Оэ 2 4 по способам какое изменение происходит при сварке трением круглых заготовок

Обновлено: 27.04.2024

Сущность способа сварки трением заключается в том, что две детали располагаются соосно в зажимах машины, одна из них закрепляется неподвижно, а вто­рая приводится во вращение вокруг их общей оси.

На поверхности взаимного контакта деталей, прижатых осевым усилием Р, возникают силы трения.

Работа по преодолению этих сил при относительном вращении деталей преобразуется в тепло, которое

выделяется на поверхности трения и вызывает их нагревание. После достижения необхо­димой температуры (1000. 1300 °С при сварке сталей) относительное перемещение дета­лей должно быть по возможности максимально быстро остановлено. Нагревание при этом тоже останавливается, а усилие сжатия еще некоторое время прикладывается.

Изменение тепловыделения во времени

Учитывая, что произведение момента сил М на скорость вращения п имеет размер­ность мощности (N = к*М*п), то при постоянной скорости вращения кривая момента M(t) мо­жет рассматриваться как изменение мощности N.

Площадь, которая ограничена ею, осью абсцисс и двумя ординатами tt и t2 представ­ляет величину энергии Е за время ti -12, так как:

Е= J N dt =К J М я di

Изменение тепловыделения во времени, которое отвечает изменению момента М - до­вольно сложно.

Сварка трением

Изменение во времени момента сил М. частоты вращения п, и осево­го усилия Р при сварке трением.

Процесс сварки трением разделяют на шесть фаз (рис. 8). В первой фазе (t,) происхо­дит притирание поверхностей стержня. С увеличением частоты вращения момент трения покоя Мо уменьшается, идет процесс граничного трения, разрушаются пленки, контактируют и реформируются отдельные микровыступы, появляются первые зоны схватывания, начи­нается сухое трение.

Во второй фазе (t2) возрастание момента (и мощности) трения отвечает резкому воз­растанию количества взаимодействующих микровыступов. При этом возрастает температу­ра и, соответственно, уменьшается прочность металла и сопротивление мостиков до де­формации. Произведение этих двух функций обусловливает наличие максимума mmaxi - Трение распространяется на всю поверхность.

В Начале третьей фазы fo) имеет место интенсивное макродеформирование поверх­ностей с вытеснением металла в грат и перемещением деталей в осевом направлении (осадка нагрева). Момент М стабилизируется, а температура достигает максимального зна­чения.

Четвертая фаза (U) - квазистационарный процесс, характеризуется стабилизацией большинства параметров, пленки оксидов и инородных включений удалении в грат.

Пятая фаза (t5) торможение. С уменьшением частоты вращения быстро возрастает ко­эффициент и момент трения, увеличивается мощность тепловыделения. При приближении частоты вращения к нулю, мощность тепловыделения резко падает, наступает полная оста­новка с быстрым образованием металлических связей, характерных для неразъемного сварного соединения.

Шестая фаза (te) - проковка. Соединение деформируют осевым усилием, величина ко­торого может равняться, или быть большей оттого, какое было при нагреве.

Основные параметры и рациональные режимы сварки

Основные параметры при сварке трением:

- давление при нагревании р„;

- давление проковки рпр;

- время нагревания tM;

- время проковки tnp;

- частота вращения п;

- осадка при нагревании Д|„;

- суммарная осадка ДІ.

Оборудование для сварки трением

Машины для сварки трением обычно имеют в себе следующие основные узлы (рис. 9): два зажима 5 и 7 для свариваемых деталей 6, из которых один вращающийся; передняя бабка 4 со шпинделем, несущим на себе вращающийся зажим 5; узел 8, в котором разме­щен невращающийся зажим 7; привод вращения шпинделя с двигателем 1; ременной пере­дачей 2 и устройством для натяжки ремней; фрикционная муфта 3 для сцепления шпинделя с приводным устройством, а таюке для торможения шпинделя, пневматический и гидравли­ческий цилиндры 9 для обеспечения необходимого осевого усилия машины.

Сварка трением

Прессовая сварка дугой, вращающейся в магнитном поле

Физическая сущность процесса

Сущность процесса состоит в нагревании торцов свариваемых деталей электрической дугой, которая перемещается вдоль кромок под действием сил. которые являются результа­том взаимного внешнего магнитного поля дуги как электрического проводника с током с по­следующей ппастической деформацией нагретых торцов.

Сварка трением

Рис. 10 а) Схема процесса сварки труб; б) Направления действия сил на дугу в характерных ее по­ложениях (вид с торца трубы).

1 - свариваемые труби; 2 - магниты; 3 - дуга; G - источник сварочного тока

Сила, которая действует на дугу Fg, определяется как векторное произведение тока ду­ги 18 и рациональной составляющей вектора магнитной индукции Вр в зазоре между трубами.

Выделяют некоторые характерные периоды процесса нагревания;

- период возбуждения и неустановившегося горения дуги на начальной стадии процесса;

- установившееся горение дуги;

- нестойкое горение дуги на горячих кромках труб, что может сопровождаться периодичным замыканием торцов, выбрызгиванием и перерывами в протекании тока, когда дуга гаснет.

Параметры технологического про­цесса сварки

Главные параметры режима:

- время горения дуги;

Основные преимущества способа

Высокая продуктивность процес­са - в 2 - 5 раз больше, чем при обще­принятых способах сварки.

Как правило, незначительный расход электроэнергии - в 3 - 5 раз меньшая в сравнении с другими способами.

Экономия металла деталей. Припуск на оплавление в 3 - 4 раза меньший, чем при кон­тактной сварке оплавлением и сварке трением.

Прочность сварного соединения выше прочности основного металла без заметного снижения пластичности. Отсутствуют поры, раковины, инородные включения и другие де­фекты.

Сохранение антикоррозионных покрытий, покрытие разрушается только в зоне шва. Грат, как внешний, так и внутренний, значительно меньший, чем при стыковой контакт­ной сварке и равномерно распределенный по периметру.

Отрасли рационального использования способа

Могут свариваться любые детали с замкнутой линией шва. Наилучшие условия сварки достигаются при одинаковой толщине стенок.

В случае сварки изделий, которые имеют разные сечения (например, трубы со стерж­нями), необходимо обеспечить одинаковые сечения в зоне сварки на глубину всего 2.. .3 мм.

Сваривают широкий диапазон металлов. Например: низкоуглеродистую сталь, легиро­ванную сталь, аустенитную сталь, медь, латунь, бронзу. Возможна даже сварка металлов и в разноименных объединениях: стали с медью, алюминий с медью и т. д.

Сварка трением

Сварка трением — разновидность сварки давлением, при которой нагрев осуществляется трением, вызванным перемещением (вращением) одной из соединяемых частей свариваемого изделия (рис. 1).

Рис.1. Схема сварки трением

Процесс образования сварного соединения:

  • Воздействие сил трения сдирает оксидные пленки;
  • Наступает разогрев кромок свариваемого металла до пластичного состояния, возникает временный контакт, происходит его разрушение, и высокопластичный металл (металл шва)* (рис. 1) выдавливается из стыка;
  • Вращение прекращается, образуется сварное соединение.

Особенности сварки трением

При сварке трением механическая энергия, подводимая к одной из свариваемых деталей, преобразуется в тепловую, и теплота вырабатывается прямо в месте будущего соединения.

Теплота может выделяться:

  • при вращении одной детали относительно другой (рис. 2, а);
  • при вращении вставки между деталями (рис. 2, б, в);
  • при возвратно-поступательном движении деталей в плоскости стыка с относительно малыми амплитудами Д и при звуковой частоте (рис. 2, г).

В последнем случае детали прижимаются постоянным или возрастающим во времени давлением Р. Сварка завершается осадкой и быстрым прекращением вращения.

Процессы в зоне стыка при сварке трением

В зоне стыка при сварке трением протекает ряд процессов. По мере увеличения частоты вращения свариваемых заготовок и при наличии сжимающего давления происходит притирка контактных поверхностей, а также разрушение присутствующих на них в исходном состоянии жировых пленок. Граничное трение уступает место сухому. В контакт вступают отдельные микровыступы, происходит их деформация и образование ювенильных участков с ненасыщенными связями поверхностных атомов. Между последними мгновенно формируются металлические связи и немедленно разрушаются из-за относительного движения поверхностей.

Этот процесс идет непрерывно и сопровождается увеличением фактической площади контакта и быстрым повышением температуры в стыке. Одновременно снижается сопротивление металла деформации, и трение распространяется на всю поверхность контакта. В зоне стыка появляется тонкий слой пластифицированного металла, выполняющего роль смазочного материала, и трение из сухого становится граничным.

Рис. 2. Схемы процесса сварки трением: 1 — свариваемые детали; 2 — вставка; 3 — зона сварки

Под действием сжимающего усилия происходит вытеснение металла из стыка и сближение свариваемых поверхностей (осадка). Контактные поверхности оказываются подготовленными к образованию сварного соединения: металл в зоне стыка обладает низким сопротивлением высокотемпературной деформации, оксидные пленки утонены, частично разрушены и удалены в грат, соединяемые поверхности активированы. После торможения, когда частота вращения приближается к нулю, температура металла в стыке несколько снижается за счет теплоотвода. Осадка сопровождается образованием металлических связей по всей поверхности.


Рис. 3. Типы сварных соединений, выполненных сваркой трением

Диаметр деталей при сварке трением

Сваривать стержни диаметром более 200 мм нецелесообразно, потому что для реализации этого процесса потребовались бы машины с двигателями мощностью ~ 500 кВт при скорости вращения ~2 с-1 и с осевым усилием более 3 x 10б Н. Сооружение такой машины и её эксплуатация были бы настолько дорогими, что не окупили бы выгоды, которую может дать сварка трением.

Не удается сварить даже в лабораторных условиях и стержни диаметром менее 3,5 мм, для которых нужна установка со скоростью вращения шпинделя ~ 200 с-1 и сложным устройством для осуществления мгновенного его торможения.

Расчеты и опыт применения сварки трением показывают, что ее стоит применять для сварки деталей диаметром от 6 до 100 мм. Наиболее эффективно применение сварки трением для изготовления режущего инструмента при производстве составных сварно-кованых, сварно-литых или сварно-штампованных деталей. Она незаменима при соединении трудносвариваемых или вовсе не сваривающихся другими способами разнородных материалов. Например, стали с алюминием, аустенитных сталей с перлитными. Эффективно применение сварки трением и для соединения пластмассовых заготовок.

Машины для сварки трением: конструкция и особенности

Машины для сварки трением обычно содержат следующие основные узлы (рис. 4):

  • привод вращения 1 шпинделя с ременной передачей 2;
  • фрикционную муфту 3 для сцепления шпинделя с приводным устройством;
  • тормоз 4 для торможения шпинделя;
  • два зажима для крепления свариваемых заготовок 7;
  • переднюю бабку 5 со шпинделем, несущим на себе вращающийся зажим 6;
  • заднюю бабку 8 с неподвижным зажимом;
  • пневматические или гидравлические цилиндры 9, обеспечивающие создание необходимого рабочего (осевого) давления машины;
  • пневматическую, пневмогидравлическую или гидравлическую схему управления силовым приводом машины; шкаф управления.

Рис. 4. Принципиальная конструктивно-кинематическая схема машины для сварки трением

В большинстве машин в состав привода вращения входят трехфазный асинхронный электродвигатель, клиноременная передача с зубчатым ремнем. В машинах для микро- и прецизионной сварки, шпиндель которых должен развивать очень высокую частоту вращения (80–650 с-1), в качестве привода применяют пневматические турбинки. Такие турбинки характеризуются быстрым разгоном и торможением, позволяют обходиться без передачи при помощи непосредственного сочленения вала со шпинделем машины.

На рис. 5 приведен общий вид установки сварки трением с последующим удалением грата в автоматическом режиме автомобильных выпускных клапанов.


Рис. 5. Установка СТ110 для сварки трением

Примеры и опыт сварки трением

Мировой опыт применения сварки трением позволяет сделать вывод, что этот вид сварки — один из наиболее интенсивно развивающихся технологических процессов. Особенно в странах с высоким уровнем развития промышленности.

Некоторые примеры применения сварки трением приведены на рис. 6.


Рис. 6. Примеры применения сварки трением: а — промежуточный вал коробки передач автомобиля; б — карданный вал тяжёлого грузового автомобиля; в — карданный вал автомобиля «Форд»; г — коническое зубчатое колесо с удлиненной ступицей; д — вал рулевого управления легкового автомобиля; е — гладкие и резьбовые калибры; ж — сталеалюминиевый трубчатый переходник диаметром 90 мм с толщиной стенки 4 мм​

Разновидностью сварки трением является инерционная сварка. В этом случае вращаемую деталь располагают в маховике, который раскручивают до заданной скорости. Детали соединяют, и сварка завершается остановкой вращения маховика.

Достоинства инерционной сварки трением:

  • Не требуется большой мощности;
  • Быстрота сварки, меньшая зона разогрева, вследствие точного дозирования энергии.

Для плазменной дуги характерны крайне высокая температура (до 30000 °С) и широкий диапазон регулирования технологических свойств.

Газопламенная обработка металлов — это ряд технологических процессов, связанных с обработкой металлов высокотемпературным газовым пламенем.

Электронно-лучевая сварка использует кинетическую энергию потока электронов, движущихся с высокими скоростями в вакууме.

При облучении поверхности тела светом энергия квантов (порций) света поглощается этой поверхностью. Образуется теплота, температура поверхности повышается. Если световую энергию сконцентрировать на малом участке поверхности, можно получить высокую температуру. На этом основана сварка световым лучом оптического квантового генератора — лазера.

При сварке токами высокой частоты (ТВЧ) изделие перед сварочным узлом формируется в виде заготовки с V-образной щелью между свариваемыми кромками.

Холодная сварка — способ соединения деталей при комнатной (и даже отрицательной) температуре, без нагрева внешними источниками.

Сварка взрывом — сравнительно новый и перспективный технологический процесс. Он позволяет получать биметаллические заготовки и изделия практически неограниченных размеров из разнообразных металлов и сплавов, включая те, которые сложно сваривать другими способами.

Сварка трением, принцип, применение, схема и технология

Сварка трением берет свое начало в 1956 году, в Советском Союзе. С 60-х годов она начала развиваться в других странах и впоследствии получила широкое признание. Сварка трением представляет собой разновидность сварки давлением, при которой нагрев металла происходит путем трения одной из соединяемых частей изделия.

Окончательное соединение происходит в конце процесса, когда применяется проковочное усилие. Этот вид сварки используется в авиастроении, автомобилестроении.

Сварка металла трением

Сварка трением

Сварка металла трением — это уникальный процесс соединения двух металлов, при котором механическая энергия трения или вращения одной из заготовок превращается в тепловую, где генерирование теплоты происходит именно в месте нужного соединения. В процессе нагрева детали прижимаются с постоянным давлением или нарастающим. После необходимого нагрева, расплава металла, соединения путем давления сварка завершается осадкой и резким прекращением вращения.

При сварке металла трением в зоне соединения в результате давления происходит разрушение жировых пленок и окислов, которые мешают прочному соединению.

Сильно разогретый металл, до температуры плавления, при сильном сжатии побуждает атомы металлов врастать друг в друга, что вызывает монолитность изделия. Таким образом, сварка металла трением включает в себя процесс:

  • прочное закрепление деталей, при котором одна из них подвижная, а другая нет;
  • разогрев металла механическим путем до пластичного состояния, плавления;
  • процесс разрушения окислов, жировых пленок, мешающих прочности сварного шва;
  • кромки горячего металла устанавливают металлические связи на атомном уровне;
  • прекращение вращательных движений, давления, режим застывания деталей.


Россия


Беларусь


Молдова

В 1990-е годы был разработан метод сварки трением металлов с перемешиванием. Этим способом варятся стыковые швы листового цветного металла: алюминия, титана, их сплавов, а также стали. Также свариваются все сплавы с температурой плавления до 1800 0 С, можно соединять разнородные металлы. Для этого используют инструмент в форме стержня с наконечником, который углубляется в свариваемую деталь и проходит по всей необходимой длине свариваемой детали. Инструмент вращается с очень большой скоростью, происходит сильное трение, вызывающее нагрев металла до пластичного состояния. Происходит перемешивание расплавленной массы с вращающимся инструментом и его вытеснение в свободное пространство позади инструмента. В результате такого процесса устанавливаются металлические связи и происходит соединение металлов. По окончании работы инструмент выводят за пределы заготовки. Ключевые критерии сварки трением металлов с перемешиванием:

  • скорость сварки;
  • частота вращательных движений;
  • сила прижимания инструмента, его перемещение, с учетом свариваемого металла, его толщины;
  • размеры такого инструмента и угол его наклона.

Достоинства такой сварки:

  • не нужна большая мощность;
  • локальная зона разогрева, точность разогрева;
  • быстрота сварки;
  • точность соединения;
  • отсутствие брызг.

Сварка трением оборудование

Сварка трением схема

Сварка трением оборудование предназначено для выполнения высокоточной задачи по соединению двух металлов. Одним из передовых станков является ПСТ-80. Он оборудован гидравлическими зажимами, сенсорным экраном для контроля, управления и программирования цикла сварки, гидростанцией и станцией смазки. Может сваривать металл из жаропрочной стали, конструкционной, шов сечения состоит из мелкозернистой структуры. Сварка трением оборудование модели МАСТ-10 предназначена для стыковой сварки черных металлов, цветных, их сплавов. Машина полуавтоматическая, автоматизированные операции, кроме загрузки деталей. Модели ПСТ-12, ПСТ-20, ПСТ-50 замечательно выполняют свою работу сваривания, образуют качественный шов, быстрота работы.

Сварка трением - сварка с применением давления, при которой нагрев осуществляется трением, вызванным относительным пере­мещением свариваемых частей или инструмента.

Наиболее распространенная схема ротационной сварки приве­дена на рис. 5.7. Две заготовки, подлежащие сварке, устанавливают соосно в зажимах машины; одна из них - неподвижна, а другая приво­дится во вращение вокруг их общей оси. На сопряженных торцовых поверхностях деталей, прижатых одна к другой осевым усилием Р, возникают силы трения.

Работа, затрачиваемая при относительном вращении сваривае­мых заготовок на преодоление этих сил трения, преобразуется в теп­лоту, которое выделяется на поверхностях трения и нагревает приле­гающие к ним тонкие слои металла до температур, необходимых для образования сварного соединения (при сварке черных металлов тем­пературы в стыке достигают 1000. 1300° С). Таким образом, в стыке действует внутренний источник тепловой энергии, вызывающий бы­стрый локальный нагрев небольших объемов металла.

В процессе трения пластичный металл стыка выдавливается в радиальных направлениях под воздействием осевого усилия и танген­циальных сил, возникающих в стыке при вращении одной детали от­носительно другой. Выдавленный металл (грат) - имеет характерную для сварки трением форму сдвоенного правильного кольца, располо­женного по обе стороны плоскости стыка.

При выдавливании пластичного металла из стыка в радиальных направлениях хрупкие оксидные пленки, покрывавшие торцовые по­верхности соединяемых заготовок до начала сварки, разрушаются, а их обломки, а также продукты сгорания адсорбированных жировых пленок и другие инородные включения вместе с металлом удаляются из стыка в грат.

Нагрев прекращается путем быстрого (практически мгновенно­го) прекращения относительного вращения. При этом в контакт ока­зываются введенными очищенные торцовые поверхности соединяе­мых деталей, металл которых доведен до состояния повышенной пла­стичности. Для получения прочного соединения достаточно такой подготовленный к сварке металл подвергнуть сильному сжатию - про-

ковать. Это достигается с помощью продолжающего еще некоторое время действовать осевого усилия.

Таким образом, прочность образующегося сварного соединения непосредственно связана с величиной пластического деформирования торцов свариваемых деталей и с режимом проковки.

В свою очередь, степень пластического деформирования и гео­метрия зоны сварки зависят от количества и характера выделения теп­ла при трении, теплопроводности материала заготовок, распределения давления в контакте с учетом изменения механических свойств мате­риала заготовок при нагреве и длительности цикла сварки.

Мощность выделения тепла в точках, расположенных на рас­стоянии ri от оси вращения составляет:

где: f - коэффициент трения; р - нормальное давление в контакте; n - частота вращения.

Суммарная мощность составит:

На периферии стыка нагрев металла более значителен чем в зо­не оси вращения. При сварке происходит перераспределение давле­ния. Оно концентрируется в центральной зоне (там, где скорость тре­ния и нагрев материала меньше). Обычно скорость трения составляет 10.25 м/с. При скоростях меньше 10 м/с необходимо увеличивать давление, что может привести к деформациям заготовок. При сварке сталей рекомендуются давления: на фазе нагрева 0,6 МПа; на стадии проковки - 1,5 МПа. При нагреве происходит притирка поверхностей заготовок, удаление оксидных пленок и загрязнений, что сопровожда­ется уменьшением линейных размеров заготовок. После проковки также происходит уменьшение суммарной длины заготовок. Если не-

обходимо обеспечить точный осевой размер свариваемого изделия, то используется контроль изменения длины заготовок. Управление про­цессом сварки в современных станках осуществляется на основе дан­ных о скорости изменения длины заготовок на стадиях нагрева и про­ковки.

Строго локализованное тепловыделение в приповерхностных слоях деталей при сварке трением является главной особенностью этого процесса, определяющей его энергетические и технологические преимущества, к которым в первую очередь относятся следующие: Высокая производительность. Объем тонкого слоя нагреваемого ме­талла незначителен. Весь цикл его нагрева продолжается от 2 до 30 секунд (в зависимости от свойств материала и размеров сечения сва­риваемых деталей). Высокие энергетические показатели процесса. Локальное генерирование тепла и малые объемы нагреваемого при сварке трением металла обусловливают высокий КПД процесса. Рас­ход энергии и мощности при сварке трением в 5.10 раз меньше чем, например, при электрической контактной сварке встык. Высокое ка­чество сварного соединения. При правильно выбранном режиме свар­ки металл стыка и прилегающих к нему зон обладает прочностью и пластичностью, не меньшей, чем основной металл соединяемых заго­товок; стык свободен от пор, раковин, различного рода инородных включений и других макропороков. Металл стыка и зон термического влияния в результате ударного термомеханического воздействия (бы­стрые нагрев и охлаждение в присутствии больших давлений), по сво­ему характеру близкого к режимам термомеханической обработки ме­таллов, приобретает сильно измельченную структуру. Независимость качества сварных соединений от чистоты их поверхности. При сварке трением нет необходимости в зачистке перед началом процесса вво­димых в контакт поверхностей; боковые поверхности заготовок также могут оставаться неочищенными, что в значительной мере экономит

время вспомогательных операций. Возможность сварки металлов и сплавов в различных сочетаниях. Процесс сварки трением позволяет выполнять прочные соединения не только одноименных, но и разно­именных металлов и сплавов (например, сочетания алюминий - сталь, медь - сталь, титан - алюминий, медь - алюминий). Простота механи­зации и автоматизации. Сварку трением выполняют на специальных машинах; основные параметры процесса сравнительно легко про­граммируются, и, как правило, все оборудование представляет собой полуавтоматы или автоматы.

К недостаткам сварки трением можно отнести: Сварка трением не является универсальным процессом. С ее помощью могут осущест­вляться соединения лишь таких пар заготовок, из которых хотя бы од­на является телом вращения (круглый стержень или труба), ось кото­рого совпадает с осью вращения. Другая заготовка может быть произ­вольной формы, но должна иметь плоскую поверхность, к которой приваривается первая заготовка. Этот недостаток, однако, несущест­венно ограничивает применяемость сварки трением; так как в маши­ностроительных отраслях промышленности количество деталей круг­лого сечения составляет до 50. 70% от общего числа свариваемых деталей. Г ромоздкость оборудования, в результате чего процесс не может быть мобильным; процесс осуществим лишь при условии по­дачи заготовок, подлежащих сварке, к машине (приварка малых заго­товок к массивным конструкциям с помощью переносных машин ис­ключается). Искривление волокон текстуры проката в зоне пластиче­ского деформирования - волокна близ стыка располагаются в ради­альных направлениях и выходят на наружную (боковую) поверхность сваренной детали. В деталях, работающих в условиях динамических нагрузок, стык с таким расположением волокон может оказаться оча­гом усталостного разрушения, а в деталях, работающих в агрессивных средах - очагом коррозии. Лучшим средством предотвращения ука­занных дефектов является сохранение на детали грата. Необходимость съема грата, когда это по конструктивным соображениям оказывается необходимым. На это затрачивается добавочное время либо на сва­рочной машине, либо на отдельном рабочем месте.

Сварка трением широко применяется при изготовлении: В авто­мобилестроении - деталей рулевого управления, карданных валов лег­ковых и грузовых автомобилей, полуосей, картеров задних мостов ав­томобилей, клапанов двигателей внутреннего сгорания, цилиндров гидравлических систем и др. В тракторостроении - деталей рулевого управления, планетарных передач, валов отбора мощности, катков, траков, роторов турбо нагнетателей дизельного двигателя и др. В электропромышленности - деталей высоковольтной аппаратуры, вы­водов бумаго-масляных конденсаторов, кислотных аккумуляторов и анодов игнитронов, поршней пневматических цилиндров сварочных машин и др. В инструментальном производстве - при массовом изго­товлении концевого режущего инструмента (фрезы, сверла, метчики).

Принципиально сварку трением можно вести на любом метал­лорежущем станке имеющем патрон на вращающемся шпинделе для закрепления одной из свариваемых деталей и место для установки второй детали (токарный, фрезерный, расточной, сверлильный и т. п. станки). Однако использование универсальных металлорежущих станков для сварки трением приводит к их быстрому износу. Универ­сальные станки не рассчитаны на режимы, свойственные сварке тре­нием; выходят из строя подшипниковые группы станков, ломаются станины.

В серийном производстве для сварки трением используют спе­циальные машины, снабженные силовым (обычно гидравлическим) механизмом прижима заготовок, электромагнитным тормозом шпин­делей установленных в подшипниках повышенной мощности.

Различают несколько видов сварки трением:

Инерционная сварка отличается от обычного способа сварки трением лишь тем, что потребляемая из электрической сети энергия, преобразованная электродвигателем в механическую энергию, посту­пает в зону сварки не непосредственно, а предварительно (в проме­жутках между сварками) аккумулируется в маховике машины. Про­цесс инерционной сварки начинается с того, что маховик машины с помощью электродвигателя приводится во вращение. Когда накоп­ленная энергия и угловая скорость достигнут достаточной для сварки заготовок величины, маховик отключается от приводного двигателя и подключается к шпинделю, на котором укреплена одна из заготовок. Если заготовки предварительно были прижаты осевым усилием одна к другой, то в стыке начинается процесс тепловыделения.

Время нагрева при инерционной сварке в несколько раз меньше, чем при обычной сварке трением. Кратковременный цикл нагрева - охлаждения позволяет с помощью инерционной сварки соединять та­кие разнородные материалы, как титан с алюминием и другие сочета­ния, в то время как при обычной сварке трением это в ряде случаев невыполнимо. Однако при сварке сталей склонных к образованию за­калочных структур (сварка быстрорежущих сталей с конструкцион­ными) быстротечность термического цикла приводит к образованию закалочных трещин.

Орбитальная сварка (рис. 5.8, а) отличается от обычного спосо­ба сварки тем, что позволяет осуществлять соединение не только круглых заготовок, но также и заготовок любой произвольной формы сечения. Это достигается путем вращения обеих свариваемых загото­вок с одинаковой угловой скоростью в одну и ту же сторону. При этом даже если торцы заготовок и были прижаты один к другому, си­лы трения между ними не возникнут. Если одну из заготовок сместить в радиальном направлении то в стыке возникнет трение, начнется теп­ловыделение. Процесс тепловыделения завершается принудительным совмещением осей вращающихся заготовок. Во время торможения обеих заготовок их торцами прикладывается проковочное давление. К моменту остановки заготовок, они оказываются сваренными.

Сварка двух деталей с помощью третьего тела применяется для соединения длинных (или коротких, но массивных) заготовок. Во время сварки крайние заготовки (рис. 5.8, б) остаются неподвижными. Во вращение приводится только зажатое между ними тело (вставка).

В качестве вставки может быть использован тонкий диск с диаметром большим, нежели диаметр свариваемых заготовок, или относительно длинная в осевом размере вставка, диаметр которой может быть таким же, как и диаметр, подлежащих соединению заготовок.

Одновременная сварка трех заготовок - применяется с целью увеличения производительности труда. Одновременно свариваются три заготовки. Средняя заготовка в процессе сварки остается непод­вижной, а крайние - приводятся во вращение с помощью двух отдель­ных шпинделей.

Вибрационная сварка (линейная сварка LFW) - сварка трением некруглых деталей, при котором вместо относительного вращения ис­пользуется возвратно-поступательное движение торца одной из сва­риваемых заготовок относительно другой. В процессе возвратно - по­ступательного движения с частотой около 60 Гц и амплитудой до 3 мм, торцы заготовок сжимаются до образования плотного контакта. В процессе сварки вязкопластичные слои металлов заготовок переме­щаются к границам свариваемой поверхности. При этом удаляются окислы и загрязнения. Малая длительность процесса (до 20 с) обеспе­чивает минимальную зону термического влияния.

Сварка целого или полого стержня к диску или пластине являет­ся разновидностью ротационной сварки.

Перемешивающая сварка (ПСТ) выполняется торцом вращаю­щегося инструмента 3, перемещающегося в направлении сварки (рис.

5.8, в). Диаметр инструмента выбирается немного меньше, чем глуби­на сварки. Пластифицированные тепловыделением металлы заготовок 2 и 4 закручивается за счет сил трения относительно оси вращения инструмента. Происходит перемешивание металлов заготовок и фор­мирование сварного шва 1. Деформация и перемешивание металлов заготовок в твердой фазе создают микроструктуры более прочные, чем основной материал. Сварка может производиться в любом поло­жении по любой заданной траектории. ПСТ используется для сварки заготовок толщиной 1,6.30 мм (листовых, цилиндрических и трубча­тых) из стали и сплавов цветных металлов.

Читайте также: