Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов

Обновлено: 08.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

  1. Проследить изменения в хозяйственной деятельности человека; выявить особенности неолитической революции
  2. Рассмотреть процесс перехода от матриархата к патриархату
  3. Способствовать формированию умений учащихся анализировать факторы, которые привели к зарождению неравенства

Тип урока: комбинированный

Основные понятия и термины: неолитическая революция, матриархат, патриархат, энеолит

Проверку домашнего задания можно организовать в двух вариантов.

  1. Воспроизвести на доске схему «Этапы становления человека» и прокомментировать ее.
  2. Фронтальная беседа по вопросам в конце $4
  1. Изучение новой темы
  1. Человек и природа: первый конфликт
  2. Аграрно-скотоводческие культуры
  3. Матриархат и патриархат. Переход к энеолиту

Изучение данного вопроса целесообразно начать с объяснения с элементами беседы.

Коренные изменения в жизни людей произошли на рубеже IX-YIII тысячелетия до н.э. Это время было названо неолитической революции.

Неолитической революцией называют переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства, то есть от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества, связанные прежде всего с развитием оседлости и резким увеличением численности населения (так называемый первый демографический взрыв), позволяют ряду исследователей говорить о неолитической революции как о первом экономическом перевороте в истории человечества.

Толчком к переходу, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тысячелетиями до н.э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Пищи для скота стало мало. Часть его уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредоточилась вокруг источников (Иерихон), третья бродила в истощении вокруг стоянки человека. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к появлению цивилизации.

  • Почему переход от присваивающего хозяйства к производящему назван революцией?
  • В чем проявился конфликт между человеком и природой?
  1. Аграрно-скотоводческие культуры

Древнейшие земледельческо-скотоводческие культуры возникли на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются YIII-YII тысячелетиями до н.э. (в Иордании, Северном Иране, Южной Турции). В них нередко вообще отсутствует глиняная посуда, в связи с чем их относят к пронеолиту, или докерамическому неолиту.

Для этих культур характерно существование оседлых поселений с глинобитными домами (иногда на каменных фундаментах), наличие обводных стен, распространение святилищ, часто богато украшенных рельефами и фресковой живописью, а также глиняных фигурок людей и животных и разнообразных украшений в виде ожерелий, браслетов и подвесок. Чуть позже возникли аграрно-скотоводческие культуры в Средней Азии (YI тысячелетие до н.э.), в Закавказье (Y-IY тысячелетия до н.э.), в Китае (IY-III тысячелетия до н.э.)

В Европе неолитические культуры земледельцев и скотоводов впервые появляются в Македонии в конце YII тысячелетия до н.э., а затем, в YI- IY тысячелетиях до н.э. распространяются на Балканах и в Средней Европе. Поселки, состоящие в основном из каркасных наземных домов, плоскодонная керамика, богато украшенная расписным и процарапанным орнаментом, и разнообразная антропоморфная пластика – характерные черты этих культур.

Неолитические культуры развитых охотников и рыболовов распространены в Северной Европе, в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы и Сибири. Основой хозяйства была охота с использованием лука, сочетавшаяся с разными формами рыболовства. Население здесь было более редким, чем в зоне земледелия. Характерны полуземлянки, временные стойбища с шалашами. В отдельных областях интенсивное рыболовство иногда способствовало переходу к оседлости (Прибайкалье, Приамурье, Приморье), а в Японии к раннему появлению керамики (Х- YIII тысячелетия до н.э.)

Задание для учащихся:

  • Найдите в тексте учебника и проанализируйте факторы, способствующие зарождению имущественного неравенства и возникновению частной собственности

После ответа учащихся, учитель формулирует выводы

Переход к земледелию и скотоводству, а затем выделение ремесла привело к возникновению обмена. Сфера обмена постепенно расширялась. Первоначально обмен носил натуральный характер. С его расширением появилась потребность в едином эквиваленте, которым стали деньги.

Усовершенствование орудий труда и повышение производительности труда привели к возникновению избытков продукции, а затем к расширению торговли и зарождению имущественного неравенства. Постепенно начинается переход к зарождению частной собственности.

Этот вопрос учащиеся изучают самостоятельно, опираясь на текст учебника и дополнительную информацию.

Дайте характеристику матриархата и патриархата и объясните причины перехода к патриархату.

  • Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки матриархата: доминирующее положение женщины в обществе, наследование имущества и должностей по материнской линии, матрилокальность или дислокальность брачного поселения – результат трансформации некоторых норм материнского рода.

Впервые период матриархата был выделен И.Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. Матриархат исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности.

Наиболее распространенная форма первобытно-общинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытно-общинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение ее труда преимущественно домашней работой.

Для патриархата характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общение мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения еще более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.

Для закрепления материала учащимся можно предложить заполнить логическую цепочку.

  1. Неолит
  2. Земледелия и скотоводство
  3. Ремесло
  4. Обмен и торговля
  5. Неравенство и частная собственность
  6. Освоение металла
  7. Энеолит

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе.

конспекты уроков по истории России в 6 классе по УМК Превезенцева, Перевезенцевой

Планы-конспекты по истории России в 6 классе по УМК Перевезенцева, Перевезенцевой к параграфам 2-8. В данных методических разработках учтен принцип интеграции истории и обществознания.

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

• Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир.

Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)

Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти.

Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)

Ход и результаты народных выступлений XVII века.

Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко

Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.


Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС.

§5. Неолитическая революция

Именно о революции в эпоху неолита позволяет говорить переход от присваивающего типа хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Это привело к изменениям во всех сферах жизни и деятельности людей.

2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему не зафиксирован письменными источниками, так как письменности тогда ещё не существовало. Потому мы может только строить гипотезы и причинах и ходе этого процесса. Популярна теория, согласно которой люди, всё более совершенствуя орудия охоты, истребили или почти истребили дичь, на которую охотились. Но земледелие возникло во всего нескольких довольно локальных очагах. Например – на территории так называемого Плодородного полумесяца. На тех землях именно во время неолитической революции происходили значительные климатические изменения: в результате дальнейшего отступления ледника далеко на севере, в Плодородном полумесяце саванна уступала место полупустыни с отдельными оазисами. Крупные животные, а за ними и люди отступали к оазисам и в долины рек, где оказались в ловушке окружённые пустыней. Именно там, в оазисах и долинах рек, тоже попавшие в ловушку люди встали перед лицом голода из-за резко сократившейся численности своей дичи.

3. Расскажите о переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства.

Возможно, освоение производящего типа хозяйства происходило в результате цепи случайностей. Охотники случайно оставляли в живых детёнышей убитых животных и приносили их домой, случайно съедали не все собранные семена и т. п. Весьма правдоподобны версия о необходимости, которая заставила задуматься о результатах таких случайных экспериментов (изложена в ответе на предыдущий вопрос). Но важно подчеркнуть, что освоение, по крайней мере, земледелия, произошло благодаря случайности эволюции. Спелые семена диких сортов злаковых осыпаются, как только их тронешь. Человечество очень повезло, что в результате случайной мутации появились виды, семена которых крепче держались за стебли. В дикой природе такие растения имели меньше шансов на выживание, но именно они оказались пригодны для того, чтобы их смог выращивать человек, потому их, в отличии от сородичей, можно собирать, связывать в снопы, а только потом выколачивать из колосьев зерно.

4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и на обмен. Какие предметы использовались в качестве эквивалента стоимости товаров?

Первое разделение труда – это разделение на одних людей, которые добывают пищу (занимается земледелием и скотоводством) и других, которые изготовляют те или иные предметы (например, посуду или орудия труда). Последние называются ремесленниками. Таким образом, если раньше в рамках одной семьи производилось всё необходимое, то теперь тем, кто не выращивал ни растений, ни животных, нужно было получать пищу, а земледельцам и скотоводам нужно было получать продукцию ремесленников. Это привело появлению к обмена. В качестве эквивалента обмена до изобретения настоящих денег использовали так называемые товаро-деньги (скот, соль, редкие раковины, шкурки определённых животных с ценным мехом и т. д.). Процессы обмена продукцией вызвали усложнение общественных отношений, так как будучи новыми для общества, они требовали новых механизмов регулирования.

5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

- появление в результате обмена эквивалентов этого обмена, которые являлись ценностями;

- накопление благодаря обмену у некоторых людей большего числа ценностей, чем у других;

- лучшая жизнь (возможность лучше питаться, одеваться и т. д.) благодаря накопленным ценностям;

- возможность для людей, имеющих больше ценностей, делиться с соплеменниками, позволять и им лучше питаться и одеваться в обмен на уважение.

6. Объясните понятия: «матриархат», «патриархат». Подумайте, как связаны между собой складывание частной собственности и переход к патриархату.

«Матриархат» означает главенствующую роль женщин в обществе и счёт родства по материнской линии, соответственно «патриархат» – главенствующую роль мужчин в обществе и счёт родства по отцовской линии. Согласно теории, восходящей к Л. Моргану, переход от матриархата к патриархату привёл к возникновению института семьи, а появление семьи серьёзно повлиял на накопление ценностей (а значит и на складывание частной собственности), поскольку позволял передавать накопленное по наследству.

7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?

Существующие ныне языковые группы сложились в эпоху энеолита в V-IV т. до н.э. Но это само по себе не означает, что на Земле не было представителей других, более древних не сохранившихся до нашего времени языковых групп.

8. Какие изменения произошли в человеческом обществе с началом освоения металлов?

Орудия труда из металла, в отличии от таковых из камня, можно чинить (в крайнем случае, переплавить). Кроме того, сама металлургия – дело не простое. В начале человек стал использовать медь, вскоре перешёл на бронзу. Изготовление качественной бронзы, то есть смешение олова с медью в нужных пропорциях с соблюдением необходимых условий – непростое дело. Появление металлургии вело к усложнению технологий ремесленников. Кроме того, медь и олово – относительно редкие металлы, и почти всегда их месторождения находятся в отдалённых друг от друга областях. Потому использование бронзы также привело к развитию обмена, передачи материалов в конечном счёте на большие расстояния. Всё это вело к усложнению общественных отношений, а значит способствовало возникновению первых государств (хотя вряд ли было единственным фактором, который привёл к появлению этих государств).

Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?


Неолит исчерпал возможности принципиального улучшения каменных орудий.

В бронзовом веке хотя и появляются некоторые новые приемы обработки камня, все же с появлением металлургии камень потерял значение единственного сырья для изготовления наиболее важных орудий.

Будущее открывалось перед металлом, а камень уходил в прошлое.

В изучении истории появления металла с самого начала немалая роль принадлежит методам естественных наук, когда было открыто, что древнейшие металлические орудия были сделаны именно из меди без искусственных примесей.

Но только недавно в число этих методов были включены приемы металлографические, причем металлографическому анализу были подвергнуты многочисленные серии древнейших металических изделий.

Это дало весьма ощутимые научные результаты.

Прежде всего оказалось неверным господствовавшее предположение о коренном различии ранней и развитой металлургии, т.

Е. металлургия меди оказалась частью металлургии бронзы.

Поэтому эпоху, когда появлялись орудия из меди, следует считать первым этапом бронзового века.

Первый период эпохи металла называют энеолитом.

Это слово состоит из латинского энеус — медь и греческого литое — камень.

Некоторые предпочитают термин «халколит» , где обе составные части взяты из греческого языка.

В обоих случаях термин переводится как меднокаменный век.

Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные.

Это действительно так : даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня.

Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия.

Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.

Не может считаться решенным вопрос о месте возникновения древнейшей металлургии.

Одни полагают, что она возникла во многих местах примерно в одно и то же время, другие — что был единый центр, откуда новое открытие распространилось по всем странам, где была возможна металлургия.

Ведь металлургия не могла бы возникнуть в стране, где не было природных запасов меди, самородной или в руде.

Если же взглянуть на карту распространения медных руд, то можно увидеть, что мест, где имеются такие запасы, крайне мало.

Следует также отметить, что медные руды залегают в основном в горных районах.

Один из таких районов примыкал к ареалу древних переднеазиатских цивилизаций, заходя в наше Закавказье.

Считают, что переднеазиатский металл проникал на Балканы, а оттуда достигал правобережья Днепра.

На территории Восточной Европы можно указать лишь уральскую и карпатскую меднорудные зоны ; в Азиатской части — Тянь - Шань и Алтай.

Какие изменения в обществе произошли с началом освоения металлов?

Какие изменения в обществе произошли с началом освоения металлов?

Людям стале легче в земледелии, с охотой, с хозяйтсвом,.


+ хорошее оружие, а значит способность воевать, захватывать.

Какие изменения произошли в социальной структуре общества в период 1800 по 1870 г?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества в период 1800 по 1870 г.

? чем эти изменения были вызваны.



Какие изменения произошли в составе французского общества в первой половине 19 века?

Какие изменения произошли в составе французского общества в первой половине 19 века?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества 1800 - 1870 г ?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества 1800 - 1870 г ?

Чем эти изменения были вызваны ?


Какие изменения в структуре английского общества произошли в результате аграрного и промышленной переворотов?

Какие изменения в структуре английского общества произошли в результате аграрного и промышленной переворотов?


Какие изменения произошли в составе французского общества первой половины 19 века?

Какие изменения произошли в составе французского общества первой половины 19 века?


Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества?

Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества?

Какие изменения в управлении Индией произошли в конце XIX - начале XX в?

Какие изменения в управлении Индией произошли в конце XIX - начале XX в?


Какие изменения произошли в социальной сфере русского общества в конце 19 века?

Какие изменения произошли в социальной сфере русского общества в конце 19 века.

Какие изменения произошли в об человеческом обществе с началом освоением металлов ?

Какие изменения произошли в об человеческом обществе с началом освоением металлов ?

Ну, начали создавать металлическое оружие, защиту, всякие украшения, появились деньги.

Жизнь стала комфортнее - изготовили ножи, плуги, сохи, посуду, копья, мечи, а они более долговечны , чем из кости или дерева.


Какие изменения произошли в социальной структуре советского общества в 1920 годы?

Какие изменения произошли в социальной структуре советского общества в 1920 годы?


Какие изменения произошли в Европейском обществе в 14 - 15 веках?

Какие изменения произошли в Европейском обществе в 14 - 15 веках?

Какие изменения произошли в сферахжизни общества в 15 - 16 веках?

Какие изменения произошли в сферах

жизни общества в 15 - 16 веках?

Как изменилось человеческое общество после появления металла?

Как изменилось человеческое общество после появления металла?

Почему освоение металлов произошло после появления земледелия и скотоводства?

Почему освоение металлов произошло после появления земледелия и скотоводства?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества в период с 1800 по 1870 г?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества в период с 1800 по 1870 г?

Чем эти изменения были вызваны.

Какие изменения произошли когда когда древние люди начали обрабатывать металл?

Какие изменения произошли когда когда древние люди начали обрабатывать металл.

Пожалуйста, помогите ?

Упомините?

Какие изменение произошли 19 в?

Какие изменения произошли в сословиях российского общества в XV|| веке?

Какие изменения произошли в сословиях российского общества в XV|| веке?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Какие изменения произошли в об человеческом обществе с началом освоением металлов ?, относящийся к категории История. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Труд зем­ле­дель­цев кор­мил все на­се­ле­ние Егип­та. Сеяли пре­иму­ще­ствен­но пше­ни­цу и яч­мень. Из ин­стру­мен­тов ис­поль­зо­ва­ли сле­ду­ю­щие виды ору­дия. Для рых­ле­ния земли мо­тыгу, позд­нее – де­ре­вян­ный плуг с мед­ным на­ко­неч­ни..

Эл, Баал–Шамим, Баал–Малаки(или Баал–Малаге) , Баал–Цафон, Астарта, Тиннит, Цид, Йево, Бел, Йам, Арц, Дионис.

1. Если я не ошибаюсь, то Великое Московское княжествоосвободилось от нашествия Золотой Орды. 2. В 1480 г. Произошло Стояние на реке Угре, в котором русские войска одержали победу и было свергнуто Иго.

С чем тебе помочь, если ты не прикрепил фотографию.

Целеустремлённый, резкая и вспыльчивая натура, определенная неприязнь к чванливой знати, проявлявшаяся в случаях явной несправедливости и произвола, чинившихся ею по отношению к слабому и беззащитному.

Уравнение прав крестьян и других сословий ликвидация общины.

Иван 3 - й Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия 2 - го Темного и дочери князя Ярослава Боровского - Марии Ярославны. Больше известен князь Иван 3 - й под именами Иван Святой и Иван Великий. В краткой биографи..

Иван III Великий, великий князь Московский и государь всея Руси. При нем гос - во окончательно избавилось от зависимости от Золотой Орды и раздвигнуло свои границы. Еще отроком Иван участвовал в походах против татар (1448, 1454, 1459 гг. ), многое..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: