Холодная сварка и вода

Обновлено: 09.05.2024

О методе холодного сваривания радиаторов знает любой сантехник. Далеко не каждый раз есть возможность применить горячую сварку, зато ремонт при помощи специальных клеевых составов доступен практически всегда. Холодная сварка для труб отопления пригодится при протечке, поможет ликвидировать проблему быстро и своими руками.

  • Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
  • Состав холодной сварки
  • Разновидности сварки
  • Способы использования
  • Температурные показатели смеси
  • Преимущества и недостатки
  • Виды и производители
  • Инструкция для холодной сварки труб
  • Меры безопасности
  • Починка чугунного и других видов радиаторов

Холодная сварка – что это, применение для системы отопления

Технология склеивания металлов использовалась еще в древности, в результате создавались неразъемные соединения без риска окисления деталей. Под холодной сваркой понимают технологический процесс соединения изделий без дополнительного нагрева, в результате чего их поверхности подвергаются пластической деформации. Последняя разрушает пленку окислов, которая не ранее не давала металлам состыковаться. Сварка происходит в короткий промежуток времени в результате схватывания. На вид этот клеящий состав напоминает шпаклевку, производится на основе эпоксидной смолы.

Соединение труб клеевым составом

Сейчас холодная сварка широко применяется для соединения таких металлов:

  • чугун;
  • сталь нержавеющая;
  • медь;
  • олово;
  • алюминий;
  • никель;
  • свинец.

При помощи сварочного клея можно производить ремонт стальных и алюминиевых батарей, чугунных радиаторов, биметаллических радиаторов. Полимерные изделия для трубопровода тоже допустимо заварить таким способом. Речь идет о пропиленовых трубах, которые применяются для монтажа системы отопления. При точном соблюдении технологии возможно заклеить трубу, стояк, радиатор с любым дефектом, хотя прочность стыка будет несколько уступать таковой после электродуговой сварки.

Состав холодной сварки

Клей для металла и пластика производится из эпоксидной смолы – полимера, имеющего высокие прочностные характеристики. Именно эта смола отвечает за однородность, пластичность массы, способность заделать даже минимальные трещинки и заполнить ямки. Эпоксидка может загустеть только при контакте с отвердителем, который идет в комплекте (в некоторых средствах он находится в твердой форме, активируется после попадания на воздух и перемешивания).

В составе холодной сварки есть различные наполнители, оптимизирующие технические свойства: стальной порошок (упрочняющая добавка), сера, пластификаторы. При ремонте радиаторов нужно обязательно обратить внимание на такие добавки, они обязаны быть в замазке.

Клеевой состав на основе эпоксидной композиции

Разновидности сварки

Все средства, относящиеся к данному виду, делятся на пластичные и текучие. Последние обязательно являют собой двухкомпонентные смеси – один флакон содержит эпоксидную смолу с добавками, второй – отвердитель. Пластичные массы реализуются в тюбиках, флаконах, баночках, ими можно замазать трубу или радиатор без разведения. Масса на вид напоминает пластилин, состоящий из двух брусочков, которые нужно перемешать между собой путем разминания пальцами. Есть возможность отделить небольшой кусочек массы, а остальную часть сохранить до следующей необходимости.

Способы использования

Для ремонта труб нужно приготовить все необходимое – само средство для сварки, ацетон или спирт, наждачку, ветошь и зажимы. Методика заделки радиаторов несколько различается в зависимости от типа сварки – жидкой или пластичной. Важно подобрать подходящее средство, которое годится для труб, находящихся под давлением (металлических или полипропиленовых). Далее надо подготовить, смешать материал, причем с жидкими средствами следует работать быстрее.

Способы применения сварки:

  • простое заклеивание дефекта кусочком массы, расплющенной и размятой пальцами;
  • использование специальных стекловолоконных тканей, нитей для смачивания эпоксидкой с последующим заматыванием резиной, проволокой или без такового;
  • наклеивание на крупный дефект с покрытием металлической заплаткой.

Ремонт трубы эпоксидной смолой и стеклолентой

Если течь сильная, можно своими руками сделать состав еще более прочным. Нужно взять любую алюминиевую или бронзовую деталь, немного сточить ее над бумагой, получив металлический порошок. Его нужно добавить в эпоксидную массу, которой потом пропитать витки нитей или ткани.

Температурные показатели смеси

В зависимости от точного состава и конкретного от производителя, температурный диапазон применения сварки может сильно варьироваться. Большинство средств выдерживают замораживание, например, клей Mastix не утратит свойств даже при — 60 градусах. Подавляющее количество дешевых эпоксидок работает только до +150 градусов, потому для сварки радиаторов и труб отопления их использовать можно (работа теплосети обычно осуществляется при +95…+110 градусах).

Более качественные средства выдерживают до +260 градусов, но есть и высокотемпературные смеси – их применяют даже в экстремальных условиях (до +1300 градусов). Хотя нет смысла тратиться на приобретение таких средств, можно купить простой низкотемпературный состав.

Термостойкое клеящее средство

Преимущества и недостатки

Технология позволяет устранить течь трубы с высокой надежностью. Данная процедура безопасна в выполнении, чего нельзя сказать об обычной сварке. Прочие преимущества таковы:

  • удобство, легкость методики даже для новичков;
  • отличное качество шва, которое зависит, преимущественно, от типа материала, а не от скорости работы;
  • отсутствие необходимости в покупке специальных инструментов, оборудования, техники и дорогостоящих материалов;
  • минимум энергозатрат;
  • противопожарные, противовзрывные свойства эпоксидки;
  • низкая стоимость ремонта;
  • доступность холодной сварки – клеи продаются в любом магазине.

Простота использования клеящего средства для металла

Минусы у технологии тоже есть. Сварка такого типа не рассчитана на слишком высокие нагрузки – давление, сильный нагрев. Поэтому при серьезном дефекте трубы или радиатора лучше применять горячую сварку или менять участок полностью. Важно соблюдать меры подготовки – в противном случае качество сварного шва снизится. Долговечность холодной сварки ниже, чем у стандартного сваривания – отремонтированные трубы не прослужат много лет, а потребуют нового ремонта. По сути, такой ремонт считается специалистами временной мерой.

Виды и производители

Обычно сварка холодным методом применяется, когда финансово нецелесообразно использовать горячий способ либо это затруднительно. Такие ситуации случаются при появлении минимального дефекта, повреждении габаритного изделия, риске серьезных внутренних напряжений в трубе.

Для ремонта можно применять следующие типы средств:

  • универсальные – применяются для заклейки металла, пластика, камня, дерева, стекла, бетона и большинства иных материалов;
  • автомобильные – если на материале указано, что он выдерживает высокие температуры, то использовать его в ремонте труб разрешается;
  • для пластика – обычно термостойкость подобных средств достигает +260 градусов и выше, потому они тоже пригодны для работ.

Универсальный состав для ремонта автомобилей

Не годятся средства с пометкой «для дерева», «для сантехники». Они, как правило, не являются термостойкими, да и качество сцепления будет ниже. Лучше найти конкретную сварку для работы по металлу, пластику с четким указанием температурного режима. Есть даже суперводостойкие средства для работы под водой, их тоже можно использовать для холодной сварки.

Отечественные составы стоят дешевле импортных, но по качеству не уступают последним. Только не стоит брать самую дешевую сварку, она наверняка даст низкое качество сварного шва. Самыми востребованными средствами считаются такие:

  1. Hi-Gear. Универсальный клей, его часто покупают владельцы авто для заклеивания элементов, подвергающихся серьезным нагрузкам. Такой клей поможет устранить любую течь системы отопления.
  2. «Титан». Годится для любых материалов, не портится от воздействия воды и высоких температур.

Также спросом пользуются сварки ABRO, «Полимет», «Алма», Wurth Liquid, Permatex Cold Weld.

Эпоксидный многоцелевой клей Permatex

Инструкция для холодной сварки труб

Для начала нужно качественно подготовить основание. Для этого все участки, на которые будет наноситься смола, очищаются от ржавчины, грязи, старой краски. Обработать их можно наждачкой, чтобы сразу убрать все загрязнения. Слишком стараться не следует, иначе на поверхности останутся глубокие царапины. Зато мелкие потертости будут кстати – они усилят адгезию. Непосредственно перед свариванием детали надо обезжирить растворителем (обычно ацетоном) или помыть с моющим средством. Если есть возможность, нужно просушить стыки феном для волос – нагрев улучшит сцепление.

Клей готовят в зависимости от инструкции. Для изготовки жидкого клеящего состава в смолу добавляют строго отмеренное количество отвердителя. Время жизни состава также указано в инструкции, далее начинается его полимеризация. Обычно период равен 10-15 минут или чуть больше. Немного продлить это время можно путем охлаждения средства.

Пластилинообразные мастики готовят путем разминания руками, предварительно надев перчатки и намочив их водой. От стержня следует отрезать нужное количество материала, остальную массу убрать. Резать надо только строго поперек, иначе соотношение эпоксидки и отвердителя будет неверным. По мере готовности цвет массы станет равномерным, при этом она нагреется из-за выделения тепла.

Ремонт осуществляют таким образом:

  • нанести клей на место будущего стыка, прямо в пробоину, чтобы обеспечить проникновение массы вглубь;
  • второй вариант – намотать стеклонить, стеклоткань, покрыть жидким составом, уже начавшим немного густеть;
  • разгладить средство снаружи маленьким шпателем или иным плоским приспособлением, немного смочив его в воде;
  • в течение нескольких минут можно менять положение смеси;
  • если пробоина слишком большая, на нее придется посадить металлическую заплатку (прямо на холодную сварку);
  • зафиксировать участок на 15-60 минут в зависимости от указаний инструкции, применяя зажим;
  • по возможности, нельзя подвергать соединение интенсивным нагрузкам в течение 1-24 часов, хотя для большинства сварок достаточно 1-1,5 часов.

Если ремонт проводится в помещении с низкой температурой, клей надо скатать в шарик и позволить массе внутри прогреться до +40…+50 градусов. Время выдерживания шарика не должно быть больше времени жизни смеси (обычно его не держат более 4 минут). Для эффективного прогревания шарика его надо делать массой не меньше 50 г. Нужно помнить, что для ремонта сложных соединений и узлов лучше сразу воспользоваться горячей сваркой или заменить детали, холодный стык может оказаться ненадежным.

Меры безопасности

После высыхания материал является безопасным для человека, но при работе с ним надо соблюдать осторожность. Все работы проводят в перчатках, не допуская прямого контакта эпоксидки с кожей. Нельзя пользоваться для резки смолы ножом для пищевых продуктов. При контактировании с массой кожу промывают водой с мылом.

Починка чугунного и других видов радиаторов

Работа с радиаторами аналогична заклеиванию дефектов на трубах. Поверхность очищают, обезжиривают. Можно для этой цели применять спирт, нанося его ватным тампоном. Далее берут шарик смолы примерно 2 см диаметром, разминают его, смешивая компоненты. Прижимают смолу к месту повреждения, разглаживают, удерживают ветошью или зажимом.

Заклеивание чугунной батареи

Обычно на полимеризацию хватает 30-40 минут, но использовать батарею лучше спустя сутки, не раньше. Естественно, подача воды перед ремонтом должна быть отключена. Если требуется удалить свищ, нужно взять стеклоткань и жидкое средство, обмотать участок и надежно проклеить его.

Холодная сварка – отличная временная мера до завершения отопительного сезона. Она поможет устранить течь трубы или радиатора быстро и без хлопот!

Холодная сварка для труб и батарей отопления – виды, свойства и правила применения Холодная сварка для труб и батарей отопления – виды, свойства и правила применения

Все о холодной сварке металла — от теории до выбора

Холодная сварка клеем позволяет отремонтировать изделия разного назначения, изготовленных из металлов и не только. В статье мы расскажем что это такое, как пользоваться, как применить к аллюминию. Рассмотрим марки Поксипол, Алмаз и другие.

Холодная сварка

Холодная сварка (точечная, роликовая, шовная и с помощью нанесения специальной клейкой смеси) применяется для соединения частей, изготовленных из одно— и разнородных металлов. Благодаря приложенному давлению (пластической деформации) получается прочное неразъемное соединение.

Точечное, роликовое или шовное соединение конструктивных частей применяют в разных областях промышленности при изготовлении продукции на специально созданном для этих целей оборудовании. Холодный способ соединения металла или реставрации его поверхности клеящимся составом используют в ремонтных целях сантехнические работники как временную меру с целью устранения течи в трубопроводных коммуникациях и сантехнических изделиях, владельцы автомобилей для устранения поломок деталей автомобилей разного назначения и домашние умельцы для восстановления предметов домашнего пользования своими руками. В этой статье речь пойдет о сварке металлов клеевым составом. Быстро, удобно, а главное, не требует применения дорогостоящего сварочного оборудования.

Выполнение указаний, изложенных в инструкции, которую производитель прилагает к составу клеящегося типа, – обязательное условие получения соединения высокого качества.

Принцип действия, преимущества и недостатки


Что представляет собой холодный способ соединения металла специальным составом, какими бывают составы и каковы нюансы приготовления и применения? По своей сути это клей, специально созданный для соединения частей металлических заготовок или ремонта деталей, у которых нарушена поверхность или герметичность. В его составе следующие компоненты:

  • смола эпоксидная;
  • наполнитель;
  • добавки разного назначения, способствующие склеиванию, получению необходимой степени прочности, термостойкости и формированию внешнего вида.

Все вместе они связывают материалы между собой, участвуют в образовании межатомных связей, без которых получить прочное соединение невозможно. Состав обладает повышенной степенью адгезии к металлам, разрушает оксидную пленку и быстро затвердевает. Специальные добавки в составе эпоксидного клея выделяют тепло, образуя вещество, способное соединять металлы. Состав может быть жидким или пластилинообразным (пастообразным). Холодный способ предназначен для склеивания деталей и конструкций, изготовленных из разных металлов и их комбинаций. Ремонт и восстановление поверхностей металлических частей осуществит даже новичок. И неважно, из чего они выполнены: стали, чугуна, алюминия или какого-либо другого металла, сплава или комбинации материалов. Главное – правильно подобрать состав (марку) клея.

Необходимо отметить, что большинство клеев для сварки холодным способом являются универсальными. Они склеивают не только черные и цветные металлы, но и дерево, пластик, стекло, а также разнородные материалы.

  • возможность создания прочного и надежного соединения в кратчайшие сроки (время полного затвердевания указывается на упаковке и в инструкции производителя: ориентировочно от 30 минут до 5 часов);
  • нет необходимости в использовании специального оборудования (исключаются энергетические затраты);
  • экономичность (тратится малое количество состава);
  • безотходность (нет необходимости в утилизации);
  • эстетичность (место соединения имеет привлекательный вид, его можно подвергать мехобработке и красить);
  • состав клеящего вещества не влияет на структуру металла (остается такой, какой была до склеивания);
  • соединять и ремонтировать можно в местах с затрудненным доступом и по месту установки деталей и конструкций;
  • ремонтировать можно конструкции и детали, которым противопоказан нагрев и даже в помещениях пожароопасных;
  • доступность (купить можно в любом магазине, торгующем строительными и сварочными материалами).

К недостаткам относят необходимость тщательной подготовки поверхностей и кромок к осуществлению соединения или проведению ремонтных работ, невозможность заделывания дефектных мест большой площади и не очень высокую прочность полученного шва. По сравнению с выполнением соединения привычными видами сварки, осуществляемого с помощью плавления или совместного действия плавления и давления, прочность все же ниже. Ответственные конструкции не должны свариваться холодным способом с помощью клеевого состава: их только можно так закрепить временно.

Более наглядно о холодной сварке на видео:

Состав материала


Клеевые составы для соединения и реставрации поверхностей металлов холодным способом производят российские и зарубежные производители в ассортименте. Характеристики клеев для холодной сварки позволяют выпускать такие типы составов:

  • для ремонта деталей транспортных средств;
  • водостойкие, позволяющие осуществлять ремонт в жидкостях;
  • термостойкие (высокотемпературные), выдерживающие температуру до 1500 °C;
  • универсальные: такой состав соединяет не только металлические части, но и изготовленные из других материалов.

Составы могут быть одно— и двухкомпонентными. Различие заключается в способе использования и сроке хранения. Однокомпонентные клеи не могут храниться длительное время после использования. Должны наноситься быстро на соединяемые или ремонтируемые части, т. к. теряют свои соединительные характеристики. Двухкомпонентные составы не теряют своих свойств даже при длительном хранении. Каждый производитель указывает способ и условия применения на упаковке и в инструкции по применению. Соблюдение указаний является гарантией получения надежного соединения.

Внимание! Прежде чем приступить к работе, внимательно читайте указания производителя клея по его применению.

Холодная сварка алюминия


Применяется сварка алюминиевых сплавов холодным способом в разных отраслях промышленности при изготовлении корпусов приборов, изделий бытового назначения и быту. Трещины, пробои или изношенность поверхностей глушителей, аккумуляторов, радиаторов, головок блока цилиндров, поддонов картеров, бензобаков и других деталей автомобилей многие владельцы исправляют самостоятельно холодным способом. Составы, которые подходят для сварки алюминиевых сплавов, выпускаются в упаковке с указанием количества в граммах в виде двухкомпонентной жидкости и цилиндра определенной длины и веса, в который помещен пластилинообразный состав. Работать ими можно при температуре от минус 40 до 300 °C. Это значит, что соединение можно осуществлять на морозе и качество его будет высоким независимо от температуры окружающей среды. Полное время застывания не превышает 5 часов. Но это время может быть значительно ниже указанной цифры. Указывается на упаковке и в инструкции по эксплуатации.

Холодная сварка для алюминия

Как пользоваться холодным способом сварки для алюминия? К нюансам работы относят выполнение таких указаний:

  • осуществлять подготовку соединяемых или ремонтируемых частей к склеиванию (очищать от загрязнений, следов масла, пыли до блеска металлическими щетками и наждачной бумагой и обезжиривать специально предназначенными для этих целей составами);
  • правильно выполнять подготовку смеси (двухкомпонентный состав перемешивают в необходимых количествах в емкости, которая не должна быть изготовлена из металла; готовую массу наносят шпателем на соединяемые части или в месте устранения дефекта; пластилинообразный состав отрезают в нужном количестве от цилиндрического бруска и разминают в руках; масса готова к применению);
  • наносить приготовленную смесь неметаллическим инструментом;
  • очищать излишки смеси сразу после ее нанесения;
  • наносить слой клея не толще 5 мм, при необходимости нанесения по толщине, превышающей этот показатель, каждый раз выдерживают время высыхания и только после этого наносят следующий слой;
  • работать с соблюдением мер предосторожности и безопасности (в респираторе и перчатках).

Популярные клеи для сварки холодным способом

  1. Abro Steel (США) – смесь универсального назначения, в состав которой входят компаунды керамико— и металлополимерные на основе эпоксидной смолы. Холодная сварка Abro Steel выдерживает воздействие агрессивных веществ и сохраняет склеивающие свойства при температуре не выше 260 °C. Место соединения можно подвергать механической обработке на станках разного назначения и красить.
  2. Mastix (Россия) – термостойкий универсальный клей для соединения холодным свариванием. Состоит из эпоксидной смолы, в составе которой имеются аминовые смолы и наполнители минерального и металлического происхождения в виде пыли. Работает в интервале температур от минус 60 до 250 °C.
  3. Рoxipol (Уругвай) – двухкомпонентный клей универсального назначения. Состав устойчив к жидкостям и способен выдержать температуру не выше 120 °C. Поксипол клеит быстро (затвердевает за 10 мин.) и качественно изделия транспортных средств, кухонные принадлежности, баки для воды, рамки для зеркал и другие предметы. Применяют его и при реставрационных работах.
  4. Белый Титан (США) – универсальная быстросохнущая смесь, в составе которой помимо эпоксидной смолы имеются наполнители титановые, бронзовые и стальные в определенной пропорции. Затвердевает за 15 мин., выдерживает температуру до 260 °C. Используется для ремонта труб разного назначения, санитарно-технических изделий и при восстановительных работах.

Просим тех, кто холодным методом реставрировал или ремонтировал металлические изделия, поделиться опытом в комментариях к этому тексту: как он это делал, с помощью какой марки клея и получилось ли у него качественное соединение.

Холодная сварка под водой

Холодная сварка под водой – сложная и уникальная процедура скрепления элементов, расположенных ниже уровня воды. Для проведения работы нужно соблюдать аккуратность.

Что представляет собой холодная сварка под водой

Холодная сварка – процедура, выполняемая с помощью давления металлов, причем без внешних тепловых воздействий. Используется клеевой состав, помогающий соединять разные материалы: металл, дерево, пластик.

Данная процедура больше напоминает склеивание. Холодная сварка выполняется быстро, надежно. Процедура нужна для герметизации материалов или восстановления утраченных элементов.

Для каких работ стоит применять холодную сварку

Данный метод скрепления деталей используется при выполнении различных работ на подводных объектах. Он подходит для мелкого ремонта:

  • нефте-, газо-, водопроводов;
  • корпусов судов;
  • причалов и мостов;
  • нефте-, газодобывающих платформ;
  • дамб.

Клей может скреплять металл, который находится под воздействием электричества и жидкостей. Еще средство используется для работы с пластиковыми деталями, керамикой, камнем, стеклом, ковролином, линолеумом. Холодная сварка применяется для ремонта сантехники, автомобилей.

Что входит в состав клея для холодной сварки, от чего зависит структура и консистенции

Для холодной сварки используется специальный клей, состоящий из нескольких элементов:

  • Эпоксидной смолы. Это главный компонент средств. Благодаря смоле скрепляются разные материалы.
  • Металлической крошки (пудры). Данный наполнитель делает массу прочной. Еще он повышает стойкость к температурным колебаниям.
  • Дополнительных компонентов. В зависимости от предназначения средства могут быть и другие химические элементы.

Клей продается в готовом виде или с отвердителем. Готовое средство – это пластинообразный брусок, который предварительно следует размять в руках. Эпоксидную смолу с отвердителем продают в жидкой форме. На прочность склейки влияют присутствующие компоненты.

Инструкции, которые следует соблюдать, выполняя работы для ремонта металлических и иных деталей со сваркой холодным способом под водой

При выполнении холодной сварки следует соблюдать инструкцию производителя. Процедура выполняется несложно:

  1. Необходимо подготовить состав. От 2-компонентной массы отрезается фрагмент, которого достаточно для устранения дефекта. Средство разминается руками до образования однородного куска. Отвердитель смешивают с составом.
  2. Сварка твердеет приблизительно спустя 5-7 минут, поэтому ее нужно нанести быстро, разгладить, обеспечить плотную усадку в трещину или отверстие.
  3. При необходимости выполняется выравнивание плоскости шпателями. Можно придать нужные формы.

Процедура выполняется быстрее при подогревании детали строительным феном. Тогда сварка твердеет практически моментально.

Клей дозируется на глаз. Время затвердевания может быть разным, все зависит от марки средства. Эту информацию должен указывать производитель.

Как необходимо подготовить поверхность перед нанесением, чтобы можно было обеспечить прочность соединения

Деталь с недостатком требуется очистить от грязи, ржавчины. Затем необходима обработка наждачной бумагой от возникновения крупных рисок. Благодаря этому улучшается сцепляемость с холодной сваркой.

Затем нужно выполнить обезжиривание. Обработку лучше проводить перед самой процедурой. Для этого используется ацетон, бензин, уайт-спирит. Дерево обрабатывают спиртом. Процедура устраняет мелкие частички материала, пыль, жир, что может ухудшить сцепляемость.

Инструменты, с помощью которых наносится холодная сварка на металл и другие типы поверхностей

Чтобы выполнить холодную сварку, требуется подготовка:

  • ножа;
  • ветоши;
  • перчаток;
  • обезжиривателя;
  • наждачной бумаги.

Если необходимо разделение кромки стальной или чугунной заготовки, требуется болгарка с отрезным кругом, напильники, дрель с насадками. Чтобы восстановить потерянный фрагмент детали, требуется комплект шпателей.

Как наносить клей для соединения поверхности из металла, пластмассы, дерева

Поскольку сварочная смесь твердеет быстро, следует предварительно подготовить рабочее место. Поверхность нужно обработать ацетоном, зачистить, что гарантирует надежное соединение.

Следует подготовить клей для холодной сварки. Жидкие средства смешиваются по инструкции, а сухие разминаются в руках. Затем нужно заделать дефект: подготовленная масса наносится на данный участок. Ей обрабатывают как дыру, так и пространство вокруг. Затем масса остается высыхать.

Рекомендации после применения клея

Хотя холодная сварка признана безвредной, важно соблюдать правила безопасности:

  • Клей нужно оставлять в месте, недоступном для детей, животных.
  • Необходимо, чтобы средство не контактировало с продуктами.
  • Клей следует поместить в темном, прохладном месте.
  • Средство должно храниться в герметичной упаковке.

Срок высыхания сварки зависит от используемого средства. Первый результат заметен спустя 5-20 минут, но шов еще уязвим. Полное высыхание наступает через 12-24 часа. После этого изделие готово к использованию.

Холодная сварка для труб

Холодная сварка для труб отопления – это клей для ликвидации протечек в трубопроводе, на котором отсутствуют сильные нагрузки, высокое давление, повышенные температуры. Такой ремонт системы отопления не имеет ничего общего с инверторной сваркой. Протечки устраняются благодаря высокой адгезии клеящего состава к поверхности. После схватывания холодной сварки итоговый результат не уступает по качеству классическому шву.

Нанесение средства не требует определенных навыков, поэтому ремонтные работы легко выполняются своими руками. Этот метод уместен в ситуациях, когда сваривание горячим методом опасно либо вызывает технические трудности. Он пригоден для точечной заклейки сантехники, радиаторов, труб, расширительных бачков и прочих конструктивных элементов отопительной системы.

Преимущества

  • надежное устранение трещин, сколов и протечек в бытовых трубопроводах;
  • безопасное использование, отсутствует деформация и напряжение на металле;
  • при формировании шва не допускается нагрев, не нужен дополнительный инструмент;
  • не плавит материал, подходит для ремонта металлопластиковых и пластиковых конструкций;
  • ремонт не занимает много времени, уместен для заделки течи в экстренном случае, необходимо строго соблюдать инструкцию производителя;
  • самый бюджетный способ ремонта водопроводных труб.

Недостатки

  • применяется только для мелкого ремонта повреждения трубы в местах, где отсутствует нагрузка;
  • требует тщательного соблюдения технологии нанесения, иначе не будет держаться;
  • в процессе сваривания необходимо соблюдать заданную температуру;
  • в отличие от инверторной сварки шов не является долговечным, это только временная мера.

Ремонт труб холодной сваркой

Разновидности клеящих составов

Холодная сварка востребована для точечного ремонта труб. В продаже предлагается клей зарубежных и отечественных брендов. Он различается не только стоимостью, но и качеством. Хорошо зарекомендовали себя такие материалы:

  • Abro и HI-Gear — импортные;
  • Алмаз и Полимет — отечественные.

Главным элементом является эпоксидная смола, придающая ингредиентам однородного состава и пластичности. В качестве дополнительных компонентов применяются минеральные добавки: оксид железа, сера и другие, влияющие на качество адгезии. Их наименование и количество каждый производитель определяет самостоятельно. Для усиления прочности после застывания используется металлический компонент.

Для ремонта пригоден состав с пометкой «для труб», при этом ненужно спускать воду с отопительной системы. Холодная сварка схватывается в течение 15-30 минут. Не рекомендуется подвергать трубопровод нагрузке 1,5-2 часа после сваривания. Некоторым маркам клея необходимы сутки до полного затвердения. После заделки пробоин и трещин поверхность шлифуют с последующим грунтованием и окраской.

Критерии выбора труб и вида клея

Холодная сварка для труб различается по консистенции и составу. Жидкий клей производят двухкомпонентным – в виде клеящей смеси и отвердителя. Их соединяют в определенной пропорции непосредственно перед применением. При выборе материала для заклейки дефектов нужно учитывать состав и назначение. Пластичный аналог по консистенции напоминает пластилин. Его продают в виде однокомпонентной либо двухкомпонентной смеси. Он изготавливается в форме бруска, который перед использованием тщательно разминают. Производители предлагают такие разновидности холодной сварки:

  • для металла – пригоден для временной заклейки течи в металлическом трубопроводе с низким давлением, резервуаров, карбюраторов и радиаторов автомобилей;
  • для пластиковых труб – специализированный состав для пластиковых и пластмассовых деталей, хорошо устраняет трещины на корпусе, пригоден для пвх труб, хорошо герметизирует соединения;
  • универсальный – может использоваться для пластмассовых, металлических, полипропиленовых, стеклянных и керамических изделий, хуже склеивает по сравнению со специализированными составами;
  • для сантехники – устраняет трещины и течи на раковинах, унитазах и прочих фарфоровых и фаянсовых сантехнических приборах.

Разновидности клеевых составов холодной сварки

Использование холодной сварки для ремонта протечки трубы

Перед началом работ по свариванию необходимо перекрыть краны запорной арматуры, слить воду, обеспечить хороший доступ к проблемному участку. Участок с трещинами и сколами очищают от загрязнений, обезжиривают. Обязательно удаляют старые слои краски. Застарелую краску в месте течи можно очистить крупнозернистой наждачной бумагой либо болгаркой, используя специальные насадки.

Если ремонтные работы выполняются в отопительный период, слив воды из системы выполнить не всегда получится. Заделку дефектов проводят на функционирующей магистрали. При этом не следует рассчитывать на качественную адгезию между материалами. Стекающая жидкость не дает возможность хорошо прилипнуть клею к участку.

Для устранения свищей необходимо использовать холодную сварку в жидком виде. Ней хорошо пропитывают ткань и плотно обматывают поврежденный фрагмент. Такой ремонт является временным, в межсезонье рекомендуется устранить течь капитально. Пластиковые и полимерные трубы сваривают между собой по такой схеме:

  1. В местах заклеивания участки труб обрабатывают наждачной бумагой для улучшения адгезии. Процедура позволяет удалить различные загрязнения, препятствующие качественному склеиванию.
  2. На торцах труб диаметром 10-20 мм допуск перпендикулярности не должен превышать 2 мм.
  3. Места соединения муфтой обрабатывают наждаком, снимая тонкий слой пластика в пределах 0,1-0,2 мм по всему диаметру. Площадь поверхности должна быть не меньше половины длины муфты. Не допускаются грубые дефекты и заусеницы.
  4. Клеящий состав смешиваем согласно инструкции. Готовую смесь необходимо израсходовать в течение 3 минут.
  5. После нанесения смеси на соединяемые элементы готовый участок трубы зажимают прессом. Допустимый вес производитель указывает на упаковке холодной сварки.

Через 8 часов после ремонта трубопровод готов к последующей эксплуатации. Данный способ пригоден для монтажа трубопроводов и точечного ремонта.

Соединение пластиковых труб холодной сваркой

Можно ли холодной сваркой отремонтировать батарею отопления

Для металлических контуров отопления приобретают специализированный клей, допускающий ремонт и эксплуатацию трубопровода с высокой температурой. Холодная сварка для стальных батарей отопления позволяет устранять свищи в контурах подачи горячей воды. Такой способ заделки дефектов используют временно. При первой возможности рекомендуется сварить данный фрагмент инверторным аппаратом.

Ремонт батарей отопления холодной сваркой

Данный метод не рекомендуется применять на сложных конструктивных элементах отопительной и водопроводной магистрали. С помощью клеящего состава выполняют только поверхностный ремонт чугунных, стальных и алюминиевых трубопроводов, радиаторов, расширительного бачка при условии, что к месту дефекта имеется свободный доступ. Клеящая смесь не является полноценной сваркой. Она устраняет дефект посредством заклеивания трещины, поэтому при механическом воздействии адгезия нарушается. Соединение не устойчиво «на отрыв».

Читайте также: