Сварка рамы мотоцикла своими руками

Обновлено: 20.09.2024


Некоторое время назад меня спрашивали про стапель для сварки мотоциклетных рам, замеченный на одной из фотографий. Пришло время рассказать про него поподробнее.

Идея постройки такого стапеля возникла во время работы над мотовездеходом. Тогда для сварки рамы я использовал довольно простое приспособление, которое обладало несколькими недостатками: было абсолютно не мобильным (снять со стола вернуть на место можно было только силами минимум двух человек) и не позволяло проваривать швы в труднодоступных местах. Поиск решения привел на один из забугорных сайтов, откуда идея была позаимствована и переработана под наши реалии.

В итоге родилась полностью разборная конструкция, построенная из стандартного стального профиля 60х60х4 и набора хитрых крепежных пластин. Воедино все собирается с помощью гаек и шпилек или длинных болтов. Готовая конструкция получается достаточно жесткой для того, чтобы на ней можно было собирать мотоциклетные рамы при условии аккуратной подгонки стыков (т.е. с зазорами 1-2мм, что легко достигается при штучном производстве, даже если из инструментов есть только болгарка и напильник).

Получилась вот такая приспособа:


Она подходит для сборки как мотоциклетных, так и велосипедных рам. Стапель удерживает рулевую колонку и дропауты (при сборке "сухой" рамы) или втулки, через которые пройдет ось будущего маятника. Остальные части рамы поддерживаются упорами, изготавливаемыми под каждый тип рамы индивидуально — все зависит от того, что за раму вы нафантазируете.

Сейчас на стапеле стоит рама от Yamaha Diversion. Мы отрезали от нее штатный подрамник и будем заменять его кастомным. Рама удерживается за рулевую колонку и прижимается струбцинами к нижним поперечинам на стапеле. Как только станет понятна конфигурация нового подрамника, мы изготовим соответствующий держатель, который закрепим на стапеле. Он будет удерживать детали будущего подрамника при сварке.




Все это хозяйство установлено на небольшие колеса с тормозом, поэтому перемещать стапель с места на место можно силами одного человека. Тормоза на колесах надежно фиксируют стапель на месте и не дают ему двигаться, когда это не нужно.

А теперь — основная фишка конструкции. Стапель позволяет вращать свариваемую раму вокруг горизонтальной оси. Благодаря этому можно добраться до любого стыка, который раньше был труднодосягаемым, и проварить его до того, как рама снята со стапеля.



Протестировав стапель в боевых условиях, мы решили сделать его одним из продуктов нашей мастерской. Его можно заказать как в виде полностью готовой конструкции (25300 руб), так и в виде комплекта для самостоятельной постройки (10200 руб). Во втором варианте заказчик получает полный набор крепежных пластин, держатель рулевой колонки и все необходимые токарные детали. Профиль, шпильки М12 и М20, гайки, гровер и колеса потребуется приобрести самостоятельно.

Комментарии 27

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


До сих пор можно заказать?


добрый
а файлы для чпу резки имеются?
или хотя бы чертежи с размерами
хотелось бы для себя повторить
был бы очень благодарен)


Добрый день!
Подскажите, переделать стандарт на хардтейл сколько стоит?


Добрый день!
Поскольку я не занимаюсь подобными работами, расценок на них не знаю.


Приветствую, скажи сколько метров профиля идёт на такой стапель и что входит в полный набор крепёжных пластин? Есть ли возможность сделать дополнительные пару пластин под определённые нужды?


Я примерно так и дуиал

Вопрос — как сделать у Вас заказ? Хороший стапель получился у Вас

Сейчас в личку напишу


очень крутой стапель! Парни молодцы, и не обрщайте на внимания на критику, как правило там 80% людей которые только дрочат на постройку, а 18% это москвичи, за которых все делают на таких стапелях. Круто парни!

Спасибо на добром слове :)
Мы и не паримся. За два года активной работы с кастомайзерами мы эту кухню очень хорошо изнутри изучили и отлично представляем реальное положение дел и соотношение количества реальных рукодельных парней и теоретиков. Последних, к сожалению, несоизмеримо больше, поэтому их голоса слышнее.
В конце июля этого года на второй Кастом Конвенции одна из команд-участников собрала мотоцикл за 24 часа, полностью переварив взятые от донора раму и маятник на нашем стапеле. Это было хорошим испытанием для конструкции и подтверждением того, что она более чем жизнеспособна. Единственное, что нужно поменять — это колеса, т.к. нынешние оказались не особо выносливыми и развалились.


Ну а как рамы без стапеля варить еще? :-)
Поворот — штука очень полезная, т.к. очень сильно облегчает сварку труднодоступных мест.

В конце июля в Москве была очередная Кастом Конвенция, в рамках которой проходили соревнования двух мото-мастерских. Парням нужно было за 24 часа (3 рабочих дня) построить мотоцикл (с нуля или переделать донора). Одной из команд мы предоставили свой стапель для конкурсной работы, а вторая пользовалась своим — классической стационарной конструкции. Была возможность наглядно сравнить в деле оба подхода.
Вращающийся выручал очень сильно, экономия времени огромная. Там где вторая команда была вынуждена корячиться, чтобы добраться до шва или доваривать, сняв раму со стапеля, наши подопечные справлялись на раз-два.


Этот пост с чипмейкера был изучен вдоль и поперек уже очень давно. Его автор большой молодец, но его подход можно назвать "стрельбой по воробьям из пушки" в том смысле, что он избыточен, причем многократно.

Обратимся к мировому опыту. В первую очередь, к американскому, т.к. культура мото-кастомайзинга родилась там, и основное влияние на культуру до сих пор исходит из-за океана. Это не преклонение перед Западом, просто я не считаю зазорным пользоваться уже накопленным годами опытом, кто бы его не накопил.
Просто погуглите картинки по запросу "frame jig", и вы удивитесь, что большинство зарубежных кастомайзеров, как гаражного уровня, так и вполне известных на локальных рынках, используют стапели именно такого типа. Рознятся они, по большей части, лишь сечением используемого профиля (от 2" до 4"). Парни за океаном не догадываются, что эта конструкция "не дотягивает ни жесткостью, ни точностью". Поэтому просто строят с ее помощью мотоциклы, на которых ездят ежедневно, не подозревая даже, что все сделано неправильно, и так делать нельзя. Скажу даже больше, можно найти большое количество англоязычных статей, где рассказывается про то, как строить рамы вообще без стапеля, "на коленках" (как это было на заре чопперостроения в США).

Все это не отменяет того факта, что чем стапель жестче, тем конструкция получится точнее — здесь вы правы. Но есть "идеальное", а есть "необходимое и достаточное". Мы предлагаем второе, и это работает.


Сомневаюсь я в правильной геометрии сего изделия. С учётом шпилек и прочего.
Струбцины нужно полустационарно делать с ромбовидным зажимом, дя точной осевой центрации деталей.
Сыровато, но молодцы, ещё раз посоветую смотреть импортные аналоги и правильно их копировать, ничего зазорного в этом нет, тем более если ещё и вводить что новое своё, другие вобще ничего неделают, только торгуют.

Струбцины нужно использовать такие, которые наилучшим образом подходят для конкретной задачи. Единственного правильного решения здесь нет.
В рассматриваемом случае (на фото) достаточно самых простых, т.к. стапель сейчас работает исключительно в роли подставки под уже готовую раму, чья геометри меняться не будет. На нее планируется поставить подрамник (съемный), точность геометрии которого не имеет особого значения, т.к. он не будет держать ничего, кроме крыла и сиденья.
При сварке рамы с нуля, несомненно, можно использовать призмы, подобные тем, что применяются на фрезерных станках для зажима цилиндрических деталей. Хотя и они нужны далеко не всегда. Например, если строить раму, замыкающуюся на двигатель, правильнее будет сделать под ее детали "персональные" крепежи.
Эта конструкция хороша тем, что на нее можно навешивать любые вспомогательные элементы в зависимости от того, что именно будет строиться.

Ну в описании выше Вы указали, что стапель для сборки мотоциклетных рам, а сейчас говорите, что он для мелкого ремонта и тюнинга

Это стапель для мотоциклетных рам. Не важно, сварка это с нуля или мелкий тюнинг. Способ крепления зависит исключительно от ваших потребностей и того, над чем вы работаете. На фото показан частный случай применения. Это не догма. У вас все может быть совсем по-другому.

Стапель — это базовая платформа, основа, на которую можно навешать все, что вам угодно и так, как вам угодно. Какие элементы поставить и как к ним крепиться, решаете вы и только вы. И элементы крепления тоже изготавливаете вы — так, как нужно именно вам, исходя из ваших задач.

Да всё понятно, набор сделай сам.
А если углы неправильно вышли, то сам виноват- неправильно собрал, прикрепил и т.д.

Стапель для сварки мотоциклетных рам

Пару лет назад я строил двухколесный мотовездеход на базе двигателя от бензогенератора, и под этот проект был сделан простенький стапель для сварки рам.


Стапель фиксировал рулевую колонку и дропауты, удерживая их в заданном положении при сварке, пока вокруг них строилась основная часть рамы. Не секрет, что сама по себе рама может быть сколь угодно кривой и замысловатой по форме — главное, чтобы колеса будущего транспортного средства стояли параллельно и находились бы в одной плоскости. Поэтому основное внимание уделено было именно фиксации деталей, ответственных за будущее взаиморасположение колес.
Вот так стапель выглядел в работе:


При работе с ним столкнулись с несколькими неудобствами. Во-первых, стоящий на столе стапель — это не всегда удобно, т.к. он мешает другой работе, и его нужно снимать со стола, когда требуется место (а он тяжелый — одному не снять). Во-вторых, при сварке рамы вокруг стапеля нужно постоянно ходить. И чем стол больше, тем больше неудобств. В-третьих, при сварке рамы рано или поздно возникает необходимость варить снизу, а на нашем стапеле это было сопряжено с большими неудобствами. Проще было, оставить все нижние швы на потом, и проваривать их после снятия рамы со стапеля, что не очень правильно.

Сварив с помощью этого приспособления пару рам, решили сделать более продвинутую конструкцию. По задумке она должна быть разборная, что облегчит хранение и транспортировку при переезде. Кроме того, разборная конструкция позволит быстро апгрейдить стапель и дополнять его новыми элементами по мере необходимости, заменять одни детали другими. И, само собой, новая конструкция должна быть избавлена от всех прежних недостатков.

Сперва лазером вырезали все необходимые крепежные элементы. Приношу извинения за качество фото, к сожалению, другого просто нет :(


Сам стапель собирался из стандартного квадратного профиля 60х60х4. Его жесткости более чем достаточно для изготовления кастомных рам. Зарубежные мото-кастомайзеры и вовсе используют профиль сечением 2"х2" (т.е. 50х50).

Сперва собираем нижнюю часть — это опоры, на которых будет подвешен собственно стапель:


Затем навешиваем основную часть. Вертикально стоящий профиль будет направляющей, на которой будет крепиться держатель рулевой колонки:


Затем добавляем остальные элементы: держатели дропаутов, держатели нижней части рамы и горизонтальные опоры самого стапеля:


И ставим это все на обычные колеса с тормозом:


Получившаяся конструкция обладает высокой мобильностью. Ее можно легко перемещать по мастерской вместе с установленной на ней рамой. При необходимости можно просто откатить все к стене или в дальний угол, где стапель не будет никому мешать. Рабочий стол теперь всегда свободен, а вокруг стапеля можно легко перемещаться, без проблем доставая до самых сокровенных мест свариваемой рамы.

Сейчас у нас на стапеле стоит рама от Диверсии, которой мы отрезали штатный подрамник, чтобы заменить его кастомным. Держатель дропаутов снят, т.к. в нем нет необходимости.


А вот и главное достоинство нового стапеля:


Раму можно вращать вокруг горизонтальной оси, фиксируя в новом положении. Всего возможно 16 положений (т.е. вращаем с шагом 22.5 градуса). Теперь можно без проблем добраться до любой точки свариваемой рамы и проварить проблемные места, не снимая раму со стапеля.


Стапель не окрашен. Это сделано для того, чтобы сохранить возможность приварить к нему какие-то дополнительные элементы, если это вдруг понадобится. По мере необходимости к нему будут добавляться новые съемные элементы, чтобы работать с различными типами рам и строить что-то оригинальное.

Лучшие способы сварки рам мотоциклов, которые вам нужно знать

Лучшие способы сварки рам мотоциклов, которые вам нужно знать

Как лучше всего сваривать рамы мотоциклов? Существует несколько различных процессов, с помощью которых можно наиболее эффективно сваривать рамы. Эти процессы называются дуговой (аргонной) сваркой металлическим электродом в газе (GMAW) и дуговой сваркой вольфрамовым электродом (GTAW). Эти методы сварки отлично подходят для соединения трубок, составляющих раму мотоцикла, и мы их используем в нашем сервисе (город Долгопрудный).

Хотя GMA и GTA считаются двумя из лучших вариантов рам мотоциклов, можно использовать несколько различных методов, в зависимости от потребностей проекта. Главное — убедиться, что у вас есть подходящее оборудование, рабочее место и защитное снаряжение, прежде чем вносить какие-либо изменения в измельчитель.

№1 — Сварка MIG (GMA)

MIG-сварка имеет несколько названий, например, аргонная сварка металлическим электродом (GMAW), хотя MIG означает инертный газ для металла и является ее более распространенным названием.

Сварка рамы велосипеда

Привлекательным аспектом этого процесса сварки для тех, кто занимается своими руками, является то, что это одна из простейших форм сварки, которую могут успешно выполнить новички.

Это очень быстрый процесс, который включает в себя газовую защиту определенного типа присадочного металла. Газ защищает присадочный металл от коррозии и вредных элементов природы. Это указывает на то, что GMA — не лучший тип сварки на открытом воздухе. Однако, поскольку вы, скорее всего, будете работать над своим велосипедом в гараже, это не должно быть проблемой.

После выбора места работы и подготовки всех элементов рамы для сварки вместе, следующая разбивка дает краткое объяснение того, как работает процесс сварки GMA для соединения труб рамы мотоцикла:

  1. Сварочный аппарат имеет катушку с расходуемой проволокой, которая подается через стержень сварочной горелки.
  2. Сварочная горелка создает дугу или нагретую вспышку, которая плавит поданную проволоку на кончике трубки.

При введении в основной металл присадочный металл, или так называется расплавленная проволока, помогает соединить различные элементы рамы мотоцикла. Поскольку проволока проходит через отверстие, сварщик может регулировать скорость и создавать гладкие прямые сварные швы вдоль рамы велосипеда.

Благодаря универсальности и простоте процесса сварочные аппараты GMA являются одними из самых популярных и простых в продаже на рынке, мы работаем с ними в мастерской на Дмитровском шоссе. Кроме того, GMA хорошо подходит для соединения трубок рамы вашего мотоцикла, независимо от толщины металла, с которым вы собираетесь работать.

№ 2 — Сварка TIG (GTAW)

Ремонт трубок кондиционера автомобиля

TIG означает аргонная дуговая сварка вольфрамом (GTAW). Основная привлекательность процесса сварки GTA для рам мотоциклов заключается в том, что он чрезвычайно чистый, поскольку не используется присадочный металл, не оставляет неприглядных брызг или соединяющихся комков в месте сварки.

Это оставляет ваш законченный мотоцикл с гладкой рамой, независимо от того, сколько сварных швов потребовалось для соединения труб.

Как и сварку GMA, GTAW лучше всего выполнять в гараже (САО). Поскольку это один из немногих процессов сварки, для которого не требуется присадочный металл, необходимо использовать газ, чтобы облегчить сварку швов. Следовательно, для защиты сварного шва требуется внешний резервуар, чтобы поддерживать поток газа во время процесса GTAW-сварки, поэтому этот газ должен находиться внутри и вдали от элементов.

Обратной стороной сварки GTA является то, что это один из самых сложных процессов сварки, поскольку сварка без присадочного металла не так интуитивно понятна и требует больше практики, чтобы добиться правильного результата. Таким образом, это будет труднее, но мы готовы прийти на помощь (доступен безналичный расчет).

Сварка рамы велосипеда, мотоцикла и электросамоката

Сварка рамы велосипеда, мотоцикла и электросамоката — это общее название процедуры, в которой можно использовать множество различных сварочных процессов. Поскольку сварные соединения должны быть долговечными, следует тщательно выбирать методы, которые помогут в решении различных задач, будь то ремонт поддона картера двигателя или сварка рамы мотоцикла. Сегодня поговорим о том, чем отличаются различные методы сварки, а также о наиболее распространенных причинах повреждений рам.

Сварка TIG

Аргонная сварка (TIG — вольфрамовый инертный газ) требует определенного уровня знаний для работы. Также известная как GTAW (газо-вольфрамовая дуговая сварка), не требует присадочных материалов. Используется неплавящийся вольфрамовый электрод, который плавит металл, образуя соединение между ними.

При сварке используется также защитный газ аргон (сварка аргоном СВАО), который препятствует контакту шва с воздухом, что способно привести к снижению качества шва. Сварка аргоном (на Дмитровском шоссе) широко используется в автомобильной промышленности.

Точечная сварка

Основным принципом точечной сварки сопротивлением является выделение тепла за счет сопротивления между металлическими частями при прохождении через них электрического тока.

Медные электроды используются для пропускания электрического тока через металлические части, что приводит к возникновению сопротивления между частями. В процессе вырабатывается тепло, и детали удерживаются вместе за счет давления.

Этот метод сварки широко используется в автомобильной промышленности (с его помощью можно заварить раму мотоцикла), но может привести к некоторым несоответствиям, поскольку он ограничивает пятна, которыми заготовка перекрывается.

Особенности сварки рам при различных повреждениях

Точечная сварка

Итак, вы получили общее представление о том, как сваривать рамы велосипеда или мотоцикла. Но при сварке рам возникает множество проблем, некоторые из них незначительны, а другие могут быть критическими.

В автомобилестроении (при ремонте картера двигателя) мы также должны обращать внимание на вес, любые ненужные сварные швы могут увеличить общий вес автомобиля из-за добавления сварного металла.

Это снижает топливную экономичность в долгосрочной перспективе. Основные проблемы — изгибы и трещины на рамах грузовых и легковых автомобилей, что приводит к необходимости сварки рамы.

Погнутость

Особенности сварки рам

Повторяющаяся перегрузка мотоцикла или электросамоката может вызвать на раме изгибы, а иногда и необратимые повреждения. Погнутые рамы часто можно увидеть в дорожно-транспортных происшествиях. Устранение серьезных изгибов рамы стоит дорого, так как для решения этих проблем требуются специалисты по сварке рамы, особенно по сварке алюминия.

Трещины

Линия на поверхности транспортного средства, которая разделяет цельный элемент, но не отделяет его полностью, называется трещиной. Трещины могут доставлять неудобства и требуют больших усилий для их устранения. Существует несколько причин, по которым на поверхности транспортного средства могут образовываться трещины.

Поскольку речь идет строго о сварке рамы, будем придерживаться трещин на каркасах. Трещины возникают в основном из-за перегрузки или “усталости материала”. Например, удар от выбоины на дороге может вызвать нагрузку на подвеску и рамы.

Читайте также: