Гравюра на металлической пластине

Обновлено: 19.05.2024

вид гравюры (См. Гравюра) на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника О. менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие «О.» часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту (См. Акватинта), Лавис, которые обычно сочетаются со штриховым О., а также Мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой О., применяться для цветной печати.

Как правило, к О. обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике О. возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). «Капризы» травления и печати, как и всей технологии О., дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле — кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В О. возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа — от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, «бархатистость»), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,— всё это придаёт О. черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.

Первые известные О. были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для О. использовались железные «доски»; в 17—18 вв. гравёры работали на медных «досках» и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет искусства О. относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии «сухой иглы», повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности О. и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное искусство А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров О.— Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени — Х. Риберу. С середины 18 в. обозначаются две линии развития О.: творческий О. и репродукционный. Блестящими мастерами творческого О. были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного О. На рубеже 18—19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии О. Обладая поразительным чувством материала, он сочетает О. с акватинтой и, используя её живописные качества, достигает высокой эмоциональной напряжённости своих образов. В 19 — начале 20 вв. как офортисты плодотворно работают Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. продолжаются усиленные поиски новой выразительности О. путём усложнения и комбинирования техник, увеличения экспрессивного напряжения линий, расширения палитры, подчёркнутого выявления фактуры «доски», соединения травления и печати тиснением. К О. обращаются такие значительные художники 20 в., как П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советский О. представлен творчеством целой плеяды значительных мастеров. Среди них — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Г. Ф. Захаров, М. Г. Дерегус, Р. М. Гибавичюс и др. Особенно большое место О. занимает в графике Советской Эстонии (Э. Окас, А. Кютт, В. Толли и др.). Подробнее об истории О. см. в ст. Гравюра.

Лит.: Масютин В., Гравюра и литография, М.— Берлин, 1922; Фалилеев В. Д., Офорт и гравюра резцом, М.— Л., 1925; Айзеншер И. Я., Техника офорта. Гравюра на металле, Л.— М., 1939; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV—XVIII века, пер. с нем., [Л.], 1939; Очерки по истории и технике гравюры, [Сб. ст.], М., 1941; Корнилов П. Е., Офорт в России 17—20 веков, М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В., Шистко В., Офорт, М., 1971.

Офорт

Что такое гравюры и какие они бывают?

Что такое гравюры и какие они бывают?

Гравюра, если дать ей быстрое определение, это тип графического изображения, создаваемого с помощью печати. Оттиски можно получить нанесением на бумагу изображений с доски, и каждое будет уникальным. У гравюры богатая и интересная история, но ее настоящее вовсе не покрыто слоем пыли. Более того, это одно из доступных, но при этом сложных и занимательных художественных увлечений сегодня.



Что это такое?

Гравюрой может называться как графическая техника, так и полиграфическая технология. Если говорить двумя словами, это печатный оттиск. Оттиск делается с пластины, на которой вырезан рисунок. Само слово переводится как «вырезать, создать рефлекс». Результатом такой графики будет оттиск на любой поверхности – действительно, на любой (здесь можно экспериментировать). Кисти в процессе создания изображения не использовались совсем. Рисунок на пластине создавался с помощью ножей.

Художники – даже те, что не специализировались на гравюре – часто использовали эту технику. В книжной иллюстрации, в листовках и брошюрах долгое время гравюры встречались очень часто. И когда-то это было востребовано, потому что количество оттисков с одной пластины множественно, то есть для распространения печатной информация технология считалась более чем подходящей.



Процесс создания гравюры сложен и интересен одновременно. С пластиной нужно повозиться, взяв в руки нож – очень кропотливая работа, а потом еще с типографской частью процесса надо быть максимально деликатным. Надо протереть и промыть, прокатать валиком с краской пластину, а потом еще смочить бумагу, приложить ее, откатать под прессом между парой валиков станка, и, наконец, оценить результат. И проделать весь этот цикл несколько раз. Все это делалось вручную, что очень сложно и не может не восхищать.

Когда-то гравюра была дешевле иллюстрации, потому что количество оттисков сделало коммерчески выгодной эту технику. Сегодня, когда печатать можно что угодно и на чем угодно, потребителя, скорее, удивишь ручной работой. И гравюра становится одной из техник, которые уникализируют современные вещи. Например, если на кусочке дерева вырезать красивый листик с зубчиками, этим полученным штампом можно создать уникальный узор на скатерти, шторах, платье и многом другом.

Штампами, которые роднятся с гравюрой, сегодня увлекаются взрослые и дети, люди, чья профессия связана с искусством, и совершенно далекие от тонких материй любители творческих экспериментов.



Исторические сведения

Если обратиться к первым упоминаниям о гравюре, то они относятся к Китаю VI века. И первой, действительно, популярной техникой была прорисовка на дощечках (ксилография), с помощью которой печатали марки и текст, конечно. Первыми выгравированными изображениями стали, как несложно догадаться, древние библейские сюжеты. Но пика своей популярности гравюра достигла в средневековой Европе: граверы упражнялись в разных техниках (последние активно развивались и совершенствовались), а потому в разных странах Европы гравюра имела свое лицо. Конечно, от старинных китайских работ гравюры XV века отличались значительно – в силу религиозных, социальных, духовных особенностей эпохи и строя.

В церковных кругах европейского Средневековья гравюра занимала особое место. И она в этом смысле достигла художественных вершин.

А потом появился печатный станок, и техника тиснения предсказуемо стала вытеснять (вот такой каламбур) гравюру.




Интересные исторические факты о гравюре.

Наверное, самым популярным представителем этой техники стал Альбрехт Дюрер. Он был талантлив и как живописец, и как рисовальщик, и как гравер. По многообразию наследия один из главных художников эпохи Возрождения сопоставим с Леонардо да Винчи. Его работы «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Адам и Ева», «Прогулка» впечатляют по сей день.




  • Истинным временем появления гравюры считается XV век. Да, китайцы «придумали» ее раньше, но их феномен многие искусствоведы считают предпосылкой к гравюре, а не ею самой. Можно даже не просто Средневековье считать эпохой появления гравюры, а конец Средневековья. Вот-вот уже наступал Ренессанс, а с ним прекрасная эра художественных открытий.



  • Впервые гравюра позволила печатать не только рисунок, но и текст. Когда с изображением слились слова, просветительная сила этого союза стала еще большей.


  • Стоит признать, что изначально возможности гравюры были скромны. Обрезная или продольная ксилография выполнялась на обычных досках. И автор-художник мог просто рисовать на доске, в то время как ремесленник-резчик занимался дальнейшей трудоемкой обработкой.

Намечался разрыв истинно художественного творчества и технического оформления.


  • Отдельно стоит отметить глубокую гравюру на металле – офорт. Она возникла после резцовой гравюры и появилась, скорее всего, в конце XVI века в Германии, а потом довольно быстро технику подхватили итальянские мастера.



  • Совершенно уникальным было златоустовское искусство гравюры. Эта гравировка на стали появилась в начале XIX века. На оружейной фабрике в Златоусте изготавливали стальные клинки, их украшали особыми узорами. В то время в мире стало, можно сказать, модным декорировать оружие, и русские мастера решили не отставать от моды.



Современная гравировка настолько хороша, что обычному принтеру не под силу воссоздать детали изображения, созданные ручной гравировкой. Более того, гравюру нельзя отсканировать.

Несмотря на появление высокоточных фрезерных станков, есть те сферы, где ручную гравировку невозможно ничем заменить.



По назначению гравюра бывает станковой, книжной и прикладной. По способу обработки формы выделяют травление и гравирование. По художественной ценности она бывает авторской и репродукционной, а по материалу печатной доски – металлической, деревянной, пластиковой, используют также оргстекло и линолеум. Ну и по колористическому решению она бывает цветной и черно-белой.

Выпуклые

Так называют высокую гравюру, то есть заданную для высокой печати. С поверхности доски мастер убирает все, что на оттиске должно получиться белым, а линии и плоскости, сообразные рисунку, будут выступать выпуклостью рельефа. Убрать это ему поможет вырезание или выдалбливание. Валиком на рельеф опускается краска, которая под давлением перейдет на бумагу. Выпуклой гравюре присущ линейный рисунок, контрасты света и тени.

Но и живописное пятно в ней все же имеет значение, особенно это касается цветной гравюры или светотеневой.


Углубленные

В данном случае изображение наносится на поверхность в виде специальных желобков, находящихся на углублении. Царапины, желобки и бороздки – принципиальное отличие этой техники. В них попадает красящий состав, и под сильным давлением он переносится на бумажную поверхность. Давление печатного станка оставит по краям доски углубления на бумаге, они же отделят изображение от полей. К углубленным гравюрам причисляют все гравирование на металле – резцовое, офорт и другие.


Плоские

А плоской гравюрой принято считать простое матирование стекла через трафарет, не предполагающее рельеф. Такая гравюра может быть позитивной и негативной. В первом случае это будет матовый рисунок на прозрачном стекле, во втором – прозрачный рисунок на матовом стекле. И хоть такая техника проста, ее можно назвать изысканной и довольно изобразительной. А также под плоской гравюрой понимается изображение на камне. Каменное основание обрабатывается химическими реактивами, после чего при печати краска будет попадать только в намеченные места (химически обработанные не затронет), то есть фон.

Если это гравюра на камне, она будет называться литографией, если на алюминии – альграфией.



Где используется?

Те работы, что дошли до наших дней, невероятно ценны, это особый вид антиквариата. Лимитированное количество таких печатных графических изображений – вот что придает им ценности. Авторской формы хватало максимум для 300 копий. И коллекционеры мира охотятся именно за первыми оттисками, причем теми, которые сделал сам автор гравюры. Если это первый из 10 оттисков, цена такой работы сравнима со стоимостью картины-подлинника именитого художника. Например, на аукционе Кристи гравюра того же Дюрера «Носорог» была продана более чем за 866 тысяч долларов.


Сегодня гравировку можно считать более прикладной техникой. Ее используют, к примеру, на банкнотах, особо важных документах, пластинах для денежной печати. Словом, для всех документов с особой чувствительностью, как ее называют. Современная дисциплина именно ручной гравировки осталась только в ряде специализированных сфер – в создании огнестрельного оружия, в ювелирном деле, в производстве музыкальных инструментов.

Конечно, предсказуемым было появление машинной гравировки. Это стало следствием запроса в большом тиражировании надписей, пейзажей, портретов, логотипов, цветов и так далее. К таким процессам можно отнести рулонную штамповку (гравировку на роликовых штампах).


Как сделать своими руками?

Это очень популярная адаптивная техника – то есть, например, для детей сегодня можно найти в продаже огромное количество наборов для творчества. Это не та классическая гравюра, сложная технически и требующая физических сил и выносливости, но вполне сопоставимая упрощенная форма. Главное, что она доступна в домашних условиях и позволяет научиться чему-то новому.

Если же хочется провести всю процедуру своими руками, не используя даже типовой набор, можно пройти этот путь интересно и избегая самых простых решений. Итак, гравюра на картоне – очень занимательно и иллюстративно для тех, кто как раз изучает гравюру.


Для работы понадобятся:

надфили – если таковых нет, шило и игла тоже подойдут;

картон – любой по толщине и фактуре, в профессиональной печати используется тот, чья толщина не меньше 2 мм;

картон либо бумага для оттиска – вполне можно взять чертежную;

резиновый валик либо шпатель – ну или кисть со щетиной;

тушь (лучше взять, но можно обойтись и без нее);

акриловая краска (если это мастер-класс для ребенка, подойдет и гуашь).



Вот как делается гравюра в домашних условиях.

Сначала нужно на обычной бумаге нарисовать эскиз. Придется вспомнить, что такое композиция и компоновка. При продумывании эскиза надо учесть, что изображение получится путем вырезания фрагментов на картоне. Потому, чтобы рабочая поверхность картона не разорвалась, рисунок выполняется либо пятном, либо простыми штрихами. Перекрестные штрихи исключены.


  • После этого рисунок можно переносить на кальку.


  • Затем эскиз на бумаге следует разбить на свет и тени. Это делают тушью, но, если ее нет (или нет опыта работы с ней), можно воспользоваться фломастером. При работе с картоном это важно, помогает не запутаться. Если гравюра будет цветной, то и цветовое решение придется выполнить на данном этапе. Но новички обычно не начинают со сложных цветных задач.



  • Эскиз с кальки переносится на картон. Можно сделать это с помощью мягкого карандаша: кальку кладут рисунком к картону и поверхность приглаживают, например, ложкой. А можно обвести непишущей ручкой рисунок по просвечивающемуся контуру. Правда, не все линии могут пропечататься, рискованно. Плюс рисунок отпечатается зеркально. А можно перевести рисунок через копировальную бумагу.


  • Итак, на картоне есть изображение, пора вырезать инструментами пробельные элементы. Аккуратным нужно быть в процарапывании картона. Чтобы тот легче сцепился с пигментом, его можно загрунтовать, кстати. Рисунок можно наносить иглой для выжигания.


  • А еще можно чуть отклониться в сторону, и дополнить гравюру аппликацией. Настоящие растения, а точнее, их части – веточки, травинки, листики будут шикарно смотреться как вспомогательная часть гравюры.


  • Все, пора переходить к заливке пигментом. На оргстекло наливается пигмент (немного), равномерно он распределяется на валик и переносится уже на картонную основу. Слой переноса – 0,5 мм. Пигмент должен равномерно распределиться по картону. Если используется акрил или гуашь, подсохшую краску надо смочить.



  • Ну и время печати – вместо офсетного станка будет обычная столовая ложка (на ней не должно быть узоров). Итак, на прокрашенный уже картон кладется чистый лист плотной бумаги (можно использовать снова картон, но большего размера). Лучше закрепить его скрепками. И лист приглаживается ложкой от центра к краям. Делается это медленно, осторожно и внимательно, чтобы пропечаталось все.


  • Насколько качественным получилось изображение, можно проверить, отогнув лист. После того как будет проглажена вся поверхность, лист аккуратно, без смазывания краски, отделяется от картона.



Все готово. Качественный оттиск будет без подтеков краски, без дефектов. Сама прокраска должна быть равномерной, изображение должно хорошо читаться. Но даже если есть мелкие недочеты, отчаиваться не стоит: гравировать с первой попытки как мастер XVIII века не получится все равно. И все же картина – это новый и уникальный опыт совершенно необычной живописи. Да, рисовать можно по-разному, тем и прекрасно изобразительное искусство. И гравюру по праву считают одним из самых изысканных его воплощений.


О том, как сделать своими руками гравюру, смотрите в видео далее.


Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte ) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

Содержание

История

Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам — работы мастера из Аугсбурга Даниэля Хопфера. Приблизительно в это же время швейцарским резчиком и гравёром У. Графом было исполнено несколько офортов, самый известный из которых относится к 1513 году. В 1515—1518 годах Альбрехт Дюрер создал шесть офортов на стальных досках, в числе которых и его знаменитая «Большая пушка».

Техника

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.

Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.

Мастера офорта



См. также

  • Офортные манеры
  • Резерваж
  • Карандашная манера
  • Пунктирная манера
  • Резцовая гравюра

Литература

  • Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004 ISBN 5-7300-0712-5

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Офорт" в других словарях:

Офорт — (от франц. eau forte крепкая водка , то есть азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. На отполированную цинковую (или медную) пластину ( доску )… … Художественная энциклопедия

ОФОРТ — (фр. eau forte). Оттиск гравюры с доски, на которой рисунок вытравлен острой водкой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОФОРТ гравюра, отпечатанная таким образом: на металлич. доске, покрытой особой… … Словарь иностранных слов русского языка

офорт — а, м. eau forte f. азотная кислота. 1. Специальная кислота, применяемая при гравировании. Лучинский 1879. 2. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. БАС 1. Маковский в то время как раз увлекался… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Офорт — Офорт. Рембрандт. Слепой Товий . 1651. ОФОРТ (французское eau forte азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

офорт — гравюра, аквафорте Словарь русских синонимов. офорт сущ., кол во синонимов: 2 • аквафорте (2) • грав … Словарь синонимов

Офорт — (от фр. eau forte азотная кислота) гравюра на металле, изготовленная посредством травления участков поверхности, на которой отсутствует защитный слой лака. Офорт … Реклама и полиграфия

ОФОРТ — (французское eau forte азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое… … Современная энциклопедия

ОФОРТ — (от франц. eau forte азотная кислота) вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение… … Большой Энциклопедический словарь

ОФОРТ — ОФОРТ, офорта, муж. (франц. eau forte букв. азотная кислота) (иск.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

ОФОРТ — ОФОРТ, а, муж. Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов. | прил. офортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Офорт — (фр. eau forte – азотная кислота) – вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные листы протравливают кислотой, а полученное углубленное изображение… … Энциклопедия культурологии

Читайте также: