Обработка металла битумной мастикой

Обновлено: 17.05.2024

Мастики из самых разных материалов уже не одно десятилетие служат ценным строительным материалом для отделочных работ. Ими приклеивают и ремонтируют кровли, используют в качестве финишного слоя. Причем вполне долговечного и надежного.

Особенно, когда в качестве такого покрытия выступает битумная мастика с модифицирующими материалами. Сфера ее применения достаточно широка, и есть много тонкостей и нюансов в выборе материала, о которых вам стоит знать.

Содержание

Битумная мастика сегодня: виды и новинки рынка

На сегодняшний день битумная гидроизоляция в РФ – один из самых емких и популярных сегментов рынка. Причем куда более значимый, чем рынок цементных и полимерных составов, и даже универсальной жидкой резине пока до этого далеко. Все дело в особых свойствах битума: отличная адгезия почти к любому материалу и полная водонепроницаемость.

Все это благодаря тому, что битумные герметики непористые, а потому воде в них просто некуда проникать. При этом битум эластичный и прочный, и отлично себя показывает в ситуациях динамической нагрузки (когда шов слегка сжимается и расширяется введу изменения температуры).

Благодаря современных технологиям, сегодня выпускают битумную мастику, шпатлевку, праймер и герметики. Причем неопытный человек сходу может растеряться при выборе и не знать, для какой задачи что предназначено. Поэтому советуем вам для начала посмотреть это видео, которое поможет разобраться, как отличить мастику от ее производных:

Современная битумная мастика для кровли – это пластичный гидроизоляционный материал, который производят на синтетической и органической основе с добавками. Благодаря тому, что их состав был модифицирован современными химическими и органическими соединениями, хорошо переносят жару и мороз.

Во все времена битумная мастика для гидроизоляции отличалась от других аналогов тем, что ее разрешено наносить на ржавую или влажную поверхность. А качественная мастика хороша прежде всего тем, что быстро высыхает и содержит армирующие волокна. Зачем они нужны? Позволяют компенсировать сильные колебания.


Все поставляемые на рынок битумные мастики делятся по своему составу на такие виды:

  • По исходному материалу мастика делится на битумно-резиновую, битумно-эмульсионную, битумно-полимерную или чисто битумную.
  • По разбавляющему составу мастики делятся на водные, с органическими растворителями или жидкими органическими веществами.
  • По характеру отверждения – на отверждаемые и неотверждаемые.
  • По своему назначению – на обустройство рулонных или других видов кровли, и для гидроизоляции.
  • По способу нанесения: горячие (или предварительно подогреваемые) и холодные, которые подогревать не нужно, т.к. в них есть летучие эмульсионные составы. В качестве таких составов используется мазут, разные нефтяные масла, керосин, бензин и лигроин.

Эта информация важна не только специалистам, но и простым обывателям, которые приобретают мастику для ремонта крыши своего дома. Ведь от вида зависит то, как наносить мастику, в каких условиях с ней можно работать и как именно она поведет себя в будущем!

Виды мастики по методу нанесения: холодные и горячие

Битумные мастики есть «горячие» и «холодные». Первые следует предварительно разогревать на огне, а вторые наносят сразу на поверхность без какой-либо предварительной подготовки. И у обоих мастик разная сфера применения:

Виды кровельных битумных мастик

Горячие чаще всего используют для приклеивания рулонных материалов, битумным или дегтевых. Также такой мастикой склеивают между собой многослойный кровельный ковер. Поэтому к составу есть свои важные требования: быть полностью однородным и оставаться твердым в нормальном диапазоне температур.

При этом важно, чтобы и при 100°С мастика не изменяла однородность своего состава и не вспенивалась, а при нагревании в процессе монтажа до стандартных 160-180°С легко растекалась по поверхности и образовывала слой до 2 мм.

Понятно, что горячую мастику на вертикальные элементы крыши не льют. Для этой задачи нужны холодные мастики. Их изготавливают на основе битумных паст с применением жидких вяжущих веществ. Для асфальтовых мастик это вода, а для кровельных масла, лигроин или керосин.

Холодные мастики также делят на продукт физического или химического отверждения. В первом случае высыхание идет за счет того, что испаряется вода или растворитель, во втором – благодаря внутренним химическим процессам. На что это влияет? На запах, ведь если из мастики выходит растворитель, это будут ощущать все вокруг.

Мастики на воде и растворителе сразу готовы к применению и особенно ценятся в качестве обмазочной гидроизоляции. Их считают пожаробезопасными.

Мастики на растворителях также разрешено использовать при отрицательной температуре, хотя и не рекомендуется — тогда битум становится вязким и проблемным в нанесении. Кроме того, при температуре меньше 0°С на любой обрабатываемой поверхности уже есть лед, хотя и не всегда заметный для глаз, а это значительно ухудшает адгезию. Да и времени на высыхание мастики понадобится значительно больше.

Холодные мастики тоже применимы для склеивания кровельных и гидроизоляционных материалов, как и для обмазочной гидроизоляции. Также ими удобно заполнять деформационные швы на крыше. В отличие от горячей, холодную мастику наносят слоем в 1 мм.

Стоит ли говорить, насколько удобнее работать с холодной мастикой, в отличие от горячей! Но в любом случае и горячая, и холодная мастика образовывают сплошное, монолитное и бесшовное покрытие.

Битумная мастика холодного применения более экологична, а потому ее чаще используют во внутренних помещениях дома, не беспокоясь о взрывоопасности и пожаре. Однако при отрицательных температурах битумная эмульсия ведет себя неустойчиво (говоря простым языком, разлагается). А потому работать с ней можно только при температуре выше, чем 5-10°С.

Виды мастики по содержанию: эластичность vs устойчивость

Качество мастики напрямую зависит от того, какие вещества в ней содержатся помимо битума: смолы, минеральные масла, парафин, карбоиды или асфальтогеновые кислоты. Наиболее популярные такие виды:

Начнем с битумно-каучуковой мастики, которая хороша тем, что не содержит растворителей. Для крыши она не очень подходит, больше для подвалов и гаражей, когда нужна только легкая гидроизоляция.

Соединение битума со смолой — это тиксотропный состав битумных мастик, который обладает замечательными антикоррозийными и антигравийными свойствами. Настолько, что успешно применяется для защиты днища автомобиля от попадания острых камней!

Именно благодаря тиксотропным свойствам мастика не будет стекать с вертикальных поверхностей. Поэтому для неровной и проблемной поверхности кровли берут мастику с такими свойствами.

В итоге получается плотное и эластичное покрытие, наиболее стойкое к растрескиванию от мороза среди всех других вариантов. Причем тиксотропная мастика ко всему еще и способна затягивать трещины своего слоя до 5 мм, так сказать, «заживлять».

Быстро набирает популярность эластичная битумно-каучуковая мастика, которая поставляется в виде густой замазки. Она насыщена армирующими волокнами. Такая мастика идеально подходит для ремонта царапин и трещин кровельного покрытия, а также уплотнения между кровлей и цементом.

Используют ее также для так называемой тяжелой гидроизоляции фундамента (по европейской классификации). А благодаря наличию каучука поверхность получается эластичной, легко компенсирует движения поверхностей до 5 мм. Еще один приятный бонус: высыхает такая мастика всего за 3-4 часа. Посмотрите, как отличается густая мастика (слева) от обычной (справа) по своей консистенции:

Есть и такой вид, как битумно-полимерная мастика – «жидкая резина», как ее ошибочно называют в народе (у этого материала совсем другой химический состав). Такая мастика по густоте такая же, как и каучуковая. И замечательно подходит для обработки швов:

Как заделать швы при помощи битумной мастики?

У битумно-полимерной мастики – отличные показатели по растяжению и эластичности, что заметно даже при ее нанесении еще в сыром виде:

И, наконец, новинка рынка – битумно-алюминиевая мастика. Это качественная каучуковая эмульсия, наполненная пигментом алюминия.

Она образует покрытие красивого серебряного цвета, но кроме декоративной функции на все 100% справляется и с защитной. В отличие от всех предыдущих вариантов, такая мастика отражает солнечный свет, а потому куда меньше нагревается на солнце (что для битума очень важно).

Вопросы качества: почему иногда мастики не застывают

Наверняка вы слышали о том, с какими проблемами сталкиваются кровельщики: порой мастики не сохнут вообще, трудно наносятся, издают невыносимый запах и стекают.

Все дело в том, что в нашей стране все битумные мастики условно делят на три ценовых сегмента. По сути, все характеристики битумной мастики напрямую зависят от того, в какой ценовой политике она находится, и кто ее производитель.

Премиум-сегмент, в который входят продукты от отечественного и иностранного производителя, это качественные мастики, долговечные и морозостойкие. Часть из них даже модифицированы SBS-каучуком. Быстро высыхают и отлично держатся, потому что изготовлены на основе битума марки не ниже БН 70/30.

К слову, чтобы вы немного разбирались в качестве приобретаемой мастики, подскажем вам расшифровку этого значения: 70 означает теплостойкость (температуру размягчения), а 30 – то, при какой температуре в мастику способна проникнуть игла (механическая стойкость). И, наконец, мастики премиум-класса содержат относительно нетоксичные нефтяные растворители.

Битумные мастики среднего ценового сегмента сегодня выпускают семь российских производителей. Откровенно говоря, это мастики среднего качества на основе битума, начиная с марки БН 50/50, изредка с добавками каучука. В них используются дешевые нефтяные растворители, а потому обработанная ими поверхность будет сохнуть 24-72 часа на каждый слой. И именно от этих мастик идет неприятный резкий запах.

Но совсем негативную репутацию получили самые дешевые мастики, которые, как говорится, бросают тень вообще на весь сегмент битумной гидроизоляции. Они вообще не отвечают ни одному требованию ГОСТов, и похожи на обычные мастики только цветом.

Именно эти мастики почти не сохнут и совершенно бестолковы в качестве ремонтного материала. Впрочем, у них тоже есть своя сфера применения. Изготавливают такие мастики всего из одной фракции нефти, называемой гудроном, а в качестве добавки доливают немного настоящего строительного битума.

В итоге такая мастика даже после отверждения стекает с поверхность с углом наклона 30°, сохнет больше недели и все равно остается липкой, и каждый сезон требует своего обновления. Поверхности дешевые мастики вообще не склеивают, токсичны и издают ужасный запах.

А самое печальное в том, что если вы решите обработать все заново другой мастикой, эту придется соскабливать вручную до нуля. Почему нельзя оставить? Дело в том, что у плохих мастик такая же скверная адгезия, и заливка нового покрытия не заполнит полости под старым.

Вот как выглядит такая мастика через год после нанесения:

Признаки качественной битумной мастики

К кровельной битумной мастике предъявляются повышенные требования по морозостойкости и атмосферостойкости. Вот почему эту категорию специально дополнительно модифицируют таким эластомером, как SBS – бутадиен-стирольным каучуком.


Это позволяет мастике не растрескиваться со временем, особенно в периоды мороза. Учитывают ли все эти особенности производители дешевых мастик? Вряд ли.

Применение: где и когда нужна битумная мастика для кровли

Давайте перечислим основные сферы строительства, где сегодня применяют битумную мастику:

  1. Бесшовная гидроизоляция. Речь идет о гидроизоляции фундаментов и свай, а также обустройстве монолитной мастичной кровли.
  2. Ремонт и герметизация трещин в почти любой кровле, ремонт рулонных покрытий.
  3. Приклеивание кровельных материалов, как битумная черепица и рубероид, а также фиксация пенополистирола к фундаменту дома.
  4. Внутренняя гидроизоляция дома: подвали, санузлы и стяжки.

Устройство мастичной кровли

Битумную мастику в жидком виде наносят на основание, и в процессе застывания та образует прочную гидроизоляционную пленку без швов. Для кровли такое качество незаменимо. У кровли благодаря этому появляются защитные свойства, отличная гидроизоляция и высокая адгезия.

Хорошая мастика со временем не разрушается от ультрафиолетовых лучшей и не становится хрупкой от мороза:

Как обмазать кровлю битумной мастику?

Сразу оговоримся, что большинство профессиональных кровельщиков убеждены, что надежная битумная кровля невозможна без армирования. Одна из самых проверенных технологий – это укладка армирующей сетки.

Для этого нужно сначала хорошо очистить поверхность крыши, обработать ее праймером, уложить сетку и залить ее мастикой в два слоя:

Устройство кровли из битумной мастики с армированием

Горячая мастика из битума применяется для укладки кровельной мембраны по такой технологии:

  • Шаг 1. Первый слой мембраны укладывают на битум.
  • Шаг 2. Делают надрез в месте шва.
  • Шаг 3. Приложите поверх горячего битума ленту, тканевыми вставками вверх. Прижмите ее так, чтобы эти вставки с нижней стороны полностью пропитались битумом.
  • Шаг 4. Теперь укладывают второй слой, так, чтобы мембрана покрыла 10-20 мм ленты. При этом под тканевые вставки мембраны льют горячий битум.

Главное при всем этом – личная безопасность, ведь горячая мастика способна оставить серьезные ожоги.

Ремонт кровли: описание процесса в деталях

Битумная мастика просто незаменима для срочного ремонта кровли. В этом случае любые другие материалы обычно не справляются, ведь постоянно идущий дождь доставляет немало проблем, а течь остановить нужно. Например, локальные повреждения на ондулине чаще всего ликвидируют именно битумной мастикой, которую дополнительно армируют стеклотканью.

Вот как чинят поврежденный участок кровли при помощи холодной битумной мастики:

  • Шаг 1. Вздувшийся участок разрежьте крест-накрест и отогните края при помощи шпателя.
  • Шаг 2. Внутрь поврежденного места нанесите достаточное количество мастики.
  • Шаг 3. Прижмите края разреза к центру слоя.

По необходимости ставят новую заплатку и армируют ее дополнительно строительной сеткой:

Как сделать заплатку из битума для ремонта крыши

Если ремонтировать нужно металлическую поверхность, тогда действуйте по такой инструкции:

  • Шаг 1. Очистите металлические части кровли от ржавчины, органических загрязнителей и масляных пятен.
  • Шаг 2. Наносите первый слой мастики кистью или широкой щеткой (лучше грубой).
  • Шаг 3. Теперь – второй слой, при помощи кисти или напыления.

При этом следите за тем, чтобы все трещины и швы были заполнены и обмазаны, но при этом толщина одного слоя не превышала 4 мм.

Также мастикой обмазывают проходные элементы кровли:

Гидроизоляция кровельных проходов при помощи мастики

Тонкости и нюансы работы с битумными мастиками

А теперь – о сложностях. В процессе работы с битумной мастикой вы столкнетесь с такой сложностью, как стремление достичь одинаковой толщины покрытия. Если вы заранее не подготовите для этой цели основание — это будет сложно. Поэтому крышу нужно очистить и тщательно выровнять строительными мастиками и герметиками.

Тогда весь последующий процесс будет легким, особенно, если вы собираетесь работать с валиками, а не кисточкой. Хотя, справедливости ради отметим, что битумная мастика не боится ни ям, ни выбоин, ни перепадов, и прекрасно держится даже не вертикальной поверхности. Однако в неровных местах впоследствии будет застаиваться вода.

Если вы поставите мастику на какое-то время в гараж или другое непрогреваемое помещение, она изменит свою консистенцию и станет более густой. Поэтому перед началом работ ее желательно разогреть, можно даже на костре, только осторожно.

Также бюджетная мастика от качественной отличается составом и нередко бывает, что она слишком густая для определенной работы, ее приходится постоянно разбавлять в процессе. Стоит ли говорить о том, каким разнородным изначально получится слой и насколько неравномерно он ляжет. Как вариант такую мастику можно не разбавлять, а разогреть – от этого она тоже станет более текучей.

Кстати, дорогую мастику не стоит разводить каким-либо растворителем, даже уайт-спиритом, который иногда разрешает производитель. Дело в том, что от этого битумный состав меняется, происходят некоторые химические процессы и результат может совсем не порадовать.

Можно поставить банку с мастикой на водяную баню и перемешивать, пока консистенция не станет однородной (20-30). Или поступить хитро, как предприимчивые кровельщики: оставить банку с мастикой на 2-3 час под палящими солнечными лучами (если работаете летом). За это время мастика в металлической банке подогреется сама, и наносить ее станет намного легче.

Надеемся, мы помогли вам нашими советами по работе с битумной мастикой, и теперь процесс изоляции кровли станет намного приятнее! Расскажите в комментариях, что из статьи вам было интересно узнать, и как именно вы будете применять это на практике.

Что внутри: состав и характеристики битумной мастики

Битумная мастика и плоские эксплуатируемые кровли — это почти синонимы. Из нее делают бесшовную гидроизоляцию. Ее используют для герметизации мест примыкания и ремонта кровельного покрытия. А перед наклеиванием рулонных материалов поверхность крыши грунтуют битумным праймером — близким родственником мастики, который совсем немного отличается от нее по составу. Проще говоря, это один из самых востребованных видов гидроизоляционных материалов для плоской кровли.

Состав и характеристики битумной мастики

Разбираемся, из-за каких характеристик битумная мастика настолько популярна, из чего она состоит и как разные добавки влияют на ее свойства.

Что такое битумная мастика и из чего она состоит

Битум для гидроизоляции применяют уже не первое тысячелетие. Им активно пользовались не только древние римляне и греки, но и более «возрастные» цивилизации Междуречья. Даже в чистом виде битум весьма эффективен — он хорошо сцепляется с поверхностью, быстро застывает и образует водонепроницаемую корку. Но эта корка получается хрупкой и недолговечной.

Битум в природе

Так битум встречается в природе

Чистый битум легко разрушается под воздействием ультрафиолетовых лучей и при перепадах температур, а также очень плохо держит точечную и ударную нагрузку — достаточно неудачно наступить на битумное покрытие, чтобы оно пошло трещинами. Чтобы избавиться от этих недостатков, в битум стали добавлять различные вещества, которые должны были улучшить его пластичность, прочность и долговечность. Так появилась битумная мастика — состав на базе нефтяных битумов, в который входит множество добавок, улучшающих характеристики материала.

По свойствам битумные мастики могут быть очень разными. Все зависит от используемых «улучшателей». В частности, есть два вида битумных мастик: горячие и холодные. И отличаются они друг от друга разительно.

Горячая битумная мастика

Горячие битумные мастики при комнатной температуре твердые. Чтобы нанести их, например, на крышу, смесь нужно нагреть до 150-180 °C. Это неудобно и просто опасно: при работе горячими составами можно получить серьезные ожоги или поджечь дом. Поэтому в современном частном строительстве горячие мастики почти не используют.

Холодные мастики, как можно догадаться, при комнатной температуре наоборот — жидкие. Серьезно загустевать они начинают при переходе температуры через отметку в +5 °C. И то, есть специальные морозостойкие битумные мастики, состав которых подобран так, чтобы ими можно было пользоваться вплоть до -30 °C.

Холодная битумная мастика

Удивительно, но такая кардинальная разница в свойствах битумных мастик вызвана только одной группой элементов — органическими растворителями. Как правило, это уайт-спирит, сольвент или толуол, но в качестве растворителей могут выступать и другие вещества. В любом случае, их в смеси должно быть до 20%. Растворители не дают битумной мастике высыхать, пока она находится в герметично закрытой таре. Стоит нанести состав на поверхность, как летучие растворители начинают быстро испаряться, оставляя тонкий, но надежный слой гидроизоляции.

Растворители — главная по значимости и концентрации добавка в готовой смеси. Но кроме них в состав битумной мастики обычно входят еще десятки веществ. Их можно разделить на пять групп:

  • для густоты в битумную мастику добавляют мел, асбестовую или торфяную крошку;
  • для твердости — золу, кирпичный, асбестовый, кварцевый, известняковый порошок;
  • для пластичности — полимеры и каучук;
  • для плотности и вязкости — латекс;
  • для механической прочности — волокнистые материалы вроде минеральной ваты или асбеста.

Кроме того, в состав битумной мастики почти всегда входят адгезионные и стабилизирующие добавки, например, соединения серы.

Как отличаются характеристики битумных мастик разных типов

Добавление в состав битумных мастик латекса, каучуков и полимеров не просто улучшает характеристики смеси, делая ее более пластичной. Эти добавки придают смеси настолько разные свойства, что битумные мастики делят на четыре типа в зависимости от второго базового компонента.

Первый тип — немодифицированные битумные мастики, в которые добавлен только растворитель и небольшое количество присадок, стабилизирующих смесь. Это дешевый материал, который почти не используют для гидроизоляции крыш, поскольку покрытие из немодифицированной мастики непрочное и недолговечное. Во всяком случае, на воздухе.

Немодифицированные битумные мастики

В основном смесь применяют для обработки металлических конструкций, которые будут погружены в землю, поскольку у такой битумной мастики неплохая адгезия к металлу. Характерный пример — столбы для забора, винтовые сваи.

Второй тип — битумно-полимерные мастики. Чаще всего их делают на основе полиэтилена или полипропилена. Добавление полимера в состав битумной мастики делает ее намного эластичнее и прочнее. Отсюда лучшая стойкость к механическим нагрузкам и растрескиванию. Кроме того, полимер повышает адгезию мастики, в том числе и к бетонному основанию.

Эластичность битумной мастики

Третий тип — битумно-каучуковые мастики. В состав этого вида мастики добавляют каучуки, причем как обычные, так и термопластичные. Каучук придает смеси еще больше пластичности, чем стандартные полимеры, а также сильно повышает устойчивость покрытия к механическим повреждениям. Битумно-каучуковые мастики настолько упруги, что при нанесении в несколько слоев они слегка пружинят.

Последний, четвертый тип — битумно-латексные мастики. Латекс текуч и упруг, поэтому его добавление в состав битумной мастики обеспечивает смеси впечатляющую эластичность. Кроме того, покрытие приобретает способность «залечивать» небольшие повреждения. Благодаря этому битумно-латексные мастики по характеристикам самые гидроустойчивые — они способны выдержать давление в 1 МПа.

На какие свойства битумных мастик нужно обращать внимание при выборе

Битумная мастика — очень разнообразный материал с не менее разнообразными свойствами. Поэтому выбирать марку смеси нужно очень внимательно.

Вот на что нужно смотреть:

Кроме того, на таре с мастикой иногда указывают ее прочностные характеристики. Например, удлинение на разрыв или прочность сцепления с поверхностью. Естественно, чем выше прочностные характеристики битумной мастики, тем лучше.


Подведем итоги

Битумная мастика — один из самых популярных гидроизоляционных материалов для плоской крыши. Это смесь из нефтяных битумов и огромного количества добавок, которые улучшают свойства состава.

Главная добавка — растворители. Если они есть в составе, то битумная мастика будет жидкой в таре при комнатной температуре, если нет, то она будет находиться в твердом состоянии.

Кроме растворителей в битумную мастику добавляют полимеры, каучуки, латекс, асбест и другие вещества, чтобы сделать ее более пластичной, эластичной, прочной, густой, твердой и вязкой.

Попробуем разобраться

На рынках любого города, а уж тем более в авто магазинах (про интернет вообще молчу) ассортимент антикоррозийных средств просто огромен. Как понять, что необходимо именно Вам, и какие типы антикора бывают, попробую донести в этом посте. Конечно я не специалист и создавал это сообщество в том числе с целью почерпнуть новые знания. Так что сильно не пинайте. Проанализировав кучу материала выделил для себя несколько основных типов средств. Итак начнем.
1. Битумно-каучуковые мастики



Битумно-каучуковые мастики – это вязкий изолирующий материал, применяемый в гидроизоляции кровли, стен, подземных строений. Многокомпонентная жидкая смесь мастики формируется на основе битума и каучука, синтетического растворителя или воды. Битум формирует влагозащитные свойства, каучук предупреждает растрескивание изоляции при низких температурах. Дополнительные свойства обеспечивают полимеры и наполнители. Битумно-каучуковая мастика является обмазочной гидроизоляцией. Вязкую жидкость наносят на изолируемую поверхность, после полимеризации и затвердевания она превращается в эластичный монолитный гидростойкий слой.
Битумно-каучуковая мастика для кровли обладает широким интервалом рабочих температур и обязательной морозостойкотью. Присутствие каучука позволяет снизить эксплуатационные температуры, уменьшить растрескивание изолятора при значительном минусе. Полимерная каучуковая мастика – содержит полимеры, обеспечивающие морозоустойчивость и эксплуатацию в широком температурном интервале. Битумно-полимерные смеси получили название жидкой резины. Они качественно изолируют поверхности любых оснований, заделывают стыки и трещины.
Битумно-бутилкаучуковая холодная мастика – готова к применению. Сфера использования холодных мастик – наружные строительные поверхности. Холодные мастики имеют длительное время высыхания и дают значительную усадку при отвердевании. Битумно-бутилкаучуковая горячая мастика – отличается более низкой ценой. Горячее покрытие не создаёт усадки при отверждении, быстро высыхает и лучше наносится при минусовых температурах. Однако в работе этот вариант менее удобен — он требует приготовления: нагрева до высокой температуры, способной расплавить битум.
2. Сланцевые или резинобитумные мастики



Резинобитумная мастика — состав на основе высококачественного изоляционного битума, мелкодисперсной резиновой крошки,
органического растворителя, пластификатора, наполнителя, ингибитора коррозии и антисептика. Если говорить проще — многокомпонентная масса, смесь дёгтя или нефтяного битума.


К ним относятся разнообразное количество продающихся на рынке мастик. Представляют собой смесь, состоящую из битумного раствора и резины (каучука) с наполнителями из алкидной смолы и пластификаторов. Наиболее распространенные – это МПБ-97, «Кордон», БПМ-1, «Корд» и т.д. К сожалению, подобные мастики не являются высококачественными и ряд требований они не выполняют. Главным условием при выборе является твердое конечное состояние мастики, когда она высыхает. Мастики, которые длительное время остаются в полужидком состоянии, в первую очередь – антикоры. Главным их достоинством является цена.
Кроме того, надо отметить и тот факт, что многие применяют такие мастики и с целью обесшумливания.
Состав наносится при помощи кисти, шпателя или краскораспылителя в 2- 3 слоя, между которыми следует делать перерыв в течение 1 часа, для сушки. После нанесения последнего слоя авто должно находиться в покое в течение суток. «Кордон» используется как антикоррозийная защита не только кузовных деталей авто, но и других металлических изделий. Технические характеристики антикора «Кордон» предполагают его расход на 1 м2 – 800-1000 грамм. Для обработки одного автомобиля среднего класса необходимо около 4 кг антикоррозийного состава.
3. Мовиль



Мовиль — традиционное название одного из составов для автоконсервации автомобилей, им обрабатываются скрытые полости кузова изнутри. Название происходит от названий городов Москва-Вильнюс в НИИ которых он был разработан.
Принцип действия этого средства был основан на полной герметизации и изоляции поверхности металла. Именно это позволяет ему контактировать с влагой и воздухом, которые как раз и являются основными причинами возникновения коррозии кузовов автомобилей. Кроме этого, он содержит в своем составе ингибитор, который сразу же начинает активно бороться с очагами ржавчины.


Мовиль для авто уникален тем, что его можно спокойно наносить на поверхность, не убирая битумную или мастичную изоляцию. После его обработки создается дополнительный слой, отталкивающий влагу.
Данный препарат не совместим с синтетической мастикой. При попадании на такую мастику антикоррозионное средство ее разрыхляет.
Мовиль для авто хорош еще тем, что он совместим с любым видом лакокрасочного покрытия. Он не оказывает на краску никакого негативного влияния.
4. Жидкий локер



Полимерный прочный эластичный материал, способный надежно защитить арки колес от абразивного воздействия. Часто применяется, как альтернатива обычным подкрылкам, но тут стоит помнить, что как и любое средство оно требует практически ежегодного обновления.



5. Консерванты скрытых полостей и пороговые автоконсерванты


Автомобиль имеет множество скрытых полостей. Это пороги, стойки, лонжероны, усилители пола, усилители крышки багажника. Доступ в них возможен только через специальные технологические отверстия.
Консерванты скрытых полостей — это жидкие маловязкие материалы (по консистенции похожи на моторное масло), которые содержат ингибиторы коррозии.


Образуют полувысыхающую пленку на стенках скрытых полостей. Обладают высокой проникающей способностью — гарантированно попадают во все щели и стыки. Ещё одно важное свойство — они способны вытеснять воду с поверхности металла.
6. Составы на парафиновой основе



Находящиеся в них ингибиторы коррозии работают, до тех пор пока антикор пребывает в жидкой фазе. В тот время, когда растворитель сам исчезает из состава антикора, следовательно, ингибиторы коррозии уже почти не действуют. Когда составы высохли на наружностях деталей внутренних полостей кузова авто получается эластичная восковая пленка (это значительно при определенных температурных колебаниях), которая в следствии перекрывает доступ воды и кислорода к оголенному металлу. У составов на восковой основе механическая прочность не слишком большая, исходя из этого, они используются исключительно для предохранения внутренних полостей

Ну и отдельно стоит средство, про которое ходят легенды в гаражных кооперативах, таксопарках и которое нахваливают дедушки. Итак — пушсало.
Пушечное сало — смазка ПВК пушечная — консервационная (защитная) смазка; нефтяное масло, загущённое петролатумом и церезином; содержит антикоррозионную присадку.



Лично от себя замечу — средство прошло испытание временем на лично моем автомобиле. Волга 31029 (гнить умеет и любит) за 20 лет имеет все родное железо без намека на гниль и ржу. В порогах и внутрянке именно пушсало в смеси с нигролом. Говоря про данный антикор, нужно понимать, что многое тут зависит от года выпуска, и если есть возможность искать надо именно "дедушкины запасы".

Битумная мастика

Битумная мастика

Битумная мастика — это однородный пластичный вязкий материал, который производится на основе органических веществ и синтетических добавок. Широко применяется для гидроизоляции в строительных, ремонтных и отделочных работах.

Все о битумной мастики

Что такое битумная мастика

Внешне она представляет собой пастообразную смесь черного цвета. Она очень вязкая и пластичная, поэтому легко наносится. После затвердевания превращается в бесшовное монолитное основание с высокими гидроизоляционными свойствами, которые позволяют практически полностью исключить вероятность протечек.

Состав

Производится путем переплавки битума и различных добавочных компонентов. Помимо битумной основы, в нем присутствуют следующие элементы.

  • Включения: зола, асбест, порошок из кирпича, кварц, известняк, минеральная вата. Они обеспечивают плотность.
  • Загустители: мел или торфяная крошка, которые определяют вязкость консистенции и удобство ее нанесения.
  • Волокнистые наполнители, делающие состав устойчивым к изгибам и выполняющие функцию армирования.

Для чего применяется битумная мастика

Это один из самых распространенных гидроизоляционных материалов, применяемых в строительстве и ремонте для следующих видов работ.

  • Устройство новой кровли или ее ремонт.
  • Гидроизоляция бассейнов, колодцев и фонтанов.
  • Монтаж плитки в помещениях с высокой влажностью.
  • Создание защиты для металла от коррозии.
  • Приклеивание черепицы, рубероида.
  • Нанесения гидроизоляционного слоя в ванной и туалете.
  • Восстановление дорожного покрытия.
  • Фиксация пенополистирола к фундаменту.
  • Обработка перекрытий между этажами.

Битумная мастика применяется не только для кровли, но и внутри помещений, например, в туалетах и ванных комнатах

Чем отличается битумная мастика от битума и праймера

Битум — это нефтяная смесь в твердом или полутвердом состоянии. Его можно назвать «полуфабрикатом», который нужно приготовить для работы. Для проведения гидроизоляции его всегда разогревают, постоянно поддерживая высокую температуру и перемешивая. Битумная мастика — это уже готовый материал, включающий в себя наполнители, растворители и другие вещества. Она более удобная, податливая и эластичная. Но стоит дороже.

Праймер представляет собой грунтовку, предназначенную для начальной обработки бетона, металла или железобетонных конструкций. Изготавливается на основе битума. Используется для применения в холодную и влажную погоду. Отличается высокой адгезивностью, скоростью высыхания и устойчивостью к коррозии.

Что лучше: праймер или битумная мастика

Вопрос этот не совсем корректный, так как у этих двух материалов разное назначение. Максимальное качество обеспечивает их совместное использование. Грунтовка подойдет для подготовки первого слоя. Причем ее можно наносить на влажную поверхность. Также праймер идеален при проведении срочных работ. Мастика предпочтительнее для финиша. Она заливается на сухое основание. Область использования у нее шире.

Плюсы и минусы

У битумной мастики есть свои достоинства и недостатки. Первых намного больше, что и объясняет ее популярность.

Преимущества

  • Полная водонепроницаемость.
  • Высокие сцепляющие свойства.
  • Отсутствие вздутий, расслоений.
  • Эластичность и прочность.
  • Позволяет заполнить трещины.
  • Защищает металл от ржавчины.
  • Легкость нанесения.
  • Однородность структуры.
  • Экономичный расход.
  • Очень доступная цена.

Главный плюс битумной мастики &.

Недостатки

  • Неустойчивость к внешним факторам: под воздействием солнца и ветра начинает трескаться и крошиться. Придется наносить дополнительные защитные покрытия.
  • Длительное высыхание: один слой сохнет не менее суток.
  • Используется только при сухой, но не жаркой погоде. Влага помешает сцеплению, а высокая температура воздуха может стать причиной неравномерного распределения.

Разновидностей битумной мастики множество. По технологическим особенностям она бывает однокомпонентной, которая сразу готова к использованию после смешивания, и многокомпонентной. Ее придется составить из нескольких ингредиентов в определенных пропорциях. Но это не основная классификация. Материал разделяют и по другим основаниям.

По способу применения

  • Холодного нанесения. Не требует нагрева перед заливкой. Подходит для наклонных и вертикальных конструкций. Основные особенности: достаточно быстро высыхает даже при отрицательной температуре, обладает высокой адгезией, оптимальна для заполнения швов, не растекается по поверхности. Нагревать материал нужно только при работе на морозе, но только до 30-40°С.
  • Горячего нанесения. Ее разогревают до 150°С и больше в зависимости от конкретного состава. В основном используется для приклеивания рулонных материалов. Отличается хорошей эластичностью и прочностью. Не сопровождается усадкой после высыхания.

По предназначению

  • Кровельно-изоляционная: для создания и ремонта верхних элементов зданий.
  • Гидроизоляционная: для выполнения мастичных слоев гидроизоляции и пароизоляции.
  • Антикоррозийная: для защиты от коррозии заглубленных металлических изделий.
  • Приклеивающаяся: для фиксации кровельных материалов, например, черепицы.

По типу добавок

  • Полимерная (латексная). Латекс повышает сцепляющие способности. При этом он нетоксичен и может применяться в жилых помещениях.
  • Резино-битумная. Выдерживает большие физические нагрузки. Подходит для кровли, наносится путем распыления под высоким давлением.
  • Каучуковая. Растягивается на 20% от своего первоначального состояния. При перепадах температуры не рвется и не трескается. Применима не только для кровли, но и для гидроизоляции металлических сооружений.


Также битумная мастика может быть огнеупорной, шумоизоляционной, герметизирующей, универсальной и пр. Свойства зависят от состава, на который и нужно обратить внимание при покупке. Прежде чем выбрать конкретную смесь, изучите ее характеристики и назначение. Материал, предназначенный для крыш, может не подойти для бассейнов и колодцев.

Рекомендации по применению

Работа начинается с подготовки поверхности. Ее нужно очистить от мусора и пыли. При необходимости наносится праймер. После того как он полностью высохнет, можно приступать к нанесению мастичных слоев. Материал лучше сначала прогреть, помешивая на огне. Нагрев требуется не для всех смесей. Некоторые достаточно развести с помощью специального раствора.

Разбавление

Чем разбавить битумную мастику? Для этого подходят уайт-спирит, керосин и бензин. Зачастую используется последний, но лучше добавлять тот растворитель, который уже присутствует в составе. Важно добавить состав в нужной пропорции, чтобы смесь не получилась слишком жидкой, иначе от нее не будет никакой пользы. Могут быть проблемы с плотностью, затвердением и пропусканием влаги. Обычно добавляется не более 20% разбавителя на основную массу.

Чем развести битумную мастику для кровли или фундамента


Гидроизоляция необходима на разных этапах строительства. Для нее можно выбрать разные материалы или применить универсальное решение в виде пасты на основе битума. Внесение добавок позволяет получить разные характеристики изолятора. Существует множество его разновидностей. Разберем, как подготовить его к работе и чем разбавить битумную мастику.

Как развести битумную изоляцию и подготовить ее к работе

Что такое изоляция из битума

Гидроизоляционная смесь готовится на основе переплавленного битума. Процесс переплавки лишает его значимых недостатков: текучести при высоких температурах и ломкости на морозе. Готовая паста вязкая, поэтому хорошо ложится не только на горизонтальные, но и на вертикальные поверхности. Причем основа может быть любая: бетон, дерево, кирпич, т.п. Препарат можно укладывать тонким слоем. После отвердения он сохраняет форму, со временем не сползает и не оплывает.

Типы мастики по способу нанесения

  • Горячая. Перед укладкой разогревается до 150-180°С. При такой температуре основа плавится, масса становится пластичной, легко наносится на основу.
  • Холодная. Для получения пасты разводится растворителем. После нанесения он улетучивается, изоляция отвердевает.

Горячие смеси хороши для обработки горизонтальных плоскостей, склеивания рулонных материалов. Важно, чтобы в их состав входили только качественные ингредиенты, иначе при нагреве они пенятся, теряют однородность. Правильный раствор после нагрева легко растекается, образуя защитный слой высотой порядка 2 мм.Холодные хорошо ложатся на вертикали и на любые поверхности, даже сложной формы. С ними очень удобно работать. Тип отверждения у таких смесей бывает разным. Продукты химического отверждения сохнут за счет происходящих внутри слоя химических процессов. Из препаратов физического отверждения испаряется растворитель. Поэтому важно знать, чем развести битумную мастику, чтобы ее не испортить.

Универсальная битумная мастика, 20 л

Универсальная битумная мастика, 20 л

Разновидности материала

Изоляционные пасты выпускают в двух вариантах.

  • Однокомпонентные. Это чистый битум, который используется сразу же после того, как емкость открыта, иначе он быстро отвердеет.
  • Двухкомпонентные. Смеси, в состав которых кроме основы входят разные полимеры. Они придают раствору определенные свойства.

Чтобы не испортить битумную массу, нужно знать, что входит в ее состав. Разберемся, что может быть в нее добавлено.

Что входит в состав

  • Масло. Дает мягкую клейкую пленку. Полностью она не отвердевает. Хорошо переносит широкий диапазон температур.
  • Полиуретан. Увеличивает эластичность отвердевшей пленки. Ее очень сложно разорвать.
  • Латекс. Вводится в смесь в виде эмульсии. Улучшает эластичность изоляции.
  • Каучук. Получается холодная смесь, которой работают без подогрева. Улучшает гидроизоляционные характеристики отвердевшей пленки.
  • Крошка из резины. Увеличивает прочностные характеристики покрытия, оно становится устойчивым к ударам, вибрации, растяжению.


Чем развести битумную изоляционную мастику

В процессе работы с пластичной массой важно, чтобы слой покрытия был везде примерно одинаковым. Для этого необходимо тщательно подготовить основание, подобрать материал нормальной консистенции. С последним могут появиться проблемы. В холодном помещении любая, даже качественная изоляция, немного загустевает. Решение одно — слегка разогреть массу.

Для этого банку ставят на водяную баню. В достаточно большую по объему емкость, например, в таз, наливают воду. В нее ставят ведро, которое нужно разогреть. В процессе нагрева густую смесь постоянно помешивают. При получении однородной консистенции нагрев прекращают. В жаркий летний день все еще проще. Банки выставляют на солнце, через два-три часа раствор прогревается и расплавляется до нужного состояния.

В сложных случаях или когда нагрев категорически противопоказан приходится разводить битумную мастику до жидкого состояния, чем это сделать, читают на упаковке. Добросовестный производитель всегда дает эту информацию.

Растворители для битумной мастики

В любом случае, чтобы разбавить массу можно использовать такие растворители.

Уайт-спирит без запаха, 10 л

Уайт-спирит без запаха, 10 л

Последний выбирают чаще всего. Чтобы разводить пасту берут низкооктановый бензин. Ничего сложного в процессе нет. Важно помнить о пропорциях. Если растворителя будет больше, чем 20% от начального объема смеси, она потеряет свои свойства. Могут появиться проблемы с отвердением, текучестью, т.п. Поэтому добавляют не более 20 % растворяющего вещества.





Еще один важный момент — разбавлять материал следует только с соблюдением всех правил безопасности. Бензин и другие вещества горючи. Они легко воспламеняются, их пары взрывоопасны. Поэтому открытый огонь или искры нужно полностью исключить. Категорически запрещено пытаться смешать горящий или разогретый до очень высоких температур жидкий битум с бензином. Последствия будут самые неприятные. Курить вблизи пожароопасных веществ нельзя.

Особенности кровельных составов

Не все продукты из битума подходят для работы с кровлями, хотя здесь используются одно и двухкомпонентные составы горячего и холодного нанесения. Однокомпонентные разбавляются бензином, реже уайт-спиритом либо керосином. Или слегка подогреваются, чтобы восстановить пластичность. Последнее относится только к растворам, не требующим нагрева перед нанесением.

Битумная мастика для ремонта кровли, 9 кг

Битумная мастика для ремонта кровли, 9 кг

Чем разбавляется двухкомпонентная битумная мастика для кровли, зависит от ее типа. Здесь используются смеси с резиной, латексом, полимерами. Они чувствительны к изменению состава, поэтому желательно разводить их тем растворителем, который рекомендует производитель. Чаще всего это уайт-спирит. Указываются и допустимые пропорции внесения препарата. В любом случае не больше 20% от начального объема.





Особенности растворов для фундамента

Для фундаментов рекомендуют выбирать полимерно и резино-битумную пасту. Хороши продукты с каучуком. Допускается использование горячего разжиженного битума. Его прогревают до 60-70°С, но не более, разводят низкооктановым бензином. Разогретую массу небольшими порциями льют в растворитель, тщательно вымешивая до однородной консистенции. Затем добавляют следующую порцию.

Битумная гидроизоляционная мастика для фундамента, 10 кг

Битумная гидроизоляционная мастика для фундамента, 10 кг

Определить, чем разбавить двухкомпонентную битумную мастику для фундамента можно по ее типу. Лучше всего руководствоваться рекомендациями производителя. Если их нет, подойдет уайт-спирит либо бензин.

Как разогреть битумную мастику в домашних условиях

Препараты горячего нанесения перед работой должны быть разогреты. В некоторых случаях их готовят самостоятельно, смешивая ингредиенты непосредственно в процессе разогрева. В любом случае понадобится емкость. Это может быть металлический бак или ведро с толщиной стенок не меньше 3 мм. Лучше всего делать это в специальной битумоварке.

Большие объемы разогреваются на огне, например, на костре. Надо знать, что в целях безопасности емкость никогда не размещается на огне. Ее ставят только на подставке. Нельзя наполнять бак до краев. Пустым должно остаться не меньше 30% объема. Это условие безопасности работы. Иначе кипящая масса выплеснется в огонь. В процессе разогрева пасту часто перемешивают, добиваясь равномерного плавления.

Если препарат готовят самостоятельно в домашних условиях, действуют аналогично. Сначала чистят и измельчают битум, кладут его в емкость. Помешивая, доводят до появления пены, которую периодически снимают. После того как она перестает появляться, закладывают измельченные добавки, если они нужны. Хорошо перемешивают, снимают с огня.

Предлагаем посмотреть видео, рассказывающее, как самостоятельно работать с материалом.

Читайте также: