Справка об отсутствии драгоценных металлов образец

Обновлено: 04.10.2024

Бухгалтер сегодня не тот, кто умеет свести дебет с кредитом, выставить счет-фактуру или сдать РСВ. Бухгалтер сдает отчет за себя и за «того парня» . За какого, спросите вы? Отвечаем — за того, который должен сдать отчет об использовании полезных ископаемых, об обращениях с драгметаллами, или об обороте алкоголя.

Обычно слово отчет прочно ассоциируется с бухгалтером, а значит на хрупкие плечи главных бухгалтеров падает если уж не формирование отчетности, то напоминание о ней ответственным лицам. Поэтому вот вам ликбез по таким «нестандартным» отчетам.

Учет ювелирных изделий и драгоценных металлов

С 1 марта 2021 г. введен эксперимент по маркировке драгоценных металлов, некоторых драгоценных камней. В рамках такого проекта ювелирные изделия, драгоценные камни и металлы должны быть промаркированы штрихкодом DataMatrix. Этот код позволяет проследить весь путь конкретного товара: с момента его производства до момента продажи конечному пользователю.

Всем участники рынка драгоценных металлов и изготовления ювелирных изделий стоит зарегистрироваться в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК).

Маркировать и фиксировать конечные ювелирные изделия пока нет необходимости, но и это не за горами. Уже с 15 января 2022 года через систему контроля за оборотом драгоценных металлов нужно будет передавать сведения об остатках как драгметаллов и драгоценных камней, так и ювелирных изделий. Готовые решения в Астрал.Маркировка .

К тому же, никто не отменял обязанность сдавать отчетность по формам по учету драгоценных металлов и камней. Формы № 1-ДМ, № 2-ДМ, Приложение к форме № 2-ДМ, № 4-ДМ.

Сроки предоставления за год – 1 марта, полугодие – 5 августа.

Представлять первичные статданные с 30 декабря 2020 года нужно исключительно в электронной форме.

Кто должен зарегистрировать компанию в системе контроля? А подготовить отчет об остатках использования драгоценных металлов? Вы невероятно догадливы — бухгалтер. А кто же еще?

Для работы в ГИИС ДМДК вам потребуется электронная подпись. Астрал-ЭТ — это подпись для работы в информационной системе в сфере контроля за оборотом драгметаллов и драгоценных камней со сроком действия — 10 лет. Круглосуточная техподдержка на весь период!

Экологическая отчетность

Ваша организация занимается производством, на заднем дворе скапливается большое количество отходов, а в атмосферу выпускается не самые экологичные примеси? Готовьтесь отвечать перед экологией. Отчетностью конечно.

Новая форма 2-ТП (отходы) введена в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчетным.

Вся отчетность подается в Росприроднадзор в электронном виде.

Ну и кто должен помнить, когда отчитаться за воздух или воду? Ну конечно же бухгалтер, хотя на крупных предприятиях эту функцию выполняют экологи.

Этиловый спирт в производственных целях или продажа алкогольной продукции

А чтобы грузчики спирт не выпили, начальник станции велел на цистерне вместо слова «Спирт» написать «C2 H5 OH». Утром приходитцистерна пустая. Онк грузчикам:Где спирт?Ну мы смотримна цистерне написано «ОН». Попробовалиточно, он.

Если вы используете в производстве товаров спирт этиловый более 200 декалитров в год или реализуете спиртосодержащую продукцию, то вам необходимо отчитываться по 171 Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и подавать соответствующие декларации.

С 2021 года Приказом ФСРАР от 17.12.2020 № 396 были утверждены новые формы отчетности для участников алкогольного рынка, в том числе организаций и ИП, продающих спиртосодержащие напитки в розницу ─ вместо формы 11 теперь форма 7, а форму 12 заменили на форму 8.

Форма 7 — Формат представления декларации об объемах розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции. Утверждена Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396.

Юридические лица и ИП, реализующие пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху. Продавцы этих алкогольных напитков должны заполнять форму 8.

Декларанты должны сдавать отчетность по алкоголю ежеквартально. Установленный срок — до 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Кто сдает алкогольную декларацию?

Декларацию по крепкому алкоголю сдают:

  1. Организации общественного питания;
  2. Магазины, расположенные в сельской местности, не имеющие доступа в интернет.

Заполняя алкогольную декларацию самостоятельно, без использования электронных форм и шаблонов очень легко допустить ошибку или потерять важную информацию. Хорошим решением будет подключение к электронной отчетности.

Астрал Отчет 5.0 позволяет подготовить отчетность в Росалкогольрегулирование и перед отправкой проверить ее на наличие ошибок.

Добываете полезные ископаемые?

Вам повезло устроиться бухгалтером в компанию, которая добывает полезные ископаемые? Прекрасно! Не забудьте уплатить налог за добычу полезных иск опаемых и отчитаться в любимую ФНС. Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Новая форма декларации по НДПИ действует с представления за апрель 2021 года.

А может производите товары с акцизами?

К подакцизным товарам относятся не только алкогольная и табачная продукция, но также:

  • легковые авто и мотоциклы,
  • бензин, дизтопливо, моторные масла, керосин авиационный,
  • средние дистилляты (например, топливо печное и судовое),
  • сырье нефти, газ природный (в контексте международных договоров РФ), параксилол,
  • бензол, ортоксилол.

Если вы производите и реализуете что-то из вышеперечисленного, не забудьте уплатить акциз и отчитаться.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговую по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, налоговую декларацию по операциям, подлежащим обложению акцизами.

Срок подачи декларации различаются, как и сроки по уплате акциза в зависимости от того, о какой именно продукции идет речь и вида операции.

Например, акциз по алкогольной продукции уплачивается в т. ч. авансом (п.8 ст. 194 НК РФ).

Подробности можно узнать из статей 182, 184, 194, 204 НК РФ.

У каждого подакцизного товара своя форма декларации:

  • для табачных изделий;
  • для алкоголя;
  • для бензина;
  • для нефтяного сырья.

И когда бухгалтеру успевать все сдавать? А не забывайте, есть же еще НДС, прибыль, имущество…

Радует только то, что все из перечисленных выше отчетов нужно сдавать в электронном виде, а значит ходить никуда не надо и явно найдутся помощники.

Напомним еще об одном важном моменте. Все электронные отчеты должны быть заверены усиленной электронной цифровой подписью . Генеральный директор может получить такую подпись в налоговой, а вот для других сотрудников ЭП нужно заказывать.

Удостоверяющий центр АО «Калуга Астрал» аккредитован на выдачу УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи). Закажите сейчас без лишних сложностей подпись для своих сотрудников для электронного документооборота.

Дорогие бухгалтеры, мы верим в ваши силы и суперспособности. Но если вам нужна помощь в формировании или отправке любого отчета, мы всегда готовы прийти на помощь. Астрал Отчет 5.0 это сервис, который будет подсказывать вам во время заполнения что вписать в то или иное поле, а если у вас возникнуть вопросы, вы можете связаться с нашей службой поддержки.

Осторожней со списанием в утиль компьютеров - они содержат драгметаллы

Любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

Организации, не выполняющие правила использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов или содержащих их изделий, могут быть привлечены к административной ответственности.

Если организация не имеет лицензии на работу с вредными отходами, то для утилизации оргтехники организации необходимо привлечь специализированную организацию.

Обоснование вывода:

Большинство видов оргтехники (в том числе компьютеров) состоят из деталей, содержащих драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат учету.

Порядок учета установлен:

Правилами учета и хранения драгоценных металлов. утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 г. N 731 (далее — Правила);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов. утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее — Инструкция).

Согласно положениям п. 6 Правил и п. 5 Инструкции организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных средств.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов (п. 8 Инструкции).

Если определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

С учетом положений указанных выше нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы, организация должна совершить следующие действия:

изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

определить содержание драгоценных металлов в деталях;

оприходовать полученные в результате разбора техники детали.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ (п. 23 Инструкции). Наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Еще одним способом списания объекта, содержащего драгметаллы, с учета может быть его реализация (в неразобранном виде) специализированной организации, выкупающей старую технику и утилизирующей ее (п. 29 ПБУ 6/01, п.п. 76, 81 Методических указаний). Такое выбытие оргтехники сопровождается составлением акта приемки-передачи основных средств.

Также необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду компьютеры (системный блок, монитор, в т.ч. и электроннолучевой, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения. утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).

При этом обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП, согласно которой на юридических лиц может быть возложен штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или приостановлена деятельность организации на срок до девяноста суток.

Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

В рассматриваемом случае организация собирается осуществить списание компьютера без оприходования драгметаллов и сдачи его на утилизацию. Такой способ списания объектов, содержащих драгметаллы, с учета не предусмотрен действующими положениями по бухгалтерскому учету и положениями законодательства об учёте и хранении драгоценных металлов.

За нарушение установленных правил извлечения, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ путем наложения штрафа:

на должностных лиц организации - от 10 до 15 тысяч рублей;

на организацию - от 30 до 50 тысяч рублей.

Протокол об административном нарушении в этом случае составляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный пробирный надзор (п. 99 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 19.14 КоАП РФ, рассматривает суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В качестве примера порядка действий Организации при ликвидации основных средств, в том числе содержащих драгметаллы, а также документирования при этом операций считаем возможным рекомендовать Порядок списания и реализации ОС, направленный письмом Роспотребнадзора от 13.10.2005 N 0100/8489-05-32.

7 сентября 2018 г.

Порядок учета драгоценных металлов, входящих в состав основных средств

Автономные учреждения, использующие в своей деятельности оборудование, инструменты, приборы и прочие объекты основных средств, в состав которых входят драгоценные металлы, обязаны вести учет таких металлов и проводить в установленные сроки их инвентаризацию. За нарушение обязательных требований к учету, хранению драгметаллов и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации предусмотрена административная ответственность по ст. 15.47 КоАП РФ. В статье рассмотрим, как правильно организовать и вести учет драгметаллов, входящих в состав объектов ОС.

Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.

Порядок обращения драгоценных металлов регулируется:

Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);

Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

Если в документации необходимые сведения отсутствуют (например, если поступает устаревшее отечественное и импортное оборудование), можно поступить следующим образом:

запросить информацию у организаций, разработчиков, изготовителей;

создать специальную комиссию, которая на основе аналогов и собственных расчетов определит содержание конкретных драгметаллов и их количество.

Для документального оформления поступления объектов в учреждение и для дальнейшего их учета в составе основных средств применяются следующие документы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1]:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) либо акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Информация о драгоценных металлах (наименование, единица измерения, количество, масса), содержащихся в основных средствах (их деталях), отражается в разд. 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и разд. 5 инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в графах 7 – 11 поля «Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. п.)».

Как правило, данные о содержании драгметаллов в основных средствах, указанные при поступлении объектов, являются примерными. Достоверную информацию о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основного средства можно узнать только после его списания, разборки и аффинажа.

Учет драгметаллов при списании объектов ОС.

Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.

Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):

в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;

в отношении остального имущества – самостоятельно.

Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.

При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).

При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.

Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).

Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).

В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства»[2], п. 51 Инструкции № 157н[3] списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).

Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»[4]).

Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.

Передача лома драгметаллов на аффинаж.

Аффинаж драгоценных металлов – осуществляемая специализированными организациями деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством (абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431[5] расчеты с учреждениями – сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими организациями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгметаллов и оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При передаче лома и отходов на аффинаж право собственности на них аффинажной организации не переходит. Эту операцию следует отражать в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение материалов со сменой материально ответственного лица учреждения на аффинажную организацию на основании оформленного первичного документа: требования-накладной (ф. 0504204) либо накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома основных средств аффинажная организация представляет учреждению акт аффинажа (паспорт) с указанием фактического количества драгметаллов, извлеченных из лома.

Бухгалтерия учреждения сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с паспортными данными аффинажной организации и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгметаллах делаются на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции № 231н).

Далее на основании акта аффинажа автономное учреждение отражает операции по списанию с учета стоимости фактически выделенного драгметалла и начислению дохода от его реализации.

В силу порядков № 85н[6] и 209н[7] такие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

В автономном учреждении при ликвидации и демонтаже устаревшего оборудования (научных приборов) получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 15 г. Балансовая стоимость оборудования равна 500 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 60 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 12,5 г золота на сумму 50 000 руб.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав объектов нефинансовых активов

Какими нормативными документами регламентируется порядок обращения драгметаллов, входящих в состав основных средств, как необходимо вести их учет, каков порядок списания и утилизации таких основных средств?

Отдельные объекты нефинансовых активов автономного учреждения могут иметь в своем составе драгоценные металлы. Какими нормативными документами регламентируется порядок их обращения, как необходимо вести их учет, каков порядок списания и утилизации основных средств, содержащих драгоценные металлы? Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье.

C основными документами, регламентирующими порядок обращения с драгоценными металлами, являются:

Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 6 Правил № 731 организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.

Более подробно порядок обращения с драгоценными металлами изложен в Инструкции № 231н, которая разработана в соответствии с Правилами № 731.

Правила учета драгоценных металлов.

Учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением (п. 5 Инструкции № 231н).

Учет драгоценных металлов должен обеспечивать:

своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

контроль их движения по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

достоверность данных в составляемых формах отчетности.

Драгоценные металлы, используемые в процессе производства, расходуются в пределах утвержденных в организации норм расхода. Для государственных организаций нормы расхода утверждаются вышестоящей организацией (п. 6 Инструкции № 231н).

Учет данных активов ведется на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 7 Инструкции № 231н).

Единицы измерения.

Согласно п. 8 Инструкции № 231н учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж[1] осуществляется по наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Драгоценные металлы, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). Драгоценные металлы в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы) и качеству.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях отражаются в первичной учетной документации на основании сведений об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (в том числе об устаревшем отечественном и импортном оборудовании) – по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Детали, контакты, заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов, химические соединения, содержащие драгоценные металлы, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах – по объему (массе) растворов и концентрации драгоценных металлов, по данным, определяемым химическими анализами.

Отдельному учету подлежит лом драгоценных металлов (изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы, используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащей драгоценные металлы) (п. 10 Инструкции № 231н). Он учитывается по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству лома, общей массе лома и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в нем, а также в стоимостном выражении.

Аналогичным образом учитываются отходы драгоценных металлов.

Документальное оформление операций с драгоценными металлами.

В соответствии с п. 11 Инструкции № 213н организация должна обеспечить контроль и учет движения драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Все операции при этом должны оформляться первичными учетными документами, применяемыми в организации (на бумажном или электронном носителе), содержащими собственноручные или усиленные квалифицированные электронные подписи уполномоченных лиц.

Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения (склады, хранилища, цеховые кладовые и другие места, установленные локальными актами организации) ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, предусмотренных локальными актами организации (п. 12 Инструкции № 231н).

На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности:

наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий);

размер (длина, ширина, толщина, диаметр);

проба или процентное содержание в растворе, сплаве;

масса химически чистых металлов и (или) общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке (п. 14 Инструкции № 231н):

актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

актов о приемке материалов;

инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

карточек учета материалов;

товарных накладных и других форм первичной документации.

Записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов и изделий (без снятия фактического наличия) производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).

Передача драгоценных металлов в любом виде и состоянии, в том числе в виде лома и отходов, между подразделениями организации и (или) подотчетными лицами осуществляется по применяемым в организации первичным учетным документам с указанием в них количества и массы ценностей.

Списание драгоценных металлов.

Списание драгоценных металлов, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования (п. 21 Инструкции № 231н).

Списание драгоценных металлов на ремонтные нужды, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и лабораторные работы оформляется актами списания, которые составляются комиссией в составе не менее трех человек, определенной приказом руководителя организации.

Списание драгоценных металлов по нормам без установления фактического расхода, который подтверждается документами (актами взвешивания, результатами анализов, замерами объемов, измерениями толщины покрытий и других физических параметров), не допускается.

Драгоценные металлы, находящиеся на рабочих местах в составе инструментов, оборудования, лабораторной посуды, приборов, независимо от степени их износа учитываются по массе, указанной в технической документации. Инструменты, оборудование, лабораторная посуда, приборы, масса драгоценных металлов в которых может быть определена взвешиванием в период проведения инвентаризации, а также при смене материально ответственных лиц (МОЛ) подвергаются обязательному взвешиванию с составлением актов на изменение массы и отражением результатов в первичных учетных документах.

Списание ценностей осуществляется актом ликвидации. В актах указывается масса драгоценных металлов, подлежащих оприходованию в виде лома и отходов. В случаях преждевременного списания ценностей в актах ликвидации прописываются его причины и виновные лица.

При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений об их содержании, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

При передаче во временное владение или реализации изделий (оборудования, приборов, инструментов, вооружения, военной техники), в том числе при передаче на переработку или реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, организация-отправитель в сопроводительных документах указывает наименование и массу находящихся в названных выше материальных ценностях драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в них драгоценных металлов.

При списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты произведенных работ и оказанных услуг устанавливается в договоре с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При этом составляется акт ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данное оборудование. На основании названных актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.

Инвентаризация драгоценных металлов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при их использовании, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования (п. 28 Инструкции № 231н).

Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

Кроме этого, инвентаризация драгоценных металлов проводится:

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и продукция из них, а также драгоценные металлы, находящиеся в составе любых материальных ценностей. Инвентаризуются и ценности, не принадлежащие организации, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные (п. 29 Инструкции № 231н).

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается комиссия. Этим же приказом устанавливается порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации (п. 30 Инструкции № 231н).

В состав инвентаризационной комиссии не включаются МОЛ, под отчетом у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Перед началом инвентаризации у них берется расписка о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неучтенных ценностей у них не имеется.

На время проведения инвентаризации операции по приему и отпуску ценностей приостанавливаются.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается МОЛ. В автономном учреждении для отражения результатов инвентаризации применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии проверяемых ценностей и изделий из них, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п. 35 Инструкции № 231н).

Фактическое наличие драгоценных металлов при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб.

Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе оборудования, при невозможности в момент инвентаризации проверки в натуре устанавливается по учетным документам, технической документации или инвентаризационной комиссией на основании сведений об их содержании в аналогичной продукции или произведенных комиссией расчетов.

Инвентаризационные описи (акты) могут быть выполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Они заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей указываются в описи (акте) по номенклатуре, а их количество и массу – в единицах измерения, принятых в учете. В описи (акты) заносятся данные о массе драгоценных металлов в сплавах и массе химически чистых драгоценных металлов.

На каждой странице описи (акта) проставляются прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

Исправления в описях (актах) должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и МОЛ. В них не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах они прочеркиваются.

Описи (акты) подписывают все члены инвентаризационной комиссии и МОЛ. В конце описи (акта) МОЛ дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи (акте) ценностей на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации надлежаще оформленные описи (акты) фактического наличия драгоценных металлов по каждому МОЛ передаются в бухгалтерию для сличения фактических сведений с данными бухгалтерского учета (п. 38 Инструкции № 231н).

При выявлении отклонений от данных бухгалтерского учета бухгалтерией составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей.

По всем отклонениям от соответствующих МОЛ должны быть получены письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносит свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в сроки, установленные локальными документами организации, разработанными с учетом специфики ее деятельности (п. 40 Инструкции № 231н).

При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными устанавливаются причины их возникновения и виновные лица, а сами расхождения регулируются в следующем порядке:

излишки подлежат оприходованию (постановке на бухгалтерский учет);

недостачи в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды и алмазного инструмента, списываются на потери производства;

недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не разрабатываться и не утверждаться.

Бухгалтерский учет драгоценных металлов.

Среди основных средств и других нефинансовых активов автономного учреждения могут быть объекты, в состав которых входят узлы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы. Следует обратить внимание, что отдельно на счетах бухгалтерского учета стоимость драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, не отражается. Информация об их наличии и количестве указывается в инвентарных карточках основных средств согласно сопровождающей их технической документации. Приходоваться в качестве материальных запасов они могут после списания и разу­комплектации основных средств.

Как следует отражать операции с драгоценными металлами, входящими в состав основных средств, рассмотрим на примере.

Пример.

В автономном учреждении принято решение о списании оборудования, учитываемого по КВР 4, в состав которого входят запасные части, содержащие драгоценные металлы. В инвентарной карточке указано, что в отдельном агрегате этого оборудования содержится 50 г серебра. Рыночная стоимость серебра на день списания ОС составляет 40 руб. за 1 г. Данный лом реализован аффинажной организации. Балансовая стоимость оборудования составляет 45 000 руб. Оно полностью самор­тизировано. Доходы, полученные от сдачи лома, будут являться собственными доходами автономного учреждения.

В учете автономного учреждения обозначенные операции будут отражены в соответствии с Инструкцией № 183н[2] следующим образом:

Читайте также: