Основы экономики организации сварочное производство

Обновлено: 05.05.2024

Методическое пособие по выполнению курсового пректа по дисциплине "Экономика организаций" специальности 22.02.06 "Сварочное производство". Способствует правельному расчету курсовому проекту и экономической части дипломного проекта. Расчет строится на основе технолого-нормировочной карты.

ВложениеРазмер
Методическое пособие по выполнению курсового проекта дисциплины "Экономика организаций" 190.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Губернаторский авиастроительный колледж

г.Комсомольский – на – Амуре (Межрегиональный центр компетенций)»

по выполнению курсового проекта по дисциплине «Экономика организации» для специальности 22.02.06 «Сварочное производство» для студентов дневной формы обучения

Рассмотрено и рекомендовано цикловой комиссии по профессии «Повар, кондитер» специальности «Коммерция и экономических дисциплин».

Протокол № от 2017 г.

Председатель ПЦК _____________ /В.В. Куренкова/

Разработал преподаватель Сивков П.В.

Комсомольск – на – Амуре

1.Задание на курсовой проект……………………………………………6

2. Расчет потребности в оборудовании…. 7

2. Расчет потребного количества основных рабочих……………. 8

3. Расчет фонда заработной платы основных рабочих участка

судомонтажного цеха…. 10

4. Расчет себестоимости и плановой стоимости

судомонтажных (судоремонтных) работ……. 11

5. Расчет экономического эффекта …………………………………… 12

Список рекомендуемой литературы………………………………….……23

Настоящее методическое пособие является средством, способствующим правильному расчету курсового проекта по экономике и экономической части дипломного проекта с целью вычисления основных технико – экономических показателей сборочно-сварочного судомонтажного (судоремонтного) цеха судостроительного предприятия.

Экономический расчет строится на основе технолого - нормировочной карты (ТНК) по монтажу или ремонту судовых механизмов.

В ТНК представлен технологический процесс сборки, сварки, монтажа или ремонта металлоконструкции с указанием квалификационного разряда рабочих и нормо-часы по каждой операции.

В ходе работы представляется возможность модернизации технологического процесса по различным вариантам и на усмотрение самих студентов, что позволит успешно рассчитать экономический эффект на участке монтажа или ремонта на судостроительном предприятии.

Для качественного расчета проекта руководитель проекта задает следующие данные:

- годовая программа выпуска;

- трудоемкость сварочных работ;

- коэффициент выполнения норм;

- стоимость комплектующих изделий;

- режим работы и ТЗР (транспортно – заготовительные расходы).

Курсовой проект выполняется согласно выданного преподавателем задания и методических указаний предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 22.02.06 «Сварочное производство» . Для работы с методическими указаниями необходимо выбрать сборочный элемент судна.

Курсовой проект выполняется студентами во время аудиторных занятий и консультаций, а также самостоятельно в домашних условиях с помощью методических указаний и рекомендованной литературы.

Выполнение и защита контролируется руководителем курсового проекта и заведующим отделением в соответствии с прилагаемым графиком.

Курсовой проект состоит из расчетной части и пояснительной записки. Пояснительная записка должна содержать предложения по оптимизации, стимулированию и повышению производительности труда, а также краткие пояснения к ним. Объем курсового проекта должен быть 20-25 страниц рукописного текста или 15-25 машинописных страниц формата А4. Расчетная часть и пояснительная записка должны быть оформлены согласно ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Методические указания для выполнения курсовой работы по "Основам экономики организации" (специальность "Сварочное производство"

Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Фирма, которая не имеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.

Основной целью выполнения курсового проекта является углубление и закрепление знаний, полученных в процессе изучения данной дисциплины и усвоение методических приемов расчета основных показателей работы предприятия, понимание их взаимосвязи и взаимозависимости.

Студенту предлагается выполнить расчет плановых показателей деятельности предприятия на основе данных по выданному преподавателем заданию.

Методические указания разработаны для студентов очной формы обучения специальности 22.02.06 Сварочное производство преподавателем дисциплины ОП.03«Основы экономики организации» Н.А. Шелухиной и содержат пример расчёта и оформления практической части курсовой работы на тему Расчет показателей эффективности проектного оборудования.

Данная методика может использоваться для экономической части дипломного проекта по специальности 22.02.06 Сварочное производство.

Методические указания в электронном виде могут использоваться как электронная рабочая тетрадь и поэтому начинаются со второго раздела курсового проекта (работы), в котором осуществляются расчеты.

1 Основные правила оформления курсовой работы

Основные правила оформления учебной документации представлены в Положении КрИМТ об «Общих требованиях к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности», утвержденных 14.04.2015 г., размещенных на сайте КГБПОУ «КрИМТ» : krimt . narod . ru по адресу: «основные сведения об образовательной организации», «документы», «локальные акты».

2 Методические указания для выполнения практической части курсовой работы

В курсовой работе, посвященной оценке экономической эффективности нового или усовершенствованного технологического процесса сварки элементов конструкции (изделия) в сфере производства, эксплуатации и реализации могут быть рассмотрены следующие вопросы:

-технико-экономическое обоснование целесообразности разработки того усовершенствования, которое предлагается студентом;

-расчет экономической эффективности разработки того технологического усовершенствования, которое предлагается студентом, в сфере производства и эксплуатации изделия, изготовленного по новой или усовершенствованной технологии;

-расчет экономической эффективности в сфере реализации изделия, изготовленного по предполагаемой технологии, и обоснование вероятности прибыльной для предприятия реализации изделия.

За получением задания по курсовой работе студент должен явиться к руководителю после того, как будут решены следующие вопросы:

1. Окончательно утверждена тема курсового проекта по МДК.02.02 Основы проектирования технологических процессов в рамках профессионального модуля (ПМ. 02).

2. Обсуждены с руководителем по МДК.02.02 следующие вопросы:

- чем обусловлена необходимость разработки нового технологического процесса или усовершенствование существующего при изготовлении данного изделия?

- в чем данное усовершенствование заключается?

- на какие технические и экономические характеристики это повлияет?

- какой оптимальный вариант существующей технологии сварки элементов конструкции может быть принят за базу для сравнения при определении экономической эффективности предполагаемого усовершенствования (новой технологии, нового оборудования, новой оснастки и т.д.).

3. Для выполнения курсовой работы по основам экономики организации необходимо иметь следующие данные для существующего и предполагаемого вариантам технологического процесса изготовления изделия.

3.1. годовая программа выпуска изделий (согласована с руководителем по дисциплине Производство сварных конструкций и др.);

3.2. количество комплектующих элементов конструкции каждого вида;

3.3. цена комплектующих изделий каждого вида;

3.4. норма расхода основного материала (идущего на создание сварного шва);

3.5. цена основного материала;

3.6. нормы реализуемых отходов (если отходы реализуются);

3.7. цены реализуемых отходов;

3.8. нормы расхода вспомогательных материалов каждого вида для технологических целей (идущих на обработку поверхностей перед сваркой, а также определяющих среду, в которой осуществляется сварка);

3.9. цена вспомогательных материалов каждого вида для технологических целей;

3.10. наименование и стоимость оборудования каждого вида;

3.11. количество оборудования каждого вида;

3.12. затраты времени на операцию на каждом виде оборудования (с учетом того, какое количество изделий обрабатывается за указанное время);

3.13. мощность оборудования каждого вида;

3.14. действительный годовой фонд времени работы оборудования;

3.15. коэффициент использования оборудования (принимается равным 0,85 ¸ 0,9);

3.16. норма амортизационных отчислений для оборудования каждого вида;

3.17. количество оснастки и приспособлений целевого назначения;

3.18. норма амортизационных отчислений;

3.19. перечень производственных рабочих, принимающих участие в сборке и сварки элементов конструкции изделия;

3.20. трудоемкость процессов сборки и сварки изделия;

3.21. часовая тарифная ставка, соответствующая принятым условиям труда и разряду производственных рабочих;

3.22. коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату;

3.23. коэффициент, учитывающий отчисления на единый социальный налог;

3.24. цена одного киловатта электроэнергии;

3.25. размер производственной площади, занимаемой каждым видом оборудования;

3.26. коэффициент, учитывающий дополнительную площадь;

3.27. затраты на содержание 1м 2 производственных площадей (1000 ¸ 2000 руб/м 2 , год);

3.28. стоимость 1м 2 производственных площадей;

3.29. коэффициент качества изделия (если разработка нового технологического процесса предполагает улучшение эксплуатационных параметров изделия).

2.1 Структура курсовой работы по основам экономики организации

Курсовая работа (согласно локальным актам техникума) состоит из следующих разделов:

Описательная часть

Практическая часть

Список использованных источников.

Во введении должны быть освещены следующие вопросы: где используется изготавливаемое изделие, какие требования к нему предъявляются, какой технологический процесс сварки применяется при его изготовлении, в чем заключаются конкретные недостатки этой технологии, почему возникла необходимость ее усовершенствования и в каком направлении? Какие улучшения предположительно могут быть достигнуты (технические, эксплуатационные, экономические, экологические, связанные с условиями труда рабочих и т.д.) в результате внедрения тех усовершенствований, которые студент предлагает. Вопросы описательной части курсового проекта (работы) указываются в индивидуальном задании. Как правило, это вопросы, касающиеся различных аспектов планирования деятельности или функционирования предприятий. Объем материала – в среднем, до 10 страниц печатного текста.

При выполнении практической части курсовой работы предлагается расчеты осуществлять в следующем объеме:

1) Расчет производственной программы.

2) Расчет себестоимости изделия, изготовленного с помощью сборки и сварки элементов конструкции, в том числе:

· расчет затрат на комплектующие изделия и полуфабрикаты;

· расчет затрат на основные материалы (идущие на создание сварного шва);

· расчет затрат на вспомогательные/сварочные материалы для технологических целей;

· расчет трудоемкости процесса изготовления изделия;

· расчет заработной платы основных и вспомогательных производственных рабочих, принимающих участие в сборке и сварке изделия и пр.;

· расчет затрат на оснастку и приспособления целевого назначения;

· расчет затрат на оборудование;

· расчет затрат на производственные площади.

3) Расчет капитальных затрат;

4) Расчет основных технико-экономических показателей, показателей эффективности капитальных вложений в том числе (в зависимости от варианта):

- расчет экономического эффекта в сфере производства изделия по предлагаемой технологии или с использованием предлагаемого в проекте усовершенствования;

- определение эффективности дополнительных капитальных затрат;

- определение срока окупаемости дополнительных капитальных вложений;

- расчет экономического эффекта в сфере эксплуатации изделия;

- расчет экономической эффективности предлагаемого усовершенствования технологического процесса изготовления изделия в сфере реализации.

В заключении даются общие выводы о произведенных расчетах с анализом полученных результатов.

2.2 Указания по выполнению практической части курсовой работы

Как указывалось в пункте 2.1 настоящих указаний, практическая часть курсовой работы, состоит из 4-х блоков.

2.2.1 Расчет производственной программы

Данный блок требует от студента предварительной работы по нормированию времени на изготовление конструкции, изделия (определения трудоемкости изделий, таблица 6), определение режима работы предприятия и подразделений, задействованных в изготовлении конструкции, изделия.

рабочая программа
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07.Основы экономики организации разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2014 года № 360

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссии____________________

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

ОДОБРЕНО Методическим советом ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

Грицкова А.С., преподаватель социально-экономических дисциплин ГАПОУ СО «МПК», высшей квалификационной категории

Гостева И.Ю., ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории

Сергеева Р.Х., ФГОУ СПО «Марксовский сельскохозяйственный техникум», преподаватель социально-экономических дисциплин, высшей квалификационной категории

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 Основы экономики организации

Программа учебной дисциплины по специальности 22.02.06 Сварочное производство, является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования для специальности технического профиля программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 Сварочное производство, разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2014г. № 360.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОП.07 Основы экономики организации принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

- рассчитывать основные техникоэкономические показатели деятельности подразделения (организации);

- действующие нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;

- методики расчета основных техникоэкономических показателей деятельности организации;

- методику разработки бизнес-плана;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- основы планирования, финансирования и кредитования организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- производственную и организационную структуру организации

Обладать общими компетенциями, включающими в себя способность,

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:

ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приёмы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.

ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.

ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.

ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 2.2. Выполнять расчёты и конструирование сварных соединений и конструкций.

ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.

ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.

ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.

ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.

ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.

ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.

ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.

ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.

ПК 4.2. Производить технологические расчёты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.

ПК 4.3. Применять методы и приёмы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.

ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.

ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики" для подготовки квалифицированных рабочих кадров по профессии начального профессионального образования "Сварщик"

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) , входящей в состав укрупнённой группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка, по направлению подготовки 150700 Машиностроение.

Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования Воронежской области «Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа»

Автор: Илларионов А.Г., преподаватель ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа»

© Илларионов А.Г., 2012

© ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа», 2012

5. Средства обучения

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и предназначена для подготовки квалифицированных рабочих по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) , входящей в состав укрупнённой группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка, по направлению подготовки 150700 Машиностроение.

Изучение учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики должно проводиться в тесной взаимосвязи с учебными дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, профессиональными модулями. Базой для учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики являются такие учебные дисциплины, как: История, Обществознание, Право, Математика, и, в свою очередь, ОП.06. Основы экономики является основой для изучения следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей:

  1. ОП.02. Основы автоматизации производства;
  2. ОП.03. Основы электротехники;
  3. ОП.04. Основы материаловедения;
  4. ОП.05. Допуски и технические измерения;
  5. ОП.07. Безопасность жизнедеятельности;
  6. ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы;
  7. ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях;
  8. ПМ.03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление;
  9. ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.

Широкое использование межпредметных связей позволяет преподавателю более рационально распределить время, отводимое на изучение отдельных вопросов, предусмотренных рабочей программой.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у учащихся экономического мышления, повышению специальных знаний, формированию у будущих рабочих современных теоретических и практических знаний, умений и навыков в области экономики.

Программа предполагает применение активных методов проведения теоретических и практических занятий в виде разбора ситуационных задач, организации деловых игр и дискуссий по актуальным проблемам экономики, обсуждения рефератов и докладов.

Для лучшего усвоения учебного материала его изложение необходимо проводить с применением аудиовизуальных технических средств, технических средств программированного обучения, тренажёров, компьютерных средств обучения.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики состоит из следующих разделов:

  1. Предприятие, отрасль в условиях рынка;
  2. Основой и оборотный капитал предприятия;
  3. Оплата труда в организации;
  4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны знать:

  1. общие принципы организации производственного и технологического процесса;
  2. механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
  3. цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны уметь:

  1. находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики рассчитана на 24 аудиторных часа (в том числе 6 часов – практические занятия).

Для проверки знаний учащихся проводятся зачёты, контрольные и практические работы.

Итоговой формой контроля является дифференцированный зачёт во 2-м семестре.

Рабочая программа дисциплины Основы экономики организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) базовой подготовки 22.02.06 (150415) Сварочное производство (базовая подготовка)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины Основы экономики организации»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
“Губкинский горно-политехнический колледж”

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики организации

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Предметно-цикловой комиссией заместитель директора по УПР

председатель____________О.В. Яковлева Манукова Н.Ю._____________

Протокол №___ от __ августа 2016 г заместитель директора по УМР

Морозова Л.А._____________

Организация-разработчик:

ОГА ПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»

Разработчик:

Щепихина Г.И., преподаватель социально-экономических дисциплин

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 22.02.06 (150415) Сварочное производство, входящей в состав укрупнённой группы 22.00.00 Технологии материалов, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и планирование сварочного производства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

рассчитывать важнейшие экономические показатели: себестоимость выпускаемой продукции, прибыль и рентабельность продукции;

предложить мероприятия по повышению рентабельности, включая управленческие,

рассчитать экономический эффект от предлагаемых мероприятий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия микроэкономики;

о проводимой в стране экономической политике государства, налоговой системе и методах управления предприятием;

важнейшие определения экономики,

основные технико – экономические показатели работы предприятия;

как составляется бухгалтерский баланс;

порядок расчета основных налогов;

осуществление управления предприятием;

как организовать и осуществить маркетинговое исследование.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося, включая консультации 54 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Консультации

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики организации

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Рыночная система и организация торгово-промышленной деятельности

Отрасль в структуре экономики. Понятие предприятия и его основные задачи

Понятие предприятия и его главные задачи. Формы и виды предприятий в зависимости от формы собственности, способа ведения бухгалтерского учета, формы бизнеса.

Структура промышленности. Классификация отраслей промышленности.

Понятие предприятия и его основные задачи. Виды предприятий в зависимости от формы бизнеса..

Самостоятельная работа

Классификация отраслей промышленности

Формы и виды предприятий в зависимости от формы собственности

Признаки, отличающие одну организационно-правовую форму от другой, физические и юридические лица. Коммерческие и некоммерческие организации.

Классификация предприятий по формам предпринимательской деятельности и ответственности по обязательствам.

Предприятие и предпринимательство

Порядок открытия предприятия, его ликвидация, реорганизация

Экономические аспекты учреждения субъектов хозяйствования. Документы, необходимые для государственной регистрации субъекта хозяйствования.

Уставный капитал. Ликвидация предприятий. Банкротство как особый случай несостоятельности. Схема процедуры банкротства.

Виды реорганизации предприятий.

Производственный цикл. Типы производства

Основные фонды предприятия

Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала. Способы переоценки. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективности использования и воспроизводства основного капитала (основных фондов).

Производственная мощность, ее сущность, виды и определяющие факторы. Методика расчета производственной мощности. Показатели использования производственной мощности.

Оборотные средства предприятия.

Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Кругооборот оборотных средств. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.

Практическая работа №1

Расчет показателей эффективности использования основных производственных фондов

Практическая работа №2

Расчет показателей оборотных средств, потребности в оборотных средствах

Оборотные фонды предприятия.

Организация основного и вспомогательного производства.

Тема 2.1 Производственный процесс и принцип его организации.

Производственный процесс и его структура. Принципы и формы организации производственного процесса. Календарный режим работы предприятия и его подразделений. Календарные графики выходов рабочих на работу.

Производственный процесс специалиста осуществляющий «Организацию и планирование сварочного производства».

Организация основного и вспомогательного производства.

Попроцессная организация основных работ – подготовительно – заключительных и основных операций.

Взаимоувязка и организация производственных процессов на основе графиков работ. Классификация и принципы организации вспомогательных работ. Организация ремонтов оборудования.

Самостоятельная работа

Организация основных (вспомогательных работ) на соответствующем участке производственного подразделения.

Организация труда и заработной платы на предприятиях различных форм собственности.

Основы организации труда

Содержание учебного материала

Содержание, задачи и формы рациональной организации труда. Бригадная форма организации труда. Организация труда на рабочем месте. Пути совершенствования организации труда в рыночных условиях.

Практическое занятие №3

Расчет показателей по труду, изучение их взаимосвязи

Формы и системы оплаты труда в организации (предприятии), на котором непосредственно работает студент.

Техническое нормирование труда.

Сущность и задачи технического нормирования труда. Виды норм и их классификация. Методы изучения затрат рабочего времени. Расчет норм выработки. Особенности нормирования труда специалистов и служащих. Порядок проверки, замены и пересмотра норм труда.

Практическое занятие №4

Анализ и прогнозирование трудовых показателей

Организация заработной платы

Понятие о заработной плате. Основные принципы ее организации. Тарифная система оплаты труда, ее содержание и принципы построения. Формы и системы оплаты труда. Начисление и распределение заработной платы при бригадной форме организации труда. Организация премирования. Виды доплат и понятие о дополнительной заработной плате. Организация оплаты труда и премирования руководящих работников, специалистов и служащих.

Формы и системы оплаты труда в организации (предприятии), на котором непосредственно работает студент

Трудовые ресурсы и производительность труда.

Состав и структура кадров. Производительность труда и ее показатели. Резервы и факторы роста производительности труда. Подсчет экономической эффективности от внедрения мероприятий по повышению производительности труда.

Трудовой договор (контракт).

Трудовой договор: понятие и порядок заключения. Контрактная система найма на работу. Трудовое соглашение. Прекращение действия трудового договора. Высвобождение работников. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Экономика предприятия

Издержки производства и реализации.

Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам. Постоянные и переменные затраты. Безубыточный объем выпуска. Смета затрат. Методика составления смет косвенных расходов и их включение в себестоимость. Пути снижения себестоимости.

Практическая работа №5

Расчет основных видов прибыли

Расчет себестоимости выпускаемой продукции

Тема 4.2 Ценообразование, прибыль и рентабельность.

Понятие о ценах и виды цен. Поведение фирмы в области ценообразования. Ценовая дискриминация. Практические подходы к проблеме ценообразования. Понятие о прибыли и рентабельности предприятия. Порядок распределения прибыли. Фонды экономического стимулирования. Пути повышения рентабельности предприятия. Хозяйственный риск.

Методы рыночного ценообразования

Тема 4.3 Маркетинг.

Происхождение и сущность маркетинга. Основные концепции маркетинга. Этапы маркетинговой стратегии. Реклама. Служба маркетинга. Эффективность маркетинга. Правила конкуренции.

Тема 4.4 Налогообложение предприятия.

Понятие налога, сбора, акциза, пошлины. Виды налогов по методу установления и значения в соответствии с "Налоговым кодексом РФ". Методика расчета основных федеральных и местных налогов. Права и обязанности налогоплательщика. Основные функции налоговой инспекции, полиции, таможенных комитетов.

Практическая работа №6

Расчет НДС, налога на прибыль

Практическая работа №7

Анализ и прогнозирования прибыли предприятия

Прибыль предприятия. Рентабельность предприятия

Тема 4.5

Основы организации финансовой деятельности предприятия.

Понятие финансов. Баланс денежных поступлений и платежей, безубыточность бизнеса. Финансовая политика предприятия.

Планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия

Тема 5.1 Внутрифирменное, технико – экономическое и оперативно-

производственное планирование.

Внутрифирменное планирование – составление бизнес - плана;

1) Описание того продукта, который собираетесь производить;

2) Изучение рынка или услуги

3) Анализ конкурентов

4) Раздел маркетинга

5) Организационный план

6) Финансирование бизнеса

Технико – экономическое планирование:

• План по производству и реализации продукции

• Планирование стоимостных показателей объема производства

• Планирование технического развития и организации производства

• Показатели повышения эффективности производства;

• Нормы и нормативы

• Планирование труда и заработной платы

• План по себестоимости, прибыли и рентабельности,

План материально – технического снабжения"

• Планирование социального развития коллектива

• Планирование мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов

Практическая работа №8

Разработка бизнес -плана собственного дела.

Тема 5.2 Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Причины развития. Виды сделок во ВЭД. Совместное предпринимательство. Неторговые и торговые операции по ВЭД. Таможенная тарифная система. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке. Средства расчетов по ВЭД. Конвертируемость рубля.

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

- Экономики (учебники и учебные пособия, инструкции по выполнению практических работ, презентации по темам предмета; набор плакатов по предмету).

Технические средства обучения:

компьютер с выходом в сеть Интернет;

Тестовый редактор и образовательный контент «КМ школа».

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рудычев А. А., Адамчук А. М. Справочник экономиста-менеджера /под ред. А. А. Рудычева, А. М. Адамчука. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2012-940с.

Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев/ Под общей ред. Акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2012г.

Основы экономических знаний. Введение в экономическую теорию и практику.- Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 2013г.

Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. О.И. Волкова. – М. ИНФРА-М, 2012 г.

Адамчук А. М. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2010.-456с.

Экономика и организация производства./ Под ред. Проф. Зайцева. М.: Феникс, 2000г.

Экономика предприятия./ Под ред. д.э.н. проф. Н.А.Сафонова.

М.А. Ревазов, Ю.А. Маляров "Экономика, организация и планирование на открытых горных работах" М., "Недра", 1989г.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел (тема) учебной дисциплины

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Рыночная система и организация торгово-

Рассчитать основные показатели использования основных фондов и оборотных средств;

•Начислять сумму амортизационных отчислений;

•Подсчитывать норматив оборотных средств.

•Как открыть предприятие;

•Что включают в себя основные фонды, показатели эффективности их использования;

Читайте также: