Строение атомов металлов 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Загрузить презентацию (550 кБ)

Цели урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы, со значением металлов в практической жизни человека

Планируемые результаты обучения:

  • понятие металлической связи и металлической решетки;
  • физические свойства металлов;
  • роль металлов в уральском регионе, нахождение металлов в природе и значимость металлов в жизни человека;
  • Давать общую характеристику металлов как элемента по положению в периодической системе и строению атома;
  • Объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки.

Оборудование: презентация, наборы металлов (цинк, медь, алюминий), атласы с картой Свердловской области.

Ход урока

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела неорганической химии – химии металлов. (слайд 1)

М.В. Ломоносов также посвятил металлам вдохновенные строки:

«Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам, в обществе потребным. Ими защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и силою их связаны. Металлы отверзают недро земное к плодородию, служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего…. И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может». (слайд 2)

I. Актуализация знаний

  1. Что вы знаете о металлах?
  2. Что вы хотите узнать? (какими свойствами физическими обладают и от чего они зависят? Как на практике используются металлы?)
  3. Для чего вам это нужно знать? (слайд 3)

Ребята отвечают на вопросы учителя, формируются цели урока

Цели: (слайд 4)

  • Выяснить особенности строения металлов
  • Познакомиться с физическими свойствами металлов
  • Выяснить, от чего зависят физические свойства
  • Познакомиться, как связаны физические свойства и использование металлов

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны с вами выполнить большую работу по изучению нового материала и приобретению знаний.

II. Изучение нового материала

О каких металлах идет речь:

К группе черных отношусь,
В тяжелой металлургии – главный.
Своею ролью я горжусь –
и в эритроцитах содержусь.
(железо)

Царем металлов меня считают
И благородным называют,
Пленяю я блестящей желтизной,
Ничто не сравнится с моей красотой
(золото)

Свободный – я красный,
В растворах солей – голубой,
В сельском хозяйстве я встречусь с тобой,
Мягко и быстро коваться могу.
Чтобы меня угадать,
Состав малахита и бронзы надо знать.
(медь)

С древних времён по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Cu). (слайд 5)

Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», – и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются металлы. Само слово «металл», по-видимому, происходит от греческого «металлон», что означает «шахта», «копи».

Не зря в истории человечества выделяют века: медный, бронзовый, железный (слайд 6)

  • почему именно в таком порядке?
  • в каком веке мы живем?
  • какие металлы добываются и перерабатываются на Урале? (слайд 7)
  • по карте определите основные месторождения металлических руд и покажите их на карте

На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое) (слайд 8)

Но металлы есть не только на нашей планете. Так на Луне обнаружено большое количество самородного железа. А где расположены металлы в периодической системе?

Пользуясь ПСХЭ, ответьте на вопрос:

Каких элементов больше: металлов или неметаллов?

Изобразите строение атома:

  • группа – литий
  • группа – магний
  • группа – алюминий

Каковы особенности строения атомов металлов? (слайд 9)

  • На внешнем уровне 1–3 электрона – но почему полоний, висмут тоже металлы?
  • Большие атомные радиусы. Какой способностью восстановительной или окислительной обладают атомы металлов?
  • Легко отдают валентные электроны (восстановительная способность)

Как располагаются металлы в периодической системе? (слайд 10)

1 группа – щелочные металлы(слайд 11)

2 группа – щелочноземельные металлы, (слайд 12)

Как изменяются свойства металлов в ПС?

От чего зависят свойства металлов?

Металлическими называют решётки, в узлах которых находятся атомы и ионы металла, между ними свободные электроны. (Слайд 13)

Учитель: Итак, металл – это вид атомов, способных легко отдавать при химических реакциях электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами. Рассмотрите образцы металлов (на столах пластинки трех металлов – медь, алюминий и цинк)

  • в каком агрегатном состоянии находятся металлы?

1. Твердые (исключение ртуть – жидкий металл при комнатной температуре)

  • найдите среди предложенных металлов медь. Считается, что металлический цвет – это серебристо – белый или серый. Но все ли металлы такого цвета? Назовите «цветные» металлы.

А алюминий и цинк можно отличить по цвету? А как отличим?

Пластичность – способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку.

В чем причина пластичности металлов? В этом нам поможет разобраться следующий опыт: две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности – также особое строение кристаллической решетки.

Какие еще свойства присущи металлам? электропроводность, теплопроводность, металлический блеск, твердость.

Учитель: Как можно объяснить наличие общих физических свойств у такого большого числа разнообразных простых веществ?

Учащиеся делают вывод: причина в особенностях металлической связи, структуре кристаллов металлического типа.

Учитель: Действительно, электрическая проводимость металлов объясняется движением свободных электронов. Почему при нагревании электрическая проводимость металлов уменьшается? (стр. 30 учебника Габриеляна, 9 класс)

  • в чем причина электропроводности металлов, какие металлы самые лучшие проводники тока, что такое сверхпроводимость? – отвечают на вопросы)

Чем обусловлена теплопроводность, и как она изменяется при нагревании? (стр30).

металлический блеск (из-за отражения света от их поверхности). (слайд 14)

Как блеск может применяться на практике?

Высокая отражающая способность позволяет использовать металлы при производстве зеркал, оптических линз, кровельных изделий. Алюминий используется для создания помех в радиолокации, для производства теплостойкой защитной одежды для пожарных.

Другие свойства (слайд 15)

плотность:

Как это свойство применяется на практике?

Многие лёгкие металлы используются для производства лёгких сплавов в машиностроении, авиа – и судостроении. Снижение массы машины даёт преимущества в скорости, дальности, высоте. Тяжёлые металлы для производства гирь, монет, решёток, цепей, тяжёлых машин.

температура плавления:

Тугоплавкие металлы используются для изготовления нитей накаливания электроламп, при производстве жаропрочных сталей.

Твердость

Твердые и мягкие

Ковкость (слайд 16), где используется?

Итак, какими физическими свойствами обладают металлы? (слайд 17) Почему?

III. Закрепление

– Поясните, почему металлы использованы именно таким образом, а не наоборот (слайд 18)

  • какие металлы относят к черным, цветным, драгоценным?
  • какие металлы самые распространенные на земле? (алюминий, железо, кальций)

IV. Подведение итогов

1. Общая характеристика элементов металлов

Из \(118\) известных на данный момент химических элементов \(96\) образуют простые вещества с металлическими свойствами, поэтому их называют металлическими элементами .

Металлические химические элементы в природе могут встречаться как в виде простых веществ, так и в виде соединений. То, в каком виде встречаются металлические элементы в природе, зависит от химической активности образуемых ими металлов.

Металлические элементы, образующие химически активные металлы ( Li–Mg ), в природе чаще всего встречаются в виде солей (хлоридов, фторидов, сульфатов, фосфатов и других).

Соли, образуемые этими металлами, являются главной составной частью распространённых в земной коре минералов и горных пород.

shutterstock_499534720.png

calcite-728720_640.png

В растворённом виде соли натрия, кальция и магния содержатся в природных водах. Кроме того, соли активных металлов — важная составная часть живых организмов. Например, фосфат кальция Ca 3 ( P O 4 ) 2 является главной минеральной составной частью костной ткани.

Металлические химические элементы, образующие металлы средней активности ( Al–Pb ), в природе чаще всего встречаются в виде оксидов и сульфидов.

гематит.png

galena-337703_640.png

Металлические элементы, образующие химически неактивные металлы ( Cu–Au ), в природе чаще всего встречаются в виде простых веществ.

Stringer156_nugget.jpg
silver-4437577_640.png
самородная платина.png
Рис. \(7\). Самородное золото Au Рис. \(8\). Самородное серебро Ag Рис. \(9\). Самородная платина Pt

Исключение составляют медь и ртуть, которые в природе встречаются также в виде химических соединений.

1024px-MoreMalachite.png

В Периодической системе химических элементов металлы занимают левый нижний угол и находятся в главных (А) и побочных (Б) группах.

Рис. \(13\). Положение металлов в Периодической системе. Знаки металлических химических элементов расположены ниже ломаной линии B — Si — As — Te

В электронной оболочке атомов металлов на внешнем энергетическом уровне, как правило, содержится от \(1\) до \(3\) электронов. Исключение составляют только металлы \(IV\)А, \(V\)А и \(VI\)А группы, у которых на наружном энергетическом уровне находятся соответственно четыре, пять или шесть электронов.

В атомах металлов главных подгрупп валентные электроны располагаются на внешнем энергетическом уровне, а у металлов побочных подгрупп — ещё и на предвнешнем энергетическом уровне.

Радиусы атомов металлов больше, чем у атомов неметаллов того же периода. В силу отдалённости положительно заряженного ядра атомы металлов слабо удерживают свои валентные электроны.

Рис. \(14\). Характер изменения радиусов атомов химических элементов в периодах и в группах. Радиусы атомов металлов существенно больше, чем радиусы атомов неметаллов, находящихся в том же периоде

Главное отличительное свойство металлов — это их сравнительно невысокая электроотрицательность (ЭО) по сравнению с неметаллами.

Таблица электроотрицательности RU (1).png

Рис. \(15\). Величины относительных электроотрицательностей (ОЭО) некоторых химических элементов (по Л. Полингу). ОЭО металлических химических элементов уступает соответствующей величине неметаллических химических элементов

Атомы металлов, вступая в химические реакции, способны только отдавать электроны, то есть окисляться, следовательно, в ходе превращений могут проявлять себя в качестве восстановителей .

1. Щелочные металлы: общая характеристика, строение; свойства и получение простых веществ

Щелочными металлами называются химические элементы-металлы \(IA\) группы Периодической системы Д. И. Менделеева: литий \(Li\), натрий \(Na\), калий \(K\), рубидий \(Rb\), цезий \(Cs\) и франций \(Fr\).

Электронное строение атомов. На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов имеют один электрон ns 1 . Поэтому для всех металлов группы \(IA\) характерна степень окисления \(+1\).

  • увеличение радиуса атомов;
  • усиление восстановительных, металлических свойств.

Нахождение в природе. Из щелочных металлов наиболее широко распространены в природе натрий и калий. Но из-за высокой химической активности они встречаются только в виде соединений.

  • каменная соль (хлорид натрия \(NaCl\)),
  • глауберова соль, или мирабилит — декагидрат сульфата натрия Na 2 SO 4 \(·\) 10 H 2 O ,
  • сильвин — хлорид калия \(KCl\),
  • сильвинит — двойной хлорид калия-натрия \(KCl\) \(·\)\(NaCl\) и др.

Соединения лития, рубидия и цезия в природе встречаются значительно реже, поэтому их относят к числу редких и рассеянных.


Физические свойства простых веществ. В твёрдом агрегатном состоянии атомы связаны металлической связью. Наличие металлической связи обусловливает общие физические свойства простых веществ-металлов: металлический блеск, ковкость, пластичность, высокую тепло- и электропроводность.

В свободном виде простые вещества, образованные элементами \(IA\) группы — это легкоплавкие металлы серебристо-белого (литий, натрий, калий, рубидий) или золотисто-жёлтого (цезий) цвета, обладающие высокой мягкостью и пластичностью.

shutterstock_1617945619.png

Натрий Nātrījs Sodium (1).png

Наиболее твёрдым является литий, остальные щелочные металлы легко режутся ножом и могут быть раскатаны в фольгу.

Только у натрия плотность немного больше единицы ρ = 1,01 г / см 3 , у всех остальных металлов плотность меньше единицы.

Химические свойства. Щелочные металлы обладают высокой химической активностью, реагируя с кислородом и другими неметаллами.

Поэтому хранят щелочные металлы под слоем керосина или в запаянных ампулах. Они являются сильными восстановителями.

Взаимодействие натрия с водой протекает с выделением большого количества теплоты (т. е. реакция является экзотермической). Кусочек натрия, попав в воду, начинает быстро двигаться по её поверхности. Под действием выделяющейся теплоты он расплавляется, превращаясь в каплю, которая, взаимодействуя с водой, быстро уменьшается в размерах. Если задержать её, прижав стеклянной палочкой к стенке сосуда, капля воспламенится и сгорит ярко-жёлтым пламенем.

Получение. Металлический натрий в промышленности получают главным образом электролизом расплава хлорида натрия с инертными (графитовыми) электродами.

Урок химии в 9 классе по теме «Положение металлов в периодической таблице и особенности строения их атомов»

Цель урока: Познакомить со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в Периодической системе и строения их атомов.

Задачи урока:

- Дать понятие металлической кристаллической решетки.

- Изучить общие физические свойства металлов.

- Продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество».

- Формировать логическое мышление.

- Развивать умение сравнивать химический элемент и простое вещество.

Оборудование урока: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; коллекции различных металлов; магнитная доска, карточки с обозначенными знаками химических элементов.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Регулятивные учебные действия

Перед вами карточки с химическими элементами. Я предлагаю вам самим придумать задания друг другу, используя данные карточки.

А сейчас представьте свои задания классу.

А теперь мое задание (если никто из учащихся его не предложит): распределите химические элементы на две группы: металлы и неметаллы.

- Почему я предложила именно это задание?

- Мы совсем ничего не знаем о металлах?

Записывает на доске то, что уже знаем:

- имеют металлический блеск;

- входят в состав оксидов, оснований, солей.

Исходя из знаний, которые у нас имеются, я предлагаю вам объяснить прочность соединения атомов в кристаллической решетке металлов.

Если вы затрудняетесь ответить, есть смысл…

Давайте сформулируем цель нашего урока

Тема нашего урока так и звучит: «Положение металлов в периодической таблице и особенности строения их атомов» (запись темы урока на доске)

Составляют задания в течение 1-2 минут (Например, распределить химические элементы на группы по валентности: с постоянной и переменной; составить уравнения реакций и др.)

Выполнение некоторых заданий

- Неметаллы мы уже изучили, а металлы нет.

- Обзорно знаем из предыдущих уроков.

Продолжают фразу …более углубленно изучить металлы.

Изучить строение атомов металлов и их соединения между собой (запись цели на доске).

Умение работать с учебной информацией

3.Изучение нового материала

Начнем с положения металлов в ПСХЭ.

- Что вы можете сказать о металлах, пользуясь таблицей Д.И.Менделеева?

- Существуют аллотропные модификации олова – α( Sn )-неметалл (серое олово) и β( Sn )-металл (белое олово).

На примере Al и К давайте рассмотрим энергетическое строение атомов металлов

- Какой можно сделать вывод о строении атомов металлов?

Рассказ учителя с показом на моделях:

Электроны, оторванные от атомов, называются свободными. Именно эти электроны свободно перемещаются между положительно заряженными ионами металлов. Между этими частицами возникает связь, т.е. электроны как бы цементируют отдельные слои положительно заряженных ионов, которые находятся в узлах кристаллических решеток. Так как электроны находятся в непрерывном движении, то при их столкновении с положительно заряженными ионами последние превращаются в нейтральные атомы, а затем вновь в ионы и т.д.

Таким образом, ионы металлов и их свободные электроны связаны связью, которая называется металлической, также как и кристаллическая решетка.

- Найдите в учебнике определение металлической связи и металлической решетки.

- Теперь мы можем ответить на вопрос, который ставили в начале урока?

- Если атомы металлов прочно соединены в кристаллических решетках, то это наверняка повлияет на физические свойства самих металлов. Не так ли?

- Давайте предположим, какими физическими свойствами, кроме металлического блеска, могут обладать металлы.

Металлы расположены ниже диагонали от бора к астату. Металлов значительно больше (88), чем неметаллов (22).

Записывают электронное строение атомов Al (1 s ²2 s ²2 3 s ²3 ) и К (1 s ²2 s ²2 )

Урок: "Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов"

Тип урока урок изложения нового материала.

Оборудование. Коллекция из образцов разных металлов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (короткопериодный и длиннопериодный варианты). Диаграммы электропроводности, плотности, температур плавления металлов.

Ход урока

I. Организационный этап

Урок начинается с предварительной организации. Он позволяет почувствовать пульс класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.

Приветствие. На этом этапе определяется характер взаимоотношений учителя и ученика.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель сообщает тему изучаемого материала, показывает значимость нового материала, мотивируя тем самым учащихся к его усвоении.

III Этап усвоения новых знаний.

1. Положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов.

Как известно, все химические элементы и образуемые ими простые вещества делятся на металлы и неметаллы.

Какие элементы называют металлами? (Металлы — это элементы, атомы которых отдают дают свои внешние электроны и практически не обладают способностью присоединять электроны). А какие химические элементы могут легко отдать свои электроны? (Химические элементы, атомы которых содержат на внешнем электронном слое небольшое количество электронов и сравнительно большой радиус атома).

Особенности атомов металлов — небольшое число (1-3) электронов на внешнем слое и сравнительно большой радиус атомов, а следовательно, и стремление атомов к отдаче внешних электронов и превращение их в положительные ионы, которые и обуславливают два вида химической связи, характерной для металлов: ионную и металлическую. Чем легче атом металла отдает свои электроны, тем сильнее выражены его металлические свойства. В ПСХЭ металлы расположены в начале периодов.

Учитель предлагает учащимся, пользуясь длиннопериодным вариантом Периодической системы провести диагональ от элемента B (№5) до элемента At (№85). Назовите положение металлов в ПСХЭ? (ниже диагонали все элементы являются металлами). Из 110 элементов ПСХЭ 88 относится к металлам.

Теперь учитель предлагает провести диагональ от B — At в короткопериодном варианте ПСХЭ, напечатанном в учебнике. Обратите внимание на четные ряды больших периодов, которые состоят только из металлов, ровно как и все побочные подгруппы ПСХЭ представлены металлами. Элементы, находящиеся вблизи прямой, имеет двойственную природу, иногда их называют металлоидами.

2. Физ. минутка.

В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

«Кулак – кольцо» - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

«Вертолет» - перемещаем карандаш между пальцами кисти.

3. Физические свойства металлов.

Какие физические свойства металлов вы можете назвать, используя знания, полученные при изучении физики? (агрегатное состояние, температура плавления и кипения, твердость, плотность, электропроводность, теплопроводность, металлический блеск).

Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

Что такое металлическая химическая связь? (металлическая связь — это связь между атом-ионами металлов, расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая обобществленными внешними электронами). В слитке металлического изделия атомы металлов отдают свои внешние электроны в этот слиток, в общее пространство, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы. Электроны, осуществляющие металлическую связь, принадлежат не двум отдельным атомам, свободно перемещаются по всему кристаллу. В куске металла постоянно существуют атомы, ион и свободные электроны. При этом невозможно разобраться, где какие электроны, они все одинаковые, «обобществленные» электроны.

А. Агрегатное состояние.

На демонстрационном столе представлены образцы металлов: медь, цинк, алюминий, железо, натрий, ртуть. Учащиеся делают вывод о том, что все металлы при обычных условиях являются твердыми веществами, кроме ртути (жидкое А.С.). Металлы являются твердыми веществами благодаря свободным электронам, которые связывают атомы и ионы в единое целое.

Вы можете назвать цвет , характерный для металлов? (серый, но золото, медь- другого желто-красного цвета).

По цвету металлы условно называют черными и цветными.

В. Металлический блеск.

Для всех металлов характерен металлический блеск, в основном серый цвет, непрозрачность. При этом в порошкообразном состоянии все металлы теряют свой блеск (демонстрируется порошок цинка). Как вы можете объяснить наличие металлического блеска кусков металлов и металлических изделий? В случае, если учащиеся не могут ответить, вопрос переформулировать: Что в металлической кристаллической решетке может отражать световые лучи? (обобществленные электроны обладают высокой способностью к отражению световых лучей). Электроны, заполняющие пространство, отражают световые лучи, поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Почему не блестит порошок цинкая? (в порошкообразном состоянии не образуется металлическая кристаллическая решетка, следовательно нет обобществленных электронов).

Г. Электро- и теплопроводность.

Важнейшее свойство металлов электропроводность. Из курса физики, вы можете сказать, что собой представляет электрический ток? (направленное движение заряженных частиц). Объясните,почему металлы хорошо проводят электрический ток? (в металлической кристаллической решетке имеются свободные электроны, которые движутся направленно).

Лучшие проводники электрического тока — серебро, медь, железо, алюминий. Худшие проводники — ртуть, свинец, вольфрам.

Теплопроводность металлов, как правило, соответствует теплопроводности.

Опыт. В 3 стаканчика помещают ложечки одинакового размера и наливают горячую воду (серебряную, алюминиевую, стальную). Ученики определяют, какие ложечки быстрее нагрелись (Aq Fe Al). Как вы можете объяснить то, что металлические изделия нагреваются? (сталкиваясь с колеблющимися в узлах решетки ион-атомами, обобществленные электроны обмениваются с ними энергией).

Д. Температура плавления и кипения.

Учитель предлагает учащимся сравнить температуру плавления и кипения разных металлов по табличным данным. Учащиеся делают вывод о том, что температуры кипения и плавления у металлов разнообразны. Все металлы, которые плавятся при температуре ниже 1000 °С, называются легкоплавкими, если выше 1000 °С — тугоплавким. Назовите легкоплавкие металлы? (галлий, калий, натрий, олово, свинец, цинк, магний, алюминий, кальций, серебро). Назовите самый тугоплавкий металл? (вольфрам, температура плавления 3390 °С). поэтому данный металл используют для изготовления нитей электроламп.

Металлы делятся на легкие (с плотностью до 5 г/cм 3 ) и тяжелые (с плотностью больше 5 г/см 3 ). Используя таблицу плотности назовите легкие металлы (литий, калий, натрий, кальций, магний, алюминий). Назовите тяжелые металлы (цинк, олово, железо, медь, серебро, свинец, ртуть, золото, платина).

Опыт. Проводят несколько ударов молотков по алюминиевой ложке. Что вы наблюдаете? (ложка расплющилась как бы слоями).

Механическое воздействие на кристалл с металлической кристаллической решеткой приводит к смещению слоев ион-атомов относительно друг друга, при этом обобществленные электроны смещаются вместе с ними, поэтому связь не разрушается, а металлическое изделие только деформируется.

З. Магнитные свойства металлов.

Большинство металлов обладают магнитными свойствами.

И. Звон металлов.

Металлы звенят. Самые звонкие металлы — золото, серебро, медь.

Опыт. Взять медное кольцо и золотое кольцо. Подвесить их на женский волос. Ударить по очереди карандашом по медному и золотому кольцам. Отличается ли звук этих колец? (да).

Медь звенит густым, гудящим звоном — малиновым звоном, названный в честь голландского города Малина, в котором изготовлялись церковные колокола. Золото звенит долгим, чистым и высоким звуком.

4. Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

  1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
  2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
  3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

IV. Этап закрепления знаний.

Самостоятельная работа учащихся с образцами цинка по инструктивной карточке.

Определение физических свойств железа.

1. Агрегатное состояние.

3. Плотность железа (диаграмма плотности металлов прилагается)

4. Твердость железа.

Испытайте твердость меди экспериментальным путем: режется ли ножом железный гвоздь, можно ли нанести царапины ножом.

Пользуясь табличными данными определите относительную твердость меди.

5. Пластичность железа.

Осуществите механическое воздействие на железный гвоздь.

Нагрейте в стакане воду до 80-70 градусов С. Опустите в нее железный гвоздь. Нагрелась ли она?

Пользуясь табличными данными определите относительную теплопроводность железа.

7. Магнитные свойства железа.

Испытайте действие магнита на железный гвоздь.

8. Электропроводность железа.

Провести испытание на электропроводность, используя прибор для определения электропроводности.

9. Используя табличные данные определите температуру плавления железа.

После выполнения самостоятельной работы учащиеся сообщают полученные данные.

Учитель обобщает. Железо тяжелый металл серого цвета с металлическим блеском. Плотность - 7,87, твердость – 4, пластичный, обладает высокой теплопроводностью и электропроводностью, обладает магнитными свойствами, температура плавления – 1539°С.

V. Домашнее задание.

Используя справочные материалы, учебник, личный опыт назвать металлы, которые не обладают магнитными свойствами.

Читайте также: