Ремонт сварочного полуавтомата своими руками

Обновлено: 13.05.2024

Сварочные аппараты любого вида, инверторные или полуавтоматы – качественное оборудование, но рано или поздно наступает момент для его ремонта и удаления возникших неисправностей. Ремонт сварочных аппаратов лучше доверить специалистам. Техногенный прогресс обеспечил сварочное оборудование сложными техническими характеристиками эксплуатации и привел к усложнению задач по ремонту оборудования.

В сварочных устройствах стало больше составных элементов, которые составляют основу агрегата, а значит, повышается риск возникновения неисправностей в процессе эксплуатации.

Особенности технического обслуживания

Нормальную работу сварочного полуавтомата обеспечивают одновременно разные по своему назначению и характеру узлы:

  • механические;
  • электрические и электронные:
  • газовые:

Начиная ремонт полуавтомата, необходимо проанализировать причины сбоя и какой именно узел вышел из строя.

При обслуживании полуавтомата, следует проводить ежедневные осмотры на наличие наружных повреждений корпуса, нарушение изоляции кабелей.

Оборудование ежемесячно открывается, очищается от пыли и грязи внутри. Во время этой профилактики проверяются и подтягиваются все контакты.

Факторы или причины, приводящие к выходу из строя

В основном полуавтоматы сделаны на базе инвертора. Компактный и удобный аппарат имеет свои особенности. Он не переносит низких температур и быстро покрывается внутри пылью.
Приступая к ремонту сварочных полуавтоматов, надо учитывать основные факторы, которые могут привести к поломке:

  • окисление и ослабление контактов, обрыв кабеля;
  • нарушение соотношения режимов работа – отдых;
  • неправильно выбран тип проволоки и неравномерная ее подача;
  • настройка не соответствует проводимой работе;
  • плохой контакт между деталью и зажимом;
  • низкое напряжение в сети;
  • минусовая температура окружающей среды;
  • закончился рабочий ресурс отдельных деталей;
  • пыль и влага на внутренних узлах.

Каждое нарушение в эксплуатации выражается по своему. Сначала необходимо внимательно осмотреть аппарат, проверить его целостность и состояние контактов, проанализировать характер сбоя. Затем можно приступать к самостоятельному ремонту.

Технология сварки полуавтоматом

Полуавтоматическая сварка осуществляется дуговым разрядом между концом проволоки и соединяемыми поверхностями, закрытым газовой средой от влияния окружающей атмосферы.

Подача стержня начинается при нажатии на курок, расположенный на корпусе горелки (скорость настраивается при выборе режимов сварки).

Сварщику необходимо только правильно перемещать горелку вдоль стыка, что позволяет называть методику полуавтоматической.

Технология сварки


Сварка полуавтоматом осуществляется дуговым разрядом.

Составные элементы

Полуавтоматическая сварка под слоем защитного газа производится на различном оборудовании, но все оно имеет основные узлы:

  • источник питания – конвертор или трансформатор;
  • катушка и устройство подачи проволоки;
  • система подачи газа;
  • держак с соплом и наконечником.

[/stextbox сварке электродами отсутствует катушка и механизм подачи. Порошковая проволока не нуждается в подаче газа. Таких полуавтоматов мало.[/stextbox]

Характерные неисправности

Основные неисправности видно сразу. Если шов получается с порами и темный, следует заменить баллон. Это признаки влаги в газе. Большое количество искр возникает при работе на одном режиме, когда баллон пустеет и уменьшается давление – расход газа.

С наибольшей нагрузкой работает инвертор. Он имеет сложную электронную плату, систему охлаждения и к нему привязана работа всех остальных механизмов. Поэтому инвертор ломается чаще других узлов полуавтомата.

Несанкционированное прерывание цикла

Причиной прерывания процесса сварки может стать неравномерная подача проволоки. Когда расходный материал движется рывками. В этом случае следует заменить канал новым, гладким внутри. Следует проверить работу натяжного механизма, изменить силку прижима роликов. При необходимости заменить запчасть или полностью весь узел.

При пробое в обмотке катушки высокого напряжения цикл сварки прерывается и не возобновляется. Следует прозвонить обмотки, и непригодную деталь заменить.

В прерывании работы полуавтомата могут быть виноваты плохие контакты. Если они окислились или соединение ослабло, ток будет поступать прерывисто или исчезать. Контакты следует зачистить, покрыть специальной токопроводящей смазкой и затянуть.

Инверторный сварочный аппарат начинает тянуть при температуре – 5⁰. При более низкой он просто перестает работать, прерывая цикл сварки. Надо проверить, при каких условиях эксплуатируется аппарат. Если причина в холоде, то достаточно перенести инвертор в теплое помещение, дать время ему согреться и полуавтомат будет нормально работать.

Сильное дребезжание и гудение

Аппарат начинает гудеть, когда перегружен трансформатор. Это возникает при сварке проволокой или электродом большего диаметра, на какой рассчитан полуавтомат. Гул может возникать при сильной нагрузке на обмотки по причине сильного проседания сетевого тока. Следует проверить по паспорту, какой максимальный диаметр расходного материала допускается и минимальное напряжение, с которым может работать данный аппарат.

Дребезжание сопровождает работу сварочного полуавтомата в случае плохих контактов и возникновения искрения в местах соединения разных узлов. Необходимо заменить изоляцию на новую, закрепить контакты. Возможно, потребуется диэлектрическая вставка между катушками, чтобы они гарантированно не соприкасались и не замыкали.

Перегрев устройства

Чаще всего перегрев сварочного полуавтомата вызывает:

  • работа на повышенных режимах;
  • несоблюдение периодичности работы и отдыха оборудования;
  • сбой в работе вентилятора;
  • низкое напряжение в сети;
  • пыль покрыла микросхемы и элементы воздушного охлаждения.

При эксплуатации оборудования следует предварительно изучить его технические характеристики не перегружать полуавтоматический аппарат. Во всех паспортах указаны предельные значения тока и режим работы в процентах относительно часа работы. Например, 40% означает, что через каждые 25 минут аппарат должен 35 минут отдыхать. Инверторные полуавтоматы обычно охлаждаются быстро и имеют режим работы 50% и даже 60%. Но прерываться все равно надо.

При ежемесячном осмотре проверяется направление вращения вентилятора, он должен гнать воздух внутрь корпуса. Если на ребрах холодильников и платах осела пыль, оборудование будет греться.

При низком напряжении в сети, аппарат работает с повышенной нагрузкой. Происходит нагрев обмоток и всего преобразователя. В рейтинге полуавтоматов, работающих при пониженных токах, лидирует инвертор. Трансформатор не выдерживает проседание ниже 185В.

Не регулируется сварочный ток

Если рукоятка вращается, а значение тока не изменяется, самая простая поломка – выход стержня ручки из зацепления. Но в основном это нарушение в перемещении сердечника или катушек. Следует разобрать механизм, очистить его от грязи, заменить изоляцию и затянуть клеммы. После этого проверить поворотом ручки перемещение сердечника.

Если все нормально, следует осмотреть магнитопровод на предмет замыкания. Отремонтировать его можно, если незначительно нарушена изоляция.

Как происходит сварка без газа: инструкция

Общая инструкция по использованию сварочного полуавтомата без газа:

  1. Провести подготовку сопрягаемых кромок, с которых следует удалить ржавчину или жировые отложения. Посторонние частицы ухудшают качество металла в стыке и снижают механические характеристики.
  2. Смонтировать направляющие ролики и насадку на сварочную головку в соответствии с диаметром присадочного материала.
  3. Подключить выводы оборудования в соответствии с требуемой полярностью (зависит от характеристик и химического состава проволоки, указывается производителем на упаковке).
  4. Установить на аппарате минимально допустимые скорость подачи присадочного материала и напряжение дуги.
  5. Обработать наконечник для предотвращения налипания капель расплава.
  6. Надеть защитный костюм и сварочную маску.
  7. Подключить питание и начать варить от верхней точки шва, перемещая горелку под углом вперед. Для повышения качества работ рекомендуется использовать прерывистую дугу и визуально контролировать линию стыка. Не следует вести горелку рывками, что приводит к нарушению нормального дугового разряда и неравномерному заполнению ванны расплавом.

Следует учесть, что технология сварки полуавтоматом без углекислоты или иного защитного газа не подходит для начинающих сварщиков. Для получения навыков рекомендуется тренироваться на отходах стального профиля, а затем перейти к сварке базовых конструкций. Дополнительно необходимо оценить все преимущества и недостатки методики, что позволит избежать дополнительных затрат (например, в случае недостаточной прочности швов из-за ошибочно выбранной технологии).

Последовательность действий при ремонте

Любой ремонт начинается с очистки аппарата от пыли, масла, грязи. После этого проверяется целостность кабелей, шлангов, изоляции.

Неисправность электрической схемы

Ремонт электрической части начинается с проверки контактов.

Электросхема прозванивается полностью с помощью специальных приборов. Если обнаружена нерабочая деталь, она выпаивается и на ее место ставится новая. Обычно в техническом паспорте имеется схема и расходник – перечень используемых диодов, выпрямителей и других углов.

Слесарь 5 разряда по ремонту сварочного оборудования Тимофеичев Н.Г.: «Инверторы выпускаемые германскими и чешскими фирмами отличаются малыми размерами, прочностью и надежностью. Они имеют один недостаток. Все узлы расположены на одной плате. В случае выхода из строя одной детали, ее сложно заменить в домашних условиях. Следует ставить новую плату, которая составляет львиную долю стоимости аппарата. В основном такая электроника стоит на бытовом оборудовании. Если работы дома много, лучше брать полупрофессиональный полуавтомат с раздельными блоками управления».

Неисправность механизма подачи проволоки

Проволока может идти рывками, если канал для ее подачи уже стерся или ролики механизма подачи плохо прижимают ее. Неправильно подобранная вставка для наконечника может служить причиной рывков.

Отверстие должно точно соответствовать расходному материалу. При длине кабеля более 4 м следует использовать тянущий механизм или комбинированный. Канал выбирается с внутренним диаметром 4 мм.

Предварительный осмотр

Предварительный осмотр включает в себя очистку всех внутренних узлов, проверку целостности изоляции. Все контакты следует сразу очищать от окислов и хорошо закручивать. Нигде не должно быть четных пятен замыканий.

Диагностика неисправностей

Регулярный правильный уход за оборудованием и эксплуатация сварочного аппарата в соответствующих его характеристикам режимах обеспечит длительную его работу. Проще каждый месяц осматривать и при необходимости менять изоляцию, чем менять пробитые конденсаторы.

Важно! Раз в год аппарат следует разбирать полностью и очищать двигатель вентилятора, смазывать подшипники.

При перемещении с холода в помещение, агрегат должен постоять 2 – 3 часа, согреться. Все расходники должны точно совпадать с указанными в паспорте.

Некоторые особенности ремонта

Для хорошего полуавтомата производитель старается снабжать различными комплектующими, приспособлениями и запасными частями с минимальным рабочим ресурсом. При замене детали ее необходимо аккуратно выпаять и выбрать аналогичную, используя даташит список. В нем указаны все характеристики и разные обозначения одинаковых деталей.

Частота ремонта сварочного полуавтомата полностью зависит от условий его эксплуатации. При соблюдении основных требований и регулярном уходе, аппарат прослужит значительно дольше.

Выбор проволоки для полуавтомата

Перед началом выполнения работ необходимо выбрать проволоку, марка которой зависит от толщины соединяемых листов и типа металла. От корректности подбора зависят прочность шва и скорость выполнения работ. Сварщику требуется знать, можно ли пользоваться для выполнения работ проволокой, рассчитанной на газовую среду. Допускается применение таких материалов, но следует учитывать, что из-за отсутствия защитной атмосферы качество материала в зоне стыка снижается.

Виды присадок

Виды присадочных проволок:

  1. Стандартная стальная с омедненной поверхностью, предназначенная для соединения или восстановления поверхности деталей из углеродистой либо низколегированной стали. Слой меди наносится электрохимическим методом, что обеспечивает защиту от образования гальванической пары и коррозии материала сердечника. Отличается стабильным химическим составом, из-за простой технологии производства имеет низкую себестоимость. Сварка полуавтоматом без газа обычной проволокой не рекомендуется из-за недостаточного качества шва.
  2. Для соединения деталей из углеродистых сталей используют проволоку с дополнительными легирующими компонентами (например, хромом, ванадием или вольфрамом). Материал обеспечивает формирование однородных швов с повышенной прочностью, соответствующей характеристикам основного металла.
  3. При сварке нержавеющих сталей используют проволоку с химическим составом, близким к параметрам основного материала. В зависимости от легирующих присадок сварочные материалы подразделяют на мягкие или твердые, существует категория термостойких материалов. Следует учесть, что отказ от атмосферы защитного газа приводит к появлению пор либо насыщению расплава посторонними примесями. Не рекомендуется сварка нержавеющих сталей стандартной проволокой (как с подачей газа, так и без защиты) из-за низкого качества шва.
  4. При сварке алюминиевых сплавов используют специальную проволоку с присадками, стабилизирующими материал в зоне стыка. Следует учитывать, что сварочный материал должен храниться в герметичной упаковке. Под воздействием атмосферы на поверхности образуется тугоплавкая оксидная пленка, препятствующая горению дуги. Технологию сварки без газа для алюминиевых сплавов используют редко из-за низкого качества стыка. Для создания неразъемного соединения применяют полуавтомат с подачей химически инертного аргона.
  5. Специальная порошковая проволока для полуавтомата без газа, содержащая флюс на рутиловой основе. Подходит для сварки в любом положении, при наплавке обеспечивает высокую скорость накопления металла на поверхности заготовок. Допускает заполнение расплавом угловых стыков или узких зазоров, формируемый шов имеет аккуратный облик и не содержит термических трещин.

Виды присадочных проволок для полуавтомата без газа.

Плюсы и минусы порошковой проволоки

Преимущества материалов на порошковой основе:

  • большой выбор диаметров (от 0,6 до 2,4 мм с шагом 0,1 мм), что позволяет соединять листы разной толщины;
  • возможность сварки углеродистых либо легированных сталей, а также оцинкованного металла;
  • отсутствие необходимости доставки или подключения баллонов с защитной средой;
  • мобильность оборудования;
  • повышенная скорость ведения работ.
  • повышенная себестоимость работ из-за высокой цены сварочных материалов;
  • падение качества шва (по сравнению с технологией с использованием атмосферы защитных газов).

Расчет расхода проволоки

Для расчета потребности присадочного материала на 1 погонный метр стыка используют формулу N=G*R, где:

  • N — искомый параметр;
  • G — масса расплава в формируемом стыке длиной 1 м;
  • R — поправочный коэффициент, указывающий на соотношение наплавленного металла к массе израсходованной проволоки.

Для расчета проволоки используют специальную формулу.
Для определения параметра G применяют уравнение вида G=A*B*L, где:

  • A — площадь поперечного среза шва в мм²;
  • B — плотность (зависит от химического состава);
  • L — длина стыка.

Поскольку затраты материала зависят от положения линии соединения в пространстве, то в формулу расчета параметра N вводят коэффициент X, равный:

  • 1,0 — для нижних стыков;
  • 1,05 — для наклонных поверхностей;
  • 1,1 — для вертикальных перегородок;
  • 1,2 — для потолочных конструкций.

Приведенный алгоритм расчета разработан для сварки в газовой среде, не учитывает разбрызгивание металла при отказе от защитной атмосферы. Рекомендуется ввести в формулу поправочный коэффициент 1,2…1,4, позволяющий компенсировать выброс части расплава из сварочной ванны.

Следует учесть, что расход зависит от квалификации сварщика, характеристик используемого оборудования и основного материала, а также диаметра присадочной проволоки.

Ремонт сварочных полуавтоматов

Сварочный полуавтомат является довольно сложным техническим агрегатом. Поэтому для того, чтобы заниматься его ремонтом своими руками в случае возникновения каких-либо неполадок, следует очень хорошо знать устройство и принцип работы как аппарата в целом, так и каждого отдельного элемента. И первым делом нужно уметь правильно определиться с дефектом и его причиной.



Диагностика и возможные неисправности

Все сварочные полуавтоматы снабжены инструкциями по эксплуатации и обслуживанию, где прописаны наиболее распространённые неисправности, их возможные причины и способы устранения. Поэтому рекомендуется сначала диагностировать дефектный аппарат с помощью этой инструкции.

Владельцу и пользователю сварочного аппарата полуавтоматического типа должны быть известны основные составные части этого агрегата.

Их нужно знать хотя бы для того, чтобы уметь устранять самые элементарные поломки аппарата, например, заменить перегоревший предохранитель в плате управления. А не зная, где находится электронный блок, нельзя найти и предохранитель. Не стоит, конечно, везти из-за такой мелочи аппарат в сервис или вызывать мастера на дом.



Основные узлы полуавтомата для сварки:

  • система электропитания;
  • линия подачи присадочной проволоки;
  • электронная плата управления агрегатом;
  • источник газовый;
  • горелка.

Сварщику необходимо знать не только устройство горелки, но также и принцип работы (и расположение) остальных компонентов сварочного аппарата.

Перечислим наиболее часто встречающиеся поломки полуавтоматов, которые происходят либо в механической части конструкции аппаратов, либо в электронной.



Механические

Нередко бывает, что сразу нельзя понять, что происходит со сварочным аппаратом и где начать искать причину. Например, он не включается вообще или включается, но не варит, а если варит, то дуга нестабильная. В таких случаях возможными причинами могут стать плохие контакты, причём как в соединениях подачи электричества к аппарату, так и в электрических устройствах в самом агрегате.

Возможна ситуация, при которой происходит внезапное отключение сварочного аппарата во время работы. Одной из вероятных причин такой неприятности является срабатывание защиты от короткого замыкания в электрических цепях сварочного оборудования.

Ещё одной частой неисправностью сварочных полуавтоматов является перегрев.

Причины здесь кроются либо в некачественных контактах, либо в настройках силы тока к процессу сварки (недопустимо высокой), либо в изношенных деталях. Если не регулируется величина сварочного тока, то причиной может являться попадание внутрь кожуха регулирующего механизма постороннего предмета, который мешает перемещению вторичных катушек регулятора. Кроме того, возможны износ винта регулятора либо короткое замыкание между его зажимами.

Отсутствие дуги в некоторых случаях также является результатом плохих контактов в кабелях и месте присоединения к свариваемой детали. Случаются проблемы с подачей присадочной проволоки: подача запаздывает или возникает сильное трение в канале подачи. Это может происходить при ослаблении прижимного механизма или нарушения его регулировки.

Электронные

Самостоятельным ремонтом электронной платы системы управления и электрической схемы сварочного аппарата, не имея каких-либо основательных знаний в области электротехники и электроники, заниматься не рекомендуется ввиду сложности этих составляющих компонентов.

Но всё же знание того, каким образом производится диагностика электронной части агрегата с целью выявления неисправностей, будет полезно пользователю.

Проверку электроники рекомендуют производить по определенному алгоритму. Причём делать это нужно после того, как та или иная поломка не устранилась в результате проведённых диагностических и профилактических мероприятий в механической части агрегата.

  1. В первую очередь проверяются все предохранители, имеющиеся в системе.
  2. Демонтируется плата управления, визуально оценивается работоспособность деталей на ней (пайка, целостность, внешний вид и другие признаки).
  3. Если визуальный осмотр не дал результатов, следует проверить исправность деталей платы тестером, выпаивая каждую из них по очереди. После проверки исправная электронная деталь устанавливается на место, а тестирование продолжается далее.

Если причина неисправности в плате управления, то испорченная деталь обязательно обнаружится.



В заключение можно заменить подозрительные элементы схемы и поменять термостойкое покрытие радиаторов охлаждения полупроводников.

Только хорошо отлаженное сварочное оборудование способно стабильно работать без серьёзных поломок. А несложные проблемы можно решить самостоятельно. Стоит отметить, что часто одни и те же неисправности со сварочным полуавтоматом могут возникнуть как по механическим, так и по электронным причинам. Именно поэтому диагностирование неисправностей и выявление их причин иногда может затянуться. Причём сам ремонт обычно занимает совсем немного времени.



Как отремонтировать?

Прежде чем начинать диагностику и ремонт сварочных полуавтоматов, следует позаботиться о мерах безопасности, необходимых при работе с электрооборудованием. Основное правило при этом – полное обесточивание аппарата с видимым разрывом соединения с источником электропитания. Кроме этого, необходимо подготовить инструменты для работы, в том числе аппаратуру для тестирования электронных деталей и расходный материал, например, изоляционную ленту, термопасту, имеющиеся запасные части и детали.

А также нужно быть готовым к возможным затратам по приобретению и других материалов и запчастей, так как заранее предусмотреть состояние неисправного аппарата крайне сложно.

Как уже упоминалось ранее, сначала следует заняться мероприятиями по диагностике и устранению возможных причин неисправностей в механической части оборудования. Для этого осматривается сварочный аппарат, очищаются и подтягиваются все контакты, болтовые и винтовые соединения, восстанавливается изоляция. Нужно понимать, что большинство проблем возникает из-за ослабленных и загрязнённых контактов в электрических соединениях. В этом кроются и перегревы оборудования, и нестабильная дуга или полное её отсутствие, и повышенное гудение аппарата.



К перегреву сварочного агрегата зачастую приводят нарушения его эксплуатации: превышение допустимых значений сварочного тока и времени беспрерывной работы. В результате этого быстро изнашиваются детали. Изношенные части оборудования следует своевременно заменить, а величину сварочного тока отрегулировать согласно инструкции.

Проблемы с механизмом подачи проволоки решаются в соответствии с причинами. Если стёрся канал или же он слишком узкий, то его полностью меняют на новый. Это выполняют так: новым каналом просто выталкивают неисправный. Выходит, что одновременно производится и демонтаж старого канала, и монтаж новой линии подачи проволоки. Только нужно подобрать подходящий канал (и по длине, и по диаметру), который внутри должен быть гладким.

Если неисправен натяжной механизм или стёрлись ролики, выполняется регулировка натяжения и замена роликов.

Ремонт регулятора величины сварочного тока заключается в разборке механизма, очистке его от пыли и грязи, извлечении посторонних предметов, подтяжке клемм и замене изоляции. Бывает, что регулятор не работает по причине выхода из зацепления стержня вращающейся ручки. В этом случае зацепление нужно восстановить.

Электронная плата управления очищается от пыли и загрязнений, неисправные детали заменяются на запасные или приобретённые в магазине электронных товаров и запчастей. При коротких замыканиях в катушках, кабеле, проводах, трансформаторе следует принять меры по изолированию оголённых участков обмоток (или полной замене неисправных элементов), кабельных жил и проводов.

Меры профилактики

Чтобы избежать многих поломок сварочного полуавтомата, ему необходим надлежащий уход и правильная эксплуатация. Аппарат нередко работает в тяжёлых условиях (повышенная влажность помещения, запылённость или задымлённость рабочей зоны, низкая или, наоборот, высокая температура воздуха, продолжительные сварочные работы с короткими паузами и так далее). Всё это приводит к уменьшению сроков безотказной работы агрегата.

Специалисты и производители сварочного оборудования рекомендуют оптимальные сроки проведения профилактических мероприятий с аппаратами, нацеленные на предупреждение наиболее распространённых неисправностей.

Необходимо не реже 1 раза в месяц производить технический осмотр всего оборудования, включая в это мероприятие не только выявление очевидных (или возможных) неисправностей или нарушений с оборудованием, но и следующие работы:

  • обязательную очистку и подтяжку клеммных колодок, контактов, винтов и зажимов;
  • замену подгоревшей изоляции проводов и кабелей;
  • обдув воздухом или инертным газом под давлением внутренних и внешних устройств с целью удаления пыли и других сухих загрязнений;
  • очистку нейтральным растворителем электронной платы управления;
  • проверку правильности работы вентилятора и холодильников.



Кроме того, 1 раз в год агрегат следует полностью разобрать, тщательно очистить от любых загрязнений, произвести полную диагностику деталей с заменой ненадёжных или подозрительных элементов, а также очистить двигатель вентилятора и смазать его подшипники.

Но самой эффективной профилактической мерой будет являться выполнение всех предписанных производителем правил эксплуатации, ухода и хранения сварочного агрегата.

Как делать ремонт полавтоматического сварочного аппарата ТЕМП 059М смотрите далее.

Как отремонтировать сварочный полуавтомат своими руками

Любое оборудование со временем ломается. Сварочные аппараты работают с высокими токами и нагрузками, они чаще другого оборудования выходят из строя. Регулярно требуется проводить ремонт сварочных полуавтоматов, выполняющих большую часть работ в мастерских и на крупном производстве. Многие проблемы связаны непосредственно с электрической частью агрегата. Достаточно знаний электрика на начальном уровне, чтобы самостоятельно найти причину сбоя и отремонтировать полуавтомат.


В основном полуавтоматы сделаны на базе инвертора. Компактный и удобный аппарат имеет свои особенности. Он не переносит низких температур и быстро покрывается внутри пылью.

Приступая к ремонту сварочных полуавтоматов, надо учитывать основные факторы, которые могут привести к поломке:


[stextbox 5 разряда по ремонту сварочного оборудования Тимофеичев Н.Г.: «Инверторы выпускаемые германскими и чешскими фирмами отличаются малыми размерами, прочностью и надежностью. Они имеют один недостаток. Все узлы расположены на одной плате. В случае выхода из строя одной детали, ее сложно заменить в домашних условиях. Следует ставить новую плату, которая составляет львиную долю стоимости аппарата. В основном такая электроника стоит на бытовом оборудовании. Если работы дома много, лучше брать полупрофессиональный полуавтомат с раздельными блоками управления».[/stextbox]


[stextbox Раз в год аппарат следует разбирать полностью и очищать двигатель вентилятора, смазывать подшипники.[/stextbox]

Все о ремонте сварочных аппаратов



Основные неисправности

Если оборудование не запускается, первым делом проверяется наличие тока в сети и целостность предохранительной системы в трансформаторе. Если с предохранителями все в порядке, прозванивают тестером токовые обмотки и выпрямительные диоды. Если все элементы устройства исправны, аппарат попросту не будет включаться из-за низкого напряжения. По этой же причине он может самопроизвольно отключаться во время рабочего процесса. Но блокировку техники могут вызвать и отключения вентиляционного модуля. В этом случае сработает автоматическая защита – она установлена на многих современных сварочных аппаратах.

Приостановка работы возможна из-за того, что оборудование просто «перегрелось» после высокой нагрузки, достаточно просто дать ему возможность «отдохнуть» в течение получаса.

Перед началом работы следует изучить инструкцию. Для некоторых моделей сварочных аппаратов производители указывают специальные графики работы. Так, инверторам рекомендуют давать «передышку» по 3–4 минуты после каждых 7–8 минут работы. Тогда агрегаты для сварки будут функционировать без сбоев при правильно выбранном режиме. Впрочем, автоматическая защита сработает и в других критических ситуациях, связанных с отклонением в функционировании устройства. А тут уже ремонт будет зависеть от неисправности и от детали, которая вышла из строя.

Следует учесть и тот факт, что, продолжая работать, техника будет издавать посторонние шумы, некачественно выполнять сварочный шов. Некорректная работа оборудования возникает в результате нескольких неисправностей и причин.

  • Залипание электрода. Как правило, тому способствует недостаточное напряжение, чрезмерно длинная сварочная проводка (свыше 30 м) либо ее неверное сечение (менее 2,5 мм). Замена шнура согласно нужным параметрам исправит положение дел. Аппарат не будет должным образом варить и от перегрузки либо замыканий в проводах (залипание вызывает сильный гул трансформатора). Тут надо браться за восстановление изоляции соединительных кабелей и подтянуть ослабившие контакты и клеммники.
  • Виды электродов не соответствуют завышенной силе тока, как следствие – металл при сварке разлетается по сторонам. Надо обращать внимание на информацию, которая указана на упаковке сварочных стержней, и настроить аппарат под конкретный вид расходных элементов.
  • Недостаточное горение сварочной дуги. Это может быть вызвано слабым закреплением в гнездах устройства кабелей, что приводит к ослаблению контактов, например, проводов «плюса» и «минуса». Тут все просто: нужно устранить неплотное соединение, прокрутив фиксаторы от себя (по ходу часовой стрелки). Слабое горение дуги может дать чересчур длинная переноска, которая «гасит» поток тока из-за своего сопротивления. Лучше использовать удлинитель с большим сечением.
  • Отсутствует поджиг дуги. Если при работающем оборудовании дуга не поджигается, возможно, речь идет о плохом контакте, который приводит к обрыву цепи. Речь идет о плохом креплении массы.
  • Сильный гул аппарата. Он может быть вызван ослаблением болтовых соединений на корпусе и в других частях устройства. Достаточно подтянуть крепления, агрегат будет нормально работать.
  • Перегревание. Когда загорается индикатор перегрева, это означает, что оборудование нагрелось до +80 градусов. Стоит прекратить сварку и поставить агрегат в прохладное место.

Важно! Когда защита срабатывает часто, обрывая подачу тока в момент ведения шва – это не что иное, как защитный механизм сам вышел из строя и подлежит замене.

Поломка сварочного агрегата в основном возникает в результате неправильного использования техники, несоблюдения требований эксплуатации и рекомендаций изготовителя техники, а также проведением сварочных работ в ненадлежащих условиях (в дождь, снег и так далее) и естественным выходом из строя отдельных элементов сварочной установки. Во многих случаях проблемы возникают с клеммным узлом, ремонт своими руками заключается в зачистке проводки и мест контакта. Далее подробно о том, как отремонтировать самостоятельно сварочные агрегаты различного типа.



Инверторы

Такое оборудование обеспечивает комфортную работу сварщику, но это не настолько простое электротехническое оборудование, как может показаться на первый взгляд. Инверторы – электронная техника и для определения поломок и их устранения требуются специальные познания и умения. Например, нужно уметь пользоваться такими измерительными приборами, как мультиметры и осциллографы, с помощью которых и удастся выявить неисправности.




Чтобы выявить вышедший из строя элемент, важна последовательность проверки электросхемы агрегата.

Поэтому если нет опыта в разборке электроники, лучше не браться за ремонт такой техники, чтобы еще больше не усугубить проблему, нарушив электросхему устройства. Если есть навыки такой работы и микросхемы вам поддаются, тогда вы справитесь с несложным ремонтом инверторов без особого труда. Для выявления неисправностей сварочной техники этого типа проводят следующие мероприятия:

  • проверяются диодные мосты (выходные и входные выпрямители) на радиаторе: отсоединяя проводку, их демонтируют с платы и методом прозвона выявляют нефункционирующий компонент; замену на новый производят специальным паяльником (с механизмом отсоса);
  • с помощью омметра проверяются составляющие драйвера; неработающий элемент выпаивают и заменяют аналогичным, подходящим по даташиту аппарата компонентом;
  • проводят диагностику транзисторов – как правило, именно этот механизм чаще подвержен поломкам в инверторной технике для сварки; его найти просто: по сгоревшим выводам и трещинам на корпусе; если видимые дефекты отсутствуют, мультиметром прозванивают каждый транзистор и определяют неработающий.




Разбирающийся в электросхемах человек быстро справится с ремонтом такой техники своими руками.

Несмотря на разную компоновку элементов, в целом конструкция сварочных аппаратов данного типа у всех производителей одинакова.

Трансформаторы

Отремонтировать сварочный трансформатор смогут и сварщики-любители: устройство не такое сложное, как инверторные аппараты. Рассмотрим подробнее, какие проблемы могут возникнуть при работе такой техники.

  • Перегревание и гул во время работы. Это может быть связано с высокой нагрузкой на аппарат (долго работает без перерыва, сварочный стержень не соответствует сечению, неправильно установлено напряжение). Аналогичные симптомы могут проявляться, когда ослабло крепление, если вышли из строя сердечник либо катушки, или при замыканиях проводов. Ремонт в таких случаях несложный: всего-то нужно взяться за исправление нарушений, восстановления изоляции и подтянуть крепление болтов.
  • Обрыв дуги без, казалось бы, видимой причины. Причина может возникнуть из-за образования пробоя обмотки или из-за замыкания. Устраняется легко при проверке обмотки и проводов.
  • Срабатывание защиты при включении трансформатора. В этой ситуации нужно проверить кабельные провода, катушечные витки и листы магнитопровода. Ремонтные работы сводятся к выполнению новой изоляции проводной системы. А вот если обнаружится, что проблема в конденсаторе, нужно будет заменить механизм.
  • Замыкание в обмотке катушки может вызвать сгорание изоляции – и это одна из самых серьезных неисправностей трансформатора, который начинает «дымить». Нужно перемотать катушку, перемотка в данном случае – самый надежный способ восстановления изоляции.

Другие поломки сварочного оборудования такого типа обнаружить несложно ввиду простой конструкции трансформаторной техники.

Выпрямители и полуавтоматы

Выпрямители идут с модулем управления и выпрямителем на диодах, как на инверторном оборудовании, а в целом по конструкции напоминают трансформаторы, так что в разных ситуациях подход при ремонте будет отличаться. Детали силового блока восстанавливают, как и на трансформаторах для сварки, путем перематывания катушек, нормализации изоляционного процесса, замены конденсатора, регулятора, других механизмов.

А вот чтобы отремонтировать блок управления и диодный выпрямитель, потребуются знания и умения разбираться в электросхемах.

Полуавтоматическое оборудование также ремонтируется, как и инверторная техника, но нередко в полуавтоматах могут наблюдаться и механические неисправности, например, из-за повышенного трения при подаче проволоки в зону сварки. В таком случае устанавливают новый канал.

Рекомендации

Рано или поздно сварочное оборудование выйдет из строя. Чтобы выявить неисправности, следуйте таким общим рекомендациям, как:

Самыми простыми в обслуживании считаются трансформаторные сварочные агрегаты, их несложно и отремонтировать. Но не стоит бояться и инверторной техники для сварки.

С такими аппаратами комфортно работать. Они могут прослужить долго, если правильно с ними обращаться. Для хранения лучше выбрать сухое место без пыли. Не эксплуатировать при неблагоприятных погодных условиях. Обязательно следовать инструкции от производителя по эксплуатации, уходу и хранению сварочного оборудования.

Перед выполнением ремонта своими руками следует ознакомиться с устройством и принципом работы вашего агрегата, изучить все параметры. Впрочем, это лучше сделать сразу после покупки перед началом работы. Так можно избежать дальнейших возможных проблем.

Как произвести ремонт сварочного инвертора СварИС 160 Foxweld, смотрите далее.

Читайте также: