Керосиновый резак по металлу

Обновлено: 04.05.2024

Керосинорез по металлу – прибор, предназначенный для быстрой резки стали. Он работает от керосина, бензина, солярки по принципу горелки. Резка металла становится возможной следующим образом: керосин, соответствующий ГОСТ 4753, под давлением попадает в испарительную огнеупорную камеру, испаряющееся вещество поступает в специальный мундштук, параллельно туда направляется кислород.

kerosinorez_16

Вещества смешиваются уже в горелке, находящейся на конце мундштука. В результате получается высокотемпературное пламя, при помощи которого и осуществляют резку. Температура составляет 2400-2500°С.

Типы керосинорезов

kerosinorez_15

Модели бывают нескольких типов:

  • С испарителем – стандартные варианты с асбестовым наполнителем, довольно массивны, оснащены дополнительным нагревателем.
  • Распылительного типа – намного легче, наполнитель бачка более безопасный и современный. Можно использовать устройство при низких температурах, оно не перегревается.

Комплектация

В комплектность прибора входят следующие элементы: запорно-пусковая аппаратура, резак, бак для горючего, шланги, насос для подкачки, манометр. Поскольку инструмент тяжелый, его перемещают на специальной тележке с колесами.

Резак

Резак обязательно имеет испаритель. По конструкции он похож на привычную газо-кислородную установку, но считается менее взрывоопасным и более безопасным. Резак включает мундштук, инжектор для смешивания кислорода и топлива, головку, испаритель, редукторы рамповые. Управлять пламенем можно при помощи вентилей. Имеется маховик для регулирования. Горючее поступает по шлангу, подключенному к бачку с огнестойкой набивкой.


Бачок керосинореза

В типовых устройствах применяется несколько типов емкостей, обычно это БГ-63, бачок-редуктор, вмещающий 6,5 л, или БГ-68, рассчитанный на больший объем – 8,5 л.


В конструкцию включены следующие элементы:

  • Корпус: форма его цилиндрическая. Он сварен из нескольких частей. Дно выполнено в форме полусферы, вогнуто.
  • Крышка обычно имеет сфероподобную конструкцию, для удобного перемещения имеется отверстия для рукоятки.
  • Запорный вентиль.
  • Трубка с фильтром сеточного типа для забора рабочего вещества.
  • Манометр.
  • Насос. Он закачивает в систему воздух, создавая необходимое давление.
  • Упорное кольцо находится внизу корпуса, служит для заправки бачка через штуцер. Второй выход нужен для шланга.

kerosinorez_18

Давление кислорода внутри доходит до 3 кг/см2, за счет этого керосин попадает в шланг. Заполнять емкость полностью нельзя, 30% должно быть всегда свободно. По мере использования часть вещества испаряется, и давление падает, поэтому воздух нужно периодически подкачивать.

Обзор эксплуатационных возможностей

На рынке можно встретить несколько моделей керосинорезов. Наиболее распространенным считается керосинорез РК 02 – универсальное устройство, удобное для использования на предприятиях. Он подходит для резки материала до 200 мм, быстро нагревается до рабочего состояния. Привлекает и доступная цена – 2500-3500 рублей.


Второй популярной моделью считается керосинорез КЖГ 2. Он имеет высокую безопасность, так как предусмотрен защитный узел от обратного удара пламени. Можно применять длительное время, не опасаясь перегрева горелки.

В предохранительном клапане для защиты от обратного удара присутствует дополнительная пружина. Такое устройство дороже примерно на 1000 рублей. Доступна резка более толстого металла до 300 мм. Прибор может работать в более широком режиме температуры, идет в комплекте со сменными мундштуками.

Керосинорез. Разделка толстолистового металла

бачок для керосинореза

керосинорез

В практике работ с толстолистовыми заготовками или поковками из нелегированной стали часто требуется выполнить предварительный разрез металла без использования энергоёмких способов электрической, лазерной или гидроабразивной резки. Альтернативой перечисленным технологиям являются керосинорез. Он имеют меньшую цену, и применим практически в любых условиях эксплуатации (за исключением окружающих температур воздуха ниже -15°С, при которой вязкость керосина существенно возрастает).

Керосинорезы. Устройство и принцип работы

Типовая комплектность устройства такова:

  1. Резак.
  2. Бачок для керосина.
  3. Воздушный подкачивающий насос.
  4. Шланги.
  5. Манометр.
  6. Запорно-пусковая аппаратура.
  7. Тележка для транспортировки.

Разделение металла с применением керосинорезов происходит следующим образом. Находящийся в специальной ёмкости осветительный керосин (ГОСТ 4753) по шлангу под избыточным давлением подаётся в испарительную камеру, которая имеет огнестойкую набивку (традиционно пока используется асбест, но в последних — правда, ещё опытных — конструкциях керосинорезов уже применяется базальтовая вата, вещество, не содержащее канцерогенных составляющих). Там, в камере, керосин начинает интенсивно испаряться, и уже в парообразном состоянии поступает в мундштук агрегата. По параллельной магистрали к мундштуку поступает воздух. В инжекторной горелке, которой заканчивается мундштук, происходит смешивание двух веществ, вследствие чего в горелке образуется горючая смесь. Для интенсификации процесса, а также для того, чтобы поддерживать концентрацию керосиновых паров постоянной, керосинорезы оснащаются вспомогательными мундштуками, при помощи которых производится постоянный подогрев испарителя. Между обоими мундштуками имеется кольцеобразный зазор (его можно регулировать), через который горючая смесь выходит из смесительной головки, и формирует высокотемпературное пламя.

Температура в факеле горелки керосинореза достигает 2400…2500°С. Это меньше, чем у бензорезов или ацетилено-кислородных резаков, но, во-первых, и таких значений достаточно, чтобы локально расплавить сталь, температура плавления которой, как известно, составляет до 1900°С, а, во-вторых, керосинорезы – установки, значительно более безопасны с точки зрения возможного взрыва или пожара.

керосинорез рк-02

Интенсивность подачи всех требуемых газообразных компонентов регулируется при помощи вентилей и поворотных маховичков, которые сдвигают инжектор горелки в осевом направлении, изменяя, таким образом, расстояние до торца смесительной камеры устройства.

Таким образом, в керосинорезах работают два вида пламени – подогревающее, которое обеспечивает нужную температуру компонентов горючей смеси, и основное, кислородное, которым выполняется сам процесс резки металла.

Выпускаются керосинорезы и с иным принципом действия. Вместо испарителей такие устройства снабжаются специальными форсунками, которые выполняют распыление керосина. В диспергированном виде керосин поступает в мундштук и уже там испаряется. Керосинорезы такого типа эффективнее, поскольку конструктивно проще, и обеспечивают более высокую интенсивность испарения, а, следовательно, и производительность резки.

Несмотря на кажущуюся простоту техники, устройство отдельных её составляющих довольно сложно, и его, для последующего квалифицированного использования керосинореза, есть смысл рассмотреть отдельно.

принцип работы керосинореза

Бачок керосинореза

В типовых конструкциях керосинорезов (особо качественными считаются устройства, производимые торговой маркой «Резак Бобуха») используются бачки двух типов: БГ-63, ёмкостью 6,5 л, и БГ-68, ёмкостью 8,5 л. Бачок состоит из следующих элементов:

  1. Цилиндрического сварного корпуса, дно которого имеет вид вогнутой полусферы.
  2. Сферической крышки, имеющей два герметизированных отверстия и ручку для переноски.
  3. Запорного вентиля.
  4. Заборной трубки, на конце которой имеется сетчатый фильтр.
  5. Манометра.
  6. Ручного воздушного насоса, которым создаётся необходимое давление для подачи керосина в шланг.
  7. Упорного кольца в нижней части корпуса.
  8. Двух штуцеров — для присоединения шланга, и для заполнения бачка керосином.

При работе насосом, внутри корпуса бачка создаётся избыточное давление до 3 кг/см 2 , благодаря которому происходит вытеснение керосина в шланг. Заполнение бачка керосином должно быть не выше 70% от его номинальной ёмкости, поскольку часть энергоносителя всё же испаряется. Несмотря на тщательную заделку штуцера в бачок (применяется сварка) часть вещества всё же в момент перекачки испаряется, вследствие чего давление падает. Это обстоятельство вынуждает время от времени использовать насос для подкачки керосина.

Подготовка бачка к использованию заключается в его тщательной очистке, а также проверки исправности насоса и манометра. Несмотря на наличие фильтра, рекомендуется заливать в бачок только предварительно отфильтрованный керосин. Недопустимо применять бачок в наклонном или горизонтальном состоянии. Для соблюдения правил пожарной безопасности, и для удобств при использовании бачок размещают на расстоянии не ближе 5 метров от кислородного баллона, и не далее 3 – от места применения керосинореза.

Техническое обслуживание узла заключается в периодической чистке каналов медными или алюминиевыми иглами (стальные применять не рекомендуется).

Резак

Конструкция резака, который снабжён испарителем, весьма схожа с аналогичным узлом для газо-кислородной резки. Она включает в себя:

  1. Основной мундштук.
  2. Подогревающий мундштук.
  3. Головку.
  4. Инжектор.
  5. Управляющие вентили.
  6. Подающую трубку.
  7. Регулирующий маховичок.
  8. Испаритель.
  9. Огнестойкая набивка.

Резак работает следующим образом. Керосин из присоединительного шланга поступает в огнестойкую набивку испарителя, где нагревается пламенем, которое образуется на выходе из вспомогательного подогревающего мундштука. Одновременно через инжектор к рабочей головке керосинореза поступает из баллона кислород. В головке происходит смешивание кислорода с подогретыми парами керосина, после чего смесь поджигается, и в таком виде выходит из зазора между мундштуками. Это – подогревающее пламя, интенсивность которого регулируется при помощи маховичков и вентилей. При этом процентный состав компонентов изменяется в пользу кислорода, температура которого увеличивается до значений, соответствующих локальному плавлению металла в зоне резки. Подводящие трубки располагаются в рукоятке резчика.

резак бобуха вогник-181

Безопасность работ с керосинорезом обеспечивается функционированием предохранительного клапана, который и управляет процессом поджига. Для этого вначале открывают кислородный вентиль, а затем – керосиновый. Затем поджигают смесь у основания мундштука, и поворотом маховичков управляют параметрами образующегося пламени. Если давление компонентов выходит за допустимые пределы, эластичная наполнительная смесь, находящаяся в промежутке между уплотнительными шайбами перегревается/охлаждается, и соответственно отпускает или прижимает пружиной седло к горловине клапана. Таким образом, подача либо увеличивается, либо прекращается вовсе.

При регламентном обслуживании резаков следят за состоянием уплотнений, очищают головки от образовавшихся заусенцев, полируют входные и выходные отверстия, используя хлопчатобумажную чистую ветошь.

Обзор эксплуатационных возможностей выпускаемых керосинорезов

Рынком предлагаются следующие конструкции рассматриваемой техники:

  • Керосинорезы РК-02 (производитель – АО «Донмет») от торговой марки «Резак Бобуха»;
  • Керосинорез РК-300 (другое название «Вогник-181») того же бренда;
  • Керосинорезы КЖГ-2 конструкции НИИАвтогенмаш, в которых вместо асбеста применяется каменная базальтовая вата.

Керосинорезы модели РК-02 конструктивно унифицированы с аппаратурой газо-кислородной резки, что облегчает их эксплуатацию на предприятиях, использующих разные способы разделения стали. Они отличаются быстротой выхода керосинореза на рабочий режим. Рассчитаны на резку стали толщиной до 200 мм. Цена изделий – 2500…3000 руб.

керосинорез кжг-2

В отличие от РК-02 керосинорезы серии «Вогник» отличаются наличием узла, предотвращающего обратный удар пламени – явление, суть которого заключается в повторном воспламенении горючей смеси после её кратковременного гашения. Возникает при длительном применении керосинореза, когда горелка перегревается. Для предотвращения обратного удара в конструкцию предохранительного клапана введена дополнительная пружина, которая воспринимает на себя расширение наполнителя, возникающее при перегреве горелки и прекращении подачи керосина. За это придётся заплатить больше – до 3200…3500 руб, зато «Вогником» можно резать металл большей толщины – до 300 мм.

Особенность агрегата КЖГ-02 – возможность его применения в более широком температурном диапазоне, а также наличие большого количества сменных мундштуков, в том числе и для резки низколегированных сталей. Технические возможности установки соответствуют керосинорезу РК-02. Цена комплекта – 4300…4500 руб.

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Жидкотопливный резак (керосинорез, бензорез)

Бензорез

Жидкотопливный резак (керосинорез, бензорез) — это инструмент для резки сталей с низким содержанием углерода толщиной 3-200 мм (в зависимости от модели), для работы которого используется жидкое топливо.
Резак, работающий на смеси керосина и кислорода, называется керосинорезом, а работающий на смеси бензина и кислорода — бензорезом.

Обратите внимание, что строители под названием "бензорез" имеют ввиду инструмент, в котором резку металла (и не только металла) выполняет диск с алмазным напылением, приводящимся в действие двигателем внутреннего сгорания.

  • Мобильность. Жидкотопливный резак достаточно прост в переноске. Емкость с сжатым воздухом имеет меньшие габариты и вес, чем кислородные баллоны. Топливо легко достать, оно имеется в любом гараже, можно купить на автозаправке.
  • Возможность работы при низких температурах. Согласно заявлениям производителей, жидкотопливный разае с распылителем работает при температуре -40 и ниже. Газовый же резак не работает на морозе.
  • Простота конструкции. Газовая горелка не является сверхсложным устройством. Но жидкотопливный резак — в любом случае проще. При владении пайкой, совершить ремонт не составит труда.
  • Сложность в настройке. Подачу топлива постоянно нужно калибровать, периодически приходится чистить форсунки.
  • Жидкотопливный резак нельзя использовать "из коробки". Для качественной работы нужна калибровка, практика и сноровка.
  • Необходимость поддерживать давление в резервуаре. Долго работать с жидкотопливным реазком едва ли получится. Нужно постоянно поддерживать давление в кислородном резервуаре. Качество пламени зависит от объема воздуха в баллоне, и приходится постоянно адаптироваться к перепадам давления, а стало быть, и мощности горелки.
  • Безопасность. Хотя кислородные баллоны для газовой резки считаются взрывоопасными, при правильной эксплуатации риск несчастного случая сводится к минимуму. Жидкотопливный резак требует тщательного контроля и ответственности на всех этапах работы. Особенно, если речь идет о моделях с испарителем, где топливо закипает на пламени дополнительного сопла.

Принцип работы и устройство жидкотопливных резаков

Резак для жидкотопливного резака

Безопасность работ с жидкотопливным резаком обеспечивается функционированием предохранительного клапана, который и управляет процессом поджига. Для этого вначале открывают кислородный вентиль, а затем – керосиновый (бензиновый). Затем поджигают смесь у основания мундштука, и поворотом маховичков управляют параметрами образующегося пламени.

Если давление компонентов выходит за допустимые пределы, эластичная наполнительная смесь, находящаяся в промежутке между уплотнительными шайбами перегревается/охлаждается, и соответственно отпускает или прижимает пружиной седло к горловине клапана. Таким образом, подача либо увеличивается, либо прекращается вовсе.

  • распыление – топливо в горелку подается под давлением через узкую форсунку. Она распыляет бензин (керосин), который проходя через мундштук, испаряется.
  • испарение – в горелке вмонтирована камера, заполненная асбестом. Когда в нее подается горючее, дополнительная горелка разогревает асбестовую оболочку, и происходит испарение.

Принцип работы жидкотопливного резака с испарением

Находящийся в специальной ёмкости жидкое топливо по шлангу под избыточным давлением подаётся в испарительную камеру, которая имеет огнестойкую набивку из асбеста. Топливо в камере интенсивно испаряется и уже в парообразном состоянии поступает в мундштук агрегата. По параллельной магистрали к мундштуку поступает воздух. В инжекторной горелке, которой заканчивается мундштук, происходит смешивание двух веществ, вследствие чего в горелке образуется горючая смесь.

Для интенсификации процесса, а также для того, чтобы поддерживать концентрацию керосиновых паров постоянной, жидкотопливные резаки оснащаются вспомогательными мундштуками, при помощи которых производится постоянный подогрев испарителя. Между обоими мундштуками имеется кольцеобразный зазор (его можно регулировать), через который горючая смесь выходит из смесительной головки, и формирует высокотемпературное пламя.

Принцип работы жидкотопливного резака с распылением

Находящийся в специальной ёмкости жидкое топливо по шлангу под избыточным давлением подаётся в специальными форсунки, которые выполняют распыление керосина. В расрылёном виде жидкое топливо поступает в мундштук и уже там испаряется

  • Распылительные резаки имеют до 50% меньший вес, по сравнению с испарительными, т.к. отсутствует асбестовая камера и дополнительный нагреватель
  • В обслуживании распылитель проще испарителя, т.к. не нужно чистить камеру испарения
  • Жидкотопливный распылительный резак меньше греется.
  • За счет дополнительного нагревателя, резак испарительного типа необходимо охлаждать в процессе работы
  • Испаритель не подходит для работы при низких температурах, из-за постоянного охлаждения паров. (Зимой лучше использовать распылительный резак)
  • Распылитель, в отличие от испарителя, устойчив к обратному удару пламени.

Бачок жидкотопливного резака

В типовых конструкциях жидкотопливных резаков используются бачки двух типов: БГ-63, ёмкостью 6,5 л, и БГ-68, ёмкостью 8,5 л.

  1. Цилиндрического сварного корпуса, дно которого имеет вид вогнутой полусферы.
  2. Сферической крышки, имеющей два герметизированных отверстия и ручку для переноски.
  3. Запорного вентиля.
  4. Заборной трубки, на конце которой имеется сетчатый фильтр.
  5. Манометра.
  6. Ручного воздушного насоса, которым создаётся необходимое давление для подачи топлива в шланг.
  7. Упорного кольца в нижней части корпуса.
  8. Двух штуцеров — для присоединения шланга, и для заполнения бачка топливом.

Несмотря на тщательную заделку штуцера в бачок (применяется сварка) часть вещества всё же в момент перекачки испаряется, вследствие чего давление падает. Это обстоятельство вынуждает время от времени использовать насос для подкачки керосина.

Подготовка бачка к использованию заключается в его тщательной очистке, а также проверки исправности насоса и манометра. Несмотря на наличие фильтра, рекомендуется заливать в бачок только предварительно отфильтрованное топливо. Недопустимо применять бачок в наклонном или горизонтальном состоянии.

Мундштук жидкотопливного резака

Мундштук является сменным элементом резака и служит для распыления смеси жидкого топлива и кислорода. В зависимости от номера мундшутка изменяется скорость резки металла и толщина металла.

Чем заправлять жидкотопливный резак

Для большинства жидкотопливных резаков подойдет как бензин, так и керосин (но ряд бензорезов заправлять керосином нельзя). На практике, бензин подходит для резки лучше: бензин быстрее разогревает заготовку, а стоит дешевле.

Самые распространенные марки топлива под бензорез — А-80, и А-92. Но также, есть бензорезы под А-95. В спецификации устройства всегда указывается стандарт топлива.

Керосинорез по металлу: устройство, особенности, виды, способы применения

Читайте также: