Стратегические металлы в россии список

Обновлено: 03.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 декабря 2018 года N 2914-р

2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать и утвердить в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения план мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года и обеспечить его выполнение.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции руководствоваться положениями Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года при разработке и реализации программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов и иных документов.

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст.3399).

УТВЕРЖДЕНА

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года

I. Общие положения

Минерально-сырьевая база представляет собой совокупность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых, а также локализованных и прогнозных ресурсов.

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи геологической отрасли, направленные на устойчивое обеспечение минеральным сырьем потребностей экономики Российской Федерации, включая экспортные обязательства.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Стратегия обеспечивает реализацию в сфере воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы положений следующих документов стратегического планирования:

При разработке Стратегии учтены:

а также другие документы стратегического планирования Российской Федерации.

При разработке Стратегии учитывались сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года.

Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата, обеспечению необходимого технологического и кадрового потенциалов.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы на федеральном и региональном уровнях, а также для разработки государственных программ Российской Федерации. Реальные возможности и естественные ограничения минерально-сырьевой базы России должны учитываться при формировании документов стратегического планирования перерабатывающих отраслей российской промышленности.

II. Текущее состояние минерально-сырьевой базы Российской Федерации и перспективы ее развития

На территории Российской Федерации и ее континентального шельфа выявлены месторождения практически всех известных на Земле видов полезных ископаемых. По запасам и добыче нефти, природного газа, угля, железных руд, никеля, меди, золота, серебра, платиноидов, алмазов, апатитовых руд, калийных солей и некоторых других видов полезных ископаемых Россия входит в число мировых лидеров. Перечень основных видов стратегического минерального сырья, к которым относятся нефть, природный газ, уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цирконий, тантал, ниобий, кобальт, скандий, бериллий, сурьма, литий, германий, рений, редкие земли иттриевой группы, золото, серебро, платиноиды, алмазы, особо чистое кварцевое сырье, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р.

В соответствии с потребностями национальной экономики существенно изменились и продолжают меняться направления использования различных видов полезных ископаемых, появляются новые их источники, в связи с чем перечень основных видов стратегического минерального сырья целесообразно уточнять с периодичностью 5-6 лет.

Помимо стратегических видов минерального сырья, значимыми для экономики России являются уголь, железные руды, цинк, апатитовые руды, калийные соли, цементное сырье, подземные воды; для отдельных отраслей промышленности - плавиковый шпат, бентониты, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, оптическое сырье, йод.

С учетом экономических условий освоения минерально-сырьевых ресурсов обеспеченность рентабельными запасами стратегических и наиболее значимых видов полезных ископаемых эксплуатируемых месторождений может составить не более 25-30 лет. По другим полезным ископаемым (более 150 видов), используемым в незначительных объемах либо имеющим местное значение, обеспеченность запасами не рассматривается.

По количеству и качеству балансовых запасов минерального сырья в России (с учетом наличия или отсутствия геологических перспектив наращивания минерально-сырьевой базы) все значимые для экономики страны полезные ископаемые можно разделить на три группы.

В первую группу входят полезные ископаемые, запасы которых при любых сценариях развития экономики удовлетворят необходимые потребности до 2035 года и в последующий период. К этой группе относятся природный газ, медь, никель, олово, вольфрам, молибден, тантал, ниобий, кобальт, скандий, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье.

Запасы полезных ископаемых этой группы обеспечивают потребности страны на длительную перспективу. При этом ряд регионов России испытывает дефицит запасов углей (Европейская часть и Урал), железных руд (Урал, юг Западной Сибири), фосфорных руд и калийных солей (сельскохозяйственные районы Северного Кавказа, Центрального Черноземья и Поволжья). Отмечается дефицит некоторых из потребляемых сортов и марок углей, в частности особо ценных марок коксующихся углей. Региональный и марочный дефицит обусловлены природными особенностями месторождений и закономерностями их размещения по территории России.

Ко второй группе относятся полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений на период до 2035 года. К этой группе относятся нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье.

Вовлечение в отработку трудноизвлекаемых запасов нефти, неразрабатываемых месторождений цветных, легирующих и благородных металлов позволит удержать достигнутый уровень добычи в период после 2025 года. Высокий рыночный спрос на драгоценные металлы и алмазы делает критически важным выявление нетрадиционных для отечественной горнодобывающей промышленности источников этих видов минерального сырья, которые могут быть обнаружены лишь с использованием принципиально новых методов их прогнозирования и поисков.

К третьей группе относятся дефицитные полезные ископаемые, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом и (или) складированными запасами. К этой группе относятся полезные ископаемые, минерально-сырьевая база которых в России характеризуется преимущественно низким качеством (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат, бентониты для литейного производства, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, йод, бром, оптическое сырье). Однако некоторые месторождения дефицитных полезных ископаемых (хрома, редкоземельных металлов) сопоставимы по качеству с разрабатываемыми месторождениями за рубежом, что делает особенно актуальным разработку и применение специальных механизмов стимулирования их освоения. Для начала освоения неразрабатываемых месторождений марганца, урана, хрома либо возобновления добычи полезных ископаемых на ранее эксплуатируемых месторождениях йода, брома, плавикового шпата, лития, бериллия, оптического сырья необходимо внедрение эффективных технологий обогащения и переработки минерального сырья.

Выявление новых месторождений качественных руд с использованием традиционных подходов и методов становится все более сложным и менее вероятным. Минимизировать зависимость от импорта минерального сырья можно как за счет освоения месторождений руд невысокого качества или расположенных в удаленных районах страны с неразвитой инфраструктурой, так и путем применения усовершенствованных прогнозно-поисковых комплексов, обеспечивающих выявление объектов нетрадиционного типа с качественными и богатыми рудами.

Для восполнения дефицита полезных ископаемых этой группы актуальным является содействие в реализации международных проектов по освоению месторождений за рубежом.

Специфическими полезными ископаемыми в отношении учета запасов, поисков, разведки и добычи являются подземные воды. В долгосрочной перспективе, на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации, потребность в подземных водах и в России, и в мире будет возрастать. Степень дефицитности подземных вод и объем их запасов по регионам сильно варьируется, но в целом по стране ситуацию с запасами подземных вод можно считать удовлетворительной. Наращивание минерально-сырьевой базы подземных вод является актуальной задачей в урбанизированных районах, но еще важнее защитить имеющиеся запасы от деградации в результате интенсивной хозяйственной деятельности.

III. Основные тенденции потребления минерально-сырьевых ресурсов с учетом различных сценариев развития мировой и российской экономик

В период до 2035 года сохранит свою актуальность ряд сложившихся тенденций потребления минерально-сырьевых ресурсов.

Потребности мировой экономики в энергоресурсах, черных, цветных, благородных, редких металлах, неметаллических полезных ископаемых, подземных питьевых и технических водах в абсолютном выражении будут увеличиваться, хотя некоторые полезные ископаемые из-за появления новых материалов и технологий могут оказаться менее востребованными. Соответственно, сохранится и необходимость воспроизводства минерально-сырьевой базы, являющейся источником сырьевых ресурсов для нужд мировой экономики.

Мировой топливно-энергетический баланс будет постепенно меняться. Доля использования нефти и угля будет постепенно сокращаться, доля газа - расти, доля уранового сырья сохранится на нынешнем уровне. Доля возобновляемых источников энергии будет расти, но в целом не окажет решающего влияния на мировой рынок нефти, газа, угля, урана. Будет расти доля извлечения нефти и газа из сланцевых отложений, начнется освоение газогидратов.

Наличие минеральных ресурсов в недрах останется одним из важнейших конкурентных преимуществ российской экономики, определяющим место и роль страны на международной арене.

Использование минерального сырья сохранит важнейшее значение в формировании валового внутреннего продукта, федерального и консолидированного бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных резервных фондов. Несмотря на то, что доля экспорта нефти и природного газа в доходах страны будет снижаться, значение минерального сырья для России не уменьшится. С ростом уровня жизни и промышленного производства будет увеличиваться внутреннее потребление топливно-энергетических и других видов минерального сырья.

В России будут создаваться новые технологии добычи и переработки полезных ископаемых, строиться элементы инфраструктуры, появятся новые отрасли промышленности. Переход экономики России на новый технологический уклад будет обеспечен в том числе за счет продукции и инфраструктуры горной и нефтегазовой промышленности, особенно в слабо освоенных регионах страны.

В связи с развитием Северного морского пути будут созданы условия для освоения минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации.

Ограниченность запасов минерального сырья на территории суши предопределяет новые направления поисков, разведки и освоения полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Мирового океана.

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года определены исходные условия для формирования вариантов развития экономики. В базовом варианте, учитываемом Стратегией, предполагаются относительная геоэкономическая стабильность, отсутствие значительных внешних рисков, шоков и мировых политических конфликтов, а также резких колебаний на рынках энергоносителей. В рамках этого сценария рост энергоэффективности, производства энергии из возобновляемых источников, использование новых материалов будут происходить умеренными темпами. Прогноз добычи углеводородного сырья до 2024 года приведен в приложении N 1.

Спрос на твердые полезные ископаемые будет расти преимущественно за счет таких отраслей, как строительство, сельское хозяйство, автомобилестроение, энергетика, аэрокосмическое производство, оборонно-промышленный комплекс. Прогноз добычи твердых полезных ископаемых до 2024 года приведен в приложении N 2.

В 2025-2035 годах социально-экономический потенциал Российской Федерации будет развиваться по оптимальному сценарию преодоления рисков и угроз с учетом решения задач национальной безопасности. При этом модель экономического роста предполагает ускорение темпов роста промышленного производства преимущественно за счет развития несырьевых отраслей.

IV. Вызовы и угрозы развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации

Стратегия учитывает следующие внешние вызовы, способные оказать негативное влияние на развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации:

колебание мировых цен на минеральное сырье и связанное с ним возможное падение доходов российских компаний и поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

появление на мировых рынках новых крупных поставщиков минеральных ресурсов, осуществляющих масштабную добычу нетрадиционных видов углеводородного сырья (нефти и газа из сланцевых отложений), а также разрабатывающих высококачественные месторождения твердых полезных ископаемых (фосфорных руд, никеля, марганцевых и хромовых руд);

обострение конкуренции между российскими и зарубежными компаниями - поставщиками сырьевой продукции в условиях введения санкций в отношении доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к некоторым современным технологиям и оборудованию, привлечения долгосрочного финансирования и организации совместных проектов с иностранными партнерами;

структурные изменения экономики зарубежных стран, развитие альтернативной энергетики, проявление негативной политической и экономической конъюнктуры.

Недоучет указанных вызовов приводит к обострению или реализации следующих угроз развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации:

снижение конкурентоспособности российской минерально-сырьевой базы в сравнении с ведущими сырьевыми странами мира на фоне ограничения доступа российских компаний к финансово-кредитным инструментам и современным мировым технологиям добычи и переработки минерального сырья;

уменьшение объема поставок нефти и газа в страны Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегия учитывает следующие внутренние вызовы, способные оказать негативное влияние на развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации:

недостаточные объемы регионального геологического изучения недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

сокращение бюджетного финансирования работ по геологическому изучению недр и прогнозированию месторождений полезных ископаемых, направленных на формирование "поискового задела", при отсутствии возможности проведения региональных исследований за счет частных инвестиций;

отсутствие в России рынка рискового капитала, за счет которого в развитых странах финансируется значительная часть геолого-разведочных работ ранних стадий;

постепенное исчерпание запасов разрабатываемых месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в том числе в районах градообразующих предприятий и геополитически значимых регионах России;

острый дефицит и низкая вероятность выявления в России месторождений высококачественных руд отдельных стратегических полезных ископаемых, в том числе алюминия, марганца, хрома, урана, некоторых редких металлов;

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923
"Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей"

С изменениями и дополнениями от:

16 декабря 2014 г., 9 августа 2016 г., 31 августа, 19 сентября, 22 октября 2018 г., 5 апреля, 7 июня 2019 г., 8 октября 2020 г., 31 марта, 26 апреля 2022 г.

В целях реализации статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2023 г. - Постановление Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 542

Пункт 2 изменен с 25 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 7 июня 2019 г. N 736

2. Определить, что стратегически важными товарами и ресурсами, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей, являются подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. медведь бурый (ursus arctos), медведь гималайский, или белогрудый (selenarctos thibetanus), кабарга (moschus spp.), а также лесоматериалы, включенные в перечень, утвержденный настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

13 сентября 2012 г.

Перечень изменен с 1 января 2023 г. - Постановление Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 542

Перечень изменен с 6 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 26 апреля 2022 г. N 758

Перечень
стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923)

16 декабря 2014 г., 9 августа 2016 г., 31 августа, 22 октября 2018 г., 5 апреля, 7 июня 2019 г., 8 октября 2020 г., 26 апреля 2022 г.

Код ТН ВЭД ЕАЭС

I. Стратегически важные товары

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные*

Изделия из драгоценных металлов*

Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга****

Часы наручные, карманные и прочие, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры, с корпусом, изготовленным из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом*

Корпуса для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом*

Ремешки, ленты и браслеты для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, и их части из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом*

Черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов, металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава*

Вещества, разрушающие озоновый слой, и продукция, их содержащая**

II. Стратегически важные ресурсы

Мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина*

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные*

Артемии, яйца (цисты) артемий****

Готовые продукты из рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных*

Янтарь, янтарь агломерированный, гагат (черный янтарь)*

Обработанные янтарь, янтарь агломерированный, гагат (черный янтарь)*

Уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс*

Нефть сырая и нефтепродукты, содержащие
70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты*

Газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии*

Драгоценные и полудрагоценные камни*

Руды и концентраты драгоценных металлов*

III. Стратегически важные ресурсы флоры и фауны

Виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. или занесенные в Красную книгу Российской Федерации

* Для целей применения настоящего перечня товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование товаров приведено только для удобства пользования.

** Для целей применения настоящего перечня продукция, содержащая вещества, разрушающие озоновый слой, приведена в списке D раздела 1.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования". Коды ТН ВЭД ЕАЭС приведены только для удобства пользования.

*** Исключена с 20 августа 2016 г. - Постановление Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 766

**** Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара.

За незаконное перемещение через таможенную границу ТС либо госграницу нашей страны с государствами - членами ТС стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере грозит уголовная ответственность (ст. 226.1 УК РФ).

Утвержден перечень соответствующих стратегически важных товаров и ресурсов. В него включены, в частности, драгметаллы (коды 7106-7112 ТН ВЭД ТС); драгоценные и полудрагоценные камни (7101-7104); мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина (0201-0203, 0207); янтарь (2530 90 000 0); пушнина (4301 10 00, 4301 60 00, 4301 80, 4301 90 00, 4302) и др.

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 38 ст. 5133, в "Российской газете" от 21 сентября 2012 г. N 218

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2022 г. N 758

Изменения вступают в силу с 6 мая 2022 г.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 542

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1629

Изменения вступают в силу с 22 октября 2020 г.

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2019 г. N 736

Изменения вступают в силу с 25 июня 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2019 г. N 401

Изменения вступают в силу с 17 апреля 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 22 октября 2018 г. N 1259

Изменения вступают в силу с 23 ноября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2018 г. N 1107

Изменения вступают в силу с 29 сентября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1031

Изменения вступают в силу с 13 сентября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 766

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 30 мая 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2014 г. N 1367

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Минпромторг предрек цветной металлургии бурный рост в 2025-2030 годах

Выпуск цветных металлов в России к 2030 г. может не только восстановиться до докризисного уровня, но и значительно превзойти показатели 2021 г. Такой прогноз описан в подготовленном Минпромторгом проекте стратегии развития металлургии до 2030 г., с которым ознакомились «Ведомости».

Как сообщали «Ведомости» 8 августа, в актуальном варианте проекта стратегии для развития отрасли предложено два сценария – базовый и консервативный (более пессимистический). Согласно базовому сценарию, производство алюминия в России к 2030 г. может составить 5,3 млн т (+35% к 2021 г.), меди – 1,1 млн т (+19%), цинка – 410 000 т (рост в 2,1 раза), никеля – 280 000 т (+45%).

Черной металлургии прогнозируют стагнацию под санкциями до 2030 года

Из документа следует, что рост будет обеспечен преимущественно за счет увеличения экспорта алюминия на 38% до 3,9 млн т, меди – на 50% до 930 000 т, никеля – на треть до 260 000 т, цинка – более чем в 150 раз до 155 000 т (против 1000 т в 2021 г.). Эксперты Минпромторга ждут просадки поставок за рубеж цветных металлов в период 2022-2023 гг. из-за антироссийских санкций, затем они начнут постепенно восстанавливаться.

Консервативный сценарий также предусматривает рост производственных показателей по сравнению с 2021 г. по алюминию, никелю и цинку, но более скромный. В нем выпуск алюминия в стране к 2030 г. увеличится на 14% до 4,3 млн т, никеля – на 19% до 240 000 т, цинка – на 7% до 210 000 т. При этом производство меди может снизиться сразу на 36% до 750 000 т. При реализации консервативного сценария экспорт алюминия увеличится на 31% до 3,4 млн т, меди – на 12% до 530 000 т, никеля – на 22% до 222 000 т, цинка – в 25 раз до 25 000 т.

В проекте поясняется, что мировой рынок алюминия сейчас находится «в зоне турбулентности» из-за риска очередной вспышки коронавируса и возможных ограничений из-за пандемии. При этом спрос на глобальном рынке меди «будет определяться доступностью сырья», на рынке никеля – потребностями производителей электромобилей и аккумуляторов для них.

В прогнозе также отмечается, что мощности в цветной металлургии РФ «избыточны по большей части металлов» (за исключением цинка. – «Ведомости»). «Поэтому ключевым направлением развития [до 2030 г.] остается экспорт продукции, что приводит к необходимости использования на этом направлении всего комплекса мер государственной поддержки», – говорится в документе.

В Минпромторге не ответили на запрос «Ведомостей».

Сектор цветной металлургии России в отличие от производителей чермета практически не затронули антироссийские санкции после начала 24 февраля СВО на Украине. Тем не менее большинство крупных производителей начали испытывать сложности с поставками сырья. В частности, крупнейший российский производитель алюминия UC Rusal столкнулся с трудностями в поставках глинозема из-за остановки на Украине Николаевского глиноземного завода, а также из-за отказа Австралии экспортировать сырье в Россию.

Во II квартале 2022 г. цены на цветные металлы в мире упали на 24% и достигли уровня марта 2021 г. Это стало первым квартальным снижением индекса с начала пандемии коронавируса и сильнейшим с 2008 г., когда падение достигало 30–40%. Текущие котировки на медь находятся на уровне $7987/т, алюминий стоит на LME $2445/т, никель – $21685/т , цинк – $3445/т.

Геология


Стратегические виды природного минерального сырья составляют основу ведущих отраслей производства, обеспечивающих экономическую и оборонную безопасность любого государства. Особую роль в структуре этого сырья играют редкие металлы. Каково современное состояние их добычи и использования в России?

Речь идет о тех природных ресурсах, которые, во-первых, в той или иной стране недостаточны для удовлетворения производства в военное время и, во-вторых, могут создать угрожающую или дорогостоящую зависимость от соответствующих импортных поставок в периоды чрезвычайных положений. Третий вариант - такое сырье отсутствует или не перерабатывается в стране в количествах, достаточных в обычных ситуациях. И наконец, его резервы можно продать для ликвидации дефицита в бюджете государства в кризисных ситуациях. Перечень конкретных видов стратегического сырья не является постоянным и универсальным, он может широко варьировать в каждой стране в зависимости от политических и экономических приоритетов, структуры производства, конъюнктуры мирового рынка и т.д. Например, в США в 1921 г. в него входило всего 28 видов металлов, руд и их концентратов, сегодня же он насчитывает уже 107 наименований, в том числе 9 редких металлов. Крупные запасы стратегических металлов созданы сейчас в странах Западной Европы: в Великобритании в резервах хранятся хром и марганец, в ФРГ - хром, ванадий, кобальт и другие металлы, список Франции включает 13 наименований. Даже практически безресурсная по минеральному сырью Япония имеет стратегические запасы меди, свинца, цинка, алюминия.

К редким металлам относят нерадиоактивные и неблагородные, обычно с низкими содержаниями в породах. Они, как правило, не образуют крупных промышленных скоплений, а рассеяны в рудах черных, цветных и благородных металлов. Но ценность их вне сомнения: германий, индий, тантал служат элементной базой оптико- и микроэлектроники; галлий,скандий,гадолиний - самых мощных лазеров; неодим, самарий, диспрозий -нового класса постоянных магнитов; иттрий, лантан, стронций, висмут, таллий - активно разрабатываемых высокотемпературных сверхпроводников; цирконий,иттрий - новой конструкционной керамики; ниобий, литий, ванадий, бериллий, рений, скандий - авиационных и космических материалов; цирконий, гафний - атомной техники; литий, бериллий, ванадий - термоядерной энергетики. Многие из перечисленных элементов используют для легирования и модификации чугуна, стали, алюминия и других металлов.

Постоянное расширение сферы применения редких элементов обеспечивает экономию природных ресурсов, повышает качество продукции, наконец, снижает энергетические и материальные затраты. Так, незначительные добавки лития в электролит при получении алюминия приводят к большой экономии энергоресурсов, резко сокращают выбросы в атмосферу токсичного фтора. Не случайно за два последних десятилетия в странах "семерки" потребление ископаемого топлива, железа и ряда других традиционных видов сырья снизилось на 20-50%, а расход редких металлов, напротив, в несколько раз увеличился.

В бывшем СССР забота о стратегических материалах и редких металлах возлагалась на специальное ведомство, периодически определявшее потребности и необходимые квоты государственного резерва. Совместно с министерствами геологии и цветной металлургии оно занималось вопросами сырьевой и производственной базы редкометалльной промышленности. И в послевоенные годы в СССР была создана мощная база, которая в десятки раз превосходила соответствующий ресурсный потенциал других развитых стран. В 1996 г. список стратегических видов минерального сырья утвердило Правительство РФ. В него внесены тантал, ниобий, литий, бериллий, редкие земли иттриевой группы, цирконий, германий, рений, скандий.

По величине учтенных запасов отечественная сырьевая база большинства редких металлов сейчас занимает ведущее положение в мире. Если включить в нее и прогнозные ресурсы (зачастую они превышают запасы), то формально редких металлов у нас более чем достаточно. На территории России размещены около сотни их крупных месторождений. Однако только девять из них разрабатываются (или разрабатывались до экономических реформ), и лишь семь относятся к группе с так называемыми активными (рентабельными) запасами. Вместе с тем значительная часть редкометалльных объектов находится, мягко говоря, в невыгодных географо-экономических условиях. Скажем, уникальное по запасам ниобия и редких земель Томторское месторождение расположено в неосвоенном районе Якутии. К тому же руды там имеют сложный состав, так что на извлечение из них полезных компонентов требуются существенные затраты. Не лучше ситуация и с другими нашими редкоме-талльными гигантами в Сибири: Катугинским (Читинская область), Улуг-Танзекским (Тува), Чуктуконским (Енисейский кряж). Да и единственный вырабатывающий редкие металлы Ловозерский комбинат расположен за Полярным кругом (Кольский полуостров).

Другой, более серьезный негативный фактор - низкое качество отечественных месторождений редких металлов. Как правило, средние содержания их в рудах у нас в 2-5, иногда и в 10 -100 раз меньше, чем за рубежом. Исключение, пожалуй, составляют Томторское и Ермаковское в Забайкалье (бериллий) месторождения, некоторые цирконовые россыпи в Центральной России и Новосибирской области, по качеству сырья даже превосходящие иностранные объекты.

Структура отечественной сырьевой базы также не в лучшую сторону отличается от традиционной зарубежной. В России свыше 50% запасов ниобия и 80-100% тантала, циркония, иттрия, скандия заключено в рудах, которые за границей либо вообще не разрабатывают, либо не учитывают в запасах. Кроме того, значительная часть (более 80%) наших резервов находится в глубокозалегающих коренных породах (например, цирконий в Ловозере), тогда как почти все запасы этого элемента за пределами России сосредоточены в легкообогатимых россыпях.

После распада СССР мы почти полностью потеряли сырьевые источники стронция и рения, а также редкометалльные пегматитовые россыпи, игравшие важную роль в добыче танталового и редкоземельного сырья. Нет у нас и редкоземельных россыпей, а они - ценнейший источник для производства металлов иттриевой и европиевой групп. И еще. Соответствующие отечественные руды, как правило, радиоактивны. Если раньше при оценке месторождений данный фактор обычно игнорировали, то теперь,с введением международных норм контроля и защиты окружающей среды, его придется учитывать, что вызовет существенное удорожание переработки сырья.

Значительная часть наших коренных редкометалльных запасов содержится в рудах, которые трудно обрабатывать, - чаще всего в виде тонкой вкрапленности нескольких полезных компонентов с близкими физико-химическими свойствами. Такие руды легко переизмельчаются, а это приводит к большим потерям. Например, полезные компоненты из редкометалльных щелочных гранитов извлекают всего на 4.0-50%, попарит - не более чем на 50-60. Даже из легче обогащаемых кор выветривания карбонатитов ниобия добывают не более 60-70%. Так что и в производственной цепочке дополнительно теряется почти половина исходного продукта.

Нынешняя экономическая ситуация внесла новые осложнения в состояние отечественной сырьевой базы стратегических редких металлов. Если в 1990 г. на СССР приходилось 15-43% мировой добычи тантала, германия, лития, бериллия и других стратегических металлов, то к 1996 г. эта доля снизилась до 3-9%. Одна из причин такого сокращения -новая политика государства, в рамках которой подготовленные для разработки месторождения были переданы владельцам лицензий - различным акционерным обществам, частным компаниям. В погоне за максимальной прибылью они подчас готовы хищнически относиться к стратегическим запасам, что может привести к большим потерям сырья.

Да и объемы производства редких металлов в России с 1991 г. сократились в 2-7 раз. Причем большая часть полученного идет на экспорт, в результате даже крайне ничтожные сейчас потребности отечественной промышленности в редких металлах удовлетворяют главным образом за счет импорта (Россия ныне ввозит литиевое, танталовое и циркониевое сырье, а также феррониобий, бериллий и рений). Добавим к этому, что сейчас практически остановлен Ловозерский редкометалльный гигант. В ближайшие годы может сложиться такая ситуация, когда любой российский потребитель стратегических металлов будет обращаться уже не к отечественному, а к мировому рынку. Но и на нем тоже не все спокойно. Страны ЕЭС и Япония почти не имеют своих запасов большинства редких элементов. Серьезное беспокойство в связи с обеспечением страны в XXI столетии собственными ресурсами богатых руд проявилось в последнее время и в США. Однако и США, и другие развитые государства в состоянии закупить стратегическое сырье в необходимом количестве или инвестировать его добычу в третьих странах. Россия же, учитывая дефицит средств, должна ориентироваться на создание и поддержку собственной сырьевой базы. А ее сегодня условно можно разделить на три класса. К первому относятся рений и металлы иттриевой группы; их источники в виде ископаемых (во всяком случае, пока) полностью отсутствуют. Второй класс составляют металлы, которым угрожают проблемы с обеспеченностью активными запасами, - тантал, ниобий, бериллий, цирконий (согласно расчетам, потребности современного отечественного производства в 2000 г. будут удовлетворены по танталу и ниобию на 37%, по цирконию - на 12%). В третий включены германий и скандий, их сырьевая база относительно удовлетворительна.

Сегодня необходимо заниматься "реанимацией" ранее действовавших месторождений и подключать к ним новые перспективные. Для этого необходимо провести переоценку существующих объектов с тем, чтобы выявить имеющиеся рентабельные запасы. Одновременно в пределах крупных месторождений нужно выделить блоки, более богатые рудами, отработка которых может дать высокую рентабельность, по крайней мере на срок окупаемости капиталовложений. Следует также разработать экономически эффективные схемы редкометалльных производств - по образу и подобию Ловозерского горно-обогатительного комбината, который мог бы объединить акционерное общество "Севредмет", Соликамский магниевый завод (вырабатывает промежуточные продукты) и Иртышский химический завод в Казахстане (производит конечную продукцию). По расчетам Государственного научно-исследовательского института редкометаллической промышленности (Гиредмета), такой концерн, работая с достаточной прибылью, может обеспечить страну сразу тремя стратегическими металлами - ниобием, танталом и редкими землями.

В числе первоочередных задач и геолого-экономическая оценка территории России применительно к каждому региону, рудному району и рудному узлу. Это позволит принять обоснованные решения о финансировании поисковых и поисково-оценочных работ на стратегические редкие металлы. Подобное уже проводят институты Министерства природных ресурсов РФ в Забайкалье, Приамурье, Приморье.

И наконец, еще одно очень важное направление связано с вовлечением в переработку техногенных и вторичных источников редких металлов -отвалов, "хвостов" обогатительных фабрик, продуктов переработки руд цветных и редких металлов и т.д. (в США около 25% потребности в тантале и 50% в галлии и германии удовлетворяют за счет вторичного сырья).

Реализация всех этих мер возможна лишь при государственной поддержке. Надежда на нее сейчас появилась: на прошедшей в октябре 1998 г. расширенной коллегии Министерства природных ресурсов РФ принято решение о создании межотраслевой федеральной программы "Стратегические редкие металлы России". В ее рамках будут разработаны стратегия и тактика воспроизводства минерально-сырьевой базы и добычи редких металлов в XXI в.

Доктор геолого-минералогических наук А.А. КРЕМЕНЕЦКИЙ, Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов Министерства природных ресурсов РФ и РАН

Почему инвестировать в стратегические металлы лучше за рубежом?

стратегические металлы

Стратегические металлы – на сегодняшний день, пожалуй, самый важный промышленный ресурс в мире. Стратегическое значение этих металлов обусловлено тем, что их количество недостаточно для удовлетворения производства в военное время и может создать угрожающую или дорогостоящую зависимость от импортных поставок в периоды чрезвычайных положений.

К редким металлам относят нерадиоактивные и неблагородные металлы, обычно с низкими содержаниями в породах. Их ценность не вызывает сомнений:

  • германий, индий, тантал – это база оптической и микро- электроники;
  • галлий,скандий,гадолиний – это самые мощные лазеры;
  • неодим, самарий, диспрозий – это новый класс постоянных магнитов;
  • иттрий, лантан, стронций, висмут, таллий — это высокотемпературные сверхпроводники;
  • цирконий,иттрий – это конструкционная керамика;
  • ниобий, литий, ванадий, бериллий, рений, скандий – это авиационные и космические материалы;
  • цирконий, гафний – это атомная техника;
  • литий, бериллий, ванадий – это термоядерная энергетика.

Многие из этих металлов используют для легирования и модификации чугуна, стали, алюминия и других металлов.

Стратегические металлы в мире

Большая часть производимых в современной промышленности товаров так или иначе содержит эти металлы. Электроника, медицина, военная и оборонная промышленность – каждая из этих сфер может понести огромный урон в случае прекращения поставок стратегических металлов. А с поставками дело обстоит отнюдь не так радужно.

Во-первых, монополистом поставок стратегических металлов изначально стал Китай, и он до сих пор не спешит расставаться со своей лидирующей позицией. Самому Китаю, правда, это стоило больших проблем с экологией, так как добыча и производство этих металлов очень вредны для окружающей среды, однако это того стоило. На сегодняшний день именно у Китая в руках ниточки, дергая за которые, он может менять объемы поставок очищенных металлов на международный рынок, а также цены на них.

стратегические металлы

Во-вторых, нынешние объемы поставок явно не поспевают за темпами роста спроса на стратегические металлы. Любое новое изобретение, будь то галлиевые полупроводники или технология IGZO для изготовления дисплеев, требуют все большего увеличения объема поставок, а они сильно ограничены. Кроме того, не за горами стремительно увеличение спроса на всевозможные категории товаров со стороны развивающихся стран, чья экономика стремительно растет и повышает уровень благосостояния граждан.

Потому что, в-третьих, добыча и производство стратегических металлов – дело затратное, долгое и не выгодное. По мнению специалистов, цены на стратегические металлы на сегодняшний день являются заниженными. Как только цены на них взлетят (а это ожидается уже в ближайшем десятилетии), возможно, на рынке появятся новые поставщики.

Стратегические металлы в России

В СССР заботой о стратегических и редких металлах занималось специальное ведомство, которое определяло потребности государственного резерва. После войны в СССР была создана мощная база, в десятки раз превосходящая ресурсный потенциал других развитых стран. В 1996 году в список стратегических видов минерального сырья входили тантал, ниобий, литий, бериллий, цирконий, германий, рений, скандий.

По величине учтенных запасов большинства редких металлов, российская сырьевая база сейчас занимает ведущее положение в мире. Однако большая часть редкометалльных объектов находится, мягко говоря, в невыгодных географических и экономических условиях (например, в неосвоенных районах Якутии). Кроме того, редкие металлы из российских месторождений зачастую обладают низким качеством, что усложняет возможности их продажи.

Если в 1990 году на долю СССР приходилось от 15% до 43% всей мировой добычи редких стратегических металлов, то к 1996 году этот показатель снизился до 3-9%. В свою очередь, объемы производства в России редких металлов с 1991 года сократились, по разным оценкам, в 2-7 раз. При этом, большая часть полученного сырья идет на экспорт, в результате чего совсем не большие потребности российской промышленности в редких металлах удовлетворяются, главным образом, за счет импорта.

В ближайшие годы может сложиться ситуация, когда российские потребители стратегических металлов будут вынуждены обращаться уже к мировому рынку, а не к отечественному. Хотя на мировом рынке тоже не все так спокойно. У многих стран, включая страны ЕС и Японию, почти не имеется своих запасов редких металлов. Повышенное беспокойство, в связи с обеспечением страны в 21 веке собственными ресурсами, в последнее время проявилось и в США. Однако развитые западные государства в состоянии в случае необходимости закупить стратегическое сырье или инвестировать в его добычу в третьих странах.

стратегические металлы

Россия же, из-за дефицита собственных средств, должна делать акцент на создание и поддержку собственной сырьевой базы. А ее, на сегодняшний день, условно можно разделить на три класса:

  1. Рений и металлы иттриевой группы. Их источники в виде ископаемых отсутствуют полностью.
  2. Тантал, ниобий, бериллий, цирконий. Эти металлы находятся под угрозой проблем с обеспечением активными запасами.
  3. Германий и скандий. Резервные запасы этих металлов оцениваются как удовлетворительные.

Как инвестировать в стратегические металлы?

Государства держат специальные резервы стратегических металлов, чтобы в кризисных ситуациях можно было их продать для ликвидации дефицита бюджета. Почему бы и частным инвесторам не последовать этому примеру?

Владеть физическими стратегическими металлами – это как владеть ключами от будущего, в котором не исчезнут мобильные телефоны, ядерные реакторы, ракетные двигатели и многое, многое другое. Замену этим металлам найти очень сложно и даже если это будет сделано, прежде пройдет не один десяток лет, а значит, вероятность того, что их стоимость в ближайшее время будет уменьшаться – очень мала.

Инвестиции в стратегические металлы – эксклюзивный способ сохранить и приумножить свое благосостояние. Однако хранить свои металлы лучше в надежном и проверенном месте. Если Вы не хотите, чтобы государство в случае кризиса латало дыры в бюджете с помощью Ваших стратегических металлов, лучший вариант хранения – в надежном частном хранилище, расположенным в оффшорной юрисдикции.

Основатели компании Real Asset LLC выбрали Швейцарию в качестве идеального места для хранения, благодаря ее многовековой традиции защиты активов состоятельных клиентов со всего мира. Швейцарское регулирование, закон и надежность по-прежнему не знают конкуренции.
Real Asset LLC работает с безопасными хранилищами банковского уровня в Швейцарии и может организовать частное, оффшорное хранение. Кроме того, хранилища Real Asset LLC расположены в зонах свободной торговли, благодаря чему таможенные чиновники в любое время могут проверить запасы. Это дополнительная гарантия того, что Ваши металлы всегда там, где они должны быть. Ваши активы будут скрыты, застрахованы, защищены и в полной безопасности.
Открытие счета в Real Asset LLC для приобретения и хранения стратегических, базовых и драгоценных металлов в Швейцарии — 100EUR

Заинтересовала возможность инвестировать в стратегические металлы? Напишите нам, мы ответим на Ваши вопросы: info @ offshore — pro . info

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Среди читателей нашего портала множество людей, готовых инвестировать свободные средства. Однако не у каждого достаёт времени, чтобы разбираться в нюансах акций, облигаций и прочих финансовых…

Иностранцам, планирующим инвестиции в Австралию, стоит заранее ознакомиться с новыми правилами, вступившими в силу в конце 2015 года. Данные правила полностью заменили ранее существовавший режим,…

В последние годы всё большее число знаменитостей выбирают Кипр в качестве места для отдыха и проживания. И это неудивительно: прекрасный климат, Средиземное море, европейский уровень…

Согласно проведённому исследованию, между состоятельными мужчинами и женщинами существует разница в подходе к инвестированию: мужчины более агрессивные, а женщины чуть менее уверены в своих решениях…

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы, как инвестирование в недвижимость ОАЭ, что нужно знать инвестору об инвестициях в ОАЭ и чем отличается процесс покупки…

Спрос на новую и улучшенную инфраструктуру во всем мире растет. Однако инфраструктурные проекты постоянно откладываются из-за отсутствия инвестиций, несмотря на то, что привлекательность данной сферы…

Выход Великобритании из ЕС в очередной раз показал, как на ровном месте могут происходить кардинальные изменения. Эпоха непредсказуемости и состоит в том, что вокруг случаются…

Читайте также: