Как влияет на величину остаточных деформаций увеличение скорости сварки

Обновлено: 28.09.2024

Подогрев свариваемых листов может применяться не только при сварке конструкционных сталей, как средство борьбы со структурными напряжениями, но и при сварке обычных малоугле­родистых сталей, как средство уменьшения сварочных дефор­маций и напряжений.

Для установления влияния подогрева на сварочные деформа­ции и напряжения необходимо прежде всего уточнить характер подогрева. Следует различать общий равномерный подогрев свариваемых деталей и местный подогрев, обычно распростра­няющийся только на свариваемые кромки.

Влияние общего подогрева скажется в том, что все точки свариваемой детали будут при сварке иметь температуру более высокую, нежели при сварке без подогрева, на величину, равную температуре подогрева. На рис. 71 приведены данные, относя­щиеся к случаю наплавки валика на кромку узкой (50-миллиме - тровой) полосы при применении общего подогрева и подогрева и закрепления.

Сопоставляя деформации, получающиеся при наплавке без подогрева (рис. 71, а), С деформациями при подогреве на 100° (рис. 71, б), можно установить, что как в случае свободной по­лосы (пунктирные линии), так и з случае закрепленной полосы подогрев приводит к уменьшению конечной кривизны более значительному при свободной полосе и весьма малому — при закрепленной. При этом пластические деформации сжатия (имею­щие место в момент наибольшего нагрева) как при свободной, так и при закрепленной полосе уменьшаются, в связи с чем почти пропадают и конечные пластические деформации растя­жения при закреплении, которые имеют место в случае наплавки без подогрева.

Более заметное влияние в смысле уменьшения конечной кри­визны и пластических деформаций оказывает подогрев на 200° (рис. 71, в).

Таким образом, в рассмотренном случае (50-миллиметровой полосы) подогрев уменьшает конечные деформации и напряжения тем в большей степени, чем выше температура подогрева.

Если же проделать аналогичные подсчеты и построения для 100-миллиметровой полосы, то результат окажется несколько иной. Если при выполнении наплавки на закрепленную полосу тем же режимом, что и в предыдущем случае (h = 50 мм), ко­нечная кривизна составляла Спр = 0,000295, то при применении подогрева на 200° она возросла до Спр = 0,000328.

Полученные результаты станут совершенно понятными, если учесть, что действие подогрева можно рассматривать эквивалент­ным применению повышенных тепловых режимов сварки без

подогрева. Тогда, пользуясь установленными выше зависимостями деформаций от силы тока или мощности д^ги (рис. 55), можно приближенно оценить влияние подогрева. Действительно, если подогрев применить при режимах ниже критического, т. е. при таких режимах, когда дальнейшее увеличение силы тока или уменьшение скорости сварки приводит к возрастанию деформа­ций,— подогрев вызовет увеличение конечных деформаций. Если подогрев применить при режимах выше критического, тогда он приведет к уменьшению конечных деформаций свобод­ной полосы.

Рис. 71. Влияние подогрева на деформации полосы при наплавке валика

Применение закреплений, как было установлено выше, равно­сильно увеличению ширины полосы, а потому критический ре­жим для закрепленной полосы будет сдвинут в сторону более высоких сил тока. Так что, если наплавку производить при кри­тической силе тока для свободной полосы, то подогрев понизит конечные деформации свободной полосы, но повысит их для за­крепленной полосы.

Приведенные выше примеры легко могут подтвердить сказан­ное. Режим, применявшийся для наплавки (/=155 a, v = = 0,12 см! сек.) свободной 50- и 100-миллиметровой полосы, является режимом выше критического (рис. 55), поэтому подогрев свободной 50-миллиметровой полосы приведет к уменьшению конечной кривизны тем большему, чем выше температура ПОДО - 88
грева, что и было установлено на рассмотренном примере. Закре­пление 50-миллиметровой полосы как бы увеличило ее ширину, доведя до 100 мм. Но так как и для этой ширины принятый ре­жим выше критического, то и в случае закреплений подогрев приведет к уменьшению конечных деформаций.

В то же время закрепление 100-миллиметровой полосы равно­сильно увеличению ее ширины примерно до 200 мм, при которой выбранный режим ниже критического и, следовательно, подогрев должен привести к увеличению конечных деформаций.

При местном подогреве его влияние будет зависеть от месі а расположения и интенсивности дополнительного источника тепла. Если бы распределение температуры от дополнительного источ­ника тепла было известно, то, суммируя вызываемый им нагрев с нагревом от сварки,

можно было бы получить г исходные данные для определения деформаций и напряжений тем же ме­тодом, который приме­нялся в ранее рассмотрен­ных случаях.

Рис. 72. Влияние места расположения допол­нительного источника тепла.

Необходимо отметить, что в целях уменьшения остаточных деформаций и напряжений следует, применяя местный подо­грев, стремиться к такому расположению дополни­тельного источника тепла,

при котором распределение температуры по сечению, перпенди­кулярному к оси шва, было бы возможно более плавным и приближалось к линейному. Исходя из этих соображений, неце­лесообразно вести подогрев свариваемых кромок, так как при этом неравномерность подогрева только увеличится (рис. 72, а). Наиболее целесообразно располагать дополнительный источник тепла, отступя от кромки, с тем чтобы он выравнивал темпера­туру и приближал температурную кривую к прямой (рис. 72, б).

Что касается влияния охлаждения свариваемых листов, то оно проявляется двояко: путем прямого понижения температуры на­грева от сварки на величину общего охлаждения свариваемых листов (действие, обратное общему подогреву) и за счет со Да­ния более неравномерного распределения температуры с более узкой зоной йагрева вследствие более интенсивной теплоотдачи в окружающую среду. Последнее обстоятельство может быть вызвано ветром, увеличивающим теплоотдачу путем вынужден­ной конвекции, наличием на поверхности свариваемых листов воды, снега или льда, на таяние и испарение которых тратится значительное количество тепла.

Таким образом, влияние низких температур, а также условий, способствующих увеличенной теплоотдаче в окружающую среду
(сварка при ветре, при отсутствии защиты от атмосферных осад­ков и др.), может рассматриваться как применение пониженных режимов сварки. Соответственно в тех случаях, когда, например, сварка на морозе производится на режимах ниже критических, можно ожидать пониженных конечных деформаций. При сварке широких листов это и имеет место в действительности. При вы­полнении сварки на морозе режимами выше критических можно ожидать повышенных конечных деформаций, что может иметь место главным образом при сварке узких листов (рис. 55).

Очевидно, что применение при сварке на морозе повышенных сил тока и местного подогрева по схеме рис. 72, б может зна­чительно снизить пластические деформации растяжения, особенно неприятные при низких температурах.

Из приведенного видно, что, регулируя надлежащим образом тепловой режим сварки и учитывая собственную жесткость сва­риваемых листов, а также наличие дополнительных закреплений, можно получить желаемый конечный эффект от применения сварки.

Следует отметить, что регулирование теплового режима сварки может быть осуществлено не только путем выбора надлежащего режима сварки или применения подогрева, но и выбором надле* жащего метода наложения шва (сварка на проход одним или не­сколькими слоями, сварка участками, обратноступенчатая, от •середины к краям и до.), о чем будет сказано ниже.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Величина и характер сварочных напряжений и остаточных деформаций находятся в прямой зависимости от погонной энергии сварки . Увеличение сечения шва или слоя приводит к заметному росту величины остаточной деформации. Для обеспечения минимальной деформации сварной конструкции следует назначать наименьшие ( допустимые из условий прочности конструкции) сечения швов и не допускать их увеличения в процессе изготовления конструкции. На зависимости между величиной остаточной деформации и режимом сварки ( погонной энергией) основан расчетный метод определения остаточных деформаций. [46]

Общепринятый подход к регулированию свойств сварных соединений термически упрочненных сталей базируется на ограничении погонной энергии сварки . Характерно, что наибольшие допустимые значения погонной энергии сварки для получивших распространение термически упрочненных сталей не превышает, как правило, 6 - 8 ккал / см. Это обстоятельство приводит к увеличению числа проходов при сварке толстолистового проката и снижает эффективность сварочной технологии. [47]

Величина и характер сварочных напряжений и остаточных деформаций находятся в прямой зависимости от погонной энергии сварки , которая определяется выбранным режимом. [48]

Тогда для обеспечения требуемой скорости охлаждения нужно либо подогреть изделие, либо увеличить погонную энергию сварки . [49]

Количество тепла, вносимое дугой в изделие на единицу длины шва, называется погонной энергией сварки . [51]

Результаты испытаний сводят в график, выражающий зависимость механических свойств стали околошовной зоны от погонной энергии сварки . На рис. 2 - 7 приведен примерный график для низколегированной стали. Из графика следует, что оптимальной нужно считать погонную энергию, равную 8 000 кал / см, так как ей соответствует максимальная пластичность металла околошовной зоны. [52]

На процесс возникновения холодных трещин влияет химический состав металла, содержание водорода и величина погонной энергии сварки . Больше всего трещины образуются в сварных соединениях при сварке изделий из средне - и высоколегированных сталей перлитного и мартенситного классов электродами аналогичного состава. Реже холодные трещины появляются при сварке аустенитных швов и низколегированных ферритно-пер-литных сталей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наличие водорода в металле приводит к снижению его механических свойств и уменьшает стойкость против образования холодных трещин. На процесс возникновения холодных трещин могут влиять режимы сварки, так как структурные превращения зависят от перегрева околошовной зоны, скорости охлаждения металла околошовной зоны и шва. Если ограничить перегрев и исключить образование мартенсита или сместить температурный интервал его образования в зону высоких температур, а также заметно снизить скорость охлаждения в мартенситном интервале температур, можно существенно уменьшить возможность появления холодных трещин в сварном соединении. [53]

Характер изменения с температурой ударной вязкости металла шва и ЗТВ примерно одинаков при всех погонных энергиях сварки . В то же время можно видеть, что для данной стали существует диапазон погонных энергий ( 9 - 12 ккал / см), в котором; ударная вязкость ан металла шва и ЗТВ имеют максимальные значения. [54]

При сварке термоулучшенных сталей большое значение с точки зрения влияния на размер разупрочненной зоны имеет погонная энергия сварки и, особенно, определяющая ее скорость сварки. [55]

Перемещения кромок от их нагрева непосредственно в зоне ванны можно уменьшить лишь частично, уменьшая погонную энергию сварки . Поступательные перемещения пластин практически уменьшить не удается вследствие большого сопротивления заваренного участка шва растяжению. [56]

В приближенных методах расчета использовано положение о прямой пропорциональной зависимости между тепловыми пластическими деформациями и величиной погонной энергии сварки . Аналитическая зависимость указанных параметров базируется на теории распределения тепла при сварке. [58]

Количество тепла, вводимое в металл источником нагрева и отнесенное к единице длины шва, называется погонной энергией сварки . [59]

Увеличение скорости сварки ( передвижение электрода от 10 до 40 м / час ] практически не влияет на глубину провара, но ширина шва уменьшается, а высота усиления несколько возрастает. При дальнейшем возрастании скорости сварки величина провара значительно уменьшается. [2]

Увеличение скорости сварки ( передвижение электрода от 10 до 40 и / ч) практически не влияет ни глубину провара, но ширина шва уменьшается, а высота усиления несколько возрастает. При дальнейшем возрастании скорости сварки величина провара значительно уменьшается. [4]

Увеличение скорости сварки в интервале от 8 до 25 м / час приводит к увеличению глубины проплавления с одновременным уменьшением ширины шва. [5]

Увеличение скорости сварки уменьшает погонную энергию и изменяет толщину прослойки расплавленного металла под дугой. Однако в некоторых случаях ( сварка тонкими проволоками на повышенной плотности сварочного тока) увеличение скорости сварки до некоторого значения, уменьшая прослойку расплавленного металла под дугой и теплопередачу от нее к основному металлу, может привести к росту глубины проплавления. [6]

Увеличение скорости сварки приводит к получению шва с недопустимо высоким усилением и подрезами. При малых скоростях сварки увеличиваются усиление и ширина шва. [7]

Увеличение скорости сварки вызывает более резкую закалку околошовной зоны, так как сталь быстрее охлаждается. Усиление закалки вызывается также понижением сварочного тока, в особенности при сварке массивных изделий. Нагрев стали перед сваркой на 200 - 300 С замедляет скорость охлаждения при температурах закалки и снижает твердость закаленного слоя в зоне термического влияния. [8]

Увеличение скорости сварки вызывает более резкую закалку околошовной зоны, так как сталь быстрее охлаждается. Ветер и сквозняк, а также сварка на морозе увеличивают закалку. Нагрев стали перед сваркой на 200 - 300 С замедляет скорость охлаждения при температурах закалки и снижает твердость закаленного слоя в зоне термического влияния. [9]

Увеличение скорости сварки ( передвижение электрода от 10 до 40 м / ч) практически не влияет на глубину провара, но ширина шва уменьшается, а высота усиления несколько возрастает. При дальнейшем возрастании скорости сварки величина провара значительно уменьшается. [11]

Увеличение скорости сварки вызывает более резкую закалку околошовной зоны, так как сталь быстрее охлаждается. Усиление закалки вызывается также понижением сварочного тока, в особенности при сварке массивных изделий. Ветер и сквозняк, а также сварка на морозе увеличивают закалку. Нагрев стали перед сваркой на 80 - 100 С замедляет скорость охлаждения при температурах закалки и снижает твердость закаленного слоя в зоне термического влияния. [12]

Увеличение скорости сварки вызывает более резкую закалку околошовной зоны, так как сталь быстрее охлаждается. Усиление закалки вызывается также понижением сварочного тока, в особенности при сварке массивных изделий. Ветер и сквозняк, а также сварка на морозе увеличивают закалку. Нагрев стали перед сваркой на 80 - 100 замедляет скорость охлаждения при температурах закалки и снижает твердость закаленного слоя в зоне термического влияния. [13]

Увеличение скорости сварки приводит к значительному отклонению столба дуги и интенсивному вытеснению жидкого металла в заднюю часть ванны. Дно ванны при этом обнажается и глубина проплавления увеличивается, что создает опасность прожогов. Чрезмерное увеличение скорости сварки вследствие появления краевых непроваров может привести к образованию зоны несплавления. [14]

Увеличение скорости сварки от 10 до 30 м / ч практически не влияет на глубину провара. При этом ширина шва уменьшается, а высота усиления растет. С увеличением скорости сварки свыше 30 м / ч глубина провара и ширина шва значительно уменьшаются. [15]

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ СВАРКИ НА СВАРОЧНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И НАПРЯЖЕНИЯ

Вопрос о влиянии режима сварки на величину напряжений, возникающих при сварке, и на размеры коробления сваренного изделия является одним из тех вопросов, по которым, несмотря на их исключительно важное значение для производства, до сего времени нет установившегося мнения. Так, например, проф. Хренов К. К. [13] указывает, что „чем больше тепла вво­дится в металл при сварке, тем больше получаются деформации". К тому же выводу, казалось бы, приходит в результате своих исследований и проф. Николаев Г. А. [11], когда он заявляет, что „величина деформаций резко падала при применении режимов с пониженным калориметрическим эффектом"; однако он тут же вынужден отметить, что. применение электродов большого диа­метра (режим №8) не вызвало увеличения деформаций по срав­нению с нормальным режимом". Таким образом, увеличение диа­метра электрода до 11 мм, а силы тока до 450 а (как это имело место при режиме № 8), несмотря на сильное повышение нагрева, не вызвало увеличения деформаций, как того можно было ожидать, придерживаясь мнения проф. Хренова К. К. или толкуя выводы проф. Николаева Г. А. о влиянии режимов с резко пониженным калориметрическим эффектом (электроды диаметром 3 мм сила тока 7=125 я).

Такое же разнообразие мнений и результатов исследований имеется и по вопросу о влиянии режима сварки на величину внутренних „усадочных* напряжений, усложненное еще отсут­ствием единообразия в понимании термина „внутренние" или „уса­дочные" напряжения. Так, например, Патон Е. О., Горбунов Б. Н. и Берштейн Д. И. [14] считают, что малые усадочные напряжения имеют место при сварке малыми силами тока, а большие уса­дочные напряжения — при сварке сильным током. В то же время Боленрат [15] приходит к заключению, что при узких зонах ра­зогрева (т. е. при малых силах тока) „наибольшие напряжения. больше, чем при широких зонах разогрева". К иному выводу 68
приходит Бюлер [16] на основании исследований, проведенных им совместно с Ломан

Можно было бы привести выводы еще целого ряда исследо­ваний (Стручкова А. Ф. [18], Розенталь и Цабрс [19] и др. ), ко и приведенного достаточно для того, чтобы показать, сколь раз­нообразны, а в ряде случаев и прямо противоречивы мнения и результаты различных исследований.

Рис. 52. Изменение стрелки прогиба полосы при различных режимах наплавки на кромку.

Однако можно показать, что эти противоречия лишь кажу­щиеся. Надо учесть, что различные авторы применяли образцы различных форм и размеров и исследовали различные, и при том сравнительно узкие, области сварочных режимов, что неизбежно при экспериментальных мето­дах исследования, которые только и применялись при разрешении поставленных во­просов.

Возможность использова­ния теоретического метода определения деформаций по­зволила автору [20] более широко исследовать влияние различных факторов на дефор­мации при наплавке валика на кромку полосы, так как при этом условия сварки можно было менять в столь широ­ких пределах, как это было необходимо для установления действующих закономерностей.

Влияние режима сварки на характер деформаций полосы в процессе наплавки видно из кривых, представленных на рис. 52. Приведенные три кривые вычислены для наплавки валика раз­личными силами тока, хотя и сильно отличающимися по своей величине, но вызывающими, как это видно из рис. 52, примерно одинаковые конечные стрелки прогиба.

Однако в процессе сварки деформации в рассматриваемых трех случаях существенно различны, главным образом по вели­чине отрицательных стрелок прогиба. С увеличением силы тока, т. е. с увеличением нагрева, отрицательные стрелки прогиба р істут, тогда как положительные изменяются незначительно. Такое положение становится понятным, если рассмотреть эпюры кривизны С для трех приведенных режимов наплавки. Эти эпюры приведены на рис. 53, из которого видно, что большая сила і ока вызывает увеличенный участок положительной кри­визны (и по величине ординат и по длине участка).

Для того чтобы установить причины, вызвавшие расхожде­ние между деформациями в процессе наплавки и конечными
стрелками прогиба, следует проследить за изменением характера деформаций полосы при наплавке валика различными режимами.

Если при применении малой силы тока It или большой ско­рости сварки vv характер деформации в момент наибольшего нагрева и в момент полного остывания после окончания сварки может быть представлен графиками, приведенными на рис. 54, а, то при выполнении наплавки более сильным током /2 или с меньшей скоростью vг ширина зоны нагрева Ь.2 (рис. 54, 6) увеличится по сравнению с шириной Ьх (рис. 54, а). При этом действительные деформации в момент наибольшего нагрева увеличатся, в связи с чем, соответственно, уменьшатся пласти­ческие деформации сжатия г2 (по сравнению с величиной elt

Рис. 53. Кривые изменения кривизны С для полосы при различных режимах

наплавки па кромку.

имевшей место в случае, изображенном на рис. 54, а). После полного остывания ординаты кривой X' также уменьшатся* что, однако, приведет к увеличению действительных деформаций и увеличению кривизны полосы по сравнению со случаем, пред­ставленным на рис. 54, а.

Характерной особенностью полученной эпюры конечных де­формаций (рис. 54, б) является наличие на кромке под валиком почти нулевых напряжений при весьма сниженных (и по вели­чине, и по ширине зоны распространения) пластических дефор­мациях растяжения.

Дальнейшее увеличение силы тока или уменьшение скорости сварки и, следовательно, увеличение ширины зоны нагрева приводит, как это видно из рис. 54, в, к дальнейшему уменьше­нию ординат кривой Х3. При этом начинают уменьшаться орди­наты прямой Д3 и конечная кривизна полосы. Напряжения под валиком становятся сжимающими, а пластические деформации растяжения приближаются к нулю.

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ СВАРКИ НА СВАРОЧНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И НАПРЯЖЕНИЯ

Характер эпюры конечных деформаций остается примерно тек же и при дальнейшем увеличении ширины зоны нагрева (за счет увеличения силы тока или уменьшения скорости сварки). При этом кривизна полосы заметно уменьшается (рис. 54, г), под валиком растут напряжения сжатия, остаточные пластиче­ские деформации растяжения отсутствуют.

Рассмотренные эпюры конечных деформаций полосы с на­плавленным различными режимами валиком позволяют устано­вить закономерность изменения кривизны и напряженного со­стояния полосы в зависимости от режима сварки.

Влияние режима сварки на характер и величину остаточных напряжений

Рис. 60. Зависимость напряжений на свободной кромке от силы тока и ско­рости сварки.

Влияние режима сварки на характер и величину остаточных напряжений

Пользуясь приведенными выше эпюрами (рис. 54), можно установить влияние режима сварки на напряжения, вызываемые сваркой в любом волокне по­лосы. На рис. 60 приведены кривые изменения напряже­ний' в крайнем продольном волокне (противоположном валику) полосы шириною h= 100 мм. Характер этих кри­вых напоминает характер кри­вых изменения кривизны по­лосы, приведенных на рис. 57.

Если же обратиться к иссле­дованиям Розенталя и Цабрса, то они представили зависи­мость этих напряжений от мощ­ности дугии скорости сварки в виде прямых, привеленныхнарис.61. Однако, если экспериментальные точки, относящиеся к различ­ным скоростям сварки, соединить плавными кривыми (рис. 62), то характер последних будет вполне соответствовать характеру кривых (рис. 60). Таким образом, по Розенталю и Цабрс, на­пряжения непрерывно возрастают с увеличением мощности, тогда как из кривых теоретических (рис. 60) и эксперименталь­ных (рис. 62) следует, что после достижения напряжениями максимальной величины при некоторой критической силе тока (или мощности) дальнейшее повышение силы тока приводит к понижению напряжений. При этом наибольшая величина на­пряжений не превосходит предела текучесіи, а критическая величина силы тока тем больше, чем больше скорость сварки.

В экспериментальных исследованиях Розенталя и Цабрса были определены напряжения и в волокнах под валиком. Однако разбросанность экспериментальных точек (рис. 63) и отсутствие какой-либо простой, бросающейся в глаза, закономерности не позволили исследователям предложить какую-либо зависимость
напряжений иод валиком от режима наплавки и вызвали лишь сомнение в правильности полученных ими экспериментальных данных (точка, соответствующая ^нанлавке со скоростью

Рис. (Л. Зависимость напряжений’’ на" свободной кромке полосы от мощности! дуги, по Розенталю и Цабрсу. л

Влияние режима сварки на характер и величину остаточных напряжений

Однако, располагая тео­ретическими данными о рас­пределении конечных де­формаций и напряжений (рис. 54), нетрудно уста­новить искомую зависи­мость напряжений под ва­ликом от режима сварки. Как отмечалось выше, на­пряжения в том или ином волокне определяются раз­ностью деформаций X’ и Д, если эта последняя не пре­вышает деформаций ел, со­ответствующих пределу те­кучести. Предполагая, что разность X'—Д' для волокна под валиком представляет собою только упругие деформации, пропорциональные им напряжения изобразились бы для различ­ных режимов сварки кривой ОАБВГ (рис. 64). Так как в дей­ствительности разность в отдельных случаях зна­чительно превышает де­формации єт, то напряже­ния на участках, где ординаты кривой ОАБВГ превышают предел теку­чести. будут оставаться постоянными, равными пределу текучести (Ух, в связи с чем действитель­ная зависимость напря­жений под валиком от силы сварочного тока представится кривой

012Б34Г. С увеличением рис 52. Зависимость напряжений от мощ - скорости сварки напря - ности дуги по экспериментальным данным, жения будут достигать

предела текучести (при растяжении) при больших силах тока и при более сильных токах переходить из растягивающих в сжи­мающие. Для очень больших скоростей сварки обычные силы сварочного тока будут давать только первый участок 012 пред­ставленной выше зависимости.

Если, учитывая полученный характер зависимости от режима сварки напряжений под валиком, соединить экспериментальные точки (полученные после вертикальной разрезки) соответствую-
тими ломаными линиями, то, как видно из рис. 65, полученная теоретическим путем закономерность полностью подтверждается экспериментальными данными, а точка, вызывавшая наибольшие сомнения исследователей, расположится в полном соответствии с установленной зависимостью. б

Читайте также: