Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе для читательского дневника

Обновлено: 04.05.2024

Рассказ Н. Лескова «Левша» посвящен скромному оружейнику. Он превзошел своим умением образованных мастеров из Англии, заставил удивиться тонкости его работы – гвозди для подковы на мельчайшей стальной блохе. Рассказчик передает историю о косом умельце, который умирает вдали от дома. Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений.

Глава 1

Русский император Александр решил прокатиться по Европейским странам, посмотреть чудеса техники и оружия. Вместе с ним путешествовал донской казак Платов. Император удивлялся заморским мастерам, а Платов ничем не восхищался. Он был уверен, что дома есть диковинки и не хуже заморских. Пригласили англичане государя в оружейную кунсткамеру. Они хотели показать, что русские ничего не умеют и никуда не годятся. Расстроенный Платов выпил водки и лег спать, решив, что утро вечера мудренее.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 4

Блоха начала кочевать: от Александра к попу Федоту, государыне императрице Елизавете, императору Николаю. Чтобы разгадать тайну такого особого отношения к мелкой вещице, нашли Платова. Он и рассказал, что особенного в блохе. Донской казак добавил к истории о заморской штучке, что нечему в ней удивляться. Русские мастеровые могут сделать лучше. Николай Павлович дал поручение передать поделку тульским мастерам, зная что они докажут слова казака.

Глава 5

Атаман выполнил приказ. Он отвез блоху оружейникам. Те попросили оставить поделку на несколько дней. Решил казак выяснить, что хотят мастера сделать, но они ему ничего не сказали. Атаман уехал выполнять волю царя. Заморскую игрушку оставил в Туле на 2 недели.

Глава 6

Трое мастеровых, ничего не объяснив ни домашним, ни друзьям, ушли из города. Одни решили, что они испугались, решили сбежать, но это было не так. У одного из тульчан была интересная внешность:

Удивительную табакерку они забрали с собой.

Глава 7

Оружейники из Тулы были очень религиозными людьми. Они отправились в город Мценск. Там стояла древняя икона, высеченная из камня, Николая Чудотворца. Мастера обратились с мольбой к иконе, попросили у нее помощи. Вернувшись в Тулу, закрылись в доме косого Левши. Жители округи пытались разведать, чем занимаются оружейные искусники, но те не выходили на воздух, ни днем, ни ночью.

Глава 8

Атаман Платов очень спешил. Он не давал ямщикам отдыха. Они проскочили мимо на сто скачков. Сам атаман не пошел к мастеровым. Он отправил к ним свистовых (курьеров). Дверь не открывали. Простой люд стал посылать грозный казак. Результат тот же.

Глава 9

От страха простой люд разбежался. Свистовые стали вышибать двери, но они были закрыты на дубовый засов, так просто не поддались. Стали курьеры снимать бревна с крыши и сняли всю. У мастеров в доме был такой спертый воздух, что чуть всех с ног не свалил. Оружейники объяснили, что им осталось последний гвоздь вколотить. Свистовые побежали докладывать, что мастера дело завершили. Бежали с оглядкой, проверяли, не сбегают ли оружейники. В руках один из мастеров держал все ту же табакерку.

Глава 10

Платов взял табакерку, открыл ее. Ничего не изменилось: все тот же орех и та же блоха. Ключик Платов своими крепкими руками взять не смог. Секрет работы они выдавать не стали, и еще больше разозлили атамана. Он решил одного из мастеров забрать с собой. Оружейники попытались спросить, как же товарищ поедет без документов, но Платов ответил им кулаком. Приехав в столицу, нацепил награды и отправился на прием. Связанный оружейник остался у подъезда.

Глава 11

Сделал казачий атаман как положено доклад царю. А тот спрашивает его об английской игрушке. Пришлось атаману рассказать, что блоху вернули прежней. Но Николай не поверил. Он надеялся, что сделано у мастеров что-то сверх их понятия, решил проверить.

Глава 12

Стальную игрушку завели микроскопическим ключиком. Она не стала танцевать, как делала это прежде. Казачий атаман Платов разозлился. Он решил, что сложную технику просто повредили. Пошел к связанному косому, начал его таскать за волосы, бить, ругать за обман. Левша настаивал на своем: они все сделали, но работу можно увидеть через сильный микроскоп (мелкоскоп).

Глава 13

Государь приказал принести ему мелкоскоп. Стал царь крутить стальную игрушку, рассматривая и выискивая изменения, но ничего не заметил. Велел привести к нему Левшу. Спросил, почему не видно их работы. Тот пояснил, что нужно рассматривать каждую пяточку стального насекомого. Удивился царь, это было очень мелко, но мастер настаивал. Посмотрел император Руси в микроскоп и засиял. Взял неумытого избитого парня, расцеловал. А всем, кто был в зале, сказал, что заморскую блоху русские подковали.

Глава 14

Глава 15

Курьер отнес подкованное насекомое англичанам, Левшу с собой не взял. Захотелось иностранцам посмотреть, кто такой искусный мастер. Они пришли в гостиницу, стали поить, кормить, расспрашивать. Цель была одна – понять, как он всему научился. Но мастер был безграмотным, об арифметике не слышал. Наука в России для Левши шла по двум учебникам: «Псалтырь» и «Полусонник». Что это за книги, англичане не знали. Предложили английские мастера Левше остаться, пообещали родителям денег посылать. Никакие уговоры на русского гостя не действовали.

Глава 16

Левшу возят по заводам, пытаясь уговорить остаться. Многому не удивлялся тульский паренек, говорил, что они тоже так могут. Старое оружие хвалил. Тульский житель просился домой. Посадили его на корабль, идущий в Россию, дали денег, золотые часы. На корабле оружейник поразил полшкипера тем, что выдерживал непогоды. Заключили они пари, пить одинаково.

Глава 17

Пили два новых друга так, что померещились им черт из пучины (русскому) и морской водоглаз (англичанину). Чуть не выкинул полшкипер русского мастерового за борт. Капитан приказал поместить их вниз, дать еды и питья, но не выпускать. Так они добрались до Петербурга. Но здесь пути пошли в разные стороны:

    Левша – в бедняцкий квартал;

Глава 18

Полшкипер выздоровел и побежал искать русского друга.

Глава 19

Удивительно, но англичанин нашел русского друга, лежащего на полу. Левша хотел передать два слова (секрет заморской страны) государю. Поразился англичанин. Сказал о его человеческой душе, его и выгнали. Посоветовали к Платову обратиться, может он поможет оружейнику. Платов послал полшкипера к коменданту Скобелеву, тот направил к мастеру врача. Доктор ничего уже не смог сделать, Левша умирал. Он попросил передать царю, что в Англии оружие не чистят кирпичом. Доктор поехал к графу Чернышеву, но тот даже слушать не стал, не поняв в словах никого смысла. Велел доктору молчать. Совет мастера умер вместе с ним, а мог бы изменить ход сражений.

Глава 20

Здесь стиль текста меняется, потому что эта глава – размышления самого автора. Он жалеет, что не стало таких мастеров, появились машины, а народная фантазия иссякла. Автор рад тому, что помнят о старине.

Сказ о Левше – история судеб многих талантливых людей. Краткое содержание помогает увидеть сюжетную линию произведения, но проникнуться особенностями языка Николая Лескова, можно только во время чтения полного текста рассказа.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Левша», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

«Левша» читательский дневник

«Левша» читательский дневник

«Левша» – трогательная история о простом русском человеке, талантливом мастере Левше, которому удалось заткнуть за пояс англичан и на всю Европу прославить Россию-матушку.

Краткое содержание «Левша» для читательского дневника

Название: Левша

Число страниц: 48. Лесков Николай Семёнович. «Левша». Издательство «Азбука». 2016 год

Жанр: Сказ

Год написания: 1881 год


Время и место действия

Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.

В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.

Главные герои

Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.

Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.

Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.

Николай I – император, который не собирался ни в чём уступать иностранцам.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых крутых -

Сюжет

В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищённый столь тонкой необычной работой, приобрёл её и привёз на родину. Вскоре после возвращения он скончался и престол занял Николай I.

Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезённая из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.

В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники ещё трех умельцев, Левша закрылся в своём домишке и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.

В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.

За свою работу Левша был награждён орденом и отправлен в Англию представлять своё изобретение. Англичане были поражены его мастерством и предложили остаться. Однако Левша отказался и вернулся на родину.

Вывод и своё мнение

Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.

Главная мысль

Любовь к родной земле и желание её прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.

Авторские афоризмы

«…Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит…»

«…Мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные…»

«…Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно…»

«…Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…»

«…Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши…»

Толкование непонятных слов

Мелкоскоп — вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий».

Буреметр — вместо «барометра»; соединение слов «мерить бурю».

Грандеву — вместо «рандеву» (франц. rendez-vous — любовное свидание); объединение со словом «грандиозный».

Озямчик — «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда.

Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках (от «складывать»).

Кунсткамера — собрание редкостей, музей.

Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.

Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.

Цейгауз – правильно «цейхгауз» – военная кладовая для оружия или амуниции.

Краткое содержание «Левша»

Сказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящено гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав сказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левши» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

Место и время действия

События повести происходят вскоре после войны с Наполеоном 1812 года в Англии и в Петербурге.

  • Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Другие персонажи

  • Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
  • Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
  • Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
  • Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
  • Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали Левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
  • Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.
  • Чернышев – министр иностранных дел.

для самых занятых -

Краткое содержание

Глава 1

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера» .

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории» . Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп» , взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но в отличие от Александра новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» , отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить этому и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп» .

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику» , а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят» . Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка оружия кирпичом продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

И что в итоге?

Александр I — умирает в Таганроге, велев передать блоху своей жене, императрице Елизавете Алексеевне.

Николай I — после смерти Александра I становится императором Российской империи; отправляет левшу с подкованной блохой в Англию.

Платов — прекращает службу у государя после апоплексического удара (инсульта).

Левша — перепив алкоголя на корабле, возвращающемся в Россию, умирает в больнице для простонародья, перед смертью просит передать государю секрет чистки оружия у англичан.

Заключение

В сказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Левша Лесков Н.С. — читательский дневник

Лесков Николай Семенович

Сказ Лескова о тульском оружейном мастере «Левша» воспевает талант народа, но также обращает внимание на трагическую сторону жизни русского общества – угнетение народных масс.

Читательский дневник по повести дает как личную оценку произведения, так и мнение критиков.

Время создания произведения – 1881 г.

Время событий в книге – повествование предположительно описывает период с 1815 по 1830 год.

Место сюжета – Тула, Санкт-Петербург, Лондон (Англия).

Левша — человек беднейшего рабочего сословия. Оружейный мастер из Тулы, сделавший такую диковинную вещь, что его мастерством восхищались иностранцы. Жил в Англии, перенимал опыт, вез важные данные об оружии на родину. Погиб от халатности и грубого обращения в России.
Александр I — поклонник всего иностранного. Царь, который обесценивал талант и мастерство собственного народа. Купил у англичан за миллион рублей блоху, которую уже после его смерти смогли «подковать» русские мастера.
Николай I — царь, которому важно было доказать первенство русского народа в разных сферах. Добивался этого первенства любой ценой, не щадя людей.
Платов Матвей — атаман казачьего войска, приближенный Александра I. Повлиял на судьбу левши: дал задание улучшить блоху, затем увез к императору, далее левша оказался в Англии. После возвращения Платов пытается помочь левше, но не может этого сделать, так как лишился влияния. Тульские оружейники — талантливые мастера (в их числе левша), которые смогли без инструментов, микроскопа и ресурсов подковать металлическую блоху. Символ мастерства и находчивости.

Во время визита в Англию русский царь купил образец величайшего мастерства иностранцев – крошечную металлическую блоху, которая делала танцевальные движения.

Николай I захотел доказать, что русские мастера не хуже. Он дал задание тульским оружейным мастерам сделать что-то более выдающееся. Туляки подковали блоху, а левшу как главного мастера отправили в Англию.

Оставшись в Англии, левша мог бы стать уважаемым человеком, жить в достатке и почете. Но левша возвращается в Россию и сталкивается с жестоким и грубым обращением, которое терпел всегда. Левша умирает в больнице для бедняков, и даже военный секрет, который он вез из Англии, оказывается никому не нужным.

Несправедливость и жестокость по отношению к народу – препятствие в развитии социальной и экономической сфер жизни общества.

Рабочие и крестьяне талантливы, имеют золотые руки, но с ними все равно обращаются, как со скотом. Власть считает, что с народом «по-хорошему нельзя», а потому людьми управляют с помощью грубой силы лишений.

Мастера-оружейники могли бы сделать гораздо больше, будь у них условия, время и инструменты. Но автору и читателю остается лишь сожалеть об этом.

Автор хотел обратить внимание на бесправное, угнетенное положение беднейших слоев общества, на которые при этом возлагают большие надежды и ждут процветания страны. Но благополучие государства возможно только тогда, когда рабочие и крестьяне смогут получить достойные условия жизни и труда. Автор с горечью описывает несправедливость положения народа, вызывая живой отклик в сердцах читателей.

Все образы в повести символичны.

1. Народ – это левша, тульские мастера в целом, простые люди. У них нет имен, они словно безликая масса. Но именно в них сосредоточены таланты и мастерство русского народа.

2. Власть – русские цари Александр и Николай, генералы Платов и Скобелев, граф Чернышев. Личности государственного масштаба, олицетворяющие жестокую и безразличную машину власти, для которой всегда важнее глобальные цели, а не благополучие народа.

Взаимодействие между сословиями происходит лишь в форме эксплуатации властью народа.

Мурин — чернокожий человек.
Кунсткамера — музей, кабинет редкостей антропологического характера.
Молво — вид сахара, выпускавшийся на заводе Я. Н. Мольво.
Складень — икона, выполненная на двух-трех створках. Она удобно складывалась и могла перевозиться с собой.
Тальма — длинная женская накидка, не имевшая рукавов.

Мелкоскоп (микроскоп);
Клеветон (клевета + фельетон);
Верояция (вместо вариация);
Долбица умножения (таблица + долбить);
Ажидация (ажитация + ожидание).

«Нам… удивляться с одним восторгом чувств не следует».

«Против [аглицкой нацыи] надо взяться подумавши и с Божьим благословением».

«Горите себе, а нам некогда!»

«Чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

«Мы… по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

«Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

Краткое содержание повести «Левша» Лесков

Повесть Лескова «Левша» затрагивает важную проблему социальной несправедливости русского общества, которое не способно поддержать талантливый и работящий народ.

Автор хотел показать бедственное положение людей с помощью сказочно-ироничного описания судьбы простого оружейного мастера, который сумел сделать настоящее чудо, но все равно остался неоцененным.

В России много талантливых умельцев из народа, но отношение к ним строится на сословных принципах, что делает их незащищенными.

Император Александр I любит ездить за границу и интересуется новшествами во всех сферах. Чтобы царь не сильно увлекался заморскими чудесами, в его свите есть генерал Платов, атаман казачьего войска, большой ценитель русского.

Англичане приглашают Александра на разные производства и в мастерские. Император признает превосходство иностранцев и отставание русских, что очень не нравится Платову.

Император обещает генералу, что тот своими глазами увидит первенство англичан в оружейном деле:

«Ты уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Напившись казацкой водки, Платов решает, что не допустит этого.

Императора с Платовым привозят в оружейную кунсткамеру, где все удивляет – и здание, и производство, и виды оружия.

Александр замечает, что Платов ничему не удивляется, только скучает.

Одно оружие поражает императора: «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал».

Платов маленькой отверткой вскрывает замок и находит надпись, что оружие сделано тульским мастером Иваном Москвиным. Англичане расстраиваются.

Царь и Платов едут смотреть на производство лучшего в мире сахара, а после – в музей-кунсткамеру, где собраны редкие камни и диковинные насекомые.

Платов убеждает государя, что русские тоже так могут, на что царь просит «не портить политики».

Англичане удивляют Александра I крошечной искусно выкованной блохой из лучшего английского сплава. Блоха умеет «танцевать», причем увидеть это можно только в микроскоп.

Император признает первенство англичан:

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

Царь выкупает блоху за миллион, а прилагающийся к ней футляр-орешек – еще за 5 тысяч. Возвращаясь в Россию, император и Платов почти не разговаривают, оба расстроены.

Александр I умирает, и о чудесной английской блохе надолго забывают. Позже ее находит брат Николай Павлович, который унаследовал престол. Никто не может прояснить, что это за изделие, но на помощь приходит Платов. Он объясняет, откуда взялась блоха, и отдает Николаю микроскоп, который под шумок прихватил тогда в Англии.

Платов подает императору идею, что надо показать блоху русским мастерам и подумать, как превзойти англичан. Николай одобряет затею и посылает Платова в Тулу.

Платов едет к тульским оружейным мастерам, чтобы показать им английскую диковинку и передать, что государь верит в русских умельцев.

Оружейники просят оставить им блоху и футляр, а Платову советуют ехать дальше на Дон, как он и задумывал. На обратном пути они обещают вернуть усовершенствованную блоху.

Платов выспрашивает, что умельцы хотят добавить к английской поделке, но они еще не придумали:

«Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет».

Генерал дает оружейникам срок в 2 недели.

Три лучших тульских мастера, собрав блоху, футляр и царскую табакерку, отправляются куда-то в неизвестном направлении.

Самый искусный среди них — косой левша.

Кто-то решает, что они пошли в Киев, чтобы посоветоваться со святыми отцами, другие уверены, что они пошли в Москву или Орел. А некоторые подозревают, что мастера просто решили удрать с богатствами и ничего не делать, хотя они не могли бы себе такого позволить.

Тульские умельцы пошли поклониться святому Николаю, покровителю торговли и военного ремесла. Его чудотворная икона, высеченная из камня, располагалась в городе Мценске. Помолившись святому, мастера вернулись, закрылись в домике левши и принялись за работу под строгим секретом.

Никто не знает, чем именно занимаются оружейники, слышен только стук молоточков. Люди недоумевают, чем питаются мастера, ведь они ни разу не вышли из дому. Все попытки выманить их вестями о пожаре или под другим предлогом проваливаются.

Генерал Платов возвращается в Тулу принимать работу мастеров, и так торопится, что не щадит лошадей и людей.

Приехав в город, он молниеносно посылает свистовых за мастерами. Он и сам уже почти готов бежать, так ему не терпится увидеть, что русские умельцы посрамили англичан.

Добежав до дома левши, свистовые пытаются вытащить оттуда оружейников с готовой работой. Но те не открывают двери, так как заканчивают работу, им нужно забить последний гвоздик.

Свистовые пытаются выбить дверь, высадить окна, но ничего не выходит. Тогда они большим бревном поддевают крышу и полностью снимают ее с домика. Но оружейники и так уже готовы представить работу.

Левша и товарищи показывают свою работу Платову. Генерал смотрит на блоху, но не видит никаких изменений, это приводит его в бешенство.

Завести блоху в и проверить вещь в деле у него не получается. Он думает, что мастера его надули или даже испортили вещь.

Обидевшись на такие обвинения, туляки решают не открывать секрета Платову и требуют везти блоху сразу к государю.

Разозлившись, Платов грубо хватает левшу за шиворот, швыряет в карету и увозит его в Петербург без документов.

Платов надеется, что государь забыл о блохе, поэтому сразу уводит его от темы, рассказывая про казацкие дела.

Но Николай все помнит и спрашивает о блохе.

Платов кается, что русские мастера не смогли сделать ничего сверх того, что сделали англичане. Но царь не верит, что русские оружейники могли обмануть его ожидания.

Государю приносят блоху. Он пока не видит никаких отличий, но все еще верит в русских мастеров.

Завести блоху просят дочь Николая, так как у нее миниатюрные ручки. Но после завода ключом блоха не танцует.

Генерал делает вывод, что оружейники испортили вещь и набрасывается на левшу, которого привез с собой. Побитый левша объясняет, что вещь цела и невредима, и только через микроскоп будет видна их работа.

Платов чувствует подвох, а придворные злорадствуют, что сейчас генералу достанется от царя.

Царь до последнего верит, что русские мастера не могли его обмануть и сотворили что-то невероятное.

Николай требует привести левшу в том виде, какой он есть. Немытый и оборванный левша смело идет на прием к государю. Он уверен в своей работе, а скрывать ему нечего.

Приносят самый мощный микроскоп, царь смотрит на блоху со всех сторон, но так ничего и не видит. Левша поясняет, что надо рассматривать ноги блохи в отдельности, там и есть секрет.

Рассмотрев все хорошенько, Николай бросается обнимать и целовать левшу: «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Придворные по очереди разглядывают подкованную блоху и дивятся на столь сложную и мелкую работу. На каждой подкове выгравировано имя мастера, а левша сделал самые маленькие детали – гвоздики для подков.

Все целуют и поздравляют левшу, а Платов дает ему 100 рублей и просит извинить за грубость.

Позже левшу отмывают, стригут, одевают понаряднее и отправляют в Англию, чтобы он объяснил английским мастерам, какая работа была проделана. Николай велит вернуть блоху как подарок и показать англичанам, что русские и не такое видали.

Всю дорогу до Лондона левша пьет вино и распевает русские песни. По приезде в столицу мастера устраивают в гостиницу.

Левша показывает, что ему хочется есть, и его отводят в ресторан, где он выбирает из приносимых блюд более привычное.

В газетах пишут о подкованной блохе и русском мастере, из-за этого к нему возникает большой интерес.

Англичане расспрашивают левшу и завлекают его заморской жизнью. Они обещают дать ему хорошее образование, достойную работу, предлагают женить на англичанке, принять их веру. Хоть англичане и христиане, левша отнекивается. Не хочется ему ни иностранной кухни, ни иностранной жизни, ни жены-англичанки. Туляк хочет жить там, где всегда жили его предки.

Курьера отправляют обратно в Россию, а левшу водят по разным заводам, фабрикам и производствам. Левша обращает внимание, что английские рабочие живут лучше русских, им создают условия для работы и отдыха. На оружейном заводе левша интересуется состоянием старого оружия и находит его превосходным.

Левша не хочет дождаться лучшей погоды, в итоге его одевают, снаряжают и отправляют на корабле домой. Всю дорогу он стоит на палубе и смотрит в сторону родины.

Один из моряков предлагает ему пари – кто кого перепьет. Левша от скуки соглашается.

Левша с моряком допиваются до того, что видят чертей, вылезающих из воды.

Шкипер предлагает закинуть левшу в море, чтоб черт вернул его назад. Их останавливают другие моряки, а капитан запирает в каюте, выдав еды и рома.

По прибытии в Россию пути английского моряка и левши расходятся, а пари так никто и не выиграл.

Англичанина увозят в посольский дом и начинают лечить. А левшу задерживает полиция: допытываются, кто он и где его документы, но левша так слаб, что ничего не может объяснить.

У туляка отбирают выданные англичанами одежду, часы и деньги, а после в оборванном жалком виде везут в больницу. Все больницы отказывают из-за отсутствия документов, и левшу долго возят по городу.

Его все же принимает больница для бедных, но за это время левшу так успели избить и измучить, что теперь ему остается только умирать.

Английский моряк после излечения бросается искать русского друга.

Англичанин находит левшу лежащим на полу больницы в очень плохом состоянии. Ему советуют обратиться за помощью к Платову, но генерал уже потерял авторитет и влияние, помочь не может.

Обращаются к коменданту, и тот вызывает доктора. Но вылечить левшу уже нельзя. Перед смертью он успевает сказать, что надо перестать чистить ружья битым кирпичом.

Совет оружейника доктор передает приближенному Николая, чтоб тот рассказал о нем государю, но он не слушает врача и даже угрожает ему.

Совет остался без внимания.

Так и продлилась традиция чистить ружья кирпичом на долгие годы, это плачевно повлияло на ход Крымской войны.

Имени тульского мастера не сохранилось, но история его жизни и служения отечеству очень показательна. Она типична и верно передает дух эпохи.

Сейчас машины заменили ручное мастерство, но люди помнят времена, когда это ценилось, потому что делалось с «человечкиной душою».

Поскольку в русском обществе было закреплено социальное неравенство, талантливый человек из народа никогда не мог быть оценен по достоинству, мастера и умельцы были словно расходный материал. Совсем другое отношение левша видит у англичан. Он грустит, видя контраст жизни русских и английских рабочих. Левша рвется на родину, чтобы рассказать о правильной чистке оружия, которая улучшит его качества и увеличит срок службы, но его советы никому не нужны. С ним всегда обращались как с человеком второго сорта, точно так же он и умирает.

Несмотря на патриотизм и верность русским традициям, левша не нужен обществу. Автор показывает, что история левши типична, тем она и страшна.

Читайте также: