка в домашних условиях

Изготовленный своими руками точечный сварочный аппарат безопасен и надежен. Кабель питания 220 вольт и блок управления должен быть надежно закрыт в корпусе. Если корпус металлический – заземление обязательно.

ВАЖНО! Споттер потребляет 10-15 кВт мощности. Поэтому ваша электропроводка должна соответствовать нагрузке.

Еще одно видео изготовления точечной сварки из старого сварочного аппарата

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.



Чертеж споттера.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Схема управления

Для управления сварочным процессом используются короткие импульсы, формируемые в специальной электронной схеме. При изготовлении споттера на основе старого агрегата также необходимо предусмотреть блок управления, позволяющий коммутировать значительный по величине выходной ток.

Для решения этой задачи сформированные вручную импульсы подаются на первичную обмотку ТТ (простейшая управляющая схема изображена на рисунке ниже).

К недостаткам такого управления следует отнести:

  • Посредством приведённой на рисунке кнопки коммутируется сетевое напряжение, что крайне опасно;
  • При размыкании механических контактов происходит сильное искрообразование;
  • Даже если заменить включатель сети тяговым реле от стартера, управляемым кнопочным механизмом, то такая схема, несмотря на усовершенствование, всё равно будет недоработанной.

Обратите внимание! Для реализации тягового принципа допускается использование комбинации «мощный пускатель плюс автомобильное реле» (причем последнее может быть любой марки).

При выборе этого сочетания реле срабатывает при подаче напряжения 12 Вольт, а его переключение вызывает срабатывание силового контактора. Однако и данный вариант управления не лишён недостатков, поскольку в этом случае не удаётся точно задавить интервал воздействия (ширину импульса).

Для тех, кто владеет азами электроники и умеет обращаться с паяльником, подойдёт более сложная в исполнении, но зато надёжная в эксплуатации электронная схема управления (смотрите фото ниже).

Здесь на входную обмотку ТТ рабочие импульсы поступают с электронного прибора – тиристора, открываемого при воздействии напряжением на его управляющий электрод. Включённый в его цепь конденсатор (С1) при разомкнутом кнопочном контакте заряжается через элементы V1-V4 диодного моста. При нажатии кнопки емкость разряжается через резистор R1 и непосредственно через цепь управляющего электрода тиристора, что приводит к его включению.

Находиться во включённом состоянии электронный прибор будет до тех пор, пока конденсатор полностью не разрядится (этот интервал можно подстроить переменным резистором R1). Для последующей операции запуска кнопку нужно сначала отпустить, а затем опять нажать (её выдержкой и определяется сварочный интервал).

Трансформатор T1 может быть любого типа (с напряжением на вторичной обмотке 12 Вольт). Параметры тиристора должны удовлетворять условиям эксплуатации, то есть допускать его работу при напряжениях до 400 Вольт и токах не менее 50 Ампер. Для этих целей вполне подойдёт электронное изделие марки Т132-50.

В заключительной части обзора напомним, что сварочное оборудование типа «споттер» чаще всего востребовано при кузовном ремонте и подобных ему работах с листовым металлом. В связи с этим при выборе выходной мощности самодельного агрегата обязателен учёт толщины листового материала, с которым преимущественно предстоит работать.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Как работать споттером



Электрическая схема устройства.
Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.

Видео


Споттер из микроволновки своими руками! Собственная версия исполнения.


Всем привет!
Написано по этой теме много, много толковой информации и очень много скудной. Так всегда с информацией, из того что есть в интернете, только 5% заслуживает доверие…и то эти 5% нужно проверить самому)
Сегодня распишу мою версию изготовления споттера из микроволновки и собственные наблюдения.

Для начала для чего он нужен, споттер?
Просто что бы вытягивать мятый металл на элементах кузова, где нет доступа с обратной стороны. Приварился, вытянул, оторвал. Что бы не кидать кучу шпатлёвки на элементы.
Примерно так это выглядит. Вот видео этого мастера с большой буквы, помогают многим достичь совершенства в кузовном деле… Толковей материала не видел.

Чем я руководствовался при создании подобной поделки?
Ну во первых собственным желанием отдохнуть от надоевшей суеты и что нибудь сотворить очередное)
Ведь отдых это смена деятельности. Иногда конечно хочется просто лежать и ничего не делать, просто восстановить утраченную энергию… Такой метод отдыха приводит к тому, что наши энергетические баки со временем жизни только уменьшаются в объёмах, если мы будем просто восстанавливаться не перегружаясь. Ведь запас жизненной энергии и энергетические баки можно прокачивать как мышцы тела, экстремальными меняющимися нагрузками и отдыхом. Поэтому частая повторяющаяся деятельность не делает нас сильнее или умнее, а наоборот… Линейная жизнь похожа на линию на приборе искусственного поддержания жизни…

Поэтому иногда хочется что то создать и получить заряд позитивной энергии) Взорвать свой мозг или просто нагрузить) Так сказать углубиться с головой во что то новое, но что бы оно было полезно естественно для последующей жизни…
К примеру углубляться в изучение "чёрных дыр" совершенно не охота, оно ведь не пригодится именно сейчас, а забивать голову лишними мыслями совершенно ненужно. Флэшка в голове тоже имеет определённый ресурс, ведь мы используем только 10 процентов от своего мозга, нужно заполнить эти 10% необходимыми именно сейчас навыками)

Кстати до исполнения этого споттера, я пользовался обычным аккумуляторным)


И вы знаете, его хватает для не сложных…и сложных ремонтов. Но сложные работы споттером это утопия… Поэтому если только руку набить.
Дело ведь не только в инструменте. Да инструмент конечно это 10% успеха, но всё остальное это навыки, смекалка, маленькие хитрости и навыки подстраиваться под ситуацию мастера. Гибкость сестра таланта))



Огромный плюс аккумуляторного споттера, что для его изготовления нужны минимум расходов! 2 кабеля толстых, 2 клеммы, втягивающее от стартёра, реле автомобильное, микро кнопка… и конечно аккумулятор, есть у каждого автомобиля)

Ещё большой плюс- он не нагружает сеть. Свет не моргает, бытовые приборы не выходят из строя по вашей вине! Соседи по гаражу или по даче, не будут вам долбить в дверь, с криками!)

В основном у меня не сложные вмятины, поэтому такого прибора хватало за глаза! Естественно аккумулятор садиться и это не удобно при длительной работе. Но в паре с зарядным устройством, прибор подобного типа получил широкое распространение у гаражников! Если к примеру выбирать между вкручиванием саморезов в деталь или приваркой колец полуавтоматом, то аккумуляторный споттер выигрывает в разы!

Оснастку для споттера можно также изготовить самому из подручных средств.
Обратный молоток это шток амортизатора и груз. Мне груз выточил токарь.
Сплиттер изготовлен из пистолета для герметика, пистолет для шайб уже и не помню из чего вроде из газовой горелки)


Но я решил пойти дальше, сделать всё таки прибор от сети.
Изначально хотел сделать споттер на основе ТОРа. Нашёл на свалке тор, нашёл корпус от старого сварочника!


Но это показалось мне каким то долгим геморроем, который за 2 дня не исполнить)
Поэтому Меня заинтересовала тема изготовления споттера из микроволновки! Меня вообще интересует тема изготовления чего нибудь собственными руками)

Для понимания процесса посмотрел много видео…и понял что люди просто обезьянничают друг за другом! У одних методом тыка получается, у других нет! Единственное толковое видео, где можно понять теорию изготовления вот!


Всё посмотрел и понял что нужно действовать!
Мало знать, нужно делать. Как говориться лучше сделать кое как но сделать, чем знать много и не сделать ничего!) Ведь даже в бизнесе и в политике, выигрывают зачастую не самые умные и образованные, а те кто просто поднял задницу от дивана или кресла.или наоборот сел перед компьютером или камерой и что то сдвинул с мёртвой точки!)
Для начала я конечно же разобрал 2 свои старые микроволновки, вытащил из них всё что нужно!


Первым делом стал заниматься трансформаторами, основой споттера. А именно избавляться от вторичной обмотки и шунтов, как показано на видео!
Понял первый факт, ведущий к неудачи… Все современные микроволновки сделана из фуфла! А точнее их трансформаторы!



Обмотки стали алюминиевые. Мало того что алюминий не выбить толком, так ещё и сопротивление первичной обмотки велико, а значит в принципе такой трансформатор мощности не даст большой их на споттер 4 штуки понадобиться)
Поэтому я отложил один из трансформаторов в сторону, потому что второй мой был именно медный!
Микроволновка была 2010 года выпуска. Медные кстати разбираются на ура!


Кабели у меня были, я когда то вместе с ТОРом купил 20 метров кабеля хорошего сечения. обошлось мне это в 2000 р.


Поехал на свалку, точнее в пункт приёма металлолома. Я на этих пунктах уже "свой" человек, потому что собираю там всё что меня интересует) В основном это аппаратура из СССР, от которой кто то до сих пор избавляются, а кто то до сих пор покупает).


Меня интересовали старые микроволновки до 2010 года выпуска и по возможности с грилем, мощные, с большим железом! Прямо на месте я их разбирал и вытаскивал трансформаторы!
С медного трансформатора меди на 150 рублей, я их покупал по 200, алюминиевые вообще по цене чернухи, цена им рублей 50…

Дома смотрел и сравнивал! Нужны были большие трансформаторы с медными обмотками!

На фото видно разницу размеров трасформатора из обычной современной микроволновки и трансформаторов из старых приборов с грилем!


Сначала у меня была мысль сделать прибор из 3х трансов, но я побоялся за свою электросеть в доме! Ведь и одна работающая микроволновка даёт просадку в напряжении, представляете что будет от 3х сразу?)
Поэтому я поехал на свалку ещё раз и нашёл таки хороший транс от мощной микроволновки!)
Так что теперь прибор будет на 2х трансах и вот фото для сравнения!


Заодно нашёл понижающий трансформатор для получения 36 вольт. Точнее не 36 а 30 с копейками, но этого должно хватать…


Прибор будет управляться с кнопки, а значит на кнопку должно подаваться пониженное напряжение. Видел схемы, где люди берут 12 вольтовый понижающий трансформатор для питания автомобильного реле. Реле в свою очередь питает магнитный пускатель на 220 вольт! Вот примерная схема.

Но понимаете в чём дело, зачем так усложнять, столько одновременно контактных элементов задействовать?
Я подумал что это лишнее. Поэтому на той же свалке нашёл магнитные пускатели на 36 вольт. Сразу решается проблема с удалением ненужного контактного элемента (а это задержка по времени включения).

Все детали есть и я приступаю к сборке!
Для начала убрал изоляцию с кабеля. Скрутил его как можно плотнее и стал заматывать изолентами пвх и тряпочной.


После вживил полученный кабель в трансы. Сделал не 1.5 витка, потому что это ни о чём, а по 2.5, что бы на выходе получилось около 6 вольт. Вот так выглядит рабочий процесс)

Следующим этапом была переборка магнитного пускателя. Эти пускатели я ещё перебирал в году 2002 м на холодильных установках) Нужно было притереть все контакты, а так же отшлифовать железо в месте контакта что бы пускатель не гудел и работал бесшумно. Описание переборки пускателя добавляю.


Всё соединил проводами. При подключении трансформаторов, можно перепутать фазу и ноль на первичной обмотке, на вторичной обмотке напряжение будет тогда около нуля. Поэтому подключить нужно правильно.
Куда подключать фазу и ноль на первичную обмотку транса в принципе без разницы. Как и наматывать вторичку, по часовой стрелке или против тоже без разницы.

Рабочая часть готова!


Кабели взял и отрезал каждый по 1.5 метра. С тем расчётом, что если не будет хватать напруги, то массовый кабель если что подрежу.
Клеммы сделал из обычной медной водопроводной трубы диаметром 20.


Кабели соединял подобным образом.


Тут же проверил прибор в действии.
Не жгёт металл и приваривается всё отлично!


Теперь нужно немного придать вида корпусу.
На корпусе краска отлетает, поэтому решил "брызнуть" по быстрому его красочкой. Очистил от старой краски и окрасил.


Потом просто всё собрал в корпус!


Как видно на фото, понижающий транс питает магнитный пускатель на 36 вольт.


Включается прибор автоматом сбоку. Охлаждается с помощью вентилятора на 220 вольт.


Клемма массы имеет внутреннюю приварную часть, снаружи накручивается контактное латунное кольцо. На клеммы надета термоусадка.


Кнопка управления также закреплена на на кабеле с помощью термоусадки. С помощью кнопки подаётся питание с понижающего трансформатора на пускатель. На кнопке соответственно 36 вольт, не убьёт в случае чего)


Вот так выглядит аппарат со стороны управления. Старался по максимуму упростить конструкцию. Никаких лишних кнопочек и лампочек! Включил и работаешь. Кабель питания сечением 3, многожильный, сделал длинным что бы не пользоваться удлинителями.


И конечное фото аппарата с оснасткой!


В итоге аппарат показал себя хорошо, работаю им нормально. Всё приваривает отлично. Может даже прожигать дыры при долгом нажатии кнопки. Не просаживает сильно сеть, так как всего 2 трансформатора и достаточное количество витков. На мелкие споттерные ремонты вполне хватает, а крупные… уж очень много времени занимают и соответственно Маржинальность этих работ не большая, по сравнению с другими… поэтому нафиг!)
Так что рад, если кому то пригодится мой опыт!

Ещё раз подчеркну что влияет на хорошую работу и производительность прибора!
1. Это хороший МЕДНЫЙ трансформатор. Нужна микроволновка с грилем!
2. Хорошие многожильные кабеля с хорошей проводимостью.
3. Всего одна контактная группа в схеме подключения, с распределением нагрузки на контакты. Не нужно кучу релюшек и пускателей…
Всем спасибо. Надеюсь статья будет полезна, при изготовлении вами подобного прибора!)

Один день из "жизни" сварочного трансформатора…


Давненько я поглядывал на стоящий в гараже сварочник тестя и при этом у меня возникало желание научиться варить всякие металлические конструкции для собственных нужд.


Но как потом выяснилось, что этот аппарат неисправен, что с ним хрен знает и автомат выбивает.
Короче, спросил я у тестя разрешение на вскрытие пациента с целью идентификации неисправности и возможно на дальнейшее лечение.
Мне мало верилось, что транс сгорел. Я думал может кто то при сборке напутал что то с подключением.
Понеслась.
Снял кожух. А та-а-ам… Проводов, видимо-невидимио.


Так много накручено, т.к. аппарат имел переключатель для возможности подключения к сети 220В или 380В.
Схемы не нашел. Разобраться выверкой схемы внатуре, не получилось. По этому я поотсоединял нафиг все провода и начал проверять (прозванивать) чисто сам трансформатор, вернее его первичную обмотку из которой торчало 5 выводов. Затея тоже оказалась сомнительная. Сопротивление плеч обмотки оказалось маленьким и обычным мультиметром трудноотличимое одной от другой.
На следующий день поехал с трансом на работу, там у меня есть приборчик, с которого можно плавно подать на трансформатор напряжение (от 0 до 500В) и контролировать протекающий по обмотке ток. Через пару часов я нашел 2 вывода с самым большим (из всех других) сопротивлением.
Но при подаче на эти концы 220В протекал ток около 2,5А. А если подать 380В то и того больше будет. Для режима холостого хода мне показалось что это многовато, при этом в обмотке что то подхрустовало, как будто что то сжимается или разжимается. Ну, думаю, мало ли, может магнитное поле там гуляет ))
Следующим этапом испытания трансформатора был: включение его под напряжение (220В) на холостом ходу на некоторое длительное время, чтоб посмотреть как себя ведет обмотка. Это я проделывал уже в гараже. В общем через 15 минут работы в таком режиме учуял запах горелого лака, замерил температуру обмотки — она была что то около 60 градусов.
В общем подтвердилось межвитковое замыкание где то в первичной обмотке :( .
Ну выкинуть на помойку (т.к. сдать в цвет-мет бессмысленно, обмотки алюминиевые) ни когда не поздно было принято решение проводить вскрытие глубже.
Болгаркой разрезал сварочные швы двух половинок магнитопровода (сердечника), располовинил его, достал первичную обмотку и начал разматывать, надеясь на то, что замыкание где то рядом, я его заизолирую, замотаю обратно и все будет работать. Но, место замыкания оказалось дальше середины (ближе к сердечнику). ВОТ ОНО!





Наматывать обратно не вариант, т.к. лак от наргева потрескался, и по отваливался, оставляя голый провод, плюс в месте замыкания провод обломился.
Размотал обмотку полностью. Держу в руках катушку и думаю: "Что дальше. " А вот что.
Полез лазить по антресолям в гараже и нашел там провод ПВ1 1,5мм.кв. И руки как то сами взяли его и начали наматывать на катушку виток за витком, слой за слоем… Намотал где то половину, а вторую половину дома доматывал :)) Мотал отбалды, ни чего не считал, не расчитывал :) Мотал, пока было место на катушке. С таким расчетом, что если окажется мало то не судьба, а если много, то отмотать ни когда не поздно )


Следующим утром, опять на работу, запихал эту новоиспеченную катушку обратно в сердечник, половинки сжал, подключил к установке и проверил как она себе ведет под напряжением.
Замеры показали: на холостом ходу при 220В ток около 0,9А, напряжение вторичной обмотки около 35В; в нагрузочном режиме (до 5А в первичке) тоже проверили, коэффициент трансформации по току получился где то 6-7.


Магнитопровод решил пока не заваривать обратно. Стянул шпильками.


Следующий этап: разведка боем, т.е. проверка его уже как реальный сварочник. После работы опять в гараж, подключил к розетке, попробовал по варить, но что то не получилось. Электрод "тройка" синий, ток при замыкании электрода около 160А, напряжение в сети просаживается с 230В до 190В, электрод прилипает, дуга не горит. Получается толи лыжи не едут, толи руки кривые… Но коллеги по работе сказали что 160А вполне достаточно для сварки, и даже при меньших токах варят.


Тогда я решил сменить место дислакации и купил электроды по-тоньше "2,5 Арсенал Монолит".
И вот он "момент истины": 24 июня, в деревне мы с тестем сварили этим сварочником мангал из листов 4мм стали, любезно привезенных нам родственниками.


Ток горения дуги около 100А, просадка напряжения в сети 10В или чуть больше (лампочки моргали но не сильно). Варили без фанатизма, температура обмотки доходила до 70гр.С.
Теперь можно было приступать к окончательной сборке. Вместо переключателя установил автома 20А с характеристикой "В", подключил все проводочки. Накрыл кожухом…

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками?

споттер заводской

В этой статье мы расскажем, что такое споттер и как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками. Вы также узнаете, насколько целесообразна сборка самодельного споттера и какие у него преимущества перед заводскими аппаратами.

Общая информация

Споттер — это сварочный аппарат, применяемый при кузовном ремонте. По своей сути споттер очень схож с точечной сваркой, однако внешне это два совершенно разных аппарата. У точечной сварки есть два металлических электрода, между которыми помещается листовой металл. В случае со споттером технология другая. Давайте рассмотрим ее подробнее.

У споттера есть два вывода: масса и провод с рабочим «пистолетом». Массу нужно присоединить к кузову авто (не забудьте заранее достать из машины аккумулятор). На конце «пистолета» есть специальный фиксатор, куда можно установить специальную насадку. При нажатии кнопки на рабочем «пистолете» начинается подача сварочного тока. В процессе место сварки начинает постепенно нагреваться. Сопротивление возрастает, и металл начинает плавиться в определенной зоне. При этом весь остальной кузов не перегревается. Происходит прихват металла, который затем можно вытянуть.

Объясним проще. Споттер нагревает не всю деталь, а только определенную точку (как в случае с точечной сваркой). Нагрев небольшой, чуть меньше температуры плавления металла. Крепежная насадка прижимается к поверхности металла и в момент сопротивления она надежно присоединяется, благодаря чему затем можно вытянуть ту же вмятину в обратную сторону. Позже насадку можно легко отсоединить от металла.

От точечной сварки здесь и нагрев, и усилие. Нагрев осуществляется аппаратом, а усилие — мастером, который прижимает насадку к металлу. Поэтому такой вид сварки называются не точечной, а сваркой сопротивлением.

Есть две разновидности споттеров: инверторные и трансфораторные. Трансформаторный споттер можно сделать в домашних условиях из трансфоратора. А вот инверторный споттер можно собрать только в заводских условиях. Поскольку при его конструировании используются сложные дорогостоящие компоненты.

Как сделать споттер

Чтобы сделать работающий споттер своими руками из сварочного аппарата вам понадобится работающий трансформатор. Поиск трансформатора— не такая уж сложная задача. Его можно достать из старого полуавтомата/инвертора или купить с рук на онлайн-досках объявлений. Лучший вариант — это найти трансформатор со сгоревшей вторичной обмоткой.

Перейдем к сути. Для начала нужно снять вторичную обмотку, если у трансформатора их две. Далее намотайте на первичную обмотку пару витков проволоки из меди и с помощью тестера определите, сколько вам нужно намотать витков для 1 Вольта. В нашем случае понадобится 1.5 витка или 3 витка на 2 Вольта соответственно. Тестером мы замеряли вольтаж и разделяли на кол-во витков.

Теперь из вторичной обмотки вам нужно сделать шину. Ее можно смотать от самого трансформатора. В нашем случае шина сечением 40мм2. Мы ее растянули с помощью гидравлического инструмента, чтобы получилась прямая ровная шина.

Применяемая нами шина будет иметь сечение 160мм2 после того, как сложить ее в 4 раза. При этом после намотки мы получим около 5-6 Вольт. Нам этого достаточно. Разрубите шину на четыре куска и соедините. Для соединения можно использовать матерчатую изоляционную ленту. На все у нас ушло около 6 рулонов изоляционной ленты. Саму изоляцию лучше делать в несколько слоев. Например, сначала изолента, затем малярный скотч, затем снова изолента.

Теперь шины нужно намотать на трансформатор. Это непростая задача, можете использовать подручные инструменты. Учтите, что сделать плотную обмотку не получится, но это не страшно.

На этом этапе вы, скорее всего, столкнетесь с проблемой нехватки мощности. Здесь теория не поможет. Нужно самому методом проб и ошибок искать решение этой проблемы. В нашем случае наилучшим решением стало подключение проводов на первичной обмотке в последовательности 1+8 и 4+5. Перед этим мы на подключение установили полуавтоматический выключатель на 16А, чтобы проводка не сгорела. Силовая часть споттера готова.

самодельный споттер 3

Сборка пускового устройства

Наш споттер будет работать в ручном режиме. Понадобится трансформатор 12В от старого лампового телевизора, реле 30А (можно взять у жигуля), диодный мост («таблетка»), контактор 220В и кнопка (ее можно взять с какого-нибудь оборудования).

Схему не прилагаем, но объясним принцип действия этого устройства. Трансформатор от телевизора управляет реле. Управление осуществляется с помощью кнопки, ее можно установить на рукоятку самого споттера. При нажатии кнопки замыкается контактор, который подключен к реле с помощью провода. Еще один провод от контактора пустите прямо на выключатель. Вот и все.

Соберите все компоненты воедино и установите на станину. Можно приступать к работе.

При подключении самодельного споттера постарайтесь избежать потерь тока. Это очень важно, поскольку сварка осуществляется методом сопротивления. Наша рекомендация проста: не используйте длинные кабели. Короткие подойдут намного лучше. Также выбирайте кабели с большим сечением. Не забывайте тщательно зачищать металл перед проведением работ.

Также учтите, что самодельный споттер из сварочного аппарата не будет таким же компактным, как заводские модели. Лучше всего использовать этот прибор стационарно, так его применение будет наиболее комфортным.

Самодельный споттер или заводской: что лучше?

У многих мастеров может возникнуть резонный вопрос: «А зачем собирать самодельный споттер, если его можно купить в магазине?». Логично. Но не все так просто.

Заводские споттеры стоят очень дорого. Это узкоспециализированное оборудование, поэтому его не производят в тех же масштабах, что инверторы или полуавтоматы. Покупка заводского споттера нецелесообразна, если вы гаражный мастер и будете использовать аппарат пару раз в год. В таких случаях лучше собрать споттер самому из подручных деталей.

споттер самодельный

Самодельный споттер будет надежным и ремонтопригодным. Вы будете точно знать, из каких компонентов он сделан и сколько они стоят. Поэтому можно заранее просчитать ремонт такого аппарата и не беспокоиться, что придется идти в дорогостоящий сервис.

Также учитывайте, что для сборки споттера нужны определенные навыки. В этой статье мы прилагаем очень простую инструкцию, где нет сложных электросхем и не нужно заморачиваться. Но вы должны понимать, что даже такой простой аппарат нужно собирать, обладая навками и знаниями. А еще лучше опытом. Иначе вы получите не помощника, а потенциально опасное устройство.

Резумируя: самодельный споттер — это отличный вариант для гаража или дачи. Он неприхотлив, стоит недорого, легко ремонтируется. Но на СТО лучше применять профессиональные споттеры заводского производства. Их функционал намного больше, что важно при выполнении профессионального ремонта кузова.

Вместо заключения

Перед сборкой споттера убедитесь, что эта затея целесообразна. Аппарат, сделанный своими руками, гораздо дешевле и надежнее. Но готовы ли вы потратить время и силы на сборку прибора, который будете использовать раз в год? Задумайтесь об этом. Желаем удачи в работе!

Как переделать сварочный аппарат переменного тока на постоянный?

Сварочные аппараты переменного и постоянного тока используются повсеместно как профессионалами, так и любителями. Традиционно к аппаратам переменного тока причисляют сварочные трансформаторы, а к аппаратам постоянного тока — инверторы и выпрямители.

Аппараты переменного тока на сегодняшний день используются не так часто, как аппараты переменного. Хотя в 20 веке именно трансформаторы, работающие на переменке, были самым востребованным и распространённым типом сварочного оборудования.

электродуговая сварка

В этой статье мы напомним, что такое переменный и постоянный ток, чем они отличаются, на каком токе сварка проще и качественнее. Вы так же узнаете, как переделать сварочный аппарат с переменки на постоянку, и зачем это нужно.

Переменный или постоянный ток — что лучше? В 21 веке этот вопрос не дает покоя многим сварщикам. Раньше сварочный аппарат в любом случае работал на переменке, и у мастера фактически не было выбора. Но с появлением на рынке выпрямителей и инверторов, выбор увеличился в сотни раз. И теперь уже непросто разобраться, какой аппарат выбрать.

Мы решили помочь вам и рассказать об особенностях как переменного, так и постоянного тока.

Начнем с переменки. Переменный ток — это основа. Именно его мы получаем из розетки, когда подключаем сварочный аппарат или любой другой электроприбор. Сварочники старого формата (трансформаторы) работали на переменном токе. Такой аппарат позволял из 220 Вольт получить сварочный ток силой в несколько сотен Ампер. Чего более чем достаточно для ручной дуговой сварки.

трансформатор тд 500

Но времена изменились. Технологический прогресс не стоял на месте, и со временем появились аппараты, которые научились преобразовывать поступающий из сети переменный ток в постоянный. К таким аппаратам относится выпрямитель и инвертор. Учтите, что когда говорят сварочный инвертор переменного тока, имеют в виду, что данное устройство использует для питания переменный ток, но преобразовывает его в постоянный.

Что все это значит на практике?

Когда в продаже появились аппараты постоянного тока, сварщики получили уникальную возможность сравнить их с традиционными аппаратами на переменке. И они были удивлены. По сравнению с современными инверторами и выпрямителями, трансформаторы были гораздо сложнее в применении.

Все дело в характеристиках переменного тока. Из-за них дуга поджигается неохотно, горит нестабильно. В итоге швы получаются менее ровными и прочными. Это особенно заметно, когда работу выполняет не совсем опытный мастер.

Также оказалось, что аппараты на переменном токе генерируют бОльший шум, который влияет на работоспособность сварщика. К тому же, классический трансформатор потребляет больше сварочных электродов, а металл в процессе работ постоянно разбрызгивается.

сварочный трансформатор

На этом месте вы наверняка подумали: «Ну и зачем тогда нужны аппараты на переменном токе, если у так много недостатков?». На самом деле, не все так просто. Не зря вопрос «Что лучше: постоянный или переменный ток?» вызывает столько вопросов и обсуждений.

Аппараты на переменке (трансформаторы) незаменимы, когда необходим недорогой, но при этом мощный и надежный сварочник. Также сварка на переменном токе отлично зарекомендовала себя при сварке металлов, на поверхности которых есть окисная пленка. Это, прежде всего, алюминий и нержавеющая сталь.Трансформаторы хорошо справляются и со сваркой загрязненных деталей, ели нет возможности их очистить и зашлифовать.

Также аппараты переменного тока легко переносят сварку в полевых условиях, неприхотливы к хранению и эксплуатации, могут варить даже самый толстый металл благодаря большому запасу по мощности.

Пара слов о сварочной дуге

Выше мы упомянули, что при сварке на переменном токе дуга горит нестабильно. Это действительно так, и эта проблема требует особого внимания, если вы начинающий сварщик. Когда мы говорим о нестабильности, мы имеем в виду, что дуга как бы «гуляет» при формировании шва. Она отклоняется от оси, и порой это даже заметно невооруженным глазом.

Также новичкам порой непросто поджечь дугу, поскольку аппарат переменного тока практически никак не способствует этому. Новички часто поджигают дугу неправильно, и во время сварки она может погаснуть из-за слишком сильного колебания.

дуговая сварка

Эти особенности отталкивают многих новичков от покупки трансформатора, поскольку они беспокоятся о качестве работ. Но мы считаем, что трансформатор — это наоборот отличный тренажер для оттачивания мастерства сварки. Если вы научитесь варить трансформатором, то сможете использовать любой другой аппарат без каких-либо трудностей. К тому же, трансформатор — это отличная основа для переделки и модификации. Его можно легко переделать в аппарат постоянного тока, если вы обладаете знаниями в области электротехники.

Зачем переделывать аппарат?

Теперь вы знаете, что вопрос «Так какой ток лучше: переменка или постоянка?» не имеет ответа. Аппараты на переменке и аппараты на постоянке — это два разных явления со своими достоинствами и недостатками. И в идеале лучше иметь в своем арсенале универсальное оборудование, способное варить и на постоянном, и на переменном токе.

В продаже встречаются такие аппараты, но они стоят несравнимо дорого. Если вы профессионал, то есть смысл купить такое устройство. Но если вы любитель, и варите пару раз в год у себя на даче или в гараже, то лучше приобрести трансформаторный аппарат и немного доработать его. Трансформатор, работающий на переменном токе, можно снабдить возможностью переключения на постоянный ток. Так вы получите недорогой универсальный аппарат, который к тому же будет мощным и надежным.

Переделываем аппарат своими руками

Переделка сварочного аппарата из переменки в постоянку не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Вам даже не придется покупать отдельный сварочный аппарат, работающий на постоянном токе. Вы можете самостоятельно собрать так называемую «приставку» для имеющегося у вас сварочного трансформатора переменного тока. Приставка подключается в к трансформатор и преобразовывает переменный ток в постоянный.

Ниже показана простая схема такой приставки.

схема переделки аппарата переменного тока в постоянный

Эта приставка, по сути, играет роль мини-выпрямителя. Собирается на диодах (VD1-VD4). Есть дроссель (L1). Благодаря ему дуга поджигается гораздо проще и горит стабильнее. Приставка не встраивается в трансформатор, а является отдельно стоящим устройством. Как уже говорилось выше, подключается прямо к трансформатору переменного тока.

Немного о деталях. В качестве диодов рекомендуем выбрать В200, Д161-320 или Д161-250. Они крепятся на радиаторы. Дроссель собирается на сердечнике от трансформатора типа ТС-270. Его можно купить с рук или демонтировать с лампового телевизора. Все обмотки нужно удалить и намотать новые. Рекомендуем 20-30 витков. Используйте медные провода. Оптимальная сечение — 16-22 мм2. Между половинками сердечника нужно положить прокладки из текстолита. Их оптимальная толщина — 0.3-0.5 мм.

Универсальный аппарат — мечта любого сварщика. Вы можете прийти в магазин и купить универсальный сварочный инвертор переменного и постоянного тока, но его цена наверняка неприятно удивит большинство мастеров. Профессионалы своего дела могут купить такой аппарат, поскольку зарабатывают с его помощью. А вот любителю вряд ли захочется тратить все свои финансы на покупку дорогостоящего оборудования.

В такой ситуации спасают самоделки. Вы можете купить недорогой сварочный трансформатор, работающий на переменном токе, и сделать к нему приставку-выпрямитель, с помощью которой аппарат будет варить на постоянке. Если постоянка вам не понадобится, приставку легко можно отключить от аппарата и варить дальше на переменном токе. Удобно? Конечно! Самоделка собирается из недорогих деталей, которые можно найти даже у себя дома или купить с рук.

Читайте также: