Металлы и их свойства 5 класс технология

Обновлено: 21.09.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Металлы, их свойства и область применения

Оборудование и инструменты для обработки металлов Слесарный верстак Служит для выполнения ручных работ по обработке металлов

Тиски Служат для жёсткой фиксации обрабатываемых деталей Оборудование и инструменты для обработки металлов Кернер Служит для нанесения неглубокой лунки при разметке окружностей циркулем и сверлении

Разметочный циркуль Оборудование и инструменты для обработки металлов Служит для разметки окружностей на плоскости металла Киянка Служит для правки тонколистового металла толщиной более 0,5мм

Чертилка Оборудование и инструменты для обработки металлов Служит для нанесения рисок при разметке на плоскости металла Слесарные ножницы Служат для резания заготовок по прямым и кривым линиям

Проверь свои знания Защитный экран Тиски Крышка Табурет Основание 1 2 3 4 5

Проверь свои знания Тиски слесарные Ходовой винт Рукоятка Подвижная губка Опорная плита Неподвижная губка Съёмные губки 1 4 2 3 5 6

1. Как называют ручную обработку металлов? Проверь свои знания А – столярной Б – слесарной В – специальной Подумай. Правильно Подумай.

Проверь свои знания В – железник 2. Слово слесарь произошло от названия профессии… А – замочник Б – латник Правильно Подумай. Подумай. Слесарь

Проверь свои знания В – геометрическая резьба 3. Какие древнейшие виды обработки металлов были известны ещё до нашей эры? А – литьё, ковка Б – хонингование Правильно Подумай. Подумай. Литьё металла В кузнице у мастера

Проверь свои знания В – на слесарном верстаке можно выполнять любые работы, а на столярном – только столярные 4. В чём отличие слесарного верстака от столярного ? А – на слесарном верстаке выполняют слесарные работы, а на столярном – столярные Б – слесарный верстак выполнен полностью из металла, а столярный из древесины Правильно Подумай. Подумай. Слесарный верстак Столярный верстак

5. Для какой цели служит защитный экран верстака? Проверь свои знания А – служит для удобного использования подручных инструментов, которые можно разместить на дополнительных полочках Б – служит заграждением на случай отлетевших частей металла при рубке В – служит средством защиты от работающих рядом слесарными инструментами Подумай. Правильно Подумай.

Проверь свои знания В – потому что после уборки придётся использовать специальный моющий раствор, чтобы отмыть руки 6 . Почему нельзя очищать слесарный верстак и тиски от металлических опилок руками? А – потому что можно поранить руки острыми опилками и фрагментами обрабатываемой детали Б – потому что после уборки руками в углах верстака и тисков придётся мелкие фрагменты детали и опилки убирать щёткой-смёткой Правильно Подумай. Подумай.

Проверь свои знания В – для более точной установки детали по риске разметки 7 . Для какой цели сделана насечка на губках тисков? А – насечка позволяет наиболее прочно захватывать деталь Б – для установки двух и более деталей Правильно Подумай. Подумай.

Проверь свои знания В – до 1,0 мм 8. Фольгой называют тонколистовой металл, толщиной до… А – до 0,2 мм Б – до 0,5 мм Правильно Подумай. Подумай. Алюминиевая фольга

Проверь свои знания В – 0,5% 9. Сталь – сплав железа с содержанием углерода не более… А – 2% Б – 1% Правильно Подумай. Подумай. Сортовой прокат из стали

10. К цветным металлам относят… Проверь свои знания А – сталь, чугун Б – медь, алюминий В – серый чугун, бронза Подумай. Правильно Подумай. Листовая медь Листовой алюминий

11. К алюминиевым сплавам относят… Проверь свои знания А – сталь, чугун Б – силумин, дюралюминий В – мельхиор, бронза Подумай. Правильно Подумай. Листовой дюралюминий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Металлы. Строение свойства, применение" 9,11 класс

Металлы, положение в периодической системе, строение, свойства и применение.

Презентация "Области применения металлов"

Данный материал можно использовать у курсе химии 9 и 11 класса. В презентации рассматриваются области применения самых важных для человечества металлов.


Древесина как природный конструкционный материал, ее строение, свойства и области применения

ознакомление с видами древесины и работа с пиломатериалами.


Получение металлов. Физические свойства металлов.

План - конспект урока с рабочей инструкцией.

«Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения.»

Урок применяется в преподавании технологии в 5 классе для изучения раздела "Технологии обработки конструкционных материалов".Урок нацелен на формирование теоритических и практических навыков работы с .

Презентация "Металлы в природе. Получение и применение металлов"

Металлы в природе.Получение и применение металлов.

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" .

конспект урока по технологии Металл и его свойства 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Конспект урока с презентацией 5 класс Металл и его свойства, применение.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_tehnologii_5_klass_metally_ih_svoystva.docx 19.29 КБ
konspekt_uroka_metally._primenenie..ppt 2.58 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

Предварительный просмотр:

Металлы, их свойства и область применения.

Цели: ознакомить учащихся с рабочим местом в слесарной мастерской, организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасностью труда при обработке металлов; раскрыть основные свойства и состав листового металла и проволоки, развивать умение читать и составлять чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; воспитывать аккуратность, внимательность и бережливость при обработке тонколистового металла и проволоки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Инструменты и оборудование: слесарный верстак с комплектом инструментов, образцы металлов, компьютер.

1). Приветствие учителя, контроль посещаемости.

2). Проверка готовности учащихся к уроку.

11. Теоретическая часть.

1). Повторение пройденного материала.

Оптимальное расположение инструмента на верстаке.

Размещение предметов и инструментов на столе верстака подчиняется простым правилам. Инструмент для правой руки распологают справа, а для левой руки – слева, причем брать их и находить нужный инструмент необходимо не глядя. Для этого на верстаке должен находиться только тот инструмент, который используется в данный момент для выполнения данной работы, и порядок расположения инструмента должен быть неизменен.

Ближе кладут тот инструмент, который чаще всего используется, поэтому состав близко расположенных предметов сильно зависит от выполняемой работы. Все это относится не только к инструменту, но и заготовкам, метизам, готовым деталям. Очень часто в руководствах и популярных изданиях приводят изображение слесарного верстака с расположенними рядком напильниками, уложенными на поверхности верстака плитками, как обязательный атрибут слесарного верстака на рисунках присутствует притирочная плита.

На самом деле на поверхности верстака не вкладывают для работы напильники – они в определенном порядке лежат в одном из выдвижных ящиков, и их вынимают по мере надобности и убирают сразу после применения.

Не разбрасываюи и по воверхности верстака и измерительный инструмент. Измерительный инструмент как требующий бережного обращения всегда держат отдельно от остального инструмента.

Штангенциркуль или микрометр, валяющийся среди других инструментов на верстаке, очень быстро портится. Притирочная плита относится к весьма точным и чувствительным изделиям. Если ее постоянно держать на верстаке, да еще не прикрытой защитным деревянным щитом, то грошь цена такой плите – ее обязательно используют для выполнения несвойственных ей функций, например для разметки, после чего притирать на ней будет уже невозможно.

На верстаке не должно быть свалки и беспорядка. А после работы весь инструмент должен быть вытерт, вычещен и убран на свои места.

Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из металла. Мы никогда не задумываемся о том, что столовые приборы, транспорт, станки и оборудование могли бы быть изготовлены не из металла, а из других конструкционных материалов.

Почему именно из металла изготовляют многие инструменты, строительные конструкции, детали машин? (Ответы учащихся).

Правильно! Они прочны, надежны в эксплуатации, долговечны. Металлы хорошо проводят электрический ток, тепло, обладают особым металлическим блеском. Начиная с древних времен люди научились не только добывать, но и обрабатывать металл. По тому, такой металл наиболее широко применялся в практической жизни человека, назывались целые исторические эпохи. Например: бронзовый век, железный век… Люди из поколения в поколение предавали навыки обработки металлов. Более 400лет назад основной продукцией металлообрабатывающих мастерских были замки для дверей и ворот. Замок по немецки «шлосс», а работник такой мастерской назвался «шлоссер»; от этого слова и произошло современное слово человека, занимающего обработкой металлов – «слесарь». Практическое значение использования металлов и обработка не утеряли первостепенного значения и сегодня в жизни человека.

Ручная обработка металлов называется слесарной. Быстро и качественно изготовить какое-либо зделие из металла можно только научившись правильно и безопасно пользоваться слесарным инструментами и оборудованием.

Изучая слесарное искусство, вы познакомитесь с различными металлами и сплавами, их свойствами. Узнаете о том, как из металла изготовляют различные предметы, получите знания и умения способов обработки металлов, приемы работы слесарными инструментами, управления станками и т.д. Тема нашего урока «Металлы и их свойства и область применения».

Оборудование для работы с металлом.

Слесарный верстак является неотъемлемой частью рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерсиких. Существует большое множество вариантов исполнения слесарных верстаков, но все они имеют основание (металлический каркас), столещницу (крышку), на которой закреплены тиски и защитный экран (рис.). Некоторые слесарные верстаки оборудованы ящиком для инструментов. В комплект верстака придется сиденье (табурет) (рис.).

Высота слесарного верстака должна соответствовать росту работающего.

Как это определить? (ответы учащихся). Учащиеся вспоминают, как определить высоту столярного верстака.

Для крепления деревянных заготовок на столярном верстаке используются зажимы. Чем закрепляются металлические заготовки при обработке ручным слесарным инструментом? (Ответы уч-ся).

Основное назначение слесарных тисков – закрепление заготовки. При вращении рукоятки по часовой стрелке подвижная губка будет перемещаться к неподвижной губке, сжимая заготовку, помещенную между ними. (показ).

Как в промышленном производстве на предприятиях при обработке металлов, труд в учебной мастерской требует соблюдения определенных правил культуры и безопасности труда, трудовой дисциплины и поведения.

Учитель рассказывает о ТБ.

Кроме верстака для обработки металла используются и другие инструменты и приспособления (показ): линейка (угольник), кусачки, ножницы слесарные, напильник, разметочный циркуль, кернер, молоток, киянки, свёрла, оправки (круглая, призматическая, уголковая, фигурная), чертилка, гибочные приспособления.

Тонколистовой металл и проволока.

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что в значительной степени облегчает изготовление из них изделий.

Все металлы обладают некоторыми физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины. Перечислим некоторые из них: электропроводность, намагничиваемость, тепловое расширение, температура плавления. Необходимо отметить, что механические свойства металлов (прочность и твердость) значительно выше, чем у древесины. В отличие от древесины, металлы обладают пластичностью. Чаще всего для производства изделий используется не сами металлы. А их сплавы. Все металлы делят на черные и цветные.

Черным металлам относится сталь и чугун. Эти металлы – сплавы. Если углерода до 2% в железе, то это сталь, более 2% и до 4% - алюминий, свинец и т.д. Наряду со сплавами из черных металлов широкое распространение нашли в легкой и тяжелой промышленности споавы цветных металлов: дюралюминий (алюминий с медью, магнием и др), бронза (медь со свинцом, оловом и др.), латунь (медь с цинком).

В нашей мастерской мы чаще всего будем использовать тонколистовой металл. Сущность листовой прокатки заключается в обработке металла давлением путем обжатия между вращающимися валками прокатного стана для уменьшения толщины прокатываемого металла. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины (рис).

Листовую сталь делят на тонколистовую (до 2 мм) и толстолистовую (более 2 мм). В свою очередь тонколистовая сталь бывает нескольких видов: кровельная сталь (от 0,5 до 0,8 мм), жесть (от 0,2 до 0,5 мм). Жесть, не имеющая защитного покрытия, называется черной, а покрытая с двух сторон тонким слоем олова – белой. Имея гладкую и блестящую поверхность за счет оловянного покрытия, жесть не ржавеет и широко используется для изготовления консервных банок, вёдер, игрушек, кухонной утвари, водосточных и вентиляционных труб, различной тары и т.д.

Знаете ли вы, что фольга – это тоже тонколистовой металл? (Ответы учащихся).

Фольга – тонкий, листовой металл толщиной до 0,2 мм. Применяют в радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов, изготовления крышек для молочных бутылок, печатных форм, обкладки конденсаторов. Фольга находит различное применение в домашнем хозяйстве. Разновидностью фольги является станиоль.

Станиоль – очень тонкий листовой металл специальной прокатки. Применяют ее для упаковки пищевых продуктов (шоколада, чая), в парфюмерии для защиты летучих веществ от испарения, а также в электро- и радиопромышленности.

Одним из видов тонколистового металла является кровельная сталь. Название свое она получила от ее широкого применения для покрытия крыш зданий (кровли). Кровельная сталь бывает черной, или обыкновенной, то есть без покрытия, а также оцинкованной, или обыкновенной, то есть без покрытия, а так же оцинкованной, покрытой тонким слоем цинка. Выпускает промышленность такую листовую сталь ввиду активного воздействия окружающей среды в виде влажности, а цинк предотвращает листовую сталь от ржавчины. Кровельную сталь часто покрывают масляными или нитрокрасками.

Жесть и кровельная сталь обладают хорошей пластичностью – свойством не разрушаясь изменять свою форму под действием внешних сил и сохранять эту форму после прекращения действия этих сил.

На заводах прокатные станы для получения тонколистового металла обслуживают вальцовшики, а изготовлением изделий из тонколистового металла занимаются жестянщики. Из тонколистового металла делают корпусы деталей машин, приборов, изготовляют трубы, самый разный хозяйственный инвентарь.

Кроме тонколистового металла в практической деятельности человека часто используется проволока, которая отличается большой длиной (хранится в «бухтах»), обладает хорошей пластичностью, ковкостью, вязкостью, легко сгибается, обрабатывается. Промышленностью выпускается проволока различной толщины и профиля поперечного сечения. Профили сечения бывают круглые, квадратные, треугольные. Проволока – это всего лишь полуфабрикат, который служит для производства других изделий. Она бывает стальная, медная, алюминиевая и т.д.

Где используется проволока? (Ответы учащихся).

Медная и алюминиевая проволока используются не только для производства электрических проводов, но и для заклепок, гвоздей, шурупов, винтов. Из твердой стальной проволоки делают пружины, струны и т.д. Стальная проволока наиболее прочная, чем из цветных металлов, а следовательно, она и более трудоемкая при обработке. При обработке она может быть хрупкой и ломаться при сгибании.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки (рис). Такую проволоку называют катанкой. Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры = детали с отверстиями, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов.

Свойства и применение металлов 5 кл ФГОС

2.4. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

3. Воспитательные цели:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности;

3.2. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

4. Образовательные цели:

4.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков по правке заготовок из тонколистового металла и проволоки, работе на верстаке со слесарными тисками, уметь организовать рабочее место для ручной обработки металлов; устанавливать и закреплять заготовки в тисках; проверять соответствие верстака своему росту; пользоваться инструментом при выполнении слесарных работ;

4.2. Способствовать формированию представления о металлах, их свойствах и области применения

4.3. Способствовать запоминанию терминологии основных технологических свойств металлов и сплавов.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

- кабинет трудового обучения,

- образцы металлов и сплавов,

- заготовки для обработки.

2. Дидактическое обеспечение:

- дополнительная литература (выставка);

- образцы объектов труда;

- материалы для контроля знаний учащихся:

- мультимедийная презентация «СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

Методы обучения:

1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;

2. формирование, закрепление, применение ЗУН;

3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;

4. объяснительно-побуждающий, исследовательский вне урока;

5. просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, показ, самостоятельная работа с раздаточным материалом по технологической карте, беседа.

Словарная работа: металлы: черные, цветные; свойства металлов: физические, механические, химические, технологические; сталь, чугун, сплавы.

Тип урока: урок – практикум.

1.Организационный момент:

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.

2. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

1) Для чего служат двигатель, передаточный и исполнительный механизмы в машине?

2) Из каких звеньев состоит зубчатая передача?

3) Из каких звеньев состоит цепная передача?

4) Какие звенья называют ведущими и ведомыми?

5) Что такое передаточное отношение?

6) Какую деталь называют шпонкой?

3. Изложение программного материала. Приложение 1

Рассказ с элементами беседы.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, вы должны правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Как вы знаете, металлы в технике применяют не в чистом виде, а в виде сплавов.

Сплавы получают путём смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определённом соотношении. Правильный выбор подходящего для вашего изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства.

Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Рассмотрим их:

Отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой.

Способность материалов вызывать определенные зрительные ощущения

6 Способность металлов отражать свет

Вторая группа свойств:

К механическим свойствам относят прочность, твёрдость, упругость, вязкость, пластичность.

8 Прочность – способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь. Например, если сделанные вами подвески для стенда не разрушаются от его веса при закреплении на стене, значит, они обладают достаточной прочностью.

9 Твёрдость – свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого материала. Например, если на стальную и медную пластины нанести лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием, то в медной пластине глубина лунки будет больше, чем в стальной. Это свидетельствует о том, что сталь твёрже меди.

10 Упругость – свойство металла или справа восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил. Если положить на две опоры металлическую линейку и в центре её поместить небольшой груз, то она прогнётся на некоторую величину, а после снятия груза примет первоначальное положение. Это показывает, что материал линейки обладает упругостью.

Вязкость – свойство тел поглощать энергию при ударе.

Пластичность – способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь. Это свойство используют при правке, гибке, прокатке, штамповке заготовок.

К технологическим свойствам относят ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость и др.

Жидкотекучесть – свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.

Обрабатываемость резанием – свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами.

Свариваемость – свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.

Коррозионная стойкость – свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.

12 Все металлы и сплавы подразделяют на чёрные и цветные. К чёрным относят железо и сплавы на его основе – сталь и чугун. Все остальные металлы и сплавы – цветные.

Часто сплавы обладают лучшими свойствами, чем их составные части. Например, чистое железо имеет очень низкую прочность, а сплавы железа с углеродом – гораздо более высокую. Если углерода в сплаве меньше 2,14%, то такой сплав называют сталью. Если углерода от 2,14 до 6,7%, то это чугун.

Сталь не только прочный, но и пластичный материал, хорошо поддающийся механической обработке. Из конструкционной стали делают детали машин и конструкций, а, добавляя в сталь хром, вольфрам и другие металлы, получают очень твёрдые инструментальные стали, из которых изготавливают режущие инструменты для обработки металлов.

Чугун – хрупкий сплав, в связи с чем его используют для изделий, которые впоследствии не будут подвергаться ударам. Чугун обладает очень хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают качественные и сложные отливки: станины станков, радиаторы отопления и другие изделия.

26-27 Из цветных сплавов в наибольшее распространение в технике получили латунь, бронза, дюралюминий.

Латунь – сплав меди с цинком жёлтого цвета. Обладает высокой пластичностью, твёрдостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.

28 Бронза – сплав меди со свинцом, алюминием, оловом и другими элементами, жёлто-красного цвета. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления водопроводных кранов и зубчатых колёс, для отливки художественных изделий (скульптур, украшений и других элементов), в электротехнике.

29-32 Дюралюминий – сплав алюминия с медью, магнием, цинком и другими элементами, серебристого цвета. Хорошо обрабатывается, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются лёгкие и прочные конструкции.

4. Физкультминутка. Упражнения для глаз по СанПиНу

5. Вопросы самоконтроля:

1) Что такое сплав?

2) Назовите механические свойства металлов и сплавов.

3) Назовите технологические свойства металлов и сплавов.

4) Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов?

5) Какие сплавы относятся к чёрным?

6) Чем отличается сталь от чугуна?

7) Чем отличается латунь от бронзы?

8) Почему металлы нужно экономно расходовать?

6. Практическая работа «Ознакомление со свойствами металлов и сплавов»

6.2.Выполняем практическую работу .

1. Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.

2. Положите справа от себя образцы из чёрных металлов и сплавов, а слева – из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.

3. Растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.

4. Положите на плиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.

5. Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.

6.3Самостоятельная работа учащихся.

6.4 Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы).

6.5 Презентация видов сплавов

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выучить термины. Ответить на вопросы по теме. Творческое задание: найти в интернете новые сплавы металлов и рассказать где применяются.

Подготовить (выбрать) материал (листовой металл) для изготовления подвесок для стенда и уголков для оконных рам

Презентация по технологии на тему "металлы". 5 класс

МеталлыПреподаватель технологии Веселов А. В.

Что такое металл?
Металлы — группа элементов, в виде простых веществ, обладающих характерными металлическими свойствами, такими, как высокие тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность, ковкость и металлический блеск.

Где применяется металл?В современной промышленности широко применяются нержав.

Где применяется металл?
В современной промышленности широко применяются нержавеющие металлы. Изделия, выполненные из сплавов, используются в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, машиностроении. Наиболее часто применяются сплавы, которые состоят из основного элемента и различных добавок.

Роль металлов в жизни и истории человечестваОценить роль металлов в нашей жиз.

Роль металлов в жизни и истории человечества
Оценить роль металлов в нашей жизни довольно просто – достаточно оглянуться и посмотреть вокруг себя. Металл повсюду. Кухонная утварь – ложки, вилки, ножи, кастрюли, сковородки – практически все из металла. Бытовая техника – стиральные машины, пылесосы, телевизоры, компьютеры – невозможна без металлов. Дома и улицы городов освещаются электричеством, которое подводится по металлическим проводам. Современные сооружения держатся за счет железобетонных конструкций. Между городами по стальным рельсам мчатся поезда, при создании которых использованы самые разные металлы, а по дорогам колесят машины, которые также во многом состоят из металлов. Корабли в море, самолеты в небе, ракеты и космические аппараты – все это просто невозможно без металлов и их сплавов. Да и странно было бы, если бы мы в нашей жизни обходились без того, что занимает весомую долю химической таблицы Менделеева.

Роль металлов в жизни и истории человечестваКузнец в древние времена был не п.

Роль металлов в жизни и истории человечества
Кузнец в древние времена был не просто человеком, обрабатывающим металл. Его сфера деятельности охватывала практически всю технологическую цепочку от поиска и добычи руды до создания готовых изделий из металла, который выплавлялся из этой руды. И тех, кто видел его за работой, конечно же, поражало то, что кузнец (он же металлург по сути) получал ценные вещи практически «из ничего» – из куска какого-то камня. Поэтому у многих народов кузнец-металлург считался чуть ли не чародеем, а сама профессия была очень почетной.
С кузнецом не положено говорить на «ты», – уважительно отмечает финская поговорка.
По свидетельству английского ученого и публициста Бэзила Дэвидсона, оседлые земледельческие племена Африки почти повсюду считали кузнецов почетной кастой, а часто даже привилегированным сословием. Дэвидсон приводит также слова одного из исследователей о том, что в некоторых районах Зулуленда (бывшего государства зулусов на юге Африки) профессия кузнеца не только считается одной из самых почетных, но и окружена почти мистической таинственностью.
Немецкий этнограф Юлиус Липе сообщает, что в некоторых африканских государствах, расположенных южнее Сахары, царям часто было совершенно необходимо знать кузнечное дело. Так в одном из больших государств на территории Конго в средние века царя избирал совет вельмож. Избирали, конечно, не из простых людей. Но любой кандидат, который хотел стать царем, должен был доказать, что он является хорошим кузнецом.
Ясно, что для столь многогранной деятельности, какую нужно было совершить на пути от руды до готового металлического изделия, кузнец-металлург должен был обладать колоссальным знанием, которое чаще всего передавалось из поколения в поколение. Поэтому у многих древних народов кузнецом мог стать только тот, среди предков которого уже были кузнецы. Обыкновенный человек не мог взяться за это священное ремесло.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Тема: «Виды металлов и сплавов. Их основные свойства».
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Цель урока: ознакомить обучающихся с конструкционными материалами – металлами и областью их применения, с образцами черных и цветных металлов, сплавов.

Задачи:

Образовательная: добиться усвоения у обучающимися знаний о видах черных и цветных металлов, и умения применять их на практике.

Развивающая: развивать внимание, память, развивать творческие способности учащихся.

расширять кругозор, развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

формирование положительной мотивации к предмету;

формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Воспитать бережное отношения к инструментам.

ВложениеРазмер
vidy_metallov_i_splavov_ih_osnovnye_svoystva_5-klass.docx 33.05 КБ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.

Урока по технологии в 5-классе.

Раздел; Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов и пластмасс).

ТЕМА: «ВИДЫ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ. ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА»

Асанов Сервер Хайсерович

Тема: «Виды металлов и сплавов. Их основные свойства ».

Задачи: Образовательные добиться усвоения у обучающимися знаний о видах черных и цветных металлов, и умения применять их на практике.

Развивающая: развивать внимание, память, развивать творческие способности учащихся.

расширять кругозор, развивать эстетический вкус.

формирование положительной мотивации к предмету;

формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Наглядный материал: таблицы по технике безопасности, виды металлов и сплавов и их основные свойства.

Формы работы обучающихся : в парах групповая, самостоятельная работа.

Методы, используемые на уроке: коммуникативный метод, метод коммуникативных заданий, Технология развития критического мышления.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с ручным инструментами. Получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: 1. Понимание и определение понятия «металлы», «черные», «цветные».

2. Распознавание различных видов металлов по физическим свойствам.

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: образцами черных и цветных металлов, изделия из металлов, МК.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа.

Формы работы с обучающимися: индивидуальная, фронтальная.

Опорные понятия: металлы, черные и цветные.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требования новых ФГОС. В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

Моделируя современный урок, я придерживался следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, мета предметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Цели деятельности педагога.

1.Ознакомить и систематизировать знания учащихся о видах металлов и иих сойствах; повторить инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки металлов и сплавов.

2. Развивать знания детей, активность, старательность;

Методы и формы обучения.

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины.

Для работы с древесиной потребуется верстак. Его оснащают упорами, бортиками, углублениями для инструментов, зажимным столярным инструментом. Для установки упоров в рабочей доске сверлят сквозные отверстия.

Топор считается основным инструментом плотника. Им выполняют первичную обработку древесины. Для забивания гвоздей понадобится молоток и добойник – металлический стержень, один конец которого заточен на усеченный конус. Для соединения деталей «шип в паз» используют киянку – массивный деревянный молоток. Нелишним в столярной мастерской окажется точило для заточки топоров, ножей, стамесок.

Авторской программы: Класс: 5 Учебник (УМК) : А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. «Технология» (индустриальные технологии – 5-й класс), рабочая тетрадь по технологии 5-й класс.

Учебник, плакат по чёрным и цветным металлам, инструктаж по технике безопасности, рисунок для изделия.

Материально техническое обеспечение.

Пилы и ножовки, зубило, ножницы по металлу. Молотки, рашпили, напильники, измерительные инструменты, токарно-винторезные станки.

Оснастка плотника может состоять из нескольких десятков инструментов и постоянно пополняется новыми устройствами.

Планируемые образовательные результаты.

Читайте также: